6. Kuz'min R.I., Kuz'mina S.V. Sel'skaja shkola i socium: problemy vzaimodejstvija i puti reshenija [Rural school and society: problems of interaction and solutions]. Vestnik TGU [Tomsk State University Journal], 2007, no. 1, pp. 230-234. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/selskaya-shkola-i-sotsium-problemy-vzaimodeystviya-i-puti-resheniya (Accessed 07.02.22).
7. Kunicyn S.S. Tehnologija organizacii sportivno-massovoj raboty v sel'skoj shkole [Technology of organizing sports and mass work in rural schools]. UROK.RF: ped. soo-vo [LESSON.RF]. URL: https://urok.rl/library/tehnologiya_organiza-tcii_sportivnomassovoj_raboti_v_173525.html (Accessed 17.12.2021).
8. Leont'eva T.N. Fizkul'turno-ozdorovitel'naja rabota s uchashhimisja v raznovozrastnyh gruppah sel'skoj malochislennoj shkoly. Dis. kand. ped. nauk [Physical culture and recreation work with students in age groups of rural small schools. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Jaroslavl', 2002. 266 p.
9. Maslova D.A. Vneurochnaja dejatel'nost' v malokomplektnyh shkolah [Extracurricular activities in small schools]. Metodicheskoe derevo: metod. centr. [Methodical tree]. URL: https://novoedrevo.ru/publications/14002405 (Accessed 21.12.2021).
10. Seleznjova S.V. Osobennosti organizacii vneurochnoj dejatel'nosti sportivno-ozdorovitel'nogo i duhovno-nravstvennogo napravlenij v uslovijah sel'skoj shkoly kak faktora formirovanija jekologicheskoj kul'tury, zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni [Features of the organization of extracurricular activities of sports and recreation and spiritual and moral directions in the conditions of rural schools as a factor in the formation of ecological culture, healthy and safe lifestyle]. Mul'tiUrok: obra-zovat. ploshhadka [MultiLesson]. URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-organizatsii-vneurochnoi-deiatelnost-6.html (Accessed 14.02.2022).
11. Telegina E.N. Metodicheskie rekomendacii dlja provedenija sportivnyh meroprijatij [Guidelines for conducting sports events]. Solnechnyj, 2016. URL: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-sportivnih-igr-i-prazdnikov-1349370.html (Accessed 10.02.2022).
12. Shheglova A.M. Vneurochnaja dejatel'nost' v uslovijah sel'skoj shkoly [Extracurricular activities in rural school conditions]. Dum Dumych: b-ka materialov [Dum Dumych]. URL: https://www.dumschool.ru/library-material/vneurochnaya-deyatelnost-v-usloviyah-selskoy-shkoly-1139 (Accessed 04.02.2022).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Н.А. Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» г. Шад-ринск, Россия, e-mail: [email protected].
А.Н. Рукавишников, выпускник заочного отделения факультета физической культуры ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»; учитель физической культуры МКОУ «Краснозвездинская СОШ имени Г.М. Ефремова» Шадринского района, Курганской области, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
N.A. Kuznetsova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theoretical Foundations of Physical Education and Life Safety, Shadrinsk State Pedagogical University, Russia, e-mail: [email protected].
A.N. Rukavishnikov, Undergraduate Student, Faculty of Physical Culture, Shadrinsk State Pedagogical University; Physical Education Teacher, Krasnozdinskaya Secondary School named after G.M. Efremov, Shadrinsk district, Kurgan region, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 373.3 Б01: 10.52772/25420291_2022_2_96
Елена Вячеславовна Лебедева, Мария Александровна Коврова
г. Киров
Дидактическая игра в приложении LearningApps как средство развития у третьеклассников умения распознавать грамматические признаки
имени существительного
В статье рассматривается проблема поиска эффективных средств, направленных на развитие умения распознавать грамматические признаки имени существительного. Цель статьи - представить возможности применения дидактической игры, разработанной в приложении LearnmgApps, при изучении имени существительного в 3 классе. В статье описаны трудности, связанные с изучением грамматических признаков имени существительного. Рассмотрены методические приемы, которые используют учителя в процессе работы над темой «Имя существительное». В результате анализа было выяснено, что на уроках русского языка при изучении грамматических признаков частей речи и имени существительного в том числе, используются такие методические приемы, как лингвистические игры, интеллект-карты, проблемные ситуации и другие. Обоснована актуальность использования дидактических игр с применением компьютерных технологий. Представлены результаты педагогического эксперимента, связанного с апробацией дидактической игры в приложении LearningApps.
