Научная статья на тему 'Дидактическая пульсация как принцип современного образования'

Дидактическая пульсация как принцип современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПУЛЬСАЦИЯ / ПРИНЦИП ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / СИНЕРГЕТИКА / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайдман Ирина Наумовна

В статье приведено понимание автором дидактической пульсации как особого принципа образования. Выявлены и описаны виды дидактической пульсации: компетентност-ная, организационная, содержательная, коммуникативная; раскрыты составляющие каждого вида пульсации. Одним из вариантов дидактической пульсации является спиралевидное построение учебного курса. По мнению автора, дидактическая пульсация обеспечивает реализацию синергетического подхода, который, в свою очередь, стимулирует активность, самостоятельность школьников, их самоорганизацию, способствует целостности мировосприятия, прочности усвоения, облегчает обучение. Приведены примеры учебных занятий, построенных на основании дидактической пульсации. Сочетание разных вариантов дидактической пульсации позволяет педагогу разнообразить учебный процесс, помогает моделировать обучение на уровне урока / учебного занятия, темы, раздела, учебного предмета, интеграции дисциплины, т е. расширять обучение до образовательной системы за счет комплексной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая пульсация как принцип современного образования»

_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_

УДК 37.01

Зайдман Ирина Наумовна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории обучения русскому языку и педагогической риторики Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, mpri@bk.ru, Новосибирск

дидактическая пульсация

КАК ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИя

Аннотация. В статье приведено понимание автором дидактической пульсации как особого принципа образования. Выявлены и описаны виды дидактической пульсации: компетентност-ная, организационная, содержательная, коммуникативная; раскрыты составляющие каждого вида пульсации. Одним из вариантов дидактической пульсации является спиралевидное построение учебного курса. По мнению автора, дидактическая пульсация обеспечивает реализацию синергетического подхода, который, в свою очередь, стимулирует активность, самостоятельность школьников, их самоорганизацию, способствует целостности мировосприятия, прочности усвоения, облегчает обучение. Приведены примеры учебных занятий, построенных на основании дидактической пульсации. Сочетание разных вариантов дидактической пульсации позволяет педагогу разнообразить учебный процесс, помогает моделировать обучение на уровне урока / учебного занятия, темы, раздела, учебного предмета, интеграции дисциплины, т е. расширять обучение до образовательной системы за счет комплексной интеграции.

Ключевые слова: дидактическая пульсация, принцип образования, компетенции, синергетика, формы организации учебной деятельности.

Zaydman Irina Naumovna

Candidate ofpedagogical sciences, professor of the department of theory of teaching Russian language and pedagogical rhetoric of the Institute ofphilology, mass information and psychology at the Novosibirsk state pedagogical university, mpri@bk.ru, Novosibirsk

DIDACTIC PULSATION AS PRINCIPLE OF MODERN EDUCATION

Abstract. In article the understanding by the author of a didactic pulsation as special principle of education is given. Types of a didactic pulsation are revealed and described: competence-based, organizational, substantial, communicative; pulsations making of everyone look are opened. One of options of a didactic pulsation is a spiral like construction of a training course. According to the author, the didactic pulsation provides realization of synergetic approach which, in turn, stimulates activity, independence of school students, their self-organization, promotes integrity of attitude, assimilation durability, facilitates training. Examples of the studies constructed on the basis of a didactic pulsation are given. The combination of different options of a didactic pulsation allows the teacher to diversify educational process, helps to model training at the level of a lesson / learning activity, theme, topic, subject, discipline integration to expand training to educational system at the expense of complex integration.

Keywords: didactic pulsation, principle of education, competence, synergetrics, forms of the organization of educational activity.

В связи с изменением целей образования, зафиксированных в ФГОС высшего и среднего образования, особенно актуальным становится задача интеграции обучения и воспитания, перехода от обучения к образованию, от формирования знаний, умений и навыков - к развитию компетенций,

универсальных учебных действий [4, с. 29]. В сущности, речь идет об обеспечении целостности образовательного процесса и пространства и о его синергетичности - способности к самоорганизации и гармонизации.

