Научная статья на тему 'Диаспора как субъект этнокультурной цифровой коммуникации иностранных студентов в России'

Диаспора как субъект этнокультурной цифровой коммуникации иностранных студентов в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коммуникация / сеть Интернет / диаспора / этнос / этнокультурная коммуникация / иностранный студент / цифровое общество / социальные сети / Communication / Internet network / diaspora / ethnos / ethnocultural communication / foreign student / digital society / social networks

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кунилова Ксения Дмитриевна, Каменева Татьяна Николаевна, Воробьев Максим Васильевич

Статья посвящена изучению диаспоры как субъекта этнокультурной коммуникации иностранных студентов в образовательной среде вуза, в том числе в условиях развития цифровых форм взаимодействия (социальные сети, мессенджеры, сеть Интернет). Основная цель исследования заключается в определении ключевых функций этнического сообщества, в выявлении специфики диаспоры не только как социокультурного феномена, но и как действующего и влиятельного субъекта, который может играть решающую роль в коммуникационных процессах. Авторы обращаются к анализу накопленного теоретического материала, приводят в качестве примера результаты социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса. Результаты социологического исследования показали, что для студентов-иностранцев, которые обучаются в вузах провинциального города (г. Курск) и города-миллионника (г. Санкт-Петербург), диаспора, а также возможность быть ее частью играют принципиальное значение. Для студентов, которые прибыли для обучения в малый город, диаспора значима тем, что в ней обучающиеся могут найти помощь и поддержку, получить достаточное количество информации о том, какие правила и нормы предусмотрены для нового сообщества. Также учащиеся могут находить новые формы досуга. Студенты, приезжающие обучаться в большой город, испытывают культурный шок, могут потеряться и первое время нуждаются в особой поддержке в связи с длительным периодом адаптации. Новизна социологического исследования состоит в том, что в нем был приведен сравнительный анализ диаспоральной значимости для студентов-иностранцев, которые приехали для обучения в г. Курск и г. СанктПетербург. Полученные данные использованы для анализа текущей ситуации в образовательной среде. В дальнейшем планируется проведение периодических «волновых» исследований для выявления изменений в студенческой среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кунилова Ксения Дмитриевна, Каменева Татьяна Николаевна, Воробьев Максим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diaspora as an ethno-cultural digital communication subject of foreign students in Russia

The article is devoted to the diaspora study as an ethnocultural communication subject of foreign students in the university educational environment, including the development conditions of interaction digital forms (social networks, messengers, the Internet). The main study purpose is to identify the key functions of the ethnic community, the specifics of the diaspora not only as a socio-cultural phenomenon, but also as an active and influential subject which can play a decisive role in communication processes. The authors turn to the analysis of the accumulated theoretical material, cite as an example the results of a sociological study conducted with a questionnaire survey. The results of the sociological study showed that for foreign students who study at universities in a provincial city (Kursk) and a million-plus city (St. Petersburg), the diaspora, as well as the opportunity to be part of it, plays a fundamental role. For students who have come to study in a small town, the diaspora is significant. There they can find help and support, new forms of leisure, obtain enough information about rules and regulations of the new community. Students who arrive to study in a big city experience cultural shock, may be lost and need special support due to a long period of adaptation. The novelty of the sociological research lies in the fact that a comparative analysis of the diasporic significance for foreign students studying in Kursk and in St. Petersburg is given. The obtained data are used to analyse the current situation in the educational environment. In the future it is planned to conduct periodic wave studies to identify changes in the student environment.

Текст научной работы на тему «Диаспора как субъект этнокультурной цифровой коммуникации иностранных студентов в России»

Диаспора как субъект этнокультурной цифровой коммуникации иностранных студентов в России

УДК 316.774 DOI 10.26425/2658-347X-2023-6-4-50-60

Получено 24.08.2023 Доработано после рецензирования 27.09.2023

Принято 02.10.2023

Воробьев Максим Васильевич

Канд. юрид. наук, доц. каф. гражданского права и процесса ORCID: 0009-0004-0021-0953 E-mail: Adv2004@bk.ru

Курский госуАарственный университет, г. Курск, Россия

Кунилова Ксения Дмитриевна

Специалист по исследованиям ORCID: 0000-0003-4019-6813 E-mail: kseniyakunilova@yandex.ru

Автономная некоммерческая организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы», г. Москва, Россия

Каменева Татьяна Николаевна

Д-р социол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории1, проф. департимент социологии2

ORCID: 0000-0002-0250-2421

E-mail: kalibri0304@yandex.ru

'ГосуАарственный университет управления, г. Москва, Россия 2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению диаспоры как субъекта этнокультурной коммуникации иностранных студентов в образовательной среде вуза, в том числе в условиях развития цифровых форм взаимодействия (социальные сети, мес-сенджеры, сеть Интернет). Основная цель исследования заключается в определении ключевых функций этнического сообщества, в выявлении специфики диаспоры не только как социокультурного феномена, но и как действующего и влиятельного субъекта, который может играть решающую роль в коммуникационных процессах. Авторы обращаются к анализу накопленного теоретического материала, приводят в качестве примера результаты социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса. Результаты социологического исследования показали, что для студентов-иностранцев, которые обучаются в вузах провинциального города (г. Курск) и города-миллионника (г. Санкт-Петербург), диаспора, а также возможность быть ее частью играют принципиальное значение. Для студентов,

Ключевые слова

Коммуникация, сеть Интернет, диаспора, этнос, этнокультурная коммуникация, иностранный студент, цифровое общество, социальные сети

Для цитирования

Кунилова К.Д., Каменева Т.Н., Воробьев М.В. Диаспора как субъект этнокультурной цифровой коммуникации иностранных студентов в России//Цифровая социология. 2023. Т. 6. № 4. С. 50-60.

