Научная статья на тему 'Дидактические факторы профессонально-личностного самоопределения курсантов военных вузов'

Дидактические факторы профессонально-личностного самоопределения курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / СВЯЗИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семененко Д. С.

В статье рассматривается проблема влияния дидактических факторов на профессионально-личностное самоопределение курсантов военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические факторы профессонально-личностного самоопределения курсантов военных вузов»

УДК 378.1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

© Д. С. Семененко

Ульяновское высшее военное инженерное училище связи Россия, 432013 г. Ульяновск, ул. Тухачевского, 19.

Тел.: +7 (905) 349 7717.

E-mail: dima_dao@mail.ru

В статье рассматривается проблема влияния дидактических факторов на профессионально-личностное самоопределение курсантов военных вузов.

Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение, дидактические факторы, Я-концепция, связисты.

Повышенное внимание к проблеме профессионально-личностного самоопределения военнослужащих связано с созданием профессиональной Российской армии. Одним из путей ее решения является развитие процесса профессионально-личностного самоопределения военных кадров, в том числе курсантов-связистов. Однако сложившаяся система подготовки военных специалистов в военных учебных заведениях связи не вполне удовлетворяет современным требованиям войск.

Падает уровень профессиональной подготовки офицеров. Значительная часть выпускников вузов связи испытывает серьезные затруднения в освоении своих служебных обязанностей, не удовлетворена службой в ВС РФ и готова уволиться при первой возможности. Происходит снижение уровня развития профессиональных и личностных качеств курсантов, что сказывается на их отношении к служебным обязанностям. Снижение уровня развития профессионально-личностных качеств курсантов связано с изменениями в развитии их «Я - концепции», падением престижа военной профессии и, в частности, специальности военного связиста.

Кроме того, актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения выражается в том, что военным образовательным учреждениям приходится выполнять две конкурирующие функции: с одной стороны, готовить полноценных гражданских специалистов в области связи в соответствии с ГОСом; с другой - квалифицированных военных специалистов в рамках того же ГОСа. Несомненно, это осложняет профессионально-личностное самоопределение курсантов военноучебных заведений связи.

В наиболее общем виде самоопределение рассматривается как «процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы».

В результате анализа исследований специалистов по данной проблеме мы принимаем следую-

щее рабочее определение. Под профессиональноличностным самоопределением курсантов военного вуза нами понимается процесс и результат сознательного выбора курсантом военного вуза собственных позиций, целей и средств при решении учебных задач, принятие личной ответственности за результат, а также степень коммуникативной, рефлексивной деятельности и оценки себя как военного профессионала.

Проведя оценку результатов анализа факторов профессионально-личностного самоопределения,

мы видим разные подходы к определению движущих сил, но в контексте исследования нас интересуют дидактические факторы, т. е. движущие силы процесса обучения, влияющие на процесс развития профессионально-личностного самоопределения.

Этими факторами являются: структурирование содержания образования, профессионально ориентированная технология обучения, научно методическое обеспечение, критерии и показатели оценки уровня развития профессионально-личностного самоопределения курсантов вуза.

Рассматривая дидактические факторы, мы приняли за основу следующую структуру развития профессионально-личностного самоопределения (табл. 1)

Обозначим этапы формирования первого дидактического фактора - структурированного содержания образования. Каждый из этапов соответствует определенному уровню формирования содержания образования.

Сначала выстраивается теоретическое представление о таком содержании образования, в котором не было бы упущено что-либо существенное в педагогических целях. Это уровень общего теоретического представления.

Следующий этап - уровень учебного предмета. Здесь представление о том, чему нужно учить, приобретает более конкретный вид. Обозначаются те участки социального опыта, которыми должен овладеть обучающийся и которые будут способствовать развитию профессионально-личностного самоопределения у будущих офицеров.

Таблица 1

Структура развития профессионально-личностного самоопределения курсантов ввуза

Развитие профессионально-личностного самоопределения

Состав- ляющие Личностная Профессиональная

Компо- ненты Профессиональная , Коммуникативно-деятельностная рефлексия Знания Умения Навыки

Уровни Показатели развития профессионально-личностного самоопределения

Низкий

уровень

Уровень

ниже

среднего

Средний

уровень

Осознание отсутствия успешности в профессии

Осознание личной успешности курсанта в определенных профессиональных действиях в сравнении себя с другими

Осознание курсантом интегрального характера своих профессиональных достижений

При общении и деятельности с преподавателем военнослужащий занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, довольствуется минимальными достижениями, отсутствует творческая активность и навыки поисковой деятельности.

