Научная статья на тему 'Диалог культур в естественнонаучном образовании'

Диалог культур в естественнонаучном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / HUMANITARIAN EDUCATIONAL MODEL / HUMANITARIAN POTENTIAL OF NATURAL SCIENCE EDUCATION / PEDAGOGICAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колычева Зоя Ивановна, Суртаева Надежда Николаевна

Статья посвящена проблеме взаимосвязи естественнонаучной и гуманитарной культур в образовании как пути преодоления его кризиса. Постулируется, что естественнонаучное образование имеет большой гуманитарный потенциал, понимаемый как возможность наполнения образовательного процесса гуманитарными ценностями, целями и смыслами. Акцентируется внимание на роли и особенностях педагогического диалога в естественнонаучном образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колычева Зоя Ивановна, Суртаева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE OF CULTURES IN SCIENCE EDUCATION

The article is devoted to the problem of interrelation of natural science and humanitarian cultures in education as a way of overcoming its crisis. It is postulated that natural science education has a great humanitarian potential, understood as an opportunity to fill the educational process with humanitarian values, goals and meanings. The attention is focused on the role and features of pedagogical dialogue in natural science education

Текст научной работы на тему «Диалог культур в естественнонаучном образовании»

З.И. Колычева

(Тобольск), Н.Н. Суртаева

(Санкт-Петербург)

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

DIALOGUE OF CULTURES IN SCIENCE EDUCATION

Статья посвящена проблеме взаимосвязи естественнонаучной и гуманитарной культур в образовании как пути преодоления его кризиса. Постулируется, что естественнонаучное образование имеет большой гуманитарный потенциал, понимаемый как возможность наполнения образовательного процесса гуманитарными ценностями, целями и смыслами. Акцентируется внимание на роли и особенностях педагогического диалога в естественнонаучном образовании. Ключевые слова: гуманитарная образовательная модель, гуманитарный потенциал естественнонаучного образования, педагогический диалог.

The article is devoted to the problem of interrelation of natural science and humanitarian cultures in education as a way of overcoming its crisis. It is postulated that natural science education has a great humanitarian potential, understood as an opportunity to fill the educational process with humanitarian values, goals and meanings. The attention is focused on the role and features of pedagogical dialogue in natural science education.

Key words: humanitarian educational model, humanitarian potential of natural science education, pedagogical dialogue.

В научных исследованиях давно сложилась традиция выделения двух разновидностей культуры: естественнонаучной и гуманитарной, - которое можно рассматривать как два аспекта в описании взаимодействия человека с окружающей его средой. Естественнонаучная культура выступает средством адаптации человека в природной среде. Гуманитарная культура является основным средством социализации человека в обществе. Для комфортной жизнедеятельности человека важна гармонизация этих двух культур. В условиях современного кризиса общества и образования, существенной трансформации профессиональной среды выход из создавшейся ситуации многие видят в диалоге двух культур, гуманитаризации технологического интеллекта и становления новой культуры, в которую полноправно входит естественнонаучная

форма, влияющая на возникновение нового взгляда на мир в целом.

Соответственно сопряженности гуманитарного и естественнонаучного знания в современной науке и культуре формируется новая познавательная модель, которую определяют как постнеклассическую, ноосферную, гуманитарную и др. [2,5,6]. Отличие гуманитарной модели от традиционной познавательной заключается в полипарадигмальности ее представления. Любая познаваемая реальность многомерна, она характеризуется различными сущностными параметрами, измерениями, при рассмотрении с точки зрения полифундаментальности. Отличительным признаком гуманитарной познавательной модели является также постулирование субъектности человека, сопричастности человека и окружающего мира. Многомерности мира соот-

ветствует многомерность субъективного бытия человека, причем эти две многомерности взаимны, поэтому важно взаимодействие двух культур.

С.Н. Дворяткина, Т.И. Кузнецова, рассуждая о фрактальности реализации диалога естественнонаучной и гуманитарной культур в системе высшего образования, отмечают, что из многоуровневости, неисчерпаемой внутренней глубины человеческого бытия вытекает императив признания, принятия и уважения в нем субъективности, инаковости, его виртуальных скрытых и потенциальных возможностей. В связи с этим осознается, что основными формами взаимодействия между обществом и природой, между людьми являются кооперация и сотрудничество, а подлинным воплощением субъект-субъектной формы взаимодействия является диалог между культурами, народами и природой [1].

Как естественнонаучная, так и гуманитарная культуры связаны с образованием и без него не могут формироваться, что происходит через процесс познания. Это неоднократно подчеркивали М.М. Бахтин, М.Бу-бер, С.И.Гессен. Образовательная модель тесно связана с познавательной моделью: «Цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества». Жизнь определяет образование, и обратно - образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества - значит понять строй его жизни (С.И.Гессен).

Для системы образования, подготовки педагога естественнонаучных дисциплин интересен и плодотворен подход к пониманию диалога как эстетической потребности человека быть в гармонии с миром, с природой, с обществом (М.М. Бахтин). Диалог в данном случае не есть вопросно-ответная или проблемная беседа, в полезности которых никто не сомневается. Диалог есть «встреча» (М.Бубер) позиций по «сущностным проблемам», в обсуждении которых проявляются, уточняются, дополняются, обогащаются и преобразуются взгляды, интересы, мотивы, определяющие личность [3,7].

