Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕ МИГРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ'

ЗДОРОВЬЕ МИГРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / иностранный студент / учебный мигрант / адаптация / здоровье / диаспора / здоровьесбережение / student / foreign student / educational migrant / adaptation / health / diaspora / health care

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каменева Татьяна Николаевна, Кунилова Ксения Дмитриевна, Надуткина Ирина Эдуардовна, Знахарчук Федор Романович

Рассматриваются актуальные вопросы здоровья учебных мигрантов в условиях глобализации и интернационализации образовательного пространства. Анализируются современные подходы к проблеме здоровья иностранных студентов, особенно в кризисных, нестабильных условиях современности, с учетом сложного и многогранного процесса адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского высшего учебного заведения. На основании результатов проведенного социологического исследования изучается роль диаспор в сохранении здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRANT HEALTH IN THE CONTEXT OF GLOBALIZING EDUCATIONAL PROCESSES

In the article, the authors consider topical issues of the health of educational migrants in the context of globalization and internationalization of the educational space. The article analyzes modern approaches to the problem of health of foreign students, especially in crisis, unstable conditions of modernity, taking into account the complex and multifaceted process of adaptation of foreign students to the educational environment of the Russian higher educational institution. Based on the results of the conducted sociological research, the role of diasporas in maintaining health is studied.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕ МИГРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 316.4 001: 10.24412/2071-6141-2023-2-157-166

ЗДОРОВЬЕ МИГРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Т.Н. Каменева, К.Д. Кунилова, И.Э. Надуткина, Ф.Р. Знахарчук

Рассматриваются актуальные вопросы здоровья учебных мигрантов в условиях глобализации и интернационализации образовательного пространства. Анализируются современные подходы к проблеме здоровья иностранных студентов, особенно в кризисных, нестабильных условиях современности, с учетом сложного и многогранного процесса адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского высшего учебного заведения. На основании результатов проведенного социологического исследования изучается роль диаспор в сохранении здоровья.

Ключевые слова: студент, иностранный студент, учебный мигрант, адаптация, здоровье, диаспора, здоровьесбережение.

Современный мир и общество сегодня - это мир контрастов, противоречий, сочетание ранее несочетаемых аспектов, факторов. Глобализаци-онные процессы стали драйверами для наметившейся динамики повышения образованности граждан. В связи с этим усилились миграционные процессы и настроения, стали появляться новые формы образовательной деятельности. Пандемия показала необходимость внедрения в образование инновационных интернет-технологий, благодаря чему закрылись только территориальные границы, но границы в культурном и образовательном взаимодействии остались открытыми. Интерес иностранных граждан к возможности получить высшее образование в России не снизился ни под влиянием сложной эпидемиологической ситуации, ни по причине складывающейся геополитической напряженности.

Число студентов-иностранцев, которые поступают в российские вузы, продолжает расти. Так, Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило, что в 2022 году число иностранных граждан, обучающихся в вузах РФ, выросло более чем на 8 % по сравнению с 2021 годом и составило 351 488 человек [1]. Тенденции, которые прослеживаются в образовательных и миграционных процессах, демонстрируют востребованность российского образования у иностранных студентов, так как оно является высококачественным, диплом котируется на территории иностранных стран и соответствует международным требованиям в сфере образования. Также эпидемиологические изменения и ограничения, геополитическая обстановка, санкции, которая накладывают западные государства на Россию не сказываются на потоке иностранных студентов и граждан в целом, однако они сказываются на том, что классическая система образования постепенно трансформируется в соответствии с вызовами времени.

Глобализация образования была и остается одним из итогов происходящих в мире и обществе изменений. В классическом определении глобализация, в целом, - это всемирная экономическая, культурная и политическая унификация и интеграция [2]. В контексте развития образовательной среды в обществе прослеживается глобальная социальная динамика, которая позволяет говорить о глобализации образования, которая предоставляет возможности обучаться, получать образование, обмениваться информацией и образовательным, практическим опытом в разных государствах во всех уголках мира. Осуществляется процесс глобализации путем расширения потенциального выбора образовательных учреждений, учебных дисциплин и специалистов, которые имеют высокий уровень подготовки для взаимодействия в глобальном обществе для мультикультурных образовательных групп, межнациональных учреждений [3].

