Научная статья на тему 'Диалоговая система управления перевозкой скоропортящихся грузов'

Диалоговая система управления перевозкой скоропортящихся грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ДОСТАВКЕ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ / COMPLEX TRANSPORTATION SYSTEMS / ECONOMIC-MATHEMATICAL METHODS / EMPIRICAL INFORMAL PROCEDURES / PROCESS CONTROL ALGORITHM FOR MANAGEMENT DECISION-MAKING IN THE DELIVERY OF PERISHABLE GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эглит Ян Янович, Эглите Катерина Яновна

В статье рассматриваются вопросы управления сложными транспортными системами с использованием экономико-математических методов и эмпирических неформальных процедур. Определяются свойства данных систем, алгоритм управления процессом принятия решения на примере управления перевозкой скоропортящихся грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the management of complex transportation systems, using economic and mathematical and empirical methods of informal procedures. The properties of these systems, process control algorithm for management decision making on an example of the transportation of perishable goods are determined.

Текст научной работы на тему «Диалоговая система управления перевозкой скоропортящихся грузов»

вание и понять, сколько клиенты готовы платить за предоставляемую услугу, и назначить соответствующую цену. И еще один подход: необходимо выяснить, сколько за данную услугу просят конкуренты, и установить свою цену — выше или ниже.

В дальнейшем целесообразно выбор

стратегии ценообразования проводить не только с учетом состояния конкурентной среды, но и с учетом других факторов — особенностей строения рынка, его сегментации, деятельности самого предприятия в оказании конкретного вида услуг и его определенных характеристик.

Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г.: утв. Распоряжением Правительства Рос. Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

2. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. — М., 2007.

3. Салимжанов И. К. Ценообразование / И. К. Салимжанов. — М., 2007.

4. Асейнов С. А. Ценообразование / С. А. Асейнов, Е. М. Григорьева, Г. А. Тактаров. — М.,

2008.

5. Светуньков С. Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С. Г. Светуньков, А. А. Литвинов. — Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000.

6. Дейли Д. Л. Эффективное ценообразование — основа конкурентного преимущества / Д. Л. Дейли. — М.: Издат. дом «Вильямс», 2004.

m

208]

УДК 656.624.3:633.4 Я. Я. Эглит,

д-р техн. наук, профессор, ГМА им. адм. Макарова;

К. Я. Эглите,

канд. техн. наук, доцент, СПГУВК

ДИАЛОГОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКОЙ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ

DIALOGUE MANAGEMENT SYSTEM FOR PERISHABLE GOODS TRANSPORT

В статье рассматриваются вопросы управления сложными транспортными системами с использованием экономико-математических методов и эмпирических неформальных процедур. Определяются свойства данных систем, алгоритм управления процессом принятия решения на примере управления перевозкой скоропортящихся грузов.

The article deals with the management of complex transportation systems, using economic and mathematical and empirical methods of informal procedures. The properties of these systems, process control algorithm for management decision making on an example of the transportation ofperishable goods are determined.

Ключевые слова: сложные транспортные системы, экономико-математические методы, эмпирические неформальные процедуры, алгоритм управления процессом управления принятия решения при доставке скоропортящихся грузов.

Key words: complex transportation systems, economic-mathematical methods, empirical informal

procedures, process control algorithm for management decision-making in the delivery ofperishable goods.

У

ПРАВЛЕНИЕ такими сложными системами, как доставка скоропортящихся грузов, не должно быть чрезмерно акцентировано на преобладающую роль экономико-математических моделей. Сильная неопределенность процесса развития подобных систем заставляет усомниться в возможности разработки моделей, обеспечивающих достаточно адекватное описание процесса и возможность безошибочного принятия решений. Следовательно, процесс управления транспортной системой должен наряду с применением экономико-математических методов базироваться на использовании эмпирических неформальных процедур, обобщающих опыт и интуицию хозяйственных работников, специалистов в данном вопросе, руководителей объекта управления для оценки потенциальных возможностей ресурсного и критериального характера. Таким образом, необходимо разрабатывать транспортную систему, которая объединяла бы неформальные методы оценки тенденций и анализа ситуаций, сложившихся в хозяйственной практике, с одной стороны, и формальные математические методы анализа — с другой. Такая система должна основываться на использовании современных компьютерных технологий. Кроме того, эта система должна обладать адаптационными свойствами, возможностью гибкой реакции при изменениях условий функционирования объекта управления, включая коррекцию его внутренней структуры, что, в свою очередь, вызывает необходимость создания развитой системы анализа внешней и внутренней среды и синтеза решений на какие-либо возможные отклонения управляемого процесса от достаточно устойчивых тенденций развития объекта.

