Научная статья на тему 'ДИАНУ ВЛАДИМИРОВНУ АБАШЕВУ ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!'

ДИАНУ ВЛАДИМИРОВНУ АБАШЕВУ ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ! Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАСИЛИЙ МАГНИЦКИЙ / БРАТЬЯ ЯЗЫКОВЫ / ЛИТЕРАТУРА ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самоделова Елена Александровна

Цель данной статьи - показать научному сообществу значительный личный вклад в фольклористику и теорию литературы русского и других народов России доктора филологических наук, профессора МПГУ Д.В. Абашевой; проследить на примере ее жизненного пути преданность гуманитарным наукам и практической педагогике. Методы исследования - фактографический и описательно-аналитический, когда из всех доступных источников (опубликованных и устных интервью) складывается образ ученого и педагога, посвятившего жизнь вузовской науке. Результаты показывают, как талантливые представители российской науки, окруженные учениками и соратниками в высших учебных заведениях разных городов Отечества и за его пределами, выдвигают новые филологические концепции, содействуют дружеским межэтническим связям и развитию национальных литератур народов России и Европы. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в демонстрации широкого научного кругозора Д.В. Абашевой, в суммировании разрозненных библиографий ее работ, что должно облегчить коллегам поиск монографий, диссертаций и статей по соответствующей проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONGRATULATE DIANA VLADIMIROVNA ABASHEVA ON ANNIVERSARY!

The purpose of this article is to show the scientific community a significant personal contribution to folklore studies and the theory of literature of the Russian and other peoples of Russia, doctor of Philology, Professor of the Moscow state University D.V. Abasheva; to trace her life's path of devotion to the Humanities and practical pedagogy. Methods of research are factual and descriptive-analytical, when all available sources (published and oral interviews) form the image of a scientist and teacher who devoted his life to university science. The results show how talented representatives of Russian science, surrounded by students and colleagues in higher educational institutions of different cities of the Fatherland and beyond, put forward new philological concepts, promote friendly interethnic relations and the development of national literatures of the peoples of Russia and Europe. The theoretical and practical significance of the article consists in demonstrating the broad scientific outlook of D.V. Abasheva, in summing up the disparate bibliographies of her works, which should make it easier for colleagues to search for monographs, dissertations and articles on relevant issues.

Текст научной работы на тему «ДИАНУ ВЛАДИМИРОВНУ АБАШЕВУ ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!»

УДК 82(091)+82.3(2)

Е.А. Самоделова Диану Владимировну Абашеву поздравляем с юбилеем!

Цель данной статьи - показать научному сообществу значительный личный вклад в фольклористику и теорию литературы русского и других народов России доктора филологических наук, профессора МИТУ Д.В. Абашевой; проследить на примере ее жизненного пути преданность гуманитарным наукам и практической педагогике. Методы исследования - фактографический и описательно-аналитический, когда из всех доступных источников (опубликованных и устных интервью) складывается образ ученого и педагога, посвятившего жизнь вузовской науке. Результаты показывают, как талантливые представители российской науки, окруженные учениками и соратниками в высших учебных заведениях разных городов Отечества и за его пределами, выдвигают новые филологические концепции, содействуют дружеским межэтническим связям и развитию национальных литератур народов России и Европы. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в демонстрации широкого научного кругозора Д.В. Аба-шевой, в суммировании разрозненных библиографий ее работ, что должно облегчить коллегам поиск монографий, диссертаций и статей по соответствующей проблематике.

Ключевые слова: Василий Магницкий, братья Языковы, литература Пушкинской эпохи, многонациональная русская литература, народный характер.

