Научная статья на тему 'Дидактическая игра по математике "Помоги товарищу" для младших школьников'

Дидактическая игра по математике "Помоги товарищу" для младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / DIDACTICAL GAME / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER PUPILS / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Г.А., Манютина А.М.

В статье предлагается дидактическая игра по математике, в которой используются методы парной и коллективной работы учащихся. Школьнику в соответствии с игровым сюжетом предлагается проконтролировать или исправить ошибки своего товарища при выполнении контрольных заданий, а «экспертная комиссия» из учеников оценивает правильность выполнения всех заданий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степаненко Г.А., Манютина А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article a didactic game in math, in which are used the steam room and the collective work of pupils. Pupil in accordance with the game storyline you need to check or correct the mistakes of his comrade at performance of test tasks, and the "expert Committee" of the pupils evaluates the correct execution of all obs.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра по математике "Помоги товарищу" для младших школьников»

УДК 37.02

1 2 Г.А. Степаненко , А.М. Манютина

Филиал ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт в г. Же-

лезноводске, Россия 2МБОУ лицей №20, г. Пятигорск, Россия

Дидактическая игра по математике «Помоги товарищу» для

младших школьников

Аннотация: В статье предлагается дидактическая игра по математике, в которой используются методы парной и коллективной работы учащихся. Школьнику в соответствии с игровым сюжетом предлагается проконтролировать или исправить ошибки своего товарища при выполнении контрольных заданий, а «экспертная комиссия» из учеников оценивает правильность выполнения всех заданий.

Ключевые слова: Дидактическая игра, математика, младшие школьники, приемы обучения.

В младшем школьном возрасте применение игры как метода и приема обучения особенно важно с точки зрения преемственности между дошкольным и начальным образованием. Игра рассматривается с позиций установления адекватной пропорции между прямыми и косвенными методами обучения. Характеристика игры как эффективного средства обучения детей содержится в работах многих отечественных и зарубежных авторов (Д. Локк, К.Д. Ушинский, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев, Д.А. Колоцца, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко и др.).

Возможности применения обучающих игр в начальной школе велики хотя бы потому, что приученные играть на занятиях дети будут играть с удовольствием и, следовательно, с прогнозируемым результатом [1].

Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками подробно описаны в работах О.А. Степановой [2, 3]. «Педагогическая ценность игровых приемов состоит в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. На уроке, или вне урока, игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач» [4].

Таким образом, для педагога школы игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.

Младшие школьники, особенно первоклассники, панически боятся проверочных (контрольных) работ. Они психологически еще не готовы сосредоточенно выполнять такого рода задания. Поэтому использование игровых

элементов при обучении математике поможет им быстрее адаптироваться и лучше усвоить материал.

Большие педагогические резервы заложены в игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. «Под педагогической позицией понимается необходимость поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого-либо и т.д.» [3].

Для достижения поставленной цели мы предлагаем игру «Помоги товарищу».

Дидактическая цель: Развитие инициативы, самостоятельности, умения работать в парах. Повторение, закрепление и проверка ранее полученных знаний.

Содержание игры: Каждой паре за столом выдавались два варианта традиционных контрольных работ для 1 класса по Моро М.И., „Школа. России". Например, «Контрольная работа №4 (2 четверть). "Цифры и числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10", "Сложение", "Вычитание", "Понятия: больше, меньше, равно", "Сравнения"».

Вариант 1 Вариант 2

1. Заполни пропуски ... цифрами. 10 , 9 , ... , ... , 6 , ... , 4. 1. Заполни пропуски ... цифрами. 9 , 8 , ... , ... , 5 , ... , 3.

2. Реши примеры. 2 + 5 = 4 - 2 = 3 + 4 = 6 - 2 = 2. Реши примеры. 4 + 3 = 5 - 2 = 5 + 2 = 7 - 2 =

3. Реши задачу. На заборе сидели четыре котёнка. Два котёнка убежали. Сколько котят осталось сидеть на заборе? Ответ: 3. Реши задачу. Три сестрёнки сидели за столом и завтракали. Старшая сестра ушла в школу. Сколько девочек осталось сидеть за столом? Ответ:

4. Поставь правильно знак: плюс или минус. 4 ... 3 = 7 7 ... 2 = 5 8 ... 4 = 4 3 ... 2 = 5 4. Поставь правильно знак: плюс или минус. 7 ... 3 = 4 5 ... 2 = 3 3 ... 4 = 7 6 ... 2 = 4

5. Поставь правильно знак: больше, меньше, равно. 2 ... 5 6 ... 3 6 ... 7 1 ... 2 5. Поставь правильно знак: больше, меньше, равно. 3 ... 5 6 ... 7 7 ... 7 6 ... 5

После выполнения заданий каждому ученику предлагалось проверить свою работу и исправить ошибки. Затем ученики менялись вариантами контрольных работ и искали ошибки друг у друга, исправляя их. Подчеркивали ошибки простым карандашом и рядам записывали верный ответ.

На заключительном этапе из числа учеников создавались две «Экспертные комиссии» по 3 человека, которым выдавались правильные ответы, и они красным карандашом обводили незамеченные на предыдущих этапах ошибки.

78

Humanitarian scientific journal №1, 2017

Анализ результатов этой игры показал, что свои ошибки практически никто не замечал. Зато появлялся «спортивный интерес» найти ошибку у своего товарища, а для этого надо было ещё раз быстро решить в лучшем случае все, или хотя - бы часть заданий другого варианта. И это дало положительные результаты. Получилось как в пословице: „В чужом глазу соринку видим, а в своём бревно не замечаем".

Использование этой дидактической игры давало наибольший эффект для учеников с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика казалась скучной и сухой наукой.

В конце игры нужно обязательно подвести итог. При первичном проведении игры можно разобрать ее подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок. Типичными ошибками в данной контрольной работе, кроме арифметических, являлись путаница в обозначениях отношений «больше» -«меньше». Объективный разбор игры приучает детей к правильной самооценке. К разбору игры привлекались члены «Экспертные комиссии» и сами игроки, отмечались лучшие работы. Это приучает детей критически мыслить, повышает их сознательность, дисциплину.

Рассмотренным методическим приемом не нужно злоупотреблять, его рекомендуется применять 2 - 3 раза в полугодие и по различным предметам.

Библиографический список

1. Сайфутдинов Р.Р. Возрастные особенности восприятия игры.// Начальная школа плюс до и после. 2014.,№3, С.86.

2. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками//Начальная школа плюс до и после.2003. №8, №10.

3. Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению//Начальная школа: плюс до и после. 2006. №1, С.1-9.

4. Петрова В.И. Использование игровых элементов при обучении математике в группе продленного дня (1-й класс)//Начальная школа плюс до и после. 2006. №1, С.1-5.

G.A. Stepanenko. A.M. Manyutina

Didactic game in math "Help a friend" for younger pupils

Abstract: In the article a didactic game in math, in which are used the steam room and the collective work of pupils. Pupil in accordance with the game storyline you need to check or correct the mistakes of his comrade at performance of test tasks, and the "expert Committee" of the pupils evaluates the correct execution of all obs. Key words: Didactical game, mathematics, younger pupils, teaching techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.