Научная статья на тему 'Диалог учителя и учеников в пространстве искусства как условие формирования эстетического отношения к миру'

Диалог учителя и учеников в пространстве искусства как условие формирования эстетического отношения к миру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / DIALOGUE / FORMATION OF AESTHETIC ATTITUDE TO THE WORLD AMONG YOUNGER ADOLESCENTS / COMMUNICATIVE ACTIVITIES IN THE CLASSROOM VISUAL ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташова Н. А., Волкова М. Г.

В статье определяется потенциал использования диалога как инструмента формирования эстетического отношения к миру у младших подростков. Авторы проводят исследование на основе личностно ориентированного, аксиологического, культурологического и деятельностного подходов. Подчеркивается роль коммуникативной деятельности на уроках изобразительного искусства и целесообразность включения в педагогический процесс таких форм работы, как фронтальная, комплексная и коллективно-производственная. В статье представлены результаты исследования уровней сформированности эстетического отношения младших подростков к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIALOGUE OF TEACHERS AND STUDENTS IN THE FIELD OF ART AS THE CONDITION FOR THE FORMATION OF AESTHETIC RELATIONSHIP TO THE WORLD

The article defines the potential of using dialogue as a tool that the formation of aesthetic relationship to the world in younger adolescents. The authors conduct the study on the basis of personality-oriented, axiological, culturological-tion and activity approaches. Emphasizes the role of communicative activities in the classes of art and the appropriateness of the pedagogical process of such forms of work as a front-end, integrated and collective production. The article presents the results of a study of levels of formation of esteti-IC relationships of younger adolescents to the world.

Текст научной работы на тему «Диалог учителя и учеников в пространстве искусства как условие формирования эстетического отношения к миру»

УДК 372.874

ДИАЛОГ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ1

Асташова Н.А., Волкова М.Г.

В статье определяется потенциал использования диалога как инструмента формирования эстетического отношения к миру у младших подростков. Авторы проводят исследование на основе личностно ориентированного, аксиологического, культурологического и деятельностного подходов. Подчеркивается роль коммуникативной деятельности на уроках изобразительного искусства и целесообразность включения в педагогический процесс таких форм работы, как фронтальная, комплексная и коллективно-производственная.

В статье представлены результаты исследования уровней сформированности эстетического отношения младших подростков к окружающему миру.

Ключевые слова: диалог, формирование эстетического отношения к миру у младших подростков, коммуникативная деятельность на уроках изобразительного искусства.

THE DIALOGUE OF TEACHERS AND STUDENTS IN THE FIELD OF ART AS THE CONDITION FOR THE FORMATION OF AESTHETIC RELATIONSHIP TO THE

WORLD

Astashova N.A. , Volkova M.G.,

The article defines the potential of using dialogue as a tool that the formation of aesthetic relationship to the world in younger adolescents. The authors conduct the study on the basis of personality-oriented, axiological, culturological-tion and activity approaches. Emphasizes the role of communicative activities in the classes of art and the appropriateness of the pedagogical process of such forms of work as a front-end, integrated and collective production.

The article presents the results of a study of levels of formation of esteti-IC relationships of younger adolescents to the world.

Keywords: dialogue, formation of aesthetic attitude to the world among younger adolescents, communicative activities in the classroom visual arts.

Общеизвестно, что понятие «диалог» чаще всего употребляется как встреча двух или нескольких мнений, позиций, уникальность которых доказывается, отстаивается и в конечном результате сохраняется или трансформируется. Потенциал диалога огромен, он стимулирует активность мышления, развитие психических процессов, эмоциональных проявлений и интеллектуальных умений. Именно поэтому в формировании эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков роль диалога «учитель-ученик» может быть ключевой. Во-первых, если речь идет о подростковом возрасте, то взаимодействие приобретает особый смысл, ведь у подростка качественно перестраивается система отношений к себе, к другим людям, к окружающему миру. Во-вторых, когда в центре внимания участников диалога находится искусство, то пространство диалога заполняется художественными образами, которые стимулируют развитие эстетического восприятия, эстетического мышления, эстетических чувств и эстетической деятельности.