которые прибыли для обучения в малый город, диаспора значима тем, что в ней обучающиеся могут найти помощь и поддержку, получить достаточное количество информации о том, какие правила и нормы предусмотрены для нового сообщества. Также учащиеся могут находить новые формы досуга. Студенты, приезжающие обучаться в большой город, испытывают культурный шок, могут потеряться и первое время нуждаются в особой поддержке в связи с длительным периодом адаптации. Новизна социологического исследования состоит в том, что в нем был приведен сравнительный анализ диаспоральной значимости для студентов-иностранцев, которые приехали для обучения в г. Курск и г. Санкт-Петербург. Полученные данные использованы для анализа текущей ситуации в образовательной среде. В дальнейшем планируется проведение периодических «волновых» исследований для выявления изменений в студенческой среде.

© Кунилова К.Д., Каменева Т.Н., Воробьев М.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Diaspora as an ethno-cultural digital communication subject of foreign students in Russia

Received 24.08.2023 Revised 27.09.2023

Kseniya D. Kunilova

Research Specialist ORCID: 0000-0003-4019-6813 E-mail: kseniyakunilova@yandex.ru

Autonomous non-profit organisation for the development of digital projects in the field of public relations and communications "Dialog Regions", Moscow, Russia

Tatiana N. Kameneva

Dr. Sci. (Sociol.), Prof. at the Department of Sociology, Management Psychology and History1, Prof. at the Sociology Department2

ORCID: 0000-0002-0250-2421

E-mail: kalibri0304@yandex.ru

'State University of Management, Moscow, Russia

2Financial University under the Government of the Russian

Federation, Moscow, Russia

Accepted 02.10.2023

Maxim V. Vorobyev

Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Department of Civil Law and Procedure

ORCID: 0009-0004-0021-0953 E-mail: Adv2004@bk.ru Kursk State University, Kursk, Russia

ABSTRACT

The article is devoted to the diaspora study as an ethnocultural communication subject of foreign students in the university educational environment, including the development conditions of interaction digital forms (social networks, messengers, the Internet). The main study purpose is to identify the key functions of the ethnic community, the specifics of the diaspora not only as a socio-cultural phenomenon, but also as an active and influential subject which can play a decisive role in communication processes. The authors turn to the analysis of the accumulated theoretical material, cite as an example the results of a sociological study conducted with a questionnaire survey. The results of the sociological study showed that for foreign students who study at universities in a provincial city (Kursk) and a million-plus city (St. Petersburg), the diaspora, as well as the opportunity to be part of it, plays a fundamental role.

Keywords

For students who have come to study in a small town, the diaspora is significant. There they can find help and support, new forms of leisure, obtain enough information about rules and regulations of the new community. Students who arrive to study in a big city experience cultural shock, may be lost and need special support due to a long period of adaptation. The novelty of the sociological research lies in the fact that a comparative analysis of the diasporic significance for foreign students studying in Kursk and in St. Petersburg is given. The obtained data are used to analyse the current situation in the educational environment. In the future it is planned to conduct periodic wave studies to identify changes in the student environment.

Communication, Internet network, diaspora, ethnos, ethnocultural communication, foreign student, digital society, social networks

For citation

Kunilova K.D., Kameneva T.N., Vorobyev M.V. (2023) Diaspora as an ethno-cultural digital communication subject of foreign students in Russia. Digital sociology. Vol. 6, no 4, pp. 50-60. DOI: 10.26425/2658-347X-2023-6-4-50-60

© Kunilova K.D., Kameneva T.N., Vorobyev M.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

В последние годы значительно вырос интерес социологов к более глубокому и детальному изучению процессов интеграции иностранных студентов в образовательное пространство вуза, в инокультурную среду, а также к исследованию особенностей этнической и культурной коммуникации для студентов в новых условиях. Это обусловлено тем, что количество студентов, прибывающих на территорию Российской Федерации (далее - РФ) для обучения и получения высшего образования, остается внушительным. Так, согласно статистическим данным, представленным Министерством науки и высшего образования РФ (далее - Минобрнауки РФ) и опубликованным на официальном сайте Министерства, численность студентов, которые прибыли из зарубежных стран для обучения в российских вузах, с 2010 г. по 2019 г. увеличилась практически в два раза: со 153 тыс. чел. до 297,9 тыс. чел.1 В 2020 г. число студентов-иностранцев, обучающихся в РФ, составило 315 тыс. чел., в 2021 г. - 324 тыс. чел., в 2022 г. прирост составил +7,7 %, а количество студентов-мигрантов достигло 351 тыс. чел. По прогнозу Минобрнауки РФ, количество иностранных студентов в российских вузах к 2030 г. может достичь 435 тыс. чел. Это отмечается, несмотря на геополитические изменения, которые сегодня происходят в мире, в том числе в глобальном образовательном пространстве.