Глобализация образования как процесс ведет к появлению нового направления в образовании - глобального образования. Его цель состоит в том, чтобы дать абсолютно каждому жителю земного шара возможность осознавать и понимать проблемы глобального общества и глобального развития, а также получать качественное образование для укоренения безграмотности и низкого уровня жизни [4].

Глобальное образование соответствует нескольким трендам, а именно:

1. Справедливость в мире.

2. Устойчивая среда обитания, включая возможность чувствовать себя в

безопасности, получать услуги высокого качества.

3.Мир и согласие с представителями других культур, этносов и национальностей.

4. Межкультурный и межнациональный диалог для обмена информаци-

ей, впечатлениями, опытом и знаниями.

5.Права человека, которые будут соблюдаться независимо от его местонахождения и независимо от того, к какой нации, религии и сообществу он относится.

6. Ресурсы человека, которыми он рационально пользуется и за исполь-

зование которых он будет получать достойную оплату [5]. Глобальное образование в мире порождает мир глобального образования, где встают не только общие вопросы о развитии сообществ и стран, но и более частные - например, здоровье учебных мигрантов в новых условиях. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного, социального благополучия, не только отсутствие болезней и физических дефектов [6]. Мигранты, которые оказываются в некомфортных для себя условиях, могут сталкиваться с проблемами, которые приводят к утрате здоровья, повышению тревожности и опасений относительно своего статуса, положения в обще-

стве и будущего в целом. Адаптационные процессы и механизмы активизируются, из-за чего мигрант в буквальном смысле покидает «зону комфорта» и оказывается в непривычных, а иногда даже враждебных для себя условиях. Это приводит к тому, что он полностью абстрагируется от важных задач (забывает о том, что в новую страну он приехал для получения образования), все его мысли заняты исключительно вопросами выживания, адаптации, возможности привыкнуть, окружить себя комфортными и безопасными людьми и вещами.

Как результат - острые переживания, волнения относительно неудач, нацеленность изначально на негативный результат. Причем, в новых социальных и культурных условиях с этим могут сталкиваться не только студенты со слабо развитыми коммуникационными навыками, но и студенты, которые в своей стране и привычных для себя условиях были очень общительными и социально активными. Такие переживания - естественная реакция психики на любые изменения, и бороться с ними необходимо не в одиночку, а совместно с другими людьми. Как правило, студенты могут найти поддержку среди представителей своей нации и своего этноса (в диаспорах), от преподавательского и профессорского состава, от других студентов, в профессиональных сообществах и сообществах по интересам.

Эпидемиологическая ситуация, пандемия, смертность от коронави-русной инфекции СОУГО-19 - все это подтолкнуло человечество к тому, чтобы внимательнее относиться к своему здоровью и здоровью своих близких, контролировать свое состояние и реагировать на любые изменения в нем. Это легло в основу новой здоровьесберегающей концепции, которая предполагает бережное отношение к своему здоровью и здоровью ближнего, контроль за физическим и ментальным состоянием, ведение здорового и активного образа жизни, отказ от вредных привычек, забота о личной гигиене. При этом, согласимся с авторами, отмечающими, что заслуживает дальнейшего исследовательского внимания, например, спорная позиция антиваксеров, так, по мнению исследователей, определился факт наличия значимой корреляции между антипрививочной активностью пользователя и его политической позицией, а также наличие взаимосвязей ан-тиваксеров с конкретными политическими структурами [7]. Здоровьесбе-режение стало приоритетной задачей специалистов в области медицины, так как они изучают новые формы вирусов, ищут возможности для решения вопросов, связанных с физическими и ментальными проблемами, разрабатывают медикаменты и лекарственные средства, практики для реабилитации [9-10].

Проблематика здоровья и здоровьесбережения мигрантов - иностранных студентов, прибывших из зарубежных стран для получения образования - также не остается в стороне, тем более, учебные мигранты ограничены в связях со своей семьей, исследовательские практики показы-

