Научная статья на тему 'Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения'

Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ / МОДЕЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / СРЕДСТВА МОДЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / DIDACTIC TUTORIALS / MEANS OF VISUALIZATION / MODEL VISUALIZATION / MEANS OF MODEL VISUALIZATION / MULTIFUNCTIONAL MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников Д. Н.

В статье рассматриваются тенденции использования средств модельной наглядности как необходимой части средств обучения, способных обеспечить наглядность процесса обучения в современных условиях. Обращено внимание на формирование проблемы повышения потребности реализации наглядности процесса обучения, обусловленного изменением содержания самого понятия наглядности в связи с активным использование медиасредств, с появлением новых областей знания, в которых наглядное отображение объектов оперирования и прямое наблюдение сильно затруднено или представляется принципиально невозможным. Поставлена цель: упростить и облегчить процесс усвоения знаний, способов действия и получения опыта обучаемыми с помощью интенсивного использования средств модельной наглядности, что стало актуальным в «эпоху сложности» и доминирования «экранной культуры» потребления информации. Методологически рассмотрено отражение интерпретации дидактического принципа наглядности в современном образовательном процессе, характеризующиеся изменением не только качества, но и статуса наглядных средств обучения. В процессе рассмотрения изменений в понятии «наглядность» предложено модифицировать формулу наглядности В. Г. Болтянского как синтез изоморфизма и простоты. В условиях перехода к постнеклас-сической парадигме развития знания предложена формула «проективность и «доступность», подразумевающая не только в модели конкретных качеств объекта, процесса или явления, предназначенных для отражения (как это трактуется изоморфизмом), но и некоторую динамику или протяженность моделируемого процесса, особенно в современных условиях развития медиасредств, позволяющих реализовать возможности развития и детализации образа изучаемого объекта или явления. Доступность (в отличие от недифференцированного понятия простоты) может содержать в себе учет уровня подготовленности обучающегося, связанного с его возрастными и индивидуальными (субъективными) возможностями. Для реализации наглядности процесса обучения в соответствии с формулой «проективность» и «доступность» предлагается шире использовать дидактические средства модельной наглядности, призванные выполнять задачи обеспечения наглядностью процесса обучения на всех его этапах: от наблюдения (созерцания) до формирования интериоризированного образа, с использованием практической деятельности с моделями изучаемого объекта (явления, процесса), включая рефлексию и творческую деятельность. Для формирования полноценного знания (знакомства с различными способами действия, накопления личностного и творческого опытов) предлагается проведение учебной деятельности с моделями различных видов, соответствующих разным стадиям формирования знания и опыта. Результатом является предложение комплексного использования средств модельной наглядности, различающихся по следующим уровням репрезентации содержания обучения: оригинал или модель, максимально точно отражающая изучаемый объект (процесс или явление); промежуточная модель, характеризующаяся сильным упрощением; контекстная модель, описывающая именно те качества, которые выбраны для репрезентации их субъекту обучения; ассоциативная (знаковая или символическая) модель (схема, диаграмма, график или формула), максимально близкая к образной форме хранения информации в сознании обучаемого. Также для обеспечения модельной наглядностью современных комплексов средств обучения предполагается использовать полифункцио-нальные (контурные) модели для самостоятельного создания средств модельной наглядности. Приведены примеры использования в процессе обучения различных видов моделей и сделан вывод о необходимости системного использования средств модельной наглядности в современном образовательном процессе. В заключение обосновано предположение, что комплексное использование средств модельной наглядности может оказать помощь и в преодолении трудностей в процессе обучения, связанных с такими современными тенденциями, как возрастание объема информации и потребность в повышении скорости ее восприятия; развитие вир туальной и дополненной реальностей; уменьшение роли тактильного или осязательного каналов в обучении; ослабление критичности в отношении к воспринимаемой информации; подмена фундаментального знания поверхностной осведомленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FEATURES OF USE OF MEANS OF MODEL VISUALIZATION IN TRAINING PROCESS