На наш взгляд, обеспечить такую целостность, единство обучения и образования

позволяет реализация принципа дидактической пульсации. Сущность дидактической пульсации состоит в систематическом, регулярном чередовании, в смене разных аспектов учебно-познавательной деятельности и ее содержания. Такая пульсация ранее осуществлялась разными педагогами на интуитивном уровне, ее дальнейшее осмысление проводилось на основе анализа педагогической деятельности (собственной, наших аспирантов, студентов, передовых учителей), специального наблюдения и моделирования обучения. Исходя из теоретических размышлений и обобщений, определены следующие виды дидактической пульсации: компетентностная, организационная, содержательная, коммуникативная.

Компетентностная пульсация зависит от того, какая компетенция в данный момент выдвигается на первый план: среди разных ключевых, общепредметных, предметных то одна, то другая, то третья становятся ведущими. Так, например, при целеполагании

*

в начале занятия у студентов развиваются учебно-познавательные, предметные и коммуникативные компетенции (планирование деятельности, установление известного и нового по данной дисциплине, формулирование обобщающих суждений), а в середине занятия ведущими становятся информационные и предметные компетенции. В русле внедрения ФГОС в начальной, средней и -в перспективе - в старшей школе определены личностные, метапредметные и предметные результаты образования, по сути своей - компетенции; применительно к метапредметным результатам они выступают как универсальные учебные действия (УУД), которые должны формироваться у учеников на основе интеграции, относящейся как к самим УУД (в том смысле, что они все взаимосвязаны и развиваются у учащихся комплексно), так и к интегративному характеру учебных занятий [4; 5, с. 7].

Пульсация организационных форм осуществляется за счет чередования видов учебных занятий: лекций, семинаров, прак-

* Для номинации обучающихся слова студенты, ученики, учащиеся используются как синонимичные, чтобы подчеркнуть единство рассматриваемых принципов и подходов в средних, высших и специальных образовательных учреждениях.

тикумов; разных типов уроков (по жанру: урок-путешествие, викторина, КВН, заседание ученого совета, конференция, экскурсия, заседание редакционной коллегии и проч.; по дидактической цели: изучения нового, закрепления, обобщения и систематизации, контроля); за счет разных способов организации занятий одного типа / жанра (например, студентам дается установка по окончании лекции составить ее тезисный план, или сформулировать три вопроса по содержанию лекции, или ответить на поставленный преподавателем в начале лекции проблемный вопрос, или придумать оригинальную формулировку темы лекции так, чтобы она хорошо запоминалась и служила для студентов своеобразным психологическим якорем). При этом пульсация возможна при смешении типов занятий по разным основаниям, что обеспечивает их новизну, неожиданность для учащихся, служит разрывом шаблона.

Другой вариант организационной пульсации определяется чередованием форм учебно-познавательной деятельности: парной, групповой, коллективной, сочетанием парной, групповой, коллективной, индивидуальной форм в разных вариантах, например: от индивидуальной формы - к коллективной, от парной - к групповой и наоборот (разные способы сочетания форм организации см. [1]).

Третий вариант организационной пульсации обеспечивается сменой лидерства и уровня детализации, конкретизации задания: от руководства преподавателя -к самоорганизации и наоборот. Причем самоорганизация может также отличаться степенью самостоятельности учащихся: лидера назначает преподаватель, или его предлагает группа, или он выдвигает себя сам. Меняется также полнота и точность задания: от абсолютной, пошаговой инструкции -к уменьшению, снижению степени детализации - к самостоятельному формулированию заданий и наоборот.

Содержательная пульсация обеспечивается за счет чередования методов обучения; дидактического материала в его широком понимании; способов восприятия и передачи информации, а также построения учебного курса / дисциплины / раздела. Применительно к методам обучения выявлены следующие ва-

рианты пульсации: способы познания, изучения / закрепления (индуктивный / дедуктивный; от общего к частному и наоборот); от творческих заданий к репродуктивным или конструктивным, от проблемных методов к непроблемным, от практических методов к теоретическим - и наоборот.

Пульсация способов восприятия и передачи информации обеспечивает опору на характерные для учащихся способы деятельности и развитие у них тех, которые им менее свойственны: чередование правополу-шарного и левополушарного преподнесения и запоминания материала; репрезентативных систем: визуального, кинестетического или аудиального восприятия и их разных сочетаний.

