Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА / DIDACTIC CULTURE / TEACHER / ADDITIONAL EDUCATION / COMPETENCE / SELF-DEVELOPMENT / METHODS AND MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Ольга Алексеевна

Статья посвящена анализу ключевых понятийных характеристик дидактической культуры педагогов дополнительного образования. Автором на основании аналитического обзора теоретических и практических наработок отечественных и зарубежных специалистов определено, что научно-методологической основой развития системы дополнительного образования должны быть ведущие идеи, принципы и положения современной философии образования в ее полифункциональном выявлении, а именно: компетентностном, онтологическом, акмеологическом, синергетическом и, безусловно, дидактическом контекстах. Эти контексты адекватно концептуализируются и догматизируются в системе фундаментальных педагогических теорий дидактики, которые разрабатываются в современной теоретической педагогике. На основе существующих концепций к определению дидактической культуры и ее структурных составляющих отмечено, что развитие современной дидактики с ее конкретным содержанием, методиками и технологиями должно базироваться на личностно-ориентированном, субъективно-творческом, деятельно-познавательном методах обучения будущих квалифицированных педагогов дополнительного образования. Проблему выяснения сущности профессиональных качеств специалистов и их формирования в учебно-воспитательном процессе следует рассматривать и анализировать с учетом достижений современной дидактики дополнительного образования и воспитания на глобальном уровне образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC CULTURE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

The article is devoted to the analysis of the key conceptual characteristics of the didactic culture of teachers of additional education. The author, on the basis of an analytical review of theoretical and practical developments of domestic and foreign experts, determined that the scientific and methodological basis for the development of the system of additional education should be the leading ideas, principles and provisions of modern philosophy of education in its multifunctional identification, namely: competence, ontological, acmeological, synergetic and, of course, didactic contexts. These contexts are adequately conceptualized and dogmatized in the system of fundamental pedagogical theories of didactics, which are developed in modern theoretical pedagogy. On the basis of existing concepts for the definition of didactic culture and its structural components, it is noted that the development of modern didactics with its specific content, methods and technologies should be based on personality-oriented, subjective-creative, active-cognitive methods of teaching future qualified teachers of additional education. The problem of clarifying the essence of professional qualities of specialists and their formation in the educational process should be considered and analyzed taking into account the achievements of modern didactics of additional education and upbringing at the global level of educational systems.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Дидактическая культура педагога дополнительного образования

Юртаева Ольга Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ГБОУ ДПО РК «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу ключевых понятийных характеристик дидактической культуры педагогов дополнительного образования. Автором на основании аналитического обзора теоретических и практических наработок отечественных и зарубежных специалистов определено, что научно-методологической основой развития системы дополнительного образования должны быть ведущие идеи, принципы и положения современной философии образования в ее полифункциональном выявлении, а именно: компетентностном, онтологическом, акмеологиче-ском, синергетическом и, безусловно, дидактическом контекстах. Эти контексты адекватно концептуализируются и догматизируются в системе фундаментальных педагогических теорий дидактики, которые разрабатываются в современной теоретической педагогике. На основе существующих концепций к определению дидактической культуры и ее структурных составляющих отмечено, что развитие современной дидактики с ее конкретным содержанием, методиками и технологиями должно базироваться на личностно-ориентированном, субъективно-творческом, деятельно-познавательном методах обучения будущих квалифицированных педагогов дополнительного образования. Проблему выяснения сущности профессиональных качеств специалистов и их формирования в учебно-воспитательном процессе следует рассматривать и анализировать с учетом достижений современной дидактики дополнительного образования и воспитания на глобальном уровне образовательных систем.

Ключевые слова: дидактическая культура, педагог, дополнительное образование, компетентность, саморазвитие, методы и средства.

о с

CJ

Повышение эффективности подготовки педагогических работников, которые должны обладать высоким уровнем квалификации и занимать активную позицию в своей профессиональной деятельности, в соответствии с положениями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), является одной из стратегических задач образовательной политики России и основной целью образовательных учреждений всех уровней. В модернизации отечественной системы образования важная роль принадлежит дополнительному образованию, принципы которого заключаются в совершенствовании знаний и умений обучающихся в реализации образовательных и профессиональных функций, формировании понимания закономерностей развития детей и взрослых. В системе дополнительного образования особая роль принадлежит педагогу, который должен быть способен рационально и критически мыслить, планировать и анализировать образовательный процесс, успешно решать проблемы, возникающие в воспитании молодежи и совершенствовании знаний взрослого поколения. Целью статьи является исследование основных принципов дидактической культуры педагога дополнительного образования в условиях современного развития образовательного концепта.

