Научная статья на тему 'Комплекс средств обучения с позиций современной педагогической науки'

Комплекс средств обучения с позиций современной педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / ДУАЛИЗМ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / ГРУППЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / GROUP TRAINING / ТРИ УРОВНЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ / THREE LEVELS OF IMPACT ON THE COMPLEX OF MEANS OF TRAINING: CATEGORICAL / ДИДАКТИЧЕСКИЙ / DIDACTIC / КРИТЕРИАЛЬНЫЙ / COMPLEX TRAINING / THE DUALITY OF A COMPLEX OF MEANS OF TRAINING / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Ксения Михайловна, Кудина Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются дидактические принципы создания и использования комплексов средств обучения, роль категории наглядности при их формировании и условия эффективного применения. Вводится понятие «дуализм комплекса средств обучения», позволяющее реализовать коммуникацию разработчиков, учителей и обучающихся в процессе достижения образовательно-воспитательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex of teaching aids from the positions of modern pedagogical science

The article deals with didactic principles of creation and use of learning tools, the role of visibility in their formation and the conditions for effective application. The concept of «dualism of the complex of means of education» is introduced, which allows to realize communication of developers, teachers and students in the process of achieving educational goals.

Текст научной работы на тему «Комплекс средств обучения с позиций современной педагогической науки»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №3

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

комплекс средств обучения с позиций современной педагогической науки1

К. М. Тихомирова, И. Ю. Кудинл

(Институт стратегии развития образования РАО; e-mail: kmt2501@mail.ru)

В статье рассматриваются дидактические принципы создания и использования комплексов средств обучения, роль категории наглядности при их формировании и условия эффективного применения. Вводится понятие «дуализм комплекса средств обучения», позволяющее реализовать коммуникацию разработчиков, учителей и обучающихся в процессе достижения образовательно-воспитательных целей.

Ключевые слова: комплекс средств обучения, дуализм комплекса средств обучения, группы средств обучения, три уровня воздействия на комплекс средств обучения: категориальный, дидактический, критериальный.

Комплексы средств обучения являются непрерывно развивающимися и изменяющимися компонентами в соответствии с приемами, методами, формами, новыми пособиями, используемыми в обучении .

Т. С. Назарова

Процесс обучения, учения, воспитания в общеобразовательной школе никогда нельзя было рассматривать в отрыве от использования комплексов средств обучения . Именно комплекса, а не только отдельно взятого средства обучения . Вероятно, учитель в школе, даже не отдавая себе отчета, всегда имел дело с комплексом средств обучения . Разумеется, комплексы видоизменяются по составу, по методическим приемам их введения в процесс обучения, по коммуникациям между участниками этого процесса, то есть идет постоянное усложнение проблемы комплекса, тесно связанной с изменением мировоззрения участников учебно-воспитательного процесса . Однако при всех усложнениях, фиксируемых наукой в постнеклассический период, можно говорить о ряде традиционных, основополагающих моментов, связанных с развитием проблемы комплекса . Прежде всего, необходимо четко представлять и понимать, что же такое комплекс . Понятие «комплекс

1 Статья выполнена в рамках Госзадания 2018 «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях», проект 27.7948.2017/БЧ.

средств обучения» родилось в результате многолетних исследований, проводимых в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения (НИИШОТСО) АПН СССР . Комплекс - это множество средств обучения (компонентов):

• необходимое и достаточное для достижения поставленных целей;

• обладающее целостностью и определенной структурой, функциональной взаимосвязью содержания, методов, форм деятельности педагога и учащихся;

• адекватное особенностям познавательной деятельности учащихся и количеству времени, отводимому на изучение вопроса;

• наделенное интегративной возможностью усиления педагогического эффекта за счет взаимодействия отдельных компонентов .

Использование отдельных средств обучения недостаточно для всестороннего раскрытия и усвоения понятий Только комплексное использование средств обучения и воспитания, обеспечивая всестороннее воздействие на учащихся и способствуя созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску их решения, развитию умственной деятельности учащихся, проявлению самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков, осуществлению контроля и самоконтроля, формированию научного мировоззрения, позволяет достичь оптимального результата

Классический подход к разработке и составлению комплекса представлен в книге Л . П . Прессмана «Методика применения технических средств обучения» [5].

