Научная статья на тему 'Дидактические аспекты комплексного применения средств обучения в современном учебно-воспитательном процессе'

Дидактические аспекты комплексного применения средств обучения в современном учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-воспитательный процесс / средства обучения / учебное оборудование / дидактические условия / восприятие информации / эмерджентность свойств / комплекс средств обучения / комплексное применение средств обучения / educational process / means of teaching / teaching equipment / didactic conditions / perception of information / the emergence of properties / a complex of means of teaching / complex use of means of teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Алексей Сергеевич

В статье рассматривается ряд особенностей современной образовательной среды с позиций применения учебного оборудования. Указаны дидактические условия и предпосылки комплексного применения средств обучения. Проанализирована взаимосвязь психологических закономерностей восприятия информации и средств обучения. Рассмотрены условия, определяющие выявление наиболее существенных аспектов учебного содержания. С позиций комплексного подхода представлена проблема формирования системы средств обучения. Также рассмотрены основные особенности и характерные признаки комплексного применения средств обучения. Выявлены условия реализации комплексного применения средств обучения и условия эффективного применения комплексов. Рассмотрена последовательность операций, лежащих в основе комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса определенными средствами. Указаны условия эффективности учебно-воспитательного процесса с позиций комплексного применения средств обучения. Определены факторы, влияющие на выбор учебного оборудования. Описывается порядок формирования комплексов средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC ASPECTS OF THE COMPLEX USE OF TEACHING MEANS IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article considers a number of features of the modern educational environment from the point of view of the use of educational equipment. The didactic conditions and prerequisites for the complex use of teaching means are indicated. The interrelation of psychological patterns of information perception and learning tools is analyzed. The conditions that determine the identification of the most significant aspects of the educational content are considered. From the standpoint of an integrated approach, the problem of forming a system of means of teaching is presented. The main features and characteristic features of the complex use of means of teaching are also considered. The conditions for the implementation of the integrated use of training tools and the conditions for the effective use of complexes are identified. The sequence of operations underlying the complex provision of the educational process with certain means is considered. The conditions for the effectiveness of the educational process from the standpoint of the integrated use of teaching means are indicated. The factors influencing the choice of educational equipment are determined. The order of formation of complexes of means of teaching is described.

Текст научной работы на тему «Дидактические аспекты комплексного применения средств обучения в современном учебно-воспитательном процессе»

Дидактические аспекты комплексного применения средств обучения в современном учебно-воспитательном процессе

Лысенко Алексей Сергеевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной безопасности Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: lysenkoo-01@mail.ru

В статье рассматривается ряд особенностей современной образовательной среды с позиций применения учебного оборудования. Указаны дидактические условия и предпосылки комплексного применения средств обучения. Проанализирована взаимосвязь психологических закономерностей восприятия информации и средств обучения. Рассмотрены условия, определяющие выявление наиболее существенных аспектов учебного содержания. С позиций комплексного подхода представлена проблема формирования системы средств обучения. Также рассмотрены основные особенности и характерные признаки комплексного применения средств обучения. Выявлены условия реализации комплексного применения средств обучения и условия эффективного применения комплексов. Рассмотрена последовательность операций, лежащих в основе комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса определенными средствами. Указаны условия эффективности учебно-воспитательного процесса с позиций комплексного применения средств обучения. Определены факторы, влияющие на выбор учебного оборудования. Описывается порядок формирования комплексов средств обучения.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, средства обучения, учебное оборудование, дидактические условия, восприятие информации, эмерджентность свойств, комплекс средств обучения, комплексное применение средств обучения.

Стремительные изменения, происходящие в современном образовании сегодня, кардинальным образом влияют на самые различные аспекты процесса обучения и формирования образовательной среды. Существенные изменения затрагивают, прежде всего содержание и формы обучения, но в значительной степени это касается и системы методов и средств обучения. Происходит серьезный пересмотр (как в дидактике, методике, так и в практике обучения) сформировавшихся основ применения тех или иных средств обучения. При этом ведущим направлением современных изменений в системе российского образования является технологизация [8].

