Научная статья на тему 'Дидактическая адаптация студентов колледжа как социально-педагогическая проблема'

Дидактическая адаптация студентов колледжа как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / ADAPTATION / STUDENTS / ADAPTATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепарухина Елена Алексеевна

В статье рассматривается теоретические аспекты проблемы адаптации студентов-первокурсников к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении. Особое внимание автор уделяет дидактической адаптации, причинам ее возникновения и возможным путям решения проблем. В статье приведены результаты исследования, проведенного на базе колледжа и позволившего выявить основные трудности приспособления обучающихся к образовательному процессу. В качестве методов исследования были использованы наблюдение, беседа, социометрия, анкетный опрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic adaptation of college students as a social-pedagogical problem

The article considers the problem of adaptation of first-year students to study in a secondary professional educational institution. The author pays special attention to didactic adaptation, the reasons for its occurrence, and possible solutions to problems. The article presents the results of a study conducted on the basis of the college and which allowed to identify the main difficulties in adapting students to the educational process. Observation, conversation, sociometry and questionnaire survey were used as research methods.

Текст научной работы на тему «Дидактическая адаптация студентов колледжа как социально-педагогическая проблема»

УДК 377

Елена Алексеевна Чепарухина

г. Шадринск

Дидактическая адаптация студентов колледжа как социально-педагогическая проблема

В статье рассматривается теоретические аспекты проблемы адаптации студентов-первокурсников к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении. Особое внимание автор уделяет дидактической адаптации, причинам ее возникновения и возможным путям решения проблем. В статье приведены результаты исследования, проведенного на базе колледжа и позволившего выявить основные трудности приспособления обучающихся к образовательному процессу. В качестве методов исследования были использованы наблюдение, беседа, социометрия, анкетный опрос.

Ключевые слова: образование, адаптация, студенты, адаптационный процесс.

Elena Alekseevna Cheparukhina

Shadrinsk

Didactic adaptation of college students as a social-pedagogical problem

The article considers the problem of adaptation of first-year students to study in a secondary professional educational institution. The author pays special attention to didactic adaptation, the reasons for its occurrence, and possible solutions to problems. The article presents the results of a study conducted on the basis of the college and which allowed to identify the main difficulties in adapting students to the educational process. Observation, conversation, sociometry and questionnaire survey were used as research methods.

Keywords: education, adaptation, students, adaptation process.

Становление любого человека как высококвалифицированного специалиста не возможно без получения как минимум среднего профессионального образования.

В процессе учебной деятельности обучающийся познает окружающую его действительность, усваивает знания, вырабатывает умения и закрепляет навыки в той или иной будущей сфере деятельности, а так же развивается как личность и индивидуальность.

То есть студент выступает, как неотъемлемая часть образовательного процесса, на которую направлено воздействие всего педагогического коллектива колледжа.

Учебная деятельность начинается с адаптации обучающегося в новом коллективе.

Проблемы адаптации (в том числе дидактической), возникающие у обучающихся на первом курсе и их решение является важной задачей в деятельности любого учебного заведения. Основной целью представленной статьи является выявление основных особенностей дидактической адаптации студентов первого курса к образовательным условиям среднего профессионального учебного заведения.

При анализе степени изученности вопроса дидактической адаптации студентов колледжа были выделены научные исследования таких авторов как: Б.А. Бенедиктова, Н.В. Бордовской, В.П. Бо-рисенкова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кондыбовича, Б.Т. Лихачёва, М.Д. Мартыновой, А.Ю. Морозовой, А.А. Реана, А.Г. Смирнова, Ю.В. Стафеевой.

Кроме того в работах Ф.Б. Березина, В.В. Богословского, Л.Ф. Мирзояновой,

Р.С. Немова, А.В. Петровского и других были рас-

смотрены основные психологические механизмы и сущность дидактической адаптации студентов. Но в основном ими была исследована какая-либо наиболее интересующая сторона проблемы [1].

Актуальность проблемы адаптации обучающихся заключается в попытке решения задач оптимизации процесса приспособления студентов к учебной деятельности в условиях системы профессионального образования.

Адаптация является одним из важнейших этапов, от успешности которого зависит установление взаимоотношений студента с новым окружением и его дальнейшее обучение.

Поэтому в колледже адаптации уделяется особое внимание и контроль со стороны администрации. Достижение поставленных целей учебного заведения во многом зависит от правильной организации работы с первокурсниками.

От того, как быстро происходит процесс адаптации, зависят текущие, последующие успехи студента и процесс его становления как профессионала.

Студенты первого курса сталкиваются с проблемами, разрешение которых без помощи со стороны кураторов, социального педагога, психолога, как правило, приводит к низким оценкам, психологическим нагрузкам, нежеланию учиться дальше и отчислению из колледжа.