Эта система — наиболее плодотворная область внедрения в управление транспортной системой экономико-математических методов и вычислительной техники. Поэтому в этом

случае эффективно может быть реализован «человеко-машинный» принцип управления системой. При этом происходит следующее разделение функций: качественный анализ производит человек, количественный — персональный компьютер; выработку рекомендаций по применению решений производит персональный компьютер, а само принятие решения — человек. Для того чтобы такая система могла работать, необходимо значительно переработать существующую систему управления транспортной системой с учетом потребностей усложнившегося управления транспортной системой и возможностей современных экономико-математических методов и управленческой техники. Важнейшим принципом функционирования системы является управление транспортным процессом с позиции будущего, то есть необходимо базироваться на концепции управления настоящим из будущего.

Для решения задачи неформальных критериев управления и системности его процесса необходима разработка такой системы, которая позволяла бы осуществлять диалог между органами управления транспортной системы и вычислительной техникой, на которой реализованы прогностические, аналитические и оптимизационные модели управления. Работники аппарата управления выступают прежде всего в роли источника неформализуемой части информации.

Кроме того, они активно управляют процессом принятия решений, рассматривая и оценивая в итерационном режиме различные варианты, разрабатываемые персональным компьютером на основе алгоритмов нижеприведенных моделей. Процесс диалога 1 209 между человеком и машинами на рассматриваемом примере можно представить следующим образом.

На первом этапе компьютер на базе данных об объеме перевозок и номенклатуре

Выпуск 1

рефрижераторных грузов, а также параметров транспортной системы оценивает соответствие потребностей провозной и пропускной способности транспортных средств, направлений и узлов. На основе просмотра всех возможных вариантов функционирования системы компьютер разрабатывает возможные пути решения задачи, если установленного алгоритмом соответствия не обнаружилось.

Процесс подготовки принятия решения в СУ транспортной системы на базе диалоговых систем направлен на реализацию двух этапов — управления и контроля за выполнением управленческих решений.

Реализацию первого этапа можно производить с помощью пакета прикладных программ «Перспективный анализ».

С помощью этого пакета предоставляется возможность в рамках единого алгоритма получить на выходе данные о влиянии работы различных видов транспорта на результат работы рефрижераторной системы в целом. Кроме того, определяется влияние различных факторов и взаимных связей между ними на возможные в будущем уровни характеристик работы различных видов транспорта, прогнозируется характер подобных взаимовлияний и взаимодействий. В основу метрологии машинного алгоритма заложены статистические методы оценки взаимосвязи показателей в динамике их развития, методы прогнозирования, абсолютного и относительного анализа влияния факторов на динамику результативного показателя. Перспективный анализ предполагает выполнение трех этапов: моделирование, прогнозирование, анализ. Алгоритм построен таким образом, что этапы могут быть выполнены в комплексе, в различных сочетаниях и автономно. С помощью разработанных статистических моделей, построение которых предполагается выполнить на первом этапе,

* производятся исследования влияния измере-

О

= ния во времени различных факторов на рас-

Л

00 сматриваемые показатели, исходными дан-

21° ными при моделировании являются уровни

показателей и факторов за ряд лет.

Прогнозирование эксплуатационных и экономических показателей работы транспортной системы производится с помощью методов, которые не требуют предварительного

анализа характера тенденций, измерения показателей и факторов во времени. При выполнении анализа производится получение двух видов вероятного влияния факторов на динамику исследуемого показателя, к которым относятся относительные и абсолютные оценки. Относительные оценки производятся с помощью индексного анализа, который предназначен для получения прогнозных оценок влияния факторов при оценке прогнозной динамики комплексного показателя, применяемого в объемных единицах измерения, и при оценке динамики качественного показателя по рефрижераторному терминалу в целом.

