Научная статья на тему 'МЕДИЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ФАКТОР САМООРГАНИЗАЦИИ ДИАСПОРЫ'

МЕДИЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ФАКТОР САМООРГАНИЗАЦИИ ДИАСПОРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ» / СТРАНА ИСХОДА / СТРАНА-РЕЦИПИЕНТ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / МИГРАНТ / ДИАСПОРА / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каменева Т. Н., Кунилова К. Д., Целуйко А. В.

Интенсивно развивающиеся информационные и информационно-коммуникационные технологии способствуют трансформации миграционных процессов характерных для современных иностранных студентов. Возникает необходимость переопределения и переосмысления многих понятий, в том числе понятия «диаспора», а также переосмысления роли интернет-технологий в диаспоральных коммуникациях, которые складываются на нескольких уровнях: «мигрант - страна исхода» и «мигрант - страна-реципиент». Меняется характер взаимодействий иностранного гражданина не только с его исторической родиной, но и с государством, в котором он оказывается. Становится очевидным, что интернет-технологии и интернет-коммуникации могут воздействовать на процесс адаптации иностранных студентов, а также на характер их взаимодействий с соотечественниками и представителями иной социально-культурной среды. Медийная коммуникация, которая формируется в интернет-пространстве, оказывает влияние на организацию диаспоры, на ее самоорганизацию, что требует изучения данной сферы, а также изучения возможных аспектов самоорганизации в новых медийных условиях. В статье авторы предпринимают попытку проанализировать, каким образом современные интернет-технологии помогают иностранному студенту на различных этапах его адаптации к новым социокультурным условиям, также оценивают роль этих технологий в подготовительном этапе, когда иностранный студент только планирует свой переезд, находится в активном поиске достоверной информации о вероятных препятствиях, проблемах и возможностях своего пребывания на новой территории. Важный раздел статьи - анализ интернет-технологий как механизма диаспорной коммуникации, а также как механизма реализации коммуникативного капитала диаспоры в процессе адаптации иностранного студента и его интеграции в новые социокультурные условия и образовательную среду вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA COMMUNICATION AS A FACTOR OF DIASPORA SELF-ORGANIZATION

Intensively developing information and information and communication technologies contribute to the transformation of the modern international students’ migration process. There is a need to redefine and rethink many concepts, including the concept of diaspora, as well as rethinking the role of Internet technologies in diaspora communication processes, which are formed at several levels: migrant - country of origin and migrant - recipient country. The nature of interactions of a foreign citizen is changing not only with his historical homeland, but also with the state in which he finds himself. It becomes obvious that Internet technologies and Internet communications can influence the process of adaptation of foreign students, as well as the nature of their interactions with compatriots and representatives of other socio-cultural environment. Media communication, which is formed in the Internet, has an impact on the organization of the diaspora, on its self-organization, which requires studying this area, as well as possible aspects of self-organization in new media conditions. In this article, the authors attempt to analyze how modern Internet technologies help a foreign student at various stages of his adaptation to new socio-cultural conditions, also assess the role of Internet technologies in the preparatory stage, when a foreign student is just planning his move and actively searching for reliable information about possible obstacles, problems and opportunities of his stay in a new territory. An important section of the article is the analysis of Internet technologies as a mechanism of diaspora communication, as well as a mechanism for implementing the communicative capital of the diaspora in the process of adaptation of a foreign student and his integration into new socio-cultural conditions and the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «МЕДИЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ФАКТОР САМООРГАНИЗАЦИИ ДИАСПОРЫ»

Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры

УДК 316.774 DOI 10.26425/2658-347/-2022-5-4-56-66

Получено 23.08.2022 Доработано после рецензирования 21.09.2022 Принято

Каменева Татьяна Николаевна

Д-р социол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории

Государственный университет управления, г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-0250-2421 E-mail: kalibri0304@yandex.ru

Кунилова Ксения Дмитриевна

Аспирант

Курский государственный университет, г. Курск, Россия ORCID: 0000-0003-4019-6813 E-mail: kseniyakunilova@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Интенсивно развивающиеся информационные и информационно-коммуникационные технологии способствуют трансформации миграционных процессов характерных для современных иностранных студентов. Возникает необходимость переопределения и переосмысления многих понятий, в том числе понятия «диаспора», а также переосмысления роли интернет-технологий в диаспоральных коммуникациях, которые складываются на нескольких уровнях: «мигрант - страна исхода» и «мигрант - страна-реципиент». Меняется характер взаимодействий иностранного гражданина не только с его исторической родиной, но и с государством, в котором он оказывается. Становится очевидным, что интернет-технологии и интернет-коммуникации могут воздействовать на процесс адаптации иностранных студентов, а также на характер их взаимодействий с соотечественниками и представителями иной социально-культурной среды. Медийная коммуникация, которая формируется в интернет-пространстве, оказывает влияние на организацию

Ключевые слова

05.10.2022 Целуйко Андрей Валерьевич

Канд. юр. наук, зав. каф. социологии, психологии управления и истории

Государственный университет управления, г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-8152-9309 E-mail: av_celuyko@guu.ru

диаспоры, на ее самоорганизацию, что требует изучения данной сферы, а также изучения возможных аспектов самоорганизации в новых медийных условиях. В статье авторы предпринимают попытку проанализировать, каким образом современные интернет-технологии помогают иностранному студенту на различных этапах его адаптации к новым социокультурным условиям, также оценивают роль этих технологий в подготовительном этапе, когда иностранный студент только планирует свой переезд, находится в активном поиске достоверной информации о вероятных препятствиях, проблемах и возможностях своего пребывания на новой территории. Важный раздел статьи - анализ интернет-технологий как механизма диаспорной коммуникации, а также как механизма реализации коммуникативного капитала диаспоры в процессе адаптации иностранного студента и его интеграции в новые социокультурные условия и образовательную среду вуза.

