ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
О.А. Деханова, учитель начальных классов Е.А. Максимова, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» (Россия, г. Абакан)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10211
Аннотация. Изменения в содержании образовательного процесса обучения русскому зыку в начальной школе, определяемые требованиями ФГОС НОО, требуют новых подходов к использованию интерактивных средств обучения, одним из которых является метод «интеллектуальных карт». В статье рассматриваются условия применения основных моделей «интеллект-карт» при изучении с младшими школьниками грамматического материала; приводится описание комплексной знаково-графической модели по теме «Имя существительное». Доказывается целесообразность использования данного метода при осуществлении структурно-семантического подхода к изучению фактов языка.
Ключевые слова: графико-визуальные методы передачи учебной информации, интеллект-карты, грамматическая система русского языка, младшие школьники.
Формирование функционально грамотной личности выпускника начальной школы, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предполагает формирование умений «использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» [3, с. 8].
Системно-деятельностный и компе-тентностный подходы в обучении, базирующийся на концептуальных идеях отечественных ученых-психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева и других - о структурных компонентах учебной деятельности с учетом общих закономерностей возрастного развития детей младшего школьного и подросткового возраста, требования к формированию универсальных учебных действий обучающихся предполагает, что, наряду с другими интерактивными методиками, на смену собственно вербальным способам и средствам оформления, передачи и интерпретации учебной информации приходят способы, в основе которых лежит графико-визуальное восприятие.
При этом потребность в улучшении памяти, развитии нестандартного мышления и креативности, воображения и умений адекватного восприятия тестовой информации в словесно-вербальных и графико-моделирующих, в том числе цифровых формах обучающихся выходит на первое место.
Графические методы передачи информации не являются новым вектором науки. Они зародились в рамках философской мысли древнего мира, где графико-визуальные записи впервые были использованы древнегреческими философами для толкования концептуальных категорий философии Аристотеля.
Одной из новых информационно-графических форм, представляющих собой изображение информации в графическом виде и одновременно уникальный и простой метод её запоминания, становятся так называемые «интеллект-карты», нашедшие подробное описание в труде британского психолога Тони Бьюзена [1].
Интеллект-карта, по определению интернет-источника, это «особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части» [2]. Интеллект-карты
способны заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы; это интерактивный способ визуализировать процесс мышления при помощи создания нелинейных схем.
«Интеллект-карта - это аналитический инструмент, поскольку она применима для решения любой проблемы. С одной стороны, она дает возможность сосредоточиться на деталях, а с другой - обеспечивает масштабную перспективу», - пишет Тони Бьюзен [1, с. 20]. Это возможно благодаря тому, что ментальная карта повторяет нейронную структуру мозга.
Точного перевода с английского «mind maps» на русский язык не существует, поэтому в различных источниках можно встретить достаточно широкий спектр названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты».
По своей сути ментальные карты очень просты. Они представляют собой многоцветную информационную диаграмму на бумаге, требующую работу коры головного мозга. Аналогично тому, как математически клетки мозга стремятся к бесконечности, интеллект-карты являются мыслительным инструментом с потенциалом расширения до бесконечности.
Интеллектуальные карты имеют ряд преимуществ по сравнению со стандартным текстовым конспектированием. Их существенное отличие заключается в мно-гоаспектности, визуально-
воспринимающей многоплановости, ана-литико-ассоциативной и системно-образующей подаче изучаемого содержания. При этом составленный знаково-графический рисунок даёт волю воображению в отличие от ограничивающей воображение собственно текстовой информации.
В связи с этим, по мнению Тони Бьюзе-на, интеллектуальная карта должна иметь три основные составляющие:
1) центральный образ, передающий тему или предмет изучения;
2) толстые разноцветные основные ветви, отходящие от центрального изображе-
ния, представляющие собой ключевые темы (параметры) предмета изучения;
3) «побеги» второго и третьего уровня, которые представляют изучаемые подтемы единственное ключевым словом, терминологическим словосочетанием или условным изображением на каждой ветви.
Определяя возможности интеллект-карт в образовательном процессе начальной школы, авторы психолого-педагогических и лингвометодических публикаций, а также учителя-практики отмечают их полифункциональность и универсальность как дидактического средства.
Действительно, результаты анализа использования методического приема интеллект-карт в образовательном процессе начальной школы доказывают эффективность их применения при обучении младших школьников различным предметным дисциплинам.