Так, 2020 г. стал переломным для иностранных студентов. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией они были вынуждены вернуться обратно домой. Обучение продолжалось в дистанционном формате. Аналогичные правила удаленной подачи документов для обучения в российских вузах начали действовать и для абитуриентов. Выбирая вузы РФ, иностранные студенты смогли реализовывать свою потребность в обучении, освоении новых профессиональных навыков и получении высшего образования, которое будет признано в их странах в том числе.

В основном иностранные студенты выбирают крупные вузы, такие как Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Национальный исследовательский университет

1 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Сведения о численности студентов по курсам, направлениям подготовки и специальностям. Режим доступа: https: // minobrnauki. gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=46158&ysclid=l0ulauyfe9 (дата обращения: 03.08.2023).

«Высшая школа экономики» и пр.2 Такое решение обусловлено тем, что данные вузы дают студентам возможность выбора понравившейся специальности, а также крупные вузы страны направлены на обучение иностранных студентов. В программу включены специальные мероприятия для иностранных студентов, образовательные инициативы, в которых студенты не только принимают участие, но и могут сами предлагать новые идеи для развития.

Как стало очевидно из официальных данных, поток иностранных студентов не только не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Это стало объективной причиной, актуализировавшей вопросы, которые связаны с адаптацией к новым социальным и культурным условиям, а также с интеграцией в новую образовательную реальность. Студенты сталкиваются с проблемами, которые могут не только мешать им получать знания, но также становятся реальным препятствием для продолжения их обучения в российских вузах. Для того чтобы снизить риск оттока иностранных студентов, а также предотвратить те трудности, с которыми студенты-мигранты в теории могут столкнуться на 1-2-х и последующих курсах обучения, эту проблему следует изучать, а также искать решение указанных противоречий. Одна из приоритетных тем - исследование вклада диаспоральных сообществ в социальное и психическое благополучие иностранных студентов, а также степени включенности иностранных студентов в диаспоральные сообщества, в том числе посредством технологий и цифровых форм взаимодействия [Кондратьева, 2009]. Гипотеза исследования состоит в том, что этническая диаспора может выступать в качестве субъекта социальных коммуникаций, который оказывает поддержку иностранным студентам в интеграции и адаптации к новым социальным, культурным и образовательным условиям. Благодаря включенности в диаспоральные сообщества иностранные студенты сохраняют свою этническую и культурную идентичность, язык, могут распространять свою культуру [Арутюнов, 2000]. Включенность в диаспоральные сообщества может быть не только прямой и непосредственной: сегодня иностранному студенту совсем необязательно лично посещать встречи с представителями своей диаспоры в РФ, поскольку благодаря развитию информационных и интернет-технологий он может общаться с представителями диаспоры в сети Интернет (далее - Интернет),

2 РИА Новости. Минобрнауки: число иностранных студентов в РФ увеличилось за три года. Режим доступа: https://na.ria.ru/20220119/ minobrnauki-1768499901.html (дата обращения: 03.08.2023).

социальных сетях и мессенджерах, а также участвовать в видеоконференциях и получать консультации также через Интернет.

Феноменальность современных диаспор отражается в их смысловой и структурной наполненности. Это мнение актуализируется в работе В.Д. Попкова [Попков, 2020]. Феномен современной диаспоры заключается в том, что внутри нее действует сразу несколько пространств, которые накладываются и взаимно влияют друг на друга. Черты и характеристики пространств (социального, этнического и политического) отражают столкновение особенностей страны исхода и государства, в котором оказывается иностранный студент. Следовательно, формируются глобальные этнические анклавы, которые переходят границы государств и культур. Таким образом, диаспора помогает обособленным и автономным сообществам раскрываться, она способствует формированию совершенно новых взаимосвязей и взаимодействий, которые касаются образовательной и научной сфер.

Благодаря тому, что иностранный студент оказывается внутри этнокультурного образования, которое несет близкие для него ценности, нормы поведения, а его члены имеют единую страну исхода, исповедуют ту же веру и говорят на одном языке, то в целом в чуждом для себя образовательном сообществе такой обучающийся не ощущает себя оторванным. При этом, имея поддержку со стороны диаспоры, иностранный студент ощущает уверенность в себе и в будущем. Он легче идет на контакт с представителями иных культур, поскольку такой студент четко понимает свое место и может рассчитывать на поддержку членов своей диаспоры [Антонова, 2017]. Учитывая, что иностранные студенты могут испытывать серьезные психологические проблемы, возможность быть частью диаспоры -это своеобразный гарант, что за него заступятся и ему помогут.

В научном сообществе все еще ведутся дискуссии относительно того, что из себя представляет диаспора, какую роль она играет в жизни отдельно взятого человека, а также более обширных социокультурных сообществ и общества в целом. Понятие «диаспора» используется для достаточно неоднородных явлений: для обозначения этнических меньшинств, для определения беженцев, трудовых и учебных мигрантов [Кунилова, Каменева, 2020]. Одно из популярных мнений заключается в том, что интерес ученых к диаспорам и диаспоральной тематике спровоцирован миграционными процессами, которые в последние несколько десятков лет приняли глобальный

характер. Этого мнения придерживается Т.С. Кондратьева в своем труде [Кондратьева, 2009].

