Научная статья на тему 'ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / ОНЛАЙН ПЛАТФОРМЫ / РАЗВИВАЮЩАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазаревич Светлана Валерьевна, Ерофеева Алла Васильевна, Дорожкина Дарья Сергеевна

Целью данной статьи является изучение вопроса возможности реализации диалогического педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись вузы в период дистанционного образования, приводятся данные анкетирования студентов по вопросам, связанным с онлайн обучением. Результаты тестирования показывают, что большинство студентов позитивно относятся к внедрению дистанционных образовательных технологий при условии сохранения традиционной модели обучения в целом. Даётся понятие педагогического общения. Делается вывод, что на текущем этапе эффективное диалогическое педагогическое общение возможно только при традиционном формате образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазаревич Светлана Валерьевна, Ерофеева Алла Васильевна, Дорожкина Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGICAL PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CASE OF DISTANCE LEARNING

The purpose of the article is to study the issue of the possibility of implementing dialogical pedagogical interaction in the context of distance learning. The problems which the universities faced during the period of distance education are analyzed. The results of the students’ interview show that the majority has a positive attitude towards the introduction of distance learning technologies, but at the same time the traditional learning model must be preserved in general. The concept of pedagogical communication is given. In conclusion we can say that at the current stage the effective dialogical pedagogical communication is possible only with the traditional format of education.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

проходило увлекательно и нравилось ребятам. К тому же, освоив работу с данными базовыми программами, мы не испытываем страха перед трудностями, связанными с использованием более сложных оболочек, обучающий потенциал которых мы уже сегодня можем оценить.

Считаем, что программы МооШе и им подобные на сегодняшний день как никогда актуальны, поскольку представляют собой электронную образовательную среду с невиданными ранее возможностями.

Преподаватель приобретает огромное количество ресурсов для проведения полноценных занятий (в том числе с демонстрацией разнообразных контентов: видеофрагментов, аудиозаписей, самозаписей в любом формате и т.д.), контроля работы учащихся и структурирования материалов по темам. Электронная форма, будучи более компактной и структурированной, чем хранимые в печатном виде материалы, позволяет быстро находить необходимую для конкретного занятия информацию. Кроме того, обучающиеся всегда могут самостоятельно корректировать картину своей успеваемости, выполняя интерактивные задания.

Необходимо отметить также, что практическая работа в МооШе за последние несколько месяцев показала, что зачастую ученики намного быстрее адаптируются к такому виду работы, чем некоторые учителя. Это еще раз подтверждает актуальность поднятой проблемы, а также необходимость включения современных технологий в образовательный процесс как полноценный компонент работы.

Итак, мы рассмотрели лишь несколько причин возникновения проблем перехода от классического образования к инновационному. В основе их возникновения лежит быстроразвивающееся общество, которое меняет не только окружающий

мир, но и самого человека (ученика). Конечно, сложно быстро перестраиваться с традиционных форм обучения, которые применялись на протяжении долгого времени, на новые. Кроме того, многие инновационные технологии используются впервые, и результат их влияния на процесс обучения не до конца изучен, в частности поэтому преподаватели не спешат их использовать. Чтобы преодолеть эту проблему, педагогам разных поколений стоит объединиться не только друг с другом, но и с учениками, для более интересного, увлекательного, а главное качественного и результативного обучения. Подобное объединение подразумевает:

- совместное освоение предлагаемых обучающих программ (для практикующих учителей это также вопрос повышения уровня их профессиональной компетенции в данном направлении);

- совместную разработку интерактивных заданий различной тематической направленности по различным аспектам;

- по возможности совместное участие в конкурсах и проектах, организуемых образовательными порталами.

Литература:

1. А. М. Гришечкина, М. А.Фурманова «Авторский метод или собственный опыт?» Сб. науч. тр. Наука и образование в XXI веке. М., АР-Консалт, 2014

Об авторе: Карушина Д., студентка 4 курса ф-та иностранных языков БГУ имени академика И. Г. Петровского, призер VIII Всероссийской студенческой олимпиады по методике преподавания иностранных языков и культур (г. Ижевск, 2019).

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Лазаревич Светлана Валерьевна

доцент, кандидат филологических наук Нижегородский государственный технический университет

им. Р.Е.Алексеева, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород Ерофеева Алла Васильевна кандидат педагогических наук Нижегородский государственный технический университет

им. Р.Е.Алексеева г. Нижний Новгород Дорожкина Дарья Сергеевна кандидат физико-математических наук Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

DIALOGICAL PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE CASE OF DISTANCE LEARNING

Lazarevich Svetlana Valerievna

assistant professor, PhD in Philology Nizhny Novgorod State Technical University, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Erofeeva Alla Vasilievna PhD in Pedagogy Nizhny Novgorod State Technical University Dorozhkina Daria Sergeevna

PhD in Physics and Mathematics Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.58.277

Аннотация

Целью данной статьи является изучение вопроса возможности реализации диалогического педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись вузы в период дистанционного образования, приводятся данные анкетирования студентов по вопросам, связанным с онлайн обучением. Результаты тестирования показывают, что большинство студентов позитивно относятся к внедрению дистанционных образовательных технологий при условии сохранения традиционной модели обучения в целом. Даётся понятие педагогического общения. Делается вывод, что на текущем этапе эффективное диалогическое педагогическое общение возможно только при традиционном формате образования.

