Научная статья на тему 'Дидактические и дизайн-эргономические требования к электронному учебнику'

Дидактические и дизайн-эргономические требования к электронному учебнику Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
267
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические и дизайн-эргономические требования к электронному учебнику»

ЛЮДМИЛА БОСОВА, ДЕНИС МАМОНТОВ, АЛЕКСАНДР КОЗЛЕНКО, ВЯЧЕСЛАВ ТЕРЕНИН

Дидактические и дизайн-эргономические требования к электронному учебнику

112

об авторе

Л.Л. Босова, главный научный сотрудник ФИРО, доктор педагогических наук

Попытки создания средств обучения, в которых используются возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), предпринимаются уже более 50 лет. За это время ученые и специалисты неоднократно обращались к теме электронного учебника (ЭУ), предлагая самые разные трактовки этого понятия [9; 8]. Тем не менее большинство специалистов придерживались следующих общих позиций: печатный учебник, представленный в электронной форме, не может рассматриваться в качестве ЭУ; содержание ЭУ не может быть редуцировано к печатному аналогу без потери дидактических свойств; ЭУ, реализованный на персональном компьютере, не может рассматриваться в качестве альтернативы традиционного печатного (бумажного) учебника [4; 5; 7].

В связи с появлением широкого спектра мобильных электронных устройств тематика, связанная с разработкой и использованием в учебном процессе электронных учебников, вновь приобрела актуальность. Многие зарубежные и отечественные специалисты [6] считают, что ЭУ, реализованный на современном мобильном электронном устройстве,

в перспективе способен полностью заменить печатный (бумажный) учебник.

Основываясь на определениях учебника [2] и учебного электронного издания [3], определим термин «электронный учебник» следующим образом: электронный учебник - это учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части, обеспечивающее полноту дидактического цикла процесса обучения, создающее индивидуализированную активно-деятельностную образовательную среду.

Типовая модель ЭУ - описание его основных функциональных и дидактических возможностей, структурных компонентов и способов представления образовательного контента, в том числе его мультимедийных и интерактивных компонентов, а также обобщенных сценариев взаимодействия учащегося с образовательным контентом.

Модель ЭУ для конкретной предметной области (предмета) строится на основе типовой модели путем ее конкретизации с учетом специфики предметных областей, примерной программы и возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся.

Специфика ступени образования проявляется (1) в необходимости учета ведущего вида деятельности учащихся

при проектировании компонентов ЭУ, (2) в усложнении форм интерактивного взаимодействия от начальной школы к средней.

Специфика предметной области определяется спецификой объекта изучения и проявляется (1) в необходимости учета преобладающей формы представления образовательного контента, (2) в наличии специализированных инструментов, поддерживающих специфичные для каждой предметной области виды деятельности.

Можно выделить четыре типа ЭУ:

1. ЭУ в формате электронной книги (PDF, DJVU, FB3, ePub, RTF) может воспроизводиться на таких устройствах, как электронные книги (ридеры) и планшеты. Пользователь может выполнять индивидуальные настройки: шрифта (выбор гарнитуры шрифта, дискретное масштабирование шрифта, выбор цвета шрифта), режимов отображения контента (черный текст на белой подложке, белый на черной и пр.), яркости свечения экрана мобильного устройства. Для решения педагогических задач пользователю доступны следующие сервисы: поиск информации (полнотекстовый поиск, по гиперссылкам, по оглавлению, переход по закладкам, переход по заметкам); работа с текстом (создание закладок, заметок в виде текстовых блоков, текстовых блоков; выделение текста подчеркиванием, маркирование текста разными цветами); печать заметок; отправка заметки или выделенного фрагмента содержания по электронной почте. Используются следующие формы представления информации: текст с возможностью выбора шрифта и изменения его размера и цвета; статическая растровая иллюстрация с возможностью увеличения на весь экран; статическая векторная иллюстрация (для формата PDF).