Квалификация и педагогическое мастерство педагога дополнительного образования проявляется в качественных характеристиках: направленности, компетентности, уровне владения профессионально-педагогическими операциями и дидактических умениях и навыках. Они должны формироваться уже в процессе обучения в учреждениях высшего образования, который предусматривает профессиональное становление, развитие общей и педагогической культуры, воспитание личностных и профессионально значимых качеств. Развитие специалиста этого профиля определяется, с одной стороны, элементами структуры личности, с другой - знаниями, умениями, навыками, необходимыми для творческого решения педагогических задач дополнительного образования.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ), а именно - с основными положениями статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», главной целью системы дополнительного образования детей и взрослых считается, помимо формирования целостной личности, активное воздействие на потенциал, сознание, психику и интеллект учащегося любого возраста, что способствует формированию устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в профессиональном и интеллектуальном развитии индивида [10].

Важное место в подготовке специалистов дополнительного образования занимают психолого-педагогические дисциплины, от которых зависит формирование дидактической культуры педагога [1]. Дидактическая культура понимается отечественными учеными как система выработки способности выпускников педагогического профиля эффективно применять дидактические формы и методы работы с учащимися, креативно мыслить, самостоятельно производить новые знания. Ученые подчеркивают высокую эффективность современных дидактических методов обучения в дополнительном образовании.

Отечественным исследователем Усовым А.А. предлагается интерпретировать дефиницию профессионально-дидактической культуры как необходимого условия педагогической деятельности, которое позволяет реализовать становление и саморазвитие профессиональных и личностных качеств педагога дополнительного образования. С точки зрения автора, данный тип культуры продуцирует у педагога способность не только находить проблематичные аспекты в своей деятельности, но и предполагает полноценную сформи-рованность умений определять им оптимальные пути их решения, перспективы развития, способствует овладению новыми достижениями науки и педагогическим опытом [7].

Специалистом в области педагогических наук А.В. Перевозным дидактическая культура интерпретируется как некий социальный опыт, включающий образовательные программы в аспекте их практической реализации в педагогической деятельности, которые формируют компетентност-ные характеристики личности современного педагога. Каждый педагог и учащийся продуцирует дидактическую культуру общества и одновременно воспринимают, и воспроизводят в своей педагогической практике возникающие в ней тенденции в виде методов, форм, средств педагогической работы, совокупность которых обеспечивает решение образовательных задач и достижение образовательной цели определенного уровня системы образования [4].

Несмотря на педагогическую направленность, действующая система подготовки педагогов дополнительного образования не всегда обеспечивает выпускникам соответствующий уровень дидактической культуры, который отвечает социальному запросу, а проблема формирования педагогического мастерства педагогов остается малоисследованной [2].

Изучение практики обучения педагогов дополнительного образования выявило ряд проблем в их подготовке, обусловленных противоречиями между:

- объективными потребностями общества, стремлением будущего педагога достичь надлежащего уровня дидактической культуры и недостаточно эффективной организацией профессиональной подготовки специалистов дополнительного образования;

- современными требованиями образования к уровню компетентности педагогов дополнительного образования и низким уровнем применения новейших педагогических технологий на этапе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении (ВУЗ);

- потребностью формирования дидактической культуры в соответствии с современной парадигмой дополнительного образования и концепций педагогического образования и несовершенным учебно-методическим обеспечением процесса изучения педагогических дисциплин в педагогических ВУЗах [3]. Традиционная система подготовки педагога,

по мнению Судаковой М.В. и Дегтярева А.Г., не соответствует социальным запросам и подвергается серьезной критике. Непрерывное повышение требований к педагогу привели к тому, что высокий уровень знаний по предмету и владение методикой преподавания уже не обеспечивают актуальный уровень его профессиональной компетентности. Анализ практики показывает недостаточный уровень подготовленности молодых педагогов, в том числе в рамках системы дополнительного образования, к работе в ситуациях, которые требуют самостоятельного принятия педагогических решений в выборе дидактического материала [5].

В дополнительном образовании перманентно являются востребованными практикой умения педагога самостоятельно, научно обоснованно конструировать учебный процесс, которые формируются в течение многих лет образовательной деятельности. Кроме того, профессиональная деятельность большинства педагогов насыщенная стереотипами и методическими штампами [6]. Опережающее развитие педагогического образования предопределяет необходимость ориентироваться на формирование уже в процессе обучения дидактической культуры, которая предполагает способность педагога к творчеству и самосовершенствованию.

Педагогическое мастерство и дидактическая культура являют собой стратегические доминанты подготовки педагога [8; 9]. Поэтому необходима систематическая специальная работа по формированию и развитию у будущих специалистов дополнительного образования необходимых педагогических качеств.

Таким образом, дидактическая культура педагога дополнительного образования является неотъемлемым качеством его личности, которая целостно определяет направленность на формирование ценностных ориентаций профессиональной деятельности в сочетании дидактических и профессиональных знаний, непрерывного совершенствования дидактических умений, навыков и их реализации через творчески продуктивную профессиональную деятельность. Кроме того, в системе дополнительного образования данный тип культуры педагога представляет собой синтез ценностных, познавательных, инструментальных, производительных и творческих структурных ком-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

понентов, а также функциональных компонентов образования, воспитания, развития, координации и интеграции, обеспечивающих целостность концепта дополнительного образования во взаимодействии с ориентацией на результат.