Диалог культур в подготовке студентов педагогического вуза не -зависимо от направления подготовки - это сочетание разных «диалогов». Диалог с людьми предполагает направленность на Другого, умение понимать контекст ситуации, выходить на уровень взаимопонимания и сотрудничества. Диалог культур - это «умение слышать «запрос» из культурного прошлого, осуществлять «встраивание» своей деятельности в существующую педагогическую культуру, умение предвосхищать культуру будущего. Диалог с самим собой характеризует процессы актуализации, саморазвития, самосовершенствования, процессы взаимодействия себя потенциального и реального, индивидуального и социального. Диалог идей предполагает соответствующее содержание образования, умение увидеть в нем единство и противоположность различных парадигм, концепций, взглядов, умение принятия их ценностно-смыслового равенства, правомерности существования «инаковости». Диалог с природой предполагает распространение субъективных отношений на весь окружающий мир, восприятие его как субъекта, готовность признать множественность реальностей [4].

В целом диалог в подготовке педагога предстает как универсальный механизм, «создающий предпосылки формирования надпространства, способного объединить качества двух (или более) отдифференцированных ранее субъектов, желающих услышать друг друга в своей разности, в инобытии испытывающих потребность во взаимодополнении в составе общей целостности» [3, с. 264].

Проблема педагогического диалога может рассматриваться и решаться на нескольких уровнях (аксиологическом, гносеологическом, онтологическом, содержательном, праксиологическим, технологическом). На аксиологическом уровне решается вопрос о принятии субъектами образовательного процесса диалога как ценности, нравственной готовности к его осуществлению; на онтологическом уровне определяются границы гуманитарного диалога как бытия в педагогической профессии; на гносеоло-

гическом уровне диалог рассматривается как способ познания окружающего мира; праксиологический уровень определяет диалог как способ познания любого явления действительности; на технологическом уровне диалог рассматривается в качестве способа организации взаимодействия субъектов образовательного пространства; на содержательном уровне диалог выступает как основание в формировании контекста жизнедеятельности субъектов образовательного пространства.

Особые отличительные свойства и характеристики присущи диалоговому способу общения, которое:

• Диалоговость требует субъект-субъектной формы взаимодействия и взаимоотношений, что основывается на принятии участников диалога, партнеров в свой внутренний мир как ценности;

• Педагогический диалог характеризуется открытостью, незавершенностью. Открытость предполагает наличие позиции каждого субъекта диалога, желания и умения выразить свою позицию, обозначить индивидуальный контекст, ведение диалога от своего собственного имени, без ссылки на авторитеты и мнения. Незавершенность диалога характерна, поскольку любой диалог не может иметь окончания;

• Он представляет собой импровизационный, творческий процесс, который может либо состояться, либо не состояться, что определяется множеством факторов Можно разрабатывать и уточнять принципы и рекомендации диалогического общения, что в общем-то и делается в научных исследованиях, тем не менее следование им не гарантирует успеха;

• Требует не только безусловного принятия собеседника как личности, но и безоценочной реакции по отношению к получаемой от собеседника информации;

• Характеризуется особой эмоциональной окраской, (искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга);

• В диалоге субъекты воспринимают и принимают друг друга как целостных

личностей, оказывающих взаимное воздействие, способных вставать на позиции друг друга.

• Предполагает всегда наличие «межсубъектного» пространства, в котором пересекаются ценности, смыслы, находится взаимопонимание, где более важна не точность познания, а глубина проникновения.

Межсубъектные диалоговые взаимоотношения осуществимы только при условии общего языка, общей знаковой системы, они предполагают способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств и языков, возможно участие в диалоге не только реальных его участников, но и «виртуальных». Диалог может состояться тогда, когда содержание общения включает проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения), а не готовые ответы [4].

Таким образом, коммуникативный компонент образовательного пространства естественнонаучного образования представляет собой полилог, в котором важны голос и позиция каждого участника. Данный полилог является условием развития социально-педагогической компетентности студентов, становления социально развитой личности профессионала, важнейшими установками которой являются диалоговость мышления и соответствующий этический принцип профессионального бытия в пространстве гуманитарной педагогики. Существенные изменения естественнонаучных представлений об окружающем мире за счет широкого распространения ИКТ влияют на содержательную составляющую двух культур, обозначая новые проблемы гармонизации в педагогическом образовании.

Литература

1. Дворяткина С.Н., Кузнецова Т.И. Фрактальность реализации диалога естественнонаучной и гуманитарной культур в системе высшего образования // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: Кол. моногр. по материалам IV Международной научно-практической конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015.- С.36-42.

2. Естественная и гуманитарная культура [электронный ресурс]. - URL: https:// magictemple.ru/estestvennaja-i-gumanitarnaja-kultura/ (дата обращения: 20.07.2018).

3. Колесникова И.А. Педагогическая реальность. Опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. - СПб.: Детство-Пресс. 2001.- 288 с.

4. Колычева З.И., Суртаева Н.Н. Социальное развитие субъектов образовательного процесса. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева,- 2010. 203 с.

5. На какой основе возможны взаимосвязь гуманитарных и естественно-математических наук, диалог их культур? [электронный ресурс]. - URL: http://www.donippo. org/2017/09/21/ (дата обращения: 16.08.2018).

6. На пути к единству естественнонаучной и гуманитарной культуры [электронный ресурс]. - URL: https://sribook.net/filosofiya-nauki-knigi/puti-edinstvu-estestvennonauchnoy-gumanitarnoy-55065.html (дата обращения: 16.08.2018).

7. Плугина Н.А. Основания для диалога научных культур в современном образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: ЧГПУ, 2011. С. 142-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.