Научная статья на тему 'ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ'

ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ / ДИАЛОГ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адельбаева Нурия Адельжановна, Гумарова Алия Сапаргалиевна

Целью статьи является систематизация наиболее значимых педагогических условий для формирования доверия к учителю у ученика младшего школьного возраста. Анализ существующих и выделенных педагогами условий формирования доверительных отношений показал, что диалог является главным условием, способствующим их развитию. Авторы представляют основные диалоговые формы, раскрывающие механизм выстраивания доверительных отношений ученика и учителя в младшем школьном возрасте, являющимся значимым периодом в формировании доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE AS A CONDITION FOR FORMING TRUST OF THE TEACHER AND STUDENTS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS

The purpose of the article is to systematize the most significant pedagogical conditions for the formation of trust in the teacher in a student of primary school age. An analysis of the existing conditions for the formation of trusting relationships and the ones highlighted by teachers showed that dialogue is the main condition that contributes to their development. The authors present the main dialogue forms that reveal the mechanism of building trust between a student and a teacher at primary school age, which is a significant period in the formation of trust.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

volitional qualities that determine overcoming difficulties, experiences of the joy of success.

We achieved exactly the result that we were purposefully striving for: ecological knowledge, ecological activity, internalized and fixed in beliefs, and foreign language speech activity are united by a common context - the formation of an ecological worldview, successful socialization of the student.

Literature:

1. Valitova L.R. Realization of the socializing potential of a foreign language culture of a university student. Materials of the All-Russian Scientific Conference: The University Complex as a Regional Center for Education, Science and Culture. - Orenburg: Publishing house: Orenburg State University, 2016, pp. 2979-2983.

2. Gubareva T.A. Formation of a culture of tolerant personal communication as a pedagogical problem Materials of the All-Russian Scientific

Conference: The University Complex as a Regional Center for Education, Science and Culture. - Orenburg: Publishing house: Orenburg State University, 2016, pp. 2246-2250.

3. Galkieva Z.Kh. Formation of student ecological outlook in the educational process journal of agriculture and environment. 2019. № 1 (9). P. 14.

4. Ermienko A.V. The system of environmental education as a means of forming an individual's environmental outlook. Ecology of the Central Black Earth Region of the Russian Federation. 2014. No. 1-2 (32-33). pp. 156-159.

5. Primbetova A.I. Formation of ecological worldview and culture of ecological consciousness of students. In the collection: Education and science in modern realities. Collection of materials of the III International scientific and practical conference. Editorial Board: O. N. Shirokov [and others]. 2017.pp. 102-105.

ДИАЛОГ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Адельбаева Нурия Адельжановна

доктор ист. наук, кандидат пед. наук Западно-Казахстанский университет им.М.Утемисова г. Уральск

Гумарова Алия Сапаргалиевна

Магистрант специальности «Педагогики и психологии» Западно-Казахстанский университет им.М.Утемисова г.Уральск

DIALOGUE AS A CONDITION FOR FORMING TRUST OF THE TEACHER AND STUDENTS IN

THE PEDAGOGICAL PROCESS

Adelbaeva Nuriya Adelzhanovna

Doctor of Historical Sciences, candidate ofpedagogical sciences of M.Utemisov West Kazakhstan University, Uralsk Gumarova Aliya Sapargalievna

master, educational psychologist of M.Utemisov West Kazakhstan University, Uralsk

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является систематизация наиболее значимых педагогических условий для формирования доверия к учителю у ученика младшего школьного возраста. Анализ существующих и выделенных педагогами условий формирования доверительных отношений показал, что диалог является главным условием, способствующим их развитию. Авторы представляют основные диалоговые формы, раскрывающие механизм выстраивания доверительных отношений ученика и учителя в младшем школьном возрасте, являющимся значимым периодом в формировании доверия.

ABSTRACT

The purpose of the article is to systematize the most significant pedagogical conditions for the formation of trust in the teacher in a student of primary school age. An analysis of the existing conditions for the formation of trusting relationships and the ones highlighted by teachers showed that dialogue is the main condition that contributes to their development. The authors present the main dialogue forms that reveal the mechanism of building trust between a student and a teacher at primary school age, which is a significant period in the formation of trust.

Ключевые слова: доверие, доверительные отношения, формирование доверия, диалог, младший школьник.

Key words: trust, trusting relationship, the formation of trust, dialogue, junior schoolchild.