Ключевые слова: младший школьник, дидактическая игра, цифровые ресурсы, приложение LearningApps, грамматические признаки имени существительного.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291
Elena Vyacheslavovna Lebedeva, Maria Alexandrovna Kovrova
Kirov
Didactic game in the LearningApps as a means of developing the ability of third graders
to recognize grammatical features of a noun
The article deals with the problem of finding effective means aimed at developing the ability to recognize grammatical features of a noun. The purpose of the article is to present the possibilities of using the didactic game developed in the Learn-ingApps application when studying a noun in 3rd grade. The article describes the difficulties associated with the study of grammatical features of a noun. The methodological techniques used by teachers in the process of working on the topic "Noun" are considered. As a result of the analysis, it was found out that in Russian language lessons when studying grammatical features of parts of speech and the noun, including, such methodological techniques as linguistic games, intelligence cards, problem situations and others are used. The relevance of using didactic games with computer technologies is substantiated. The results of a pedagogical experiment related to the approbation of a didactic game in the LearningApps application are presented.
Keywords: students of primary school, didactic game, digital resources, LearningApps application, grammatical features of the noun.
Введение.
Одной из целей освоения предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) является овладение первоначальными представлениями о лексических, грамматических и орфоэпических нормах русского языка [14].
Овладение грамматическими нормами связано, прежде всего, с изучением раздела «Морфология», которому отведено основное содержание обучения русскому языку в начальной школе. Изучение указанного раздела предусматривает достижение следующих планируемых результатов: умение распознавать грамматические признаки слов и с учетом совокупности выделенных признаков относить слова к определенной частей речи [12]. В свою очередь, основной объём изучаемых тем по морфологии приходится на имя существительное -88 часов за весь период обучения в начальной школе в соответствии с примерными программами по русскому языку, из них в 1 классе - 2 часа, во 2 классе - 17 часов, в 3 классе - 30 часов, в 4 классе - 39 часов. В то время как на изучение остальных частей речи отводится меньше времени, например, на изучение имени прилагательного отводится 64 часа, на изучение глагола - 69 часов [5].
Изучение имени существительного представляет собой постепенный целенаправленный процесс рассмотрения лексического значения слов и их грамматических признаков и предполагает достижение следующих планируемых результатов: на уровне выпускник научится: определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение; на уровне выпускник получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имени существительного [12].
Задачами изучения имени существительного в начальной школе являются:
1) формирование грамматического понятия «имя существительное»;
2) овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные;
3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена, отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;
4) ознакомление с родом имен существительных, употребление Ь с существительными с шипящим на конце;
5) развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;
6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных;
7) обогащение словаря новыми именами существительными и развитие навыков употребления их в речи (многозначные имена существительное);
8) овладение умением выполнять морфологический разбор [9].
Основной этап изучения и закрепления грамматических признаков имени существительного осуществляется в 3 классе. Так, в 3 классе младшие школьники углубляют знания о существенных признаках имени существительного: значение и вопросы, число, одушевлённость и неодушевлённость, знакомятся с родом имени существительного, склонением по падежам. Данный период является важным в формировании у детей осознанности в освоении грамматических признаков имени существительного, что оказывает влияние и на изучение орфографических правил, синтаксиса и др. разделов.