Коммуникация, сеть «Интернет», страна исхода, страна-реципиент, интернет-коммуникация, мигрант, диаспора, иностранный студент, образование, образовательная среда вуза, образовательный процесс, адаптация, интеграция, социокультурная адаптация, информация

Для цитирования

Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры / / Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 56-66.

© Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Media communication as a factor of diaspora self-organization

Received 23.08.2022 Revised 21.09.2022 Accepted 05.10.2022

Tatiana N. Kameneva

Dr. Sci. (Sociol.), Prof. at the Sociology, Management Psychology and History Department

State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0250-2421 E-mail: kalibri0304@yandex.ru

Kseniya D. Kunilova

Postgraduate Student Kursk State University, Kursk, Russia ORCID: 0000-0003-4019-6813 E-mail: kseniyakunilova@yandex.ru

Andrey V. Tseluiko

Cand. Sci. (Jur.), Head of the Sociology, Management

Psychology and History Department

State University of Management, Moscow, Russia

ORCID: 0000-0001-8152-9309

E-mail: av_celuyko@guu.ru

ABSTRACT

Intensively developing information and information and communication technologies contribute to the transformation of the modern international students' migration process. There is a need to redefine and rethink many concepts, including the concept of diaspora, as well as rethinking the role of Internet technologies in diaspora communication processes, which are formed at several levels: migrant - country of origin and migrant - recipient country. The nature of interactions of a foreign citizen is changing not only with his historical homeland, but also with the state in which he finds himself. It becomes obvious that Internet technologies and Internet communications can influence the process of adaptation of foreign students, as well as the nature of their interactions with compatriots and representatives of other socio-cultural environment. Media communication, which is formed in the Internet, has an impact on the organization of the

diaspora, on its self-organization, which requires studying this area, as well as possible aspects of self-organization in new media conditions. In this article, the authors attempt to analyze how modern Internet technologies help a foreign student at various stages of his adaptation to new socio-cultural conditions, also assess the role of Internet technologies in the preparatory stage, when a foreign student is just planning his move and actively searching for reliable information about possible obstacles, problems and opportunities of his stay in a new territory. An important section of the article is the analysis of Internet technologies as a mechanism of diaspora communication, as well as a mechanism for implementing the communicative capital of the diaspora in the process of adaptation of a foreign student and his integration into new socio-cultural conditions and the educational environment of the university.

Keywords

Communication, Internet, country of origin, recipient country, Internet communication, migrant, diaspora, foreign student, education, educational environment of the university, educational process, adaptation, integration, socio-cultural adaptation, information

For citation

Kameneva T.N., Kunilova K.D., Tseluiko A.V. (2022) Media communication as a factor of diaspora self-organization, Digital Sociology, vol. 5, no. 4, pp. 56-66. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-5-4-56-66

© Kameneva T.N., Kunilova K.D., Tseluiko A.V., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

Миграция является феноменальным процессом, который имеет весьма богатую историю. Миграция охватывает различные эпохи и целые поколения, и сегодня миграционные процессы в значительной степени связаны и с развитием информационных интернет-технологий. Медиа-пространство становится основой для формирования крепких, устойчивых отношений, в которых задействованы и мигранты, и представители принимающей стороны. От того, насколько крепки эти связи, во многом будет зависеть интеграционный и адаптационный процесс, в частности интеграция в образовательное пространство. Также большая роль отводится изучению роли медийной коммуникации не только в формировании диаспорных взаимосвязей, но и в самоорганизации диаспоры. Упор делается на некоторые аспекты самоорганизации, включая информационный, коммуникативный аспекты, а также на собственно самоорганизацию, которая постепенно набирает силу в рамках рассмотрения диаспор и диаспорных объединений.

Люди мигрируют с разными целями: кто-то просто устает жить на той территории, где он находится, и поэтому принимает решение о переезде, кому-то интересно изучать новый язык, культуру, проникать в новые этнические сообщества. Есть и те, кто в «поисках лучшей жизни» оставляет свою родину, так как хочет побывать и пожить в стране с высокими стандартами жизни. И первичную информацию мигранты узнают именно посредством медиатехнологий. В последние годы сеть «Интернет» (далее - Интернет) способствует формированию диаспор и их развитию, и речь идет о совершенно новом качественном уровне развития [Исхакова, 2016]. Одновременно с ростом уровня мировой интернетизации происходит и процесс активного и необратимого внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни человека. Благодаря технологиям и технологическому прогрессу человеку открываются все возможности для поиска информации, для обучения, получения профессии. Самое главное - интернет-технологии становятся ключом к медийной коммуникации, которая не подвластна расстоянию, времени или дефициту данных. Медийная коммуникация - это особый вид коммуникации, в рамках которой для получения данных, превращения их в релевантную и подходящую для человека информацию используют разнообразные каналы средств массовой информации (СМИ), а также медиаподобные платформы, которые изначально

были ориентированы на формирование коммуникации между узким кругом участников системы коммуникации. Отсюда появление большого количества мессенджеров, развитие социальных сетей, форумов и блогов, где люди могут непрерывно взаимодействовать друг с другом, а также обмениваться информацией, данными и знаниями. Медийные коммуникации сочетают в себе информационные и коммуникативные факторы, однако актуализируется вопрос, каким образом медийные коммуникации влияют на социально-демографические и территориальные группы, на национальные и этнические общности, к числу которых относятся и диаспоры.