Уже на этапе приема документов от абитуриента необходима большая разъяснительная работа и его знакомство с условиями обучения в колледже, требованиями, которые будут предъявляться с первых дней учебы.

Выделяют следующие формы адаптации первокурсников:

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 218_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

1. Формальная адаптация, то есть приспособление к новым условиям обучения, структуре профессионального образования, его содержанию, информационному обеспечению.

2. Общественная адаптация, то есть вступление первокурсника в новые группы сверстников и взаимодействие с новым коллективом преподавателей на более высоком уровне по сравнению со школьным коллективом.

3. Дидактическая адаптация, то есть приспособление к новым методам работы в студенческих группах, к новым формам обучения [2, 3].

Так же первокурсник должен быть ознакомлен с новыми требованиями, предъявляемыми СПО и образовательными стандартами, в соответствии с которыми осуществляется обучение в колледже.

На протяжении всего процесса обучения, а на первых этапах особенно, на студента оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы. Сам учебный процесс представляет собой целый комплекс таких факторов.

На первом этапе обучения уже можно отметить отличие в методах обучения в школе и колледже. И кто-то из студентов это воспринимает как само собой разумеющееся, а кому-то необходимо время для осознания таких отличий и приспособления к ним. Могут возникнуть проблемы между преподавателем и студентом в связи с непониманием и неприятием новых форм и методов обучения, то есть может возникнуть своеобразный дидактический барьер.

Новые способы, формы и методы обучения могут значительно отличаться от тех, которые применялись учителями в школе и это может отрицательно повлиять на усвоение нового материала и интенсивность его умственного восприятия.

Для колледжа характерными видами занятий являются лекции, семинары, курсовые работы, работа над проектами и т.д., а это, как правило, предполагает более высокий уровень сложности изучаемого материала, быстрый темп его изложения, резко выраженную неравномерность нагрузки, повышающуюся в период сессий. Может понадобиться много сил и времени, прежде чем первокурсник сможет привыкнуть к новым требованиям [4].

На первом курсе колледжа изучаются новые учебные дисциплины (за небольшим исключением обучающихся студентов на базе основного общего образования). Появляются профильные учебные дисциплины (например, экономика, право), а на базе среднего общего образования дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла (психология общения, иностранный язык в профессиональной деятельности), а так же общепрофессионального цикла (статистика, менеджмент, основы предпринимательской деятельности и другие). Меняется подход к применению учебников и учебных пособий, так как чаще всего учебников, полностью соответствующих программам колледжа нет, и возникает необходи-

мость использовать несколько источников. А к этому выпускники школ не готовы. Так же можно отметить значительное отличие от школьных применяемых в колледже методов контроля знаний и умений, которые выражаются в отсутствии повседневного контроля и систематической оценке знаний. Меняется в отличии от учителя и отношение преподавателя к студенту, потому что в нем педагог видит уже взрослого человека, а не ребенка.

Все вышеперечисленное может сказаться на уровне успеваемости отдельных студентов на 1 курсе, ее снижении в дальнейшем и как следствие отсев по результатам сессий.

В начале 2018-2019 учебного года (сентябрь-октябрь) в рамках деятельности предметной цикловой комиссии «Финансовых и банковских дисциплин» было проведено исследование по определению адаптации студентов первого курса в форме анкетирования. В анкетном опросе приняло участие 132 студента-первокурсника.

В качестве критериев определяющих адаптацию студентов именно к учебной деятельности нами рассматривались:

- как обучающиеся воспринимают учебный процесс и насколько он для них является сложны;

- на сколько студенты удовлетворены собственными учебными достижениями;

- какие трудности при обучении они испытывают;

- имеются ли у первокурсников признаки усталости во время занятий и при выполнении домашнего задания.

В результате исследования были выявлены следующие показатели структуры первокурсников: девушки составили 72,5%, юноши 27,5%, из них 49% - приезжих из других городов или сел как Курганской области, так и других субъектов России и 51% - городских жителей.

В результате анкетирования выявлено значительное количество недостаточно адаптированных студентов. Как показал анализ результатов, наиболее проблемными видами адаптации студентов являются дидактическая (63,5%), физическая (49,2%), и бытовая (21,3%) адаптации. Первокурсники соответственно имеют низкий уровень их сформированности.

Среди наиболее важных проблем выделенных ребятами можно отметить, во-первых учебные (35,7%), во-вторых - материальные (что не удивительно для нашего региона (26,5%), в-третьих -проблемы в быту (15%). При этом 10% студентов не указали наличие проблем, связанных с началом обучения в колледже. Некоторые студенты, а их оказалось 8,8%, отметили проблемы, возникающие в процессе общения с однокурсниками (8,8%).