В результате глобальной миграции люди переместились в близлежащие страны, а затем и на другие континенты. Все это привело к необходимости адаптироваться к новым культурным и социальным условиям, к новому климату, а также создавать сообщества по этническому и языковому признакам, чтобы было проще взаимодействовать друг с другом и помогать решать наиболее противоречивые ситуации. Оказавшись за пределами своей исторической родины, в непривычной и новой для себя социальной среде, мигранты стремятся включиться в существующие объединения или создать другие. Некоторые ориентируются и на то, чтобы образовать новые этнокультурные сообщества, где они могут самостоятельно определять правила и нормы взаимодействия, условия вступления в такие социальные группы. Также внутри таких сообществ участники занимаются тем, что выявляют проблемные точки и решают, как преодолеть их без потерь. Диаспоральная тематика получила по-настоящему широкий размах в 1990-е гг. XX в. Согласно исследованиям Р. Брубейкера, М. Дабага и др., диаспоры приобрели черты транснациональных сообществ. Вышеуказанные авторы внесли большой вклад в осмысление феноменальности данного явления, в понимание того, что диаспора - это нечто большее, чем локальное сообщество тех, кто по определенным причинам оказался за пределами своей исторической родины и теперь нуждается в особой поддержке друг от друга и от окружающей социальной общности.

Профессор-социолог из Калифорнийского университета Р. Брубейкер ввел в научный оборот понятие «диаспора катаклизма» [ВгиЬакег, 2000]. Появление диаспоры исследователь связывает с распадом государственных образований, которые влекут за собой изменение геополитических отношений и политических границ. Главная идея заключается в изучении не перемещающихся через границы групп, а самих движущихся границ. М. Дабаг делает акцент на том, что диаспора имеет децентрализованные, но тесно связанные друг с другом структуры. Она представлена в разных точках, может влиять на политику и отстаивать права на собственную историю3.

Причин, по которым люди объединяются в диаспоры, несколько, но основная состоит в том,

3 Дабаг М. Память в опасности. Армянский опыт в контексте новой международной политики. Режим доступа: http://noravank. am/upload/pdf/3.Mihran%20DaЬagh_01_2011.pdf (дата обращения: 07.08.2023).

что индивиды стремятся сохранить свою идентичность, свою национальность и родной язык. Участники диаспоры преследуют и собственные цели, которые проявляются в дальнейшем, уже когда они привлечены к диаспоре и могут постепенно менять ее структуру [Каменева, Куни-лова, Целуйко, 2022]. Поскольку число образовательных мигрантов постоянно растет, то и роль диаспор в их жизни также усиливается, появляются новые формы участия в жизни мигранта и его поддержки на протяжении всего образовательного процесса. Диаспоральные объединения формируются как компонент в структуре вуза, и таким образом они оказывают значимое влияние на учебный процесс студентов. Благодаря диаспорам ее участники могут сохранять коллективную память. Также члены диаспоры сохраняют свое видение о стране исхода, культуру и язык. Они соблюдают традиции, организуют национальные праздники и участвуют в них. В ряде случаев участники диаспоры могут поделиться своей культурой с окружающими, если проявления их культуры не являются уничижительными или оскорбительными [Ку-нилова, Каменева, 2021].

Чаще диаспора рассматривается автономно, в разрыве с конкретными сообществами (например, студентами). Для нас особый интерес представляют именно учебные мигранты, поскольку, как ранее уже было отмечено, число студентов-иностранцев в РФ постоянно возрастает. Ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, а также изменения в текущей ситуации, которые сопряжены с политическими вопросами (санкции, накладываемые на РФ, закрытие воздушного пространства и приостановка отношений с рядом государств), никак не останавливают иностранцев перед поступлением в российские высшие учебные заведения. В связи с этим существует большая необходимость изучить, какую роль играет диаспора в жизни иностранного студента, как он взаимодействует с ее членами, какую роль получает от них, и почему в настоящее время диаспора стала одним из основных субъектов коммуникаций в образовательном пространстве. В статье будут обозначены цель и задачи исследования, методы, используемые при организации и проведении исследования. Также будут представлены краткий анализ исследования, выводы. В данном труде обосновываются научная новизна социологического исследования и его значимость для развития науки и дальнейшего изучения диаспоры как феномена и субъекта коммуникаций.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ / THEORY AND METODS

Следует отметить, что опубликованные ранее научно-исследовательские материалы еще не затрагивали так глубоко тему диаспоры как субъекта коммуникаций в образовательной среде. Есть множество источников, которые посвящены социокультурной адаптации иностранных студентов в инокультурной среде. В работе А.Н. Ромеро представлены результаты исследования, которое было проведено среди студентов в г. Астрахани, включая иностранных студентов [Ромеро, 2009]. Также для сравнения можно использовать социологическое исследование Т.В. Антоновой и Н.А. Климе-новой в котором затронута роль взаимодействия иностранных студентов с русскоязычными [Антонова, Клименова, 2017].

Социологическое исследование, используемое в данной статье, было проведено в два этапа. Первый этап - социологический опрос среди иностранных студентов (граждан 46 зарубежных государств), обучающихся в Курском государственном университете и Курском государственном медицинском университете Министерства здравоохранения РФ. Выборка составила 600 чел. Для удобства респондентов анкета была предоставлена в двух вариантах: на русском и английском языках.

