Научная статья на тему 'Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста'

Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
196
Поделиться
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батенева Елена Владиславовна

Целью статьи является демонстрация результатов целенаправленного и систематического применения комплекса дидактических игр для развития произвольной памяти детей дошкольного возраста. Актуализация для педагогов перспектив обособления педагогической деятельности, по развитию памяти детей как отдельного направления подготовки к школе. Развитие произвольной памяти старших дошкольников не является отдельным направлением деятельности педагога по подготовке детей к школе. Малый объем памяти ребенка, поступающего в первый класс и неумение сосредоточиться на мнемической задаче, может привести к серьезным последствиям: усвоение информации затруднено, мотивация к обучению снижена. Это влияет на успешность дальнейшего обучения. Соответственно, есть необходимость в целенаправленной работе по развитию памяти детей. Целью нашего исследования было выявление результативности применения дидактических игр в развитии произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста. Для ее достижения был проведен эксперимент, выявляющий результат запоминания информации старшими дошкольниками в условиях целенаправленного применения дидактических игр на развитие произвольной памяти. Исследовалась динамика следующих параметров: произвольность (умение поставить мнемическую задачу, применять приемы запоминания), объем кратковременной и долговременной произвольной памяти. По итогам предварительной диагностики были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей старшего дошкольного возраста примерно равных возможностей. В ходе формирующего эксперимента с контрольной группой проводилась обычная работа по развитию памяти: просьба, поручение, поощрение, совет, подсказка при выполнении детьми спонтанных заданий на произвольное запоминание. Экспериментальная группа приняла участие в проекте «А я умею запоминать!», разработанном на основе авторской методики развития памяти и внимания профессора Российской Академии Энциклопедий, доктора педагогических наук и основателя «Школы Эйдетики» в Москве Матюгина Игоря Юрьевича [1], [2], [3], [4]. Посредством применения дидактических игр педагогом решались задачи по созданию детям экспериментальной группы условий для: формирования у детей представлений о способах и приемах запоминания, концентрации внимания; развития умений самостоятельной постановки мнемической задачи, сосредоточении на ее выполнении, использования эйдотехник запоминания для достижения мнемической цели («Оживление», «Соощущение», «Последовательные ассоциации» и т. д.); формирования навыков произвольного сосредоточения и самоконтроля; формирование у детей положительного отношения к дальнейшему совершенствованию памяти. Проект включает двадцать игровых мероприятий различного содержания. Периодичность проведения дважды в неделю. Логика построения мероприятий основывается на: × Принципе доступности: постепенное усложнение задач; объяснение простым, доступным пониманию детей языком. × Принципе сознательности и активности: провоцирование интереса, вовлечение в практическую деятельность, поддержка веры в собственные возможности. × Принципе систематичности и последовательности: формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи, деление материала на логически связанные блоки, проведение мероприятий по систематизации знаний и умений. × Правилах произвольного запоминания: постановка мнемической задачи, определение способа запоминания, приложения волевого усилия. В качестве примера, приведем две игры, развивающие умение использовать эйдотехнику запоминания «Последовательные ассоциации». Дидактическая игра «Вспомни друга» Дидактическая задача: развивать умение запоминать слова на основе смысловой связи. Игровая задача: Подружить картинки и слова. Описание: 1) Установление ассоциаций между картинками (озеро, телега, лампочка и т. д.) и словом (вода, лошадь, свет и т. д.), объяснение связи. 2) Припоминание ассоциаций к словам и картинкам. Дидактическая игра «Сказки для Капризного Мышонка» Дидактическая задача: Учить детей составлять к запоминаемым словам рассказ, основанный на ассоциативно-смысловой связи; воспроизводить слова, сохранив последовательность. Игровая задача: Уложить Мышонка спать. Вариант 1: Мышонку перед сном нужно рассказать сказки из слов, которые он назовет, например, «луг», «трава», «корова», «молоко», «кошка», «мышка», «нора» «На лугу растет трава. Траву ест корова. Корова дает молоко. Молоко пьёт кошка. Кошка ловит мышку. Мышка прячется в нору». Вариант 2: Слова для запоминания не имеют очевидной связи, например, «слон», «пылесос», «шишки», «мешок». Вариант 3: Мышонок просит вспомнить старые сказки и названные им слова. Результаты: После формирующей части эксперимента была проведена итоговая диагностика и математический анализ динамики показателей произвольной памяти в экспериментальной и контрольной группах. В первой группе различия показателей до и после проведения формирующей части эксперимента имеют статистическую значимость. Отличия в показателях предварительной и итоговой диагностики контрольной группы статистической значимости не имеют. Основываясь на данном результате, мы можем утверждать, что целенаправленное и систематическое проведение педагогами соответствующих дидактических игр со старшими дошкольниками будет значительно способствовать развитию их произвольной памяти. Полученный положительный опыт запоминания поможет детям справиться с возрастающим объемом умственной нагрузки, поддержит веру в собственные силы. Осознание успехов и потенциальных возможностей в мнемической деятельности будет способствовать активизации познавательного интереса. По итогам проведенного нами исследования очевидна необходимость разработки методических рекомендаций по развитию памяти старших дошкольников в рамках подготовки ребенка к школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батенева Елена Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего

дошкольного возраста

Батенева Елена Владиславовна

ФГБОУ ВПО "НГПУ", г.

