Научная статья на тему 'Диалогический подход к аналитической работе будущих дирижеров хора (педагогический аспект)'

Диалогический подход к аналитической работе будущих дирижеров хора (педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCENTRE (NOUN) / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КОНЦЕНТР / ARTISTIC DIALOGUE / DIALOGUE-ORIENTATED PEDAGOGIC SITUATION / HOLISTIC ANALYSIS OF CHORAL SCORES / PERFORMING INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юлпатова Елена Юрьевна

Включение диалога в музыкально-образовательный процесс рассматривается в качестве основной тенденции развития современного высшего профессионального музыкального образования. Обосновываются педагогические ситуации диалогической направленности, которые дифференцируются по степени представленности в них диалогической тенденции, реализуются на различных этапах профессиональной подготовки хоровых дирижеров в вузах искусств и обеспечивают комплексное, целостное воздействие на личность и деятельность будущего музыканта-исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Юлпатова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogic slant to analytical work by future conductors of the choir (pedagogic aspect)

Enabling dialogue in musical education process is considered as the main trends in the development of modern higher professional music education. dialogic orientation of pedagogic situations, which are differentiated by the representation of their dialogic tendencies implemented at various stages of training choral conductors in high schools of arts and provide a comprehensive, holistic impact on the identity and activities of the future of the performing musician are substantiated.

Текст научной работы на тему «Диалогический подход к аналитической работе будущих дирижеров хора (педагогический аспект)»

6. Якимов А.Е. Особенности употребления некоторых топонимов и культура русской речи // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ

«Грани познания». - 2011. - № 4 (14) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.grani.vspu.ru (дата обращения 23.01.2014).

УДК 78

Юлпатова Елена Юрьевна

кандидат педагогических наук Волгоградский государственный институт искусств и культуры

eyulpato va@rambler. ш

ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ БУДУЩИХ ДИРИЖЕРОВ ХОРА (педагогический аспект)

Включение диалога в музыкально-образовательный процесс рассматривается в качестве основной тенденции развития современного высшего профессионального музыкального образования. Обосновываются педагогические ситуации диалогической направленности, которые дифференцируются по степени представленности в них диалогической тенденции, реализуются на различных этапах профессиональной подготовки хоровых дирижеров в вузах искусств и обеспечивают комплексное, целостное воздействие на личность и деятельность будущего музыканта-исполнителя.

Ключевые слова: художественный диалог, педагогическая ситуация диалогической направленности, целостный анализ хоровой партитуры, исполнительская интерпретация, концентр.

Йсалог как особый вид взаимоотношений в музыкально-образовательном процессе, с одной стороны, и как основа музы-льтуры, с другой, приобретает особую значимость в связи с реализацией современной образовательной парадигмы в системе профессионального музыкального образования. Не случайно многие ведущие педагоги-музыканты (А.С. Бази-ков, В.И. Горлинский, Е.Г. Гуренко, И.А. Медведева, Е.Р. Сизова, Г.М. Цыпин и др.), выявляя основные проблемы системы современного профессионального музыкального образования, обосновывают необходимость поиска новых подходов к определению его целей и задач, а также содержания, принципов и методов. В этой связи включение в процесс профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей технологий интерактивного взаимодействия, ведущим признаком которых является диалог, будет способствовать реализации современных образовательных тенденций, ориентировать будущего специалиста на умение понимать и соучаствовать, творить и «сотворчествовать».

Профессия хорового дирижера особым образом обращена к диалогу. Стоит отметить, что профессиональная деятельность хормейстера интерактивна по своей природе, принципиально диалогична. В качестве собеседников в этом диалоге выступают участники хорового коллектива, а также слушатели, присутствующие при исполнении. При этом, если первых дирижер информирует о целях и способах индивидуальной интерпретации музыки, то последним он передает замысел автора произведения, а также смысл собственной художественной интерпретации.

В педагогической науке к настоящему времени существует ряд исследований, касающихся различ-

ных проблем профессиональной подготовки будущих дирижеров хора. В большинстве работ в области теории и практики обучения дирижеров-хормейстеров акцентируется внимание, в первую очередь, на технологических проблемах вокально-хоровой и собственно дирижерской подготовки (В.Н. Венедиктова, И. Ю. Горская, А.Ф. Кречковс-кий, К.П. Матвеева, Т.А. Первушина, Т.А. Эстри-на и др.), а также на различных вопросах теории и методики овладения мануальной техникой (Л.М. Андреева, А.А. Егоров, С.А. Казачков, К.А. Ольхов, К.К. Пигров, П.Г. Чесноков и др.). Несмотря на всю ценность полученных к настоящему времени результатов, заметим, что проблематика диалога применительно к процессу профессионального образования будущих дирижеров хора в целом, а также в такой важной составляющей профессиональной деятельности хорового дирижера, как аналитическая работа, до настоящего времени не стала предметом специального научного осмысления.