В 2020 году отметила славный юбилей Д.В. Абашева - доктор филологических наук, профессор, талантливый ученый и преподаватель фольклора в университете. Она специалист по двум научным дисциплинам, обозначенным в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии как 10.01.01 - русская литература; 10.01.09 - фольклористика. Имя ученого тесно связано с фундаментальным исследованием классической и новейшей русской литературы, литературного творчества народов России и фолькло-ризма писателей. Ее излюбленный метод изучения литературы - сравнительно-исторический с применением культурологического, историко-гене-тического, функционально-типологического, а методика всегда опирается на фактографию с выявлением всех доступных источников текста, а при исследовании фольклора - еще и с добавлением в научный оборот впервые записанных ею, соратниками и учениками произведений, бытующих или сохранившихся в памяти респондентов. Безусловно, каждая очередная работа в филологии вызывает необходимость нового методического подхода и философского осмысления, и каждый раз Д.В. Абашева создает и применяет адекватный аналитический инструмент, при этом опирается на выработанный поколениями ученых устоявшийся или совсем новаторский понятийный аппарат, высказывая собственные суждения о необходимости той или иной корректировки отдельных дефиниций и определений.

Д.В. Абашева является автором монографий: «Литературное произведение в контексте традиционной духовности» (Абашева, 1997); «Н. Языков в оценках критики и литературном окружении» (Абашева,

1999); «Поэзия Н.М. Языкова и проблемы фольклоризма» (Абашева,

2000); «Из истории фольклористики России. В.К. Магницкий» (Абашева, 2004); «"Любовный быт" и бытие в творчестве и переписке Н.М. Языкова» (Абашева, 2008); «Языковы в истории литературы и фольклористики» (Абашева, 2009); «Духовные ценности в творчестве русских писателей XIX века» (в соавторстве: Абашева, Журина, Косякова, Ястребова, 2013); «Отечественная война 1812 года в литературном наследии русских писателей первой половины XIX века» (в соавторстве: Абашева, Журина, Ястребова, 2014); «Образ народной культуры в литературе» (в соавторстве: Абашева, Бабенко, Данилова и др., 2016) и «Н.М. Языков и народнопоэтическая традиция» (Абашева, 2017). Ею написаны учебно-методические пособия «Русское устное народное творчество» (в соавторстве: Абашева, Жабина, 2019), «О поэзии и прозе Пушкинской эпохи» (в соавторстве: Абашева, Журина, Иванова, 2009); подготовлены методические разработки по фольклору и более сотни научных статей.

Родившись на берегу Волги, в многонациональном крае и в русско-чувашской семье, закончив с отличием пединститут по специальности «учитель русского языка и литературы», а потом став профессиональным фольклористом и литературоведом, Д.В. Абашева считает своим долгом исследовать полиэтнические корни в фольклоре и литературе народов Поволжья, в том числе и русского населения. Она входит в число авторов коллективных трудов «Многонациональная российская литература: актуальные аспекты рецепции и интерпретации» (в соавторстве: Абашева, Ко-лядич, Сигов, Хайруллин, Шаряфетдинов, 2019) и «Методика преподавания литературы в многонациональных учебных коллективах» (в соавторстве: Абашева, Агаркова, Колядич, Сигов, Хайруллин, Шаряфетдинов, 2020). Ею написаны статьи «Мотив единения в произведениях о Великой Отечественной войне как доминанта национальных литератур» (Абашева, Шаряфетдинов, 2020); «Становление и развитие чувашской фольклористики и литературоведения XIX в.» (Абашева, Сигов, Шаряфетдинов, 2018а); «Фольклор Алатырского Присурья» (Абашева, Владимирова, Иванова, 2005)и др.

Для Д.В. Абашевой особо важны взаимовлияния русского и национального языков, фольклора и литературы - этой значимой государственной и научной проблеме посвящен целый ряд ее статей: «Национально-культурный компонент народного творчества в реализации принципа неразрывной связи изучаемого языка с национальной культурой в системе обучения» (Абашева, 2019б); «Становление фольклористики народов Поволжья в XIX веке» (Абашева, Сигов, Шаряфетдинов, 2018б); «Литературоведение народов Поволжья второй половины XIX века в свете научных интересов В.К. Магницкого» (Абашева, Шаряфетдинов, 2019а); «Мифо-

логема Дом в художественном дискурсе татарской и чувашской литератур» (Абашева, Шаряфетдинов, 2019б) и др.

