Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МИГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боев Е. И., Каменева Т. Н., Надуткина И. Э., Белых Т. В.

В статье представлены результаты исследования, проведенного Экспертно-аналитическим центром Курской академии государственной и муниципальной службы. Генеральной совокупностью его выступили иностранные студенты, обучающиеся в вузах Курской области, общей численностью более 4 000 чел. Выборочная совокупность респондентов в 2022 г. составила 350 чел., доверительная вероятность опроса - 95 %, доверительный интервал (погрешность исследования ±5 %). Выборочная совокупность была сформирована из числа лиц, обучающихся в 2 крупных курских вузах, доля иностранцев в которых составляет большую часть всей генеральной совокупности: Юго-Западном государственном университете, Курском государственном медицинском университете. Была произведена бесповторная случайная квотная выборка по таким социально-демографическим характеристикам, как пол, возраст, курс обучения, направление подготовки (специальность). В качестве основного количественного метода исследования применялся репрезентативный социологический опрос иностранных граждан, обучающихся в вузах Курской области старше 18 лет методом личного формализованного интервью face-to-face по месту жительства респондента с применением бумажных анкет (техника PAPI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Боев Е. И., Каменева Т. Н., Надуткина И. Э., Белых Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION DETERMINANTS FOR INTERNATIONAL STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF KURSK REGION

The article introduces the results of a study conducted by the Expert Analytical Center of the Kursk Academy of State and Municipal Service. The general respondents of this study were foreign students studying in higher education institutions of Kursk region, with a total number of more than 4,000 people. The sample population of respondents in 2022 was of 350 people, with a 95 % confidence interval for the survey (margin of error ±5 %). The sample was formed from the number of individuals studying in 2 major Kursk universities, the share of foreigners in which makes up the majority of the general population: Southwest State University, Kursk State Medical University. Non-repeat random quota sampling was carried out according to such socio-demographic characteristics as gender, age, year of study, field of study. Representative sociological survey of foreign citizens studying in higher education institutions of Kursk region over the age of 18 was used as the main quantitative method of research via personal formalised face-to-face interview at the respondent's place of residence using paper questionnaires (PAPI method).

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Научная статья

УДК 316.614:37.062.1(470.323)

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.2

Оценка социокультурных детерминант адаптации иностранных студентов в вузах Курской области

Евгений Иванович Боев1, Татьяна Николаевна Каменева2, Ирина Эдуардовна Надуткина3, Татьяна Владимировна Белых4

1Курская академия государственной и муниципальной службы, Курск, Россия, evgeny-kursk@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4092-4043

2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, kalibri0304@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0250-2421 2Государственный университет управления, Москва, Россия 34Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

3nadutkina@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4416-9126 4belikh@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-5288-2365

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, проведенного Экспертно-аналитиче-ским центром Курской академии государственной и муниципальной службы. Генеральной совокупностью его выступили иностранные студенты, обучающиеся в вузах Курской области, общей численностью более 4 000 чел. Выборочная совокупность респондентов в 2022 г. составила 350 чел., доверительная вероятность опроса - 95 %, доверительный интервал (погрешность исследования ±5 %). Выборочная совокупность была сформирована из числа лиц, обучающихся в 2 крупных курских вузах, доля иностранцев в которых составляет большую часть всей генеральной совокупности: Юго-Западном государственном университете, Курском государственном медицинском университете. Была произведена бесповторная случайная квотная выборка по таким социально-демографическим характеристикам, как пол, возраст, курс обучения, направление подготовки (специальность). В качестве основного количественного метода исследования применялся репрезентативный социологический опрос иностранных граждан, обучающихся в вузах Курской области старше 18 лет методом личного формализованного интервью face-to-face по месту жительства респондента с применением бумажных анкет (техника PAPI).

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, социокультурная адаптация, иностранные студенты, академическая мобильность, субъекты академической мобильности, образовательные мигранты

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Боев Е.И., Каменева Т.Н., Надуткина И.Э., Белых Т.В. Оценка социокультурных детерминант адаптации иностранных студентов в вузах Курской области // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 23-30. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.2.