Литература

1. Золотарева А.В., Криницкая Г.М., Пики-на А.Л. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 315 с.

2. Криницкая Г.М. Развитие дидактической культуры магистров по направлению подготовки «Дополнительное образование» // В сборнике «Педагогические и психологические проблемы современного образования»: матер. на-уч.-практ. конференции «Чтения Ушинского» / отв. ред. Е.О. Иванова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 401-413.

3. Макарова Л.Н. Специфика профессионально-дидактической культуры педагогов дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 5 (97). С. 142-149.

4. Перевозный А.В. Дидактическая культура: сущность, становление, развитие // Инновации в образовании. 2012.№ 3. С. 122-133.

5. Судакова М.В., Дегтярев А.Г. Психолого-педагогические проблемы формирования дидактической культуры будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 4-6 (62). С. 406-409.

6. Тырина М.П., Куликова Л.Г., Фазылбе-ков И.Ш. Уровневая дифференциация развитости дидактической культуры педагога в условиях инновационного образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С.385-388.

7. Усов А.А. Проблема формирования профессионально-дидактической культуры педагогов дополнительного образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2002. Т. 2. № 2. С.183-185.

8. Braslasu M. Aspects of Didactic Communication in Primary School // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 497-501.

9. Hermsen J.L., Mokadam N.A., Verrier E.D. Flipping the Classroom: How to Optimize Learning in the Didactic Setting // Thoracic Surgery Clinics. 2019. Vol. 29, Is. 3. P. 279-284.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N273^3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Консультант Плюс. [Элек-

о с

CJ

сэ см о см

тронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

DIDACTIC CULTURE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION

Uyrtaeva O.A.

Crimean Republican institute of post diploma pedagogical education

The article is devoted to the analysis of the key conceptual characteristics of the didactic culture of teachers of additional education. The author, on the basis of an analytical review of theoretical and practical developments of domestic and foreign experts, determined that the scientific and methodological basis for the development of the system of additional education should be the leading ideas, principles and provisions of modern philosophy of education in its multifunctional identification, namely: competence, ontological, acmeo-logical, synergetic and, of course, didactic contexts. These contexts are adequately conceptualized and dogmatized in the system of fundamental pedagogical theories of didactics, which are developed in modern theoretical pedagogy. On the basis of existing concepts for the definition of didactic culture and its structural components, it is noted that the development of modern didactics with its specific content, methods and technologies should be based on personality-oriented, subjective-creative, active-cognitive methods of teaching future qualified teachers of additional education. The problem of clarifying the essence of professional qualities of specialists and their formation in the educational process should be considered and analyzed taking into account the achievements of modern didactics of additional education and upbringing at the global level of educational systems.

Keywords: didactic culture, teacher, additional education, competence, self-development, methods and means.

References

1. Zolotareva A.V., Krinitskaya G.M., Pikina A.L. Teaching methods for supplementary education programmes for children: 2nd ed., revised and enlarged M.: Yurait, 2019. 315 p.

2. Krinitskaya G.M. Development of the didactic culture of master's degree on "Supplementary education "//In the collection" Pedagogical and psychological problems of modern education ": mater. of scientific conference "Ushinsky's Readings" / senior ed. E.O. Ivanova. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, 2015. P. 401-413.

3. Makarova L.N. Specificity of vocational and didactic culture of teachers of supplementary education//Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2011. № 5 (97). P. 142-149.

4. Perevoznyi A.V. Didactic culture: essence, formation, development/innovations in education. 2012. № 3. P. 122-133.

5. Sudakova M.V., Degtyarev A.G. Psychological and pedagogical problems of the formation of the didactic culture of the future teacher in the educational space of the university//Eurasian Scientific Association. 2020. № 4-6 (62). P. 406-409.

6. Tyrina M.P., Kulikova L.G., Fazylbekov I. Sh. Level differentiation of the development of the teacher's didactic culture in the conditions of innovative education//World of science, culture, education. 2019. № 6 (79). P. 385-388.

7. Usov A.A. The problem of forming a vocational and didactic culture of teachers of supplementary education//Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. 2002. T. 2. NO. 2. P. 183185.

8. Braslasu M. Aspects of Didactic Communication in Primary School // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 497-501.

9. Hermsen J.L., Mokadam N.A., Verrier E.D. Flipping the Classroom: How to Optimize Learning in the Didactic Setting // Thoracic Surgery Clinics. 2019. Vol. 29, Is. 3. P. 279-284.

10. Federal Law of 29.12.2012 №73-ФЗ (ed. From 31.07.2020) "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additional, statement. effective from 01.09.2020) // Consultant Plus. [Electronic Resource]. Access mode: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.