Д.В. Абашева - представитель талантливой плеяды учеников профессора А.М. Новиковой из Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской (ныне Московский государственный областной университет (МГОУ)), уроженки Тульской губернии, дочери близкого к Л.Н. Толстому человека и известного его последователя. В 1975 г. Д.В. Абашева защитила диссертацию «В.К. Магницкий как фольклорист и этнограф» на степень кандидата наук по фольклористике. С юности и, вероятно, под влиянием известного семинария, позже вылившегося в книгу «Фольклор и литература» своей наставницы по фольклоризму писателей (Новикова, 1978), Диана Владимировна исследует связи творчества литераторов первой половины XIX столетия, а также древнерусской литературы, XVIII и ХХ вв., с устным народным творчеством, устанавливая фольк-лорно-мифологические истоки с учетом регионального аспекта, включая переселенческие потоки и миграцию населения, изучая влияние русской книжности на словесное искусство коренных наций, вошедших в состав Российской империи, затем Советского Союза и Российской Федерации.

Ее любимые (в исследовательском плане) литераторы и ученые-гуманитарии - М.В. Ломоносов, В.К. Магницкий, А.С. Хомяков, Л.А. Мей, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, В.И. Даль, А.Н. Майков, М.А. Шолохов, К.М. Симонов, Н.М. Рубцов. Многих деятелей отечественной культуры Д.В. Абашева изучает целыми семьями: таковы братья Языковы, братья Киреевские. Перечисленный ряд писателей и фольклористов, по сути, представляет исторический путь становления и развития русской литературы и фольклора.

Литературный процесс Д.В. Абашева наглядно показывает живым -об этом свидетельствуют уже названия ее статей: «Споры о семантической трактовке традиционных черт народного характера в русской литературе 40-х гг. XIX в.» (Абашева, 2019в) и др.

Д.В. Абашева не замыкается в изучении многонационального фольклора и литературы в рамках Российской Федерации (хотя это уже широчайшее поле исследования), но рассматривает «русский мир» как неразрывную часть мировой цивилизации - так появляются ее статьи: «"...Не слетит со струн поэта / голос родине чужой": западный мир в восприятии Н.М. Языкова» (Абашева, 2019а); «Образы Западной Европы в лирике Н. Языкова» (Абашева, 2007) и др.

Д.В. Абашева исследует фольклорную и литературную поэтику как самостоятельные и взаимосвязанные системы, жанровую специфику фольклора и структурообразующее участие его жанров в становлении литературы, роль текстов и семантику художественных образов - об этом говорят уже заглавия ее научных статей: «Функции примет в рассказах М.А. Шолохова» (Абашева, 2019г); «Семантическая многоплановость текста народной культуры в литературе» (Абашева, 2018); «Принципы репре-

зентативного представления фольклорных текстов (П.В. Киреевский, Н.М. Языков)» (Абашева, 2018а); «Фольклорная традиция и творческая история литературных произведений: аспекты взаимодействия» (Абашева, 2016б); «Русская пастораль XVIII века и фольклор» (Абашева, 2015а); «Фольклорная идеальность мира и пасторальная идеализация» (Абашева, 2015б); «Ценностный мир жанра поучений древней русской литературы» (Абашева, 2014а); «Ценностный мир пословицы в русской литературе» (Абашева, 2014б).

Философские проблемы патриотизма, исторической памяти, народного характера, этнических ценностей, культурных ориентиров оказываются чрезвычайно значимыми для научных поисков Д.В. Абашевой - этой тематике посвящен параграф в главе «Значение деятельности Н.М. Карамзина-историка для развития русского самосознания» в книге: «Ценностные основы национальной картины мира в русской литературе» (Ценностные основы..., 2019), а также статья «Мудрость в определении В.И. Даля» (Абашева, 2005) и др.

