сники проводят творческий поиск своих неудач, опозданий, медлительности. Так, в процессе дискуссии, ребята, работая в творческих группах, определили, что наиболее типичными причинами медлительности старшеклассника выступают:
1. Неуверенность и нерешительность ребят.
2. Неготовность к какому-либо делу.
3. Подавленность объемом предстоящей работы.
4. Непринятие какого-либо дела.
5. Неудачный выбор времени.
6. Необходимость внешнего давления.
7. Несогласованность действий родителей или учителей.
В ходе работы мы пришли к выводу, что на классном часе лишь создается основа развития умений по управлению своим временем. Поэтому важно не только знакомить учащихся с готовыми правилами и приемами, но и обсуждать их в процессе дискуссий. Однако при реализации описанных условий и методики, главное в программе классных часов - создать настрой на повседневное выполнение данных приемов и правил в жизнедеятельности учащихся, что позволяет наблюдать рост их знаний, умений и закрепить в их поведении модель организованного человека.
УДК 37.014.5
Шадрин Александр Анатольевич
Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
ДИАЛОГОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОЛЛЕДЖА
Shadrin Alexander Anatolyevich
Post - graduate student of pedagogic chair, the Ural State University of Physical Culture, [email protected], Chelyabinsk
DIALOGUE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A METHOD OF INTERACTIVE COMMUNICATIVE TRAINING OF STUDENTS OF PHYSICAL TRAINING COLLEGE
Исследуемая проблема интерактивного обучения общению является предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии, социологии, политологии и др. Это и объяснимо, так как без культуры общения не может быть серьезного взаимодействия между субъектами. Наиболее продуктивно в данной сфере сегодня работают А. А. Бодалев,
К. Я. Вазина, Л. К. Гейтман, И. В. Гуляева, Г. А. Ковалев, А. Я. Найн, Л. М. Фатыхова, О. Г. Усанова и другие.
Так, Е. Г. Плетнева, анализируя содержание целевых установок образовательного процесса, определила требования, предъявляемые к организации интерактивного обучения общению студентов. Она отмечает, что наряду с компетентностью в предметной области, методологической культурой и совершенством в овладении методикой организации учебного процесса, приоритетным в таком обучении становится широкое развитие кругозора, духовное богатство, нравственный облик, психологические особенности личности обучающихся [6, с. 16].
К. Гаузенблас считает, что приоритетные характеристики личности проявляются в интерактивном обучении общению [2, с. 82]. С этим можно согласиться. Именно специфика профессиональной деятельности выпускника колледжа физической культуры направлена на формирование, прежде всего, культуры коммуникации.
Специалисты, изучающие данную область исследования, отмечают, что более 85% коммуникации осуществляется на основе интерактивного обучения общению и невербальных средств [3; 5; 8; 9]. Диапазон таких средств достаточно широк: оптико-кинетическая система знаков, включающая жесты, мимику, пантомимику; это проксемика, включающая пространственную и временную организацию общения, контакт глаз или визуальное общение, паралингвистика и экстралингвистика.
Наряду с перечисленными существуют еще дополнительные средства, к которым можно отнести: внешний вид человека, манеры его поведения, используемые приемы выражения внимания. Специалисты по нейролингвистическому программированию рассматривают как средство коммуникации физиологические реакции организма, проявляющиеся в кровяном давлении, частоте пульса, дыхания, окраске кожных покровов [2; 7].
Отметим при этом, что анализ практики интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культуры позволяет утверждать: многие авторы интерактивное обучение понимают как преимущество групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая реализовать активные групповые методы обучения в целях эффективного решения дидактических задач. Эта эффективность обусловлена включением в образовательный процесс потенциала взаимодействия его участников, чаще всего педагога и обучаемых.
Например, развиваемое В. А. Беликовым понятие интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, которое выступает как реальность, где участники находят для себя область осваиваемого опыта, а собственный опыт участника служит центральным источником учебного познания. Такая особенность интерактивного обучения является принципиально существенной, но нуждающейся в уточнениях и дополнениях, связанных с разграничени-
ем общения и взаимодействия в плане их соотнесения в качестве целей и средств обучения [1, с. 209].
Мы придерживаемся понятия, предлагаемого Л. К. Гейхман, которая интерактивное обучение связывает с выделением сущностных характеристик взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, особенно по линиям преподаватель-учащиеся и учащийся-учащийся, проявляющихся в процессе совместной учебной деятельности. Это легло в основу разрабатываемого автором интерактивного подхода [3, с. 112-114].
