ЛЮДМИЛА БОСОВА, КСЕНИЯ ТАРАСОВА
Электронный учебник:
особенности представления образовательного контента
52
об авторе
JI.JI. Босова,
главный
научный
сотрудник
ФИРО, доктор
педагогических
наук
современных условиях глобальной информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни назрела необходимость в формировании новой культуры представления образовательного контента и работы с ним. Одно из перспективных решений в этой области - замена традиционных бумажных учебников электронными учебниками (ЭУ) нового поколения, реализованными на современных мобильных устройствах. Основные преимущества обучения с использованием ЭУ состоят в том, что:
1) ученикам предлагается образование с использованием той же технологии, которую они применяют дая связи и развлечений вне школы: смартфоны, планшетные компьютеры и переносные компьютеры;
2) появляется реальная возможность в массовом порядке уйти от пассивного уравнительного образования, недостаточно приспособленного к потребностям и склонностям каждого ученика, и решить задачу учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Процесс создания и внедрения современных ЭУ вдет во всем мире; многие страны уже начали использовать ЭУ в образовательной практике. Так,
с 2007 г. в Южной Корее действует программа «Электронный учебник», в рамках которой разработана и применяется единая виртуальная интерактивная книга «Virtual interactive ubiquitous book» -ЗБ-учебник с использованием так называемой дополненной реальности (augmented reality), предполагающей сочетание изображений реальных объектов и дополняющей их текстовой или иной информацией и тем самым повышающей усвоение материала. Результаты эксперимента показали, что успеваемость школьников в целом повысилась на 30 %, наиболее значительное улучшение показали учащиеся с самой низкой успеваемостью. К 2015 г. правительство Южной Кореи планирует полностью отказаться от бумажных учебников.
В январе 2012 г. компания Apple представила инструментальное средство дая разработчиков образовательного контента, позволяющее конвертировать авторские учебные материалы в формат ЭУ и поддерживающее следующие функции: мгновенный поиск нужной информации; масштабирование фотографий и иллюстраций; вращение интерактивных трехмерных моделей; осуществление быстрого перехода к нужной главе прикосновением к миниатюрам страниц; автоматическая смена ориентации верстки с вертикальной на горизонтальную; наличие всплывающих толкований слов;
возможность делать заметки на полях, выделять участки текста цветом; возможность создания резюмирующих каждую главу кратких выдержек; создание опросников дая закрепления прочитанного; возможность установления обратной связи с преподавателем; управление образовательным контентом мультисен-сорными жестами.
В феврале 2012 г. в США началась реализация государственной инициативы «The Digital Textbook Collaborative», в рамках которой уже в ближайшей перспективе предполагается обеспечение каждого американского школьника современными электронными (цифровыми) учебниками - интерактивными комплектами учебных материалов и средств, доступ к которым можно получать через переносной компьютер, планшетный компьютер или иное современное устройство.
Аналогичные инициативы, связанные с использованием ЭУ, осуществляются и в странах Восточной Европы, в частности в Белоруссии и Украине. Школьные проекты по внедрению электронных книг широко разворачиваются также и в развивающихся странах мира - например, в Африке, где преобладают сельские школы, в которых традиционно отмечается острая нехватка учебников в системе как начального, так и среднего школьного образования. Пилотные проекты были запущены в 2010 г. в Гане и в 2011 г. в Кении.
Ряд мероприятий по апробации ЭУ в общеобразовательных учреждениях провело в 2011-2012 гг. Министерство образования и науки Российской Федерации. В общей сложности в апробации участвовали 38 школ, 3470 школьников VI-VII классов, более 500 педагогов. В апробации были использованы различные типы современных мобильных электронных устройств: устройства для чтения электронных книг (Pocket Book Pro 9ХХ, Plastic Logic 100, EctacojetBookColor), школьные ноутбуки (Intel ClassMate PC), Интернет-планшеты (Entourage eDGe, Samsung Galaxy Tab). На вышеперечисленные устройства были установлены электронные копии учебников дая этих классов из Федерального перечня учебников.