Обязательным требованием к ЭУ является наличие контрольно-измерительных материалов (КИМ), состав которых зависит от функциональных возможностей конкретного мобильного устройства и может включать следующие типы заданий: 1) на выбор одного правильного ответа из множества; 2) на выбор нескольких правильных ответов из множества; 3) на ввод ответа с помощью виртуальной клавиатуры.

об авторе

Электронный учебник - это учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части, обеспечивающее полноту дидактического цикла процесса обучения, создающее индивидуализированную активно-деятельностную образовательную среду.

2. Гибридный ЭУ. В этом случае электронные тексты печатных учебников связывают гиперссылками с электронными образовательными ресурсами [1] и воспроизводят на планшетах.

3. Типовой интерактивный мультимедийный ЭУ создается с помощью стандартного инструментального средства - редактора ЭУ. При этом возникает ряд ограничений, продиктованных функциональными возможностями самого инструментального средства (например, iBooks АиШог), со стороны как методологии построения учебных сцен, так и принципов публикации созданного интерактивного мультимедиа издания для потребителя. Тем не менее возможности инструментального средства должны позволять создавать учебники, превосходящие по своим потребительским свойствам ЭУ в формате электронной книги (тип 1).

Мобильными устройствами для воспроизведения ЭУ третьего типа являются планшеты, позволяющие использовать для представления образовательного контента не только текст, но также статические и динамические иллюстрации (видео, анимации), обеспечивающие возможности управления их воспроизведением (запустить проигрывание, остановить, перемотать назад, пауза) и масштабирования на весь экран, и кроме того 3D-объекты.

Возможна реализация более широкого спектра тестовых заданий, в том числе на установление соответствий, на установление последовательностей.

4. Высокотехнологичный интерактивный мультимедийный ЭУ превосходит по своим потребительским свойствам типовой интерактивный мультимедийный ЭУ (тип 3) за счет наличия контента высокой технологической и методической сложности, в том числе виртуальных 2D и 3D панорам, параметрических моделей, инструментальных средств и других сложных объектов. Мобильные

113

Д.И. Мамонтов, генеральный директор ООО «ФИЗИКОН», кандидат технических наук

А.Г. Козленко, эксперт-методист ООО «ФИЗИКОН»

В.В. Теренин, генеральный директор ООО «Айрево-люшн»

114

устройства для воспроизведения таких учебников - планшеты.

Далее будут рассматриваться различные аспекты создания электронных учебников, относящихся к типам 3 и 4, как наиболее полно отвечающих целям и задачам современного школьного образования.

Представим перечень основных возможностей современного ЭУ; он:

1) сохраняет основные достоинства классического печатного учебника;

2) поддерживает технологию загрузки и оперативного обновления образовательного контента по современным каналам связи;

3) обладает широкими возможностями компьютерной визуализации учебной информации;

4) предоставляет возможность интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (учащийся, учитель, родитель, владелец прав на образовательный контент и др.) и элементами образовательного контента;

5) поддерживает комфортные, интуитивно понятные учащемуся условия для взаимодействия с образовательным контентом как на школьных занятиях, так и при самостоятельной работе дома;

6) обеспечивает возможность комплексного представления учебного материала, позволяющего объединить в ЭУ весь необходимый учащемуся образовательный контент по каждому отдельно взятому предмету: содержание традиционного школьного учебника может быть расширено за счет фрагментов задачника, практикума, хрестоматии, рабочей тетради и т.д.;

7) обеспечивает возможность реализации каждым учащимся индивидуальных образовательных траекторий - своих потребностей в отношении широты и глубины освоения каждого предмета за счет наличия: материала, обязательного для усвоения, и дополнительного материала, расширяющего основной; дополнительных источников информации, включенных в ЭУ; гиперссылок на веб-ресурсы, не входящие в состав ЭУ; автоматизированной адаптации учебного контента к текущему уровню знаний и потребностям учащегося; при этом обеспечивается возможность воспроизведения основной (инвариантной) части учебного материала на широком