Изменения касаются не только характера и дидактической специфики применения тех или иных средств, внедрения новых средств обучения, но и кардинального изменения самой образовательной среды. Как справедливо отмечается, «под влиянием информационно-коммуникационных технологий традиционная образовательная среда трансформировалась в электронную информационно-образовательную» [1, с. 13].

Широкое внедрение средств новых информационных технологий в учебный процесс, внедрение платформ электронного обучения, облачных технологий, развитие сетевых образовательных ресурсов, опыт дистанционного обучения с одной стороны, и снижение роли ряда традиционных средств, например, печатных пособий, ставят задачи и формируют условия для гибкого и вариативного применения учебного оборудования в условиях современного учебно-воспитательного процесса.

Существующие системы обучения на сегодняшний день обладают достаточно широким инструментарием учебного оборудования, включающим в себя печатные издания, изобразительные пособия, натуральную наглядность, широкий спектр технических и компьютерных средств обучения, позволяющих в сочетании с разнообразными методами эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс в аудиторном, заочном, дистанционном варианте.

Средство обучения, независимо от его природы и характера, представляет из себя сложный физиологический раздражитель, различные аспекты которого производят на восприятие обучаемого определенное характерное воздействие.

Любой компонент учебного содержания (даже относительно небольшой) также представляет собой сложный физиологический раздражитель и одновременно довольно сложную упорядоченную ин-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

формационную структуру, в которой необходимо вычленить (исходя из учебно-воспитательных задач) наиболее важные элементы. Можно выделить условия, определяющие выявление наиболее существенных аспектов учебного содержания:

1. Точное определение целей и задач конкретного этапа обучения.

2. Рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов.

3. Четкое определение объема, содержания, характерных признаков понятий.

4. Взаимосвязь практических действий обучающихся с вербальными и абстрактно-логическими операциями.

5. Выявление взаимосвязей между отдельным знаниями, умениями, навыками.

6. Четкое определение формируемых компетенций в связи с целями, задачами, содержанием, формами, средствами, методами обучения на конкретном его этапе.

В этой связи следует отметить, что обучение будет более эффективным, если будет осуществляться варьирование несущественных признаков изучаемых объектов, позволяющее более ак-центированно подчеркнуть важные существенные признаки.

Процесс усвоения знаний, как и процесс формирования компетенций - сложные многоуровневые явления, включающие различные познавательные акты от простого узнавания объекта и воспроизведения информации до применения знаний и умений в новых ситуациях и способности решать разнообразные нестандартные задачи. Соответственно, при формировании определенного комплекса средств обучения различные аспекты познавательной деятельности обучающихся должны обязательно учитываться.

Учебно-воспитательный процесс базируется на различных психических процессах, связанных с ощущением, восприятием, переработкой поступающей информации, адекватности применяемых форм, методов и средств обучения поставленным дидактическим задачам, опоре на жизненный опыт обучаемых. Комплексное применение средств обучения также должно базироваться на четком определении и понимании этих аспектов и процессов.

В процессе познания объектов и явлений окружающей среды задействуются различные органы чувств и анализаторы. В обучении наиболее важными являются зрение, слух, тактильные ощущения, соответствующие трем ведущим каналам восприятия информации: визуальному, аудиаль-ному, кинестетическому. Также к этим каналам следует добавить приобретаемый в процессе индивидуального развития новый - логический, дискретный, дающий возможность работать с информацией с помощью знаков, символов, формул, мо-§ делей. При организации учебно-воспитательного ^ процесса следует учитывать получение информа-° ции по различным сенсорным каналам, а также ав индивидуальные особенности обучаемых в связи

с индивидуальными особенностями восприятия информации и своим ведущим каналом получения информации. Отличия между людьми по преимущественному каналу получения информации могут быть очень существенными и заметными в учебно-воспитательном процессе и находить проявление в специфике запоминания, логического и образного мышления, склонности к тем или иным видам деятельности, предметным интересам, ориентации на определенные формы, методы и средства обучения. Учет особенностей восприятия информации обучающимися необходим при составлении комплексов средств обучения.