Докторская диссертация «Братья Языковы в истории русской литературы и фольклористики» защищена по двум специальностям - по русской литературе и фольклористике - в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова (МГГУ) в 2000 г. и издана в виде монографии в Москве в 2009 г., но выполнена в г. Чебоксары, где Д.В. Абашева училась и работала, стала профессором и заведующей кафедрой литературы в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева (ЧГПУ; прежде - институте), до сих пор поддерживает с ним научные и дружеские связи. Много лет Диана Владимировна читала лекции студентам в Чебоксарах и Москве (в том же МГГУ им. М.А. Шолохова), попеременно преподавая в столицах государства и автономной республики в одни и те же учебные годы, постоянно катаясь на поезде туда-сюда. В 1985 г. она стала Отличником народного просвещения, в 2000 г. была награждена Почетной грамотой Министерства образования Чувашской Республики за значительные успехи и многолетний и плодотворный труд, в 2001 г. получила статус Ветерана труда, в 2004 г. была удостоена звания Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации и ее имя занесли в Книгу почета ЧГПУ и в Чувашскую энциклопедию. Ее любимые курсы и спецкурсы: устное народное творчество, текстология фольклора и литературы, фольклор в русской литературе, русская литература XVIII в., культура древних славян и Киевской Руси, народный русский календарь в фольклоре и литературе, мировая литература и искусство.

Д.В. Абашева родилась в г. Чебоксары Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики (ныне - Республика Чувашия Российской Федерации) 27 сентября 1950 г. - в день Воздвижения Креста Господня, и благодатный отсвет этого двунадесятого православного праздника осеняет всю ее жизнь.

Из научных мероприятий Д.В. Абашева особо выделяет Пасхальные чтения и ежегодную конференцию Московского педагогического государственного университета (МПГУ) по древнерусской литературе, почитая традиции соборности в русской литературе. Статья Д.В. Абашевой носит «говорящее» название: «Путь спасения как метасюжет русского фольклора и литературы» (Абашева, 2016а).

Д.В. Абашева воспринимает фольклор как призму, сквозь которую личная вовлеченность в народную жизнь становится постоянной величиной и естественным способом существования в обществе. Фольклорные традиции Диана Владимировна свято чтит: в ее шкафу висит мамино платье как память о маме, которая была из рода Лаптевых (в честь одного из представителей этой известной фамилии названо море, входящее в акваторию Северного Ледовитого океана) и работала экономистом на фабрике Хохломского народного промысла. С детства Д.А. Абашева высоко ценит не только посуду с цветистой хохломской росписью по дереву, которой она неизменно любовалась при посещении фабрики, но и творения мастеров всех традиционных промыслов: ведь ремесленники-умельцы испокон веков вкладывают в них душу и хранят наследие предков! В ее доме можно увидеть металлический жостовский поднос с гроздьями красных ягод рябины, угоститься вкусным чаем из гжельского чайника с синими цветами и вкусить хлеба, нарезанного на деревянной доске с глухой долотной резьбой.

Диана Владимировна любит посещать ярмарки художественных промыслов - «Ладью» и «Жар-птицу» в Москве; на одной из них приобрела традиционную свистульку из обожженной глины из села Абашево Спасского р-на Пензенской обл., сообщив мастеру В.А. Ворожейкину, что она сама Абашева и гордится тем, что ее фамилия имеет родство с Абашев-ской археологической культурой, а отец был известным ученым-гуманитарием, приглашенным из Чувашии в Москву. На ярмарках Д.В. Абашева знакомится с мастерами из российской провинции, беседует с ними об их ремесле, фотографирует художественные экспонаты, чтобы продемонстрировать их как величайшее достижение мировой цивилизации на лекциях по фольклору, желая приобщить студентов МПГУ к многовековой народной культуре. А народные мастера каждый раз с нетерпением ожидают посещения ярмарки Д.В. Абашевой, из уст которой на встречах с ними как из рога изобилия сыплются цветистые пословицы и поговорки вперемешку с известными цитатами из художественных произведений писателей-классиков и популярных кинофильмов, сказанные всегда к месту, по делу, ради шутки и острого словца.