Original article

Evaluation of Socio-Cultural Adaptation Determinants for International Students in Higher Education Institutions of Kursk Region

Evgeny I. Boev1, Tatyana N. Kameneva2, Irina E. Nadutkina3, Tatyana V. Belikh4

1Kursk Academy of State and Municipal Service, Kursk, Russia, evgeny-kursk@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4092-4043 2Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, alibri0304@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0250-2421 2State University of Management, Moscow, Russia, k 34Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia 3nadutkina@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4416-9126 4belikh@bsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-5288-2365

Abstract. The article introduces the results of a study conducted by the Expert Analytical Center of the Kursk Academy of State and Municipal Service. The general respondents of this study were foreign students studying in higher education institutions of Kursk region, with a total number of more than 4,000 people. The sample population

© Боев Е.И., Каменева Т.Н., Надуткина И.Э., Белых Т.В., 2023

- 23 -

of respondents in 2022 was of 350 people, with a 95 % confidence interval for the survey (margin of error ±5 %). The sample was formed from the number of individuals studying in 2 major Kursk universities, the share of foreigners in which makes up the majority of the general population: Southwest State University, Kursk State Medical University. Non-repeat random quota sampling was carried out according to such socio-demographic characteristics as gender, age, year of study, field of study. Representative sociological survey of foreign citizens studying in higher education institutions of Kursk region over the age of 18 was used as the main quantitative method of research via personal formalised face-to-face interview at the respondent's place of residence using paper questionnaires (PAPI method).

Keywords: internationalization of higher education, sociocultural adaptation, international students, academic mobility, subjects of academic mobility, educational migrants

Funding: Independent work.

For citation: Boev, E.I., Kameneva, T.N., Nadutkina, I.E. & Belikh, T.V. (2023) Evaluation of Socio-Cultural Adaptation Determinants for International Students in Higher Education Institutions of Kursk Region. Theory and Practice of Social Development. (7), 23-30. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.7.2 (In Russian).

Введение. Интернационализация высшего образования является системообразующим фактором экспорта образовательных услуг в России.

Основным направлением международного образовательного сотрудничества в сфере высшего образования выступает развитие академической мобильности и повышение экспортного потенциала российской системы образования, который сфокусирован на достижении таких значимых целей, как формирование конкурентоспособной сильной сети российских вузов; повышение привлекательности и конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке таких услуг; увеличение общего дохода от иностранных граждан, получающих профессиональную подготовку в Российской Федерации на коммерческой основе; обеспечение экономики страны квалифицированными иностранными специалистами; укрепление «мягкой силы» Российской Федерации путем участия в формировании элит иностранных государств.

Академическая мобильность студентов является самой распространенной формой интернационализации российских вузов и предполагает временное «перемещение» студентов и преподавателей в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания (Мартыненко, Жукова, 2008).

С одной стороны, академическая мобильность повышает доступность сферы образования. С другой - при приеме на работу работодатели отдают предпочтение тем специалистам, которые получали образование за рубежом, что может свидетельствовать о высоких адаптивных возможностях претендентов (Романовская, Ильина, 2019; Каменева, Кунилова, 2018).

Одним из основных направлений образовательной политики России является академическая миграция. В силу изменившихся геополитических условий, основными поставщиками академических мигрантов являются страны постсоветского пространства и Юго-Восточной Азии (Николаев, 2022).

По официальным данным, численность студентов из-за рубежа в российских вузах за последние 10 лет выросла более чем в 2 раза: с 153 тыс. чел. в 2010 учебном году до 315 тыс. чел. - в 20211.

Результаты исследовательского проекта Project Atlas, который распространяет сопоставимые данные о мобильности студентов, а также проводит исследования по академической миграции и интернационализации высшего образования, свидетельствуют о том, что по итогам 2022 г. Россия занимает 6 место в мире по количеству иностранных обучающихся, привлекая к обучению 6 % от общего числа «мобильных студентов». Их количество в стране составило 351 127 человек. В 2021 г. этот показатель составлял 395 263 студента, а в 2020 г. - 353 3312.