Независимо от типа используемых мобильных устройств в процессе апробации обнаружились серьезные пробле-
мы, связанные с особенностями верстки (структурирования и расположения) образовательного контента на бумажных и электронных носителях: в традиционном бумажном учебнике в качестве единого информационного блока, доступного дая целостного восприятия, выступает разворот учебника, чему соответствуют два кадра с информацией на мобильном устройстве, доступ к которым осуществляется последовательно. Это затрудняет работу учащихся с образовательным контентом, снижает скорость выполнения ими учебных заданий. В результате верстка, используемая при создании бумажных учебников, становится в ряде случаев неприменимой при использовании мобильных устройств в качестве
С 2007 г. в Южной Корее действует программа «Электронный учебник». Результаты эксперимента показали, что успеваемость школьников в целом повысилась на 30 %, наиболее значительное улучшение показали учащиеся с самой низкой успеваемостью.
носителей соответствующего образовательного контента. Определенные трудности возникали у школьников и при работе на планшетных устройствах с созданными ранее электронными образовательными ресурсами, которые были ориентированы на персональные компьютеры и использование манипуляторов («мышь», «трекбол» и др.). Планшетные устройства поддерживают более комфортные, интуитивно понятные современным школьникам возможности дая взаимодействия с образовательным контентом пальцами. Отсутствие таких возможностей вызывает негативное отношение со стороны учащихся.
Таким образом, результаты проведенной апробации подтвердили необходимость целенаправленной разработки электронного образовательного контента, учитывающего особенности его воспроизведения на современных мобильных устройствах. Определенные результаты, касающиеся разработки подходов к представлению в ЭУ образовательного контента, получены в рамках реализации проекта «Разработка прототипов интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных элек-
об авторе
К.В. Тарасова, старший научный сотрудник ФИРО, кандидат педагогических наук
тронных устройств», предполагающего создание 12 прототипов ЭУ по следующим предметам:
• начальная школа: III класс - математика, III класс - окружающий мир, I класс - изобразительное искусство, I класс - технология;
• основная школа: V класс - русский язык, IX класс - география, VII класс -изобразительное искусство, VI-VII классы - биология, VII класс - технология;
• старшая школа: X класс - литература, X класс - геометрия, XI класс - физика.
Планшетные устройства поддерживают более комфортные, интуитивно понятные современным школьникам возможности для взаимодействия с образовательным контентом пальцами.
При создании прототипов - целостных фрагментов ЭУ, обеспечивающих возможность проведения на их основе не менее восьми последовательных занятий, - разработчики основывались на единых подходах к трактовке понятия ЭУ, его основных функциональных возможностей и структуры, зафиксированных в типовой модели ЭУ [1; 2; 3]. В частности, исходили из того, что:
• ЭУ - учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета (дисциплины) в соответствии с образовательной программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся основным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания;
• ЭУ, реализованный на базе современного мобильного устройства, может рассматриваться в качестве альтернативы традиционному бумажному учебнику и быть основным компонентом информационно-образовательной среды (ИОС), ориентированной на осуществление образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий и на применение современных форм и методов обучения.
В типовой модели ЭУ, кроме того, выделен ряд следующих требований к формам представления образовательного контента.
1. ЭУ содержит мультимедийный и интерактивный образовательный контент.
2. Типовыми компонентами мультимедийного контента ЭУ являются: символьная информация (текст, гипертекст, формулы); статический реалистический и синтезированный визуальный ряд (фотографии, 2Б-фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.); динамический реалистический и синтезированный визуальный ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, ЗБ-фотопанорама с приближением/удалением, 2Б-анимация; наложение и морфинг объектов; анимация, созданная по ЗО-объектам, виртуальные трехмерные модели объектов и пр.); звуковой ряд (аудиофрагменты).
3. Объекты и процессы, основные свойства которых проявляются в динамике, целесообразно иллюстрировать динамическим видеорядом.