Значение аналитической работы в процессе профессионального образования будущего хорового дирижера не подлежит сомнению. Оно обусловлено ее прямой взаимосвязью с исполнительской деятельностью, поскольку от умения грамотно анализировать произведение напрямую зависит убедительность его трактовки, наличие творческой индивидуальной составляющей в исполнительской интерпретации. Это служит основанием для пересмотра подходов к аналитической работе, которая является важнейшим смыслообразующим основанием для дальнейшей исполнительской трактовки хоровых произведений. Таким образом, исследование возможностей диалогического подхода в аспекте аналитической работы будущего профессионального дирижера хора будет способствовать ре-

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Юлпатова Е.Ю., 2014

шению проблемы реализации диалога в практике профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в целом, а также позволит расширить границы понятия «анализ музыкального произведения», применительно к данной специальности, в частности.

Заметим, что смысл понятия «анализ музыкального произведения» в традиционном значении сводится к тому, что этот метод научного исследования направлен на разбор целого произведения путем изучения его определенных сторон, свойств, составных частей. Анализ позволяет проникнуть вглубь формы текста и включает определенную технику структурного анализа текста, которую называют «анатомирование». Оно имеет целью выявление структуры произведения путем разделения его на элементы и поэтапное изучение каждого из них. Такой анализ призван постичь смыслообра-зующее значение внутреннего строения текста и ориентирован на постепенное, линеарное движение логики исследования. Многие авторы, среди которых Л.А. Безбородова, В.Л. Живов, Р.Н. Ер-ман, О.П. Коловский и другие, придерживаются традиционного плана анализа хорового сочинения, состоящего из четырёх или пяти разделов, привнося в своих работах лишь некоторые незначительные структурные коррективы, предлагая перенести акценты на те или иные вопросы.

Современные исследователи также ориентированы исключительно на линеарный подход к проблематике анализа хорового произведения, дополняя традиционный план новыми разделами. В частности, Г.Н. Рахимова, считая структуру традиционного плана наиболее «приемлемой и основной, так как сами названия его разделов, предполагают систему понятий, категорий, методов исследования» [2, с. 61], полагает, что четыре основных раздела анализа могут быть дополнены еще двумя разделами, такими как «музыкально-поэтический и ре-петиционно-педагогический». При этом, первый из них обычно составляет часть либо историко-эсте-тического, либо музыкально-теоретического раздела, а второй представляет заключение или репетиционный план.

Не трудно заметить, что при линеарном подходе к анализу хоровой партитуры, характеризующемся последовательным рассмотрением различных сторон произведения, существует реальная проблема разрозненности аналитических оснований, что часто не позволяет осмыслить хоровое произведение, как сложное целостное явление. В контексте проблематики нашей статьи заметим, что подобное «анатомирование» или линейность (линеар-ность) приводит к отсутствию такого важного качества, как диалогичность, то есть процесс общения с произведением искусства. При этом важнейшим признаком такого диалога является «степень отклика», при котором «каждое сообщение связано не только с предыдущими сообщениями, но

и с отношением этих сообщений к сообщениям, предшествующим им» (Википедия).

Стремление от разрозненного к комплексному анализу находит теоретическое воплощение в методе так называемого «целостного» анализа, нашедшем свое отражение в работе В. Цуккермана «Рондо в его историческом развитии». Современный отечественный музыковед Г.Р. Консон, в своей статье «Целостный анализ как универсальный метод научного познания музыкальных произведений (к постановке проблемы)» приводит мнения различных известных исследователей, выступающих как в поддержку метода В.А. Цуккермана, так и резко критикующих его.

В связи с вышеизложенным обратимся к мнению таких ученых, как М.Ш. Бонфельд и Н.С. Гу-ляницкая, чьи высказывания о методе целостного анализа позволяют не только примирить крайние позиции, но и перевести метод целостного анализа в практическую плоскость художественного диалога, что является принципиально важным для осуществления проекции выдающегося исследовательского метода В.А. Цукермана в педагогическую практику. В частности, М.Ш. Бонфельд оценивает целостный анализ как сложный вид анализа, требующий от исполнителя целостной системы качеств, таких как фундаментальная музыкально-теоретическая подготовка, талант музыковеда-интерпретатора, а также литературные способности. О системности идет речь и в работах Н.С. Гуля-ницкой, которая рассматривает целостный анализ как метод, посредством которого исследуются музыкально-выразительные средства, направленные «на определённое художественное задание». Наравне с другими аналитическими методами, автор отмечает значение художественно-практической составляющей аналитической деятельности, способствующей построению аналитической системы заданий-действий, через которые практически будут реализовываться объединяющие, синтезирующие возможности целостного анализа. Для музыканта-исполнителя, в целом, и дирижера хора, в частности, при осуществлении аналитической деятельности именно вопросы системности являются первоочередными, поскольку их реализация позволит перейти от традиционной линеарной направленности анализа хоровой партитуры к диалогическому общению с художественным произведением.