Больше всего иностранных студентов учится в России из Казахстана - 62 358. На 2 месте по этому показателю - Китай, откуда учебу в Россию приехали 39 959 чел. (Xiong Yiying, Zhou Yuchun, 2018). Замыкает тройку стран-источников образовательных мигрантов Узбекистан, который отправил в российские вузы 39 825 своих граждан. В первую десятку иностранцев в России вошли студенты из Туркмении - их оказалось 36 773 чел., Таджикистана - 20 251, Индии - 18 536, с Украины - 11 123, из Египта - 10 535 и Белоруссии - 9 769 чел. Студенты преимущественно получают степени бакалавра (183 657 чел.) и магистра (130 151 чел.)3.

1 Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf (дата обращения: 27.07.2023).

2 Project Atlas. Global Mobility Trends. 2022 Release [Электронный ресурс] // IIE. URL: https://www.iie.org/wp-content/uploads/2023/03/Project-Atlas_Infographic_2022.pdf (дата обращения: 27.07.2023).

3 Россия заняла шестое место в мире по числу иностранных студентов [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://clck.ru/357hdJ (дата обращения: 27.07.2023).

Современная геополитическая ситуация позволяет ожидать снижения численности поступающих из западных стран по политическим и экономическим причинам, доля которых и так мала, поэтому изменение количества таких потенциальных студентов скажется на общей численности иностранцев, обучающихся в российских вузах, несущественно. Количество же поступающих из СНГ и Китая, на которые приходится основная доля иностранных обучающихся, может сохраниться (Luo Man, Zhang Xiaofang, 2021).

В 2022 г. российская экономика столкнулась с новыми вызовами из-за беспрецедентных санкций, введённых рядом зарубежных государств. Теперь России необходимо выстраивать торгово-экономические отношения с новыми партнерами, а также укреплять имеющиеся интеграции с дружественными странами. Минэкономразвития России определило в качестве важнейшего направления внешнеэкономической деятельности страны развитие многостороннего международного экономического сотрудничества, в том числе со странами БРИКС, в число которых входят Китай и Индия1. Одним из способов реализации обозначенных государственных установок представляется всесторонняя поддержка образовательных связей с дружественными России странами. На региональном уровне она выражается в приеме на обучение в конкретные вузы студентов-иностранцев и создание для них благоприятной адаптационной среды, способствующей успешности освоения образовательных программ.

Курская область является мультикультурным и многонациональным регионом. Экспорт образовательных услуг является важнейшим направлением международного сотрудничества курских вузов, показателем качества и эффективности образовательной деятельности, признания престижа на национальном и международном уровнях. В образовательных учреждениях высшего уровня региона ведутся широкие качественные исследования миграционных процессов. Практический интерес представляют результаты исследовательских практик, ориентированных на изучение совокупности набора некоторых семейных, родовых традиций студентов-мигрантов. Вполне резонно использовать данные знания для создания оптимальных условий адаптации иностранцев, приехавших в нашу страну с целью получения высшего образования. Важно помочь студентам-мигрантам транслировать ту часть рациональности фамилистического здоровья, которая поддержит их здоровьесберегающие практики поведения, транслируемые их традиционной семьей (Роль семьи в формировании отношения к здоровью молодежи в условиях пандемии ..., 2021).

Академическая мобильность молодежи определяет необходимость поиска социокультурных детерминант, позволяющих образовательным мигрантам безболезненно интегрироваться в новое социокультурное пространство путем принятия культурных паттернов принимающего социума.

Дизайн исследования. Описание выборки и процедуры сбора данных. По данным самообследования, на 01.01.2022 в вузах Курской области обучается более 3 500 иностранных студентов из более чем 75 стран мира. Основной контингент представлен в Курском государственном медицинском университете, Юго-Западном государственном университете, Курском государственном университете.

Актуальность проводимого авторами исследования обусловлена недостаточной изученностью социокультурных детерминант адаптации образовательных мигрантов, на которую значительное влияние оказывают взаимосвязанные факторы сферы межнациональных и межконфессиональных отношений.