Раньше Д.В. Абашева ездила со студентами в фольклорные экспедиции (в том числе и в Венгрию), собрала богатую коллекцию по устному народному творчеству в русских селах Чувашии. В 1986-1991 гг. ее пригласили в Венгрию, где она читала лекции в университете г. Печ и писала статьи для венгерских научных сборников, а на родине в это время был

утрачен богатейший фольклорный архив, создаваемый десятилетиями. (К сожалению, это не единичный случай; в период исчезновения СССР и возникновения Содружества Независимых Государств бывали ситуации, когда экспедиционные фольклорные собрания рассматривались не как научное сокровище, а как учебные материалы, причем вспомогательные и «отыгравшие» свою методическую роль.) С тех пор огорченная Д.В. Абашева практикует другую форму собирательской работы, позволяя студентам самостоятельно записывать фольклор от своих родственников и друзей по месту их жительства, не тратя время на трудоемкую организацию коллективных выездов «в поле». В итоге создается новая фольклорная коллекция, также представляющая большую научную ценность.

Много лет Д.В. Абашева заботилась о своих уважаемых родителях, помогала им по хозяйству и потому жила на два города, читая курсы фольклора в двух столицах - в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и МГГУ им. М.А. Шолохова; в этих двух вузах она была профессором кафедр и членом диссертационных советов. Когда Диана Владимировна наконец переехала из родных Чебоксар в Москву, она стала горько шутить, что у нее «не стало "малой родины", а осталась только "большая"». Большая домашняя библиотека, состоящая из научных сборников и монографий по гуманитарным дисциплинам, собираемая поколениями ученых семьи Абашевых и перевезенная из столицы Чувашии, моментально превратила просторную прежде московскую квартиру в книжный зал. Это не отменило доброжелательного обычая привечать всех аспирантов и докторантов, которых Д.В. Абашева всегда гостеприимно оставляет ночевать у себя дома, когда те приезжают из Чебоксар и других городов к своей наставнице. В ее доме царит вполне сказочный закон, базирующийся еще и на старинных народных традициях и завете отца: гостя следует накормить-напоить, а потом вести беседу, давать научные советы и делиться впечатлениями.

Д.В. Абашева - верная подруга и соратница. Когда профессора Т.В. Зуевой не стало - ее однокурсницы по аспирантуре и доброй коллеги - она не только почтила ее память статьей «"В минуты музыки печальной..." Памяти Т.В. Зуевой» (в соавторстве: Абашева, Николаева, 2013), но и взяла на себя серьезный труд доучить ее аспирантов, причем не только выпускников МПТУ, но и Литературного института им. А.М. Горького, где та также преподавала фольклористику.

Д.В. Абашева, получившая имя в честь древнеримской богини Дианы-охотницы (но в православном крещении Дарья), также большая путешественница. Она ездит на научные конференции в Болгарию, к сыну в Данию и на Средиземное море просто отдохнуть. Когда она по старой памяти оказывается в Чебоксарах, не может миновать заповедных лесов на Волге, где из мореного дуба, столетия пролежавшего в речной воде, местные умельцы делают изумительной красоты статуэтки - фантастических или вполне правдоподобных зверей и птиц. Встречаясь с коллегами по кафедре классической русской литературы в предпраздничные дни,

Д.В. Абашева вручает им подарки, привезенные из путешествий или приобретенные на ярмарках, и это всегда произведения народных промыслов или профессионального искусства - например, шелковые платки и палантины, вручную расписанные художниками.

Д.В. Абашева - член Диссертационных советов в МПГУ и МГПУ, эксперт РФФИ (и Российского гуманитарного научного фонда до слияния этих организаций), и многие даже зарубежные учащиеся (например, из Китая) находят ее номер телефона, чтобы позвонить и попросить ее стать их наставником; соискатели ученых степеней приглашают ее быть оппонентом на защите их диссертаций, коллеги просят написать рецензии на научные труды. Несмотря на всеобщую любовь студентов, аспирантов и докторантов, Д.В. Абашева - строгий учитель: если научная работа не дотягивает до высокой планки, она может быть в шутку оценена как «детский лепет на лужайке», но обязательно будут подсказаны пути устранения ошибок и неточностей, даны профессиональные советы.

Вместе с коллегами Д.В. Абашева организует научные конференции и выступает с докладами; с аспирантами и студентами участвует в народных праздниках, отмечаемых в стенах любимого вуза и за его пределами; в узком кругу поет фольклорные песни, отдавая дань этнопоэтической традиции.