Взаимодействие предстаёт в качестве центральной категории, являясь одновременно и родовым понятием для общения и в то же время выступая в качестве автономного, рядоположенного по критерию цели обучения. Данный подход развивается в контексте общепедагогической гуманистической центрации обучения и на основе интерпретации понятийной связи категорий «общения» и «взаимодействия» в образовательном процессе.
Реализация возможности интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культуры видоизменяет не только структуру информационного взаимодействия участников процесса обучения, но и сам учебный процесс.
Это обусловлено, во-первых, тем, что возрастает доступность информации и информационных технологий в использовании информационных ресурсов, принадлежащих любым учебным или научным коллективам, учреждениям, центрам региона, страны, мира.
Во-вторых, интенсифицируется вовлечённость огромного количества студентов и преподавателей в процессы информационного взаимодействия глобального масштаба, результатами которого становится не только получение информации, но и возможность формирования интеллектуальных умений студентов колледжа физической культуры в информационном взаимодействии.
В-третьих, опираясь на диалоговые образовательные технологии, активизируются и интенсифицируются процессы сбора, обработки и передачи информации.
Широкое использование диалоговых образовательных технологий как средство интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа потребовало вычленение совокупность принципиальных положений - постулатов, которые характеризуют стратегию педагогической деятельности в интерактивном обучении, и служат необходимой и достаточной базой эффективного образовательного процесса. В качестве таких постулатов выступают следующие положения [3, с. 111 ]:
- педагогическая ценность взаимодействия и общения как цели и результата образовательной деятельности (или постулат аксиологиза-ции);
- равновесность взаимодействия и общения как последовательно меняющихся цели и средств обучения;
- интегративность взаимодействия и общения как основание для реализации единства обучения и воспитания, интеграции интеллектуального и эмоционального развития, целенаправленной и сопутствующей педагогической деятельности, нормативной и творческой составляющей общения, социализации и индивидуализации;
- активно-ролевая тренинговая организация обучения взаимодействию и общению как путь становления субъектности обучающихся колледжа физической культуры.
Важной микроединицей организации интерактивного обучения студентов общению является диалогическая технология, выступающая фактором развития познавательного интереса обучающихся. Как отмечается в ряде литературных источников [4; 5; 7; 9], именно в диалогическом общении формируется познавательный интерес студентов колледжа. Человек находит свою сущность в диалоге, который является способом предупреждения возникновения изоляции, одиночества личности, дает возможность утвердиться, возвыситься, развивает речь, раскрывает интеллектуальные возможности и в конечном «остатке» формирует личность.
В целях разработки и апробации в учебном процессе диалоговых образовательных технологий как метода интерактивного обучения общению студентов физкультурного вуза был организован широкомасштабный эксперимент в трех группах студентов Шадринского государственного колледжа физической культуры. Большое внимание в процессе организации опытной работы уделялось на основе интерактивного обучения разработке модели формирования культуры общения студентов физкультурного колледжа (рисунок). При этом лейтмотивом выступают диалоговые образовательные технологии в системе «преподаватель - студент».
Диалог, как показал опыт и наблюдения, зависит от уровня подготовки двух сторон (педагога и студента), от их способности воспринимать друг друга, проникать во внутренний мир другого, принимать его со всеми мыслями и чувствами. В диалоге роль педагога ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач.
Говоря о диалоге, обычно имеют в виду его устную форму. Образцом письменного диалога является популярный в прошлом жанр научного диалога, где анализ концепции представлялся в форме беседы, в которой сталкиваются разные точки зрения на обсуждаемый предмет (например, знаменитые диалоги Сократа с учениками в изложении Платона).
Личностно ориентированный подход
Социальный заказ как выражение согласованных культурнообразовательных запросов государства, общества и личности
V
Рефлексивно-образовательная среда колледжа физической культуры. Целевой компонент культуры общения
1 Г
Цель: интерактивное обучение общению студентов колледжа
Принципы
Задачи
У своение теоретических психологопедагогических знаний
Формирование положительного отношения к культуре речи
Подходы
Организация диалоговой деятельности на занятиях
Содержательно-деятельностный компонент
..............................................
Приоритетные направления образовательного процесса в колледже
Специфика и виды диалоговых образовательных технологий
Мотивационно-
потребностные:
организация
рефлексивно-
имитационной
деятельности
Практические: взаимодействие педагогов и студентов по ретрансляции образцов культуры общения
Формируемые компоненты культуры общения студентов ........ ' . + ......................