Цель настоящего исследования - выявление социокультурных особенностей адаптации иностранных студентов в вузах Курской области, определение уровня толерантности местного населения к образовательным мигрантам, выявление долгосрочных рисков, способных привести к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений.

Задачи социологического исследования:

1. определить уровень адаптации студентов в условиях новой социокультурной среды на основе объективных и субъективных критериев;

2. выявить основные факторы, влияющие на адаптацию, условия, облегчающие или затрудняющие этот процесс;

3. определить характер и формы взаимодействия иностранных студентов и принимающего общества и его последствия;

4. выявить риски, способные привести к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений в контексте коммуникации академических мигрантов и местного населения.

1 «Дружественная» торговля: как изменилась структура экспорта и импорта между Россией и странами БРИКС в 2022 году [Электронный ресурс] // Открытый журнал. URL: https://journal.open-broker.ru/research/dru-zhestvennaya-torgovlya-chast-2/ (дата обращения: 27.07.2023).

Методика исследования. Исходя из логики исследования и поставленных задач, сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи анкеты, содержащей 4 смысловых блока вопросов, позволяющих: 1) выявить степень социокультурной адаптации студентов в условиях новой среды; 2) определить основные факторы, помогающие или затрудняющие процесс адаптации; 3) установить коммуникативные практики взаимодействия иностранных студентов и жителей региона; 4) выявить межнациональные и межконфессиональных риски возникновения конфликтных ситуаций.

Результаты исследования и их обсуждение. Опрошенные иностранные студенты являлись гражданами 19 стран: Туркменистана (33,9 %), Эквадора (13,6 %), Венесуэлы (10,2 %), ДР Конго (10,2 %), Камеруна (6,8 %), Нигерии (6,8 %), Ботсваны (5,1 %), Узбекистана (1,7 %), Афганистана (1,7 %), Йемена (1,7 %), Судана (1,7 %), Гаити (1,7 %), Молдавии (1,7 %), Анголы (1,7 %), Мали (1,7 %), Палестины (1,7 %), Ливана (1,7 %), Вьетнама (1,7 %), Алжира (1,7 %).

Социально-демографический состав респондентов выглядел следующим образом: 76,3 % -мужчины, 23,7 % - женщины.

Представляется, что одним из существенных факторов адаптации выступает мотив выбора страны обучения. Участники опроса называли разные причины своего решения приехать учиться именно в Россию. Так, 22 % респондентов руководствовались желанием познакомиться с культурным своеобразием нашей страны, 18,6 % - уверенностью в том, что здесь есть возможность получить качественное образование. Для 15,3 % респондентов мотивом послужил совет сограждан, прошедших обучение в России; 13,6 % опрошенных выбрали нашу страну из-за красоты ландшафтов. Таким образом, положительный настрой на адаптацию характерен для большинства изъявивших желание учиться в России, поскольку мотивы, лежащие в его основе, представляются субъективно обусловленными и выражающими личную заинтересованность в этом.

Проведенное исследование позволило определить барьеры аккультурации, с которыми столкнулись приезжие студенты. Судя по результатам опроса, главной проблемой является незнание языка - так указали 30,5 % опрошенных.

Языковая компетентность является существенным фактором успешности адаптации и выступает базой для формирования других социально значимых компетенций, определяет интеллектуальное и социально-культурное развитие личности студента. Проблемы с ее формированием у иностранных студентов были зафиксированы также в исследованиях В.Н. Мухи (Муха и др., 2018), Г.Д. Распаевой (Распаева и др., 2022) и других ученых.

К числу прочих сложностей адаптации к новому социокультурному пространству респонденты-иностранцы отнесли следующие: отсутствие родных и друзей (10,2 %), неудовлетворительная организация быта (10,2 %), сложности в общении с русскоязычным населением (8,5 %). У четверти опрошенных (25,4 %) не возникло никаких трудностей.

