Научная статья на тему 'Фольклорно-диалектологическая практика: к вопросу о значении и опыте проведения'

Фольклорно-диалектологическая практика: к вопросу о значении и опыте проведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНО-ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / АРХИВ / ЭКСПЕДИЦИЯ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДИАЛЕКТЫ / FOLKLORE AND DIALECTOLOGICAL PRACTICE / ARCHIVE / EXPEDITION / ORAL FOLK ART / DIALECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журина Марина Ивановна, Юркина Татьяна Николаевна, Якушкина Зинаида Никитична

В настоящей статье представлен опыт организации и проведения фольклорно-диалектологической практики студентов-филологов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Актуальность исследования, обусловленного совершенствованием качества подготовки конкурентоспособного учителя-словесника, возрастает в связи с потребностью современной школы в квалифицированных педагогах. Обращение к деятельности собирателя устного народного творчества и говоров поможет студенту как понять многовековую историю народа, так и осмыслить важность труда собирательства. Целями фольклорно-диалектологической практики являются углубление и закрепление материалов теоретических курсов «Устное народное творчество» и «Русская диалектология», овладение методиками и приобретение навыков собирания, систематизации, архивирования фольклорного и диалектного материала. В процессе прохождения данной практики студенты приобретают практические навыки записи, классификации и систематизации полевого материала на основе изучения региональной традиции; пополняют фольклорный и диалектологический архив, овладевают навыками архивной деятельности с использованием новых информационных технологий, при этом приобщаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В работе уделяется внимание истории и географии фольклорно-диалектологической практики, способам ее проведения и достигнутым результатам, позволяющим развивать научно-исследовательский потенциал студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журина Марина Ивановна, Юркина Татьяна Николаевна, Якушкина Зинаида Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE AND DIALECTOLOGICAL PRACTICE: EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION

This article presents the experience of implementation of folklore and dialectological practice of philology students of I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. The relevance of the study, which is conditioned by the improvement of the quality of training of a competitive language and literature teacher, increases due to the need of a modern school for qualified teachers. Collecting of oral folk art and dialects will help the student to understand the centuries-old history of the people, and to understand the importance of collecting work. The goals of folklore and dialectology practice are to deepen and consolidate the materials of the theoretical courses «Oral Folk Art» and «Russian Dialectology», to master the techniques and acquire the skills of collecting, systematizing, and archiving folklore and dialect material. In the course of this practice, students acquire practical skills of recording, classifying and systematizing field material based on the study of regional traditions; they fill up the folklore and dialectological archive, master the skills of archival activity using new information technologies, and become involved in independent research activities. The paper focuses on the history and geography of folklore and dialectological practice, the methods of its implementation and the results achieved, which contribute to the development of the research potential of students.

Текст научной работы на тему «Фольклорно-диалектологическая практика: к вопросу о значении и опыте проведения»

УДК 378.147.88:[398+811.161.1'28] DOI 10.37972/chgpu.2020.107.2.018

М. И. Журина, Т. Н. Юркина, 3. Н. Якушкина

ФОЛЬКЛОРНО-ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ И ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В настоящей статье представлен опыт организации и проведения фольклорно-диалектологической практики студентов-филологов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Актуальность исследования, обусловленного совершенствованием качества подготовки конкурентоспособного учителя-словесника, возрастает в связи с потребностью современной школы в квалифицированных педагогах. Обращение к деятельности собирателя устного народного творчества и говоров поможет студенту как понять многовековую историю народа, так и осмыслить важность труда собирательства. Целями фольклорно-диалектологической практики являются углубление и закрепление материалов теоретических курсов «Устное народное творчество» и «Русская диалектология», овладение методиками и приобретение навыков собирания, систематизации, архивирования фольклорного и диалектного материала. В процессе прохождения данной практики студенты приобретают практические навыки записи, классификации и систематизации полевого материала на основе изучения региональной традиции; пополняют фольклорный и диалектологический архив, овладевают навыками архивной деятельности с использованием новых информационных технологий, при этом приобщаются к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В работе уделяется внимание истории и географии фольклорно-диалектологической практики, способам ее проведения и достигнутым результатам, позволяющим развивать научно-исследовательский потенциал студентов.

Ключевые слова: фолъклорно-диалектологическая практика, архив, экспедиция, устное народное творчество, диалекты.