спектре мобильных устройств, потенциально доступных учащимся, в то время как возможности воспроизведения дополнительного материала могут быть различными, в зависимости от типа используемого мобильного устройства;

8) создает активно-деятельностную познавательную среду для учащегося за счет возможности осуществления информационно-поисковой и исследовательской деятельности, выполнения разнообразных практических заданий с автоматической проверкой результатов, автоматизации процессов тренировки и контроля знаний, поддержки творческой деятельности с элементами контента, использования встроенных средств коммуникации для организации сетевого взаимодействия ученика и учителя, учеников между собой для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности, решения задач дистанционного обучения.

9) обеспечивает возможность управления учебным процессом за счет взаимодействия мобильных устройств учащихся, компьютера или мобильного устройства учителя и других средств обучения на базе ИКТ (например, интерактивная доска, лабораторное оборудование и т.п.) в едином информационном пространстве класса (образовательного учреждения).

В ЭУ предполагается наличие основного и дополнительного учебного материала (образовательного контента).

Основной образовательный контент ЭУ определяется ФГОС и примерной программой по предмету для данного уровня образования. В качестве источника основного образовательного контента ЭУ может использоваться учебник из федеральных перечней учебников, которые рекомендованы (допущены) к применению в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Кроме того, может быть специально разработан новый образовательный контент, соответствующий научным и психолого-педагогическим требованиям, предъявляемым к изданиям данного жанра. Основной учебный материал представляется в форме интерактивного мультимедийного гипертекстового контента.

Дополнительный учебный материал представляет собой текстовый (гипертекстовый) контент, содержащий справочную информацию (в том числе глоссарий), многообразный познавательный и научно-популярный материал (в том числе фрагменты литературных произведений, популярных научных статей и публикаций, произведений искусства и др.), мультимедийный и интерактивный контент для более детального изучения материала предметной области.

Дополнительный материал должен соответствовать базовым дидактическим принципам, обеспечивать многообразие индивидуальных траекторий и уровней глубины усвоения, предполагать разнообразные формы представления информации и обеспечивать активно-деятельностные формы взаимодействия с контентом.

Дополнительный материал в ЭУ может располагаться вместе с основным учебным материалом в виде гипертекстовых врезок с названием объекта, кратким (до 60 знаков) описанием или началом статьи и символическим (инфографи-ческим) изображением, обозначающим свойства дополнительного материала (тип ведущего мультимедийного/интерактивного объекта в нем, уровень сложности и др.).

Образовательный контент ЭУ может быть представлен в двух вариантах:

1) упрощенная версия - гипертекстовый учебник, снабженный средствами поиска и навигации, с ограниченным спектром мультимедийных и интерактивных компонентов, предполагающий воспроизведение с помощью устройств для чтения электронных книг; к таким возможностям могут относиться масштабирование, автоверстка при изменении позиционирования учебника, закладки и комментарии;

2) полная версия - гипертекстовый учебник, насыщенный мультимедийными и интерактивными компонентами, для воспроизведения которых требуется полноценное планшетное устройство или персональный компьютер. Полная версия ЭУ создается с учетом следующих инновационных функциональных возможностей мобильных устройств:

1) наличие встроенных гироскопов для отслеживания положения устройства в пространстве; примеры использо-

вания в учебном процессе: выполнение пространственных заданий, основанных на оценке положения объектов в трехмерной среде; навигация по фотопанорамам; управление 3D-объектами;

2) наличие встроенного GPS-навигатора и получение GPS-координат устройства; примеры использования в учебном процессе: адаптация контента на региональном уровне путем привязки данных из баз для конкретной местности; гео-кешинг и проведение проектных работ с привязкой изображений и результатов наблюдений к пространственным координатам объектов изучения; проведение межшкольных проектов с автоматическим представлением положения участников проекта;

3) наличие режима Multi Touch (поддержки одновременного выполнения нескольких тактильных команд); примеры использования в учебном процессе: выполнение пространственных заданий и мини-проектов, основанных на взаимодействии нескольких пользователей с объектом интерактивного взаимодействия (виртуальной лабораторией, объектом конструктивной среды, 3D-объектом); реализация активных форм совместной учебной деятельности (включая обучающие игры и тренажеры).