При проведении опроса у трети (28,8 %) респондентов в первый год проживания в России преобладали положительные эмоции из-за возможности узнать другую страну, иную культуру. В качестве причин отрицательных эмоций опрошенные назвали: невозможность личного общения с родными и друзьями (23,7 %), ощущение неполноценности среди русских в начальный период пребывания (6,8 %), отверженность местными жителями и студентами (5,1 %). Часть респондентов (15,3 %) не испытывала никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных, столько же опрошенных заявили о временном эмоциональном напряжении.

Результаты опроса позволили определить перечень мероприятий, необходимых для комфортного проживания респондентов в России (табл. 1).

Таблица 1 - Перечень мероприятий, необходимых для комфортного проживания иностранных студентов в России, в %

Table 1 - List of Activities Essential for Comfortable Accommodation of Foreign Students in Russia, in %

Перечень мероприятий Процент опрошенных

Фестивали творчества иностранных и российских студентов, а также дни национальной культуры в форме концертно-развлекательных программ, Олимпиады на знание русского языка, национальных традиций и праздников 38,6

Экскурсии по достопримечательностям и культурно-историческим местам города Курска и области 25,3

Проведение совместных спортивных мероприятий с участием российских и иностранных студентов 18,2

Организация курсов по изучению русского языка 17,9

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что большинство приезжающих студентов успешно адаптируется к новой среде. Половина опрошенных (54,2 %) указала, что смогла преодолеть возникшие в новой стране затруднения. У 27,1 % респондентов некоторые проблемы с интеграцией в новую социокультурную среду имеются. И только 16,9 % опрошенных не смогли адаптироваться в России.

По состоянию на 01.01.2023 на территории Курской области проживают представители более 140 национальностей и этнических групп, на миграционный учет в 2022 г. поставлено около 59 тыс. иностранных граждан1. Данные обстоятельства актуализируют необходимость проведения исследований, фиксирующих трудности социокультурной адаптации, возникающие в связи с качественным своеобразием культуры принимающего общества, которое обусловлено мульти-культурным, многонациональным составом населения, сочетанием в нем различных традиций, культурных норм и ценностей.

В то же время межнациональная и межэтническая толерантность и полиэтничность российского общества благоприятно сказывается на социокультурной адаптации большинства иностранцев.

В следующем блоке вопросов мы определяли характер и формы взаимодействия студентов и принимающего общества, его последствия. В частности, нас интересовала динамика изменения отношений между людьми разных национальностей за последний год.

Согласно полученным в ходе анкетирования данным, 39,0 % респондентов считают, что отношения с местным населением у них за последний год, скорее, улучшились; 35,6 % участников исследования указали, что отношения не изменились и остались достаточно хорошими, 20,3 % респондентов затруднились с ответом, и только малая часть опрошенных (5,1 %) отметила либо ухудшение отношений, либо их изначально плохое качество. Такие данные позволяют говорить о том, что в Курской области стабильно благоприятный фон межнациональных отношений, отсутствуют зоны социальной напряженности, дискриминационные практики по национальному, языковому, религиозному признакам.

Следующий вопрос позволяет определить динамику отношений мигрантов к стране пребывания и ее гражданам за последний год. Результаты опроса показали, что для 83 % респондентов Россия открылась с позитивной стороны, в результате чего их отношение к ней улучшилось; у 8,5 % участников исследования оно не изменилось, столько же опрошенных затруднились с ответом. Результаты показали, что в Курской области преобладает дружественная атмосфера, позволяющая приезжим беспрепятственно инкультурироваться в чужую национальную среду.

Результаты опроса выявили толерантное отношение местного населения к иностранным гражданам. Об этом заявили 86,5 % опрошенных, из которых 39,0 % воспринимают отношение местного населения к себе как положительное, благожелательное, 47,5 % респондентов ответили, что ощущают нейтральное, бесконфликтное отношение, неприязнь испытывают всего 6,8 % опрошенных.

Результаты анализа ответов иностранных граждан показали, что они абсолютно толе-рантны к представителям других национальностей, проживающих в Курской области. Об этом заявили 93,2 % опрошенных, из которых 59,3 % воспринимают представителей других национальностей положительно, а 33,9 % - нейтрально и бесконфликтно.