Основным методами развития у третьеклассников умения распознавать грамматические признаки имени существительного является упражнение. Анализ учебников по русскому языку учебно-методических комплексов «Школа России», «Перспектива», «РИТМ» и «Гармония» показал, что, во-первых, в них доминируют репродуктивные упражнения (68% и выше от общего количества упражнений); во-вторых, в учебниках представлены упражнения творческого характера (от 4%-15%) и упражнения с повышенным уровнем сложности (7%-20%), но их количество небольшое; в-третьих, упражнения игрового характера, или дидактические игры, содержатся только в УМК «Перспектива». В учебниках по русскому языку УМК «Перспектива» представлено 5 дидактических игр,
направленных на развитие умения распознавать грамматические признаки имени существительного (например, игры «Кто больше?»; «Волшебные превращения).
В качестве средства диагностики достижения планируемых результатов изучения имени существительного проводятся Всероссийские проверочные работы по русскому языку в конце 4 класса. В структуру ВПР по русскому языку включено 2 задания, связанных с именем существительным: задание №3 направлено на диагностику умения распознавать части речи в предложении; задание №12 предполагает проверку умения распознавать грамматические признаки имени существительного. Анализ работ за последние три года показывает невысокий уровень развития умения распознавать грамматические признаки имени существительного у обучающихся Кировский области. В 2019 году количество обучающихся, которые верно выполнили задание составило 77%, в 2020 - 60,7%, в 2021 - 75,1 [3].
Одной из причин невысокого уровня умения распознавать грамматические признаки имени существительного Новоселова Г.Д. называет механическое заучивание лингвистических определений и правил, отсутствие понимания основных морфологических понятий, что ведет к неосознанному применению полученных знаний на практике и неумению перенести выученное механически правило в новую языковую ситуацию. В результате обучающиеся слабо осознают грамматические категории и не используют их как индикаторы определенной части речи [11].
Поздняков Н.С. считает, что сложность изучения имени существительного состоит в том, что школьник должен научиться анализировать его с научной (лингвистической) позиции [13]. А это требует определённого уровня развития словесно-логического мышления для оперирования с абстрактными понятиями, к которым относятся грамматические признаки имен существительных. Авторы учебников по русскому языку УМК «Школа России» Канакина В.П. и Горецкий В.Г. отмечают, что чаще всего младшие школьники затрудняются определить род у имен существительных с нулевым окончанием (мышь, карамель, картофель) и допускают ошибки в построении словосочетаний и предложений. Также трудность вызывает определение падежа имен существительных. Одной из главных причин неправильного определения падежа является рассмотрение имени существительного изолированно от других слов [5]. Учителя-практики также отмечают, что у обучающихся вызывают трудности задания, направленные на определение рода, падежа и иногда числа имен существительных. Трудность в распознавании падежей имен существительных заключается в том, что каждый падеж имеет несколько значений, а вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать. Поэтому очень важно учить распо-
знавать падежи по совокупности признаков: вопрос, предлог, окончание, член предложения (последнее важно при распознавании именительного и винительного падежей).
Кроме этого, у младших школьников при определении рода имен существительных также возникают трудности. У большинства имен существительных род определяется по окончанию. Львов М.Р. отмечает, что пользоваться окончаниями для распознавания рода существительных младшим школьникам трудно, так как в русском языке много слов с безударными окончаниями (яблоко, полено, блюдо). А у существительных разного рода могут быть одинаковые окончания, например, тополь, дождь - м. р., осень, местность - ж. р.). Зорина Т.А. считает, что обучающимся начальной школы трудно различать имена существительные, которые изменяются по числам и имена существительные, которые имеют форму только одного из чисел. Также Зорина Т.А. отмечает, что ошибки, допускаемые младшими школьниками в употреблении форм числа имен существительных, связаны с грамматическим согласованием [4].