Рассмотрим более подробно составляющие мультимедийного интерактивного контента ЭУ.

Типовым компонентом ЭУ является текст (гипертекст). Основной контент, как правило, разделяется на параграфы, соответствующие урокам классно-урочной системы. В учебниках большого объема текст структурируется с помощью подзаголовков, списков, таблиц. В математических, естественнонаучных и технических предметах текст обильно перемежается формулами. Гиперссылки обеспечивают сетевую структуру контента.

Верстка текста должна обеспечивать возможность удобного просмотра как в горизонтальном, так и в вертикальном режимах. По возможности следует обеспечить просмотр всего контента без использования полос прокрутки. Важной становится задача оптимизации экранного пространства, которая решается с помощью миниатюризации элементов навигации и медийного контента, всплывающих окон и т.д.

115

116

Обязательной составляющей любого учебника являются иллюстрации (рисунки, схемы, графики, фотографии, двумерные фотопанорамы). С одной стороны, ЭУ предоставляет возможность увеличения количества изображений, сопровождающих текст, и повышения их качества (особенно по сравнению с традиционно невысоким качеством иллюстративного материала в печатных школьных учебниках). С другой стороны, требование экономии места на экране заставляет искать новые формы компактного представления иллюстративного материала; в этом разработчику ЭУ помогают как типовые компоненты интерфейса (масштабирование иллюстраций, слайд-шоу, всплывающие подсказки над фрагментами изображений и формулами, интерактивные карты, ленты времени), так и более сложный интерактив, подразумевающий декомпозицию блок-схем, схем строения (устройства) природных и техногенных объектов.

Объекты и процессы, основные свойства которых проявляются в динамике, целесообразно иллюстрировать динамическим видеорядом (анимациями, видеофрагментами, слайд-шоу с голосовым изображением). Повышение насыщенности динамических объектов часто достигается встраиванием интерактива (выбор режима воспроизведения или начальных параметров явления/процесса, интерактивное видео и т.п.). Для звуковых объектов (звуки природы, технических устройств, музыка, речь) естественным выглядит включение в учебник аудио-фрагментов. Возможность воспроизведения динамического ряда является одним из ключевых преимуществ ЭУ по сравнению с традиционными учебниками.

Эффективному погружению учащихся в изучаемый контент способствуют объекты виртуальной реальности: сферические фото- и видеопанорамы (в том числе объединяемые в виртуальные туры), интерактивные трехмерные модели объектов. Целесообразными в подобных объектах являются масштабирование и всплывающие подсказки на отдельных элементах изображения.

Сложные связи между явлениями и процессами удобно изучать с помощью интерактивных параметрических моделей, в которых многообразие начальных условий и параметров протекания изуча-

емого процесса или явления достаточно велико (обычно несколько сотен вариантов). Изменяемые параметры находят отображение при визуализации явления, процесса или в конечных результатах работы модели. Параметрические модели хорошо применять в математических, естественнонаучных, технических предметных областях, где взаимосвязи (на школьном уровне), как правило, изучены и сформулированы математически. Ввиду своей сложности параметрические модели часто используются не как иллюстрации основного контента, а как основа, инструмент, для виртуальной лабораторной работы. Для проектной работы в ЭУ таковым являются инструментальные компоненты (виртуальные лаборатории, конструктивные среды, интерактивные карты с привязкой к GPS и др.). Они сочетают в себе сложность математических взаимосвязей параметрических моделей с реалистичностью обычных графических изображений.