Интернет зачастую рассматривается в качестве средства для реализации массовой коммуникации, что вполне оправданно, так как сегодня большая часть населения планеты включена в глобальное интернет-пространство. В нем представители разных этносов и наций, культур, религий и традиций взаимодействуют друг с другом, делая это беспрепятственно [Пожидаева, 2016]. Но следует отметить, что мигранты используют Интернет скорее для удовлетворения собственных индивидуальных потребностей, и пользование не несет в себе ни организационного характера, ни институциональной составляющей. Те этносы, у которых отсутствует своя национальная или культурная автономия, а также этносы, у которых нет своего сайта на государственном уровне, считаются группами, которые чаще остальных испытывают проблемы, и это связано с тем, что элементарная потребность в структурировании и систематизации данных о себе может помочь закрепить статус группы и сообщить больше информации другим.

Медиатехнологии, мобильные технологии помогают мигрантам поддерживать связь с семьей и друзьями, близкими, где бы они ни находились. Эта практика стала одним из оснований полагать, что медийные средства коммуникации способствуют самоорганизации диаспор. Члены диаспор самостоятельно выбирают для себя площадки для взаимодействия, для поиска ключевой информации по их прибытию, дальнейшим действиям во время обучения и проживания в другом городе и другой стране. Также в медиапространстве они могут находить друг друга, общаться, опираясь на единый опыт пребывания в новых социальных и культурных условиях. В связи с этим переезд в другую страну перестал ассоциироваться у мигрантов с изоляцией, ведь теперь им гораздо проще в любой момент найти возможность пообщаться с близкими, а также завязать новые знакомства,

благодаря медиапространству. Мигранты получают большой опыт, когда оказываются в разных точках планеты, но это порождает лишь новые вопросы о том, каким образом происходит формирование, передача и воссоздание национальной, этнической, культурной и языковой, политической и иных типов этничности; как мигранты после подобных перемещений воспринимают территориальную общность и как воспринимают ее те, кто изначально не сталкивался с опытом иммиграции и миграции, однако со стороны наблюдает перемещения.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ / THEORY AND METODS

Технологии, которые весьма быстро развиваются и способствуют прогрессу в обществе, требуют пересмотра знаний как на теоретическом уровне, так и на уровне феноменов. Изучение международной миграции и роли диаспор в жизни мигрантов является наиболее актуальной областью, которая затрагивает социальные и политические науки [Alonso, 2010]. Теории миграции делятся на несколько уровней: макро-, мезо- и микроуровень. Макроуровень рассматривает преимущественно структурные экономические и политические условия, которые способствуют миграции, по которым мигрант также может оценивать привлекательность той или иной страны, города или населенного пункта. Микроуровень - это принятие решений (теория рационального выбора, когда мигрант выбирает для себя наилучшее место, где он может жить, работать, получать образование). Что касается мезоуровня, то на нем изучают социальные сети и связи, которые оказывают влияние на мигрантов. Например, теория социальных сетей, которая как раз более актуальна, если говорить о медиапространстве и о том, что социальные сети способствуют сближению и снижают риски отчуждения [Brettel, 2000].

Как уже было отмечено, при анализе диаспор мезоуровень является наиболее продуктивным. Члены диаспор активно пользуются социальными сетями, поскольку в интернет-пространстве сегодня имеются все необходимые ресурсы для раскрытия межличностных процессов, для принятия решений и в совокупности для того, чтобы проанализировать населенность территории мигрантами, найти единомышленников, которые имеют то же вероисповедание, говорят на том же языке и вовлечены в схожие культурные процессы. Некоторые исследователи, в числе которых А.В. Головнев, С.Ю. Белоруссова, Т.С. Кис-сер, отмечают, что сообщества эмигрантов используют онлайн- и мобильные технологии для

передачи и поддержания своей идентичности, а также для того, чтобы наладить взаимодействия друг с другом, с членами семьи, с друзьями и знакомыми, которые остались в стране исхода [Головнев и др., 2021]. Интернет - это своего рода решение всех проблем, которые предполагают релокацию и дислокацию мигрантов в результате временного и пространственного расстояния, которое формируется между диаспорой и родиной.

Постепенно само понятие «диаспора» трансформировалось. На это повлияли феномены глобализации, транслокации и кризис традиционного государства. Поэтому чаще всего иммиграция - это скорее вопрос идентичности, когда диаспоры вынуждены переопределяться в соответствии с новыми социокультурными условиями. Ранее термин «диаспора» означал группу мигрантов, которые проживают вне страны исхода, вне своей родины [Лужнов, 2018]. Но теперь это понятие переросло в «цифровую диаспору», что подразумевает участие ее членов в действиях, которые связаны с информационными компьютерными технологиями. Этот процесс считается необратимым с самого начала, так как информационные технологии достаточно быстро охватили все сферы жизни общества и стали определенным показателем состоятельности, самостоятельности, открытости и информативности. Сами мигранты на разных стадиях своих передвижений, миграции и адаптации по-своему используют информационные технологии и механизмы для выстраивания коммуникаций, включая электронную почту, социальные сети, поисковые страницы, форумы и чаты.