вают, что важно понимать совокупность некоторого набора семейных, родовых традиций студентов мигрантов, и для создания оптимальных условий их адаптации, важно помочь им транслировать ту часть рациональности фамилистического здоровья, которая поддержит их здоровьесберега-ющие практики поведения, транслируемые их традиционной семьей [8]. Так, здоровье учебных мигрантов важно в освоении ими учебного материала, получения образования, чтобы они могли полностью сконцентрироваться на образовательном процессе. С другой стороны, границы государства открываются, сейчас коронавирусная инфекция - это скорее сезонное заболевание, однако даже несмотря на это требуется более тщательный контроль тех, кто въезжает в страну и покидает ее пределы после получения образования. Вопрос здоровья учебных мигрантов, особенно в условиях глобализации образования остается очень актуальным, так как глобали-зационные процессы исключительно набирают обороты, темпы не снижаются, и прогноза такого нет. Соответственно, необходимо посвящать больше внимания изучению вопросов здоровья учебных мигрантов, их состояния на этапе адаптации и акклиматизации в новых условиях. Ценность здоровья абсолютно любого человека осознается по мере того, как ощущается его хрупкость и непостоянство [11].

Здоровье иностранных граждан, иностранных студентов в последние годы рассматривается скорее как социальная угроза. Достаточно сложно охватить всех иностранных студентов, получить точные и актуальные данные о состоянии их здоровья, понять, какие недомогания они испытывают, в результате чего сформировалось их состояние здоровья, и как найти оптимальный путь для разрешения данной ситуации. Заболевания иностранных студентов могут быть серьезной угрозой для благосостояния всех граждан, а также недомогания в значительной степени сказываются на образовательном процессе и успеваемости. Например, студент испытывает стресс, тревожность, его состояние может квалифицироваться даже как депрессия, при этом он должен осуществлять свою основную деятельность -получать образование, развиваться в профессиональном плане по выбранной специальности, учить язык, осваивать весь объем материала. Учитывая, что он не может контролировать свое самочувствие, то и стремление обучаться, быть грамотным, обучаемым остается на втором плане.

В вузах студент получает общие рекомендации по самочувствию, также ему могут оказать общую стандартизированную помощь, однако более комплексные обследования зачастую ему недоступны. И дело не в правовом статусе студента-иностранца, а в том, что он сам не осведомлен о том, какие у него есть права, какие виды медицинской помощи ему доступны. Далеко не все оформляют страховку для получения медицинской помощи в экстренных случаях, что также является серьезной проблемой.

Являясь членами диаспор, иностранные студенты могут обращаться за помощью к руководству диаспор и другим представителям своей диаспоры. Помощь в медицинском обслуживании является одним из направлений поддержки со стороны этнонационального образования. В условиях современности этот вид помощи еще больше актуализируется: высокий риск заболеваемости, адаптация к новым климатическим условиям, сезонные заболевания, снижение иммунитета в связи со стрессовостью ситуации, коронавирусная инфекция, острые вирусные заболевания, расстройства желудочно-кишечного тракта в связи с изменением в питании - все это является поводом для того, чтобы диаспоры брали на себя ответственность еще и в организации медицинского обслуживания, если их члены действительно в этом нуждаются.

Но не все иностранные студенты знают об этом, они вынуждены самостоятельно заниматься поиском специалистов, лечебных и медицинских учреждений и услуг. Диаспоры же могут оказывать консультационную поддержку, нежели практическую. К консультационной поддержке относятся:

1. Определение возможностей медицинского страхования.

2. Юридическая консультация.

3. Запись к врачу.

4. Оформление медицинского страхования после того, как юридические и правовые аспекты были улажены.

Для того, чтобы определить уровень медицинского обслуживания иностранных студентов в курских вузах, оценить самочувствие мигрантов в настоящее время, было организовано и проведено социологическое исследование. Благодаря полученным данным удалось выявить причины плохого самочувствия и степень участия диаспор в оказании всесторонней медицинской поддержки. В исследовании приняли участие 600 респондентов из более чем 40 зарубежных стран. Поскольку развитие технологий позволяет нам провести социологический опрос в онлайн-формате, то именно такой метод (онлайн-анкетирование) был выбран для реализации исследования.

Ответы студентов-иностранцев, которые приняли участие в исследовании, позволили сделать несколько важных выводов. Во-первых, мы выяснили, какой способ оплаты медицинской помощи является наиболее распространенным среди учебных мигрантов. На первом месте - полис ДМС, который оплачен государством: данным способом оплачивают услуги более половины опрошенных респондентов (52,2 %). Треть (32,4 %) оплачивают услуги медработников самостоятельно, из своих личных средств (рис. 1).

