УДК 008
ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ПРОСТРАНСТВЕ КОММУНИКАЦИИ
Ирина Владимировна Гаузер
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ассистент кафедры языковой подготовки и межкультурных коммуникаций, тел. (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается теория коммуникации в научной литературе, виды и типы коммуникации, подходы к ее изучению в научной литературе. В частности анализируются работы Г. Г. Почепцова, А. В. Соколова, А. В. Родина, В. С. Библера, Е. А. Ермолина, Т. В. Чапля, Т. В. Науменко и др. Кроме того, автор обращает внимание на роль коммуникации в обществе. В статье автором актуализируется проблема коммуникативного пространства в рамках социума. В связи с культурным пространством автор рассматривает понятие социокультурной коммуникации и диалога культур. Также отмечается высокая востребованность последнего понятия в широком спектре гуманитарных наук, что отражает общую нацеленность на диалогизм в современном научном знании.
Ключевые слова: коммуникация, общение, коммуникативное пространство, информация, социокультурная коммуникация, субъект коммуникации, диалог культур.
DIALOGUE OF CULTURES IN THE COMMUNICATIVE SPACE
Irina V. Gauzer
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Assistant, Department of Language Training and Intercultural Communications, phone: (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
The article deals with the theory of communication, types of communication, approaches to its studying in academic literature. In particular, the author analyses the works of G. G. Potcheptsov, A. V. Sokolov, A. V. Rodin, V. S. Bibler, E. A. Ermolin, T. V. Chaplya, T. V. Naumenko and the others. Moreover, the author points out the role of communication in society. The problem of communication space within the context of society is revised in this article. The author studies the concept of socio-cultural communication and dialogue of cultures in connection with cultural space. Also the high relevance of the dialogues of cultures' concept in the wide spectrum of human sciences is marked, and that represents the general focus on dialogism in contemporary science knowledge.
Key words: communication, communicative space, information, socio-cultural communication, subject of communication, dialogue of cultures.
Культура и общество существуют в особом организационном пространстве - пространстве коммуникации. Социальная коммуникация стала объектом научного изучения в XX в. К. Ясперс мыслил ее как ключевой элемент человеческого существования. Отводя коммуникации центральное место в рамках общества, Н. Луман писал: «Система общества характеризуется... не определенной «сущностью», не говоря уже об определенной морали <...>, - ее характеризует та операция, в ходе которой производится и воспроизводится общест-
во. И эта операция - коммуникация» [1, с. 72]. При этом условием коммуникации является знание и незнание, которыми обладают все задействованные в процессе. Следует также, несмотря на широкую используемость термина «коммуникация», в научном дискурсе до сих пор отсутствует единое его толкование, что актуализирует, в свою очередь, потребность дальнейшего анализа данного явления и связанной с ним проблематики, в частности вопросов коммуникативного пространства и культурного диалога.
В качестве методов исследования теоретического материала по заявленной теме нами использованы сравнительно-сопоставительный и аналитико-сопоставительный методы, с помощью которых выявляются общие и различающиеся аспекты в ряде социологических и культурологических подходов к проблематике коммуникации и диалога культур.
Сейчас выделяется три подхода к изучению коммуникации - языковой, социологический и коммуникативный. Первый связан с межличностной коммуникацией, второй изучает «коммуникативные средства и связи с целями их применения» [2, с. 9], третий - воздействие массовой коммуникации на общественные отношения. Однако в науке, как было сказано выше, не выработано единого взгляда на определение коммуникации. Под ней понимается и процесс взаимодействия, передачи информации, и способы общения, и процессы кодирования и декодирования.
В литературе зачастую ставится знак равенства между понятиями «коммуникация» и «общение». Между тем рядом исследователей, в частности Т. В. Науменко, указывается на разницу между этими понятиями, состоящую в том, что общение предполагает субъект-субъектные отношения, а коммуникация - субъект-объектные, направленные в одну сторону [3, с. 40]. Г. Г. Почепцов, наоборот, акцентирует двустороннесть процесса коммуникации и отделяет ее от понятия информации, носящей односторонний характер [4, с. 295-296].
Говоря о социальной коммуникации, А. В. Соколов выделяет как ее отличительную особенность то, что взаимодействие совершается в «социальном хронотопе», т. е. «социальном времени и пространстве» [5, с. 17], где происходит «социальный контакт» как непременное «условие социальной коммуникации» [2, с. 20]. Назначением же такой коммуникации выступает выполнение коммуникативной функции общества с помощью многообразных средств социальной коммуникации - от народных собраний до СМИ, различных международных организаций и т. п.