Таким образом, основные трудности в освоении грамматических признаков имени существительного связаны с отсутствием осознанности при изучении материала, у детей есть трудности в распознавании таких грамматических признаков рода, числа и падежа имен существительных.
Эффективность работы по развитию умения распознавать грамматические признаки имени существительного зависит от выбора методов, приемов и средств обучения. Рассмотрим, как организуется работа, связанная с изучением темы «Имя существительное» на уроках русского языка в начальной школе.
Кольтихасанова В.А. предлагает использовать задания, которые сформулированы в форме проблемной ситуации. Например, «Ребята, сегодня мне нужно было отправить несколько важных писем. Я прикрепила стикеры с адресатами и адресами к каждому конверту, но они отклеились от них, и теперь мне нужна ваша помощь в оформлении адресов. Мы должны выяснить, кому я писала письма и куда их нужно отправить». Также Коль-тихасанова В.А. при работе над темой «Собственные и нарицательные имена существительные» использует задания с использованием лингвистических словарей. Работа с лингвистическим словарем, по мнению автора, обеспечивает не только развитие умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные, но и помогает в освоении орфографического правила написания собственных имен существительных [7].
Курлыгина О.Е. и Харченко О.О. отмечают, что тема «Изменение имен существительных по числам» является важным звеном в системе освоения младшими школьниками русского языка. Но задания, предлагаемые учебниками и рабочими тетрадями, не отражают многих лингвистических
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-°291
проблем, поэтому возникает необходимость дополнения уроков упражнениями грамматико-орфогра-фического и грамматико-речевого характера, которые реализуют комплексную работу. Также Хар-ченко О.О. и Курлыгина О.Е. отмечают, что, несмотря на кажущуюся простоту грамматической категории числа имени существительного, имеют место достаточно серьезные лингвистические проблемы и методические трудности при изучении этой темы в начальной школе. Поэтому, если в уроки русского языка включить задания грамма-тико-орфографического и грамматико-речевого характера, это положительно повлияет на усвоение и закрепление учебного материала младшими школьниками [8].
Абдраманова С.К. предлагает использовать лингвистические игры при изучении рода имени существительного. Например, в качестве исходного выбирается слово стрекоза. За 1 минуту обучающимся предлагается составить из букв этого слова как можно больше существительных в начальной форме и определить род составленных слов [1]. Применение лингвистических игр, по мнению автора, обеспечивает внимательное отношение к структуре слова. Максимова Е.А. предлагает использовать на уроках русского языка при изучении грамматики интеллект-карты. Как отмечает автор, необычное представление материала вызывает интерес у младших школьников и позволяет систематизировать знания и лучше запоминать содержание [10]. Алиева Г.Н. предлагает организовать работу по обобщению знаний об имени существительном в форме путешествия по городу «Существительное», где названия улиц, следующие: «Собственная», «Падежный проспект» и т.д. [2].
Таким образом, существуют разнообразные приемы и средства, которые отличаются от традиционных заданий. В работах нескольких авторов мы увидели, что они предлагают использовать различного рода дидактические игры.
Мы также считаем, что одним из универсальных средств, которое помогает замотивировать и пробудить интерес к изучению грамматических признаков имени существительного является дидактическая игра. А в связи с современной ситуацией развития образования и создания цифровой образовательной среды школ особо актуальной является разработка дидактических игр с использованием цифровых образовательных технологий. Со-рокоумова Е.А., Пучкова Е.Б. под цифровыми образовательными технологиям подразумевают способ организации образовательной среды, основанный на современных информационных технологиях, переведенных в электронный формат с использованием компьютеров, планшетов, других га-джетов и интернет-ресурсов [15].
