Научная статья на тему 'Диалог в дистанционном обучении'

Диалог в дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2480
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIALOGUE / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING SYSTEMS / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна

Цель исследования состоит в выявлении возможных форм организации диалогического взаимодействия участников образовательного процесса в дистанционном обучении. Методами исследования стали анализ информации о возможностях сервисов систем дистанционного обучения в организации диалога педагога и обучающихся. Основные результаты работы представлены в позиционировании диалога как эффективной формы педагогического взаимодействия, которая способствует становлению субъектной позиции преподавателя и обучающегося, их личностному развитию. Обоснована актуальность организации учебного диалога педагога и обучающихся в неявной и явной форме с использованием мощного потенциала современных ИКТ. Приведены примеры электронной формы дискуссионного обсуждения вопросов в рамках электронного образовательного ресурса. Сделан вывод о возможности расширения диалогового взаимодействия в онлайн-пространстве за счет использования функционала систем дистанционного обучения, вебинаров, блогов, видеоконференций, Skype-технологий, совместной работы с интерактивной доской, массовых открытых онлайн-курсов, которые могут эффективно использоваться в работе с обучающимися. Намечены перспективные направления исследований по усовершенствованию диалогового взаимодействия в дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE IN DISTANCE EDUCATION

The purpose of the study is to identify possible forms of organization of dialogical interaction of educational process participants in distance education. Research methods included an analysis of information about capabilities and services of distance learning systems in the organization of dialogue of a teacher and students. The main results are presented in the positioning dialogue as an effective form ofpedagogical interaction, which contributes to the formation ofthe subjective position of a teacher and student, their personal development. The authors show the relevance of the educational dialogue between teacher and students in implicit and explicit form with the use of the powerful potential of modern ICT. The paper adduces examples of electronic discussion within an electronic educational resource. The authors highlight the importance ofexpanding the dialogue interaction in the online space through the use offunctionality of learning management systems, we-binars, blogs, video conferencing, Skype technologies, collaboration with an interactive whiteboard, massive open online courses. All these tools can be effectively used in students' learning process. The paper discusses the perspective areas of research on improving the dialogue interaction in distance education.

Текст научной работы на тему «Диалог в дистанционном обучении»

ДИАЛОГ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

БОРОНЕНКО Татьяна Алексеевна - д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой. E-mail: [email protected] КАЙСИНА Анна Владимировна - канд. пед. наук, доцент. E-mail: [email protected] ФЕДОТОВА Вера Сергеевна - канд. пед. наук, доцент. E-mail: [email protected] Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Ленинградская область, Россия Адрес: 196605, Ленинградская обл., г. Пушкин, Петербургское ш., 10

Аннотация. Цель исследования состоит в выявлении возможных форм организации диалогического взаимодействия участников образовательного процесса в дистанционном обучении. Методами исследования стали анализ информации о возможностях сервисов систем дистанционного обучения в организации диалога педагога и обучающихся. Основные результаты работы представлены, в позиционировании диалога как эффективной формы педагогического взаимодействия, которая способствует становлению субъектной позиции преподавателя и обучающегося, их личностному развитию. Обоснована актуальность организации учебного диалога педагога и обучающихся в неявной и явной форме с использованием мощного потенциала современных ИКТ. Приведены примеры, электронной формы дискуссионного обсуждения вопросов в рамках электронного образовательного ресурса. Сделан вывод о возможности расширения диалогового взаимодействия в онлайн-пространстве за счет использования функционала систем дистанционного обучения, вебинаров, блогов, видеоконференций, Skype-технологий, совместной работы с интерактивной доской, массовых открытых онлайн-курсов, которые могут эффективно использоваться в работе с обучающимися. Намечены перспективные направления исследований по усовершенствованию диалогового взаимодействия в дистанционном обучении.

Ключевые слова.: диалог, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии

Для цитирования.: Бороненко Т.А, Кайсина А.В, Федотова В.С. Диалог в дистанционном обучении // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 131-134.

Введение

«Диалог» является научной категорией, исследованием которой преимущественно занимаются учёные-филологи. Авторы научных статей и монографических трудов предлагают различные классификации диалогов (диалог-беседа, диалог-разговор, диалог-спор) [1, с. 198], определяют структурные компоненты и композиции диалогической речи [2], правила осуществления диалога между собеседниками. В коммуникативном аспекте термином «диалогические технологии» определяют технологии, основанные на идее симметричной коммуникации, объединяющей равноправных партнёров, на присутствии множества альтернативных точек зрения, которые обсуждаются в диалоге на равных.