«Обычно в школе комплекс готовит учитель: ведь именно он знает имеющуюся в школе систему оборудования, знает опыт класса и объем предшествующих знаний, умений и навыков учащихся, состояние их активности, интерес к предмету, трудности, начитанность, личностные особенности школьников» [5: 158]. Л . П . Прессманом прописана и методика формирования комплекса, которую можно считать не только традиционной, но и классической

Методика формирования комплекса определяется следующими факторами:

• изучение требований, содержащихся в программе как исходном документе;

• анализ статей учебника, текстов произведений, комментариев, что позволяет выделить сложные узловые моменты, найти ключевые позиции;

• деление учебного материала на части («шаги»), определение их взаимосвязей и отношения к изученным ранее разделам курса;

• отбор и создание средств обучения ко всем частям темы;

• определение характера возможной работы учащихся с каждым средством;

• определение роли и места каждого средства при изучении темы, а также в системе овладения языками смежных искусств;

• выбор способов изложения учебного материала на каждом этапе изучения темы

В состав комплекса могут входить практически все виды средств обучения: учебник, рабочая тетрадь, дополнительный текстовой материал, дидактический текстовой материал, таблицы, раздаточные карточки, иллюстрации, картины, слайды, видео, аудиозапись, электронные компьютерные материалы, натуральные объекты, дидактические игры и т.д. , интегрированные в систему .

Итак, комплекс может составлять сам учитель, но, кроме того, комплекс может разрабатываться централизованно

Рис. 1. Дуализм комплекса средств обучения

На рис 1 показаны пути внедрения комплекса в процесс обучения, учения, воспитания работа с комплексом в процессе обучения идет, прежде всего, через учителя, но комплекс может быть предоставлен для самостоятельной работы обучающегося Подытоживая сказанное, мы можем рассматривать дуалистическую природу комплекса в его общей проблеме: создание (составление) комплекса и его использование в учебно-воспитательном процессе .

Традиционно комплексы средств обучения адаптируются к определенным организационным формам работы (чаще всего это занятие или урок) и выполняют свои учебно-воспитательные задачи, используя содержание, методы и конкретную систему отношений «ученик -учитель» Состав первичной системы средств обучения, как при проектировании, так и в учебно-воспитательном процессе определяется совокупностью средств обучения, необходимых и достаточных для овладения учебным материалом, способами деятельности учителя и учащихся в соответствии с логикой учебно-познавательной деятельности

Комплексы средств обучения являются непрерывно развивающимися и изменяющимися компонентами в соответствии с приемами, методами, формами, новыми пособиями, используемыми в обучении При изучении одного и того же раздела программы могут возникать

равноценные или вариативные комплексы, использующие различные средства обучения, с разным уровнем организации и даже в зависимости от личностных особенностей учителя и учащихся (зависимым от отношения к предмету, состояния активности на уроке, общей подготовки, имеющегося опыта, знания технических возможностей средств и умения их использовать).

При использовании средств обучения в педагогической практике на первое место выходят особенности познавательной деятельности учащихся по усвоению, самостоятельному поиску, творческому применению полученных знаний, умений, навыков, тем более, что даже одно и то же средство обучения может выполнять неодинаковые функции в зависимости от предшествующего опыта учащихся, приемов учебной работы, взаимосочетания средств обучения

Чем, какими средствами располагает на сегодняшний день современный учитель? Это, прежде всего, так называемые традиционные печатные средства: в демонстрационном и раздаточном вариантах (кстати, надо заметить, что зачастую эти средства готовит сам учитель с помощью компьютера);

- сюда же относятся иллюстративная и текстовая информация, почерпнутая из Интернета;

- готовые учебные таблицы при условии, что они изданы в достаточно наглядном варианте и не содержат научных ошибок;

- «классический» иллюстративный материал, часто тоже подготавливаемый самим учителем с помощью детей и их родителей

Второй группой средств обучения, составляющих элементы комплекса, являются экранные изображения (видео, слайды)

Третью группу составляют аудиоматериалы:

- в исполнении актеров театров, мастеров художественного слова;

- подготовленные самим учителем .

И, конечно, нельзя забывать о самой первостепенной группе средств, связанных с текстом:

- учебник, ТПО (тетрадь на печатной основе), рабочая тетрадь;

- дополнительный текстовый материал, найденный и подготавливаемый учителем

Естественно, сегодня нельзя полностью игнорировать использование современных средств обучения, мультимедийных, в первую очередь . Но подход, как к их разработке, так и использованию, особенно в начальных классах, будет совершенно иным в сравнении со всеми традиционными средствами . Место и роль мультимедийных средств в учебном процессе тоже иные, соответственно и методы использования этих средств также иные Они не могут легко вписаться в традиционную систему обучения, в которой господствуют фронтальные формы работы и объяснительно-иллюстративные методы .