В конце прошлого столетия в научном обиходе появляется концепт коммуникативного пространства (в некоторых работах используется термин «коммуникационное пространство»). Изучение этого феномена является перспективным с точки зрения научного осмысления в связи с такими знаковыми событиями ХХ-ХХ1 вв., как четвертая информационная революция и формирование информационного общества. НТР, информатизация, возрастание информационных потребностей общества обусловили «явление, обозначаемое категорией „коммуникационный взрыв"» [6, с. 3]. Между тем понятие коммуникативного пространства, как и коммуникации, еще только обретает терминологическую
однозначность, на что указывает И. В. Худорожков, подчеркивая востребованность данного термина в широком спектре научных дисциплин: философии, социологи, менеджменте, медиалогии, коммуникативистики, политологии, филологии и пр. [7]. Исследователь выделяет общее в подходах этих наук к понятию информационно-коммуникативного пространства, рассматриваемому «как открытая самоорганизующаяся система неразрывно связанная с социальными изменениями» [7].
По А. В. Родину, коммуникативное (коммуникационное) пространство есть «система многообразных коммуникационных связей, возникающих между различными акторами в социуме, находящаяся под влиянием культурных, экономических, политических, технологических и других факторов» [6, с. 7]. При этом оно мыслится как элемент пространства социального. Однако в связи с развитием виртуальной реальности в отсутствии физического пространства кажется справедливым, возвращаясь к Н. Луману, предположение о формировании социального пространства через коммуникативное. Так, согласно мнению И. А. Авдеевой, коммуникативное пространство может не только совпадать с социальным «в границах», но и превосходить последнее [8, с. 153]. Таким образом, коммуникативное пространство можно дефинировать как формирующую основу социального пространства, являющуюся залогом производства и воспроизводства общественных отношений через социальную коммуникацию.
Коммуникативное пространство - явление, отличающееся сложностью и поликомпонентностью. К агентам коммуникативного пространства относятся индивиды, социальные группы и социальные институты. Например, среди видов коммуникации в коммуникативном пространстве социума Г. Г. Почепцов выделяет визуальную, вербальную, перфомансную, мифологическую и художественную коммуникации [4, с. 295]. Визуальные тексты лучше воспринимаются и запоминаются. Однако вербальная коммуникация играет на настоящий момент главенствующую роль в коммуникативном пространстве. Перфомансная коммуникация транслируется в пространстве посредством ритуалов, драматургии, перфомансов. При этом ритуальное действие можно назвать «первым семиотическим процессом, на основе которого формировались мифологические представления и язык» [9, с. 231]. Мифологическая коммуникация опирается на «неосознаваемые явно аудиторией информационные структуры» [4, с. 339]. Художественная коммуникация порождает мир символов. Кроме того, Г. Г. По-чепцов, подходя с прагматических позиций к понятию коммуникативного пространства, акцентирует структурация этого пространства последнего посредством первичных и вторичных процессов. Последние, в свою очередь, «... связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу»: «Только тот первичный коммуникативный процесс имеет успех, который затем продолжается во вторичных процессах» [4, с. 294].
Таким образом, важным содержательным элементом коммуникации является информационное взаимодействие. Выделяется три формы отношений между участниками взаимодействия - «диалог, управление и подражание» [10, с. 27]. При сужении содержательного понятия информации до культурных
ценностей на первый план выходит понятие социокультурной коммуникации. Выделяют следующие ее виды - инновационную, призванную приобщать субъекты культуры к новому; ориентационную, помогающую ориентироваться в культурном пространстве; стимуляционную, активизирующую внутренние ресурсы субъектов; корреляционную, уточняющую параметры культурной деятельности.
Важная роль в социокультурной коммуникации отведена диалогу культур. «Каждый человек, приходя в мир, включается в ситуацию взаимодействия со своими современниками, предшественниками и потомками» [10, с. 3]. Поэтому пространство коммуникации следует рассматривать не только в синхроническом, но и в диахроническом аспекте.