Колычева Г.Ю. выделяет ряд преимуществ применения компьютерных технологий на уроках русского языка:
1) с помощью компьютера удобно осуществлять контроль полученных знаний, контрольные
«срезы» в процессе обучения, итоговый контроль и самоконтроль;
2) компьютер позволяет не только проверить правильность выполнения задания, но и сэкономить время, затраченное на его выполнение;
3) компьютер позволяет учителю работать одновременно со всем классом и с каждым учеником в отдельности, т.е. уплотняется время урока;
4) работая на компьютере, ученик может выбирать варианты программы, различающиеся уровнем сложности, работать в удобном для него темпе — в этом состоит дифференциация обучения;
5) применение компьютера на уроках русского языка вызывает желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом [6].
В настоящее время существуют разнообразные сервисы для разработки дидактических игр с применением цифровых компьютерных технологий, например, Иша1^а, Ьеатш^ЛррБ.
Исследовательская часть.
Учитывая актуальность применения компьютерных технологий и особую роль дидактических игр как средства развития предметных умений на уроках русского языка, мы разработали дидактическую игру в приложении Ьеагт^Лрр8 по теме «Имя существительное», направленную на развитие у третьеклассников умения распознавать грамматические признаки имени существительного.
С целью проверки эффективности разработанной нами игры мы провели педагогический эксперимент. На констатирующем этапе с целью выявления первоначального уровня развития умения распознавать грамматические признаки имени существительного были проведены две диагностические работы: тестовая работа и работа с текстом. Полученные результаты по обеим диагностикам показали средний уровень развития умения распознавать грамматические признаки имени существительного (см. рис. 1).
Качественный анализ результатов проведенных диагностических работ позволил сделать следующие выводы: у младших школьников возникли трудности в распознавании собственных и нарицательных имен существительных, также вызвали затруднения задания, связанные с умением распознавать имена существительные, которые изменяются и не изменяются по числам. Не все обучающиеся смогли выполнить задание, связанное с поиском имен существительных в тексте во множественном числе, так как большинство обучающихся выписали имена существительные только в начальной форме.
На формирующем этапе исследования в учебный процесс была внедрена разработанная дидактическая игра. Дидактическая игра представлена в форме игры-путешествия по стране Грамматия. В путешествие вместе с ребятами отправляется персонаж по имени Дениска. Любое путешествие связано с картой, поэтому Дениска тоже берет в путешествие карту, на которой представлены станции. Каждая станция связана с изученным грамматическим признаком. В Грамматии Дениска вместе с ребятами повторяют все, что узнали об имени существительном.
ПЕДАГОГИКА
Рис.1. Результаты диагностических работ на констатирующем этапе эксперимента
В названии игр отражается суть игровой задачи и игровых действий. Например, игра «Догадайся по смыслу» требует от обучающихся умения распознавать собственные и нарицательные имена существительные. Обучающимся предлагается пара предложений, в которых есть пропуск. Вместо пропуска необходимо выбрать слово, которое отличается только написанием первой буквы. Рассмотрим пример таких предложений: Высоко-высоко в небе летал (о,О)рёл. Родина моего дедушки - (о,О)рёл. Для того, чтобы правильно выбрать написание слова, необходимо понять, о чем предложение: в первом -говорится о птице, поэтому пишем орёл, во втором -о городе, поэтому пишется слово Орёл.
Разработанная нами дидактическая игра представляет собой расположение игр на станциях таким образом, что обеспечивает последовательное повторение изученных грамматических
признаков имени существительного. Особенность содержания дидактической игры связана с формулированием игровой задачи и игровых действий через проблемную ситуацию. Это помогает замо-тивировать обучающихся к выполнению игровых действий.
Рассмотрим несколько примеров. Станция «Один-много» (см .рис.3) Дидактическая задача: развитие умения распознавать изменяемые и неизменяемые по числам имена существительные.