Abstract

The purpose of the article is to study the issue of the possibility of implementing dialogical pedagogical interaction in the context of distance learning. The problems which the universities faced during the period of distance education are analyzed. The results of the students' interview show that the majority has a positive attitude towards the introduction of distance learning technologies, but at the same time the traditional learning model must be preserved in general. The concept of pedagogical communication is given. In conclusion we can say that at the current stage the effective dialogical pedagogical communication is possible only with the traditional format of education.

Ключевые слова: дистанционное образование, педагогическое общение, диалогическое педагогическое взаимодействие, интерактивные методики, онлайн платформы, развивающая диалогическая стратегия.

Keywords: distance education, pedagogical communication, dialogical pedagogical interaction, interactive techniques, online platforms, developing dialogical strategy.

Осознавая важность общения для развития личности, и понимая коммуникативную природу педагогической деятельности, в научный оборот было введено особое понятие - «педагогическое общение». В работах отечественных психологов, выявляющих сущность и природу педагогического общения, оно определяется как профессиональное общение лиц, порожденное потребностями в совместной деятельности и направленное на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях его участников. Общение подразумевает общение педагога и студента, и это казалось нам данностью, которая не может быть отменена или лимитирована.

16 марта 2020 года Министерством науки и высшего образования Российской Федерации были опубликованы рекомендации вузам обеспечить реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (гаУГО-19).

Многие вузы и ранее использовали дистанционные образовательные технологии в дополнение к традиционной форме обучения. Внедрение системы дистанционного обучения как основной явилось для большинства вузов новой

задачей, к которой большинство образовательных организаций не были готовы. Не секрет, что некоторые преподаватели скептически отнеслись к так называемому онлайн образованию. Педагоги и обучающиеся были поставлены в ситуацию, когда их вынудили использовать систему дистанционного обучения («дистант»), ощущая все ее преимущества и недостатки.

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) и Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), как и подавляющее большинство вузов страны, перешли в онлайн буквально в течение суток после выхода соответствующих рекомендаций министерства. Учебный процесс был реализован в форме лекционных и практических занятий с использованием таких платформ, как Discord, Zoom, Free Conference Call, Google Hangouts Meet. Также как вспомогательный инструмент использовалась программа SkyEng. Для ряда дисциплин была доступна система онлайн-курсов e-learning. Самостоятельные работы, рефераты и контрольные работы проводились с помощью корпоративных порталов ННГУ и НГТУ, а также email.

В «дистанте» педагогическое общение, понимаемое как профессиональное общение студента и преподавателя в процессе обучения и внеурочное время, - это нечто совершенно иное. Оно не соответствует тем критериям, которые характерны для традиционного педагогического общения. Конечно, даже используя дистанционные образовательные технологии, можно и нужно стремиться создать наилучшие условия для развития мотивации студентов и творческого характера учебной деятельности. Но создать благоприятный эмоциональный климат обучения, успешно управлять социально-психологическими процессами в коллективе, использовать личностные особенности преподавателя -выполнить все это в онлайн представляется сложно выполнимой задачей. Нужно понимать, что те законы, которые хорошо работают при традиционном обучении, не всегда работают в дистанционном формате. Конечно, мы столкнулись и с техническими проблемами, и низким уровнем цифровой грамотности некоторых преподавателей. Из-за того, что студентов попросили покинуть общежития и поехать домой, обострилась проблема доступа к интернету, особенно для жителей отдаленных районов области. И все же дистанционное обучение состоялось.

Мы провели небольшой анализ удовлетворенности студентов дистанционным форматом обучения и педагогического общения при освоении в первую очередь таких общих для многих направлений подготовки дисциплин, как «Иностранный язык», «Практика английского языка», «Английский язык». Для анкетирования были выбраны 80 студентов 1 курса магистратуры Института ядерной энергетики и технической физики (ИЯЭиТФ) и Института радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ) НГТУ, а также 20 студентов первого и второго курсов бакалавриата факультета «Высшая школа общей и прикладной физики» (ВШОПФ) ННГУ.

По данным этого тестирования 73% студентов хотят продолжить обучение, используя традиционный формат и частично дистанционные образовательные технологии. Всего лишь 2% студентов готовы продолжать обучение только в онлайн формате. 25% студентов выбирают традиционное обучение. При этом удовлетворены педагогическим диалогом в формате онлайн только 14% студентов. Соответственно, можно сделать вывод, что эффективное диалогическое педагогическое общение возможно только при традиционном формате обучения. 8% студентов испытывали трудности при освоении нового материала онлайн. Это говорит о том, что научить грамматическим и лексическим основам языка гораздо легче, чем наладить такой аспект педагогического взаимодействия как становление благоприятных отношений между участниками учебного процесса.