Следующие вопросы анкеты позволили выявить типичные конфликтогенные риски, способные привести к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений.

Проведенный опрос продемонстрировал, что 61 % респондентов не сталкивался в повседневной жизни с неприязненным отношением к себе из-за своей национальности. Только 15,3 % опрошенных ощущали проявления дискриминации по этническому признаку. Интересно то, что 59,3 % респондентов затруднились ответить, какую позицию они бы заняли при возникновении конфликтной ситуации, 15,3 % содействовали бы мирному разрешению конфликта, столько же респондентов пытались бы его игнорировать, что говорит об осторожном отношении приезжих к конфликтным ситуациям и нежелании вмешиваться в них. Только 10,2 % опрошенных пытались бы решить конфликт путем силового вмешательства.

При проведении опроса респондентами были выделены основные причины межнациональных конфликтов (табл. 2).

Таблица 2 - Причины межнациональных конфликтов, в %

Table 2 - Causes of Interethnic Conflicts, in %

Перечень мероприятий Процент опрошенных

Неприязненное отношение местных жителей к людям другой национальности 23,7

Нежелание людей других национальностей соблюдать нормы и традиции российской культуры 20,3

Неприятие иностранными гражданами норм российской культуры 13,6

Нежелание искать компромисс в ходе конфликта 11,9

Затрудняюсь ответить 30,5

1 Обзор практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции за 9 месяцев 2022 года [Электронный ресурс] // Управление МВД России по Курской области. URL: https://clck.ru/357hzG (дата обращения: 27.07.2023).

В ходе анкетирования респондентами были определены основные меры, необходимые для улучшения отношений между людьми различных национальностей, проживающих в Курской области (табл. 3).

Таблица 3 - Основные меры, необходимые для улучшения отношений

между людьми различных национальностей, проживающими в Курской области, в %

Table 3 - Main Measures Required for Improvement of Relations between People

of Different Nationalities Living in Kursk Region, in %

Перечень мероприятий Процент опрошенных

Организация обучения иностранных граждан русскому языку и культуре 33,6

Помощь в адаптации лицам другой национальности 24,0

Усиление воспитательной работы с молодежью для профилактики расизма и экстремизма 20,3

Усиление просветительской работы с местным населением, проведение мероприятий, направленных на укрепление отношений между гражданами разных национальностей 10,2

Улучшение работы правоохранительных органов 6,8

Затрудняюсь ответить 5,1

Заключение. Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

Сравнение иностранных обучающихся с российскими студентами позволило нам выделить принципиальные отличия в процессах социокультурной адаптации. К их числу относятся:

1. несовпадение социокоммуникативных реалий, механизмов и характеристик процесса социализации молодежи, деятельности образовательных учреждений;

2. различия в уровнях профессиональной подготовки молодежи, семейного и социального статусов обучающихся;

3. специфика проявления активности и инициативы в принятии решений, в поведении, в культуре;

4. различия в традициях образования и воспитания, свойственных тому или иному народу, характер быта, физический облик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее отношения обучающихся из иностранных государств и жителей России носят позитивный характер и основаны главным образом на сотрудничестве, адаптации и интеграции. Кроме того, контакты иностранных и российских студентов нельзя назвать конфликтными, у большинства образовательных мигрантов было выявлено дружелюбное отношение к представителям другой культуры.

Необходимо подчеркнуть, что социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в России, является сложным мультифакторным процессом. Одним из системообразующих факторов, способствующих инкультурации, является уровень коммуникативных навыков владения русским языком (Каменева и др., 2022). Он напрямую коррелирует с качеством и скоростью интеграции в российское общество.

Успешная адаптация предполагает реализацию ряда специальных механизмов. Одним из направлений деятельности в этом отношении является разработка совместных программ и мероприятий как образовательных субъектов, так и государственных институтов. Необходимым условием решения проблемы снижения межнациональной напряжённости в молодёжной студенческой среде является институционализация неформальных, сформировавшихся стихийно сообществ молодёжи земляческого характера в соответствии с формой, принятой в том или ином вузе (создание советов землячеств, клубов интернациональной дружбы, палат национальностей), то есть формирование интернациональных структур студенческого самоуправления (Муха, Думнова, 2023).