Игровая задача и игровые действия: Дениска научился изменять имена существительные по числам. Но он затрудняется в выборе слов, которые не изменяются по числам. В этом задании ему встречаются такие слова. Ему нужна ваша помощь. Помоги Дениске справиться с заданием и собрать пазлы
ед.ч. 1 лшя [ только в ед.ч. | [ только во мн.ч. |
каникулы
мука
ножницы
руками мыши из деревни когтями
гнезда
Лу
ЛУ
ЛУ
Рис.3. Станция «Один-много»
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 100_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_ 2542-02^1
На третьем этапе педагогического эксперимента повторно были проведены диагностические работы с целью определения динамики уровня развития умения распознавать грамматические признаки имени существительного. Результаты показали положительную динамику (см. рис.4). В экспериментальной группе у 4 обучающихся повысили уровень. Они улучшили результаты по определению таких грамматических признаков, как
одушевленные/неодушевленные, собствен-
ные/нарицательные имена существительные, большинство обучающихся продемонстрировали умение распознавать имена существительные, которые изменяются и не изменяются по числам. Также обучающиеся экспериментального класса лучше выполнили задания, связанные с умением распознавать род и падеж.
Рис.4. Динамика уровня развития умения распознавать грамматические признаки имени существительного в экспериментальном классе
Заключение.
Таким образом, результаты контрольного этапа педагогического эксперимента подтверждают эффективность использования дидактической игры при изучении темы «Имя существительное», так как в экспериментальном классе была выявлена положительная динамика. Практическая
значимость проведенного исследования заключается в разработке и апробации дидактической игры в приложении Ьеагт^Арр8.
На основе полученных данных планируются исследования, связанные с созданием сюжетной дидактической игры в приложении Ьеагш^Арр8 для учащихся 2 и 4 классах по теме «Имя существительное».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдраманова, С.К. Лингвистические игры на уроках русского языка при изучении рода имён существительных / С.К. Абдраманова. - Текст : электронный // Вестник Ошского государственного университета. - 2009. - № 5. - С. 4446. - URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=27520225 (дата обращения: 20.05.2022).
2. Алиева, Г.Н. Приемы изучения имени существительного в начальной школе / Г.Н. Алиева. - Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. - 2019. - № 8. - С. 13-15.
3. Бершанская, О.Н. Аналитические материалы проведения Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях Кировской области в 2021 году : сб. информ.-аналит. материалов / О.Н. Бершанская, Т.И. Ша-тунова. - Киров : КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2021. - 36 с. - Текст : непосредственный.
4. Зорина, Т.А. Формы грамматического числа имени существительного и проблемы их употребления в речи учащихся начальных классов / Т.А. Зорина. - Текст: электронный // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 161-164. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12997952 (дата обращения: 19.05.2022).
5. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 -4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина [и др.]. - Москва : Просвещение, 2014. - 340 с. - Текст : непосредственный.
6. Колычева, Г.Ю. Формирование информационной компетентности на уроках русского языка / Г.Ю. Колычева. -Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 80-82.
7. Кольтихасанова, В.А. Дидактические материалы к теме «Имена существительные собственные и нарицательные» / В.А. Кольтихасанова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии. - 2020. - № 21. - С. 61-68.
8. Курлыгина, О.Е. Специфика освоения младшими школьниками категории числа имени существительного /
0.Е. Курлыгина, О.О. Харченко. - Текст : электронный // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. - 2020. - №№ 7. - С. 43-48. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44356524 (дата обращения: 20.05.2022).
9. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1987. - 415 с. - Текст : непосредственный.
10. Максимова, Е.А. Интеллект-карты как универсальное дидактическое средство в системе обучения грамматике младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Максимова, О.А. Деханова. - Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 3. - С. 92-96.
11. Новосёлова, Г.Д. Развитие грамматической способности младших школьников на материале изучения темы «Имя существительное» на уроках русского языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Д. Новосёлова. - Орёл, 2007. - 24 с. - Текст : непосредственный.
12. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.] ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Москва : Просвещение, 2009. - 120 с. - Текст : непосредственный.
13. Поздняков, Н.С. Методика преподавания русского языка: учебное пособие для педагогических институтов / Н.С. Поздняков. - Москва : Академия, 2002. - 304 с. - Текст : непосредственный.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 09.12.2021).