На сегодняшний день, в многообразии технологий обучения, обновления содержания образования и других подходов в системе обучения и воспитания мы все меньше внимания уделяем вопросу установления доверительных отношений между учителем и учеником, а это по сути является одним из эффективных источников успеха в учебе. Ни для кого не секрет, что благодаря общению учитель выстраивает взаимоотношения с учеником и помимо развития познавательной деятельности ученика, сутью такого общения является формирование доверительных отношений. Безусловно, доверительные отношения выводят процесс обучения на более качественный уровень. Несмотря на достаточную разработку вопроса доверительных отношений между учителем и учеником среди ученых педагогов и психологов Казахстана и зарубежья, этот вопрос, затрагивающий проблему психолого-

педагогического обеспечения эффективности процесса обучения, остается все ещё открытым для исследователей.

Однако в настоящее время в системе образования Республики Казахстан произошел ряд изменений и среди них, направленность на реализацию личностно-ориентированного подхода. Следовательно, на сегодняшний день, владение педагогом умением выстраивать доверительные отношения актуально и имеет немаловажное значение в системе обучения и воспитания.

Давно известен тот факт, что усвоение предмета, который преподает учитель, зависит от его отношений с учениками. Стало быть, учитель, умеющий выстраивать доверительные отношения, в результате получает колоссальный интерес к предмету со стороны учеников, быстрое усвоение и понимание ими учебного материала.

О том, как формировать такое доверие, и какими способами, существует немало различных и схожих мнений. Для создания доверительных отношений необходимы условия в которых они будут формироваться и развиваться.

На сегодняшний день, существуют немало работ, посвященных вопросу доверительных отношений и педагогических условий их формирования. Ряд ученых посвятили свои исследования различным аспектам данной проблемы, так, в работах В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова рассматриваются вопросы педагогически целесообразного отношения в процессе обучения и воспитания, в работе Л.С. Скрябиной исследованы вопросы позитивного диалогического типа взаимодействия, И.Ф Аметов исследует предметно-пространственную среду педагога и воспитанника, научные труды Л.М. Тарантей посвящены проблеме профессиональной компетентности учителя, где одной из компетенций является вопрос доверия между участниками процесса образования. Проблемы формирования чувства доверия в семье находят свое отражение в исследованиях Т.П.Бормотовой, широкое исследование в области доверительных отношений в системе «педагог-

дети-родители» показаны в трудах С.В. Теряевой, в своих исследованиях Т.Р. Симонова рассматривает вопросы доверительных отношений между педагогом и младшими школьниками в учреждении дополнительного образования.

Среди всего разнообразия условий для формирования доверия И.Ф. Аметов выделяет создание соответствующей предметно-пространственной среды образовательного учреждения. Предметно-пространственная среда -это уклад образовательного учреждения. Это атмосфера любви и заботы, стремление каждого члена к созданию качественных условий для развития ученика, его поддержки, помощи в любом деле, реализации всех его желаний и потребностей. В такой атмосфере любовь ученика к образовательному учреждению неизбежна. Высокая ответственность педагогического коллектива, его ориентация на сотворчество, взаимосотрудничество и взаимообщение являются составляющими предметно-пространственной среды и неотъемлемыми её элементами. Предметно-пространственная среда служит фундаментом не только для формирования доверия, но и для полноценного, естественного развития личности ученика в целом [1, с. 202].

В исследованиях Л.М. Тарантей обращает внимание на профессиональную компетентность педагога в качестве основного условия формирования доверия. Педагог, будучи активным субъектом, инициирующей стороной

доверительных отношений, должен владеть необходимыми знаниями, специальными умениями по диагностике, проектированию, реализации, рефлексии отношений с младшими школьниками. Для этого ученый выработала систему методов по формированию этой компетенции, а на основе методов - спецсеминар по подготовке таких специалистов [5, с.5].

Говоря о педагогических условиях формирования доверия Л.С. Скрябина останавливается на реализации позитивного диалогического типа взаимодействия, обогащении когнитивного аспекта взаимодействия учащихся с учителем. Реализацию позитивного

диалогического типа взаимодействия учителя с учащимися Л.С. Скрябина определяет, как установку на доверительное, диалогическое общение, проявляющееся в положительном отношении учителя к учащимся. Здесь Л.С. Скрябина обращает свое внимание на личность педагога. Так, по мнению автора, педагог, реализующий взаимодействие позитивного диалогического типа, первое условие для формирования доверия, искренен, толерантен, открыт в общении, принятии себя и других, уважительно относится к личности ученика. Такого учителя отличает эмпатийное понимание. Оно выражается в понимании каждого эмоционального состояния, каждого мотива и поступка ученика и способность понять это по мельчайшим деталям его облика и поведения.