М. I. Zhurina, Т. N. Yurkina, Z. N. Yakushkina

FOLKLORE AND DIALECTOLOGICAL PRACTICE: EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. This article presents the experience of implementation of folklore and dialectological practice of philology students of I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. The relevance of the study, which is conditioned by the improvement of the quality of training of a competitive language and literature teacher, increases due to the need of a modern school for qualified teachers. Collecting of oral folk art and dialects will help the student to understand the centuries-old history of the people, and to understand the importance of collecting work. The goals of folklore and dialectology practice are to deepen and consolidate the materials of the theoretical courses «Oral Folk Art» and «Russian Dialectology», to master the techniques and acquire the skills of collecting, systematizing, and archiving folklore and dialect material. In the course of this practice, students acquire practical skills of recording, classifying and systematizing field material based on the study of regional traditions; they fill up the folklore and dialectological archive, master the skills of archival activity using new information technologies, and become involved in independent research activities. The paper focuses on the history and geography of folklore and dialectological practice, the methods of its implementation and the results achieved, which contribute to the development of the research potential of students.

Keywords: folklore and dialectological practice, archive, expedition, oral folk art, dialects.

Введение. Предметом настоящего исследования является опыт проведения учебной фолыслорно-диалектологической практики студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профилям «Русский язык и литература». Вопросы организации двух отдельных практик, фольклорной и диалектологической, в соответствии с действующими государственными стандартами образования рассмотрены в ряде работ. Проблеме формирования профессионально-прикладных компетенций во время диалектологической практики посвящены статьи Т. Е. Баженовой [4] и С. Л. Труфановой [15], ею же осмысляется роль архива в студенческой научно-поисковой работе [16]. Особенности проведения фольклорной практики на территории Московской области обозначены К. А. Поташовой [13]. Собирательской работе студента-фольклориста уделяется внимание в учебно-методическом пособии Д. В. Абашевой и Е. М. Жабиной [2]. В этой связи обращение к проблеме планирования и перспективам совместной учебной практики становится своевременным и необходимым. Цель настоящей работы состоит в представлении опыта проведения фольклорно-диалектологической практики студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева как формы приобщения к самостоятельной научно-исследовательской деятельности и совершенствования навыка межличностного взаимодействия.

Актуальность исследуемой проблемы определяется востребованностью квалифицированных кадров в современной системе образования и необходимостью качественной подготовки компетентного учителя русского языка и литературы, отличающегося высокой степенью профессионализма, патриотизма, гуманности и социальной ответственности.

Материал и методы исследования. Материалом для изучения стало программное содержание учебной (фольклорно-диалектологической) практики студентов-филологов в условиях бакалавриата. В работе нашли применение сравнительно-типологический, ис-торико-генетический, системно-структурный методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Фольклорно-диалектологическая практика является значимой составляющей филологического образования учителя-словесника, знатока родного языка и традиционной народной культуры. Согласно ФГОС ВО 3++ и ОПОП данный тип практики формирует универсальные и обязательные профессиональные компетенции обучающегося, необходимые для успешной педагогической деятельности. Практика осуществляется в конце 4 семестра в течение 2 2/3 недель. Ее проходят студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профилям «Русский язык и литература».

Эффективность фольклорно-диалектологической практики подтверждается продолжительной историей ее существования. Фольклорная практика была введена в учебные планы филологических факультетов педагогических институтов в 1977 году с целью «дальнейшего улучшения подготовки учителей русского языка и литературы» [6, с. 296]. Руководителем первой полевой практики студентов-филологов ЧГПИ им. И. Я. Яковлева стала ученый-фольклорист Абашева Диана Владимировна. В 1978-1979 годах вузовские фольклорные экспедиции обследовали шесть русских деревень Алатырского района Чувашской АССР: Междуречье, Ичиксы, Сурский Майдан, Кувакино, Злобино, Березовый Майдан. Результаты продуктивной собирательской работы резюмированы в статье «Современное состояние фольклора Присурья», опубликованной в авторитетном академическом издании «Русский фольклор» за 1985 год [1]. Благодаря высокой профессиональной компетентности, инициативности и личной отзывчивости руководителя практики полевая работа осуществлялась в соответствии с научными принципами записи и оформления произведений устного народного творчества. Появился фольклорный архив, включающий обширную картотеку, дифференцированную по жанрам, созданную с учетом ин-

струкций и методической литературы по собирательской деятельности, архивному хранению и обработке фольклорных материалов.