In article current trends of use of means of model visualization as necessary part of the tutorials capable to provide visualization of training process in modern conditions are considered. The attention to forming of a problem of increase in requirement implementation of visualization of training process which is connected with such modern features as is paid: change of the relation to the concept of visualization; active use of media means; emergence of new areas of knowledge in which evident display of subjects to operating and direct observation is strongly complicated or is represented essentially impossible (as in NBIC technologies). Effective objective: to simplify and facilitate process of assimilation of knowledge, conducts and receiving experience by trainees by means of intensive use of means of model visualization that becomes relevant during “a complexity era” and domination of “screen culture” of consumption of information. Reflection of the didactic principle of visualization in modern educational process, by the characterized change not only qualities, but also the status of evident tutorials is methodologically considered. In the course of consideration of changes in a concept visualization it is offered to modify a formula of visualization of V. G. Boltyansky as synthesis of isomorphism and simplicity. In the conditions of transition to the post-nonclassical period of development of knowledge the formula “projectivity” and “availability” meaning not only compliance of specific qualities of an object, the process or the phenomenon intended for reflection in model (as it is treated by isomorphism), but also some dynamics or extent of this process, especially in modern conditions of development of the media means allowing to implement possibilities of development and detailing of an image of the studied object or the phenomenon is offered. Availability (unlike an undifferentiated concept of simplicity) may contain accounting of level of readiness of the student connected with his age and individual (subjective) opportunities. For realization of presentation of process of training according to a formula “ projectivity “ and “availability” it is offered to use more widely the didactic means of model presentation designed to carry out tasks of ensuring with presentation of process of training at all his stages: from observation (contemplation) before formation of an abstract assimilation image, with use of practical activities with models of the studied object (the phenomena, process), including a reflection and creative activity. For formation of full-fledged knowledge (acquaintance to various ways of actions, accumulation of personal and creative experiences) carrying out educational activity with models of the different types corresponding to different stages of formation of knowledge and experience is offered. The offer of complex use of the means of model presentation differing on the following levels of representation of content of training is result: the original or model which is most precisely reflecting the studied object (process or the phenomenon); the intermediate model which is characterized by strong simplification; the contextual model describing those qualities which are chosen for representation to their subject of training; associative (sign or symbolical) model (the scheme, the chart, the schedule or a formula), the closest to a figurative form of storage of information in consciousness of the trainee. For providing tutorials with model presentation of modern complexes it is offered to use multifunctional models for independent creation of means of model presentation. Examples of use during training of different types of models are given and the conclusion is drawn on need of system use of means of model presentation for modern educational process. Conclusion: the assumption is proved that complex use of means of model presentation can assist also in overcoming the difficulties in the course of training connected with such current trends as: increase of volume of information and need for increase in speed of her perception; development of the virtual and complemented realities; reduction of a role of tactile or tactile channels in training; easing of criticality in the relation to the perceived information; substitution of fundamental knowledge simple awareness.

Текст научной работы на тему «Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения»

ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК

УДК 37.026.4 Б 01: 10.24411/2071-6427-2018-10028

Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения

В статье рассматриваются тенденции использования средств модельной наглядности как необходимой части средств обучения, способных обеспечить наглядность процесса обучения в современных условиях. Обращено внимание на формирование проблемы повышения потребности реализации наглядности процесса обучения, обусловленного изменением содержания самого понятия наглядности в связи с активным использование медиасредств, с появлением новых областей знания, в которых наглядное отображение объектов оперирования и прямое наблюдение сильно затруднено или представляется принципиально невозможным. Поставлена цель: упростить и облегчить процесс усвоения знаний, способов действия и получения опыта обучаемыми с помощью интенсивного использования средств модельной наглядности, что стало актуальным в «эпоху сложности» и доминирования «экранной культуры» потребления информации. Методологически рассмотрено отражение интерпретации дидактического принципа наглядности в современном образовательном процессе, характеризующиеся изменением не только качества, но и статуса наглядных средств обучения. В процессе рассмотрения изменений в понятии «наглядность» предложено модифицировать формулу наглядности В. Г. Болтянского как синтез изоморфизма и простоты. В условиях перехода к постнеклас-сической парадигме развития знания предложена формула «проективность и «доступность», подразумевающая не только в модели конкретных

Как цитировать статью: Кожевников Д. Н. Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 97-110.