Понимание пульсации дидактического материала в его широком смысле определяется чередованием видов наглядности, уровней сложности, видов заданий, что отчасти связано с организационной пульсацией, например: от разных видов работы с учебником - к ролевым играм, к лекции преподавателя, к ситуативным задачам и т.д.

Одним из сложнейших способов обеспечения содержательной дидактической пульсации служит спиралевидное построение учебного курса (дисциплины). Такое построение много лет используется нами в преподавании «теории/методики/технологий обучения русскому языку». Суть спиралевидного построения курса, во-первых, в обращении к ранее изученному на новом уровне витке, т. е. в ретроспекции, во-вторых, в проспек-ции - обозначении перспективы дальнейшего изучения предмета, в пропедевтике. Таким образом организованное содержание позволяет студентам видеть целостность курса, его перспективу, постоянно обращаться к ранее изученному как актуальному. Поясним на примерах. 1. Курс начинается с раздела «типы и структура урока русского языка», при чтении лекций преподаватель показывает студентам основные моменты построения урока как текста, поскольку без основательного изучения дисциплины они не в состоянии обеспечить текстовый подход. Далее при изучении методики каждого раздела рассматриваются способы создания целостности системы уроков, а завершающей темой курса становится «современный урок русского языка», где к вопросам соз-

дания урока и системы уроков как текста обращаются с учетом всей методической базы, освоенной студентами. 2. При чтении лекции «Методика обогащения словарного запаса» студентам предлагается сопоставить изучаемые принципы методики с принципами изучения лексики (ретроспекция), при этом сообщается, что глубоко сущность функционально-стилистического принципа студенты осознают позже - после изучения темы «методика стилистики», и на полях тетради они делают соответствующую запись (проспекция).

Коммуникативная пульсация создается чередованием типов текста и функциональных стилей речи, видов речевой деятельности и форм языка, разных вариантов рефлексий. Так, наше исследование и дальнейший опыт подтверждают, что одновременное введение информации обо всех типах текстов и стилях, параллельное формирование коммуникативно-речевых умений эффективнее, чем последовательное [2], потому что опирается на систематическое сопоставление образцов.

К условиям реального общения приближает обучение пульсация видов речевой деятельности и форм языка (от чтения к говорению, от письма к слушанию и т.п.) и их разнообразных сочетаний (например, текст предъявляется аудиально, к нему составляется письменный план; затем в парах план обсуждается и корректируется, что требует чтения, говорения и письма; далее пары ау-диально предъявляют план одноклассникам, выслушивают их комментарии; затем индивидуально создается письменный пересказ). Коммуникативная пульсация обеспечивается и усиливается также благодаря чередованию тех жанров, которые выступают как в качестве образца, так и создаются учениками. Кроме того, количество участников коммуникации и заданные или выбранные ими социальные роли тоже разнообразят обучение и позволяют педагогу актуализировать разные речевые ситуации, которые способствуют развитию коммуникативных компетенций, понимаемых как владение способами взаимодействия с людьми и событиями, навыками работы в группе, умение вести дискуссию, владение различными жанрами речи [5, с. 9-11; 4, с. 9].

Далеко не во всех образовательных учреждениях педагоги ориентируют учащихся

на рефлексию, хотя ФГОС в требованиях к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы называет осознанное самостоятельное целеполагание, планирование, «владение основами самоконтроля, самооценки», «умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения» [5, с. 9]. Пульсация может обеспечиваться разными видами рефлексии. Анализ и оценка эффективности процесса и результатов самостоятельной работы каждого, его продвижение, индивидуальные успехи, коллективное сотрудничество осуществляются не только педагогом, но и учащимися. В таком случае студенты становятся субъектами обучения, принимают активную позицию, проявляют самостоятельность и инициативу, осознают причины своего желания / нежелания работать, общаться с теми или иными партнерами, уровень собственной ответственности, свое место в системе внутригрупповых отношений. Как следствие, у учащихся развиваются компетенции личностного самосовершенствования.