И возможно, самое главное - использование диалога «учитель-ученик» как условие

1

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Брянской области в рамках научного проекта № 17-16-32003

формирования эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков дает толчок углубленному развитию способности к творчеству и созданию образцов культуры и искусства, которые не только отвечают характеристикам «прекрасного», но и могут экстраполироваться на другие сферы жизни.

Понятие «диалог» рассматривается нами как «способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения [1, с.136]. Важным в нашем исследовании является ключевой тезис русского философа М.М. Бахтина: «Жить - значит участвовать в диалоге» [2, с. 118], что позволяет увидеть противоречия, спорные моменты, разные точки зрения и относиться к ним с уважением. Вызывает интерес и позиция М.Бубера, который подчеркивал, что диалог- это бытие, в котором возникают и существуют этические, эстетические, теоретико-познавательные вопросы, а также вопросы культуры [4]. При этом ученый выделял три вида диалога: подлинный, в котором с помощью слова (молчания) осуществляется попытка установить и развивать живое взаимоотношение; технический, вызванный лишь необходимостью объективного взаимопонимания; «замаскированный под диалог монолог, в котором два человека или несколько собравшихся людей странными извилистыми путями говорят с самими собой, полагая при этом, что они избавлены от мучительного пребывания лишь с самими собой»

[4].

Изучение проблемы использования диалога учителя и учеников в пространстве искусства актуализировало важную идею М.С. Кагана о том, что диалог - это такой тип общения, для которого свойственно создание общего нового интеллектуального продукта (идеи, решения и т.п.) [5]. Иными словами, диалог - это совместное творчество, где участники познают себя, выясняют детали, проясняют смыслы, ощущают себя полноценными партнерами, взаимодействуют и взаимообогащаются.

В рамках проводимого нами исследования мы, используя ресурсы диалога в формировании эстетического отношения к миру младших подростков, пришли к выводу, что диалог задает смысловые характеристики рассматриваемых процессов, явлений, предметов, он направлен на интерпретацию полученной информации и является эффективным инструментом результативного педагогического процесса. А в условиях пространства искусства диалог приобретает уникальные формы, поскольку в этой ситуации активно включается эмоционально-ценностный компонент, доминирующий при восприятии искусства, анализа его выразительных средств и художественного творчества в целом.

Наше обращение к документам, регламентирующим деятельность современной школы, убедило нас в том, что использование пространства искусства и его ресурсов, включение механизмов диалога в образовательный процесс как никогда актуально и результативно. В частности, согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025» важным в работе современной школы является «эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и

кинематографического»[8]. Особое внимание в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» уделяется формированию у школьников базовых национальных ценностей, к которым, в частности, относится «искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие»[6].

Среди задач, каждодневно решаемых учителем, важнейшей является задача приобщения воспитанников к миру прекрасного, формирования у них эстетических чувств, эстетических потребностей, развитие эстетических ценностей, позволяющих им постоянно обращаться к произведениям искусства как источнику и средству изменения себя к лучшему. Между тем, вопросы приобщения младших подростков к культуре, изобразительному искусству не решаются на том уровне, который бы соответствовал

личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, отмеченным в ФГОС ООО: «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера» [7].

Формирование эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков в нашем исследовании осуществляется на основе личностно ориентированного, аксиологического, культурологического и деятельностного подходов. Личностно ориентированный подход подчеркивает важность учета индивидуальных особенностей учащихся и поддержки самобытности личности; аксиологический подход предусматривает определение ценностных доминант в культуре личности и общества. Идеи развития культуры, влияние человека на социокультурные процессы, формирование эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков представлены в контексте культурологического подхода, который осуществляется на основе идеи развития творчества личности, реализации духовных и культурных традиций России. При этом мы опираемся на культурологическую концепцию Е.В.Бондаревской[3], на ее основную идею, смысл которой сводится к тому, что необходимо стремиться воспитывать человека культуры через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами. Исходное положение концепции связано с ценностным отношением к человеку как самоцели, к поиску «человека в человеке». Столь же важной является и выстроенная система отношений к ученику, учителю, образованию в плоскости культуры.