Второй этап - социологический опрос, проведенный среди студентов 16 зарубежных государств, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга. Выборка составила 600 чел. Для удобства респондентов анкета также представлена на двух языках, русском и английском. Цель социологического исследования состояла в том, чтобы выявить характер взаимодействия иностранных студентов с диаспорами и определить степень их вовлеченности в диаспоральные объединения. Задачи заключались в том, чтобы оценить текущее состояние студентов, а также выявить возможные проблемы и риски, с которыми иностранные обучающиеся могут столкнуться в процессе своего пребывания на территории РФ и в результате обучения в российских вузах. Интересная закономерность состоит и в том, что студенты являются представителями вузов, расположенных в разных по величине городах. Таким образом, появилась возможность сравнить состояние студентов-иностранцев из разных городов по численности населения (из провинциального города и города-миллионника), а также определить сходство и отличия в их взаимоотношениях с диаспоральными этническими образованиями. Через это сравнение будет высчитан примерный коммуникативный капитал диаспор, расположенных в разных регионах.

Использован количественный метод исследования (анкетный опрос). В силу некоторых ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции, а также из-за того, что два сравниваемых региона находятся географически далеко друг от друга, то для организации и проведения социологического исследования использовались электронные ресурсы: анкета была запрограммирована в Google Forms, производилась рассылка. Результаты запрограммированы и обработаны с помощью платформы статистического анализа SPSS Statistics 26.

Изучение разных групп и в различные временные промежутки не стало ограничением, а наоборот, подчеркнуло схожесть социальных групп иностранных студентов и их мнения о значении диаспоры в их жизни.

АНАЛИЗ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ДИАСПОРАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / INVOLVEMENT ANALYSIS OF FOREIGN STUDENTS IN DIASPORA COMMUNITIES

Анализ результатов, полученных в ходе исследования, показал, что более половины опрошенных из курских вузов (57,3 %) ответили, что они являются частью диаспоры. Из них 31 % сообщили,

что они соотносят себя с диаспорой («Считаете ли Вы себя частью диаспоры?»). Студентам из вузов Санкт-Петербурга был задан аналогичный вопрос. 63,2 % ответили, что они являются или являлись частью какой-либо диаспоры, из них 34 % указали, что они не просто были частью диаспоры, но и действительно стали ее частью. В основном они принимали участие в мероприятиях диаспоры, общались с другими ее членами (рис. 1).

Студенты из более крупного города чаще упоминают о том, что они являются частью диаспоры. Это связано с большей распространенностью данных объединений именно в крупном городе-мегаполисе. Однако свою принадлежность к диаспоре оценивают практически одинаково учащиеся и из провинциального города, и из города-миллионника. Обусловлено это тем, что в небольшом городе иностранные студенты нуждаются в большем участии и большей вовлеченности в диаспору из-за того, что они испытывают некоторое давление извне. Иностранные студенты, которые прибыли для получения образования в крупный город, сталкиваются с таким влиянием реже, так как они более свободны в своих изысканиях, волеизъявлении, а также в крупном городе им открыто больше возможностей, в связи с чем они ассимилируются гораздо быстрее.

Студенты, обучающиеся в вузах Курска Студенты, обучающиеся в вузах

Санкт-Петербурга

Щ Являются частью диаспоры Q Считают себя частью диаспоры

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Рис. 7. Распределение ответов на вопросы: «Являетесь или являлись ли Вы членом какой-либо диаспоры?» и «Считаете ли Вы себя частью диаспоры?»

Fig./. Distribution of answers to the questions: "Are you or have you been a member of any diaspora?" and "Do you consider yourself a part of the diaspora?"

ДИАСПОРА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / DIASPORA IN FOREIGN STUDENTS' PERCEPTIONS

Следующий вопрос, на который должны были ответить респонденты, был сформулирован так: «Каким из приведенных ниже утверждений Вы могли бы охарактеризовать понятие „диаспора"?». Респонденты могли выбрать один или несколько из предложенных вариантов или вписать свой вариант в графу «другое». Данный вопрос был задан для того, чтобы определить, какое понимание у иностранных студентов сложилось о диаспорах, как они сами трактуют такое понятие. Более трети студентов из Курска (40,5 % ) ответили, что диаспора - это часть народа, которая проживает вне страны своего происхождения. Этот вариант ответа также выбрали 47,8 % опрошенных иностранных студентов из Санкт-Петербурга. Треть опрошенных из Курска (32 %) ответили, что диаспора - это часть группы, которая поддерживает собственную идентичность. Такой же вариант выбрали 36 % опрошенных из Санкт-Петербурга. Таким образом, респонденты чаще всего соотносят диаспору с более крупными образованиями. Ее цель заключается в том, чтобы поддержать своих соотечественников в сохранении их социокультурной и языковой идентичности (рис. 2).

42,7 % опрошенных из Курска ответили, что они не осведомлены о том, что на территории Курской области функционируют диаспоры, а также о том, что они могут стать их частью. Аналогичный ответ дали 18 % опрошенных из Санкт-Петербурга, что свидетельствует о более высоком уровне их осведомленности и, соответственно, о больших возможностях стать частью диаспоры в новом городе. Однако данное процентное соотношение дает основание полагать, что респонденты не имеют достаточной информации, и довольно большая часть сведений о диаспорах, их деятельности и о пользе до них не доходит. Вовлеченность в большом городе на порядок выше, что демонстрирует тот факт, что в большом городе, городе-миллионнике, у студента-иностранца больше шансов стать частью диаспоры, наладить коммуникации и получать помощь не только в организации досуговой деятельности, но также и в своем образовательном учреждении.