В педагогической литературе диалог рассматривается как форма общения, механизм педагогического взаимодействия» [3, с. 148], способ установления творческого взаимодействия педагога и обучающихся, инструмент формирования критического мышления. Наиболее развитой организационной формой учебного диалога, «позволяющей педагогу и обучающимся приходить к взаимно согласованным решениям сложных учебных задач, сближая и уточняя неодинаковые позиции и точки зрения на обсуждаемые проблемы, добиваясь взаимопонимания и признания права каждого на свою особую позицию и отличную от других точку зрения» [4, с. 128], является дискуссия. Мы будем рассматривать диалог как «форму активного комму-

132

Высшее образование в России • № 8/9, 2017

никативного взаимодействия двух или более субъектов, материальным результатом которого является образование специфического дискурса, состоящего из последовательности реплик» [5, с. 129]. Сегодня получили распространение и новые понятия, такие как «интерактивный диалог», обусловленный использованием в обучении информационно-коммуникационных технологий, а также активных и интерактивных методов обучения [6], социальный диалог, межличностный диалог, творческий диалог, диалог культур и т.п.

В традиционном понимании в педагогике диалог всегда считался одной из наиболее эффективных форм педагогического взаимодействия. Однако внедрение в образовательную практику современных ИКТ и общепользовательский уровень ИКТ-компетентности педагогов вызвали у ряда учёных, особенно гуманитариев, сомнения в сохранении дидактического потенциала и эффективности данной формы педагогического взаимодействия между преподавателем и студентом в новой электронной среде по сравнению с его традиционной очной формой реализации в учебной аудитории. В центре обсуждения оказались прежде всего дистанционное обучение и использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

Результаты исследования

Попробуем развеять сложившиеся стереотипы. Сегодня мы рассматриваем традиционные формы педагогического взаимодействия в новом ракурсе, говорим об их модификации в соответствии с текущими реалиями. В самом деле, современные ИКТ позволяют безболезненно адаптировать уже утверждённые формы диалогического взаимодействия в системах дистанционного обучения в новом формате. Составная часть названия ИКТ - «коммуникационные технологии» - определяет новые, практически неограниченные возможности построения диалога в виртуальном пространстве. Как отмечает Т.Н. Колокольцева, «гипертекстовое пространство Интернета, по сути, носит

диалогический характер» [5, с. 129]. Например, дистанционное обучение позволяет подключить к диалогу большую аудиторию: школьников и учителей, студентов и преподавателей и т.п., организовать общение в мировом информационном пространстве.

В дистанционном обучении диалог выступает в явной и в неявной форме. Например, неявной формой диалога является следующий способ коммуникации: в системах дистанционного обучения в рамках конкретного электронного образовательного ресурса преподаватель намечает в лекции вопросы, обсуждение которых возможно в диалоге с использованием инструмента «Форум»/ «Дискуссия». Это может быть выявление проблемных и спорных вопросов, разбор кейсов, обсуждение примеров. С этой целью на «доске обсуждений» как элементе электронного учебного курса размещаются диалоговые конструкции по материалам курса, вопросы для обсуждения, идеи и предложения обучающихся по построению и эксплуатации курса, установлению педагогического взаимодействия. Вопрос для обсуждения в онлайн-дискуссии: «Всегда ли стресс - разрушительная сила? Конечно, нет! На обливание холодной водой организм человека реагирует стрессом.. В то же время всем известно, что такой вид закаливания повышает иммунитет организма к различным заболеваниям, снимает депрессию. Как Вы думаете, на чём это основано? Свои рассуждения попробуйте построить, опираясь на фазы стресса. Особое внимание обратите на фазу сопротивления ».

Для предупреждения ситуаций неопределённости обучающихся перед виртуальным преподавателем в педагогической практике может быть использован функционал веби-наров, блогов, видеоконференций, Skype-технологий, совместной работы с интерактивной доской, МООК. Следует отметить положительную сторону дистанционного обучения в том, что электронная форма дискуссионного обсуждения спорных или непонятных для усвоения вопросов снимает перед

обучающимся психологический барьер -опасение быть отвергнутым собеседником -и близка по своей сущности к ставшей уже традиционной форме коммуникативного общения обучающихся в сетевом сообществе.

Дистанционное обучение не исключает из педагогической практики периодические очные встречи, где проявляется явная форма диалога. Для обучающихся проводятся специальные очные семинары, предусматривающие встречи участников дистанционного обучения в аудитории, которые позволяют одним презентовать новое видение решения проблемы, а другим - знакомиться с вариативностью решения поставленных задач. Такая форма учебного взаимодействия обеспечивает полноценный интерактивный диалог в образовании.

Диалогизм педагогического взаимодействия как в явной, так и в неявной форме способствует установлению субъектной позиции преподавателя и студента. В полноценно реализуемом в дистанционном обучении диалоге студент становится не просто слушателем, но активным со-участником образовательного процесса, что соответствует требованиям ФГОС ВО по обеспечению готовности обучающегося включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, с участниками культурно-просветительской деятельности.