Общение и деятельность курсанта и преподавателя строится на сотрудничестве, допускает инициативу, активность, самостоятельность, самооценку. Творческая активность разблокирована учебными задачами, элементарное взаимодействие с окружающими, использует отдельные приемы поисковой деятельности

Творческое сотрудничество курсанта и преподавателя, право на свою позицию, здравый смысл, положительная эмоциональная атмосфера, побуждение к самостоятельности, самоуправлению, высокая самооценка, творческая активность стимулирована выбранной целью деятельности, формированием профессиональных навыков

Знания припоминания, деятельность различения, деятельность сравнения

Твердые знания, знания-копии, действия по алгоритмам, правильные действия по алгоритму с недостающими элементами, инструкции

Глубокие знания, правильные действия по разработанному курсантом алгоритму, инструкции, умение применять знания ориентировочных основ в конкретных условиях учебной и практической деятельности, деятельность по разработке плана работы и его исполнение

Уровень

выше

среднего

Осознание военнослужащим собственного профессионализма как будущего офицера

Цели деятельности задает преподаватель, способы выполнения допускают обсуждение и мотивацию, инициируется активность, инициатива, самооценка, творческая активность вызвана мотивами деятельности, курсант организует взаимодействие на основе сотрудничества, способен осуществлять творческую деятельность

Оценочные суждения, умение упростить, видоизменить, варьировать, способность модифицировать, перестраивать вопрос, системные суждения, творческая деятельность в неизвестных ситуациях

Высокий

уровень

Осознание курсантом необходимости дальнейшего профессионально-личностного самоопределения

Самостоятельная постановка целей самоопределения, широкий выбор творческих возможностей (самостоятельное решение задачи, решение в режиме самообразования), способность организовать творческий образовательный процесс, реализация исследовательской деятельности

Умение проводить целенаправленные наблюдения, воспроизводить объект познания на новом уровне, выдвигать гипотезы и проверять их в процессе деятельности

Третий этап - уровень учебного материала. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, задачах, развивающих профессионально-

личностное самоопределение, познавательных задачах, упражнениях, которые составляют содержание учебников, задачников, пособий и других материалов для обучающих и обучающихся.

На четвертом этапе действуют обучающий и обучающийся, и содержание образования сущест-

вует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения, которая обеспечивает развитие профессионально-личностного самоопределения курсанта.

На последнем пятом этапе содержание выступает как конечный результат обучения, становится достоянием личности обучающегося и видимых изменений в развитии профессионального и личностного самоопределения курсантов, которые выра-

жаются через его личностную и профессиональную составляющие.

Исходя из этого, курсант, приобретая знания из учебника, наглядных пособий и других средств обучения, получает опыт познавательной деятельности, который позволяет приобретать профессиональные знания, умения, навыки, обеспечивающие развитие личностной составляющей будущего профессионала. Совершенствуя полученные знания, он обретает опыт репродуктивной деятельности. Дальнейшее углубление знаний, совершенствование опыта репродуктивной деятельности позволят курсанту сформировать умения принимать нестандартные решения, тем самым формируя опыт творческой деятельности, что, безусловно, влияет на коммуникативно-деятельностную и рефлексивную компоненты профессионально-личностного самоопределения.

Для усвоения структурированного содержания образования в контексте целей нашего исследования мы используем профессионально-ориентированную технологию как второй фактор профессионально-личностного самоопределения курсантов военного вуза. Профессионально ориентированная технология обучения - это технология, обеспечивающая в процессе обучения субъектную позицию курсанта военного вуза как будущего специалиста, ценностно-ориентированного на предстоящую

профессиональную деятельность и решение задач личностного и профессионального самоопределения. В самом деле, выбрав профессионально ориентированную технологию обучения, можно начинать формирование системы функциональных знаний, осознанных умений и навыков у курсанта с самого первого занятия по учебному предмету, на котором преподаватель проводит диагностику его способности учиться, в том числе и профессиональноличностному самоопределению. Курсант, получая информацию преподавателя о функциях, содержании, технологии учебно-познавательной деятельности, основам профессионально-личностного самоопределения в ходе обучения, контроле и оценке процесса и результата обучения учебному предмету в контексте профессионально-личностного самоопределения, овладевает основами и методикой приобретения функциональных знаний, формирования на их базе осознанных умений и творческих навыков. Весь процесс становится целостным, ценностноопределенным, целенаправленно мотивированным, востребованным курсантами, прежде всего, как процесс получения результатов в усвоении компонентов профессионально-личностного самоопределения.