У 4 % уже вначале обучения возникли проблемы с преподавателями. Для наглядности полученные результаты представлены на рисунке 1.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

Рис. 1. Наиболее важные проблемы, возникшие у первокурсников вначале обучения в колледже», %

В ходе исследования так же было отмечено, что 32% обучающихся не могут достаточно полно воспринимать лекционный материал, а 48% не умеют правильно составить конспект учебного материала. Кроме того было выяснено, что 75% студентов не обладают умением выступать перед аудиторией, вести спор, а так же давать аналитическую оценку проблем (54%). А ведь все это является показателями успешности учебной деятельности.

Каждый человек приспосабливается к новой обстановке и новому виду деятельности по своему.

В ходе исследования адаптации студентов в первые месяцы обучения было выявлено, что более половины первокурсников (74,6%) испытывают трудности в обучении, а именно: 67,2% с трудом усваивают отдельные предметы (для кого-то иностранный язык в профессиональной деятельности, а для кого-то статистика), а 7,4% имеют трудности по всем предметам. По опыту можно предположить, что часть из них не сможет сдать экзамены и будет отчислена из числа студентов уже на первом курсе. Некоторые ребята отметили, что для усвоения материала им требуется прилагать много усилий, но учатся они хорошо (9,2%). По собственному мнению некоторых студентов учеба им дается

легко и особых усилий для этого они не прилагают. Таких студентов 16,2%

При рассмотрении причин возникающих у студентов трудностей обучения было выявлено следующее: недостаточно высокий уровень для поступления в колледж подготовки абитуриентов по школьной программе, игнорирование некоторыми школьниками ряда учебных дисциплин вследствие узкого кругозора и любознательности. Так же характерной особенностью молодого поколения является безответственность и низкая учебная активность. Некоторые ребята признались в том, что они просто не умеют учиться самостоятельно, им постоянно нужен контроль со стороны взрослых, они не могут сконцентрироваться и распределить свое внимание.

Перечисленные выше трудности в обучении сказываются на работоспособности студентов в период адаптации. 63,5 % студентов заметили снижение работоспособности и усталость к концу учебного дня, у 19,7 % проявлялось переутомление. И только 16,8 % первокурсников не отметили усталости после учебных занятий.

Для наглядности на рисунке 2 показано распределение результатов исследования по данному вопросу.

Рис. 2. Работоспособность первокурсников в период адаптации, %

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019

По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод, что одной из актуальных задач СПО в современных условиях является создание системы социально-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов-первокурсников.

Современная молодежь является достаточно сложной и противоречивой социально-демографической частью нашего общества.

Для части студентов основной целью образования является не стремление к получению знаний, развитию умений, а приспособление к «новой реальности», в которую они попадают. Причин такого поведения достаточно много и основными (по признанию самих студентов) являются: желание учиться в колледже не самих абитуриентов, а их родителей, поступление в колледж «за компанию» с подругой или другом, для юношей - отсрочка от службы в армии, для иногородних студентов -свобода от родительской опеки и другие. Кроме того, необходимо принимать во внимание тот факт, что почти половина абитуриентов (43%) стремиться получить всего лишь диплом о средне -профессиональном образовании.

Так же нужно отметить, что сложности социально - психологической адаптации студентов-первокурсников обусловлены другим социальным окружением, отсутствием ранее существовавшего коллектива, друзей, родных. В первые месяцы обучения, как правило, отсутствует сплоченность новой студенческой группы. Большую работу по социально-психологической адаптации студентов в колледже должны осуществлять, и делают это социальный педагог и психолог колледжа.

В ходе исследования были выявлены основные проблемы, возникающие при адаптации первокурсника в колледже:

- недостаточный уровень школьных знаний по ряду дисциплин, являющихся основой освоения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей;

- неумение планировать свою деятельность;

- неспособность быстро усваивать новый материал;

- неумение перерабатывать большой объем информации;

- отсутствие постоянного контроля родителей, преподавателей;

- неготовность к самообучению;

- непринятие и нежелание выполнять требования преподавателей;

- отсутствие у некоторых студентов усидчивости, целеустремленности, а главное - желания учиться.

Итак, процесс адаптации в колледже явление сложное и многогранное, требующее проявления активной позиции как преподавателя, так студента.

Адаптация студентов нового набора начинается с первого дня обучения в колледже. Основная роль в индивидуальной работе со студентами принадлежит кураторам, которые всеми силами стараются вовлечь первокурсников в учебную и общественную деятельность. Помощь в решении этих задач оказывают психолог и социальный педагог. В работу по дидактической адаптации включаются преподаватели-предметники.