4. Объекты сложной структуры целесообразно иллюстрировать с помощью объемных моделей и иных объектов виртуальной реальности.
5. При изучении сложных связей между явлениями и процессами (например, в предметах естественнонаучной области содержания образования) целесообразно использовать интерактивные параметрические модели, изменяемые параметры которых отражаются в результатах работы модели, обеспечивая визуализацию явления или процесса.
6. Звуковой ряд может включаться в ЭУ для: представления звуковых объектов (звуки природы, технических устройств; музыка, речь и пр.); дублирования текстовых описаний; подачи специальных сигналов, комментирующих действия пользователя, и т.п.
7. Образовательный контент ЭУ может включать как все представленные выше компоненты, так и их часть. Выбор конкретных решений для представления образовательного контента должен осуществляться с учетом специфики ступени образования и предметной области (предмета) и быть педагогически целесообразным: каждый используемый компонент должен вносить новое качество в изложение материала; в противном случае рекомендуется воздержаться от его использования. Так или иначе, рабочее пространство не должно быть пере-
гружено информацией и декоративными элементами, отвлекающими внимание учащегося от изучаемого материала.
8. Уровень интерактивности тех или иных компонентов контента ЭУ должен определяться возрастными особенностями обучающихся и спецификой предметной области, быть педагогически целесообразным.
Рассмотрим реализованные в прототипах ЭУ наиболее значимые формы представления образовательного контента, отражающие специфику предметной области (предмета) и ступени образования.
ПРОТОТИП ЭУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ V КЛАССА (РАЗРАБОТЧИК ООО «1С», НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА О.И. РУДЕНКО-МОРГУН)
Образовательный контент представляет собой анимацию или видео; интерактивные и аудио учебные тексты (правила, определения, статьи учебника); статичные и интерактивные иллюстрации; интерактивные учебные словари, иллюстрирующие языковые явления; интерактивные таблицы, схемы; электронные задания и тесты различных типов, творческие задания, ориентированные на проектную деятельность. Он реализован в следующих информационных блоках:
• мультимедиа уроки, созданные с использованием анимации или видео и представляющие собой имитацию реальных уроков, в которых действуют педагогические агенты - виртуальные учитель и ученики. Предполагается, что учитель по ходу урока будет ставить перед учащимися проблемные задачи, которые те будут решать вместе с виртуальными учениками;
• гипертекстовые статьи учебника, содержащие теоретический материал, при необходимости сопровождаемый иллюстрациями. Каждая статья учебника содержит дополнительные материалы - список терминов, используемых в статье. Толкование термина открывается в новом окне;
• самостоятельные работы двух уровней сложности (самостоятельная работа первого уровня содержит обучающие задания базового уровня сложности, второго уровня - повышенного уровня сложности). Задания снабжены
системой подсказок, комментариями к ответам, дополнены возможностью посмотреть правильный ответ. Пользователь имеет возможность увидеть результаты работы с заданиями;
• творческие задания - продуктивные задания, предполагающие индивидуальную и коллективную проектную деятельность. Творческие задания не проверяются и не оцениваются, подготовить ответ к творческому заданию ученик может устно, в тетради или в той форме, которую предложил учитель. Некоторые творческие задания сопровождаются вопросами в электронной форме;
• материалы для урока - дополнительные материалы, требующиеся ученику для подготовки ответов к творческим заданиям или учителю для проведения занятий по теме урока. Это учебные словари, наборы орфографических или пунктуационных правил («правила-напоминалки»), интерактивные таблицы, иллюстративный материал, анимации, мини-игры, дополнительные задания и т.п.;
• контрольные работы - общий для раздела набор тестовых заданий в нескольких вариантах. В отличие от обучающих заданий («Самостоятельная работа») контрольные задания не оцениваются по ходу выполнения, оценивается вся контрольная целиком. В заданиях отсутствуют помощь и правильный ответ.