Помимо учета особенностей восприятия обучаемыми информации, опоры на определенный канал ее получения, следует принять во внимание, что более эффективное освоение предметного содержания возможно, если оно представляется в различных вариантах: образно-конкретном, схематическом (модельном), словесном (знаковом). Возможности для этого предоставляет комплексное применение средств обучения.

Соответственно, применение учебного оборудования может быть названо комплексным, если данная совокупность средств дидактически и методически обоснована и связана с решением конкретной задачи и освоением конкретного содержания. При этом нельзя забывать о том, что комплексное применение средств обучения должно носить рациональный характер и стимулировать познавательную активность обучаемых. В данной ситуации важно избегать крайностей - таких как снижение, сокращение применяемых средств, так и, наоборот, избыточности, нерационального дублирования, повторения. Так, можно согласиться с авторами, утверждающими что «избыток средств наглядности может переутомить внимание учащихся, вызвать, напротив, их пассивность...». [3, с. 14].

Для того, чтобы избежать подобных ошибок, необходимо четкая дидактическая и методическая проработка каждого этапа учебно-воспитательного процесса с точки зрения применения учебного оборудования, а комплексное применение средств обучения основано на предварительной заблаговременной разработке к конкретному вопросу программы своего набора средств обучения с учетом их дидактических возможностей.

Важно отметить факторы, влияющие на выбор конкретного учебного оборудования в составе комплекса:

1. Цели и задачи обучения на данном этапе.

2. Особенности конкретного средства обучения (его наглядность, доступность, изоморфность по отношению к представляемым объектам).

3. Индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, характер их познавательной активности.

4. Специфика методики и технологии обучения.

5. Время, необходимое для изучения данного вопроса программы.

6. Особенности применяемых форм и методов обучения.

Следует особо отметить, что эффект применения различных средств натуральной и изобразительной наглядности, технических, компьютерных средств и технологий напрямую взаимосвязан с совокупностью методов, применяемых для решения задач обучения. При разработке новых средств обучения, технологий их применения важно принимать во внимание не только специфику их дидактических особенностей, но и различное восприятие их обучаемыми в связи с индивидуальным особенностями и преобладанием того или иного канала модальности [7].

Необходимо также отметить основные условия реализации комплексного применения средств обучения:

- материально-технические: заключаются в обеспеченности образовательного учреждения, его аудиторий, учебно-воспитательного процесса необходимым учебным оборудованием, соответствие этого оборудования требованиям безопасности и высокому техническому уровню;

- организационные: доступность для обучаемых и обучающих имеющихся средств, отлаженная процедура работы с ними, доступность электронных образовательных ресурсов;

- дидактико-методические: наличие методик и технологий применения средств обучения, в том числе их комплексного использования, освоенность их в практике образовательного учреждения;

- личностно-профессиональные: владение методиками и технологиями комплексного применения средств обучения преподавателями и учителями, готовность осваивать и применять современные и перспективные средства обучения, самостоятельно разрабатывать частные методики изучения отдельных тем с комплексным применением средств обучения. Проблема обеспечения учебного процесса

средствами обучения и их комплексного применения всегда стояла довольно остро, как в дидактике, так и практике образовательных учреждений. При этом проблемным аспектом формирования современных комплексов обучения представляется «...отсутствие механизма интеграции различных областей знания, которые должны быть усвоены учащимися для формирования целостного мировоззрения» [4, с. 106].

Для осуществления разработки методик и технологий комплексного применения средств обучения, непосредственного применения самих средств, необходимо соблюсти и учесть два основных условия, без которых невозможен вообще эффективный учебно-воспитательный процесс:

1. Оснащение образовательного учреждения широким набором средств обучения, доступ к электронным образовательным ресурсам.

2. Достаточная (техническая и методическая) подготовка преподавателей и учителей для целенаправленного использования данных средств.

Как справедливо указывает Ю.А. Мамедова [5], для эффективного применения комплексов учебного оборудования важно принять во внимание два важных дидактических условия:

- повышение уровня подготовки преподавателей;

- целенаправленная подготовка учащихся к восприятию информации, представляемой комплексом учебного оборудования.

Данные тезисы сформулированы применительно к обучению в системе профессионального-технического образования, однако вполне применимы к иным уровням и направлениям образования.