Особым типом мультимедийного интерактивного контента являются игровые модули. Особенно полезно использование электронных игр в учебниках для начальной и основной ступеней образования.

Интерактивные задания различных типов обеспечивают самоподготовку (тренировку и самоконтроль) и различные виды контроля (вступительный, промежуточный, итоговый) в рамках ЭУ. К заданиям для самоподготовки целесообразно обеспечить «двойной» доступ - из параграфов учебника и из специализированного сборника (рабочей тетради). Интерактивные задания для аттестации должны быть собраны в специализированных сборниках (возможно, хранящихся в системах управления обучением и доставляемых учащемуся непосредственно перед выполнением контрольной работы); важным представляется обеспечение вариативности контрольных работ, уровневой градации. Доступ учащихся к решениям и правильным ответам должен быть в таких заданиях ограничен (не только интер-фейсно, но и технически - школьники легко найдут небрежно спрятанные разработчиками ответы, если не обеспечить должных мер по их защите).

Особенности интерфейса планшетных устройств диктуют свои требования

к типажу стандартных тренировочных и контрольно-измерительных материалов. Наиболее удобными для учащегося будут интерактивные задания, в основе взаимодействия с которыми лежат действия «указать» и «перетащить».

К заданиям на «указание» относятся уже привычные интерактивные задания (например, из КИМ ЕГЭ) на выбор одного или нескольких вариантов ответа (как правило, упорядоченно расположенных в строку или в ряд), а также более сложные задания на указание произвольного объекта на мультимедийной композиции.

Задания на «перетаскивание» более сложно реализуемы (как технически, так и методически). Они пока менее привычны пользователю, а их типология более разнообразна. Распространенными типами заданий на «перетаскивание» являются задания на установление соответствия «один к одному» или «один ко многим» (как между текстовыми, так и между графическими объектами), на упорядочивание, задания на распределение элементов по группам, задания на формирование мультимедийной композиции путем перетаскивания объектов и др.

Что касается распространенных в КИМ заданий на ввод ответа (числового или строкового) с клавиатуры, то к ним надо относиться с осторожностью, так как пользование клавиатурой (особенно на планшетных устройствах) сопряжено с известными для малоопытного пользователя трудностями.

Важным компонентом ЭУ являются наборы заданий, которые представлены в части ЭУ, называемой рабочей тетрадью:

• задания для самоконтроля, позволяющие скорректировать представления о содержании предметных элементов и способах действия при решении простых познавательных задач;

• наборы групповых исследовательских и проектных заданий, отчеты о результатах выполнения которых формируются и могут накапливаться на сайте образовательного учреждения (ОУ) и быть доступны учителю для анализа и оценивания;

• самостоятельные и контрольные работы, выполняемые учащимся индивидуально на собственном мобильном устройстве, результаты которых могут передаваться на сайт ОУ и накапливаться там;

• контрольные работы, выполняемые учащимся индивидуально в режиме онлайн; результаты выполнения таких работ хранятся на сайте ОУ, где их может анализировать учитель.

Ради удобства пользователя задания для самоконтроля и бланки заданий для исследований в виртуальных лабораториях при проведении плановых мини-проектов и групповых исследований с виртуальными объектами (параметрическими исследовательскими моделями, сложными трехмерными объектами, интерактивным видео, сложными анимациями и даже отдельными статичными объектами) объединяются в электронный аналог рабочей тетради, «зеркало» которого сохраняется в индивидуальной области сайта ОУ - электронном портфо-лио ученика.

При выполнении практических заданий предполагается возможность использования гиперссылок, обеспечивающих вызов теоретического (основного, дополнительного) материала, мультимедийного и интерактивного контента. Именно рабочая тетрадь является средством адаптации и построения индивидуальных образовательных траекторий, для чего используется динамичный обмен данными между нею и системой управления обучением.