«Современные средства обучения не только интерактивные по своей сути, но и предполагающие самостоятельные познавательные действия со стороны обучаемого интегрируются в системы на основе связей взаимодействия с другими компонентами системы обучения и учебно-воспитательного процесса . Для работы с ними нужны адекватные методы и организационные формы обучения» [3: 69].

В настоящее время необходимо учитывать наличие группы мультимедийных средств, в которых немалую роль играют средства на электронных носителях

В последние годы в классификации мультимедийных групп средств обучения образовалась группа так называемых комбинаторных средств, в которой можно выделить: интерактивный наглядный комплекс, альбом демонстрационного материала с электронным приложением, слайд-комплекты с электронным приложением, альбом раздаточного материала с электронным приложением, мультимедийное наглядное пособие

Комбинаторные средства обучения - средства обучения, базирующиеся на предъявлении информации в печатном, экранном, звуковом форматах, материалы которых предполагают сочетание, перестановку, дополнение, взаимозаменяемость имеющихся в них компонентов

Каждый вид комбинаторных средств обучения представляет своего рода комплекс средств обучения, в который входят как традиционные линейные мультимедиа, печатные средства обучения, так и электронные приложения

Мультимедийные средства составляют лишь часть всей системы средств обучения, без которой не существует современный процесс обучения В системе неизбежно появление новых видов средств И в этих условиях чрезвычайно важно, чтобы каждое средство соответствовало содержанию учебного предмета, учебной программе, требованиям ФГОС, возрастным и психологическим возможностям школьников и целому ряду дидактических и методических принципов . И каждое средство обучения должно быть наглядно

Учитель, работающий с комплексом средств обучения, должен учитывать несколько непреложных факторов, создающих необходимые условия для эффективной работы учащихся на уроке Факторы, о которых мы считаем нужным говорить, выявлены в ходе педагогических исследований

Включение различных средств обучения в учебный процесс обеспечивает правильное соотношение эмоционального и рационального восприятия и осмысления материала

Результативность воздействия любого средства (даже самого идеального с точки зрения соответствия его целей и содержания логике процесса познания, условиям преподавания и пр ) зависит от целого

ряда психологических особенностей детей, их запаса знаний, жизненного опыта, темперамента, способности к сопереживанию . Дети по-разному воспринимают один и тот же материал, переданный с помощью различных средств В этом случае проявляется зависимость от умения детей видеть, слышать, анализировать, обобщать, сопоставлять ту учебную информацию, которая предлагается им в разных формах и разными средствами . А эти умения детей надо воспитывать, развивать «Иными словами, надо добиваться таких оптимальных условий восприятия используемых средств, когда внутреннее состояние, влияющее на эмоциональное отношение каждого отдельного учащегося к предмету усвоения, соответствовало бы общему настрою коллектива» [4: 124].

Средства обучения, используемые учителем на уроке, должны быть совместимы между собой . И эта «совместимость» подаваемого различными способами, в разных формах, объемах учебного материала, достигается не случайным объединением того или иного количества средств, а через установление последовательности в предъявлении материала для показа или прослушивания, путем нахождения приемов, обеспечивающих взаимосвязь отдельных средств по форме и содержанию . Это - дидактическая совместимость средств обучения .

Педагогическое воздействие учителя на учеников включает в себя и материально-техническое оснащение урока . Сюда относится проекционная и звуковоспроизводящая техника, пленочные и бумажно-печатные пособия, приспособления для их демонстрации . Так, в распоряжении учителя появляется как бы еще один комплекс или совокупность материальных компонентов, «основными показателями результативности которого явится способность в оптимальные сроки, при минимальной затрате времени усилить педагогическое воздействие на учащихся, создать условия, при которых показ сочетается с рассказом, просмотр с прослушиванием, сокращается время на описательное, словесное сообщение материала» [4: 124-125]. Учитель должен четко прописать время работы с каждым средством, четко распределить и сочетать различные виды деятельности своей и школьников речь идет о необходимости того, что надо добиваться «технической» совместимости средств

Таким образом, качественно нового уровня преподавания можно достичь лишь при педагогически целесообразном, методически умелом отборе и сочетании средств и приемов их включения в уроки