Следующим педагогическим условием формирования доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися согласно Л.С. Скрябиной является обогащение когнитивного аспекта взаимодействия учащихся с учителем. Для учащихся учитель является наглядным примером в построении и ведении диалога и монолога. Выслушивая мнение каждого ученика, не перебивая, учитель закладывает основы правильного слушания. Помимо этого педагог развивает коммуникативные навыки учеников, умение выражаться ясно и кратко, понимать себя и своего собеседника, выстраивать межличностные отношения.

Таким образом, по мнению Л.С. Скрябиной происходит обогащение когнитивного аспекта взаимодействия учащихся с учителем [3, с.166].

Итак, на наш взгляд, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для общения, формирования доверительных взаимоотношений.

В совокупности вышеперечисленные педагогические условия являются причиной формирования доверия между учителем и учеником. Тем не менее, если подняться ещё выше, на «высоту птичьего полета» среди всех условий можно выделить главное условие формирования доверия - диалог или общение, основанное на диалоге.

Основные признаки такого общения -партнерские отношения между учителем и учеником, отсутствие превалирующего единого смысла со стороны учителя при взаимодействии, совместная направленность на решение общей проблемы [2]. То есть диалог подразумевает под собой сотрудничество учителя и ученика. Учитель видит в ученике личность, которая находится на этапе своего формирования, и чтобы помочь в этом ученику, учителю необходимо прилагать огромные усилия. В первую очередь, работать над своим самообразованием и самосовершенствованием, так, как только личность будет способна сформировать личность.

Возможен вопрос - почему именно диалог является основным условием формирования доверия. Так как на наш взгляд, именно в процессе диалога учителя с учеником, происходит понимание его личности, о чем он думает, как он думает, что его тревожит, каковы его интересы. Понимая все это, учитель имеет возможность выстраивать диалог так, чтобы развивать мышление ученика, его умение критически мыслить, и безусловно, подвести к пониманию своего предмета. Далее, через диалог с учеником, учитель может понять насколько ученик усваивает знания. Поэтому для того, чтобы выстроить диалог, вдохновляющий ученика на познание предмета, развеять его тяжелые мысли, настроить на урок,

учителю необходимо быть коммуникативно компетентным.

Следовательно, в процесс диалога между учителем и учеником входят различные составляющие, которые во всей их совокупности способствуют успешному диалогу и возникновению доверия к учителю. Основой диалога служит обращение взора ученика на его внутренний мир, эмоции и чувства, потребности и наблюдение за психическими процессами, происходящими в его сознании [4, с.576].

Правильно выстроенный диалог является главным условием для формирования доверительных отношений. Бесспорно, объяснение учебного материала, внеклассные беседы, письменная обратная связь - все основано на диалоге. Для этого очень важно, чтобы речь учителя была не торопливой, ясной, простой для понимания. Необходимо заботиться о том, чтобы использовать те слова, которые будут понятны ученику, используя термины в своей речи, педагог должен обязательно их разъяснять. Это является одним из условий эффективного процесса обучения, когда ученик, особенно младшего школьного возраста, может получить разъяснения, без каких-либо нареканий. Так как, процесс понимания как устной, так и письменной речи зависит от наличия в ней незнакомых для ученика слов, то есть, если в речи учителя изобилуют термины, или учитель не разъясняет значение каждого сложного для ученика слова, то процесс восприятия и понимания учителя учеником, будет замедлен и не столь эффективен. Поэтому такой учитель должен знать, каким словарным запасом обладает ученик. Во-первых, для того, чтобы ученик его понимал, во-вторых, чтобы постепенно развивать его речь и пополнять запас новыми словами.

В беседах с младшими школьниками необходимо хорошее знание сказок, притч, поучительных историй, которые они легко и быстро усваивают нежели простое объяснение учителя. Рассказ историй, сказок и притч развивает навыки слушания ученика. Постепенно благодаря таким сказкам и историям, ученики научаются внимательно слушать.

Учитель может выдумать такую историю, чтобы своевременно заложить основы качеств и достоинств ученика. Своевременность же определяется настоящей ситуацией, в которой пребывают ученики. Приведение примеров при таком диалоге является достаточно важным моментом. Следует обратить внимание, что хороший пример может помочь ускорить и улучшить понимание ученика, и важно, чтобы пример был связан с жизнью ученика, с теми реалиями, в которых он может находится, либо находится в данной ситуации.

Также, очень важно обратить внимание на то, что ученикам интересны примеры из жизни самого учителя, потому что они тоже познают учителя через диалог. Им важно знать, как поступает учитель, как он ведет себя в жизни, что он думает

по поводу происходящего. Особенно, если учитель уже успел завоевать их авторитет.