Отмечается изменение ситуации с адаптацией к новой культуре, климату и правилам обучения в вузе в лучшую сторону от курса к курсу. Иностранные студенты чувствуют себя гораздо свободнее и в учебе, и в бытовых вопросах, и в общении с местными студентами, преподавателями, населением Курской области.

Можно утверждать, что образовательные мигранты обладают достаточно высокими адаптивными способностями, позволяющими им преодолевать основные трудности, возникающие в процессе жизни и учебы. Таким положительным результатам способствовали определенные мероприятия, проводимые курскими вузами в рамках социокультурной адаптации иностранных студентов.

К ним можно отнести:

1. Регулярное посещение городских музеев и исторически значимых мест в течение года, что позволяет иностранным студентам быстрее освоиться в новой культуре, принять её основы и

ценности. Экскурсионные маршруты к главным достопримечательностям города и местам боевой славы способствуют «погружению» образовательных мигрантов в городскую историю и получению ими ценных знаний об известных писателях, полководцах и героях России и Советского Союза.

2. Активное установление контактов с местным населением, овладение русским языком, осведомленность до приезда в Россию о традициях, обычаях поведения, стиле одежды и привычках питания, формирование установок на интеграцию в новую среду.

3. Проведение различных фестивалей национальных культур, выставок национальных костюмов, организация мастер-классов по приготовлению национальных блюд и изготовлению образцов народных промыслов;

4. Организация совместных спортивных мероприятий с участием российских и иностранных студентов;

5. Проведение олимпиад на знание русского языка, национальных традиций и праздников.

Данные, полученные в результате опроса, позволяют говорить о том, что благодаря совместной деятельности правоохранительных органов, органов власти, администраций образовательных учреждений ситуация в сфере межнациональных и межэтнических отношений в Курской области остается стабильной и управляемой, проблемы в регионе отсутствуют. Однако необходима дальнейшая теоретическая и практическая работа по разработке и усовершенствованию программ социокультурной адаптации студентов иностранных государств для поддержания достигнутого уровня межнационального взаимодействия на территории региона и обеспечения комфортных условий для проживания и обучения иностранных граждан.

Список источников:

Каменева Т.Н., Кунилова К.Д. Учебный процесс как механизм адаптации иностранных студентов к условиям российского общества // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 2 (83). С. 59-63.

Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 56-66. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66.

Мартыненко О.О., Жукова Н.В. Управление академической мобильностью в вузах // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 1 (53). С. 65-75.

Муха В.Н., Думнова Э.М. Стратегии социокультурной адаптации образовательных мигрантов в российских вузах как основа формирования новых видов идентичности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2023. Т. 9 (75), № 1. С. 13-21.

Муха В.Н., Можаева Е.Ю., Лысенко А.И. Особенности первичной адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере КУБГТУ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10, № 2-2. С. 120-126.

Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 149-166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.

Распаева Г.Д., Маркусь А.М., Ярославова Е.Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: коммуникативный аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14, № 1. С. 76-87. https://doi.org/10.14529/ped220108.

Роль семьи в формировании отношения к здоровью молодежи в условиях пандемии / Т.Н. Каменева [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № S1. С. 758-762. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021 -29-s1 -758-762.

Романовская О.Е., Ильина Д.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск. 2019. № 2 (28). С. 62-68. https://doi.org/10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68.

Luo Man, Zhang Xiaofang. Research Status about Influence Factors of International Students' Cross-Cultural Adaptation with Different Models // Open Journal of Social Sciences. 2021. Vol. 9, iss. 6. P. 51-63. https://doi.org/10.4236/jss.2021.96006.

Xiong Yiying, Zhou Yuchun. Understanding East Asian Graduate Students' Socio-Cultural and Psychological Adjustment in a U.S. Midwestern University // Journal of International Students. 2018. Vol. 8, iss. 2. P. 769-794. https://doi.org/10.32674/jis.v8i2.103.

