Научная статья на тему 'Варианты усовершенствования перевозок скоропортящихся грузов в условиях нестабильности грузопотока'

Варианты усовершенствования перевозок скоропортящихся грузов в условиях нестабильности грузопотока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1333
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ГРУЗ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК / ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / PERISHABLE CARGO / TRANSPORT CORRIDOR / INFORMATION TECHNOLOGIES / TRANSPORTATION TECHNOLOGY / ISOTHERMAL ROLLING STOCK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доценко Ю.В., Петрушина А.В.

В статье представлены варианты усовершенствования технологии перевозок СПГ с точки зрения интеграции «холодных» грузопотоков в международные транспортные коридоры и применения современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Options for improving the transportation of perishable goods in a cargo instability

The article presents options to improve transportation technology of perishable goods from point of view the integration of the "cold" cargo flows in international transport corridors and the use of modern information technologies.

Текст научной работы на тему «Варианты усовершенствования перевозок скоропортящихся грузов в условиях нестабильности грузопотока»

бегуна. Сформулированы задачи, которые планируются решать с помощью имитационного моделирования, реализованного в компьютерной программе SMath Studio.

Ключевые слова: имитационное

моделирование, сортировочная горка, тормозная позиция, процесс роспуска, отцеп, удельное сопротивление.

In the article is analysis of methods of simulation modeling of process of the rolling unhook from the hump yard. The software product that allows to simulate rolling a bad runners is received. The tasks that are planned to solve by simulation modelling, implemented in a computer program SMath Studio is formulates.

Keywords: simulation modelling, hump yard, brake boot, dissolution process, unhook, resistance.

УДК 656.2

ДОЦЕНКО Ю.В., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) ПЕТРУШИНА А.В., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

Варианты усовершенствования перевозок скоропортящихся грузов в условиях нестабильности грузопотока

Dotsenko Y.V., Candidate of Technical Sciences (DIRT) Petryshina A.V., Senior Lecturer (DIRT)

Options for improving the transportation of perishable goods in a cargo instability

Введение

Перевозка скоропортящихся грузов (СПГ) - одно из стратегически значимых звеньев транспортной логистики, которое ставит всех участников перевозки в жесткие рамки соблюдения сроков доставки грузов на всех этапах функционирования непрерывной

холодильной цепи (НХЦ), обеспечения их сохранности и качества. Неопределенность процесса, сложность формирования полноценной групповой или маршрутной отправки, необходимость строгого соблюдения сроков доставки, не превышающих сроки хранения СПГ, усложняют моделирование транспортной системы, работающей с «холодными» грузами. Тем не менее, обеспечение своевременной доставки качественных продуктов питания - необходимое условие социальной стабильности общества.

Анализ исследований и публикаций

Отличительной особенностью

процесса начала НХЦ является то, что зарождение грузопотока СПГ чаще всего не привязано к транспортному узлу, а сам грузопоток на начальном этапе характеризуется мелкопартионностью. Например, авторы [1] приводят следующие данные по фермерским хозяйствам Узбекистана, которые специализируются на производстве плодоовощной продукции: каждое фермерское хозяйство ежегодно выращивает около 30 т свежих фруктов и овощей на экспорт в различные регионы. При этом техническая норма загрузки одного рефрижераторного вагона составляет 40 т. Таким образом, формировать холодные маршруты, или даже отдельные 5-вагонные

рефрижераторные секции в привязке к

одному или нескольким соседним фермерским хозяйствам не имеет смысла. Методика оптимального прикрепления поставщиков СПГ к станциям погрузки была предложена инженером ВНИИЖТа Н.Н. Ибрагимовым в 1981 году [2], однако современные требования к организации вагонопотоков, уровень развития информационных технологий,

перераспределение технических средств транспорта между государством и частными логистическими компаниями, уровень экономического развития регионов требуют разработки новых схем нахождения СПГ в транспортных системах. Еще одной проблемой современного хладотранспорта отмечается нехватка морозильных стационарных установок (складов, терминалов) для хранения, переработки и подготовки к перевозкам некоторых генеральных СПГ, таких как рыба и рыбная продукция [3]. Ежегодно 600 000 т рыбы попадают в НХЦ несвоевременно, что негативно отражается на качестве и свойствах продукта, а также требует изменения технологии обработки (например, вместо заморозки и сохранения качества свежей рыбы необходимо принимать решение о консервации партии продукта). Авторы [3] предлагают два перспективных направления в