Полис ДМС, оплаченный государством

52,2%

Самостоятельная оплата, из собственных средств 32,4%

Другое

Рис. 1. Способы оплаты медицинских услуг, %

Данный показатель является неутешительным. Согласно правилам оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, прописанным в Постановлении Правительства РФ от 6 марта 2013 г. №186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), медицинская помощь иностранным гражданам , которые на постоянное или временной основе проживают на территории Российской Федерации, оказывается медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, независимо от их правовой или организационной формы [9]. Соответственно, каждый гражданин, который пребывает на территорию Российской Федерации с целью работы, бизнеса, обучения, имеет право в любой момент получить медицинскую помощь в полном объеме и без ограничений. Другой вопрос - далеко не все иностранные граждане знают или понимают свои права на территории государства, соответственно они могут сталкиваться с проблемами при получении медицинских услуг, а сами услуги могут оказываться не в полном объеме, поскольку и организации нередко пользуются незнанием иностранцев.

Определение текущего самочувствия студентов позволит понять, в каком микроклимате они сейчас находятся, а недомогания позволят выявить их причину, определить меры, которые могли бы поспособствовать улучшению самочувствия (рис. 2).

Однозначно хорошо Скорее хорошо | 15,5%

33,5%

Скорее плохо | 10,4%

Однозначно плохо | 12,6%

Затрудняюсь ответить | 28,0%

Рис. 2. Самочувствие респондентов в настоящий момент, %

Почти половина (49 %) участников опроса ответили, что они чувствуют себя хорошо, а 23 % испытывают те или иные недомогания, поэтому оценивают свое самочувствие как неудовлетворительное. Им же был задан следующий вопрос о том, почему именно в настоящий момент они чувствуют себя плохо. Респонденты могли выбрать из предложенного списка все подходящие им варианты (рис. 3).

Испытываю проблемы с адаптацией (психологический дискомф орт)

Испытываю проблемы с пищеварением

Испытываю проблемы с сердечно-сосудистой системой

Испытываю проблемы с дыхательной системой

Испытываю проблемы с кожей, волосами

Испытываю проблемы с опорно-двигательным аппаратом

Испытываю проблемы со слухом Испытываю иные проблемы Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Причины плохого самочувствия в настоящий момент, %

Подавляющее большинство (77,4 %) указали, что они испытывают проблемы с адаптацией, а именно психологический дискомфорт, тревожность, негативные эмоции относительно поиска своего места в новом социальном и культурном сообществе, стресс на фоне смены места жительства, круга общения. Это в определенной степени подтверждает нашу гипотезу, что многие проблемы в образовательном процессе могут быть связаны с тем, что сам иностранный студент сконцентрирован на своих внутренних проблемах и противоречиях, из-за чего он не может показывать высокие результаты в образовании.

Так как процент тревожащихся и обеспокоенных высок, необходимо понять, кто может помочь иностранному студенту в разрешении выявленной проблемы. Диаспора является наиболее близким к студенту социальным институтом, поскольку она помогает в разрешении юридических [12], образовательных и даже личных вопросов, однако практика показывает, что это лишь в идеальной модели. По факту диаспоры не помогают студенту в решении вопросов его здоровья, и этот же результат мы получили при анализе нашего исследования: 87,9 % указали, что диаспора не оказывает никакой помощи в медицинской сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях глобализации образовательного процесса отсутствует четкая стратегия по актуализации здоровьесберегающих функций диаспор. В целом образовательные учреждения полностью ориентируются на выполнение своих непосредственных функций - подготовку специалистов, однако при этом совершенно отсутствуют возможности для иностранных студентов улучшать свое состояние, особенно в самый сложный, адаптационный период.

Список литературы

1. Число иностранных студентов в России в 2022 году выросло на 8,4 %. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/164539917yscli d=lftm74xljp542122381 (дата обращения: 05.05.2023).

2. The Globalization of World Politics: An Introduction to International Relations // Ed. ByJ. Baylis, St. Smith, 1997. P. 9.

3. Герасимова И.А., Грибова Е.В. Тенденции развития науки и образования в аспекте глобализации. [Электронный ресурс]. URL: https: // elar.urfu.ru / bitstream / 10995 /51720/1/klo 2013 115.pdf (дата обращения: 05.05.2023).

4. Хайрутдинов Р.Р. Глобализация образования и мир глобального образования // Глобальная экономика и образование, 2021. №1 (2). С. 82-88.

