Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего
дошкольного возраста
Батенева Елена Владиславовна
ФГБОУ ВПО "НГПУ", г.
Новосибирск
Ключевые слова:
Старший дошкольный возраст, произвольная память, дидактическая игра, когнитивное развитие, произвольная память
Аннотация: Целью статьи является демонстрация результатов целенаправленного и систематического применения комплекса дидактических игр для развития произвольной памяти детей дошкольного возраста. Актуализация для педагогов перспектив обособления педагогической деятельности, по развитию памяти детей как отдельного направления подготовки к школе.
Развитие произвольной памяти старших дошкольников не является отдельным направлением деятельности педагога по подготовке детей к школе.
Малый объем памяти ребенка, поступающего в первый класс и неумение сосредоточиться на мнемической задаче, может привести к серьезным последствиям: усвоение информации затруднено, мотивация к обучению снижена. Это влияет на успешность дальнейшего обучения.
Соответственно, есть необходимость в целенаправленной работе по развитию памяти детей.
Целью нашего исследования было выявление результативности применения дидактических игр в развитии произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Для ее достижения был проведен эксперимент, выявляющий результат запоминания информации старшими дошкольниками в условиях целенаправленного применения дидактических игр на развитие произвольной памяти.
Исследовалась динамика следующих параметров: произвольность (умение поставить мнемическую задачу, применять приемы запоминания), объем кратковременной и долговременной произвольной памяти.
По итогам предварительной диагностики были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей старшего дошкольного возраста примерно равных возможностей.
В ходе формирующего эксперимента с контрольной группой проводилась обычная работа по развитию памяти: просьба, поручение, поощрение, совет, подсказка при выполнении детьми спонтанных заданий на произвольное запоминание.
Экспериментальная группа приняла участие в проекте «А я умею запоминать!», разработанном на основе авторской методики развития памяти и внимания профессора Российской Академии Энциклопедий, доктора педагогических наук и основателя «Школы Эйдетики» в Москве Матюгина Игоря Юрьевича [1], [2], [3], [4].
Посредством применения дидактических игр педагогом решались задачи по созданию детям экспериментальной группы условий для:
- формирования у детей представлений о способах и приемах запоминания, концентрации внимания;
- развития умений самостоятельной постановки мнемической задачи, сосредоточении на ее выполнении, использования эйдотехник запоминания для достижения мнемической цели
(«Оживление», «Соощущение», «Последовательные ассоциации» и т. д.);
- формирования навыков произвольного сосредоточения и самоконтроля;
- формирование у детей положительного отношения к дальнейшему совершенствованию памяти.
Проект включает двадцать игровых мероприятий различного содержания. Периодичность проведения - дважды в неделю.
Логика построения мероприятий основывается на:
□ Принципе доступности: постепенное усложнение задач; объяснение простым, доступным пониманию детей языком.
□ Принципе сознательности и активности: провоцирование интереса, вовлечение в практическую деятельность, поддержка веры в собственные возможности.
□ Принципе систематичности и последовательности: формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи, деление материала на логически связанные блоки, проведение мероприятий по систематизации знаний и умений.
□ Правилах произвольного запоминания: постановка мнемической задачи, определение способа запоминания, приложения волевого усилия.
В качестве примера, приведем две игры, развивающие умение использовать эйдотехнику запоминания «Последовательные ассоциации».
Дидактическая игра «Вспомни друга»
Дидактическая задача: развивать умение запоминать слова на основе смысловой связи.
Игровая задача: Подружить картинки и слова.
Описание: 1) Установление ассоциаций между картинками (озеро, телега, лампочка и т. д.) и словом (вода, лошадь, свет и т. д.), объяснение связи. 2) Припоминание ассоциаций к словам и картинкам.
Дидактическая игра «Сказки для Капризного Мышонка»
Дидактическая задача: Учить детей составлять к запоминаемым словам рассказ, основанный на ассоциативно-смысловой связи; воспроизводить слова, сохранив последовательность.
Игровая задача: Уложить Мышонка спать.
Вариант 1: Мышонку перед сном нужно рассказать сказки из слов, которые он назовет, например, «луг», «трава», «корова», «молоко», «кошка», «мышка», «нора» - «На лугу растет трава. Траву ест корова. Корова дает молоко. Молоко пьёт кошка. Кошка ловит мышку. Мышка прячется в нору».
Вариант 2: Слова для запоминания не имеют очевидной связи, например, «слон», «пылесос», «шишки», «мешок».
Вариант 3: Мышонок просит вспомнить старые сказки и названные им слова. Результаты:
После формирующей части эксперимента была проведена итоговая диагностика и математический анализ динамики показателей произвольной памяти в экспериментальной и контрольной группах. В первой группе различия показателей до и после проведения
формирующей части эксперимента имеют статистическую значимость. Отличия в показателях предварительной и итоговой диагностики контрольной группы статистической значимости не имеют.
Основываясь на данном результате, мы можем утверждать, что целенаправленное и систематическое проведение педагогами соответствующих дидактических игр со старшими дошкольниками будет значительно способствовать развитию их произвольной памяти.
Полученный положительный опыт запоминания поможет детям справиться с возрастающим объемом умственной нагрузки, поддержит веру в собственные силы. Осознание успехов и потенциальных возможностей в мнемической деятельности будет способствовать активизации познавательного интереса.
По итогам проведенного нами исследования очевидна необходимость разработки методических рекомендаций по развитию памяти старших дошкольников в рамках подготовки ребенка к школе.
Список литературы:
1.Матюгин И. Ю. 2010. Как развить внимание и память вашего ребенка. Москва.
2.Матюгин И. Ю. 1997. Как запоминать слова. Донецк.
3.Матюгин И. Ю. 1997. Как запоминать цифры. Донецк.
4.Матюгин И. Ю. 1997. Как развивать память. Донецк.