Педагогическое общение - это обмен информацией. Через речевое общение с педагогом студенты получают основной объем знаний. В свою

очередь, речь и поведение студента дают педагогу представление об усвоении им знаний, а также возможность контролировать процесс развития. Используя онлайн платформы, мы можем видеть и слышать студента, но уловить все интонационные и поведенческие нюансы невозможно.

Кроме этого, педагогическое общение, как любая совместная деятельность, есть процесс взаимодействия. Взаимно направленная активность субъектов обучения может носить характер, как сотрудничества, так и противостояния. Такие типы взаимодействия, как кооперация и конкуренция, имеют место и в педагогическом процессе. Такое взаимодействие возможно попытаться наладить онлайн, но полноценного общения добиться не представляется возможным. Согласно нашему анкетированию, студенты 1-2 курсов бакалавриата (93%) нуждались в непосредственном общении с преподавателями и одногруппниками, в то время как аналогичную нужду испытывали 77% студентов 1 курса магистратуры.

Формы воздействия педагога на студентов могут быть выражены различными стратегиями. Мы разделяем точку зрения Г.А. Ковалева, который считает, что наибольшим педагогическим эффектом обладает развивающая диалогическая стратегия. В этом случае смыслом обучения является развитие личности, наблюдается равноправие позиций студента и преподавателя. В ходе такого взаимодействия педагог создает условия для самостоятельной постановки студентом познавательных проблем и задач. Сотрудничество и партнерство нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Преподаватель и студент с позиций гуманистической психологии равноправны, самоценны, как участники диалога культур. Для того чтобы диалог имел положительные результаты, его участники должны руководствоваться определёнными правилами и владеть культурой диалогического

взаимодействия. Преподаватели НГТУ и ННГУ активно используют в своей работе интерактивные методики, такие как ролевая игра и case study. Их использование способствует созданию климата сотрудничества, студенты не боятся высказывать свое мнение, выдвигают свои теории для решения конкретного кейса. Они не боятся делать ошибки, они свободно обсуждают свои точки зрения в микрогруппах и с педагогом. Конечно, современные онлайн платформы тоже позволяют работать в микрогруппах, но эффект от такой работы гораздо ниже, чем при традиционном обучении. 97% студентов считают, что им легче задавать вопросы преподавателю в аудитории, чем онлайн. Что касается изучения технических и гуманитарных наук, то 89% студентов сообщили, что им легче изучать онлайн гуманитарные предметы, чем технические.

Сегодня понятно всем, что будущее образование невозможно без дистанционных форм

работы. Но внедрение дистанционных форм должно включать в себя не только обучение онлайн, но и изменение формата диалогического педагогического взаимодействия.

Список литературы:

1. Ерофеева А.В. Педагогический диалог в процессе изучения иностранного языка в вузе: дис.

канд. пед. наук. / А.В. Ерофеева - Нижний Новгород, 2014. - 143 с.

2. Ушакова О.А. О коммуникации, видеоуроках и проблемах педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. -2020 - № 2. - с. 88-89.

3. Ходорковская А.Л. Перестать отрицать и начать учить онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020 - № 2. - с. 39-41.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ

Тлехатук Сусанна Руслановна

доктор фил. наук, профессор Адыгейский государственный университет

г. Майкоп

Меретукова Мариета Муратовна

кандидат фил. наук, доцент Адыгейский государственный университет

г. Майкоп Хуажева Замира Гидовна

кандидат фил. наук, доцент Адыгейский государственный университет

г. Майкоп

FEATURES OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY

TRAINING IN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Tlekhatuk Susanna

Dr. Phil. Sciences, professor Adyghe State University, Maykop Meretukova Marieta Candidate Phil. Sciences, associate professor Adyghe State University, Maykop Khuazheva Zamira Candidate Phil. Sciences, associate professor Adyghe State University, Maykop

Аннотация

Статья посвящена вопросу социальной адаптации иностранных учащихся на довузовском этапе подготовки в высшей школе России, которая имеет ряд особенностей. В работе описываются общие цели социальной адаптации иностранных учащихся, а также условия и влияние внешней среды на сам процесс адаптации иностранных учащихся к новым условиям учебно-воспитательного процесса.

Abstract

The article is devoted to the issue of social adaptation of foreign students at the pre-university stage of preparation in higher education in Russia, which has a number of features. The article describes the general goals of social adaptation of foreign students, as well as the conditions and influence of the external environment on the very process of adaptation of foreign students to the new conditions of the educational process.

Ключевые слова: социальная адаптация, национальные особенности, русский язык как иностранный, критерии адаптации.

Key words: social adaptation, national features, Russian as a foreign language, adaptation criteria.

Вопросы адаптации иностранных граждан в российской высшей школе начали активно разрабатываться в начале 90-х годов. Это связано с появлением ставших доступными западных научных работ, в частности в области когнитивной психологии, которая приобрела популярность и среди российских исследователей, а также с

необходимостью поиска новых путей повышения качества довузовской подготовки.

Процесс адаптации иностранных учащихся в российском вузе представляет собой некую целостность, включающую, с одной стороны, активное их приспособление к новой системе обучения на неродном языке в неродной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.