Через изучение фольклорных и литературных произведений Д.В. Абашева передает своим читателям и особенно молодежи память об их достойных предках, чувство сопричастности великим делам Родины, утверждает патриотизм и многонациональное единство народов Российской Федерации, вовлеченность Отечества в важнейшие цивилизационные процессы и в мировую историю.

Здоровья и счастья Вам, дорогая Диана Владимировна!

Источники и литература

1. Абашева Д.В. «...Не слетит со струн поэта / голос родине чужой»: западный мир в восприятии Н.М. Языкова // Национальный стиль русской литературной классики: Материалы межвузовской научной конференции «Национальный стиль русской литературной классики» (Москва, 19 апреля 2018 г.). М.: МГПУ, 2019а. С. 27-46.

2. Абашева Д.В. «Любовный быт» и бытие в творчестве и переписке Н.М. Языкова. Чебоксары, 2008. 68 с.

3. Абашева Д.В. Из истории фольклористики России. В.К. Магницкий. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2004. 146 с.

4. Абашева Д.В. Литературное произведение в контексте традиционной духовности. Чебоксары, Чувашский гос. пед. ин-т им. И.Я. Яковлева, 1997. 58 с.

5. Абашева Д.В. Мудрость в определении В.И. Даля // Русская речь. 2005. № 6. С. 74-76.

6. Абашева Д.В. Н. Языков в оценках критики и литературном окружении. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 1999. 138 с.

7. Абашева Д.В. Н.М. Языков и народно-поэтическая традиция. М.: МШ У. 2017. 264 с.

8. Абашева Д.В. Национально-культурный компонент народного творчества в реализации принципа неразрывной связи изучаемого языка с национальной культурой в системе обучения // Многоязычие как фактор сохранения этнокультурного разнообразия: образовательные стратегии: сборник тези-сов=Multilingualism as a factor to maintain the ethno-cultural diversity: educatinal strategies / Под ред. А. А. Шевцовой, М. А. Кривенькой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019б. С. 16.

9. Абашева Д.В. Образы Западной Европы в лирике Н. Языкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2007. № 3-1 (55). С. 185-190.

10.Абашева Д.В. Поэзия Н.М. Языкова и проблемы фольклоризма. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2000. 148 с.

11.Абашева Д.В. Принципы репрезентативного представления фольклорных текстов (П.В. Киреевский, Н.М. Языков) // Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации: коллективная монография / Аба-шева Д.В., Дефье О.В., Колядич Т.М. и др. / Сост. и науч. ред. Л.А. Трубина, В.К. Сигов. М.: МПГУ, 2018а. С. 36-74.

12.Абашева Д.В. Путь спасения как метасюжет русского фольклора и литературы // XIII Пасхальные чтения (Материалы Тринадцатой Межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура», прошедшей в МГПУ 16-17 апреля 2015 г. М.: Литера, 2016а. С. 12-21.

13.Абашева Д.В. Русская пастораль XVIII века и фольклор // История русского литературного процесса XI-XX вв. и закономерности его развития на современном этапе. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2015а. С. 3-9.

14.Абашева Д.В. Семантическая многоплановость текста народной культуры в литературе // Семантика народной культуры в литературе: материалы международной научно-практической конференции, 15-16 марта 2018 г. / Под науч. ред. Л.А. Трубиной, Е.Г. Чернышевой, Д.В. Абашевой; сост. Е.М. Жабина. М.: МПГУ, 2018б. С. 9-16.

15.Абашева Д.В. Споры о семантической трактовке традиционных черт народного характера в русской литературе 40-х гг. XIX в. // Литература Древней Руси: Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти проф. Н.И. Прокофьева, г. Москва, 6-7 декабря 2018 г. / Сост. Н.В. Трофимова. М.: МПГУ, 2019в. С. 339-351.

16.Абашева Д.В. Фольклорная идеальность мира и пасторальная идеализация // Пастораль: метаморфозы идеала и реальности: сборник научных трудов / Отв. ред. Т.В. Саськова. М.: Человек, 2015б. С. 22-29.