5. Бадалян Р.М., Игнатенко М.А., Терехова А.С. Образование в эпоху глобальных проблем: переход с традиционного образования на дистанционное в эпоху пандемии // Проблемы методологии и опыт практического применения синергетического подхода в научных исследованиях, 2020. С. 74-76.

6. Устав ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения / Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://ww w.who.int/ (дата обращения: 05.05.2023).

7. Информационные потоки противников вакцинации: особенности масштаба, репертуара и структуры движения "антиваксеров" в российском сегменте социальных медиа / И.А. Батанина, Е.В. Бродовская, В.А. Луку-шин, М.А. Давыдова // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2022. № 3. С. 24-39. EDN: OYTSUB

8. Роль семьи в формировании отношения к здоровью молодежи в условиях пандемии / Т.Н. Каменева, И.Л. Бровкина, И.Э. Надуткина, М.В. Селюков, В.Е. Сакулин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № S1. С. 758-762. EDN: XHGHGF

9. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. №186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70329696/7vsclidHg4sca rajs623592381 (дата обращения: 05.05.2023).

10. Здоровье населения и отношение к нему в условиях нестабильности / Т. Н. Каменева, П. В. Разов, К. Д. Кунилова [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023. Т. 31. № 2. С. 227-232. DOI 10.32687/0869-866X-2023-31 -2-227-232. EDN NIWRRO.

11. Каменева Т. Н., Кунилова К. Д., Целуйко А. В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры // Цифровая социология. 2022. Т. 5. № 4. С. 56-66. DOI 10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66. EDN GCYABG.

12. Каменева, Т. Н. Жизненные затруднения как социокультурный феномен: концептуализация категории / Т. Н. Каменева, Н. С. Степашов, Е. В. Конищева // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10, № 1. С. 18. EDN WOEICF.

Каменева Татьяна Николаевна, д-р социол. наук, проф., kalibri0304@yandex.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,

Кунилова Ксения Дмитриевна, специалист, kseniyakunilova@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, АНО «Диалог Регионы»,

Надуткина Ирина Эдуардовна, канд. социол. наук, доц., nadutkina@,bsu.edu.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Знахарчук Федор Романович, соискатель, fedja-znakhar@rambler.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

MIGRANTHEALTH IN THE CONTEXT OF GLOBALIZING EDUCATIONAL PROCESSES

T.N. Kameneva, K.D. Kunilova, I. E. Nadutkina, F. R. Znakharchuk

In the article, the authors consider topical issues of the health of educational migrants in the context of globalization and internationalization of the educational space. The article

analyzes modern approaches to the problem of health of foreign students, especially in crisis, unstable conditions of modernity, taking into account the complex and multifaceted process of adaptation of foreign students to the educational environment of the Russian higher educational institution. Based on the results of the conducted sociological research, the role of diasporas in maintaining health is studied.

Keywords: student, foreign student, educational migrant, adaptation, health, diaspora, health care.

Tatyana Nikolaevna Kameneva, Doctor of Social Sciences, Professor, kali-bri0304@yandex.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Ksenia Dmitrievna Kunilova, specialist, kseniyakunilova@yandex.ru, Russia, Saint Petersburg, ANO "DialogRegions",

Nadutkina Irina Eduardovna, PhD. social sciences, assoc., nadutkina@,bsu.edu.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University,

Zakharchuk Fyodor Romanovich, applicant, fedja-znakhar@rambler. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University

УДК 316.4 001: 10.24412/2071-6141-2023-2-166-178

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЭТАПНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

И.В. Гайдамакина, Е.В. Барбашова, О.А. Крюкова

Рассматриваются проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации студентов-первокурсников к условиям вузовского образования. Представлены сравнительные результаты многолетнего социологического обследования студенческих потоков вузов г. Орла, рассматривается специфика адаптационных механизмов и динамика факторных оценок за период 2000-2022 гг. При анализе акцент сделан на последнем этапе исследования, раскрывающем современное состояние адаптационных механизмов.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, образование, социологическое исследование, сравнительный анализ, социальная адаптация.

Современный период в развитии отечественного высшего образования, во многом определяется быстро меняющейся эпидемиологической, экономической и социальной средой. Пандемия С0УГО-19 заставила систему образования меняться, модернизироваться, приспосабливаться к экстремальным условиям сегодняшнего дня. Многие исследователи отмечают, что вузовское образование сегодня осуществляется на фоне высокой тревожности и неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.