Цифровая диаспора воплощается в жизнь по-разному, но основная область, в которой она проявляет себя - это виртуальные сообщества. Она и сама трансформируется в виртуальное сообщество. Мигрантам больше не нужно взаимодействовать друг с другом лично и непосредственно. Виртуальная среда удобна и комфортна для них, так как они не ограничены во времени, а также могут пользоваться невербальными средствами общения, благодаря чему обмен опытом, информацией и в целом сближение происходит гораздо быстрее [Волков, 2021]. Также диаспоры и ее члены создают специальные сайты и сообщества, к которым могут присоединяться представители этноса, религии и те, кто говорит на том же языке. А еще эти сообщества придерживаются принципа открытости, и поэтому абсолютно любой человек, заинтересованный в новой культуре и языке, может примкнуть к ним, ознакомиться с информацией

о диаспоре, а затем и лично познакомиться с ее членами [Бондаренко, 2010].

Общественные организации, ассоциации и объединения, фонды и СМИ, которые связаны с диаспорами, могут иметь свой сайт, но при этом он может лишь изредка пополняться новой информацией, или сайтов и страниц нет вовсе. Это может быть связано с тем, что у организаторов нет интереса в этом, либо сайты имеют низкую посещаемость, они не востребованы у местных жителей, а мигранты вообще не знают об их существовании. Приезжая в новую страну, они ощущают одиночество, так как считают, что кроме них в этом городе или регионе других мигрантов нет. А поскольку интернет-технологии сегодня касаются каждого и играют в жизни многих людей значимую роль, то и наличие сайта или хотя бы какой-то малой доли информации о диаспорах для мигрантов могло бы иметь большое значение. Благодаря этим данным они бы быстрее находили возможность взаимодействовать с соотечественниками, получать от них необходимую поддержку и помощь.

Реализацией культурных проектов занимаются представители молодежных объединений и сообществ, исследователи, посвящающие свою работу изучению определенных этносов. В Курской области Российской Федерации есть несколько общин и диаспор, которые не только ведут свои странички, но и занимаются оформлением официальных сайтов. Например, страница местной иудейской религиозной организации «Еврейская община города Курска» (сайт: https://feor.ru/ administrative-units/kursk/). Несмотря на религиозную направленность, община представляет интересы евреев, которые проживают на территории Курска и Курской области. На странице есть информация о деятельности общины, исторические сведения, фотоматериалы и контактные данные. Благодаря опубликованной информации, новоприбывшие представители еврейской диаспоры могут познакомиться с ней, стать частью общины, получить поддержку, принять участие в мероприятиях.

Сайт Союза армян России в городе Курск (сайт: http://sarkursk.ru/) располагает информацией об организации, последних новостях и проектах, а также о мероприятиях, в том числе благотворительной направленности. Как указано на самом сайте, региональное отделение Союза армян России (САР) - это одна из немногих общественных организаций, которая на слуху у курян. Организация ведет активную внутреннюю деятельность, ее представители занимаются благотворительностью, оказывая помощь детям, взрослым,

оказавшимся в затруднительной ситуации. Недавно была передана помощь беженцам из Луганской и Донецкой народных республик. Таким образом, Союз армян России в Курске занимается помощью не только своим соотечественникам, что говорит о глубокой общественной направленности работы.

Возвращаясь к вопросу интернет-коммуникаций в деятельности диаспор, стоит уточнить, что перечисленные примеры - скорее исключение из правил. Как отмечает М.А. Пожидаева, это обусловлено тем, что «руководство диаспор зачастую не осознает необходимость и перспективы использования интернет-технологий в своей деятельности» [Пожидаева, 2016]. Однако использование традиционных каналов коммуникации не всегда позволяет выстроить отношения с представителями диаспор, которые находятся не в центре, а на «периферии». Они не принимают участие в мероприятиях, редко общаются друг с другом, хотя и имеют острую потребность в этом. Но коммуникации не происходят по причине того, что представители диаспор не осведомлены о них, или они знают о них, но не до конца понимают, как пользоваться этими механизмами и возможностями [Кунилова, 2021].

В научной сфере принято выделять несколько категорий использования интернет-технологий и несколько стадий миграции, которые напрямую связаны и зависят друг от друга. Так, к основным категориям технологий принято относить поисковые системы, электронную почту, форумы, чаты.

Миграция также делится на несколько стадий, включая этапы «до миграции», «после миграции» и «оседлость». На каждой из стадий мигранты пользуются всеми возможностями интернет-технологий, однако они имеют разные цели и задачи, и поэтому в их руках технологии становятся инструментом для установления более сложных социальных и культурных связей, а также инструментом для поиска информации о стране пребывания и новостей о том, что сейчас происходит в их родных странах, для обмена опытом с другими мигрантами, в том числе выходцами из той же диаспоры. Если соотносить коммуникативный капитал, то необходимо отметить, что мигранты используют технологии для поиска информации об образовательных учреждениях, направлениях подготовки, стоимости обучения и условиях обучения (оплата, предоставление общежития и прочее).