На оценку прогнозной динамики комплексного показателя главным образом влияет динамика анализируемого фактора. Индексы исследуемого показателя исчисляются в зависимости от изменения исследуемого показателя и одноименных факторов по всем видам транспорта. При оценке динамики качественного показателя по рефрижераторному терминалу в целом определяются индексы, характеризующие влияние на интегральный уровень качественной характеристики динамики рефрижераторного терминала, динамики удельного веса его в общем объеме деятельности, изменение вклада рефрижераторного терминала в общем объеме деятельности, изменение вклада рефрижераторного терминала в формирование интегрального уровня исследуемой характеристики, динамики уровней исследуемой качественной характеристики по всем видам деятельности и динамики структуры рефрижераторного терминала.

Вышеупомянутый пакет прикладных программ реализуется в двух аспектах. Первый позволяет проводить пассивный прогноз, который не предусматривает активное вмешательство в процесс. Второй аспект предусматривает проведение активного прогноза, который является основой для принятия управленческих решений. В этом случае реализуется режим диалога «управляющий орган-компьютер», который дает возможность ликвидировать рассогласование между прогнозным уровнем исследуемого комплексного показателя и директивно заданным или желаемым его уровнем. Управление реализуется в виде итерационного процесса, на каждом

шаге которого оценивается это рассогласование и в режиме диалога выбирается наиболее эффективное воздействие на исследуемый объект. Факторы подразделяются на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Из последних, в свою очередь, выделяются нерегулируемые и поддающиеся регулированию по согласованию с внешней средой. Эндогенные факторы в принципе считаются регулируемыми.

В отношении нерегулируемых экзогенных факторов возможна лишь оценка влияния их вероятностного уровня на будущее состояние рефрижераторной системы.

С учетом ресурсных возможностей управляющий орган намечает наиболее эффективные пути их использования. Что касается многовариантных расчетов, то их осуществляет автоматическая часть диалоговой системы управления.

С помощью результатов расчетов, проведенных с использованием компьютера, управляющий орган производит отбор воздействий на транспортную систему, а точнее, на факторы, изменение которых является предпочтительным с учетом как эффекта воздействия, так и ресурсов системы. Таким же образом выбирается воздействие на структуру. Неформальная общественная оценка предпочтительности воздействий, получаемая в результате работы автоматической части диалоговой системы, позволяет обеспечить достижение цели управления рефрижераторной транспортной системой или сократить величину рассогласования показателей. Технологический процесс принятия решений осуществляется по следующей схеме. Автоматическая часть диалоговой системы вычисляет некоторые ко-

личественные рекомендации по возможным воздействиям на исследуемый объект, например следующего характера:

— изменить значения факторов, входящих в регрессивные модели;

— изменить структуру объекта, то есть удельные веса составляющих элементов;

— изменить уровень качественной характеристики по элементам объекта и т. д.

Управляющий орган оценивает полученные рекомендации, принимает их полностью или частично и отправляет информацию о принятом решении в автоматическую часть диалоговой системы.

Автоматическая часть на основе полученной информации вносит коррективы в динамические модели, производит расчет прогнозной интегральной оценки исследуемого показателя, оценивает полученное рассогласование с желаемым ее уровнем и вырабатывает новый перечень рекомендаций для управляющего органа. Интегральный процесс заканчивается после достижения поставленной цели.

Контроль выполнения принимаемых решений имеет ряд особенностей, к основным из которых можно отнести следующие:

— ориентация системы на выявление рассогласованности работы отдельных звеньев, что позволит принимать упреждающие управленческие решения;

— определение народнохозяйственных потерь по причине нарушения синхронной системы;

— необходимость определения влияния отдельных факторов, а также структуры исследуемой системы на нарушение ритмичности его условия.

Список литературы

1. Эглит Я. Я. Эксплуатация транспортных систем / Я. Я. Эглит. — СПб.: РТА, 2010. — СП

263 с.

2. Эглит Я. Я. Транспортные системы доставки грузов / Я. Я. Эглит. — СПб.: РТА, 2011. —

221 с.

Выпуск 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.