Критериально-оценочный компонент
Культурологические Культура Культура по-
знания речи ведения
Уровни сформированности Критерии сформированности
компонентов культуры обще- компонентов культуры обще-
ния ния
Высокий Низкий Когнитивный
Средний Минимальный Деятельностный
Достаточный Недостаточный Мотивационно-оценочный
Результат: достаточный уровень культуры общения студентов колледжа
Модель формирования культуры общения студентов колледжа физической культуры
Культурологический подход
Как считают А. Г. Гостев и Е. В. Киприянова, диалог относится к тем формам взаимодействия, которые подразумевают сравнительно быструю смену акций и реакций взаимодействующих индивидов. По одной из наиболее универсальных классификаций диалоги делятся на четыре основные группы [4, с. 99]:
- тематические диалоги (или интеррогативные) строятся в форме вопросов и ответов. Они могут осуществляться как в ситуации разной активности партнеров (обе стороны и спрашивают и отвечают), так и в ситуации с преимущественно односторонней активностью (интервью, опрос, экспертные оценки, экзамен);
- эвристический диалог - это диалог, проводимый в условиях конфликта, столкновения противоречивых мнений. Его разновидности -спор, дискуссия, диспут, полемика;
- риторический диалог представляет собой цепь взаимосвязанных речей. Его можно наблюдать на конференциях, совещаниях, судебных заседаниях, в переписке, ряде ситуаций обучения. Функции риторического диалога разнообразны, они включают передачу информации, выражение своего отношения к чему-либо, экспрессивно-эмоциональное воздействие, обучение, словотераиию;
- карнавальный диалог происходит в условиях свободного непринужденного общения при устранении условных преград и социальной дистанции между людьми. Для него характерно сочетание обыденного и утопии, взаимодействия прямого и переносного смысла, контраст противоречивых образов.
Технология создания ситуаций, предполагающих диалогическое общение, предусматривает определенные «шаги», последовательность которых выявлена на основе обобщения следующих вариантов диалога:
- совместная ориентировка в личностно значимой для обучающегося предметной области;
- выявление учебно-познавателы-юй проблемы, интересующей всех субъектов диалога;
- рассмотрение проблемы в контексте значимых для обучающегося жизненных ценностей как одного из аспектов его личностной профессиональной карьеры;
- использование усвоенных знаний и способов в качестве средства межсубъектного общения и инструмента самоутверждения в глазах окружающих партнеров.
Реализуя авторскую модель формирования культуры общения студентов физкультурного колледжа, в опытной работе широко используется интерактивное общение. При такой работе студенты знакомятся со структурой взаимодействия под руководством педагога: знакомство с основными разделами учебной программы, указание местонахождения справочных материалов в помощь обучаемым, заданий на самоконтроль, специальных обозначений. Педагог, имеющий высокий уровень
культуры педагогического общения, способен управлять каждой стадией образовательного процесса: адекватно уровню владения учебным материалом подбирать комплекс заданий с дифференциацией сложности, доходчиво давать объяснения к их выполнению. Организация общения студентов физкультурного колледжа на основе интерактивного подхода требует предварительной разъяснительной работы педагога. Таким образом, обязательным элементом культуры педагогического общения при информационном взаимодействии можно считать активное участие педагога в совместной деятельности со студентами, направляющее их деятельность и стимулирующее ее.
Обучение обучающихся общению в информационном взаимодействии, как мы считаем, возможно на двух разных уровнях: на нормативном (самостоятельное использование учебной программы обучающимися) и на креативном (использование дополнительных информационных материалов по усмотрению педагога для закрепления, например, наиболее сложного материала с указанием просмотра определенных модулей и выполнения упражнений).
Для эффективной организации опытной работы использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий и оценочный), тест «оценка уровня общительности» В. Ургант, коэффициент Прайса (Англия), тест «уровень партнерства» (Ф. Э Розенталь) и др.
Результаты и их обсуждение. Как уже отмечалось, в основе диалоговых образовательных технологий как средство интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа лежит субъект-субъект-ное взаимодействие. Умение строить взаимоотношения со студентами по субъект-субъектной схеме, общаться с ними как с равноправными партнерами формируется путем такой организации учебного процесса педагогом, когда задания студентам даются по уровням, предоставляя им самим выбрать ту или иную сложность. При выполнении заданий творческого характера также проявляются личные качества студента, он чувствует свою значимость как личность востребованная на рынке труда.
Интерактивное педагогическое общение, которое является основой нашей модели, базируется на общении с педагогом и, в первую очередь, на креативном и на духовном уровнях. На креативном уровне наиболее ярко проявляются качества педагога-новатора, а именно психологические особенности его личности: умения правильно оценить настроение, желания, отношение студентов и адекватно реагировать на возникающие изменения в образовательном процессе, умение прогнозировать ситуацию и способность преподавателя, не прибегая к воздействию на учащихся, а путем сотрудничества, добиваться установления контакта с обучающимися. Целью общения на духовном уровне является достижение педагогом наивысшего мастерства, которое позволяет увидеть в
обучающемся то, что недоступно ему самому, вскрыть и развить его потенциальные способности.