Большой вклад в изучение диалектного материала был сделан старшим преподавателем кафедры русского языка филологического факультета Эрой Георгиевной Васильевой (25.02.1930-25.11.2015), работавшей на кафедре с 1953 по 1997 гг. В 70-е годы прошлого века под ее руководством проводились диалектологические экспедиции в Цивиль-ском, Моргаушском и Алатырском районах Чувашии, о чем сохранились записи в архиве.

В XXI веке география фольклорно-диалектологической практики продолжала расширяться. Ряд населенных пунктов был обследован повторно, что дало возможность проследить изменения в фольклорном репертуаре и местных говорах. С 2001 по 2004 гг. экспедиции были направлены в села Алатырского района Чувашии: Ичиксы, Явлеи, Мирен-ки, Сурский Майдан. С 2005 по 2011 гг. согласно принятым учебным планам подготовки учителей-словесников студенты могли выбрать и пройти только одну из практик: фольклорную или диалектологическую. Фольклор в его естественном бытовании исследовался в с. Иваньково-Ленино (2005 г.), Восход (2006 г.), Междуречье (2007 г.) Алатырского района, а также в с. Порецкое Порецкого района (2009, 2010 гг.) Чувашской Республики. Диалектологи в это время изучали особенности русских говоров Алатырского Присурья в селах Кувакино (2005 г.), Чуварлей (2006 г.) Ахматово (2007 г.), Стемасы (2008 г.), Явлеи (2009 г.), Алтышево (2010 г.), Иваньково-Ленино (2011 г.). Руководство этой работой осуществляли старшие преподаватели кафедры русского языка Е. В. Бикулова и С. Л. Труфанова, бессменный организатор выездной практики на протяжении последующих 10 лет.

В условиях бакалавриата обязательным стало прохождение двух учебных практик: фольклорной и диалектологической. С 2012 по 2015 гг. студенты и преподаватели выезжали в с. Миренки, Березовый Майдан и Кувакино, Атрать. С 2016 г. обе практики объединены под названием «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности». В 2019 г. в обновленном в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ учебном плане филологической подготовки учителей русского языка и литературы практике возвращено ее первоначальное название «фольклорно-диалектологическая», отражающее ее междисциплинарный характер, взаимосвязь языка и художественной словесности в их естественном бытовании.

В настоящее время возможны два способа организации и проведения практики: стационарный и выездной. Их выбор определяется научно-поисковыми и учебными задачами, а также современным состоянием фольклорной традиции и необходимостью ее фиксации, особенностями функционирования русских говоров в Чувашии.

Летом 2018 года 24 студентки-второкурсницы вместе с доцентами М. И. Журиной, Е. Ю. Косяковой, 3. Н. Якушкиной отправились в экспедицию в с. Порецкое, где в полевых условиях собирался фольклорно-диалектный материал.

Благодаря содействию Министерства образования и молодежной политики ЧР и директору МАОУ «Порецкая СОШ» Кудявнину Ивану Викторовичу студенты находились в максимально комфортных условиях. Им была предоставлена возможность проживания в здании школы и пользования столовой.

В течение 5 дней на студентов возлагались бытовые обязанности. Будучи в условиях совместного проживания, они учились считаться с интересами других, заботиться не только о себе, но и о сокурсниках и, несомненно, лучше узнали друг друга. Практиканты разделились на 4 группы по 6 человек в каждой. В таком составе они собирали фольклорные произведения и фиксировали отличительные особенности местного говора согласно требованиям безопасности. Каждая группа 1 день была дежурной: отправлялась в магазин за продуктами, заботилась о поддержании чистоты и порядка во вверенном помещении. Так в ходе экспедиции воспитывались трудовые навыки.

Студенты учились работать в команде, развивали навыки общения, в том числе и с людьми пожилого возраста, приобщались к русской культуре, русскому фольклору. Многие впервые услышали русскую диалектную речь.

Фиксировать современное состояние фольклорной традиции и русских говоров места обследования студентам помогают методические указания [3], учебные [12] и учебно-методические [17] издания. В них содержатся требования к паспортизации собранного материала, его классификации, систематизации и архивированию, приведены образцы карточек, составленных на основе дифференциации жанровой принадлежности произведений устного народного творчества, примерные образцы текстовых отчетов по практике.