Комплексное применение средств обучения рассматривалось в работах многих исследователей, дидактов, методистов. Надо также отметить, что помимо понятия «комплексное использование (применение) средств обучения» также разрабатывалось и «комплексное обеспечение средствами обучения», которое представляет собой это «.совокупность процессов педагогического проектирования (планирования, выбора) средств обучения и создания оптимального их комплекса совместно с методическим сопровождением.» [2, с. 167].

Можно определить последовательность операций в основе комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса определенными средствами:

1. Анализ содержания программы и учебника, составление тематических планов с раскрытием целей, задач и иных аспектов учебно-воспитательной деятельности.

2. Определение взаимосвязи содержания с применением того или иного учебного оборудования. Определение состава (перечня) требуемых видов средств обучения.

3. Поиск и отбор средств обучения, имеющихся в образовательном учреждении, а также на рынке учебного оборудования, лицензированных и рекомендованных к применению.

4. При необходимости обоснование и разработка собственных средств (подбор сетевого контента, разработка презентаций, поиск натуральных объектов).

5. Определение взаимосвязи и взаимодействия средств обучения друг с другом и моделирование из них комплекса для отдельного этапа учебно-воспитательного процесса.

Опыт современных образовательных учреждений (как высшего образования, так и общеобразовательных) показывает, что средства новых информационных технологий вполне успешно заменяют и заменили целый ряд традиционных средств обучения (ТСО, изобразительная наглядность). Однако следует согласиться с мнением, что «.полный отказ от традиционных средств обучения в пользу виртуальных опытов недопустим, поскольку в перспективе он неизбежно приведет к полному отрыву образовательной информации от реальности» (6, с. 87).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

При этом остается еще много средств обучения, которые на сегодняшний день заменены быть не могут. Среди таковых следует отметить объекты натуральной наглядности (как живые, так и фиксированные), приборы и лабораторное оборудование, массогабаритные модели приборов и инструментов, средства индивидуальной защиты и т.д.

Этому есть следующие причины:

1) невозможность передать (несмотря на бурное развитие технологий виртуальной реальности) все возможные стороны, все возможные ощущения от данного объекта (зрительные, слуховые, тактильные, запах и др.) в их целостности, единстве;

2) необходимость формирования и развития практических умений и навыков, связанных с работой с реальными объектами;

3) необходимость воспитания бережного отношения и формирование навыков бережного обращения с материальными ценностями, живыми объектами.

Рассматривая комплексы средств обучения как сложные открытые системы, следует помнить о том, что такие системы очень динамичны и изменения в их структуре и дидактической значимости могут существенно меняться. В связи с этим особую значимость приобретает профессиональная подготовка преподавателя, учителя, готовность адаптировать комплексы средств обучения под меняющиеся условия учебно-воспитательного процесса, осуществлять поиск новых средств, учитывать условия и дидактику комплексного их применения.

Подводя общий итог, можно сформулировать некоторые общие условия комплексного применения средств обучения:

1. Алгоритмизация процесса обучения и рациональное его планирование.

2. Четкая постановка учебно-воспитательных задач к отдельным этапам учебно-воспитательного процесса.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.

4. Детальное структурирование учебной информации.

5. Использование разнообразных методов активизации познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

6. Включение учебного оборудования в тематические и поурочные планы в соответствии с поставленными задачами.

7. Анализ опыта применения тех или иных средств обучения.

8. Гибкость и вариативность управления учебно-воспитательным процессом.

Также важно помнить, что обязательным условием комплексного использования средств об-§ учения является систематичность их применения £ в обучении. При этом комплекс средств обучения ° является системой, в которой отдельные ее эле-ав менты не замещают и дублируют друг друга, а вза-

имно усиливают дидактические свойства. В связи с этим важно учитывать и соблюдать определенные условия комплексного применения средств обучения.

Литература

1. Атаян А. М., Гордо Ю.С. Информационная безопасность школьников в информационно-образовательной среде // Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методик и практика: Материалы научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 14 ноября 2018 г.). - Казань: Изд-во «Бук», 2018 (с. 12-17).