Анализ практики и целей использования мигрантами определенных выше стадий, а также интернет-технологий, был осуществлен на основе

полученных в ходе социологического исследования данных. Было опрошено 500 респондентов - иностранных граждан, которые пребывают в Россию для получения высшего образования. Опрос проводился методом онлайн-анке-тирования. Квотная выборка была организована по полу и возрасту (в исследовании приняли участие иностранные студенты в возрасте от 18 до 25 лет). Также актуализирован такой метод исследования, как онлайн-фокус-группа, в которой приняли участие 8 иностранных студентов. Он-лайн-фокус-группа была организована и проведена в мессенджере Telegram. Исследования в он-лайн-пространстве и с помощью онлайн-инстру-ментов и технологий позволяют охватить более широкую аудиторию, невзирая на ограничения (эпидемиологическую и геополитическую ситуацию). Работа авторов также опирается на результаты ранее проведенных социологических исследований, которые характеризуют особенности взаимодействия иностранных граждан, в том числе студентов, в интернет-пространстве и роль медиапространства в диаспоральной деятельности и активности. При статистической обработке используется инструмент SPSS Statistics 26 и программа MS Excel, реализующие функции анализа данных и их визуализации.

Полученные результаты показали, что на стадии «до миграции» в основном используются поисковые системы (89 %), форумы и чаты (67 %), электронная почта (53 %). Исследования, проведенные Е.Я. Варшавской и О.С. Чу-диновских [2014] подтверждают тот факт, что в поисковых запросах мигранты чаще ищут информацию о месте, куда планируется переезд, также о городе, где они потенциально хотели бы жить, обучаться. В основном они изучают, исследуют и активно ищут способы для того, чтобы сделать процесс миграции более легким и менее болезненным для самих себя.

К форумам мигранты обращаются нередко, особенно когда они только готовятся к перемещению. Через форумы они получают информацию о возможностях и перспективах трудоустройства в новой стране, о том, какие контакты могут пригодиться им больше всего для жизни на новом месте. Имея свои потребности, мигранты нуждаются в точных инструкциях, где, как и когда они могут эти потребности удовлетворить. Основная функция форумов на этом этапе состоит в сборе информации из формальных сообществ.

В чатах мигранты получают советы и рекомендации от тех, кто до них покинул страну исхода. Они могут обсуждать с другими мигрантами свои настоящие чувства и переживания, впечатления,

выслушивают опыт других и их отзывы. Происходит неформальная коммуникация, благодаря которой мигранты могут тщательнее подготовиться к переезду и уже в более подробных деталях понимают, что их может ждать в новой стране, в новом учебном заведении и в целом в новом социокультурном сообществе.

Электронная почта способствует формированию коммуникации двух типов - формальной и неформальной. При этом коммуникация может формироваться как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми. Это положительно влияет на мигранта, так как круг его общения растет, и если в него начинают входить люди, которые являются носителями нового языка и иной культуры, то это значительно поможет мигранту чувствовать себя гораздо увереннее при переезде в принимающую страну. Электронная почта позволяет мигранту оценить перспективы своей миграции и перспективы получить поддержку после нее. Также с ее помощью можно установить новые социальные и культурные связи, поддерживать общение с новыми знакомыми, обмениваться опытом, интересоваться культурной жизнью и постепенно погружаться в нее. Такая практика распространяется все сильнее, и тем она ценнее, ее необходимо развивать, так как это потрясающий опыт не только для мигранта, но и для человека, который находится по другую сторону экрана и который также может быть заинтересован в знакомстве с новой культурой, в изучении языка и приобщении к традициям.

На стадии «после миграции» большинство опрошенных иностранных студентов, обучающихся на 2-3 курсах в вузах, указали, что в первую очередь они пользуются поисковыми системами. Они уже достаточно уверенно пользуются этими технологиями и иными интернет-ресурсами для того, чтобы получить не просто подробную, но еще и достоверную информацию о месте проживания, обучения. Основной целью, с которой они ищут информацию в Интернете, является желание как можно быстрее адаптироваться, интегрироваться в новое этнонациональное пространство (42 %), получить достоверную информацию о стране, в которую они приехали (39 %). Также активно используются различные мессен-джеры для поддержания связей с родственниками и соотечественниками, которые остались на исторической родине. Электронную почту на данном этапе мигранты используют для того, чтобы поддерживать уже имеющиеся контакты и устанавливать связь с другими мигрантами (76 %), которые точно так же могут нуждаться в помощи и поддержке - как моральной, так и материальной;

получать важную учебную и другую информацию (83 %). Следовательно, иностранные граждане поддерживают старые связи, что было затруднительно еще 15-20 лет назад, выстраивают новые связи для того, чтобы это помогло им справиться с некоторыми психологическими проблемами и даже преградами в социализации.

На форумах мигранты находят контакты и формируют коммуникации, которые помогают восстановить утраченные связи. Основная функция форумов - максимальная помощь в восстановлении и возобновлении утраченных связей. Онлайн-активность, возможность выкладывать свои фото, видео о своей жизни, оставлять свои никнеймы, контакты и другие данные, по которым его могут отыскать родственники или друзья практикуется у 29 % респондентов. Они отмечают, что в чатах ищут новые контакты и общаются с теми, с кем уже знакомы, включая родственников, родителей, супругов и детей. В мессенджерах они ищут замену реальному общению, особенно когда все родные остались в стране исхода и не могут приехать, или мигрант не может приехать к ним в случае необходимости или просто для того, чтобы на какое-то время увидеться. Также чаты зачастую используются для советов по состоянию здоровья, поиска информации о подходящих лекарственных средствах. Однако необходимо учитывать, что такой подход к лечению может насести вред здоровью иностранного студента.