Результаты исследования показали, что диалогическое общение развивает творческую активность обучающихся, дает возможность действовать на личность не впрямую, а как бы опосредованно. Оно является тонким «инструментом» прикосновения к личности. Педагог руководствуется в диалоге «оптимистической гипотезой». В процессе диалога происходит осознание студентом своих глубинных личностных ценностей и пристрастий. Это осознание имеет внутренний характер. Внешний диалог фактически лишь стимул к внутренним процессам, развертывающимся в подсознании обучающегося.
Обобщенный анализ отношения студентов к используемым формам активных занятий показал, что оптимальным вариантом любой из предложенных форм занятий абсолютное большинство обучающихся считает диалог как сущностную основу. Степень морального удовлетворения в зависимости от конкретной ситуации выразили 43 студента из 50 опрошенных. Ребята ответили, что более комфортно себя чувствуют и получают моральное удовлетворение, если на занятиях:
- не спросили, не обратили внимание, дали возможность заниматься своим делом 13,8%;
- по достоинству оценили ответ студента 19,7%;
- студенты принимали участие в общей дискуссии, в общем поиске ответа на поставленный вопрос 30,4%;
- нелюбимое занятие заменили другим более интересным 26,1%.
Выводы. Нельзя сказать, что в одном случае учебный диалог воспитывает культуру, в другом - чувство ответственности в диалоге и т. д. Диалог, позволяющий студентам обретать способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, выступает важным средс-товм интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа, развивает их творческую активность.
Библиографический список
1. Беликов, В. А. Развитие познавательной деятельности учащихся в общении [Текст]/ В. А. Беликов. - Магнитогорск: изд-во Магн. гос. ун-та, 2008. - 320 с.
2. Гаузенблас, К. Культура языковой коммуникации // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 20: Теория литературного языка в работах ученых [Текст]/ К. Гаузенблас. - М.: МГУ, 1996. - С. 71-83.
3. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению: подход и меодель [Текст]/ Л. К. Гейхман. - Пермь : изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. - 260 с.
4. Гостев, А. Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения [Текст]/ А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург: Урал Центр, академия образования, 2008. -290 с.
5. Плетнева, Е. Г. Элементы культуры педагогического общения : метод, рекомендации [Текст]/ Е. Г. Плетнева. - Челябинск: УралГУФК, 2008. - 28 с.
6. Найн, А. Я. Актуальные проблемы развития интереса студентов в процессе диалога / Материалы науч.-метод. конф. педагогов Сибири [Текст]/ А. Я. Найн. -Кемерово: Изд-во КГПА, 2006. - С. 109-114.
7. Резенталь, Д. Э. Культура речи [Текст]/ Д. Э. Резенталь. - М.: Изд-во МГУ, 1964.-386 с.
8. Сычев, О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США [Текст]/ О. А. Сычев. - М.: Знание, 1997. - 39 с.
9. Фуреман, М. Н. Формирование готовности студентов к диалогическому общению [Текст]/ М. Н. Фуреман // Уральский меридиан. - 2006. - № 3. - С. 41-44.
УДК 574 (Б 71.54)
Халудорова Любовь Енжаповна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Республиканского института кадров управления и образования, [email protected], Республика Бурятия, Улан-Удэ
ТЬЮТОРСТВО КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА
Khaludorova Lubov Enzhapovna
Candidate of pedagogical science, assistanteprofessor of the chair of pedagogy andpsychology of the Republican Institute for personnel management and education, [email protected], Buryatia Republic, Ulan- Ude
TUTORING AS A FORM OF DEVELOPMENT IN TEACHERS MORAL-ECOLOGICAL VALUE
В настоящей статье рассматривается вопрос о том, каким образом можно развивать нравственно-экологические ценности педагога, которые предполагают не только знания общечеловеческих, этноэкологи-ческих ценностей, но и убеждения в необходимости и преемственности этих знаний и поведения, направленного на реализацию этих знаний и убеждений. В связи с этим в республиканском институте кадров управления и образования разработана и реализуется авторская программа по развитию нравственно-экологических ценностей педагога-экотыотора. Для этого были выявлены потребности педагогов, для которых приоритетной является экологически ориентированная деятельность. В итоге они становятся лидерами в данном направлении деятельности, т. к. через их целенаправленную теоретическую подготовку, происходит взращивание опыта в этой деятельности.
Следовательно, они грамотно сопровождают экологически ориентированную деятельность не только в рамках школы, но и в любом сообществе. 224