Комплексы средств обучения могут относиться к учебной информации различного объема Классификация дает возможность схематично представить все виды комплексов по объему учебной информации, последовательно увеличивающейся в каждом виде (См рис 2)

Рис. 2. Классификация комплексов средств обучения

Главное, на что нацеливает учителей методика использования комплекса средств обучения - подходить к включению в урок средств обучения, и особенно комплекса, с позиций детального анализа целей, задач, содержания учебного материала, средств и особенностей предположительного воздействия средств обучения на школьников . Все должен просчитать и продумать учитель . Все материалы, привлеченные на урок, должны четко работать на цель, все должно быть доступно детям, понятно, ничего не должно «пролететь» без усвоения . Ничто, даже очень интеллектуальное и эмоциональное, не должно быть только украшением урока На уроке должна работать даже самая малость

Содержание комплекса (помимо тематического) требует четких методологических, дидактических, методических подходов к его реализации

Можно рассматривать три уровня воздействия на комплекс средств обучения

Первый, самый внешний уровень связан с категориальностью принципа наглядности

В основе педагогических технологий, если мы обратимся к дидактике, лежит дидактический принцип наглядности . Его следует рассматривать в качестве одного из главных дидактических принципов, который, по нашему твердому убеждению превалирует над всеми остальными дидактическими принципами (См . Рис . 3).

Рис. 3. Три уровня воздействия на комплекс средств обучения

Принцип наглядности присутствует в каждом из классифицированных дидактических, общеметодических, предметных принципов .

Он, в первую очередь, связан с такой категорией дидактики, как средства обучения (СО), которые на современном этапе играют определяющую роль в отборе содержания образования вообще и начального в частности

Без принципа наглядности нельзя рассматривать и любую образовательную технологию, включая медиаобразовательные Без принципа наглядности не могут быть выведены дидактические свойства и дидактические функции, составляющие суть дидактического образа-модели [6].

Наглядность рассматривается в традиционной методике как один из дидактических принципов, который опирается на чувственное познание в образовании у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений

Однако современное понимание принципа наглядности в дидактике значительно отличается от исходных представлений о качестве, характеристиках, роли наглядного материала в процессе обучения Очень долго весь наглядный материал, предъявляемый школьникам, называли учебными пособиями . Для того, чтобы наглядные пособия превратились в средства обучения, они должны быть избавлены от иллюстративности, они должны активизировать процесс обучения

Известный ученый-педагог Н К Гончаров отмечал: «В процессе обучения наглядность не может быть сведена к приближению предмета к органу зрения, а основное состоит в том, чтобы развить активность мышления Иллюстративная наглядность этого, конечно, сделать не может» Комплекс средств обучения в силу сочетания нескольких различных средств легко может «исправить» этот недочет В современной науке различается несколько видов наглядности Различают «внешнюю» и «внутреннюю» наглядность «Внешняя» наглядность характеризует все средства обучения Она создает условия для всего последующего процесса обучения, связанного с познанием, анализом, обобщением, пониманием изучаемого материала Средства обучения через присущую им «внешнюю» наглядность подготавливают школьников к созданию у них «внутреннего» образа тех явлений, процессов, без которых не может быть достигнут положительный результат обучения

Наглядность может быть изобразительной (визуальной), звуковой (слуховой), знаково-символической В каждой области науки специалисты выделяют только присущие этой области виды наглядности

Принципы дидактики служат исходным пунктом как при оценке места и роли наглядных средств в учебном процессе, так и для определения закономерности отбора мтериала, построения различных средств и разработки методики их применения Они составляют уровень дидактических принципов

Развитие науки и научные достижения влекут переоценку и переосмысление сущности многих принципов дидактики, что в свою очередь влияет на содержание, структуру каждого из видов средств обучения Поэтому система дидактических принципов, если упомянуть имена Б . П . Есипова, Ю . К . Бабанского, Т . С . Назаровой, даже пополняются новыми принципами . А какие-то принципы ушли из педагогической литературы

Принцип направленности процесса обучения на всесторонее гармоническое развитие личности. Современные мультимедиа оказывают одновременное воздействие на зрительные и слуховые анализаторы Вся система средств обучения досточно универсальна по своему характеру и содержанию учебная информация, сообщаемая с помощью средств обучения, обладает образными эстетическим началами Система средств обучения является иннструментом комплексного возздейст-вия на личность школьника Имманентное свойство средств обучения оказывает и воспитательное воздействие на обучающихся