Д. Н. Кожевников

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра средств обучения Института стратегии развития образования РАО, г. Москва

E-mail: [email protected]

Dmitry N. Kozhevnikov

Candidate of pedagogical sciences, Senior research associate, Center of tutorials, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

качеств объекта, процесса или явления, предназначенных для отражения (как это трактуется изоморфизмом), но и некоторую динамику или протяженность моделируемого процесса, особенно в современных условиях развития медиасредств, позволяющих реализовать возможности развития и детализации образа изучаемого объекта или явления. Доступность (в отличие от недифференцированного понятия простоты) может содержать в себе учет уровня подготовленности обучающегося, связанного с его возрастными и индивидуальными (субъективными) возможностями. Для реализации наглядности процесса обучения в соответствии с формулой «проективность» и «доступность» предлагается шире использовать дидактические средства модельной наглядности, призванные выполнять задачи обеспечения наглядностью процесса обучения на всех его этапах: от наблюдения (созерцания) до формирования интериоризированного образа, с использованием практической деятельности с моделями изучаемого объекта (явления, процесса), включая рефлексию и творческую деятельность. Для формирования полноценного знания (знакомства с различными способами действия, накопления личностного и творческого опытов) предлагается проведение учебной деятельности с моделями различных видов, соответствующих разным стадиям формирования знания и опыта. Результатом является предложение комплексного использования средств модельной наглядности, различающихся по следующим уровням репрезентации содержания обучения:

- оригинал или модель, максимально точно отражающая изучаемый объект (процесс или явление);

- промежуточная модель, характеризующаяся сильным упрощением;

- контекстная модель, описывающая именно те качества, которые выбраны для репрезентации их субъекту обучения;

- ассоциативная (знаковая или символическая) модель (схема, диаграмма, график или формула), максимально близкая к образной форме хранения информации в сознании обучаемого.

Также для обеспечения модельной наглядностью современных комплексов средств обучения предполагается использовать полифункциональные (контурные) модели для самостоятельного создания средств модельной наглядности. Приведены примеры использования в процессе обучения различных видов моделей и сделан вывод о необходимости системного использования средств модельной наглядности в современном образовательном процессе.

В заключение обосновано предположение, что комплексное использование средств модельной наглядности может оказать помощь и в преодолении трудностей в процессе обучения, связанных с такими современными тенденциями, как возрастание объема информации и потребность в повышении скорости ее восприятия; развитие вир-

туальной и дополненной реальностей; уменьшение роли тактильного или осязательного каналов в обучении; ослабление критичности в отношении к воспринимаемой информации; подмена фундаментального знания поверхностной осведомленностью.

Ключевые слова: дидактические средства обучения, средства наглядности, модельная наглядность, средства модельной наглядности, полифункциональные модели.

В обществе, в сфере коммуникаций и обмена информацией происходят следующие изменения,:

• активное использование медиасредств, сводящих наглядность только к визуальной демонстрации объектов (явлений и процессов) на экране монитора (доски, компьютера, планшета, телефона), формирующее и поддерживающее доминирование «экранной культуры» потребления информации;

• изучение в средней школе новых областей знания, в которых наглядное отображение объектов оперирования и наблюдения сильно затруднено или представляется принципиально невозможным;

• популяризация и активное обсуждение в СМИ результатов развития науки и технологий: нано-объектов, нано-технологий, мега-объ-ектов (скоплений галактик), характеризующихся общим качеством: принципиально невидимых не только простым, но даже вооруженным глазом, а потому изображаемых популяризаторами науки в виде синтетических образов, адаптированных для бытового восприятия людьми, не имеющими специального образования;

• формирование в обществе «стремления к информированности», приводящего к широкой, но поверхностной осведомленности социально активной части населения, что создает трудности перехода от «информационного общества» к «обществу знания»;

• наступление постнеклассического периода развития знания, характеризующегося слиянием внутренней и внешней наглядности, отражающего настолько сильную интеграцию человека с окружающим его миром, что даже его мысль плотно соприкасается с внешним миром и влияет на него (требуя от человека самоконтроля не только за действиями и отношениями, что считалось достаточным в классическом и неклассическом периоде развития, но также и за мыслями, эмоциями и контекстом).

Происходящие изменения сильно влияют на средства обучения, на

способы их применения и даже на само понимание наглядности.

Процесс образования всегда сопровождали дидактические средства или средства обучения. История развития цивилизации отражается в постоянном их изменении. Для осуществления успешной учебно-познавательной деятельности учебный процесс обеспечивается дидактическими средствам обучения, так как «деятельность всегда орудийна и инструментальна» [3]. Средства обучения (как объекты естественной природы, так и искусственно созданные человеком) являются носителями учебной информации, а также элементами среды обучения и предметами деятельности и используются в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента деятельности педагогов и обучающихся для достижения поставленных воспитательных и образовательных целей.