15. Psychological and Pedagogical Bases of Standardization of Digital Educational Products and Digital Technologies / E.A. Sorokoumova, E.I. Cherdymova, E.B. Puchkova, L.V. Temnova. - Text : direct // European Journal of Contemporary Education. - 2021. - Vol. 10, iss. 4.
REFERENCES
1. Abdramanova S.K. Lingvisticheskie igry na urokah russkogo jazyka pri izuchenii roda imjon sushhestvitel'nyh [Linguistic games at Russian language lessons when studying the genus of nouns]. Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Osh State University], 2009, no. 5, pp. 44-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27520225.
2. Alieva G.N. Priemy izuchenija imeni sushhestvitel'nogo v nachal'noj shkole [Techniques for studying the noun in elementary school]. Vestniknauchnyh konferencij [Bulletin of scientific conferences], 2019, no. 8, pp. 13-15.
3. Bershanskaja O.N., Shatunova T.I. Analiticheskie materialy provedenija Vserossijskih proverochnyh rabot v obshheo-brazovatel'nyh organizacijah Kirovskoj oblasti v 2021 godu: sb. inform.-analit. materialov [Analytical materials of the All-Russian verification works in educational institutions of the Kirov regi on in 2021]. Kirov: KOGOAU DPO «IRO Kirovskoj oblasti», 2021. 36 p.
4. Zorina T.A. Formy grammaticheskogo chisla imeni sushhestvitel'nogo i problemy ih upotreblenija v rechi uchashhihsja nachal'nyh klassov [The forms of the grammatical number of the noun and the problems of their use in the speech of primary school students]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adygea State University], 2009, no. 4, pp. 161-164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12997952.
5. Kanakina V.P., Goreckij V.G., Bojkina M.V. Russkij jazyk. Rabochie programmy. Predmetnaja linija uchebnikov sis-temy "Shkola Rossii". 1-4 klassy: posobie dlja uchitelej obshheobrazovat. organizacij [Russian language. Work programs. The subject line of textbooks of the "School of Russia" system. Grades 1-4]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 340 p.
6. Kolycheva G.Ju. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti na urokah russkogo jazyka [Formation of information competence in Russian language lessons]. Nachal'naja shkola [Primary School], 2014, no. 1, pp. 80-82.
7. Kol'tihasanova V.A. Didakticheskie materialy k teme "Imena sushhestvitel'nye sobstvennye i naricatel'nye" [Didactic materials on the topic "Proper nouns and common nouns"]. Aktual'nyeproblemy filologii [Actualproblems of philology], 2020, no. 21, pp. 61-68.
8. Kurlygina O.E., Harchenko O.O. Specifika osvoenija mladshimi shkol'nikami kategorii chisla imeni sushhestvitel'nogo [The specifics of the development of the category of the number of the noun by younger schoolchildren]. Aktual'nye voprosy professional'noj podgotovki sovremennogo uchitelja nachal'noj shkoly [Current issues of professional training of a modern primary school teacher], 2020, no. 7, pp. 43-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44356524.
9. L'vov M.R. Metodika obuchenija russkomu jazyku v nachal'nyh klassah: ucheb. posobie dlja studentov ped in-tov po spec. "Pedagogika i metodika nach. obuchenija" [Methods of teaching the Russian language in primary classes]. Moscow: Prosveshhenie, 1987. 415 p.
10. Maksimova E.A., Dehanova O.A. Intellekt-karty kak universal'noe didakticheskoe sredstvo v sisteme obuchenija gram-matike mladshih shkol'nikov na urokah russkogo jazyka [Intelligence cards as a universal didactic tool in the grammar teaching system of younger schoolchildren in Russian language lessons]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2020, no. 3, pp. 92-96.