Принцип связи обучения с жизнью и практикой также имеет непосредственное отношение к отбору материалов для системы средств обучения Реальная действительность, живая жизнь входят в учебное пространство класса с помощью средств обучения, тем самым

расширяя жизненный опыт школьников, знакомя их, например, с жизнью разных стран и народов, воссоздавая историческое прошлое и говоря о будущем

Принцип научности требует строгого соответствия содержания образования уровню современной науки . У школьников нужно создавать четкие представления об общих и частных методах научного познания Подача знаний должна быть такова, чтобы дети понимали тенденции развития современной науки и учились научно мыслить . Так последовательно с помощью средств обучения формируются личностные качества школьников

Принцип доступности определяет отбор учебного материала и метода его изучения под углом зрения возможностей обучающихся . Любой наглядный материал должен быть доведен до уровня детского понимания . Вопросы, задания к предъявляемому материалу должны быть учителем продуманы досконально, чтобы интерес детей к проблеме не притуплялся, не вызывал раздражения, если материал сложен для понимания, что может вызвать внутреннее сопротивление детей . Учитель, как и создатели средств обучения, должен очень хорошо знать психологические, возрастные возможности своих учеников

Принцип систематичности и последовательности проявляется в том, что средства создаются в определенном порядке: каждое новое средство логически связано с предыдущим Влияние этого принципа проявляется в том, что исключается стихийность, случайность в определении тем и отборе материала, а внутри каждого средства материал располагается в соотвествтии с логикой предмета .

Принцип активности обучения осуществляется за счет необычности сообщения учебной информации, язык которой приобретает особую образность . Школьники при этом вынуждены переносить образную информацию в вербальную, понятийную Процесс восприятия информации становится более активным, что обеспечивает деятельностный подход к обучению . Активизация средств обучения достигается также за счет введения различных познавательных заданий Варианты таких заданий практически безграничны

Третий уровень воздействия на комплекс средств обучения связан с критериальными основаниями (системными принципами) отбора учебного материала . Одним из критериальных оснований создания и использования комплекса средств обучения является их соответствие требованиям ФГОС .

Обучение не предусматривает только набор определенных знаний информации, которую должен знать и воспроизвести обучающийся . Сегодня образование призвано закладывать основу формирования учебной деятельности обучающихся, которая протекает в различных сферах: личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной,

творческой, художественно-эстетической, духовно-нравственной. у школьников должна быть сформирована способность организации и реализации самостоятельной учебной деятельности

В стандартах второго поколения особое внимание обращено на формирование универсальных учебных действий (ууД) школьников уровень сформированности УУД, в первую очередь, зависит от содержания и качества образовательной среды, которая окружает ребенка с первых дней учебы в школе . Окружающая образовательная среда, как известно, не является неизменно застывшей Она изменяется постоянно, предметно и информационно пополняясь и видоизменяясь Изменение окружающей информационно-предметной среды, в первую очередь, происходит за счет разнообразных средств обучения

Результаты учебной деятельности обучающихся обязательно должны быть задействованы в работе с комплексом средств обучения

Мотивационная стимуляция предполагает, что средства обучения, включенные в комплекс, должны побуждать обучающихся к активным поискам решения предложенной учителем задачи, способствовать устойчивому интересу к изучаемому материалу Если у детей созданы условия мотивации учения, то средства обучения будут либо способствовать преодолению трудностей при усвоении знаний, формировании умений и навыков, либо создавать устойчивую заинтересованность в результатах труда и, таким образом, стимулировать в конечном счете успех обучения

Эргономичность. Эргономические принципы и их реализация связаны с учетом особенностей трудовой деятельности человека, в том числе и учебно-познавательной . Применительно к процессу обучения эргономические принципы характеризуют потенциальные возможности системы средств обучения с целью оптимизировать деятельность учителя и учащихся . Они также означают приспособленность отдельных предметов или групп учебного оборудования к выполнению определенных действий, приемов, методов, а, следовательно, отражают соответствие системы средств обучения особенностям труда учителя и учащихся В книге-монографии «Инструментальная дидактика» [1] указывается, что в содержание эргономических принципов входят следующие четыре принципа