Рассмотрим основные дизайн-эргономические решения, используемые при создании электронного учебника.

1. Тип верстки ЭУ и обоснование выбора. Ключевым вопросом в определении облика ЭУ является выбор между страничной и потоковой версткой. Страничная (особенно, «портретная», т.е. вертикальная) верстка является каноном для жанра учебных пособий. С потоковой версткой сталкиваются все, кто читает материалы на сайтах. При страничной верстке основная навигационная активность - это «перелистывание» (переключение, перебор) страниц, при потоковой - движение вертикальной полосы прокрутки содержимого окна. Разбиение текста на страницы требует жесткой верстки, где каждому элементу учебного содержания назначено свое место; потоковая верстка не настолько фиксирована. Ключевым фактором при выборе типа верстки может стать сила привычки читателя работать с вертикально ориентированными изданиями, разбитыми

117

Таблица

118

Инструмент

Предметный указатель

Именной указатель

Хронологический указатель

Указатель географических названий

Указатель медиа-компонентов

Полнотекстовый поиск

Задачи

Поиск, выбор и переход к странице, содержащей термин в учебнике

Поиск, выбор и переход к странице, содержащей запрошенное имя

Поиск, выбор и переход к странице, относящейся к дате или периоду времени

Поиск, выбор и переход к странице, содержащей название

Поиск, выбор и переход к странице,содержа-щей выбранный медиа-компонент

Поиск, выбор и переход к странице, удовлетворяющей поисковому запросу, с учетом уровня релевантности

Тип компонента

Структурированный список гиперссылок, поле ввода

на страницы. Вместе с тем современные школьники с «младенчества» «бродят» по Интернету, и сайт со скроллингом для многих из них более привычен, чем страница книги. Это позволяет уйти от традиционной разбивки на страницы.

Выбирая тип верстки, разработчик ЭУ должен руководствоваться возрастными особенностями учащихся и спецификой предметной области. Можно предположить, что более игровой и иллюстрированный контент для начальной школы лучше предъявлять учащемуся по страницам, тем самым фокусируя внимание ребенка на основной мысли, задании, формулировке. У старшеклассников не будет возникать неудобств при работе с потоковой версткой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Навигационный компонент интерфейса ЭУ. Ключевым компонентом интерфейса ЭУ являются навигационные элементы и элементы управления контентом, взаимодействие с которыми в отличие от стационарного компьютера учащийся осуществляет не манипулятором («мышь», «трекбол» и др.), а пальцем.

В связи с этим размеры элементов управления должны соответствовать возрастным физиологическим особенностях учащихся.

Удобство пользования учебником может быть обеспечено реализацией следующих типов навигационных элементов:

• пара крупных кнопок или МиккоиЛ-компонент «перелистывание», реализующих команды «страница вперед» / «страница назад»;

• пара кнопок или МиккоиЛ-компонент «прокрутка страницы», реализующих команды «в начало книги» / «в конец книги»;

• поле ввода, реализующее команду «на нужную страницу»;

• поле ввода, реализующее команду «к нужному параграфу»;

• крупная кнопка, реализующая команду «к оглавлению»;

• разворачивающаяся кнопка-список, реализующая команду «к определенному разделу»;

• крупная кнопка, реализующая команду «вернуться назад»;

• гиперссылка, реализующая команду «перейти к связанному тексту»;

• кнопка-иконка на полях страницы, реализующая команду «запустить связанный медиа-объект».

Важным свойством ЭУ является возможность организации поиска и перехода к нужному объекту (табл.).