Анализ стадии «оседлость» был осуществлен на основе мнений иностранных студентов, обучающихся в магистратуре, аспирантуре, ординатуре. Респонденты отметили, что в основном пользуются интернет-технологиями для связи с родственниками и соотечественниками, которые остались в стране исхода (58 %). Основная функция поисковых систем на данном этапе - борьба с тем, чтобы идентичность членов диаспоры была размыта. Дело в том, что «оседлость» сама по себе как этап - это именно та стадия, на которой мигрант уже привыкает к пространству вокруг себя. Его больше не пугают необычные традиции, язык, он постепенно осваивает новую культуру. Но в нем все еще живет потребность в том, чтобы связь с родиной сохранялась, так как он осознает, что его пребывание в принимающей стране - процесс временный, и он покинет страну, как только закончится обучение. Среди тех, кто предпочитает общение по электронной почте, большинство обменивались учебными и профессиональными данными (80 %), а также общались со своими соотечественниками и членами семьи (63 %). Иностранные студенты отмечали,

что «буквально становятся оторванными от своих корней, но благодаря электронным письмам могут погружаться в атмосферу своего детства, юности». Они восстанавливают связи, которые были утрачены по тем или иным причинам, и поддерживают имеющиеся контакты, делясь своим опытом жизни, рассказывая о плюсах и минусах миграции, обучения в другой стране, своими планами на жизнь, которые они хотели бы реализовать после возвращения в страну исхода.

На форумах иностранные студенты искали различную, полезную для них информацию, которая, как правило, касалась бытовых, юридических вопросов (34 %), поиска своих близких, друзей, знакомых, которые остались в стране исхода или переехали в другие страны, после чего связь с ними была потеряна (22 %). Благодаря форумам мигранты могут регулярно поддерживать культурные аспекты своей родины, традиций и культуры, обычаев и даже свой собственный язык.

В чатах иностранные студенты, переписываются с родными (92 %), друзьями (90 %), обмениваются контактами с новыми знакомыми (96 %), ищут своих старых друзей (69 %). Мессендже-ры являются наиболее привлекательной средой для взаимодействия мигрантов. Там они делятся своим опытом проживания, наблюдениями, слушают других мигрантов или опасения тех, кто только планирует переезд, но пока не знает, с чего начать.

Информационно-коммуникационные технологии важны и в ситуации, когда мигрант нуждается не просто в поддержании старых связей, но и в их развитии и расширении. Это лишь один из возможных и наиболее доступных механизмов для сохранения идентичности, а также для сохранения связи со страной исхода, с сообществом, которое является этнически и культурно близким для мигранта [Каменева, Куни-лова, 2018]. Мигранты на любой стадии - и на стадии адаптации, и на стадии ассимиляции -нуждаются в поддержании связей с родителями и близкими родственниками, друзьями, которые остались в стране исхода. Таким образом, они укрепляют чувство своей принадлежности к сообществу в столь непростое время. Но проще поддерживать старые связи уже после того, как мигрант освоился на новой территории. Его действия и потребности теперь не стихийны, а более целенаправленны, он имеет реальную основу для взаимодействия. Новые связи и коммуникации приобретают не инстинктивный, а более инструментальный характер, в то время как старые связи с родными, с домом носят в основном эмоциональную окраску, и потреб-

ность в них может сохраняться с первого до финального дня миграции.

Мигранты обращаются к своим внутренним ощущениям, эмоциям, они испытывают потребность в доме, в тех, кто остался в стране исхода, с кем они проводили много времени и от кого обычно получали основную поддержку. Общие истории, опыт, воспоминания - все это становится своего рода «мостом», который соединяет мигранта с его старой жизнью и при этом дает больше осознания, что теперь он находится здесь, а не там, где был ранее. Следует подчеркнуть, что с такими проблемами мигранты и члены диаспор сталкиваются как на начальных стадиях, так и после того, как прожили в новом месте полгода и больше. Эта эмоциональная составляющая их жизни не может быть отделена от рациональной.

РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

Коммуникации в целом и, в частности, так называемые компьютерно-опосредованные коммуникации играют важную роль в поддержании имеющихся и восстановлении утраченных связей. Известно много случаев, когда люди полностью теряют связь друг с другом. Чаще всего, это происходит при переезде в другую страну, когда все внимание нацелено на собственную адаптацию в новых условиях, а сохранение социальных связей с «прошлым» приобретает меньшее значение [Киящук, 2010]. Интернет-технологии сегодня - это шанс восстановить контакты, причем как свежеутраченные, так и те, которые были потеряны много лет назад. Люди уже давно забыли об анонимности и приватности, поэтому в Интернете, социальных сетях можно найти абсолютно любого человека, который живет там, где есть доступ к глобальной сети. Мигрантам, членам диаспор интернет-технологии позволяют осуществлять непрерывный поиск информации, обновлять данные и новости, контролировать уровень интеграции и ассимиляции в новое социальное и культурное пространство.

Анализ современного состояния медиапро-странства в отношении мигрантов и диаспор позволяет сделать ряд важных выводов.