Результатом собирательской деятельности стали записи 1040 фольклорных произведений, из них 216 песен, 183 частушки, 220 пословиц и поговорок, 167 загадок, 107 примет, 4 сказки. Диалектный материал представлен 670 словами, отражающими фонетические, морфологические, лексические особенности говоров поречан. Фольклорно-диалектологический архив был существенно пополнен 1710 новыми единицами, заслуживающими дальнейшего научного осмысления. Значимость данной работы в деле сохранения народной духовной культуры подчеркивалась в групповых отчетах практикантов: «Каждая записанная единица является по-своему уникальной и ценной. Ведь из уст в уста сквозь многие-многие годы они дошли до нас. А это значит, что они дойдут и до следующего поколения, так как собранный нами материал хранится в течение многих лет на базе нашего университета» [17, с. 15]. Традиционное преобладание в фольклорном репертуаре песен и частушек обусловило исследовательский интерес к песенной культуре данной местности. Так, студентка Т. С. Лазарева обратилась к выявлению поэтических особенностей и своеобразия любовных песен литературного происхождения, бытующих в с. Порецкое, на основе сравнительно-сопоставительного анализа с авторскими текстами. Итоги ее исследования были представлены на межрегиональной научно-практической конференции «Фольклор народов Поволжья и Урала: жанры, поэтика, проблемы изучения», состоявшейся в Чувашском республиканском институте образования 11 октября 2019 г. [7]. Студентки В. Ю. Васильева, Е. Н. Николаева изучали лирику русской свадьбы на материале песенных текстов, записанных в с. Порецкое в 2018 г. Их работа опубликована в сборнике «Русский язык в условиях би- и полилингвизма» [14]. Вопрос о жанровом составе устного народного творчества с. Порецкое, своеобразии жанровой поэтики записанных произведений в контексте общерусской фольклорной традиции, несомненно, нуждается в дальнейшем рассмотрении.

Летом 2018 г. 16 студентов, иностранных граждан, проходили практику при кафедре русского языка ЧГПУ им. И. Я. Яковлева под руководством доц. Т. Н. Юркиной. Они приняли участие в установочной конференции и прошли инструктаж по технике безопасности. Индивидуальный план практиканта включил в себя как работу с теоретическим материалом, так и практическую работу по анализу собранного ранее материала. В фольклорно-диалектологическом архиве изучались фонетические явления в области гласных и согласных, лексические и морфологические особенности говоров. Теоретическая часть заключалась в конспектировании глав учебников, в конспектировании и аннотировании журнальных статей по диалектологии и фольклористике. Составлялись диалектологические матрицы по фонетике, лексике и морфологии говоров русского языка, анализировались жанры устного народного творчества.

Летом 2019 г. в соответствии с целевой установкой на самостоятельное получение и интерпретацию первичных профессиональных умений, овладение современным исследовательским инструментарием и способами трансляции знаний учебная практика проходила на базе кафедры русского и чувашского языков. На установочной конференции студенты были ознакомлены с целями и задачами практики, а также с видами заданий, перечнем необходимых документов и сроками их представления по итогам практики.

Особенностью прохождения учебной практики является то, что она ориентирована на применение полученных теоретических знаний в научно-исследовательской деятельности. В рамках основного этапа практики студенты развивали навыки собирательской деятельности, записывая студенческий фольклор. Их информантами стали однокурсники, старшекурсники и выпускники ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, а также первокурсница ЧТУ имени И. Н. Ульянова. В результате фольклорно-диалектологический архив факультета пополнился 120 новыми единицами.

Выполняя следующее задание, студенты практически применяли и углубляли знания, полученные во время изучения дисциплины «Устное народное творчество». Обратившись к материалам журнала «Живая старина», ежегодника «Русский фольклор», сборникам фольклорных произведений [8], [11], томам серии «Библиотека русского фольклора» [5], [10], имеющимся в библиотеке университета, второкурсники составляли тестовые вопросы и задания по отдельным жанрам русского фольклора. Большой интерес вызвала работа с жанрами несказочной прозы (быличками и бывалыцинами, преданиями), магического фольклора (гаданиями, заговорами), паремиями (загадками, пословицами и поговорками). Представленные материалы отличаются значительной степенью самостоятельности и в дальнейшем могут быть использованы в учебном процессе. К достоинствам выполненных работ следует отнести и библиографию вопроса, включающую современные публикации и исследования отдельных жанров.