усовершенствовании перевозочного

процесса СПГ - контейнеризация перевозок (применение рефрижераторных контейнеров) и создание инновационного типажа изотермического подвижного состава (ИПС) с расширенными функциональными возможностями. В исследовании [4] предлагается вариант усовершенствования технологии перевозок грузов в контейнерах (в том числе СПГ в рефрижераторных контейнерах), а именно сокращение времени и стоимости выполнения задачи за счет реализации единого информационного пространства. По утверждению авторов, при применении предварительного обмена информацией возрастает производительность работы как экспедиторской (логистической) компании, так и железнодорожной станции,

уменьшаются простои подвижного состава, что влечет снижение стоимости интермодальной перевозки.

Цель работы

Цель работы - рассмотреть возможные варианты усовершенствования процесса перевозки СПГ

железнодорожным хладотранспортом, сделав его привлекательным и конкурентоспособным в глазах

потенциальных клиентов. Грузопоток СПГ отличается нестабильным характером зарождения, формирования укрупненных грузовых партий, необходимых для формирования групповых и маршрутных отправок, поэтому сама логистическая услуга по перемещению данного вида груза оказывается слишком растянутой во времени, что категорически не устраивает участников перевозочного процесса.

Основная часть

Вместе с тем положение на мировом рынке в сегменте перевозок рефрижераторных грузов свидетельствует об увеличении роста объемов перевозимой «холодной» продукции. Так, но данным информационного портала «АТИ-Медиа» [5] аналитики прогнозировали ускорение роста рынка глобальных перевозок рефрижераторных грузов водным транспортом в 2015 году, сообщает Journal of Commerce со ссылкой на исследование британского аналитического агентства Drewry. Тенденция обозначилась в 2014 году, и несколько крупнейших контейнерных перевозчиков представили программы инвестирования в

рефрижераторные суда и холодильное оборудование. CMA CGM Group -транспортная судоходная компания со штаб-квартирой в Марселе (Франция), занимающаяся контейнерными морскими перевозками и являющаяся третьим в мире морским контейнерным

перевозчиком, предложила дунайский сервис, обслуживающий рынки Азии,

Турции и Черноморского побережья контейнеровозами, имеющими по 1458 слотов для рефконтейнеров. Компания объявила планы дальнейшего развития сервиса для рефрижераторных грузов в преддверии завершения проекта расширения Панамского канала.

Холодильный транспорт представлен всеми видами транспорта -автомобильным, железнодорожным,

морским, речным, каждый из которых обеспечен специальным ИПС; воздушный транспорт также может использоваться для перевозки СПГ, где в качестве подвижного состава применяются воздушные суда гражданской авиации, а заданный температурный режим поддерживается за счет упаковки продукта и высокой скорости следования, когда срок доставки не выходит за пределы одних суток и исчисляется несколькими часами. СПГ

обладают специфическими свойствами и качествами, в основе которых лежат химико-биологические процессы,

протекающие в живых тканях. Непрерывные процессы

жизнедеятельности, приводящие к необратимым изменениям качества продукта, требуют от всех участников транспортно-логистической цепи

оперативного реагирования на любые изменения в процессе продвижения СПГ от момента и места их производства до момента и места их реализации. На рис. 1 представлены факторы, оказывающие влияние на технологию перевозок СПГ и требующие от участников перевозочного процесса единства и стабильного взаимодействия при реализации всех звеньев НХЦ

Факторы, требующие четкой согласованности действий при реализации технологического процесса в НХЦ

с

Распыленность пунктов зарождения скоропортящейся продукции

^-I-^

V

г

Сезонность возникновения грузопотоков, в .т.ч. страте гических продовольственных грузов

Г

Недетерминированный подход подвижного состава в пункты перевалки (транспортные узлы)

У

Несогласованность процессов погрузки-выгрузки на взаимодействующих видах транспорта

Гг \

Недетерминированный

режим подвоза СПГ к

оптовым точкам сбора

V-

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на технологию перевозок СПГ

Учитывая нюансы эксплуатации - автомобильный хладотранспорт отдельных видов хладотранспорта, а используется на короткие расстояния и именно: осуществляет перевозку небольших