Таким образом, проблемы адаптации студентов, в том числе дидактической, возникающие у обучающихся на первом курсе и их решение действительно является важной задачей в деятельности любого учебного заведения. Для решения данных проблем педагогическому коллективу необходимо продолжать профориентационную работу с целью привлечения абитуриентов, более профессионально ориентированных, выбирающих свою будущую профессию осознанно. Осуществлять работу по социально-психологической адаптации с целью создания благоприятного психологического климата в учебных группах. Необходимо проводить диагностику особенностей личности обучающихся, динамики изменений социальной адаптации, выявлять трудности, препятствующие их эффективной дидактической адаптации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бучкин, А.В. Модель социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / А.В. Бучкин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7686. - 14.11.2019.

2. Косаревская, Т.Е. Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу [Текст] : метод. рекомендации / Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2006. - 42 с.

3. Психология социальной работы [Текст] / под ред. М.А. Гулиной. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2010. - 382 с.

4. Цилюгина, И.Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников среднего профессионального образования и способы их разрешения [Текст] / И.Б. Цилюгина // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 42-45.

REFERENCES

1. Buchkin A.V. Model' social'no-pedagogicheskoj adaptacii studentov srednego professional'nogo obrazovaniya [El-ektronnyj resurs] [Model of socio-pedagogical adaptation of students of secondary vocational education]. Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, no. 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7686 (Accessed 14.11.2019).

2. Kosarevskaya T.E., Kut'kina R.R. Psihologicheskie problemy adaptacii studentov-pervokursnikov k vuzu: metod. rek-omendacii [Psychological problems of adaptation of first-year students to the university]. Vitebsk: VGU imeni P.M. Mash-erova, 2006. 42 p.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

3. Gulina M.A. (ed.) Psihologiya social'noj raboty [Psychology of social work]. 2-e izd., dop. i pererab. Sankt-Peterburg: Piter, 2010. 382 p.

4. Cilyugina I.B. Trudnosti processa adaptacii studentov-pervokursnikov srednego professional'nogo obrazovaniya i sposoby ih razresheniya [Difficulties in the process of adaptation of first-year students of secondary vocational education and methods for resolving them]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2015, no. 1, pp. 42-45.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.А. Чепарухина, преподаватель ВКК, Шадринский финансово-экономический колледж-филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Шадринск, Россия, e-mail: eacheparuhi-na@fa.ru, ORCID: 0000-0002-1435-4956.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.A. Cheparukhina, the Teacher of the highest qualification category, Shadrinsk Economist-Training Post-Secondary School, the branch of Financial University, Shadrinsk, Russia, e-mail: eacheparuhina@fa.ru, ORCID: 0000-0002-1435-4956.

УДК 378.372.854

Елена Валериевна Шлякова

г. Омск

Развитие творческого мышления обучающихся военных вузов с использованием

невычислительных химических задач

В статье рассматривается проблема применения невычислительных (качественных) химических задач в процессе развития творческого мышления обучающихся военных вузов. Автором описаны дидактические функции и дидактические цели использования химических задач в образовательном процессе военного вуза. Приведена типология конвергентных и дивергентных химических задач, представлены примеры качественных химических задач различных типов, используемых в процессе преподавания химии для развития творческого мышления обучающихся в рамках реализации компетентностного подхода в образовательном процессе военного вуза. Сформулированы основные принципы конструирования качественных химических задач дивергентного характера, нацеленных на развитие творческого мышления обучающихся.

Ключевые слова: химические задачи, военный вуз, творческое мышление.

Elena Valerievna Shlyakova Omsk

Development of creative thinking of students of military universities using non-

computational chemical problems

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the problem of application of non-computational (qualitative) chemical problems in the development of creative thinking of students of military universities. The author describes the didactic functions and didactic goals of using chemical tasks in the educational process of a military University. The typology of convergent and divergent chemical problems is given, examples of qualitative chemical problems of various types used in the process of teaching chemistry for the development of creative thinking of students in the framework of the competence approach in the educational process of a military University are presented. The basic principles of construction of qualitative chemical problems of divergent nature aimed at the development of creative thinking of students are formulated.

Keywords: chemical problems, military university, creative thinking.

Система высшего военного образования на современном этапе ориентирована по подготовку специалиста, способного к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. Образовательный процесс военного вуза должен формировать у будущих военных инженеров готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.

Химическое образование - неотъемлемая часть инженерной подготовки военного специалиста. В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по дисциплине «Химия» обучающийся должен обладать способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований.

Одним из наиболее важных средств обучения химии являются учебные задачи. Анализ учебной и научно-методической литературы показывает, что существует достаточно большое число различных классификаций учебных химических задач. Каждая классификация основывается либо на одном, либо на нескольких признаках.

Если рассматривать проблему классификации химических задач с дидактических позиций, то можно утверждать, что большинство классификаций основываются на второстепенных признаках, которые не позволяют максимально эффективно использовать химические задачи в образовательном процессе.

В системе школьного химического образования учебным задачам отводится крайне мало учебного времени. Рекомендации по использованию

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 222_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.