Многим средствам обучения присущи свойства наглядности. Наглядность является настолько важным (а часто и неотъемлемым) их качеством, что средства обучения, обладающие свойствами наглядности, часто называют средствами наглядности. Традиционное использование средств наглядности происходит в соответствии с дидактическим принципом наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися. Современная трактовка наглядности существенно расширилась и изменилась в связи с наступлением «эпохи сложности» и доминированием «экранной культуры» потребления информации. Рассмотрим кратко эволюцию понятия наглядности, имеющую непосредственное отношение к современной потребности ее реализации в процессе получения и усвоения знаний и опыта в обучении.

В процессе становления педагогики как науки и практики наглядность развивалась от метода обучения, опирающегося на чувственное познание к дидактическому принципу, а затем к философско-педаго-гической категории [4]. Одним из актуальных объяснений наглядности является следующее: «Наглядность в обучении есть отображение явлений реального мира в виде дидактического образа, формируемого или моделируемого с помощью средств обучения» [5, с. 222]. Такое определение наглядности ставит акцент на формирование и дальнейшую работу с дидактическим образом изучаемого явления, формируемого в сознании обучаемого. Дидактический образ формируется и трансформируется (или переструктурируется, по выражению

В. П. Зинченко) в процессе учебной деятельности, что достигается не только адекватностью отображения изучаемого объекта (явления или процесса) в средстве обучения, но и способом его репрезентации обучаемому. Под способом репрезентации понимаем подбор вида и качества модели, формирующей дидактический образ, соответствующий стилю восприятия информации обучаемым, его доминирующими способами восприятия (слух, зрение, осязание), сонастроенностью с его интересами. Наличие у обучаемого ранее приобретенного опыта требует использования в обучении также и внутренней наглядности. Помимо внешней или предметной наглядности (натуральные предметы, их изображения и графические средства наглядности и т.п.), используется наглядность внутренняя (или словесно-образная: литературные образы, примеры из жизни и т.п.).

Наиболее кратко и емко наглядность как синтез изоморфизма и простоты трактовал В. Г. Болтянский [1, с. 46]. Для сокращения формулы некоторые особенности были вынесены им в отдельные качества, такие как «уровень знаний», «возрастные особенности учащихся» и «ин-дивидуализированность». В современных условиях упрощенно, но рационально формулу наглядности можно представить (без дополнительных качеств, ограничений и заимствования терминов из математики) как «проективность» (или «проекционность») и «доступность».

Проективность подразумевает не только в модели конкретных качеств изучаемого объекта (процесса, явления, способа деятельности или опыта), предназначенных для отражения (как это трактуется изоморфизмом), но и возможность динамики, изменения и протяженности процесса отражения свойств и качеств изучаемого элемента содержания образования. В свойства проективности в современных условиях развития медиасредств может быть заложена возможность динамики, развития и детализации образа изучаемого объекта, что обеспечит запрос реализации наглядности. Модельное сопровождение процесса обучения может содержать различные проекции изучаемого явления, объекта или процесса. Современные медиасредства позволяют использовать множество моделей разного уровня сложности, имеющих в условиях интерактивного процесса обучения возможность контроля уровня знаний учащегося (за счет наличия обратной связи), а также подбор вариантов его развития «в ближайших зонах развития» (по Л. С. Выготскому).

Доступность (в отличие от простоты) содержит в себе требование

учета уровня подготовленности обучающегося, связанного с его возрастными и индивидуальными (субъективными) возможностями.

Использование такой трактовки наглядности помогает полнее удовлетворить современный запрос общества «экранной культуры» потребления информации на повышение наглядности процесса обучения и реализации наглядности с помощью средств модельной наглядности. Здесь и далее модельную наглядность понимаем как обеспечение наглядности изучаемого объекта, явления или процесса с помощью модели, а также использование моделей в практических действиях, экспериментах.

Для облегчения усвоения знаний, закрепления опыта и достижения поставленных педагогических целей в качестве средств обучения активно используются модели и средства моделирования (или средства модельной наглядности). Используемые модели могут быть разных видов: функциональные, структурные, схематические, статические, динамические, знаковые, символические, но суммарное их предназначение — это сделать наглядным весь процесс обучения на различных этапах учебной деятельности: наблюдения, интериоризации, практической деятельности с моделями изучаемого объекта, явления, процесса.