3. Масштабирование страницы ЭУ. Учебник должен быть спроектирован таким образом, чтобы ребенок с нормальным зрением мог спокойно читать текст и работать с изображениями, не пользуясь дополнительными приспособлениями. Тем не менее для людей с ослабленным зрением должны быть предусмотрены средства масштабирования изображения. К ним относятся:

• пара кнопок и ползунок масштабирования, реализующие команду «увеличить» / «уменьшить страницу»;

• поле ввода, реализующее команду «установить масштаб изображения»;

• вертикальная или горизонтальная полоса прокрутки, реализующая команду «перейти к другой части фрагмента страницы»;

• кнопка-иконка в одном из углов элемента, реализующая команду «увеличить медиа-элемент».

4. Элементы интерфейса для работы с мультимедиа. Для управления динамическими объектами требуются специализированные элементы интерфейса («начать просмотр», «приостановить», «закончить», «вперед» / «назад», «заглушить звук» и т.п.).

5. Формы работы с контентом. В ЭУ должны быть реализованы следующие

формы работы с учебным контентом: выбор медиа-элемента; указание на медиа-элемент; перемещение медиа-элемента (в том числе множественное - реализуемое средствами multi-touch); ввод контента в форму (в том числе текстового и числового) с помощью виртуальной клавиатуры.

6. Специализированные элементы интерфейса для работы с интерактивными заданиями. Интерактивные задания требуют наличия специализированных элементов интерфейса - кнопок, реализующих следующие команды: 1) «принять ответ»; 2) «проверить ответ» (может быть реализован вывод на экран комментариев к ответу, рекомендаций к дальнейшим действиям, переход на следующее задание); 3) «очистить форму для ввода ответа»; 4) «показать решение»; 5) «показать шаг решения».

Большинство из этих компонентов должны появляться только в те моменты, когда они «нужны» пользователю.

7. Структурирование текста учебника. Важным компонентом дизайн-эргономического решения ЭУ являются структурные элементы текста. Среди них:

• подзаголовки,

• списки (маркированные и нумерованные),

• таблицы,

• формулы, выключенные по центру страницы,

• врезки в текст.

Медиа-объекты могут быть встроены в основное учебное содержание учебника (т.е. являться динамическими, интерактивными и прочими иллюстрациями к учебнику), а могут являться дополнительными по отношению к нему. В первом случае они размещаются на странице учебника, как и обычные иллюстрации. Подпись к ним должна ясно сообщать пользователю о типе иллюстрации. Во втором случае они обозначаются иконками, внешний вид которых указывает на тип объекта, и открываются в отдельном окне.

В настоящее время в качестве основного клиентского устройства для работы учащегося все чаще рассматриваются различные мобильные электронные устройства - интернет-планшеты, нетбу-ки, устройства для чтения электронных книг и т.д. Следствием этого может быть достаточно скорый переход от классиче-

ского бумажного учебника к современному ЭУ, включающему интерактивный мультимедийный образовательный контент и средства коммуникации. У современных школьников такой переход скорее всего не вызовет особых затруднений. Что касается педагогов, то они будут видеть в ЭУ прежде всего отсутствующие достоинства бумажных учебников. Задача специалистов, разрабатывающих ЭУ, - выявить и в полной мере реализовать новые возможности средств ИКТ, создав с их помощью широкое поле для индивидуализированного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Босова Л.Л. Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО). М.: Локус-Пресс, 2008. 64 с.

2. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды, термины и определения. Дата введения 2004.07.01.

3. ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Дата введения 2002.07.01. М.: Изд-во стандартов, 2002.

4. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и их оценка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». М.: МГПУ, 2003. № 1 (1). С. 21-24.

5. Кулагин В.П. и др. Информационные технологии в сфере образования / В.П. Кулагин, В.В. Найханов, Б.Б. Овезов, И.В. Роберт, Г.В. Кольцова, В.Г. Юрасов. М.: Янус-К, 2004. 248 с.

6. Лейбович А.Н. Без бумажных учебников // Образовательная политика. 2011. № 3. С. 11-16.

7. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осин А.В. Книга и электронные средства в образовании. М: Издательский сервис; Логос, 2002. 144 с.

8. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.

9. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000. № 2. С. 70-77.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.