«1 Базовым принципом этой группы является принцип безопасности использования системы средств обучения, учитывающий санитарно-гигиенические требования к уровню освещенности, шума, температуре, а также наличие вредных для здоровья веществ, возможность поражения электрическим током, взрывоопасное™ . Реализация этого принципа предусматривает создание не только средств обучения, но и вообще учебного оборудования, обеспечивающего безопасные условия для работы учащихся и учителя

2. Принцип психофизиологической адаптивности предполагает создание такой системы средств обучения, компоненты которой были бы в полной мере приспособлены к передаче и восприятию информации путем непосредственного наблюдения либо наблюдения с помощью приборов или других средств Перцепция осуществляется с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания Другими словами, конструктивные особенности средств обучения должны соответствовать слуховым, зрительным, психофизиологическим возможностям учащихся (размер, форма, цвет, яркость, пространственное решение, количество информации и т д ), а также должны обеспечивать наилучшую видимость объектов и явлений, переработку получаемой информации и осуществление обратной связи . Этот принцип обусловлен необходимостью наглядности изучаемых объектов и явлений, представленной различными видами, формами и дидактическим инструментарием . Реализация этого принципа предусматривает конструктивную и информативную адаптацию системы и отдельных ее компонентов к ранее усвоенным знаниям и навыкам, развитию и совершенствованию их для достижения высокой результативности труда учащихся

3. Принцип надежности характеризует безотказность функционирования системы и подсистемы средств обучения в течение определённого срока службы в условиях школы Воплощение этого принципа в средствах обучения делает его пригодным и удобным для профилактики и мелкого ремонта учебного оборудования силами учителя и учащихся и таким образом обеспечивает его долговечность» [1: 71-72].

4. Принцип хронометрического соответствия характеризует временные возможности использования средств обучения на уроках . Учебные приборы, используемые в демонстрационных экспериментах и лабораторных наблюдениях учащихся, не должны быть рассчитаны на длительность работы. Если в экранном средстве обучения приводится чересчур большое количество информации, передача которой невозможна на том этапе урока, которому она соответствует, то эффективного использования такого пособия не будет

Бифункциональность комплекса средств обучения необходимо рассматривать с позиций как современной эстетики искусства, так и дидактики обучения . К бифункциональным искусствам относятся кино, радио, телевидение В учебных средствах обучения эстетическая функция стоит на втором плане Учебные средства - прежде всего средства обучения и воспитания школьников . Главенствующими являются целевое назначение, содержание средства, возрастные особенности будущих зрителей Кроме того, необходимо учитывать специфику условий протекания учебно-воспитательного процесса (организационных, технических, психолого-педагогических). Но учебная информация, сообщаемая в том или ином средстве обучения, облекается по возможности

в форму искусства, поскольку и экранно-звуковые средства и художественные иллюстративно-изобразительные (таблицы, картины) создаются с учетом общих законов искусства На эстетику средств обучения, их художественный стиль, безусловно, оказывают влияние, так называемая, «внутренняя среда», которая включает в себя язык науки и язык обучения, и «внешняя среда», взаимосвязанная с основными компонентами учебного процесса . На эстетику средств обучения не может не оказывать рационального влияния сложность реализации основной обучающей функции . Дидактическая функция средств обучения во многом связана с их эмоциональным воздействием на школьников И здесь следует в подтверждение сказанного привести высказывание, наблюдение профессора Л . П . Прессмана: «Эффект соучастия, способность к синтезированию материала принципиально меняет позицию школьника в момент просмотра; из наблюдателя он становится участником постижения истины, он ищет, предлагает гипотезу и стремится найти ей подтверждение . Включение в урок фильма или передачи усиливает связь процесса обучения с воспитанием, формированием личности . Идентификация школьника с ученым, экспериментатором достигает высшей степени Поиск истины не только учит думать Теперь школьник, следуя за мыслью ведущего, учителя на экране или за экраном, непосредственно чувствует всю сложность поиска, переживает взлет и падение мысли, успехи и неудачи Найденная истина, вывод перестают существовать в сознании школьника только как полученная извне информация Теперь, благодаря фильму или передаче, факт этот как бы добыт самим зрителем, пережит им, стал его личным достоянием» [5].