Несмотря на то, что использование моделей в качестве средств наглядности прочно вошло в педагогическую практику и моделирование активно используется в обучении, применение моделей в качестве средств обучения вызывает целый ряд проблем и затруднений. Обусловлено это тем, что появившиеся новые модели и способы работы с ними приводят иногда к отсутствию согласования с процессом обучения: отвлекают от основного предмета изучения, рассеивают внимание избыточностью и детализацией, погружают обучаемого в виртуальный мир, повреждают мотивацию обучения, инициируют не все виды учебной деятельности. В таких условиях мы сталкиваемся не только с проблемой реализации наглядности, но и с недооценкой самой роли и возможностей наглядности в учебном процессе. Проблема реализации наглядности проявляется в дефиците подкрепления учебного процесса познания средствами наглядности не только на экране монитора, но и в практической, в том числе осязательной или манипулятив-ной деятельности (желательно на всех его этапах получения, формирования и закрепления знания и опыта). Необходимо сохранение баланса между виртуальными и реальными, или материальными, средствами

наглядности, в том числе и в усвоении абстрактного знания.

Увеличение объема содержания образования, повышение сложности изучаемых объектов, явлений и процессов создает проблемы реализации наглядности и требует использования дополнительных, адаптированных к процессу обучения средств наглядности. Речь именно о моделях, так как в «эпоху сложности» только модели могут упростить и облегчить сам процесс получения и усвоения знания. Создавшийся дефицит наглядности усугубляется также и такими причинами, как слабость фонда материальных средств наглядности в школах; дефицит выделяемого времени на практические и лабораторные работы; перекос практического сопровождения учебного процесса в сторону экранных медиасредств; недостаточно быстрое отражение в дидактических средствах наглядности новой научной информации.

Традиционно или исторически модели создавались для демонстрации изучаемого объекта (явления, процесса) при невозможности его непосредственного наблюдения и изучения. В современном образовательном процессе, с введением в обучение понятия сложности и субъектной ориентированности процесса обучения, простого созерцания и наблюдения уже недостаточно, необходима практико-ориентированная составляющая обучения, вовлекающая обучаемого в сам процесс познания. Требуется полноценная организации учебной деятельности обучающихся, обеспечивающая процесс обучения такими средствами обучения, которые не только обладают свойствами наглядности, но и поддерживают возможности адаптации к уровню знаний обучаемого, обеспечивают деятельное участие в изучаемых явлениях и процессах. При этом средства обучения должны обеспечивать процесс обучения не только виртуальной наглядностью, но и материальной, или осязаемой, обеспечивая разные возможности для формирования в сознании обучаемого дидактического образа предмета (объекта, явления, процесса) изучения.

Реализация принципа наглядности в обучении связана с задачей формирования дидактического образа объекта (явления или процесса) изучения, которая решается поэтапно, прибегая к формированию в сознании обучаемого дидактического «образа-модели».

Дидактический «образ-модель» является не просто образом, используемым в качестве носителя информации об изучаемом объекте. «Создаваемому дидактическому образу-модели всегда присущи три функции: изоморфно-отражательная, чувственно-визуальная, инте-

гративно-абстрактная» [4, с. 86]. Процессом формирования дидактического «образа-модели» необходимо учиться управлять, не полагаясь на вынужденное его формирование под влиянием предоставленной учебной информации. Помочь или облегчить формирование дидактического «образа-модели» в сознании обучаемого является основной задачей процесса научения новому. Именно в этой части средства модельной наглядности имеют потенциал реализации, так как их использование делает наблюдаемым внутренний процесс формирования дидактического образа предмета изучения. В процессе оперирования обучаемого дидактическими моделями становится наблюдаемо отражение внутреннего интериоризированного дидактического образа-модели предмета изучения (подвергающегося в дальнейшем «трансформации и переструктурированию», по терминологии В. П. Зинченко). Работа с инте-риоризированным образом предмета (объекта, процесса, явления) изучения способствует достижению учебной задачи при прохождении всех стадий формирования знания об изучаемом объекте (процессе или явлении) в сознании обучаемого в последовательности: «наблюдение — промежуточная модель, содержащая упрощение — контекстная модель — знаковая или символическая модель». Такая формальная схема хоть и накладывает потенциально некоторые ограничения на творческий процесс учителя, помогает довести обучаемого до уровня формирования абстрактного знания в большинстве учебных дисциплин.