В диаспорах на территории страны, куда студенты прибывают для обучения, обычно оказывается достаточно замкнутое и автономное меньшинство. Однако это не значит, что диаспоральное меньшинство отторгается обществом. Современный мир характеризуется достаточно лояльным отношением к диаспоральным объединениям. Это ощущают и сами опрошенные. Иностранные студенты и курских вузов, и университетов

Часть народа, которая проживает вне страны происхождения

Часть группы, которая поддерживает собственную идентичность

Часть народа, которая образует сплоченные и устойчивые группы

Национальная общность, которая" реализует свою деятельность на сторонней территории

Профессиональное сообщество, реализующее определенную деятельность

Другое

47,8

20 30

Доля ответов, %

Ш Студенты из Санкт-Петербурга ЦЦ Студенты из Курска Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Каким из приведенных ниже утверждений Вы могли бы охарактеризовать понятие „диаспора"?»

Fig.2. Distribution of answers to the question: "Which of the following statements could you use to characterise the concept of "diaspora"?"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербурга взаимодействуют не только друг с другом, но и с российскими студентами. Чаще всего они общаются с другими студентами по вопросам учебы (33 % студентов из курских вузов и 42 % - из университетов Санкт-Петербурга), на втором месте находится обсуждение вопросов, которые касаются быта. Однако объединяющим был и остается образовательный фактор. Для того чтобы наладить отношения с одногруппниками-россиянами, иностранным студентам для начала необходимо решить множество вопросов, которые связаны с их проживанием и образованием в РФ. Эти задачи им помогают решать именно диаспоральные образования, а образовательные организации способствуют их обустройству в вузе, налаживанию качественного образовательного процесса. При этом вузы контролируют возможности иностранных студентов в обучении русскому языку, а также их шансы принимать участие в мероприятиях, которые организуются внутри образовательной организации.

Еще один вопрос, который был затронут в социологических исследованиях, - это то, в какой форме участники исследования взаимодействуют с представителями своей диаспоры. Так, 66 % участников исследования из первой группы (курские вузы) и 72 % участников исследования из второй группы (вузы Санкт-Петербурга) отметили, что они взаимодействуют с представителями своей диаспоры в социальных сетях и мес-сенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram и в запрещенных на территории РФ приложениях). Это свидетельствует о том, что взаимодействие постепенно переходит в цифровую плоскость, что является достаточно удобным форматом. Нет необходимости лично видеться с представителями диаспоры, чтобы узнать последние новости, получить информацию по тому или иному аспекту своей жизни, поскольку взаимодействовать и общаться можно в личных и групповых чатах. Диаспоры становятся более технологизирован-ными и цифровыми, что естественно и соответствует современному времени.

РОЛЬ ДИАСПОРЫ В АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ / THE DIASPORA ROLE IN THE ADAPTATION OF INTERNATIONAL STUDENTS TO NEW LIVING CONDITIONS Для того чтобы сравнить данные социологического исследования с результатами анализов других авторов, считаем нужным включить некоторые сведения по вопросам, которые

касаются взаимоотношений иностранных студентов с российскими студентами. 33 % опрошенных обучающихся из курских вузов ответили, что они общаются с одногруппниками в вузе и за его пределами. Из них 19 % полностью или скорее удовлетворены своими отношениями с русскоязычными и другими студентами. Также об общении с другими учащимися, в частности с русскоговорящими упоминает 39 % студентов из вузов Санкт-Петербурга, из них 27 % удовлетворены своими отношениями. Что касается трудностей, то почти половина студентов-иностранцев и в курских вузах, и в вузах Санкт-Петербурга (48,4 и 44,1 % соответственно) испытывают проблемы во время учебного процесса. Преимущественно эти сложности связаны с пониманием языка и некоторых учебных тем. В отношениях со студентами учебной группы проблем практически нет. В последние годы со стороны русскоязычных студентов в отношении студентов из других стран появилась некая лояльность и даже симпатия. Если ранее между культурами была значимая разница, которая сказывалась на отношениях, то сейчас эти границы постепенно стираются. Интерес к обмену культурами, к моде и традициям ощущается с обеих сторон. Такая заинтересованность взаимна и способствует организации более эффективного межкультурного диалога.

Таким образом, иностранные студенты, становясь частью диаспоры в стране пребывания, чувствуют себя гораздо увереннее на новой территории, в новых образовательных группах. Они получают поддержку со стороны представителей диаспоры, консультации, а также не чувствуют себя изгнанными, не принятыми обществом. Такие студенты ощущают себя частью сообщества, на новом месте обучения они полноценные, уверенные и поэтому могут распространять свою культуру. Диаспора - это совокупность членов этнической группы, которая по определенным причинам проживает вне страны исхода. Диаспоральные свойства рассматривают в отношении сразу нескольких групп. Во-первых, на основе единства этнического происхождения возникает чувство групповой сплоченности, которое крайне необходимо иностранному студенту, когда он приезжает в другую страну. Во-вторых, память о стране происхождения, ощущение чужеродности в иноэтничной среде сказываются на состоянии иностранного студента, поэтому ему важно беречь эту память, сохранять язык и культуру для того, чтобы иметь возможность вернуться в страну исхода, если в новой стране он не будет принят.