Эстетичность необходимо рассматривать с точки зрения дидактического дизайна Это означает, с одной стороны, научную безупречность средств обучения, а с другой, их художественное оформление (по форме, композиции, цвету и пр ), но которое четко работает на дидактическое решение и учебную цель Принцип эстетичности можно распространить с единичных средств, их комплектов и комплексов на весь урок Эстетически оформленный урок складывается из отдельных элементов дидактического материала, художественно подготовленного учителем и предъявляемого ученикам только в самый нужный момент урока, и составляет часть коммуникативной среды класса, которая в свою очередь является одной из частей урочного комплекса

Широкое внедрение в учебный процесс компьютерных технологий сделало необходимым использование на уроках презентаций, которые готовит сам учитель Безусловно, презентации входят в состав комплексов

Итак, учителя находятся в поиске новых форм подачи учебного материала на уроке Однако, к сожалению, сегодня нет научно разработанных и доказанных дидактических положений, каким педагогическим, наглядным, физиологическим требованиям должны отвечать

презентации на уроке . Какую учебную информацию целесообразно презентовать? Какова должна быть структура презентации? Может ли отдельная презентация повлиять на повышение качества образования в целом? Какова взаимосвязь компьютерных презентаций с другими средствами обучения, используемыми на уроках?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим, вопросов возникает много . А ответов на них на сегодняшний день нет . Мы имеем в виду научно-педагогические и методические ответы, полученные в процессе кропотливого исследования этой проблемы . А это, действительно, проблема . Нас же сейчас буквально захлестнула компьютерная эйфория . Безусловно, компьютерные презентации тоже способствуют приданию уроку коммуникативной событийности Но, повторяем, все это должно быть досконально выверено и с методической позиции, и с содержательной . Пользуясь современной терминологией, мы можем говорить о соблюдении требуемого формата Но каков он?

Практика работы учителей выявила конкретные требования к оформлению тектовых и буквенных материалов, выполненных на компьютере, чтобы слова были хорошо видны на доске и доступны для чтения Высота букв поэтому должна быть не менее 2,5-3 см . Все таблички крепятся на доске магнитами

Интерактивность (от англ . interaction - взаимодействие), обеспечивает взаимодействие школьников в процессе работы со средствами обучения на различных уровнях: индивидуальном, групповом, коллективном . Средства обучения (не только мультимедийные), могут быть «активны» . Если происходит обмен информацией при работе детей с любым средством (даже печатным), когда школьники не пассивны, проявляют чувство заинтересованности, восторга, удовлетворения, когда они вынуждены искать ответ на поставленный в связи с работой с предложенным средством вопрос, - это и характеризует интерактивность средств обучения

Интерактивные характеристики средств обучения условно можно разделить на два уровня: внешний и внутренний . К внешним характеристикам относятся доступность для восприятия и понимания содержания средств, их яркость и образность, интерес, который они вызывают у младших школьников уже при первом их предъявлении вниманию детей Интерес, по мнению современных психологов, является обязательным, если не главнейшим, для подрастающего поколения .

Внутренний уровень интерактивности связан с содержанием и формой заданий, присутствующих в средствах обучения . Младшие школьники не должны иметь затруднения при переводе информации с одного знакового языка на другой (т е передать своими словами содержание изображения, рисунка, математического выражения и пр ) Интерактивности способствует введение в средства обучения сюжетно-ситуативных

композиций, иллюстраций, игровых компонентов, вопросы и задания Ситуативно-схематическая форма подачи учебной информации (сочетание схем и реальных объектов) помогает в понимании математических, абстрактных понятий времени, пространства, скорости, массы и т . д . ) . Эта особенность прослеживается и в средствах обучения русскому языку

Информативность. Этот термин имеет один корень со словом информация. Следовательно, речь идет о наличии в понятии информативность содержания о совокупности сведений, данных, передаваемых людьми устно, письменно, с помощью различных сигналов (звуковых, световых и пр ) Информативность, таким образом, означает наполненность средств обучения, их комплексов (как главных объектов нашего рассмотрения) необходимым для процесса образования содержанием, т е учебной информацией

Коммуникативность - критериальное основание комплекса средств обучения непосредственно восходит к понятию «коммуникация», что означает передачу информации между людьми, осуществляемую при помощи различных средств (речь, символьные системы, системы связи)

Комплексность средств обучения работает на восприятие школьников, понимание, где задействованы воображение, мышление, внимание В педагогике коммуникативность имеет свои отличительные свойства Речь должна идти о педагогической коммуникации

В научной литературе опубликована концепция школы коммуникативной дидактики [7]. Взгляд на комплекс средств обучения как одного из компонентов в системе педагогической коммуникации и коммуникативной дидактики, кажется вполне оправданным Именно включение комплекса средств обучения в учебный процесс создает дополнительные коммуникативные возможности для общения не только «по вертикали» (ученик-учитель), но и «по горизонтали» (ученик-ученик). В коммуникативных ситуациях, которые учитель создает с помощью комплекса средств обучения, эффективно реализуются три составляющих педагогической коммуникации: передача информации различными средствами, различные формы общения между участниками урока и способы предъявления новой информации .