объемов грузов (в основном розничных партий в реализационные холодильники);

- морской хладотранспорт осуществляет перевозки импортной скоропортящейся продукции в международном трансконтинентальном сообщении;

- речной хладотранспорт работает в привязке к географии крупных судоходных рек и характеризуется невысокой грузоподъемностью речных судов, а также узкой номенклатурой перевозимых СПГ, основной объем которых приходится на рыбные грузы,

то перевозка таких СПГ, как рыба и рыбопродукты из районов Крайнего Севера, плодоовощи и ранняя зелень из Крыма и южных регионов России, консервная и овощная продукция из Беларуси, импортная скоропортящаяся продукция из морских и речных портов, остается прерогативой железнодорожного хладотранспорта.

Возможный вариант

совершенствования «холодных» перевозок можно представить в виде привязки маршрутов продвижения грузопотоков СПГ к транспортным коридорам. Транспортный коридор - один из наиболее обеспеченных и полнофункциональных

представителей транспортной системы, в которой все элементы - транспортные пути, транспортные средства, транспортно-складские и логистические терминалы, информационное пространство, правовая база, квалификация персонала - являются полностью укомплектованными,

доступными и качественными

составляющими, позволяющими

осуществить быструю, эффективную, надежную и дешевую доставку [6]. Например, транспортный коридор ТРАСЕКА, который охватывает транспортную систему Каспийского региона, Центральной Азии, Южного Кавказа и Европы, обеспечивает перевозки зерна, хлопка, контейнеров, нефти, цветных металлов. Коридор имеет развитую инфраструктуру и продолжает активно развиваться в рамках, обозначенных Стратегией по развитию международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия на период 2016-2026 гг. Однако специфика маршрутов следования основной массы СПГ и маршрутов пролегания транспортных коридоров не совпадают, а прокладывать специальные транспортные коридоры под

транспортировку только «холодных» грузов заведомо нерентабельно.

Рис. 2. Маршрут пролегания международного транспортного коридора «Север-Юг»

Рассмотрим вариант эксплуатации стыковым пунктом транспортного

условного железнодорожного маршрута коридора (рис. 2). Схема прокладки

Симферополь (Крым, РФ) - Астрахань в железнодорожного маршрута

рамках его интеграции в транспортный Симферополь-Астрахань приведена на рис.

коридор «Север - Юг». Астрахань является 3.

Рис. 3. Схема железнодорожного маршрута Симферополь - Астрахань в рамках интеграции его в транспортный коридор «Север-Юг»

Стыковыми транзитными пунктами данного маршрута являются

железнодорожные станции Симферополь, Керчь-Порт, Кавказ, Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань. Длина маршрута составляет 1846 км. Уставный срок доставки «холодных» грузов в соответствии с Правилами перевозок грузов [7] определяется формулой:

Т -у V

Ь

■ + г

доп

сут

где Ь - длина маршрута следования груза, км;

V

сут

одни сутки на следование через Керченскую паромную переправу).

Таким образом, при следовании груза в автономных рефрижераторных вагонах маршрутом без охлаждения уставный срок доставки составит:

Т - 1846 ■ 3 _ 7 Т, ---ь 3 - / суток.

- суточный пробег вагонов с «холодным» грузом в зависимости от формы организации поездов, км/сут;

гдоп - дополнительное время на операции, регламентируемые Правилами перевозок грузов, сут. В расчете принимается трое суток (двое суток на операции по отправлению и прибытию,

550

Так же одним из более реализуемых путей повышения привлекательности данной услуги можно рассматривать усиление системы мониторинга за продвижением «холодных» поездов с помощью современных информационных ресурсов, наиболее совершенными из которых являются спутниковые

технологии - спутниковые системы связи (ССС), спутниковые радионавигационные системы (СРНС) и диспетчерские системы коммерческого управления транспортом (ДСКУТ) [8]. Многие логистические компании оснащают свои транспортные средства приемниками спутниковых

радионавигационных систем GPS (Global Positioning System) или ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система), благодаря которым они сами, находясь за тысячи километров, могут контролировать перемещение грузов по земному шару, а также предоставлять такую возможность своим клиентам. Эти технологии используются в системах обеспечения безопасности движения воздушного и водного транспорта; выполняется мониторинг и управление дальними транспортными и грузовыми перевозками; осуществляется связь и навигация на железнодорожном

транспорте, обеспечивается деятельность различных служб в чрезвычайных ситуациях и др.