2. Беляева А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. - СПб.: НИИ ПТО РАО, 1995. - 227 с.

3. Вдовина Н. С., Лаврентьев Г.В. Комплексное применение средств обучения на уроках химии и биологии как фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной школы // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-1 (78). С. 13-17.

4. Кожевников Д.Н. Полимодельная интерпретация как поле действия когнитивных технологий при использовании мультидисциплинарных дидактических комплексов средств обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. № 1. 2018. C.105-117.

5. Мамедова Ю. А Организационно-педагогические условия реализации дидактической системы проектирования комплексного применения средств обучения // INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF PHILISOPHY, PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY. Collection of scientific articles VI international correspondence scientific specialized conference. 2018. С.26-29.

6. Машиньян А. А., Кочергина Н.В. Комплексные средства обучения физике как основа когнитивных педагогических технологий // Перспективы науки и образования, 2014, № 6 (12). С.79-90.

7. Назарова Т.С. Когнитивные технологии в образовании и мультидисциплинарные учебные комплексы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. № 3. С. 45-70.

8. Назарова Т.С. Создание нормативно-методической системы материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. C. 3-16.

DIDACTIC ASPECTS OF THE COMPLEX USE OF TEACHING MEANS IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Lysenko A.S.

Herzen State Pedagogical University of Russia Russia

The article considers a number of features of the modern educational environment from the point of view of the use of educational equipment. The didactic conditions and prerequisites for the complex use of teaching means are indicated. The interrelation of psychological patterns of information perception and learning tools is analyzed. The conditions that determine the identification of the most significant aspects of the educational content are considered. From the standpoint of an integrated approach, the problem of forming a system of means of teaching is presented. The main features and characteristic features of the complex use of means of teaching are also considered. The conditions for the implementation of the integrated use of training tools and the conditions for the effective use of complexes are identified. The sequence of operations underlying the complex provision of the educational process with certain means is considered. The conditions for the effectiveness of the educational process from the standpoint of the integrated use of teaching means are indicated. The factors influencing the choice of educational equipment are determined. The order of formation of complexes of means of teaching is described.

Keywords: educational process, means of teaching, teaching equipment, didactic conditions, perception of information, the emergence of properties, a complex of means of teaching, complex use of means of teaching.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Atayan A.M., Gordo Yu.S. Information security of schoolchildren in the information and educational environment / / Modern education in the field of life safety: theory, methods and practice: Materials of the scientific and practical conference (St. Petersburg, November 14, 2018). - Kazan: Publishing House "Buk", 2018 (p.12-17).

2. Belyaeva A.P. Professional-pedagogical technology of training in professional educational institutions. - St. Petersburg: Research Institute of Vocational and Technical Education of the Russian Academy of Education, 1995. - 227 p.

3. Vdovina N. S., Lavrentiev G.V. Complex application of teaching tools at chemistry and biology lessons as a factor of activation of educational and cognitive activity of vocational school students // Proceedings of the Altai State University. 2013. No. 2-1 (78). pp. 13-17.

4. Kozhevnikov D.N. Poly-model interpretation as a field of action of cognitive technologies when using multidisciplinary didactic complexes of teaching tools // Bulletin of the Moscow University. Series 20: Teacher education. № 1. 2018. C. 105-117.

5. Mamedova Yu.A. Organizational and pedagogical conditions for the implementation of the didactic system of designing an integrated application of learning tools // INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY, PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY. Collection of scientific articles VI international correspondence scientific specialized conference. 2018. Pp. 26-29.

6. Mashinyan A. A., Kochergina N.V. Complex means of teaching physics as the basis of cognitive pedagogical technologies // Prospects of Science and Education, 2014, No. 6 (12). pp. 7990.

7. Nazarova T.S. Cognitive technologies in education and multidisciplinary educational complexes // Bulletin of the Moscow University. Ser. 20. Pedagogical education. 2016. No. 3. Pp. 45-70.

8. Nazarova T.S. Creation of a normative and methodological system of material and technical support for the main educational programs of the Federal State Educational Standard: problems and prospects // Bulletin of the Moscow University. Ser. 20. Pedagogical education. 2017. № 1. C. 3-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.