1. Современные диаспоры рассредоточены по всему миру. Российское общество привлекает мигрантов, поскольку оно имеет иную культуру, иной язык, а прогрессивный фон позволяет мигрантам переезжать или временно приезжать в Россию (например, для обучения). Благодаря развитию информационных технологий, представители диаспоры имеют возможность еще

на этапе подготовки к отъезду изучить материалы, которые опубликованы в Интернете, а также общаться с другими представителями диаспоры, которые уже переехали, получили опыт проживания в новых социокультурных условиях, а, значит, могут поделиться собственным опытом в решении бытовых, юридических, образовательных и иных вопросов. Анализ результатов исследования показал, что о существовании студенческих диаспор в учебных заведениях потенциальные абитуриенты, как правило, узнавали от родственников, которые уже обучаются (33 %), друзей (26 %), от представителей международных отделов учебных заведений (19%) либо находили информацию на сайте вуза (22 %). Более половины иностранных студентов (58 %) активно общались с представителями своих диаспор в учебных заведениях, в которые они поступили впоследствии, для 9 % наличие диаспо-рального студенческого объединения в вузе было важным фактором при выборе учебного заведения. В то же время следует отметить, что 12 % заявили о недостоверности информации, полученной от уже переехавших на обучение граждан. Наиболее интересующими вопросами стали визовые и регистрационные (73 %), коммуникативные, например, знание языка местным населением, качество преподавания на языке-посреднике и прочее (56 %), особенности быта, питания (53 %), специфика и правила обучения (53 %).

2. Достижения в области информационных и компьютерных технологий значительно трансформируют опыт миграции. Рождаются новые вопросы относительно того, каким образом и через какие каналы происходит передача и воссоздание национальной, этнической и иных типов идентичности, как теперь воспринимается территориальная общность и нация как таковая. Ки-берпростанство, которое образуется в глобальном медиа, включает в себя детерриториализи-рованные сообщества. К ним относятся и диаспоры, которые теперь переименованы в «цифровые диаспоры». Но они могут быть таковыми только при наличии трех определяющих факторов - иммиграции, подключения к информационным и Интернет-технологиям и сети - сетевого подхода к образованию социокультурных связей. Так, например, в ходе исследования было установлено, что иностранные студенты учебных заведений Санкт-Петербурга активно используют потенциал «цифровых диаспор». В сети они взаимодействуют друг с другом, с родственниками и друзьями, которые остались на родине, и при этом для них открываются новые возможности для знакомств с представителями нового социального

и культурного круга. Наличие подобного объединения в существенной степени упрощает процесс установления контактов с новыми знакомыми, так считают 63 % участников исследования, снижает уровень тревоги у близких, оставшихся на родине (59 %), позволяет обмениваться важной информацией, в том числе и учебной (56 %). Респонденты отмечали, что принадлежность к цифровым диаспоральным объединениям позволяет узнать больше об особенностях проживания, о традициях и обычаях (45 %), преодолевать языковой барьер (32 %), так как с носителями языка они могут практиковать свое знание и произношение. Роль «цифровых диаспор» возросла в период пандемии СОУГО 19. По мнению респондентов, именно благодаря «цифровым диаспорам» они могли получить достоверную информацию о ситуации как в стране, городе, где они учатся, так и об их родине. Таким образом, сети и медиапространство становятся механизмом для коммуникаций представителей диаспоры, а также для образования междиаспо-рального взаимодействия.

3. Цифровое пространство важно и в процессе адаптации к новым образовательным условиям. Дело в том, что иностранный студент, будучи еще в статусе абитуриента, может искать большой объем информации в Интернете: об образовательном учреждении, специальностях и направлениях подготовки, стоимости, условиях приема. Среди иностранных студентов, принявших участие в исследовании, 48 % отметили, что до поступления в российское вузы интересовались информацией о национальных общностях, действующих на территории страны, видах помощи, защиты, которые могут быть предоставлены. Для 83 % респондентов наличие «цифровых диаспор» представлялось наиболее полезным, так как собранная на их сайтах информация была более понятна - так считали 75 % участников опроса, а 69 % отметили, что «всегда можно было задать вопрос своему же соотечественнику, который прошел адаптацию в стране, куда приехал учиться или же работать». Относительно возможных рисков, продуцируемых диаспоральными студенческими интернет-объединениями, респонденты не высказывали опасений, отмечая их однозначную пользу. Однако иностранные студенты допускали «возможность противоправных действий в сети представителями диаспор, но сами с ними никогда не сталкивались».

4. Медиакоммуникации становятся важной частью жизни современного общества. Благодаря медиапространству, каждый может найти

и получить необходимую и интересующую информацию, развить коммуникативные навыки. Медийные коммуникации используются и мигрантами, которые готовятся к временному переселению на другую территорию для того, чтобы получить образование. Будучи неадаптированными к новой социальной и культурной среде, мигранты могут с помощью медиаресурсов получить информацию о языке, культуре и другим отличительным особенностям новой территории, а также заручиться поддержкой соотечественников, которые также оказались в новых для себя условиях и адаптируются. Такое взаимодействие становится основанием для саморегуляции и самоорганизации диаспор, так как взаимодействие из непосредственного трансформируется в опосредованное, меняется его качество и достигаются более высокие результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CОNCLUSION

Необратимое влияние интернет- и медиатех-нологий на жизнь каждого человека, у которого есть к ним доступ, становится все более очевидным. В Интернете мигранты и представители диаспор могут взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией и объединяться для организации мероприятий и обмена опытом. Учитывая значимость интернет-технологий и их элементов для мигранта, существует необходимость в создании более крупного и единого портала, где могла бы быть размещена информация об общинах, объединениях и диаспорах, которые сегодня действуют в разных городах России.