На уроках русского языка, как и на других учебных предметах, интеллект-карты позволяют не только интенсифицировать учебный процесс, но и способствовать полноценному восприятию изучаемого и/или анализируемого языкового материала.
Удобство интеллект-карт заключается, во-первых, в том, что они применимы к языковому материалу любой сложности, независимо от тематической и лексико-стилистической принадлежности; во-вторых, их условно-знаковое оформление соответствует возрастным особенностям развития наглядно-образного мышления младших школьников; кроме того, рисуночная форма привлекает обучающихся возможностью более свободного (не каллиграфического) обозначения языковых явлений.
Универсальность интеллект-карт как дидактического средства заключается также в возможности их использования на любом этапе урока (при первичном усвоении материала, его актуализации, закреплении, повторении, обобщении и т. д.) или при выполнении домашнего задания. Многофункциональность - в том, что интеллект-карты могут быть использованы не только в качестве собственно учебно-дидактического средства, но и средства
контроля знаний и в определенной степени практических умений младших школьников по русскому языку.
Значимость интеллектуальных карт в развитии познавательных процессов детей младшего школьного возраста также неоспорима. Умение переработать вербально-языковой материал в графическую форму способствует развитию интеллектуально-мыслительных процессов, воображения, памяти, внутренней речи обучающихся, а при комментировании схем-моделей также совершенствованию связной монологической речи ребенка.
Интеллект-карты имеют несколько графических моделей.
Взаимосвязанная модель используется при системном изложении информации с многочисленными взаимосвязями и подэ-лементами.
Так, на уроках русского языка в начальной школе при изучении членов предложения целесообразно представить данную тему в виде интеллект-карты с центральным образом в виде словосочетания «члены предложения» и отходящими от него ветвями (ключевыми темами): «главные» и «второстепенные». При этом первая ключевая тема содержит подтемы: «подлежащее» и «сказуемое», вторая - «определение», «дополнение» и «обстоятельство», иллюстрированные различными рисунками и примерами.
Блоковая модель (в форме блока или списка) предназначена для удержания в памяти большого количество задач, она выглядит нагляднее и позволит выполнять задания поэтапно. Так могут быть охарактеризованы самостоятельные части речи. Например, глагол, как центральная часть карты, наряду с существительным, прилагательным, наречием и другими знаменательными словами, имеет несколько ответвлений, в числе которых как изменяемые (постоянные), так и непостоянные морфологические частеречные признаки: вид, время, лицо, число и другие.
Иерархическая модель удобна при графическом изображении системы частей речи в современной русской грамматике. При этом центральный образ «часть речи» имеет несколько ответвлений, среди кото-
рых «знаменательные» («существительное», «прилагательное», «глагол» и другие) и «служебные» (в числе которых «предлог», «союз», «частица») слова.
Выделяемые модели не существуют в изолированном виде по отношению друг к другу. Несомненно, что внутриблоковое распределение языкового материала предполагает его взаимосвязанное единство или сопоставление на общих основаниях (классификацию, подведение под общие основания и т. д.). Иерархическая модель ориентирована и на взаимосвязи языковых единиц, и на их блоковые объединения. Как правило, в пределах одного рисунка-схемы могут быть задействованы две или три модели в различных их сочетаниях. Именно интеллектуальное моделирование способствует неформальному, сознательно обоснованному графическому обозначению сложного грамматического материала.
Комплексная интеллект-карта осознания грамматических признаков имени существительного как самостоятельной части речи для учащихся начальных классов может быть построена на основе модели взаимосвязанной последовательности компонентов, включающих языковые грамматико-семантические блоки.
Структурно-семантический подход к изучению фактов языка, предлагаемый в настоящее время не только в научной, но и школьной грамматике, обеспечивает понимание детьми всех признаков имен существительных в отличие от других самостоятельных частей речи.
Основу рисунка интеллект-карты составляет категориальное значение имени существительного - обозначать предмет речи, изображаемое в центре в виде «толстого ствола». Частные лексические значения отдельных слов или их языковых объединений иллюстрируют общее значение предметности, мыслимое как явление живой или неживой природы. Этим объединяются «более тонкие ветви» (отходящие от основного ствола, например, слева от центра), составляющие постоянные морфологические признаки существительных -их грамматическую одушевленность или неодушевленность.
Различия этих разрядов, определяется морфологически двумя основными показателями: одушевленное существительное -семантический вопрос «кто?» и омонимичные формы винительного и родительного падежа множественного числа: вижу (нет) учителей, слонов, птиц; неодушевленное существительное - семантический вопрос «что?» и омонимия винительного и именительного падежа во множественном числе: вижу (есть) столы, книги, деревья.