Формирование целостного (или разностороннего) знания, умения, опыта возможно при проведении учебной деятельности с объектами изучения, их дидактическими образами и моделями. В учебной деятельности с моделями приходится использовать разные их виды, соответствующие стадиям формирования знания, а также и уровням репрезентации содержания. На основе практического педагогического опыта проведения работ по моделированию (по теме «Строение вещества» обучаемыми средней школы и основ геометрии и ассоциативного пространственного мышления обучаемыми начальной школы) предложена следующая схема последовательной работы с моделями:

1. оригинал или модель, максимально точно отражающая изучаемый объект (процесс или явление);

2. промежуточная модель, характеризующаяся сильным упрощением;

3. контекстная модель, описывающая именно те качества, которые

выбраны для презентирования субъекту обучения, помогающая решению задачи «трансформации и переструктурирования образа, приведения образа к виду, пригодному для использования в процессе принятия решения», так как «изменению реальности предшествует преобразование образа» [2, с. 355];

4. ассоциативная (знаковая или символическая) модель (схема, диаграмма, график или формула), максимально близкая к образной форме хранения информации в сознании (потенциально имеющая наибольший объем свернутой или скрытой информации).

При отсутствии учебной деятельности с моделями (как заместителями объекта или процесса изучения) какого-то из перечисленных классов поставленная задача может быть не реализована или реализована не полностью.

Приведем несколько разнородных примеров использования в процессе обучения средств модельной наглядности, уделяя основное внимание представлению моделей разных классов (в зависимости от сложившейся потребности решения учебной задачи).

Поставленная задача знакомства со строением и значением яблока может решаться по-разному (особенно в условиях развития межпредметного или междисциплинарного подхода).

1. Яблоко (как популярный и распространенный фрукт) может быть представлено оригиналом или муляжом, легко поддающимся непосредственному наблюдению.

2. Изображение строения яблока, фаз его роста и созревания может быть показано на таблице, мониторе или планшете.

3. Контекстная (упрощенная материальная) модель может быть исполнена, например, в виде контурной модели, уже близкой к символической форме. Она может быть использована для реализации междисциплинарного подхода, образования логических и смысловых связей с литературно-мифологической символикой (плод древа познания, яблоко раздора).

4. Ассоциативная (схематичная или иконическая) модель может сопровождать подачу информации о различиях по сортам, составу и пищевым свойствам, а также иметь отношение к информации о транспортировке из других стран, хранении, переработке в джем, ссылкам на исторические традиции разных стран.

Задача знакомства со строением и значением автомобиля также может иметь различные варианты реализации в зависимости от учебной задачи преподавателя.

1. Изображение или уменьшенная модель автомобиля (использование элементов внутренней наглядности: «Вспомним, как выглядит автомобиль», «Из чего состоит автомобиль?»).

2. Модель или схема двигателя внутреннего сгорания, содержащие в себе заметные упрощения, которые могут быть показаны на таблице, экране, мониторе или планшете.

3. В контекстном отображении конструкции автомобиля может быть использована контурная, сборная или модульная модель (как материальная, так и виртуальная).

4. Схематическая модель сопровождает подачу различного вида информации (о видах, марках, характеристиках и ходовых свойствах).

Конечно, на всех этапах могут быть представлены исторические справки, меж- и метапредметная информация общего назначения, представляющая обучаемым возможности коммуникации и передачи опыта по данной теме.

Решение познавательной (учебной) задачи знакомства со строением атома может быть представлено в виде последовательного движения в сторону наибольшего абстрагирования образа изучаемого объекта.

1. Декларация невозможности непосредственного наблюдения строения атома, эксперименты, доказывающие существование атомов и исторические модели атома (материальные, объемные модели).

2. Изображение различных структурных моделей атома (на таблицах, экране, мониторе, планшете), в том числе имеющие существенные упрощения.

3. Контурная модель (знаковая, символическая, подкрепленная материальной упрощенной моделью, пригодной к манипуля-тивному обращению).

4. Схематичная модель атома, сопровождающая подробную информацию о его специализированных и особенных свойствах.

Полностью описать меж- и метапредметные задачи в процессе ознакомления с понятием «Человек» не является задачей статьи, но алгоритм реализации модельной наглядности также может состоять из четырех частей.

1. Разные уровни представления понятия «человек»: материальный, эмоциональный, волевой, ментальный, духовный, как не поддающееся непосредственному наблюдению изображение.

2. Изображения и модель устройства тела человека, отражающая симбиоз нескольких систем жизнеобеспечения, а также модели, содержащие в себе заметные упрощения.

3. Контекстное изображение (контурная, символическая модель).