Этот инструмент мог бы помочь иностранному гражданину, в частности иностранному абитуриенту, оперативно находить информацию о своей диаспоре, ее членах, контактные данные для связи. Тогда, приехав в новое социокультурное пространство, он может быть уверенным в том, что в новой стране (городе) уже есть люди, которые могут оказать ему поддержку, особенно на сложном и противоречивом этапе адаптации. Единый портал о диаспорах - это инструмент для появления общего информационного поля, благодаря чему диаспоры будут замечены, причем узнают не только о них, но и они узнают друг о друге. Рассеянные в пространстве диаспоры, которые могут включать в себя представителей одной и той же нации, смогут объединиться для более оперативного и эффективного решения проблем. Таким образом, будет организовано обоюдное движение навстречу и решение актуальных вопросов, с которыми могут сталкиваться как новые диаспоры, так и уже более

устойчивые этнонациональные объединения. В медиапространстве нам видится больше преимуществ, которые поспособствуют интеграции,

межкультурному взаимодействию, что особенно важно для российского общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бондаренко С.В. (2010). Проблемные локусы методологии «цифровых диаспор» и «виртуальных сообществ мигрантов» // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков экстремизма. Сборник тезисов докладов межрегиональной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. С. 192-200.

Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. (2014). Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. № 3. C. 36-58.

Волков Ю.Г., Кривопусков В.В., Курбатов В.И. (2021). Цифровые мигранты и цифровая диаспора: новые проблемы и тренды международной миграции // Цифровая социология. Т. 4, № 4. 102-108. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-102-108

Головнев А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. (2021). Виртуальная этничность и киберэтнография. СПб.: МАЭ РАН. 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исхакова Л.Г. (2016). Цифровая диаспора: особенности структуры мигрантских сообществ в условиях информационного общества // Казанский социально-гуманитарный вестник. №6 (23). C. 60-64.

Каменева Т.Н., Кунилова К.Д. (2018). Учебный процесс как механизм адаптации иностранных студентов к условиям российского общества // Власть и управление на Востоке России. Т. 83, № 2. С. 59-63. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2018-83-2-59-63

Киящук Т.В., Киящук А.А. (2010). Виды адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». № 1. С. 25-30.

Кунилова К.Д. (2021). Этническая диаспора как механизм социальных коммуникаций иностранных студентов в образовательной среде (на примере студентов курских вузов) // Мир науки. Социология, филология, культурология. Т. 12. № 1.

Лужнов С.Д. (2018). Понятие, признаки и правовой статус диаспоры // Проблемы науки. № 5 (29). С. 112-116.

Пожидаева М.А. (2016). Интернет-технологии как средство диаспорной коммуникации // Идеи и идеалы. Т. 2, №1 (27). С. 22-29. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2016-1.2-22-29

Alonso A., Oiarzabal P.J. (2010). The immigrant worlds' digital harbors // Diasporas in the new media age - identity, politics and community / Alonso A., Oiarzabal P.J. (eds.), Reno: University of Nevada Press. Pp. 1-18.

Brettel C.B., Hollifield J.F. (2000). Migration theory: talking across disciplines. New York: Routledge. 239 p. REFERENCE

Alonso A., Oiarzabal P.J. (2010), "The immigrant worlds' digital harbors", In: Diasporas in the new media age - identity, politics and community, Alonso A., Oiarzabal P.J. (eds.), University of Nevada Press, Reno, US, pp. 1-18.

Brettel C.B., Hollifield J.F. (2000), Migration theory: talking across disciplines, Routledge, New York, US.

Bondarenko S.V. (2010), "Problematic loci of the methodology of 'digital diasporas' and 'virtual communities of migrants', In: Regulation of so-cio-ethnic processes in the context of regional risks of extremism. Proceedings of the interregional scientific and practical conference. SKAGS Publishing House, Rostov-on-Don, Russia (in Russian).

Golovnev A.V., Belorusova S.Yu., Kisser T.S. (2021), Virtual ethnicity and cyberethnography, MAE RAS, St. Petersburg, Russia (in Russian).

Iskhakova L.G. (2016), "Digital diaspora: peculiarities of migrant communities' structure in the information society", The Kazan socially-humanitarian bulletin, no. 6 (23), pp. 60-64.

Kameneva T.N., Kunilova K.D. (2018), "The educational process as a mechanism for adaptation of foreign students to the conditions of Russian societyuation", Power and administration in the East of Russia, vol. 83, no. 2, pp. 59-63, https://doi.org/10.22394/1818-4049-2018-83-2-59-63

Kiaschuk T.V., Kiaschuk A.A. (2010), "Adaptation kinds of foreign students to the conditions of education and residence in Russia", RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, no. 1, pp. 25-30.

Kunilova K.D. (2021), "Ethnic diaspora as a mechanism of social communications of foreign students in the educational environment (on the example of students of Kursk universities)", World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, vol. 12, no. 1.

Luzhnov S.D. (2018), "The concept, signs and legal status of the diaspora.", Science problems, no. 5 (29), pp. 112-116.

Pozhidaeva M.A. (2016), "Internet-based technologies as a tool for diasporic communication", Ideas and Ideals, vol. 2, no. 1 (27), pp. 22-29, https://doi.org/10.17212/2075-0862-2016-1.2-22-29

Varshavskaya E. Ya., Chudinovskikh O.S. (2014), "Migration intentions of graduates of Russia's regional higher educational institutions", Moscow University Economics Bulletin, no. 3, pp. 36-58.

Volkov Yu.G., Krivopuskov V.V., Kurbatov V.I. (2021), "Digital migrants and digital diaspora: new problems and trends of international migration", Digital Sociology, vol. 4, no. 4, pp. 102-108, https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-102-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.