References:

Kameneva, T. N. & Kunilova, K. D. (2018) Uchebnyi protsess kak mekhanizm adaptatsii inostrannykh studentov k usloviyam rossiiskogo obshchestva [Educational Process as a Mechanism for the Adaptation of Foreign Students to the Conditions of Russian Society]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. (2 (83)), 59-63. (In Russian).

Kameneva, T. N., Brovkina, I. L., Nadutkina, I. E., Selyukov, M. V. & Sakulin, V. E. (2021) The Role of the Family in Shaping Attitudes to Youth Health in the Context of the Pandemic. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya iistorii meditsiny. 29 (S1), 758-762. Available from: doi:10.32687/0869-866X-2021-29-s1-758-762. (In Russian).

Kameneva, T. N., Kunilova, K. D. & Tseluiko, A. V. (2022) Media Communication as a Factor of Diaspora Self-Organization. Digital Sociology. 5 (4), 56-66. Available from: doi:10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66. (In Russian).

Luo Man & Zhang Xiaofang (2021) Research Status about Influence Factors of International Students' Cross-Cultural Adaptation with Different Models. Open Journal of Social Sciences. 9 (6), 51-63. Available from: doi:10.4236/jss.2021.96006.

Martynenko, O. O. & Zhukova, N. V. (2008) Universities Academic Mobility Management. Journal University Management: Practice and Analysis. (1 (53)), 65-75. (In Russian).

Mukha, V. N., Mozhaeva, E. Yu. & Lysenko, A. I. (2018) Peculiarities of Foreign Students Primary Adaptation in Russian Universities (on Example of KubSTU). Historical and Social Educational Idea. 10 (2-2), 120-126. (In Russian).

Mukha, V.N. & Dumnova, E. M. (2023) Sociocultural Adaptation Strategies of Educational Migrants as the Basis for the Formation of New Types of Identity. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Peda-gogika. Psikhologiya. 9 (75) (1), 13-21. (In Russian).

Nikolaev, V. K. (2022) Exporting Russian Higher Education in the Conditions of a New Reality. Higher Education in Russia. 31 (2), 149-166. Available from: doi:10.31992/ 0869-3617-2022-31-2-149-166. (In Russian).

Raspaeva, G. D., Markus, A. M. & Yaroslavova, E. N. (2022) Socio-Cultural Adaptation of International Students at a Russian University: a Communicative Aspect. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences. 14 (1), 76-87. Available from: doi:10.14529/ped220108. (In Russian).

Romanovskaia, O. E. & Ilina D. M. (2019) Social and Cultural Adaptation of Foreign Students in a Russian University in the Context of Academic Mobility. Volga Region Pedagogical Search. (2 (28)), 62-68. Available from: doi:10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68. (In Russian).

Xiong Yiying & Zhou Yuchun (2018) Understanding East Asian graduate students' socio-cultural and psychological adjustment in a U.S. Midwestern. Journal of International Students. 8 (2), 769-794. Available from: doi:10.32674/jis.v8i2.103.

Информация об авторах Е.И. Боев - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Курской академии государственной и муниципальной службы, Курск, Россия.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=277051

Т.Н. Каменева - доктор социологических наук, доцент, профессор департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; профессор кафедры социологии управления и истории Государственного университета управления, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=644404

И.Э. Надуткина - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=391964

Т.В. Белых - кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=894058

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.I. Boev - PhD in Social Science, Associate Professor, Associate Professor at the Department of State, Municipal Administration and Law, Kursk Academy of State and Municipal Services, Kursk, Russian Federation.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=277051

T.N. Kameneva - D.Phil. in Social Science, Associate Professor, Professor at the Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation; Professor of the Department of Sociology of Management and History of the State University of Management, Moscow, Russian Federation.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=644404

I.E. Nadutkina - PhD in Social Science, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Social Technologies and Public Service, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation.

https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=391964

T.V. Belikh - PhD in Social Science, Associate Professor at the Department of Social Technologies and Public Service, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=894058

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.