Рефлексия может быть индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Индивидуальная рефлексия направлена на самоанализ, а остальные виды - прежде всего на понимание особенностей взаимодействия, которое осуществлялось в процессе совместной учебной деятельности. Кроме того, рефлексия бывает в устной или письменной форме, непосредственная или отсроченная. На начальных стадиях обучения целесообразно предлагать непосредственную рефлексию, чтобы не произошло вытеснение обозначившихся коммуникативных и личностных проблем. Устная рефлексия требует открытости и доверия в коллективе, поэтому начинать следует с письменной формы. Полученные тексты рефлексивного характера после проведенного педагогом предварительного анализа анонимно предъявляются учащимся, комментируются, чтобы постепенно развивать адекватность, объективность восприятия, готовить учеников к устной отсроченной рефлексии.

Таким образом, мы выявили четыре вида дидактической пульсации и в зависимости от вида определили их компоненты - варианты создания пульсации в учебном процес-

се. Примеры разных способов обеспечения дидактической пульсации см. в монографии [1, с. 234-264]. Реализация принципа дидактический пульсации стимулирует активность учащихся; постепенно повышается их самостоятельность, осознанное отношение к образовательному процессу, умение взаимодействовать с коллегами /одноклассниками, организовывать совместную работу, готовность к самоорганизации индивидуальной и групповой учебной деятельности.

Чрезвычайно значимы сочетаемость, чередование компонентов, спиральность построения, которые позволяют учащимся одновременно и осваивать новое, и обнаруживать неизвестное в ранее изученном, углубляя его, и по-разному взаимодействовать как с людьми, так и с учебным материалом. Если преподаватель учитывает и осуществляет все варианты пульсации, он может разнообразить учебный процесс, эффективно моделировать обучение на уровне урока / учебного занятия, темы, раздела, учебного предмета, внутриуровневых /вну-трипредметных и межпредметных связей, т. е. расширять обучение до образовательной системы за счет комплексной интеграции. Учащиеся, благодаря дидактической пульсации, более целостно воспринимают учебные дисциплины; у них развиваются ключевые и общепредметные компетенции (универсальныеучебныедействия);повторение и закрепление становится органичным, а не формальным; облегчается процесс обучения, прочность усвоения материала.

На наш взгляд, дидактическая пульсация связана с синергетическим подходом. Синергетика - научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах (в том числе социальных) благодаря интенсивному обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень упорядоченности, происходит самоорганизация, уменьшается энтропия [3].

Дидактическая пульсация как проявление синергетического подхода приводит к самоорганизации учащихся на уровне форм деятельности и на уровне выбора студентами содержания обучения. А следствием само-

организации становится гармонизация отношений в учебной группе, развитие комплекса компетенций - предметных, личностных и метапредметных.

Библиографический список

1. Зайдман И. Н., Ефремова О. А. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 352 с.

2. Зайдман И. Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидак-

тики: компетентностный подход: практико-ори-ентированная монография. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - 200 с.

3. Курдюмов С. П. Синергетика [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/ Start1N.htm (дата обращения 14.07.2013).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст и изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

УДК 316.3/.4+37.0+13+17

Стрельцова Маргарита Ивановна

Кандидат филологических наук, профессор кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета, margiv44@gmail.com, Новосибирск

Капустина Ольга Викторовна,

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного пе-дагогическогоуниверситета, kapol74@mail.ru, Новосибирск

Тарасевич Надежда Алексеевна

Dоцент кафедры народной художественной культуры и музыкального образования факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета, ntararam@gmail.com, Новосибирск

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛьТУРЫ

В дискурсе семьи и родительства

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу поиска антикризисных стратегий в решении проблем семьи и культуры родительства. В сложной ситуации преодоления кризиса современной семьи авторы предлагают обратиться к традиционной культуре, ее опыту родительских практик, имеющем высокий педагогический и эстетический потенциал.

Ключевые слова: кризис семьи, культура родительства, фольклор

Streltsova Margarita Ivanovna

Candidate of philological sciences, professor of the department of socio-cultural and library activity of the faculty of culture and additional education at the Novosibirsk state pedagogical university, margiv44@gmail.com, Novosibirsk

Kapustina Olga Victorovna

Candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the department of socio-cultural and library activity of the faculty of culture and additional education at the Novosibirsk state pedagogical university, kapol74@mail.ru, Novosibirsk

Tarasevich Nadezda Alekseevna

Associate professor of the department of traditional culture and musical education at the Novosibirsk state pedagogical university, ntararam@gmail.com, Novosibirsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.