Программная реализация рассмотренных информационных блоков предусматривает следующие решения:
1) учебный материал в мультимедиа уроках разбит на короткие сцены, переход между сценами осуществляется только после активизации соответствующей кнопки, дополнительный материал к урокам (дикторский текст, словарь терминов) вызывается переходом на другой экран (в том же окне или новом окне), у пользователя есть возможность оперативно убрать новое окно и вернуться к основному материалу, а в случае с дикторским текстом - оперативно перейти от реплики к нужному фрагменту;
2) модальные окна в качестве средства размещения информации используются для таких учебных единиц, как динамическая помощь при выполнении заданий, подсказки к заданиям, комментарии по поводу выполнения задания, показ правильного варианта ответа;
55
3) возможность вертикальной прокрутки текста в дополнительных материалах (статьях учебника, учебных словарях, «правилах-напоминалках»);
4) возможность корректной работы с материалами ЭУ как в альбомной, так и в книжной ориентации дисплея мобильного устройства;
5) возможность работы с сенсорным экраном в режиме «мультитач».
ПРОТОТИП ЭУ ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ X КЛАССА (РАЗРАБОТЧИК ООО «1С», НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА В.Н. ДУБРОВСКИЙ)
В геометрии активно используются разные способы представления информации, прежде всего текстовый и графический; в ЭУ они обогащаются интерактивными моделями. Символьное представление информации, наличие трехмерных моделей помогают ученику развивать умение использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) и свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
С учетом специфики изучения геометрии в старших классах в прототипе реализованы следующие информационные блоки:
• теоретические страницы урока, представляющие собой небольшой по объему текстовый материал, модальные окна, открывающиеся при нажатии кнопок «Напоминание» и «Динамическая модель», статичный геометрический чертеж;
• наборы фотографий с подписями -в каждом уроке выбранной темы представлена страница, которая демонстрирует примеры из окружающего мира, соответствующие изучаемым на уроке понятиям. Каждая фотография подобной галереи содержит комментарии, которые либо соотносят предметы окружающего мира с изучаемыми терминами, либо подводят ученика к возможности сделать определенный вывод, который используется при дальнейшем изучении материала;
• интерактивные презентации с пошаговым изложением материала. Подобное представление материала преобладает в разделах урока, где требуется продемонстрировать те или иные геометрические объекты в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
• интерактивные слайды, позволяющие выделять определенные элементы геометрического рисунка и получать о них информацию;
• динамические трехмерные модели по стереометрии с возможностью их вращения, увеличения, просмотра в ортогональной и аксонометрических проекциях. Пространственные модели по стереометрии при необходимости снабжены пошаговыми презентациями, позволяющими детально и последовательно изучать трехмерную модель;
• вопросы для самопроверки, преимущественно представленные такими видами заданий, как вычислительные задачи, исследования поведения того или иного объекта, восстановление доказательств теорем и важных геометрических положений. Наиболее сложные задания снабжены одной или несколькими подсказками;
• глоссарий - единый в рамках представленной темы; может быть вызван с любой страницы урока соответствующей кнопкой.
Программная реализация рассмотренных информационных блоков предусматривает следующие возможности:
1) разбиение учебного текста в рамках одного урока на небольшие фрагменты, умещающиеся в рамках одного окна мобильного устройства;
2) свертывание отдельных фрагментов текста: учащийся видит сначала иллюстрированный текст в тезисном виде -только формулировки составляющих его утверждений, задач, что позволяет лучше воспринимать логику изложения. При нажатии на соответствующую область экрана раскрывается нужный фрагмент второго, более подробного уровня (комментарий, доказательство, решение). Аналогично воспроизводятся и иллюстрации: изначально они появляются в «свернутом» (насколько это необходимо) виде, а затем разворачиваются одним из «жестов», характерных для мобильных устройств;
3) использование модальных окон в качестве средства размещения информации для таких учебных единиц, как: динамическая ЗО-модель геометрической фигуры; подсказка к заданиям повышенной сложности; пояснения по ходу изложения теоретического материала; напоминание ранее изученных фактов;
56
4) вертикальная прокрутка текста (где это необходимо);
5) корректная работа с материалами ЭУ как в альбомной, так и в книжной ориентации дисплея мобильного устройства;
6) работа с сенсорным экраном в режиме «мультитач».