В выборе заданий применялся индивидуальный подход. Так, Т. С. Отнюкова изучала поэтические особенности жанра легенды на примере конкретных текстов. Итогом этой работы стала статья «Христианские легенды, записанные в селе Чуварлей Алатырского района Чувашской Республики» [14].

В ходе практики студенты познакомились с фольклорно-диалектными архивными материалами, занимались анализом языкового материала, приобрели навыки работы с научной и учебной литературой. Они в достаточной степени продемонстрировали первичные профессиональные умения работы с фольклорным и диалектологическим материалом.

Выводы. Фольклорно-диалектологическая практика способствует сохранению отечественной культуры, формирует патриотическое сознание и духовно-нравственные устои студентов, стимулирует их творческую и научно-исследовательскую активность, создавая устойчивую мотивацию для профессионального роста и саморазвития. Как отмечает Д. В. Морозов, руководитель Центра русского фольклора ГРДНТ им. В. Д. Поленова, «по мере угасания фольклорных традиций возрастает роль фондов фольклорно-этнографических материалов как хранилищ нематериального культурного наследия России». Важное значение приобретает оцифровка архивных единиц во избежание «потери уникальных звукозаписей вследствие разрушения магнитной пленки» [9, с. 59-60]. В этой связи первостепенной задачей фольклорно-диалектологической практики становится создание цифровой версии архива, способствующей последующим публикациям его материалов и введению их в научный оборот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашева Д. В. Современное состояние фольклора Прнсурья // Русский фольклор. Полевые исследования. - Л. : Наука, 1985. - Т. 23. - С. 153-157.

2. Абашева Д. В., ЖабинаЕ. М. Русское устное народное творчество : учебно-методическое пособие. -М. : МПГУ, 2019.-428 с.

3. Абашева Д. В., ЖуринаМ. И. Фольклорная практика : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2011. - 47 с.

4. Баженова Т. Е. Опыт организации учебной диалектологической практики студентов бакалавриата в соответствии с требованиями образовательных стандартов // Волжский вестник науки. - 2017. - № 4-6 (8-10). -С. 78-79.

5. Былины / сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. - М. : Советская Россия, 1988.-576 с.

6. Круглое Ю. Г. Русский обрядовый фольклор. - 2-е изд. - М. : Советский писатель, 2000. - 362 с.

7. Межрегиональная научно-практическая конференции «Фольклор народов Поволжья и Урала: жанры, поэтика, проблемы изучения». Программа-приглашение [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.chgign.ni/a/merop/l 14.html.

8. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / сост. В. П. Зиновьев. - Новосибирск : Наука, 1987.-401 с.

9.Морозов Д. В. Фонды фольклорно-этнографических материалов: современное состояние и проблемы сохранения // Живая старина. - 2018. - № 3(99). - С. 59-60.

10. Народная проза / сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. С. Н. Азбелева. - М. : Русская книга, 1992.-608 с.

11. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : в 3 т. / подгот. текста, предисл. и примеч. В. Я. Проппа. - М. : Гослитиздат, 1957.

12. Полевые исследования : методические указания по фольклорно-диалектологической практике / сост. Д. В. Абашева, Е. В. Бикулова. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2003. - 27 с.

13. Поташова К. А. Особенности проведения фольклорной практики на территории Московской области // Вестник Белгородского института развития образования. - 2017. - № 1 (3). - С. 155-162.

14. Русский язык в условиях би- и полилингвизма : сб. научных трудов / отв. ред. 3. Н. Якушкина. -Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2019. - 319 с.

15. Труфанова С. Л. Анализ лексико-семантических полей в русской диалектной речи жителей Ала-тырского района Чувашской Республики как средство формирования языковой компетенции студентов-филологов // Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово - история -искусство : коллективная монография. - М. : МПГУ ; Ярославль : РЕМДЕР, 2013. - С. 179-183.

16. Труфанова С. Л. Диалектологический архив и его роль в научно-исследовательской работе студентов // Развитие этнокультурного образования в условиях современной образовательной среды : материалы Международной научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2013. - С. 48-50.

17. Фольклорная практика : материалы для самостоятельной работы : учебно-методическое пособие / сост. М. И. Журина. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2019. - 51 с.