Диаспоры в рамках образовательной среды играют роль не только «хранителя» этнической

культуры и традиций. Они важны для того, чтобы иностранный студент ощущал свою принадлежность и на ее основе был готов приобщаться к новым культурам. Психологическое спокойствие и стабильность помогают иностранному студенту не отвлекаться на сторонние проблемы, а полностью погружаться в образовательный процесс. Диаспоры помогают решать юридические вопросы, также внутри образовательной организации они занимаются мероприятиями, которые способствуют единению иностранных граждан и россиян. Такой обмен культурами положительно влияет на обе стороны, а иностранные студенты перестают восприниматься как люди «чужие», «не свои». Диаспоры ориентированы на оптимизацию отношений с внешней средой, учитывая особенности диаспорального образования, отличия диаспоры от общей социальной, культурной, политической и национальной ситуаций. Задача диаспор состоит в том, чтобы ее члены как можно безболезненнее и успешнее вступили в новую среду, при этом не утратив, а подчеркнув свои особенности.

Социокультурная адаптация является основным процессом, в который вовлекается абсолютно каждый иностранный студент, который приезжает для получения образования в РФ. В основном адаптация происходит к новым социальным условиям, культурным паттернам, правилам поведения в обществе. Кроме того, адаптироваться приходится к новой кухне, транспорту и пр. Во всем этом иностранным студентам также может помочь диаспора, поскольку ее основная цель заключается не только в сохранении этнокультурных характеристик, но и в поддержке иностранного студента, в некотором «приобщении» его к новой культуре.

В работе А.Н. Ромеро представлены результаты исследования, которое было проведено среди студентов в г. Астрахани [Ромеро, 2009]. Выборка составила 100 чел., все они - иностранные студенты из стран дальнего зарубежья. Так, 73 % студентов иностранцев из Астрахани общаются с российскими студентами и даже имеют среди них друзей. Этот показатель в два раза выше, чем показатель, который был выведен по результатам нашего исследования. В целом иностранцы, обучающиеся в Астрахани, характеризуют своих знакомых как доброжелательных и готовых помогать другим людям. Таким образом, в Астрахани образовательные мигранты ощущают себя намного безопаснее и спокойнее, отношения с русскоязычными студентами складываются более доверительные.

Также для сравнения можно использовать социологическое исследование Т.В. Антоновой и Н.А. Клименовой [Антонова, Клименова, 2017].

Выборка исследования составила 64 чел. - иностранные студенты в возрасте от 16 до 27 лет. Среди проблем адаптации чаще всего студенты упоминают языковой барьер (55,5 %). Эта же трудность является основной и для студентов, которые обучаются в курских и петербургских вузах. Можно сделать вывод о том, что иная языковая среда - это одна из ключевых проблем, которая может значительно затормозить процесс адаптации и интеграции в образовательную деятельность. Польза диаспоры состоит в том, что в данном случае уместны организация и проведение мероприятий, которые будут предназначены для ее членов и для русскоязычных студентов. Такие мероприятия помогают учащимся объединиться, быть вовлеченными в одну деятельность, которая будет интересна каждому. Иногда невербальные средства общения становятся «мостом» для формирования более крепких отношений, в которых иностранные студенты будут больше общаться и на русском языке в том числе. Однако в целом обучение русскому языку - это задача образовательного учреждения. Диаспора, которая вовлечена в образовательные процессы, также может брать на себя ответственность за трансляцию настроений своих участников, а также влиять на них, доказывая, что сохранение родного языка - это очень важно, но и общение с русскоязычными студентами и гражданами на их языке - это проявление уважения, вовлеченности.

Проблема понимания учебного материала и тем обычно является следствием недостаточного знания русского языка. В связи с этим студенты должны осваивать русскую грамматику, орфографию, чтобы коммуникации были более продуктивными. Поэтому вовлеченность в коммуникационные связи у иностранных студентов, обучающихся в различных городах, может быть разная, но проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются, чаще всего имеют единую природу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CОNCLUSION

Подводя итог, следует сделать вывод о том, что сегодня диаспора выступает в качестве особой национальной, культурной и религиозной группы, которая локализуется вне территории своего происхождения и при этом несет в себе вполне конкретную миссию. Учебные мигранты, оказываясь в совершенно ином, чуждом окружении, нуждаются в особой поддержке. Становясь частью диаспоры, они могут поддерживать и сохранять свои национальные и языковые характеристики. Связь меньшинства со своим

национальным очагом является принципиальной. Этнос в качестве коренного народа всегда проживает автономно и компактно, находясь в привычных для себя условиях. Когда иностранец принимает решение обучаться в другой стране, то он осознает необходимость отделиться от привычной для себя группы и стать частью новой. Все это влечет за собой проблемы, затруднения в адаптации к иной среде и интеграции в новое профессиональное образовательное сообщество.

Гипотеза исследования состояла в том, что этническая диаспора может выступать в качестве субъекта социальных коммуникаций, который оказывает поддержку иностранным студентам в интеграции и адаптации к новым социальным, культурным и образовательным условиям. Данная гипотеза была доказана, как и то, что благодаря своей включенности в диаспоральные образования и сообщества у студентов появляется гораздо больше механизмов и путей для коммуникации, для взаимодействия с другими членами своей диаспоры, представителями своего этноса и нации. Также диаспора помогает студентам справляться с языковыми, культурными трудностями, а также решать проблемы более личные. Находясь внутри своей диаспоры, в привычном социокультурном круге, студенты чувствуют себя намного увереннее, у них сохраняется чувство принадлежности в группе, в которой их понимают. Все это позволяет студенту лучше концентрироваться на учебном процессе, а также выстраивать взаимоотношения с представителями других наций и культур. Диаспора в некотором смысле выступает культурным проводником и механизмом для общения, коммуникации со «своими» и «другими».