Следующим фактором развития профессионально личностного самоопределения является специально подготовленное научно-методическое обеспечение. Под научно-методическим обеспечением процесса обучения в контексте профессионально-личностного самоопределения курсантов понимается разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации,

средств обучения и контроля, необходимой для полного и качественного изучения предмета в рамках отведенного времени по определенной профессии. Нами были переработаны и дополнены: тематический план, в который внесены элементы обучения курсантов видам деятельности профессионально-личностного самоопределения; подготовлены специальные методические указания на каждое занятие по реализации целей профессиональноличностного самоопределения при решении учебных задач. Опубликовано учебное пособие по курсу «Психология и педагогика» и сборник профессионально значимых задач по каждой изучаемой теме.

Следующим дидактическим фактором являются критерии, показатели и уровни профессионально-личностного самоопределения курсантов при решении учебных задач. При их разработке использовалась технология моделирования деятельности обучающихся, в которой заложены механизмы умственного развития и формирования коммуникативного и рефлексивного компонентов.

Учитывая, что в системе занятий каждое отдельное занятие представляет собой новый шаг в развитии профессионально-личностного самоопределения, появляется возможность отслеживать продвижение курсантов и в умственном развитии, и в формировании интегральных характеристик личности.

Критериями являются компоненты деятельности учения, а показателями - процесс и результат этой деятельности. Например, планирование учения включает процессы умственной, материализованной и материальной деятельности и результаты как факты: «есть» или «нет», оцениваемые баллами «1» и «0».

Оценка сформированности в процессе учения теоретических основ опосредована процедурами решения «прямых» и «обратных» задач в учебной паре и индивидуально в материализованном и умственном планах. Результат при этом дифференцирован степенью поддержки курсанта преподавателем: 3 балла - при помощи преподавателя; 4 балла -при поддержке преподавателя и 5 баллов - при самостоятельном усвоении теоретических знаний.

Аналогичная оценка осуществляется при решении задач «на перенос».

Результаты оценки по отдельным критериям, рассчитанные на основе показателей, суммируются, и определяются интегрированные оценки, на основе которых принимается обоснованное решение. Правилами при расчетах могут быть следующие:

1) отметки в 3, 4 и 5 баллов выставляются по коэффициенту усвоения, равному, соответственно 0.71-0.8; 0.81-0.9; 0.91-1.0 при решении более пяти учебных задач. При этом коэффициент усвоения определяется выражением:

^ ^прав.

где Кдрав. - количество правильно решенных задач; Н,бщ - общее количество предложенных в тесте задач.

2) при решении менее пяти заданий, например, за формирование теоретических знаний или умений, решение задач «на перенос» объективной является отметка по степени самостоятельности обучения, при этом полная самостоятельность учащегося оценивается в 5 баллов; при поддержке преподавателя - 4 балла; с помощью преподавателя - 3 балла.

Методика оценки сводится к следующему:

1) качество решения учебных задач оценивается средним баллом, определяемым суммированием баллов по каждому критерию, при этом ставится отметка: «5», если средний балл составляет 0.91-1.0; «4», если средний балл находится в пределах 0.81-0.9; «3», если средний балл составляет 0.71-0.8;

2) при оценке решения развивающих задач средний балл рассчитывается аналогично;

3) сформированность умений решения задач «на перенос» оценивается по факту учебной деятельности на второй стадии: умение решения задач «на перенос» в данном случае равноценно третьему уровню усвоения и деятельности;

4) при оценке профессиональной рефлексии, индивидуального стиля деятельности и общения и творческого потенциала продвижение оценивается по двухбалльной системе: «1» - характеристика сформирована, «0» - не сформирована;

5) общая оценка преподавателем на основе расчетов ставится: «5», если решены все задачи: учебная задача решена в соответствии с требованиями стандарта, Ку = 0.91-1.0; продвижение в умственном развитии и в формировании личностных характеристик есть; «4» если Ку = 0.81-0.9; есть продвижение и в умственном развитии, и в формировании личностных характеристик; «3», если Ку = 0.71-0.8; есть продвижение в умственном развитии и формировании личностных характеристик.