Диалог культур может проходить на личностном уровне, на этническом, на межнациональном и на цивилизационном. «В XX веке типологически различные „культуры" (целостные кристаллы произведений искусства, религии, нравственности...) втягиваются в единое временное и духовное „пространство", странно и мучительно сопрягаются друг с другом, почти по-боровски „дополняют", т. е. исключают и предполагают друг друга. <...> Одновременность различных культур бьет в глаза и умы, оказывается реальным феноменом повседневного бытия современного человека» [11]. Мы согласны с В. С. Библером, что историческое развитие культуры идет не по линейному пути «прогресса» -культура и искусство развиваются системно, полифонично, с соучастием зрителя, потребителя культуры. Культурное пространство многомерно, «культура -трагедия трагедий, когда одна в другую (как в китайской костяной головоломке) вточены многообразные шаровые поверхности драматического действа и катарсиса; когда реальное общение и взаиморазвитие отдельных персонажей осуществляется как общение и диалог различных трагедий» [11]. Актуализация культурных смыслов осуществляется в диалоге, в ответ на другие культуры, что важно - в контексте настоящего времени. В связи с этим следует согласиться с О. А. Андреевой, рассматривающей диалог как одно из «.условий формирования пространства культур и цивилизаций» [12, с. 131].
Концепция диалога культур, на наш взгляд, весьма продуктивна в настоящий момент в гуманитаристике. Эту концепцию рассматривают, например, в широком спектре дисциплин от философии и культурологии [13-15] до литературоведения, имагологии, искусствоведения [16-18] и даже в области педагогики и правоведения [19, 20], что свидетельствует о большой степени интегра-тивности понятия. Оно позволяет акцентировать диалогическую природу формирования тех или иных объектов исследования, рассматривая этот предмет не изолированно, а во взаимосвязи с иными объектами.
Итак, коммуникация, коммуникативное пространство, диалогичность любой культурной, «смыслотворческой деятельности» как «сущностное свойство» [21, с. 281] последней являются значимыми и требующими тщательного научного исследования феноменами в современном социально-историческом контексте, который характеризуется процессами глобализации и трансформации культурных явлений как на Западе, так и на Востоке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Луман Н. Общество как социальная система. - М. : Логос, 2004. - 232 с.
2. Тихомирова Е. Е., Чапля Т. В. Модели коммуникации : в 2 т. Т. 1. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. - 137 с.
3. Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации. - СПб. : Питер, 2005. - 288 с.
4. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М. : Релф-бук ; К. : Ваклер, 2001. - 656 с.
5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 461 с.
6. Родин А. В. Коммуникативное пространство как социальная реальность: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Саранск, 2009. - 25 с.
7. Худорожков И. В. К вопросу о формировании информационно-коммуникативного пространства [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 3. -Режим доступа : http://human.snauka.ru/2012/03/760.
8. Авдеева И. А. К вопросу о соотношении коммуникативного и социального пространств // Право и общество. - 2013. - № 8 (054). - С. 150-154.
9. Тихомирова Е. Е. Семиотика языка и культуры. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. - 263 с.
10. Чапля Т. В. Аксиология информационного взаимодействия: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - Кемерово, 2006. - 48 с.
11. Библер В. С. На гранях логики культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bibler.ru/bim_ng_ot_a.html.
12. Андреева О. А. Формирование новой картины мира в процессе диалога культур и цивилизаций как условие для современного пространства культуры // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2014. - № 2 (53). - С. 131-136.
13. Меликов И. М., Гезалов А. А. О. Диалог культур и культура диалога: концептуальные основы // Вопросы философии. - 2014. - № 12. - С. 24-35.
14. Борисенко О. А. Политический диалог как вид диалога культур в условиях глобализации: на примере Шанхайской Организации Сотрудничества : автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Чита, 2011. - 23 с.
15. Осипова Е. А. Культура диалога культур как универсальная ценность и макроэтика межкультурной коммуникации // Социальная политика и социология. - 2016. - Т. 15, № 1 (114). - С. 153-160.
16. Луков В. А., Луков В. А. Россия и Европа: диалог культур во взаимном отражении литератур // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 1. - С. 124-131.
17. Жданов С. С. Русско-немецкий «музыкальный» диалог культур в творчестве
B. Ф. Одоевского // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-2 (78). -
C. 25-29.
18. Кузнецова О. И. Диалог Востока и Запада в восточноазиатской и европейской музыкальной культурах // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. - 2016. - № 3. - С. 124-130.
19. Уша Т. Ю., Фатыхова Е. Р. Русский язык как иностранный и как неродной: диалог культур и формирование лингвокультурологической компетенции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 3. - С. 101-106.
20. Степин В. С. Права человека в эпоху глобализации и диалога культур // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов. - М.: Институт государства и права РАН, 2009. - С. 14-31.
21. Ермолин Е. А. Диалогическое самопознание культуры: внутренний ракурс // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. - С. 281-284.
© И. В. Гаузер, 2018