4. Социально-психологическая модель человека (изображение на таблицах, схемах или в медиаформате), включающая икониче-ские модели, сопровождающие информацию о делах и подвигах человека.

В приведенных примерах показано, что использование моделей различного назначения и сложности позволяет достичь постоянно (последовательно или параллельно) реализуемого представления учебной информации в виде наблюдаемых и пригодных для манипуляций объектов, адаптированных для всех модальностей восприятия. Конечно, использование в учебной практике моделей, однозначно соответствующих разным стадиям формирования знания, может привести к существенному увеличению их количества. А простое или механическое увеличение количества видов учебных моделей представляется невозможным не только в связи с дороговизной их производства и сложностью хранения возрастающего их количества, но по причине резко возрастающего количества объектов изучения, нуждающихся в средствах модельной наглядности. В итоге в условиях дефицита времени на обучение и необходимости быстрой смены средств модельной наглядности, соответствующих разным стадиям формирования знания, учебный материал может оказаться слабо обеспеченным средствами наглядности. Поэтому применение принципа наглядности в учебной деятельности должно осуществляться системно, с использованием учебных моделей, обладающих универсальным характером репрезентации, или с помощью полифункциональных моделей, имеющих модульную основу и использующих обобщенные алгоритмы моделирования. Например, один элемент может иметь много трактовок, зависящих от контекста. Примером может служить простой символ — кольцо, используемое в наглядной модели для обозначения таких объектов, как колесо, цикл, шар, голова и т.д., открывающее своим использованием целый ассоциативный ряд. Существуют модели, ис-

пользующие знаковое или символическое кодирование, такие как объемные контурные модели. Объемные контурные модели, создаваемые из гибких протяженных элементов (типа отрезков трубочек, прутков, проволоки) потенциально имеют множество трактовок и могут быть использованы в разных областях знания, так как используют универсальные элементы, предоставляющие возможность различных обозначений в обобщенном виде в зависимости от сопровождающего их контекстного описания.

В заключение мы делаем вывод, что в современных условиях развития образования и углубляющихся противоречий, при наличии дефицита времени и ресурсов необходимо системно и комплексно использовать средства модельной наглядности. Систематизация позволяет квалифицировать модели как относящиеся к разным классам и выстроить иерархию их использования, удовлетворяя требованиям инструментальности и адаптированности, с учетом последовательности усвоения учебной информации и доминирующих каналов ее получения (осязание, зрение, слух и пр.). Комплексное использование средств модельной наглядности облегчает формирование понятий и дидактического образа предмета (объекта, процесса, явления) изучения, помогает повысить качество усвоения и долговременность сохранения знаний, способствует накоплению личного и творческого опыта. Систематизация средств модельной наглядности может оказать помощь и в преодолении трудностей, сопутствующих таким современным тенденциям как:

- возрастание объема и скорости восприятия информации;

- погружение в виртуальную и дополненную реальности (нуждающееся в контроле и регулировании);

- ослабление тактильного или осязательного канала в обучении (являющееся потенциальной проблемой);

- падение критичности воспринимаемой информации (замена достоверности на проективность);

- подмена знания поверхностной информированностью или осведомленностью (не формирующей умений и навыков).

Литература

1. Болтянский В. Г. Формула наглядности — изоморфизм плюс простота // Советская педагогика. 1970. № 5. С. 46-60.

2. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура / сост. Н. Д. Гордеева, науч. ред. А. И. Назаров, Т. Г. Щедрина. М.; СПб.: Принт, 2017. 599 с.

3. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М.: Лотос, 2001. 184 с.

4. Назарова Т. С. Восхождение к знанию по ступеням наглядности: от идеи наглядности Я. А. Коменского к принципу предметности развивающего обучения // Я. А. Коменский и современность: сб. науч. тр. Международной науч. - практ. конф., посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.) / под науч. ред. В. Г. Безрогова, К. Ю. Милованова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. С. 78-88.

5. Назарова Т. С., Кудина И. Ю., Кожевников Д. Н. и др. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды, технологии обучения / под ред. Т. С. Назаровой. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. 436 с.