В практике профессиональной подготовки будущих хоровых дирижеров диалогические возможности целостного анализа хоровой партитуры наиболее эффективно реализуются посредством подключения системы педагогических ситуаций диалогической направленности [4]. Они разработаны и внедряются на различных этапах профессиональной подготовки хоровых дирижеров в вузах искусств, дифференцируются по степени представленности в них диалогической тенденции и обеспечи-

вают комплексное, целостное воздействие на личность и деятельность будущего музыканта-исполнителя. В частности, на информационном этапе вузовского обучения (1 курс) наиболее эффективна ситуация художественного диалога первого типа -«диалог по поводу искусства» - конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «педагог-студент»; на мотиваци-онно-рефлексивном этапе (2-3 курсы) наиболее эффективна ситуация художественного диалога второго типа - «диалог через искусство» - конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «педагог - музыкальное произведение - студент»; на синтезирующем этапе (4 курс) наиболее эффективна ситуация художественного диалога третьего типа - «диалог с искусством», конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «музыкальное произведение - студент».

Особенности применения указанных педагогических ситуаций в условиях подготовки к исследовательской деятельности будущих хоровых дирижеров связаны с использованием нетрадиционного концентрического метода. Заметим, что наряду с другими методами (индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, исторический, методы аналогий и контраста и др.) концентрический метод позволяет сконцентрировать аналитическую деятельность вокруг проблемы-концентра. В рамках данного метода не постепенное, а вращающееся («кружащееся») движение вокруг выбранного концентра позволит одновременно рассмотреть художественное явление со всех сторон, и обеспечит переход к следующему концентру на новом этапе.

Для анализа хоровой партитуры нами было выбрано три концентра (содержание, музыкальная форма, интерпретация), определение которых не является случайным, но обусловлено их тесной взаимосвязью. В частности, содержание, являясь отображением реальной действительности, смыслом, воплощенным в специфических музыкальных образах, находит свое отражение в определенных структурных границах. Музыкальная форма, которая по своей сути является производной от содержания, ориентирована на его воплощение с использованием организованной системы музыкальных средств. Обращение к категории «интерпретация», которая рассматривается в современном музыкознании и музыкальной психологии как творческое «индивидуализированное» истолкование музыкального произведения, связано с пониманием результирующей сущности данного понятия, поскольку именно интерпретация представляет собой итог понимания содержания музыкального произведения, воплощенного в музыкальную форму. Одновременно с этим, будучи «диалектическим видом творчества» (Л.П. Казанцева), интерпретация представляет собой многогранное явление, на-

правленное на обнаружение множества смыслов и именно поэтому исполнительская интерпретация может рассматриваться как своего рода диалог с автором музыкального произведения, как духовное общение равноправных творческих личностей.

В условиях подключения системы педагогических ситуаций обращение к перечисленным концентрам при анализе хоровой партитуры наполняется каждый раз новым смыслом. Так, в условиях реализации ситуации художественного диалога первого типа при рассмотрении содержания хорового произведения диалог «по поводу искусства», в первую очередь, затрагивает вопросы лингвистического анализа текста хоровой партитуры. При этом под лингвистическим анализом понимается «вид языкового анализа, направленного на выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения. В этом случае лингвистический анализ смыкается с анализом литературоведческим» (Т.В. Жеребило). При анализе музыкальной формы в условиях данной ситуации затрагиваются вопросы, касающиеся анализа грамматической (синтаксической) стороны произведения. Синтаксическими компонентами музыкальной формы являются не только структура целого произведения и пропорции его частей (таких как фраза, предложение, период, экспозиция, разработка, реприза и кода, двухчастная, трехчастная форма и т.п.), но и мелодика, гармония, ритм, фактура, тембровые и регистровые средства. Операциональный или технологический анализ интерпретации в данной педагогической ситуации связан с выявлением собственно исполнительских средств (определение типа, вида хорового коллектива, диапазонов хоровых голосов), вопросов вокально-хоровой техники.