ПРОТОТИП ЭУ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ VIII КЛАССА (РАЗРАБОТЧИК ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ», НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА В.П. ДРОНОВ)
Содержание курса географии и задачи ее изучения в основной школе определяют необходимость использования в учебном процессе разных видов деятельности и соответствующих учебных действий: умения наблюдать, классифицировать, различать и сравнивать, переводить знаково-символический язык в вербальную форму и наоборот, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, делать выводы и заключения, видеть проблемы, защищать свои идеи, составлять описания и характеристики и др. Работа с ЭУ, созданными на основе многофункционального программного обеспечения, позволяет разнообразить учебные действия, использовать новые технологии для решения учебных и познавательных задач, организовать активно-деятельностную среду для работы учащегося с контентом.
Образовательный контент представляет собой текстовую информацию разных уровней: инвариантную (определяется программой), дополнительную (тексты рубрики «Это интересно», хрестоматии, комментарии к интерактивным схемам и картам); статический визуальный ряд (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, картосхемы); статический синтезированный визуальный ряд (географические карты); динамический реалистичный визуальный ряд (видеофайлы); динамический синтезированный визуальный ряд (анимации, интерактивные схемы, рисунки, модели, географические карты); звуковое сопровождение ряда интерактивных ресурсов.
С учетом специфики изучения географии в прототипе реализованы следующие информационные блоки - учебные модули:
• информационные модули, направленные на репродуктивную деятельность и содержащие определенную «готовую» информацию по теме. Для географии, требующей высокой степени визуализации, помимо текстовой информации чрезвычайно важны модули с наглядно-образной информацией (фото, рисунки, схемы, видео и др.) и картографической информацией (карты разного содержания, охвата территории и масштаба);
• информационно-практические модули, сочетающие «готовую» информацию с заданиями, ориентированными на разрешение определенных проблем;
• практические модули, предполагающие организацию частично-поисковой деятельности и сочетающие задания с «подсказками» - возможными решениями проблемы;
• контрольные модули, обеспечивающие самостоятельную деятельность по оценке качества полученных знаний и являющиеся отправным этапом для дальнейшей учебной деятельности.
ПРОТОТИП ЭУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ III КЛАССА (РАЗРАБОТЧИК ООО «ОСЗ», НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Е.В. САПЛИНА)
Основным носителем информации (как и в традиционном печатном учебнике) является иллюстрированный текст, дополненный разного рода медиаэлемен-тами. Единственное отличие от традиционной книги - отсутствие постраничного разбиения материала. Благодаря этому пользователь получает возможность менять размер шрифта, а страница при этом автоматически переверстывается, сохраняя относительные размеры текстовых блоков и иллюстраций.
В момент запуска страница ЭУ представляет собой статичный объект, состоящий из блоков текста и иллюстраций и напоминающий страницу традиционного печатного учебника. Мультимедийные возможности ЭУ проявляются в ходе взаимодействия с ней пользователя, т.е. при выделении той или иной активной области страницы происходит загрузка соответствующего мультимедийного компонента.
Типы включенных в учебник медиа-объектов разнообразны и условно разделены на информационные, исследова-
57
тельские, тренировочные, контрольно-проверочные и проектные.
Информационные объекты, предназначенные для сообщения учащимся новой информации в различных формах, могут быть представлены дополнительными текстовыми блоками, иллюстрациями, слайд-шоу с закадровым дикторским текстом, компьютерной анимацией, видеофильмами. Слайд-шоу разбиты на смысловые блоки с возможностью перехода между ними. На случай работы в классе или по группам предусмотрена возможность отключения звука, при этом вся информация передается через субтитры.