Использование комплекса средств обучения на уроках уводит учителя от столь любимых им монологов и создает условия для диалогизации учебного процесса И если комплекс составлен научно правильно и используется методически верно, то перед обучающимися последовательно раскрывается именно та «картина мира» применительно к каждому конкретному уроку, которая учитывает их собственный опыт и представления Т е учебная информация, передаваемая посредством комплекса, обязательно должна затронуть сферу личного опыта ребенка

Выработанные три важнейших приоритета коммуникативной педагогики (приоритет коммуникации над информацией, приоритет понимания

над значением; приоритет диалога согласия над дискуссией) очень хорошо «ложатся» на проблему2 комплекса средств обучения .

Многофункциональность. Средства обучения, как известно, выполняют в учебном процессе различные функции: усиливают наглядность, осуществляют дидактическую направленность, обеспечивают ориентировку в учебном материале, упрощают степень изучения материала и тем самым освобождают время для выполнения других видов учебной работы Функциональные возможности каждого вида средств обучения, таким образом, ограничены С помощью одних средств обучения можно формировать первоначальные представления, с помощью других - понятия, третьи способствуют выработке умений и навыков

Комплексы средств обучения, являясь непосредственными компонентами информационно-предметной среды, постоянно трансформируются в ориентации на новые вызовы времени Совершенно очевидно, что эффективность их создания и использования полностью зависит от дидактического и методического осмысления педагогического процесса на каждом этапе его развития

Список литературы

1 . Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. Т. С. Назаровой. М . ; СПб . : Нестор-История, 2012. 436 с.

2 . Кудина И. Ю., Тихомирова К. М. Учебно-методический комплекс средств обучения: создание и использование / Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1819 октября 2017 г. ) Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность» (г. Орел, 18-20 октября 2017 г. ). Ч. 1 / Под ред . Е. Н. Пузанковой, А. И . Умана, Л. В . Алёшиной, М . А Фёдоровой. Орёл: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И . С . Тургенева», 2017 . С . 95-103.

3 . Назарова Т. С., Полат Е. С . Средства обучения . Технология создания и использования . М. : Издательство УРАО, 1998. 203 с.

4. Полторак Д. И., Аппарович Н. И., Думин С. В. Методика использования средств обучения в преподавании истории . М . : Просвещение, 1987. 207 с.

2 «Первым «коммуникативным дидактом» следует признать Сократа, чей засвидетельствованный Платоном опыт говорит нам, что истинное мастерство учителя раскрывается не в монологе, а в диалоге - умении ставить вопросы и целеустремленно работать с ответными репликами, даруя ученикам радость общения, творения (продуцирования) и обретения себя (самоактуализации)» [7: 9].

5. Прессман Л. П. Методика применения технических средств обучения . М. : Просвещение, 1988. 191с.

6 . Тихомирова К. М Дидактический образ - один из компонентов меди-аобразовательных технологий (уроки русского языка в начальных классах) //Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование . ОТ'12: Материалы международной научно-практической конференции / под ред . С . И . Гудилиной, К. М . Тихомировой, Д . Т . Рудаковой. М . : Мнемозина, 2012. 376 с.

7 . Тюпа В. И., Троицкий Ю. Л. Основы коммуникативной дидактики . // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания» . / Материалы научно-практической конференции 28-29 марта 2003 г. , г. Новосибирск. Новосибирск: 2004. C. 5-10.

complex of teaching aids from the positions of modern pedagogical science

K. M. TlKHOMIROVA, I. Yu. KuDINA

The article deals with didactic principles of creation and use of learning tools, the role of visibility in their formation and the conditions for effective application. The concept of «dualism of the complex of means of education» is introduced, which allows to realize communication of developers, teachers and students in the process of achieving educational goals.

Key words: complex training, the duality of a complex of means of training, group training, three levels of impact on the complex of means of training: categorical, didactic, criteria.

Сведения об авторах

Тихомирова Ксения Михайловна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник Центра средств обучения ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО. E-mail: kmt2501@mail.ru

Кудина Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник Центра средств обучения ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО. E-mail: bkudin@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.