Е.В. Бондаревская выделила основополагающие ценности культурологического подхода в педагогической системе: естественно, это человек как субъект культуры, образование как развивающая культурная среда, система личных и культурных смыслов, диалог и творчество как пути развития человека в культуре.

Ученик, согласно этой концепции - это субъект образования, способный к культурному саморазвитию. Учитель - это связующее звено между ребенком и культурой, человек, вводящий в мир культуры (ценностей). Образование - это процесс присвоения культуры через личностные смыслы, сотрудничество и диалог. Таким образом, созидается образовательное пространство, где происходит становление человека культуры, приобщение к ценностям культуры, а высшей ценностью является человек.

Особую роль в исследовании играет деятельностный подход, ориентирующий на активность личности в разных видах деятельности, которые непосредственно влияют на получение качественного результата и в развитии личности, и в развитии отношения к окружающему миру, и в определении перспектив культурного строительства. Нами была организована серия диалогов учителя и учеников - Диалоги об искусстве, о художниках, о картинах, о цвете в искусстве - и выяснилось, что такого рода деятельность развивает способности воспринимать и оценивать красоту в искусстве и жизни, формирует эстетические вкусы, чувства и идеалы личности.

В современных условиях каждый учитель понимает, что эстетическое воспитание младших подростков является важной составной частью развития целостной личности, способной к творческой, а также любой созидательной деятельности. Включение в этот процесс диалога «учитель-ученик» делает развитие ребенка полноценным, поскольку происходит познание истины, познание мира и себя в нем.

Формирование эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков на уроках изобразительного искусства может быть организовано в условиях продуманной и точно выстроенной коммуникативной деятельности. Мы рассматриваем коммуникативную деятельность как активность личности, предметом которой выступает другой человек, являющийся партнером по общению. Между тем, коммуникативная деятельность может быть направлена на природу, искусство, окружающий мир и др. и является достаточно сложной многоканальной системой взаимодействия людей, а также социальных общностей, влияющей на формирование эстетического отношения к

окружающему миру.

Организуя коммуникативную деятельность диалогической направленности, мы учитывали особенности диалога:

• объективная проблемность;

• субъективно переживаемая ситуация поиска смысла;

• потенциал искусства как многоканальной системы;

• отношения общности между участниками диалога;

• особое отношение к Другому, «другодоминантность»;

• незавершенность результата, стимулирующая мыслительную активность и т.д.[1, с. 136-137].

Коммуникативная деятельность на уроках изобразительного искусства является основой для оказания мощного эстетического воздействия на учащихся, и, что очень важно, она способна корректировать деятельность и отношения личности. Основными структурными компонентами личностно ориентированной коммуникативной деятельности выступают предмет общения, задачи общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действия общения, средства общения, продукт общения.

Диалогичны цели коммуникативной деятельности на уроках изобразительного искусства:

• развитие коммуникативных способностей младших подростков;

• появление у учащихся стремления к эстетическому общению;

• развитие умения слушать других, а также отстаивать собственную точку зрению во время совместного занятия творческой деятельностью;

• активизация познавательного процесса, а также расширение возможностей для того, чтобы реализовать полученные знания;

• формирование эстетического отношения к окружающему миру;

• активизация изобразительного творчества в учебной деятельности.

Благодаря коммуникативной эстетической деятельности на уроках изобразительного искусства у учеников формируются позитивные взаимоотношения с одноклассниками, приобретается умение работать в коллективе, а также высоко ценить художественное творчество других учеников.