Исследовательские объекты дают возможность учащимся самостоятельно добывать информацию путем изучения имеющихся в ЭУ схем или рисунков с активными элементами, интерактивных карт, моделей, проведения виртуальных экспериментов и т.д. Чтобы ответить на предложенный вопрос, учащийся должен как можно более полно изучить материал. При работе с исследовательскими объектами учащийся сам определяет последовательность своих действий; ход работы непосредственно зависит от его действий. В активных схемах соответствующий элемент схемы может быть изучен более подробно благодаря дополнительной информации, появляющейся по клику на соответствующий элемент. Интерактивные карты обладают возможностью послойного отображения информации; объемные модели или панорамы позволяют изучать объекты окружающего мира в режиме, максимально приближенном к реальности.
Тренировочные объекты, применяемые для формирования определенных навыков (например, решение задач, запоминание текстов, номенклатуры и пр.), характеризуются тем, что учащийся не ограничен в количестве попыток или времени, затрачиваемом на выполнение задания; главное - получение положительного результата и устойчивых навыков его достижения. В ЭУ тренировочные элементы представлены тренажерами на выстраивание последовательности, установление связей, сортировку сущностей по категориям, а также кроссвордами, обучающими играми и т.д.
Контрольно-проверочные объекты предназначены для контроля получен-
ных знаний. Результаты тестирования доступны учителю и содержат информацию о правильности выполнения заданий, затраченном времени и набранных баллах в зависимости от сложности заданий. Такие объекты представлены разного рода тестами, а также тренировочными объектами с ограниченным временем или числом попыток, отводимых на выполнение тестов. Проверочные задания, завершающие каждый раздел, предоставляют пользователю только одну попытку для ответа и проверяют знание основных положений, изложенных в главе.
ПРОТОТИП ЭУ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ VII КЛАССА (РАЗРАБОТЧИК ООО «КОМПЕТЕНТУМ», НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ДИ. МАМОНТОВ)
Специфические особенности биологии как предмета изучения отражены в избранных разработчиками формах представления образовательного контента:
• большие объемы основной текстовой информации потребовали структурирования текстового материала, вынесения части материала во всплывающие окна, широкого использования интерактивных схем, анимаций, моделей для дублирования (местами - замены) текстовых описаний процессов и объектов интерактивными обучающими медиа-объектами;
• целесообразность включения дополнительной информации потребовала вызова специальных всплывающих окон, особым образом отмеченных в тексте учебника и содержащих дополнительный материал с цитатами и иллюстрациями, включая интерактивные модели;
• большое количество сложных процессов, для которых нужно усвоить и последовательность событий, и суть каждого этапа (жизненные циклы), заставило прибегнуть к анимационным моделям, дополняющим и расширяющим текстовое описание процессов;
• большое количество научных терминов с греческими и латинскими корнями сделало необходимым появление специальных всплывающих окон с определением термина и пояснением его структуры (корнями и суффиксами, образовавшими термин), в том числе
58
с иллюстрациями; необходимость дополнения теоретического материала (учебник) работой с натурными объектами потребовала подбора заданий по работе с ними; проведения лабораторных работ с использованием виртуальных микропрепаратов, дополняющих работу с микроскопами, оцифрованных гербариев и фотографий объектов;
• ориентация на получение личност-но значимых результатов при выполнении открытых проектных заданий для формирования новых способов деятельности привела к включению в ЭУ заданий и проектов, методики их выполнения и возможности для фиксирования результатов;
• необходимость формирования навыков работы с различными формами представления информации потребовала включить в контент интерактивные схемы, диаграммы, интерактивные модели и задания по работе с ними;
• необходимость формирования специфических предметныхумений заставила включить возможность тренировки навыков в интерактивных лабораторных работах (работа с микропрепаратами при разных режимах увеличения и освещения);
• различия в биомах1 разных регионов России и необходимость адаптации к ним курса биологического образования обусловили возможность создания интерактивных карт с автоматическим определением координат ученика и предоставлением информации относительно этого положения.