17.Абашева Д.В. Фольклорная традиция и творческая история литературных произведений: аспекты взаимодействия» // Творческая история произведения как историко-литературная и теоретическая проблема: фольклорный, биографический, социокультурный, текстологический аспекты: материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 мая 2016 г. / Сост. Е.М. Жабина. М.: МПГУ, 2016б. С. 8-21.

18.Абашева Д.В. Функции примет в рассказах М.А. Шолохова. М.А. Шолохов в современном мире: сборник материалов Международной научно -

практической конференции «М.А. Шолохов в современном мире (к дню рождения писателя)» 31 мая 2019 г. М.: Издательство РГБ, 2019г. С. 13-19.

19..Абашева Д.В. Ценностный мир жанра поучений древней русской литературы // Литература в школе. 2014а. № 5. С. 2-4.

20..Абашева Д.В. Ценностный мир пословицы в русской литературе // Текст, контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции «XIII Виноградовские чтения» (Москва, 15-17 ноября 2013 года). Т. 2: Наследие В. В. Виноградова. Теория литературы. Фольклористика. История русской литературы / Отв. ред. И.Н. Райкова. М.: МГПУ, 2014б. С. 162170.

21.Абашева Д.В. Языковы в истории литературы и фольклористики. М.: Таганка, 2009. 444 с.

22.Абашева Д.В., Агаркова М.И., Колядич Т.М., Сигов В.К., Хайруллин Р.З., Шаряфетдинов Р.Х. Методика преподавания литературы в многонациональных учебных коллективах. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 374 с.

23.Абашева Д.В., Бабенко Н.П., Данилова О.И. и др. Образ народной культуры в литературе: монография / Науч. ред. Д.В. Абашева. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2016. 203 с.

24.Абашева Д.В., Владимирова Е.Е., Иванова Т.Ф. Фольклор Алатырского Присурья // Живая старина. 2005. № 3. С. 44-46.

25.Абашева Д.В., Жабина Е.М. Русское устное народное творчество. Москва: МПГУ, 2019. 427 с.

26.Абашева Д.В., Журина М.И., Иванова Т.Ф. О поэзии и прозе Пушкинской эпохи. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2009. 355 с.

27.Абашева Д.В., Журина М.И., Косякова С.Ю., Ястребова Н.Г. Духовные ценности в творчестве русских писателей XIX века. Чебоксары: Новое время, 2013. 105 с.

28.Абашева Д.В., Журина М.И., Ястребова Н.Г. Отечественная война 1812 года в литературном наследии русских писателей первой половины XIX века. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2014. 149 с.

29.Абашева Д.В., Колядич Т.М., Сигов В.К., Хайруллин Р.З., Шаряфетдинов Р.Х. Многонациональная российская литература: актуальные аспекты рецепции и интерпретации. М.: Русайнс, 2019. 560 с.

30.Абашева Д.В., Николаева Е.В. «В минуты музыки печальной...» Памяти Т.В. Зуевой // Литература в школе. М., 2013. № 3. С. 26-27.

31.Абашева Д.В., Сигов В.К., Шаряфетдинов Р.Х. Становление и развитие чувашской фольклористики и литературоведения XIX в. // Rhema. Рема. 2018а. № 4. С. 190-203. DOI: 10.31862/2500-2953-2018-4-190-203.

32.Абашева Д.В., Сигов В.К., Шаряфетдинов Р.Х. Становление фольклористики народов Поволжья в XIX веке // Преподаватель XXI век. 2018б. № 3. Ч.2. С. 402-413.

33.Абашева Д.В., Шаряфетдинов Р.Х. Литературоведение народов Поволжья второй половины XIX века в свете научных интересов В.К. Магницкого // Наука и школа. 2019а. № 2. С. 34-41.

34.Абашева Д.В., Шаряфетдинов Р.Х. Мифологема Дом в художественном дискурсе татарской и чувашской литератур // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019б. № 4 (24). С. 649-659.

35.Абашева Д.В., Шаряфетдинов Р.Х. Мотив единения в произведениях о Великой Отечественной войне как доминанта национальных литератур // Наука и школа. 2020. № 5. С. 11-17. DOI: 10.31862/1819-463X-2020-5-11-17.