На данном этапе перечень информационных услуг, предоставляемых государственными и частными

транспортными компаниями, довольно обширен, однако не отражает в полной мере специфики технологического процесса и форс-мажорных ситуаций, возникающих в пути следования со специализированным подвижным

составом, к которому относятся вагоны-рефрижераторы и изотермические вагоны. Следует отметить, что, в первую очередь, именно государственный холдинг, контролирующий технологию перевозок и имеющий соответствующие ресурсы (организационные, технологические,

технические, правовые), может обеспечить своевременное реагирование на форс-мажорную ситуацию, возникшую в перевозочном процессе. Одним из эффективных рычагов воздействия на подобные ситуации является развитие информационной логистики (E-Logistics) на базе возможностей «РЖД» с учетом современных возможностей телематики -например, глобальная система определения местоположения транспортных средств на основе спутниковой связи (GPS) [9]. Задачи данной системы в рамках организации «холодных» грузоперевозок можно расширить до контроля соблюдения режимов перевозок СПГ в изотермическом

подвижном составе и целостности транспортных единиц.

Вывод

Учитывая уровень развития современных информационных ресурсов, степень развития и популяризации международных транспортных коридоров, появляется возможность улучшить технологический процесс перевозки скоропортящихся грузов в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

железнодорожном изотермическом

подвижном составе, своевременно реагировать на форс-мажорные ситуации, возникающие в процессе продвижения «холодных» грузопотоков в непрерывной холодильной цепи. Таким образом, повышается конкурентоспособность

железнодорожного хладотранспорта в сегменте транспортном рынка

скоропортящихся грузов и единой транспортной системе в целом.

Список литературы:

1. Маликов, О.Б. Организация завоза скоропортящихся грузов на холодильный терминал станции отправления / О.Б. Маликов, К.А. Журабоев // ISSN 1815-558X. Известия ПГУПС. - 2012. - №2. - С.55-61.

2. Ибрагимов, Н.Н. Методика оптимального прикрепления поставщиков скоропортящихся грузов к станциям погрузки / Н.Н. Ибрагимов // Труды МИИТа. - 1981. - Вып. 676. - С.105-109.

3. Ворон, О.А. Аспекты совершенствования железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов в составе непрерывной холодильной цепи / О.А. Ворон, И.Г. Морчиладзе // Транспорт Российской Федерации. - 2014. - №1(50). -С.40-45.

4. Симушков, А.М. Организация взаимодействия видов транспорта при перевозках скоропортящихся грузов с применением сквозного обмена общей информацией / А.М. Симушков, М.В.

Забадыкина // ISSN 1815-558X. Известия ПГУПС. - 2012. - №1. - С.18-23.

5. Аналитики прогнозируют ускорение роста рынка перевозок рефрижераторных грузов в 2015 году [Электронный ресурс] - режим доступа http://ati.su/Media/News.aspx?HeadingID= 13 &ID=58241.

6. Кузнецов, Л.А. Транспортный узел: к вопросу об организации деятельности / Л.А. Кузнецов, Я.Я Эглит, А.В. Кириченко // Транспорт Российской Федерации. - 2013. - №1 (44). - С.30-33.

7. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

8. Спутниковые системы связи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studme.org/1122121314332/logistika/sp utnikovye_sistemy_svyazi.

Российский транспорт рвется в ИТ-бой [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.cnews.ru/reviews/free/transport20 Об/агйс^/тЮ/.

Аннотации:

В статье представлены варианты усовершенствования технологии перевозок СПГ с точки зрения интеграции «холодных» грузопотоков в международные транспортные коридоры и применения современных информационных технологий.

Ключевые слова: скоропортящийся груз, транспортный коридор, информационные технологии, технология перевозок, изотермический подвижной состав.

The article presents options to improve transportation technology of perishable goods from point of view the integration of the "cold" cargo flows in international transport corridors and the use of modern information technologies.

Keywords: perishable cargo, transport corridor, information technologies, transportation technology, isothermal rolling stock.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.