ПРОТОТИП ЭУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для I КЛАССА (РАЗРАБОТЧИК ООО «IREVOLUTION», НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА В.В. ТЕРЕНИН)
Предмет «Изобразительное искусство» нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала учащихся, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Разработчиками предложены следующие формы представления образовательного контента в ЭУ по изобразительному искусству для начальной школы:
• текст (символьная информация); он является в данном случае дополни-
тельным источником информации для учащихся; основная нагрузка ложится на звуковое сопровождение. Это обусловлено тем, что в начальной школе (особенно в I классе) учащиеся обладают разным уровнем сформированности навыков чтения и восприятия текстовой информации; озвученный текст - один из важнейших компонентов образовательного контента в ЭУ для начальной школы;
• фотоматериалы (статический реалистичный визуальный ряд); это дополнительный источник документального характера, способствующий более глубокому изучению современных видов искусства (фотографии, живописи, графики, скульптуры, архитектуры);
• рисунки (статический синтезированный визуальный ряд); они являются основным иллюстративным материалом, позволяющим учащимся увидеть образы в различных видах искусства;
• видео, фотопанорамы, видеопанорамы (динамический реалистичный визуальный ряд); они позволяют оптимизировать учебный процесс и повысить мотивацию в обучении ИЗО. Использование фотопанорам, фрагментов мультипликационных фильмов даст возможность погрузить учащихся в тему урока, сформировать эмоциональное отношение к новому учебному материалу и настроить на активную работу с ним;
• анимации, объемные ЗБ-модели (динамический синтезированный визуальный ряд); они позволяют оптимизировать учебный процесс, сделать его наглядным и повысить мотивацию в обучении. Эти материалы инновационны, они все более востребованы в организации современного учебного процесса.
В прототипе ЭУ по ИЗО с учетом возрастной специфики учащихся начальной школы реализованы следующие виды практических заданий.
«Раскраска» - развивающее задание творческого характера. Перед учеником может быть поставлена одна из двух задач: 1) воспроизвести рисунок согласно заданному образцу; 2) раскрасить изображение в соответствии с собственными представлениями. Такая работа раз-
Биом - совокупность экосистем одной природно-климатической зоны.
59
вивает фантазию ребенка, внимание, память, а также способствует развитию координации движений. Важным преимуществом электронного варианта таких заданий по сравнению с традиционным бумажным вариантом является возможность отмены предыдущих действий, перекраски уже закрашенных фрагментов, что позволяет экспериментировать с разными цветовыми решениями, обеспечивает возможность выстроить творческий процесс по другому пути, не начиная работу заново. Таким образом, методом проб и ошибок ребенок может достичь желаемой цели, минуя ситуацию неуспешности.
«Пазл» - данный вид заданий направлен на моделирование объекта из множества его фрагментов различной формы. Задание способствует развитию воображения, логики, пространственного мышления, цветовосприятия.
Использование фотопанорам, фрагментов мультипликационных фильмов позволит погрузить учащихся в тему урока, сформировать эмоциональное отношение к новому учебному материалу и настроить на активную работу с ним.
В прототип включены многочисленные практические задания, направленные на формирование умений выявлять связи между объектами, выделять признаки того или иного объекта, устанавливать соотношения между объектами одной группы или разных групп и пр. При выполнении подобных заданий ребенок получает возможность обращаться к источнику информации, что позволяет не только закреплять пройденный материал, но и отрабатывать навыки поиска информации. Первоклассники могут прочесть, а также и прослушать формулировку задания, получить звуковую подсказку/комментарий при его выполнении.
В прототипе реализована возможность смены режимов «Стандартный учебник» / «Мой учебник»; работа в режиме «Мой учебник» позволит учащимся раскрасить имеющиеся иллюстрации по своему вкусу; выделить необходимый текстовый фрагмент; прочесть фрагмент текста учебника (загадку, описание, стихотворение)
и сохранить свою «озвучку» на мобильном устройстве.