11. Novosjolova, G.D. Razvitie grammaticheskoj sposobnosti mladshih shkol'nikov na materiale izuchenija temy «Imja sushhestvitel'noe» na urokah russkogo jazyka. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Development of grammar ability of younger schoolchildren on the material of studying the topic "Noun" in Russian language lessons. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Orjol, 2007. 24 p.
12. Alekseeva L.L., Anashhenkova S.V., Biboletova M.Z. Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshhego obrazovanija [Planned results of primary general education]. Moscow: Prosveshhenie, 2009. 120 p.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 102_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-°291
13. Pozdnj akov N.S. Metodika prepodavanij a russkogo j azyka: uchebnoe posobie dlj a pedagogicheskih institutov [Methods of teaching the Russian language: a textbook for pedagogical institutes]. Moscow: Akademija, 2002. 304 p.
14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Federal State educational Standard of primary general education]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33.
15. Sorokoumova E.A., Cherdymova E.I., Puchkova L.V. Psihologo-pedagogicheskie osnovy standartizacii cifrovyh obra-zovatel'nyh produktov i cifrovyh tehnologij [Psychological and Pedagogical Bases of Standardization of Digital Educational Products and Digital Technologies]. Evropejskij zhurnal sovremennogo obrazovanija [European Journal of Contemporary Education], 2021, no. 4, pp. 1003-1012.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.В. Лебедева, студентка факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9715-3390.
М.А. Коврова, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5922-5560.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.V. Lebedeva, student of the School of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9715-3390.
M.A. Kovrova, Ph. D. in Pedagogy, Vyatka state University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-5922-5560.
УДК 373.2 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_103
Анастасия Александровна Мочалова, Татьяна Васильевна Малова
г. Киров
Воспитание у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям в процессе
чтения художественной литературы
В статье рассматривается эффективность использования художественной литературы в процессе воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям. Цель статьи - выявление педагогических условий, эффективно влияющих на использование художественной литературы в воспитании у детей 6-7 лет эмоциональной отзывчивости к родителям. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: определены особенности воспитания эмоциональной отзывчивости к родителям у детей старшего дошкольного возраста; охарактеризована художественная литература как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости к родителям; представлен тематический план по чтению художественной литературы, направленный на воспитание эмоциональной отзывчивости к родителям у детей 6-7 лет. В результате данного исследования нами были сформулированы следующие выводы: в 5-7 лет детям становится доступно не только понимание смысла некоторых действий, но и эмоциональное отношение к ним, переживания. В результате целенаправленного педагогического воздействия, благодаря чтению художественной литературы, дети смогут получить новые сведения об эмоциональных состояниях родителей, прочувствовав их, а также применить полученные представления в жизни. Материалы проведенного исследования задают вектор к практическому использованию разработанных нами методических рекомендаций в практике педагогов дошкольных образовательных организаций и молодых специалистов для успешной реализации задач дошкольного образования, направленных на воспитание эмоциональной отзывчивости, как одной из составляющих личности социума.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, родители, художественная литература, чтение, старший дошкольный возраст.
Anastasia Alexandrovna Mochalova, Tatyana Vasilievna Malova
Kirov
Education of emotional responsiveness to parents in 6-7 years aged children
in the process of reading fiction
The article discusses the effectiveness of using fiction in the process of educating emotional responsiveness to parents. The purpose of the article is to identify pedagogical conditions that effectively influence using fiction in educating 6-7 years aged children of emotional responsiveness to parents. The leading methods of studying the problem are the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and the pedagogical experiment. The main results of the article: the features of the upbringing of emotional responsiveness to parents in children of senior preschool age are determined; fiction is characterized as a means of educating children of senior preschool age of emotional responsiveness to parents; the content of classes on reading fiction, aimed at educating emotional responsiveness to parents in 6-7 years aged children is presented. Based on this study, the following conclusions can be drawn: at the senior preschool age children begin not only to understand the meaning of certain actions but also to relate to them emotionally, to experience them. As a result of targeted pedagogical influence,