Итоги первого среза подтвердили наше предположение о низком уровне развития профессионально-личностного самоопределения как в контрольной, так и в экспериментальных группах. В ходе эксперимента с курсантами контрольной группы проводились занятия традиционным способом, с курсантами экспериментальных групп -с применением вышеназванных факторов.

Для проведения статистической обработки результатов эксперимента перейдем от уровневой оценки развития самоопределения к четырехбальной системе оценки, при этом уровню 1, исходя из требований по оценке знаний курсантов, соответствует отметка «удовлетворительно», уровню 2 - «хорошо», уровням 3 и 4 - «отлично», что отразим в табл. 2.

Анализ результатов развития самоопределения курсантами контрольной и экспериментальных групп показал, что в начале эксперимента (первый срез) уровень знаний и умений существенно не различался; у курсантов контрольных групп в конце эксперимента качество обучения изменилось в сторону повышения его уровня в пределах 5%; у курсантов экспериментальных групп средний балл изменился с 3.6 до 4.36 баллов, из них высокого уровня сформированности достигли только курсанты экспериментальных групп (16%), уровня выше среднего - 20% в контрольной группе и 33% -в экспериментальных группах.

Результаты эксперимента были обработаны методами математической статистики. С помощью этих методов были проверены гипотезы, это свидетельствовало о том, что учет в процессе обучения названных дидактических факторов позволил существенно повысить уровень развития профессионально-личностного самоопределения курсантов. Для проверки надежности эксперимента нами был вычислен коэффициент линейной корреляции г12 = 0.85. В теории математической статистики считается, если коэффициент линейной корреляции г12 > 0.7, то эксперимент надежен, что явилось свидетельством высокого значения взаимосвязи дидактических факторов и уровня развития профессиональноличностного самоопределения курсантов ввуза.

В заключение отметим, что после эксперимента нами было проведено контрольное тестирование по формированию и доразвитию личностной составляющей профессионально-личностного самоопределения курсантов. Совокупность диагностических методик представлена в табл. 3.

Таблица 2

Результаты успеваемости

Группы обучающихся

Показатели Контрольная группа (98 к-тов) Экспериментальная группа (75 к-тов)

успеваемости первый срез итоговый срез первый срез итоговый срез

кол-во % кол-во % Кол-во % кол-во %

Удовлетворительно 56 57 40 41 39 52 10 13

Хорошо 28 29 38 39 27 36 28 37

Отлично 14 14 20 20 9 12 37 50

Таблица 3

Диагностические методики

Диагностируемый критерий

Применяемая методика

Профессиональная рефлексия Коммуникативная деятельность Творческий потенциал

В целом результаты исследования показали, что в результате воздействия дидактических факторов произошли изменения в уровне сформирован-ности профессиональной составляющей самоопределения курсантов - повысился общий уровень теоретической и практической подготовки курсантов в решении учебных задач. Изменения в личностной составляющей самоопределения курсантов показали, что в процессе решения учебных задач - курсанты формировали профессиональную рефлексию, развивали коммуникативную деятельность, повышали уровень своего творческого потенциала. Таким образом, по результатам исследования в целом мы сделали вывод, что структурированное содержание образования, профессионально ориентированная технология,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика, предложенная Р. Дикштейном Вопросник, предложенный Е. И. Роговым Опросник, предложенный Е. И. Роговым

специально подготовленное научно-методическое обеспечение и эффективные критерии оценки уровней самоопределения курсантов оказывают эффективное воздействие на развитие профессиональноличностного самоопределения у будущих офицеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: изд-во СамГПИ, 1994. -165 с.

2. Никитина Н. Н. Становление культуры профессиональноличностного самоопределения учителя. М.: Прометей. 2002. -386 с.

3. Петухов М. А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: учебное пособие. Ульяновск: изд-во УлГТУ, 2001. -199 с.

Поступила в редакцию 15.01.2008 г. После доработки — 16.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.