Статья поступила в редакцию 02.03.2020

REFERENCES

1. Abasheva D. V. Sovremennoe sostoyanie fol'klora Prisur'ya // Russkij fol'klor. Polevye issledovaniya. - L. : Nauka, 1985. - T. 23. - S. 153-157.

2. Abasheva D. V., Zhabina E. M Russkoe ustnoe narodnoe tvorchestvo : uchebno-metodicheskoe posobie. -M. : MPGU, 2019.-428 s.

3. Abasheva D. V., Zhurina M. I. Fol'klornaya praktika : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped.un-t, 2011.-47 s.

4. Bazhenova Т. E. Opyt organizacii uchebnoj dialektologicheskoj praktiki studentov bakalavriata v sootvetstvii s trebovaniyami obrazovatel'nyh standartov // Volzhskij vestnik nauki. - 2017. - № 4-6 (8-10). -S. 78-79.

5.Byliny I sost., vstup. st., podgot. tekstov i komment. F. M. Selivanova. -M.: Sovetskaya Rossiya, 1988. - 576 s.

6. Kruglov Yu. G. Russkij obryadovyj fol'klor. - 2-е izd. - M. : Sovetskij pisatel', 2000. - 362 s.

7. Mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferencii «Fol'klor narodov Povolzh'ya i Urala: zhanry, po-etika, problemy izucheniya». Programma-priglashenie [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa http://www.chgign.ru/a/merop/l 14.html.

8. Mifologicheskie rasskazy russkogo naseleniya Vostochnoj Sibiri / sost. V. P. Zinov'ev. - Novosibirsk : Nauka, 1987.-401 s.

9. Morozov D. V. Fondy fol'klorno-etnograficheskih materialov: sovremennoe sostoyanie i problemy sohraneniya // Zhivaya starina. - 2018. - № 3(99). - S. 59-60.

10. Narodnaya proza / sost., vstup. st., podgot. teksta i komment. S. N. Azbeleva. - M. : Russkaya kniga, 1992.-608 s.

11. Narodnye russkie skazki A. N. Afanas'eva : v 3 t. / podgot. teksta, predisl. i primech. V. Ya. Proppa. -M. : Goslitizdat, 1957.

12. Polevye issledovaniya : metodicheskie ukazaniya po fol'klorno-dialektologicheskoj praktike / sost. D. V. Abasheva, E. V. Bikulova. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2003. - 27 s.

13. Potashova К. A. Osobennosti provedeniya fol'klornoj praktiki na territorii Moskovskoj oblasti // Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya. -2017. -№ 1(3). - S. 155-162.

14. Russkij yazyk v usloviyah bi- i polilingvizma : sb. nauchnyh trudov / otv. red. Z. N. Yakushkina. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2019. - 319 s.

15. Trufanova S. L. Analiz leksiko-semanticheskih polej v russkoj dialektnoj rechi zhitelej Alatyrskogo rajona Chuvashskoj Respubliki как sredstvo formirovaniya yazykovoj kompetencii studentov-filologov // Duhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchihsya pri obuchenii russkomu yazyku: slovo - istoriya - iskusstvo : kollektivnaya monografiya. - M. : MPGU ; Yaroslavl' : REMDER, 2013. - S. 179-183.

16. Trufanova S. L. Dialektologicheskij arhiv i ego rol' v nauchno-issledovatel'skoj rabote studentov // Razvi-tie etnokul'turnogo obrazovaniya v usloviyah sovremennoj obrazovatel'noj sredy : materialy Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - Joshkar-Ola, 2013. - S. 48-50.

17. Fol'klornaya praktika : materialy dlya samostoyatel'noj raboty : uchebno-metodicheskoe posobie / sost. M. I. Zhurina. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2019. -51s.

The article was contributed on March 2, 2020

Сведения об авторах

Журима Марина Ивановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и культурологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ds52556@chebnet.com

Юркина Татьяна Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: tanya-yurkina@yandex.ru

Якушкина Зинаида Никитична - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и чувашского языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: zinaalevtinina@mail.ru

Author information

Zhurina, Marina Ivanovna - Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Literature and Cultural Studies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: ds52556@chebnet.com

Yurkina, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Russian and Chuvash Language, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: tanya-yurkina@yandex.ru

Yakushkina, Zinaida Nikitichna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Department of Russian and Chuvash Language, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: zinaalevtinina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.