Определение функций коллективной изобразительной деятельности позволило нам установить ресурсы формирования эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков:

• информационная функция: обмен чувственной и познавательной информацией;

• контактная: готовность принимать, а также передавать информацию;

• координационная: согласование действий и организация взаимодействия;

• перцептивная: восприятие (и понимание) друг друга учениками младшего подросткового возраста;

• развивающая: положительное изменение личных качеств учеников-участников коллективной деятельности.

В образовательный процесс нами были включены такие формы коммуникативной деятельности, как:

• фронтальная форма, которая заключается в коллективной работе учеников, направленной на соединение их индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной задачи, либо на основе общего замысла композиции;

• комплексная форма, которая состоит в выполнении коллективной работы на одной плоскости, когда младший подросток выполняет свою часть задания, обладая представлением о том, каким должен быть общий результат и согласовывая свои действия с другими учащимися;

• коллективно-производственная форма, которую также именуют индивидуально-производственной. Данная форма выстраивается по принципу конвейера, при котором

каждый ученик выполняет определенную операцию, которая была ему поручена.

Представленные формы коммуникативной деятельности содержат диалогический компонент, который ориентирует школьников на взаимодействие, активизацию изобразительного творчества в учебной и внеклассной работе, развитие умений сотрудничать, уважать чужое мнение, а также отстаивать собственные творческие идеи.

Для проверки идеи включения диалога как инструмента формирования эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков, нами была проведена экспериментальная работа на базе МОУ СОШ №43 г. Брянска на уроках изобразительного искусства в 5 классах и учреждении дополнительного образования «Созвездие медведя» г. Брянска. Всего в эксперименте приняли участие 60 учеников (экспериментальная и контрольная группы).

Оценка уровней сформированности эстетического отношения младших подростков к окружающему миру проводилась по методике Б. Блума, включающей когнитивный компонент - «знание», «понимание»; практический - «применение»; ценностно-смысловой компонент - «анализ», «синтез», «оценка». Дополнительно использовались наблюдение, беседа, тесты, опросники, написание эссе, анализ практических работ.

Предложенный диагностический инструментарий дал возможность проследить динамику роста эстетического развития учащихся от начального этапа эксперимента до получения итогового результата.

Для определения уровней эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков были разработаны критерии и показатели.

Таблица 1

Уровни, критерии и показатели эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков

Критерии Показатели Уровни

Низкий Средний Высокий

Знания Информация об искусстве, выразительных средствах, художественных умениях, о художниках, творчестве Имеет общее представление об искусстве, может использовать конкретный материал Наличие достаточной информации об эстетике, искусстве, выразительных средствах художественной деятельности Обладает широкими знаниями об эстетике, искусстве, художественном творчестве, выразительных средствах

Понимание Объяснение эстетических явлений, художественного языка, основ эстетического отношения к миру Может описать характеристики эстетических явлений, художественного изображения Демонстрируетс я восприятие и интерпретация полученной информации по искусству, художественной деятельности Объяснение полученной информации об искусстве, художественной деятельности, развитие эстетических убеждений

Применение Использование имеющихся знаний об искусстве, выразительных средствах, решение художественных задач Может применить имеющиеся знания в стандартной ситуации, возможны ошибки Может решать поставленные задачи, используя имеющиеся знания теории и практики художественной деятельности Применение знаний об искусстве, выразительных средствах в стандартных и не стандартных ситуациях

Анализ Может Может Выделение

Выделение разделить целое определить частей целого на

компонентов из на части, компоненты целого, основе

эстетической системы, например, показать связи между определенных

искусства, основ художественное ними, выявить критериев,

эстетического произведение, различия подчеркивание

отношения к миру, однако, критерии главного

проведение деления не компонента,

эксперимента в всегда проведение

художественной определены эксперимента

деятельности

Синтез Может На основе Творческая

Соединение объединить выделенных связей переработка

компонентов искусства, разные может соединить информации об

художественных компоненты в имеющиеся искусстве,

средств в нечто целое, единое целое компоненты в единое художественном

поиск и эксперимент целое произведении для

создания нового

целого

Оценка Может Может Определение

Определить определить роль определить значение качества

критерии оценки и значение искусства, эстетической

значимости искусства, художественного выразительных деятельности на

выразительных произведения средств, основе

средств, эстетического художественных доказательств и

отношения к миру произведений, аргументов; умение

представив защитить свою

аргументы точку зрения

Констатирующий эксперимент позволил установить показатели уровня эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков - в контрольной группе: низкий -52%, средний - 39 %, высокий - 9% испытуемых; в экспериментальной группе: низкий уровень - 50%, средний - 43%, высокий - 7% (см. Таблица 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков

№ Показатели Методика Уровни, %

п/п диагностики Высокий Средний Низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1 Знание опрос 0 0 60 64 40 36

2 Понимание опрос 4 0 1 0 99 99

3 Применение Практическое задание 10 7 23 32 65 61

4 Анализ тест 8 7 2 8 90 86

5 Синтез тест 2 5 90 85 7 10

6 Оценка тест 10 15 70 70 19 15

Итог (средний показатель): 9 7 39 43 52 50

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о низком уровне развития эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков.

После проведения в рамках формирующего эксперимента серии уроков «Городской пейзаж», диалогов об искусстве в экспериментальной группе и учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в обеих группах, повторно

диагностировался уровень эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков с использованием тех же методов диагностики.

У подростков экспериментально группы: низкий уровень - 3% испытуемых, средний - 56%, высокий - 39%, в контрольной группе: низкий уровень проявился у 15% испытуемых, средний - у 54%, высокий - у 31% (Таблица 3).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что внедрение экспериментальной программы - серии уроков «Городской пейзаж», использование потенциала диалога учителя и учениковпривели к росту уровня эстетического отношения младших подростков к окружающему миру.

Таблица 3

Уровни эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков (формирующий эксперимент)

№ п/п Показатели Методика диагностики Уровни, %

Высокий Средний Низкий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1 Знание опрос 30 28 64 63 4 4

2 Понимание опрос 41 41 48 55 12 4

3 Применение Практическое задание 57 63 43 37 0 0

4 Анализ тест 30 50 47 47 33 3

5 Синтез тест 5 7 85 88 10 5

6 Оценка тест 27 45 37 50 36 5

Итог (средний показатель): 31 39 54 56 15 3

На наш взгляд, на рост уровня сформированности эстетического отношения к окружающему миру у младших подростков повлияли: обращение специального внимания на развитие эстетических мотивов и потребностей; эстетического восприятия и чувств, эстетических ценностей и эстетической (практической) деятельности; использование диалогических механизмов в организации образовательного процесса, повлиявших на принятие школьниками нестандартных решений, выбор ими технических приемов и изобразительных методов. Следует отметить, что при выполнении художественных работ младшие подростки передавали личное настроение, эмоции, владеющие ими в моменты создания своего произведения.

Таким образом, в нашем исследовании удалось определить теоретические основы формирования эстетического отношения младших подростков к окружающему миру, обосновать важность использования диалога учителя и учеников в этом процессе; в контексте результатов опытно-экспериментальной работы показать динамику уровня эстетического отношения младших подростков к окружающему миру.

Список литературы

1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000. 272 с. С. 136.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М: Искусств. 1979. 424 с.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д: Учитель, 1999. 560 с.

4. Бубер М. Два образа веры. Переводчик В.В.Рынкевич М., 1995. С. 108-110 http://lib.ru/FILOSOF/BUBER/ihunddu2.txt

5. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. 180 c.http://padabum. com/d.php?id=44660

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд./ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. М.: Просвещении, 2011. 24 с. (Стандарты второго поколения) Ьйр://а181епок-dom.ucoz.ru/Dokumenty/koncepcija_dukhovno-nravstvennogo_vospitanija.pdf

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года): Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года N 1897 Й1р:/Ы1027. edu35.ru/uchitelyam/639-fgos-s-izmeneniyami

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-рhttp://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

Об авторах

Асташова Надежда Александровна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Волкова М.Г. - аспирант кафедры педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.