36.Новикова А.М. Фольклор и литература: Семинарий. М.: Просвещение, 1978. 143 с.

37.Ценностные основы национальной картины мира в русской литературе = Value foundations of the national outlook in the russian literature: монография / И.А. Киселева, Д.В. Абашева, Т.А. Алпатова и др.; отв. ред. и сост. И.А. Киселева. М.: Информ.-изд. упр. МГОУ, 2019. 309 с.

Е.А. Самоделова Диана Владимировна Абашеваны юбилее белэн котлыйбыз!

Элеге мэкалэнец максаты - филология фэннэре докторы, МПГУ профессоры Д.В. Абашеваныц фольклористикага hэм Россиянец рус 11эм башка халыклары эдэбиятларыныц теориясенэ зур елеш кертYен фэнни жрмэгатьчелеккэ кYрсэтY; аныц тормыш юлы мисалында гуманитар фэннэргэ hэм практик педагогикага туг-рылыкны кYЗЭTY. Тикшерену методлары - фактографик hэм тасвирлау-аналитик, шул чагында hэркем ечен мемкин булган барлык чыганаклардан (бастырылган hэм телдэн интервьюлар) тормышын югары уку йорты фэненэ багышлаган галим hэм педагог образы формалаша. Нэти^элэр Ватаныбызныц терле шэhэрлэрендэге hэм чит иллэрдэге югары уку йортларында укучылар hэм керэштэшлэр белэн уратып алынган Россия фэненец талантлы вэкиллэре ничек итеп яца филологик концепциялэр тэкъдим итYлэрен, Россия 11эм Европа халыкларыныц халыкара дуслык бэйлэнешлэрен hэм милли эдэбиятларын YCтерYгэ ярдэм итYлэрен кYрсэтэ. Мэкалэнец теоретик 11эм практик эhэмияте Д.В. Абашеваныц киц фэнни кYзаллауларын кYрсэтYДЭн, аныц хезмэтлэре библиографиясен гому-милэштерYДЭн гыйбарэт. Бу эш хезмэттэшлэренэ тиешле проблематика буенча монографиялэр, диссертациялэр hэм мэкалэлэр эзлэYне ^ицелэйтергэ тиеш

Ачкыч сузлэр: Василий Магницкий, бертуган Языковлар, Пушкин чоры эдэбияты, кYпмиллэтле рус эдэбияты, халыкчанлык.

E.A. Samodelova Congratulate Diana Vladimirovna Abasheva on anniversary!

The purpose of this article is to show the scientific community a significant personal contribution to folklore studies and the theory of literature of the Russian and other peoples of Russia, doctor of Philology, Professor of the Moscow state University D.V. Abasheva; to trace her life's path of devotion to the Humanities and practical pedagogy. Methods of research are factual and descriptive-analytical, when all available sources (published and oral interviews) form the image of a scientist and teacher who devoted his life to university science. The results show how talented representatives of Russian science, surrounded by students and colleagues in higher educational institutions of different cities of the Fatherland and beyond, put forward new philological con-

cepts, promote friendly interethnic relations and the development of national literatures of the peoples of Russia and Europe. The theoretical and practical significance of the article consists in demonstrating the broad scientific outlook of D.V. Abasheva, in summing up the disparate bibliographies of her works, which should make it easier for colleagues to search for monographs, dissertations and articles on relevant issues.

Keywords: Vasily Magnitsky, the Yazykov brothers, literature of the Pushkin epoch, multinational Russian literature, folk character

Информация об авторе:

Самоделова Елена Александровна - доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук (г.Москва, Российская Федерация); e-mail: helsa@rambler.ru

Самоделова Елена Александровна - филология фэннэре докторы, елкэн фэнни хезмэткэр, Россия Фэннэр академиясенец А.М. Горький исемендэге Денья эдэбияты институты (МэскэY шэ!1эре, Россия Федерациясе).

Samodelova Elena А. - Doctor of Philological Science, Senior Scientific Researcher, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.