ПРОТОТИП ЭУ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ VII КЛАССА (РАЗРАБОТЧИК ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМИЯ», ОТВЕТСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА В.В. ВОЛКОВ)
Изучение учебного предмета «Технология» в системе общего образования направлено на формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и рынке труда. Прототип интерактивного мультимедийного электронного учебника разработан по разделу «Современное производство и профессиональное самоопределение»; он обеспечивает создание условий для формирования представлений учащихся о той или иной группе профессий, а также об отрасли, потребности которой призваны удовлетворять представители данных профессий. Формирование таких условий обеспечивается путем использования возможностей мультимедиа. Сочетание всех основных типов информации - традиционной текстовой, аудиоинформации, видеоряда - способствует достижению необходимого уровня содержательной полноты, вовлеченности учащегося в процесс, направленный на формирование осознанного выбора траектории своей будущей профессиональной карьеры.
Способствуя созданию среды профессионального самоопределения учащихся, ЭУ интегрирует разнообразные формы представления образовательного контента. В ЭУ по предмету «Технология» реализованы современные решения в области развития информационно-коммуникационных и педагогических технологий, а именно:
1) спроектирован интуитивно понятный пользовательский интерфейс для устройств с «тачскрин»-экранами (планшетные персональные компьютеры);
2) оптимизировано рабочее пространство: педагогически обосновано умеренное количество информации и декоративных элементов; исключено дублирование содержания учебного материала, связанное с использованием разных элементов образовательного контента одновременно;
3) включены различные мультимедийные и интерактивные компоненты образовательного контента (гипертекст,
анимации, интерактивные модели, ау-диофрагменты, видео);
4) используется система гипертекстовых ссылок, обеспечивающая возможность нелинейной подачи учебного контента и доступ к внешним Интернет-ресурсам, в том числе ресурсам ФЦИОР (Федерального центра информационно-образовательных ресурсов);
5) реализованы различные сценарии взаимодействия учащегося с образовательным контентом, благодаря чему обеспечивается формирование компетенций при учете программных требований к освоению «Технологии» и дидактических требований к изучению отдельных тематических разделов;
6) включены практические задания, направленные в предметной области «Технология» на формирование представлений о профессиях через деятельностно-проектный подход (задания по сортировке и отбору нужной информации, взаимодействию с интерактивными объектами на экране);
7) регламентированы объем и время просмотра видеофрагментов: длительность воспроизведения не превышает 2-3 минут, что позволяет в достаточной степени учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся;
8) организован мониторинг качества процесса обучения путем проверки (самопроверки) уровня усвоения учебной информации (система тестовых заданий) с фиксацией результатов;
9) ЭУ содержит необходимый спра-вочно-методический аппарат, позво-
ляющий участникам образовательного процесса получить информацию как содержательного, так и инструктивного характера.
Изучение учебного предмета «Технология» в системе общего образования направлено на формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и рынке труда.
Все разработанные прототипы интерактивных мультимедийных электронных учебников будут размещены в открытом доступе на федеральных образовательных порталах. Уже сегодня с промежуточными результатами работ по каждому из рассмотренных прототипов можно ознакомиться на сайтах http://eor-np.ru, http://eorhelp.ru/.
ЛИТЕРАТУРА
1. Босова Л.Л. и др. Дидактические и дизайн-эргономические требования к электронному учебнику / Л.Л. Босова, Д.И. Мамонтов, А.Г. Козленке, В.В. Тере-нин // Образовательная политика. 2011. №6. С. 112-119.
2. Босова Л.Л. и др. Типовая модель электронного учебника / Л.Л. Босова, Д.И. Мамонтов, А.Г. Козленко,
B.В. Теренин // Открытое и дистанционное образование / 2012. № 2 (46).
C.58-65.
3. Электронные учебники: Рекомендации по разработке. М.: ФГАУ Федеральный институт развития образования, 2012.