Другой постоянный признак - принадлежность существительного к разряду имен собственных или имен нарицательных - категория менее четкая, так как в русском языке возможен переход слов из одного разряда в другой. Тем не менее, различия тех и других существительных заключается в их языковых функциях: называть индивидуальные предметы или их классы. Главное, чтобы ребенок различал родовидовые отношения (ср. цветок - ромашка, незабудка, василек и т. д.) и соотношение имени собственного и имени нарицательного (ср. ученики Иванов, Петров, Сидоров).
Предметностью существительного объясняется и другой постоянный морфологический признак: существительные распределяются по родам. Для младших школьников внешним показателем родовой отнесенности слова служат с анафорические местоимения: он мой (мужской род), она моя (женский род), оно мое (средний род,). В контексте ученики наблюдают также их семантические (обозначение лиц мужского и женского пола), морфологические (по окончанию), синтаксические (по окончаниям зависимых слов) различия: дедушка (пришел) - бабушка (пришла); улица (новая) - город (большой) - небо (синее), поле (широкое).
Непостоянные признаки существительного: число и падеж, изображаемые на схеме также в виде тонких ответвлений (например, справа), служат для выражения изменяемых показателей предметности. Число - показатель количества предметов, о которых говорится в предложении; падеж - средство связи слов в высказывании.
Третий блок - синтаксические функции слов в предложении - определяется на-
званными выше изменяемыми признаками существительного: предмет речи, о котором говорится в предложении, - подлежащее ((что?) море шумит); предмет речи, на который направлено действие глагола-сказуемого, - это дополнение (вижу (что?) море); предмет речи, выступающий как характеристика другого предмета, - определение (шум (какой?) моря); предмет речи, выступающий как обстоятельство действия, - обстоятельство времени, места, цели и т. д. (жить (где) у моря). Обозначение данных подблоков определяется системой вопросов и формами слов в функции того или иного члена предложения.
Несомненно, что такие комплексные схемы возможности для употребления на этапах обобщенного изучения части речи, когда младшие школьники в той или иной степени овладеют основными грамматическими понятиями. На предшествующих этапах изучения отдельных признаков существительного возможны варианты интеллект-карт на основе взаимосвязанных блоков или иерархических подкастов, способствующих закреплению изучаемого грамматического материала.
Преимущества представления теоретических положений в форме интеллектуальных карт очевидны. Техника создания карт мышления позволяет не только стимулировать творчество младших школьников, но и выделять, а также легко запоминать основные знания по любому грамматическому вопросу, используя весь спектр мозговой активности - оперирование словами, образами и числами, логику, ритм, цвет и пространственную ориентацию. Интеллект-карты помогают прослеживать взаимосвязи языковых идей и облегчают обучающимся поиск альтернативных решений.
Несомненно, как и у каждого метода представления информации, у интеллект-карт есть свои недостатки: они статичны, они не отражают динамику процессов; сложность объекта изучения может вести к созданию перегруженных и запутанных изображений и т. д. Тем не менее, такой способ представления информации позволяет младшим школьникам наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-
следственные, ассоциативные связи между чить языковую картину в целом, упорядо-понятиями, а также воспроизводить в сло- ченно отобразить свои мысли по изучае-весно-вербальной форме знаково- мому вопросу. графические символы и изображения, изу-
Библиографический список
1. Бьюзен Т. Интеллект карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 208 с.
2. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/ (дата обращения: 06.03.2020)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. - 2011. - №2. - С. 4-36.
INTELLIGENCE MAPS AS A UNIVERSAL DIDACTIC TOOL IN THE SYSTEM OF TEACHING GRAMMAR TO YOUNGER STUDENTS IN RUSSIAN LESSONS
O.A. Dekhanova, primary school teacher E.A. Maximova, primary school teacher MBOU «Secondary school № 24» (Russia, Abakan)
Abstract. Changes in the content of the educational process of teaching Russian language in primary school, determined by the requirements of the Federal state educational standard, require new approaches to the use of interactive learning tools, one of which is the method of "smart maps". The article deals with the conditions for using the main models of "intelligence maps" when studying grammar material with younger students; the description of a complex sign and graphic model on the topic "noun" is given. The expediency of using this method in the implementation of a structural and semantic approach to the study of language facts is proved.
Keywords: graphic and visual methods of transmitting educational information, intelligence maps, grammatical system of the Russian language, primary school children.