Заключение

Можно наметить ряд вопросов, требующих сегодня дополнительной проработки. Прежде всего, заметим, что ведению диалога в дистанционном обучении так же, как и в традиционном обучении, нужно обучать и педагога, и обучающихся. Начинать надо либо

со знакомства с целостными диалогическими образцами, рассматриваемыми в качестве эталона для построения ему подобных, либо предлагая пути перехода от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Требуют доработки вопросы соответствующей технической оснащённости и готовности педагогов к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, вопросы совершенствования психологических механизмов диалогической речи, формирования умений продуктивного учебного взаимодействия с участниками дистанционного обучения в условиях онлайн и офлайн речевой ситуации.

Литература

1. ИвлевЮ.В. Логика. М.: МГУ, 1992. 270 с.

2. Читао И.А. К вопросу о приемах обучения диалогу в старших классах // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 1. С. 208-212.

3. Попов Т., Сиджимова Д. Диалог со студентами во время работы на лекциях и место преподавателя в данном процессе // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 146-150.

4. Аниськина Л.В. Дискуссия как организационная форма учебного диалога // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2008. № 10. С. 128-131.

5. Колокольцева Т.Н. Диалог и диалогичность в интернет-коммуникации // Известия ВГПУ. 2011. № 8. С. 128-133.

6. Коротаева Е.В. Интерактивный диалог в образовании: вчера, сегодня, завтра // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 207-211.

Статья поступила в редакцию 24.04.17.

Принята к публикации 27.06.17.

DIALOGUE IN DISTANCE EDUCATION

Tatiana A. BORONENKO - Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: [email protected] Anna V. KAISINA - Cand. Sci (Education), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] Vera S. FEDOTOVA - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., e-mail: [email protected] A. Pushkin Leningrad State University, Pushkin, Russia

Address: 10, Peterburgskoe shosse, Pushkin, Leningrad Region, Russian Federation

134

Bbicrnee odpasoeame e Poccuu • № 8/9, 2017

Abstract. The purpose of the study is to identify possible forms of organization of dialogical interaction of educational process participants in distance education. Research methods included an analysis of information about capabilities and services of distance learning systems in the organization of dialogue of a teacher and students. The main results are presented in the positioning dialogue as an effective form ofpedagogical interaction, which contributes to the formation ofthe subjective position of a teacher and student, their personal development. The authors show the relevance of the educational dialogue between teacher and students in implicit and explicit form with the use of the powerful potential of modern ICT. The paper adduces examples of electronic discussion within an electronic educational resource. The authors highlight the importance ofexpanding the dialogue interaction in the online space through the use offunctionality of learning management systems, we-binars, blogs, video conferencing, Skype technologies, collaboration with an interactive whiteboard, massive open online courses. All these tools can be effectively used in students' learning process. The paper discusses the perspective areas of research on improving the dialogue interaction in distance education.

Keywords: dialogue, distance learning, distance education technologies, information and communication technology, distance learning systems, electronic educational resource

Cite as: Boronenko, T.A., Kaisina, A.V., Fedotova, V.S. (2017). [Dialogue in Distance Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9 (215), pp. 131-134. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Ivlev, Yu.V. (1992). Logika [Logic]. Moscow: Moscow State University Publ., 270 p. (In Russ.)

2. Chitao, I.A. (2006). [To the Question of Methods of Teaching Dialogue in High School]. Vestnik Adyge-jskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin ofAdyghe State University]. No. 1, pp. 208-212. Available at: http://vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/89/chitao2006_1.pdf (In Russ.)

3. Popov, T., Sidzhimova, D. (2013). [Dialogue with Students During Work on Lectures and the Teacher's Role in this Process]. Vestnik po pedagogike i psihologii Yuzhnoi Sibiri [Herald in Education and Psychology ofSouthern Siberia]. No. 1-2, pp. 146-150. (In Russ., abstract in Eng.).

4. Anis'kina, L.V. (2008). [Discussion as an Organizational Form ofEducational Dialogue]. Izvestija Penzen-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo [News of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. No. 10, pp. 128-131. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kolokol'tseva, T.N. (2011). [Dialogue and the Dialogic in the Internet Communication]. Izvestija Volgo-gradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News ofVolgograd State Pedagogical University]. No. 8, pp. 128-133. (In Russ., abstract in Eng.).

6. Korotaeva, E.V. (2013). [Interactive Dialogue in Education: Yesterday, Today, Tomorrow]. Pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. No. 4, pp. 207-211. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 24.04.17.

Accepted for publication 27.06.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.