Диаспора как особое социокультурное образование позволяет сохранить этнические и национальные признаки, особенности и поддерживать тесные связи с другими участниками. В непривычных для себя условиях учебный мигрант нуждается в поддержке, и получить ее он может от членов своей диаспоры, которая имеет приоритетную роль как субъект коммуникаций

в образовательном пространстве, что связано с рядом особенностей, которые также были выявлены в ходе анализа данных. Согласно результатам исследования, диаспора помогает решать образовательные и бытовые вопросы, а также участвует в языковой адаптации студента. Более опытные члены этого образования осознают необходимость освоения русского языка, так как, во-первых, это проявление уважительного отношения к российской культуре. Во-вторых, владение русским языком помогает овладевать оригинальным учебным материалом и наращивать успехи в процессе обучения. К сожалению, многие иностранные студенты, которые приняли участие в опросе, все еще испытывают языковой барьер. Причем эта проблема одинаково волнует и студентов из курских вузов, и студентов из вузов Санкт-Петербурга. За этой трудностью логически следует и вторая - сложности в освоении учебного материала, так как далеко не все материалы необходимо изучать, а затем воспроизводить в своих ответах на иностранном языке. Для этого требуется знание русского языка.

В дальнейшем планируется проведение волновых исследований для изучения образовательных групп иностранных студентов в период 2-3 месяца, чтобы контролировать изменения в их настроениях, состоянии, а также в целом изучать динамику возможных изменений. Также есть необходимость исследовать более обширные группы студентов, которые являются частью диаспор, и группы, которые в них не вовлечены, чтобы сравнить их состояние, уровень вовлеченности в коммуникационные и образовательные процессы. Количественный метод можно дополнить качественным: провести фокус-группы с представителями диаспор, чтобы выяснить, как они сами видят ее роль в интеграционных процессах, как оценивают роль диаспоральных образований в современном мире с учетом глобальных экономических и политических изменений, которые также оказывают воздействие на образовательные процессы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антонова Т.В., Клименова Н.А. Процесс социальной адаптации иностранных студентов. Огарев-Online. 2017;5(94): 1—5. Арутюнов С.А. Диаспора - это процесс. Этнографическое обозрение. 2000;2:74-78.

Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(4):56-66. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66

Каменева Т.Н., Кульчитцкий А.В., Котляров С.А., Казарян М.Ю., Орлова Е.С. Анализ проблемы распространения фейковой информации в интернет-пространстве. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(3):73-78. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-73-78

Кондратьева Т.С. К вопросу о понятии «Диаспора»: дискуссия в научном сообщества. Актуальные проблемы Европы. 2009;4:17-41.

Кунилова К.Д. Этническая диаспора как механизм социальных коммуникаций иностранных студентов в образовательной среде (на примере студентов курских вузов). Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021;1(12): 1-7.

Кунилова К.Д., Каменева Т.Н. Социальные и образовательные функции диаспоры в современном обществе. Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. 2020;3651-3655. https://doi.org/10.19181/kongress.2020.435

Обидина Ю.С. Концептуализация понятия «Диаспора» в современных научных исследованиях. «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник. 2012;5-18.

Попков В.Д. Феномен этнических диаспор: монография. М.: Инфра-М; 2020. 276 с.

Ромеро А.Н. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы межэтнического взаимодействия. Известия ВГПУ. 2009;8:79-84. Brubaker R. Accidental diasporas and external "homelands" in Central and Eastern Europe: Past and present. Wien: IHS; 2000. 349 p.

REFERENCES

Antonova T. V., Klimenova N.A. The process of social adaptation of foreign students. Ogarev-Online. 2017;5(94): 1-5. (In Russian). Arutyunov S.A. Diaspora is a process. Ethnographic Review. 2000;2:74-78. (In Russian).

Brubaker R. Accidental diasporas and external "homelands" in Central and Eastern Europe: Past and present. Wien: IHS; 2000.

Kameneva T.N., Kunnilova K.D., Tseluiko A.V. Media communication as a factor in the self-organization of the diaspora. Digital Sociology. 2022;5(4):56-66. (In Russian). https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66

Kameneva T.N., KulchitskyA.V., KotlyarovS.A., KazaryanM.Yu., OrlovaE.S. Analysis of the problem of spreading fake information in the Internet space. Digital Sociology. 2023;6(3):73-78. (In Russian). https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-73-78

Kondratyeva T.S. On the issue of the concept of "Diaspora": discussion in the scientific community. Current problems of Europe. 2009;4:17-41. (In Russian).

Kunilova K.D. Ethnic diaspora as a mechanism of social communications of foreign students in the educational environment (on the example of students of Kursk universities). World of Science. Sociology, philology, cultural studies. 2021;1(12): 1-7. (In Russian).

Kunilova K.D., Kameneva T.N. Social and educational functions of the diaspora in modern society. Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions. 2020;3651-3655. (In Russian). https://doi.org/10.19181/kongress.2020.435

Obidina Yu.S. Conceptualization of the concept of "Diaspora" in modern scientific research. "West-East". Scientific and practical yearbook. 2012;5-18. (In Russian).

Popkov V.D. The phenomenon of ethnic diasporas: monograph. Moscow: Infra-M; 2020. 276 p. (In Russian).

Romero A.N. Foreign students in Russian universities: problems of interethnic interaction. News of the Voronezh State Pedagogical University. 2009;8:79-84. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.