При подключении ситуации второго типа («диалог через искусство») при анализе содержания внимание концентрируется на историческом анализе хорового произведения, который основывается на рассмотрении социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии и предполагает анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими стилевыми условиями их существования. В данной связи при рассмотрении вопросов музыкальной формы уже не следует ограничиваться вопросами структурирования. Для перехода к основному понятию-концентру «музыкальная форма» происходит «виток» к вопросам жанра.

Как известно, понятие музыкального жанра воплощает в себе основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики, а именно взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и их сугубо музыкальными характеристиками. Особое значение понятие «жанр» приобретает при рас-

140

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

смотрении образцов хоровой музыки (обработки народных песен, хоровые миниатюры, концерты и другие). Подобно тому, как в инструментальной старинной, культовой музыке, а также в классических музыкальных произведениях музыкальная форма практически неотделима от жанра(мадригал, респонсорий, секвенция, а также фуги, сонаты, рондо и др.), в хоровых произведениях музыкальный жанр также является одним из важнейших средств художественного выражения.

Процесс жанрового развития является динамическим по своей природе, что в сравнении со структурой представляет внутреннюю сторону музыкальной формы, которую можно назвать процессом формотворчества. В условиях ситуации второго типа рассматривается процессуально-грессивный аспект подобного формотворчества (от лат. gressus - ход, движение, переход). Процессуально-грессивный анализ связан с процессом развития хорового произведения с позиции дирижера-исполнителя. Он ориентирован на необходимость отразить в исполнении драматургическое изменение материала, зарождение образа, его экспозиционное и дальнейшее изложение, вертикальные или горизонтальные сочетания материала, точные или неточные повторения, а также возможное рождение нового материала из предыдущего.

Третий тип педагогической ситуации - «диалог с искусством» - в большей степени ориентирован на интерпретацию, которая затрагивает вопросы развития, т.е. исполнительского воплощения всего того, что происходит с музыкальным содержанием, музыкальной формой, словом, с художественным материалом в композиции целого. В этой связи при анализе содержания на первый план выступает психологический анализ, особенностью которого является то, что объектом его изучения становится психическая реальность, психические процессы, состояния человека, что выражается в эмоциональном напряжении, динамике, агогике и других элементах музыкальной речи. В подобном контексте анализу подвергается «дирижерско-исполни-тельская экспозиция» (термин А.А. Егорова), которая может быть реализована только в том случае, если на основе анализа дирижер всесторонне осмыслил сущность музыкального произведения и сжился с ним, с его образным строем, формой и фактурой. Только полное понимание сущности исполняемого произведения и средств дирижерской выразительности дадут возможность найти верный художественный образ произведения, наметить точный план его исполнительского воплощения, определить соответствующую ему артикуляцию.

Примечательно, что в условиях указанной педагогической ситуации педагог фактически исклю-

чается из активного процесса общения с произведением. Если при подключении ситуации художественного диалога первого типа функция педагога была направляющей, при подключении ситуации второго типа - провоцирующей, то специфика работы педагога на третьем этапе заключается в проявлении особой позиции - «взгляда со стороны», которая по своей сути отражает планируемую в перспективе слушательскую позицию. Педагог больше задает вопросы, чем сам отвечает, больше подвергает сомнениям, чем отрицает, тем самым мотивируя студента к самостоятельному поиску решения, к формированию умения приходить к консенсусу-диалогу на основе сопоставления различных точек зрения.

Наличие диалогического подхода в практике вузовской подготовки будущего профессионального дирижера хора свидетельствует о внедрении форм и методов обучения, которые направлены на дальнейшее совершенствование подготовки студентов в современном вузе искусств. Диалог, способствуя «творческому дотягиванию» и «самораскрытию таланта» [3, с. 37], становится важным условием для творческого развития профессионала художественной сферы. Основным средством реализации диалогического подхода к аналитической деятельности в практике профессиональной подготовки дирижеров хора является поэтапное подключение системы педагогических ситуаций художественного диалога с использованием концентрического метода исследования. При таком подходе центральная роль принадлежит обучающимся, тогда как педагог выполняет функции помощника, собеседника, соответственно, диалог и взаимодействие преобладают над монологом и воздействием.

Библиографический список

1. Арановская И.В. Музыкальное искусство и развитие личности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2008. - № 8 (32). - С. 124-130.

2. Рахимова Г.Н. К вопросу об анализе хорового произведения // Анализ музыки в контексте задач музыкальной педагогики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) 18 мая 2011 г. - Уфа: Вагант, 2012. - 124 с.

3. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 240 с.

4. Юлпатова Е.Ю. Диалог в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2011. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.