MODERN FEATURES OF USE OF MEANS OF MODEL VISUALIZATION IN TRAINING PROCESS

In article current trends of use of means of model visualization as necessary part of the tutorials capable to provide visualization of training process in modern conditions are considered. The attention to forming of a problem of increase in requirement implementation of visualization of training process which is connected with such modern features as is paid:

- change of the relation to the concept of visualization;

- active use of media means;

- emergence of new areas of knowledge in which evident display of subjects to operating and direct observation is strongly complicated or is represented essentially impossible (as in NBIC technologies). Effective objective: to simplify and facilitate process of assimilation of knowledge, conducts and receiving experience by trainees by means of intensive use of means of model visualization that becomes relevant during "a complexity era" and domination of "screen culture" of consumption of information. Reflection of the didactic principle of visualization in modern educational process, by the characterized change not only qualities, but also the status of evident tutorials is methodologically considered. In the course of consideration of changes in a concept visualization it is offered to modify a formula of visualization of V. G. Boltyansky as synthesis of isomorphism and simplicity. In the conditions of transition to the post-nonclassical period of development of knowledge the formula "projectivity" and "availability" meaning not only compliance of specific qualities of an object, the process or the phenomenon intended for reflection in model (as it is treated by isomorphism), but also some dynamics or extent of this process, especially in modern conditions of development of the media means allowing to implement possibilities of development and detailing of an image of the studied object or the phenomenon is offered. Availability (unlike an undifferentiated concept of simplicity) may contain accounting of level of readiness of the student connected with his age and individual (subjective) opportunities. For realization of presentation of process of training according to a formula " projectivity " and "availability" it is offered to use more widely the didactic means of model presentation designed to carry out tasks of ensuring with presentation of process of training at all his stages: from observation (contemplation) before formation of an abstract assimilation image, with use of practical activities

with models of the studied object (the phenomena, process), including a reflection and creative activity. For formation of full-fledged knowledge (acquaintance to various ways of actions, accumulation of personal and creative experiences) carrying out educational activity with models of the different types corresponding to different stages of formation of knowledge and experience is offered. The offer of complex use of the means of model presentation differing on the following levels of representation of content of training is result:

- the original or model which is most precisely reflecting the studied object (process or the phenomenon);

- the intermediate model which is characterized by strong simplification;

- the contextual model describing those qualities which are chosen for representation to their subject of training;

- associative (sign or symbolical) model (the scheme, the chart, the schedule or a formula), the closest to a figurative form of storage of information in consciousness of the trainee.

For providing tutorials with model presentation of modern complexes it is offered to use multifunctional models for independent creation of means of model presentation. Examples of use during training of different types of models are given and the conclusion is drawn on need of system use of means of model presentation for modern educational process.

Conclusion: the assumption is proved that complex use of means of model presentation can assist also in overcoming the difficulties in the course of training connected with such current trends as: increase of volume of information and need for increase in speed of her perception; development of the virtual and complemented realities; reduction of a role of tactile or tactile channels in training; easing of criticality in the relation to the perceived information; substitution of fundamental knowledge simple awareness.

Keywords: didactic tutorials, means of visualization, model visualization, means of model visualization, multifunctional models.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Boltyanskij V. G. Formula naglyadnosti — izomorfizm plyus prostota // Sovetskaya pedagogika. 1970. № 5. S. 46-60.

• Munipov V. M., Zinchenko V. P. Ergonomika: chelovekoorientirovannoe proektirovanie tekhniki, programmnyh sredstv i sredy. M.: Lotos, 2001. 184 s.

• Nazarova T. S. Voskhozhdenie k znaniyu po stupenyam naglyadnosti: ot idei naglyadnosti Ya. A. Komenskogo k principu predmetnosti razvivayushchego obucheniya // Ya. A. Komenskij i sovremennost': sb. nauch. tr. Mezhdunarodnoj nauch. - prakt. konf., posvyashchennoj 425-letiyu so dnya rozhdeniya velikogo pedagoga i 250-letiyu pervogo izdaniya ego proizvedenij na russkom yazyke (28 noyabrya 2017 g.) / pod nauch. red. V. G. Bezrogova, K. Yu. Milovanova. M.: FGBNU «Institut strategii raz-vitiya obrazovaniya RAO», 2018. S. 78-88.

• Nazarova T. S., Kudina I. Yu., Kozhevnikov D. N. i dr. Instrumental'naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy, tekhnologii obucheniya / pod red. T. S. Nazarovoj. M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2012. 436 s.

• Zinchenko V. P. Vospriyatie i vizual'naya kul'tura / sost. N. D. Gordeeva, nauch. red. A. I. Nazarov, T. G. Shchedrina. M.; SPb.: Print, 2017. 599 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.