Новосибирск

Ключевые слова:

Старший дошкольный возраст, произвольная память, дидактическая игра, когнитивное развитие, произвольная память

Аннотация: Целью статьи является демонстрация результатов целенаправленного и систематического применения комплекса дидактических игр для развития произвольной памяти детей дошкольного возраста. Актуализация для педагогов перспектив обособления педагогической деятельности, по развитию памяти детей как отдельного направления подготовки к школе.

Развитие произвольной памяти старших дошкольников не является отдельным направлением деятельности педагога по подготовке детей к школе.

Малый объем памяти ребенка, поступающего в первый класс и неумение сосредоточиться на мнемической задаче, может привести к серьезным последствиям: усвоение информации затруднено, мотивация к обучению снижена. Это влияет на успешность дальнейшего обучения.

Соответственно, есть необходимость в целенаправленной работе по развитию памяти детей.

Целью нашего исследования было выявление результативности применения дидактических игр в развитии произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Для ее достижения был проведен эксперимент, выявляющий результат запоминания информации старшими дошкольниками в условиях целенаправленного применения дидактических игр на развитие произвольной памяти.

Исследовалась динамика следующих параметров: произвольность (умение поставить мнемическую задачу, применять приемы запоминания), объем кратковременной и долговременной произвольной памяти.

По итогам предварительной диагностики были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей старшего дошкольного возраста примерно равных возможностей.

В ходе формирующего эксперимента с контрольной группой проводилась обычная работа по развитию памяти: просьба, поручение, поощрение, совет, подсказка при выполнении детьми спонтанных заданий на произвольное запоминание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспериментальная группа приняла участие в проекте «А я умею запоминать!», разработанном на основе авторской методики развития памяти и внимания профессора Российской Академии Энциклопедий, доктора педагогических наук и основателя «Школы Эйдетики» в Москве Матюгина Игоря Юрьевича [1], [2], [3], [4].

Посредством применения дидактических игр педагогом решались задачи по созданию детям экспериментальной группы условий для:

- формирования у детей представлений о способах и приемах запоминания, концентрации внимания;

- развития умений самостоятельной постановки мнемической задачи, сосредоточении на ее выполнении, использования эйдотехник запоминания для достижения мнемической цели

(«Оживление», «Соощущение», «Последовательные ассоциации» и т. д.);

- формирования навыков произвольного сосредоточения и самоконтроля;

- формирование у детей положительного отношения к дальнейшему совершенствованию памяти.

Проект включает двадцать игровых мероприятий различного содержания. Периодичность проведения - дважды в неделю.

Логика построения мероприятий основывается на:

□ Принципе доступности: постепенное усложнение задач; объяснение простым, доступным пониманию детей языком.

□ Принципе сознательности и активности: провоцирование интереса, вовлечение в практическую деятельность, поддержка веры в собственные возможности.

□ Принципе систематичности и последовательности: формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи, деление материала на логически связанные блоки, проведение мероприятий по систематизации знаний и умений.

□ Правилах произвольного запоминания: постановка мнемической задачи, определение способа запоминания, приложения волевого усилия.

В качестве примера, приведем две игры, развивающие умение использовать эйдотехнику запоминания «Последовательные ассоциации».

Дидактическая игра «Вспомни друга»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дидактическая задача: развивать умение запоминать слова на основе смысловой связи.

Игровая задача: Подружить картинки и слова.

Описание: 1) Установление ассоциаций между картинками (озеро, телега, лампочка и т. д.) и словом (вода, лошадь, свет и т. д.), объяснение связи. 2) Припоминание ассоциаций к словам и картинкам.

Дидактическая игра «Сказки для Капризного Мышонка»

Дидактическая задача: Учить детей составлять к запоминаемым словам рассказ, основанный на ассоциативно-смысловой связи; воспроизводить слова, сохранив последовательность.

Игровая задача: Уложить Мышонка спать.

Вариант 1: Мышонку перед сном нужно рассказать сказки из слов, которые он назовет, например, «луг», «трава», «корова», «молоко», «кошка», «мышка», «нора» - «На лугу растет трава. Траву ест корова. Корова дает молоко. Молоко пьёт кошка. Кошка ловит мышку. Мышка прячется в нору».

Вариант 2: Слова для запоминания не имеют очевидной связи, например, «слон», «пылесос», «шишки», «мешок».

Вариант 3: Мышонок просит вспомнить старые сказки и названные им слова. Результаты:

После формирующей части эксперимента была проведена итоговая диагностика и математический анализ динамики показателей произвольной памяти в экспериментальной и контрольной группах. В первой группе различия показателей до и после проведения

формирующей части эксперимента имеют статистическую значимость. Отличия в показателях предварительной и итоговой диагностики контрольной группы статистической значимости не имеют.

Основываясь на данном результате, мы можем утверждать, что целенаправленное и систематическое проведение педагогами соответствующих дидактических игр со старшими дошкольниками будет значительно способствовать развитию их произвольной памяти.

Полученный положительный опыт запоминания поможет детям справиться с возрастающим объемом умственной нагрузки, поддержит веру в собственные силы. Осознание успехов и потенциальных возможностей в мнемической деятельности будет способствовать активизации познавательного интереса.

По итогам проведенного нами исследования очевидна необходимость разработки методических рекомендаций по развитию памяти старших дошкольников в рамках подготовки ребенка к школе.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Матюгин И. Ю. 2010. Как развить внимание и память вашего ребенка. Москва.

2.Матюгин И. Ю. 1997. Как запоминать слова. Донецк.

3.Матюгин И. Ю. 1997. Как запоминать цифры. Донецк.

4.Матюгин И. Ю. 1997. Как развивать память. Донецк.