Часто может быть, что примеры данные в книгах, в учебниках, не способствуют хорошему пониманию, в этом случае учитель может привести свой пример, который будет понятен для учеников.

Если учитель объясняет предмет, то пример может быть один и довольно простым и доступным для понимания. Его можно использовать на всем протяжении объяснения и повторения, в том числе. Это способствует более глубокому усвоению знаний. К тому же, внимание учеников не рассеивается на восприятие и понимание других примеров, когда речь идет об одной теме. Но вместе с тем, если же учитель ведет беседу, то примеры могут быть разными. Здесь учитель может привести различные примеры, затрагивающие каждого ученика.

Учитель понимает и знает учеников настолько, что в процессе беседы может затронуть вопросы, проблемы, тревоги каждого ученика, не акцентируя на конкретном ученике. Ученик, неосознанно вынесет из беседы то, что было обращено к нему, однако это произойдет для него безболезненно и заставит задуматься.

Один из значимых моментов диалога учителя и ученика - умение задавать и отвечать на вопросы. Очень важно, чтобы вопросы учителя в ходе диалога носили открытый характер. Такие вопросы будут способствовать развитию мышления ученика, заставят его задуматься, мысленно искать решение проблемы. Тематика вопросов будет зависеть от основной темы урока, обучение на уроке и диалог в процессе урока должны совпадать по общим целям и задачам. При этом задача педагога, обращаясь к внутреннему миру ребёнка, вызывая его доверие - обучать ребёнка, активизируя и используя его индивидуальный потенциал. В этом случае, такой ученик открывается и более эффективно включается в процесс обучения.

В педагогике есть понятие «вопросы низкого и высокого порядка», правильная постановка которых во втором случае способствуют активизации мыслительных способностей учеников, а именно их способность проводить сравнение, анализировать, синтезировать, делать выводы, обосновывать свои суждения. Так, например, учитель используя вопросы высокого порядка, как: Что имеется в виду..., Является ли это примером для ..., Как по другому объяснить., Можешь ли ты описать своими словами., Это хорошо или не хорошо. Почему. Что бы ты сделал на его\ ее месте.Как ты думаешь, что он\она чувствует сейчас., которые помимо реакции на освоение учебного материала, может зафиксировать и пробудить, через вопрос, адресуемый ученику его личностную составляющую и внутренний мир.

Приведем пример на предмете «Естествознание». По теме «Путешествие яблока по организму» можно задать следующие вопросы:

1. Любишь ли ты яблоки? Какие яблоки ты любишь?

2. Какие фрукты ты любишь?

3. Считаешь ли ты яблоки полезными или вредными?

4. Могут ли быть яблоки вредными и когда?

5. Как ты понимаешь пословицу «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу»?

6. Что по твоему есть «мера»?

7. Как ты думаешь, влияет ли наше настроение на то, что мы едим?

8. Почему? (если ответ «да»)

9. Почему важно быть в хорошем настроении, чем в плохом, и как это влияет на то, что мы едим?

10. Почему очень важно изучать, как устроено пищеварение?

11. Если аппендикс приносит страдания болезни в последующем, почему не удалять его сразу?

12. Влияет ли болезнь на наше настроение?

13. Как на твой взгляд, можно предостеречь себя от проблем с пищеварением?

14. Как ты думаешь, почему некоторые компании производят не полезные продукты?

15. Что бы ты сделал на месте этих людей?

Возможно возражение насчет того, что

предмет «Естествознание» является наиболее подходящим для подобного диалога нежели математика, русский язык и т.д. Здесь нужно отметить, что все школьные предметы связаны с жизнью человека. Задача учителя в том, чтобы показать эту связь и необходимость знаний о нем.

Но вместе с тем, зачастую, педагоги используют вопросы низкого порядка, ответ на которые предполагает однозначное решение. Следует учесть, что вопрос ориентированный на готовый правильный ответ считается малоэффективным. Поэтому, в любом случае, когда мы говорим о диалоге, мы имеем в виду вопросы высокого порядка, то есть, когда мы обращаемся к творческому началу ребёнка, личностной позиции, глубинным воззрениям, к его способности давать индивидуальные оценки через личное отношение к чему-либо.

Следует, обратить внимание на столь важный момент в процессе общения, как цена детского вопрошания. Младший школьник в этом возрасте становится ориентированным на учебную деятельность во многом, благодаря своей детской любознательности, которая заставляет его вопрошать, задавать вопросу учителю. Учителю очень важно отвечать на все вопросы, задаваемые учениками, чтобы удовлетворить потребность ученика в познании того, что ему интересно. В противном случае, игнорируя вопросы учеников, учитель может способствовать угасанию их природной любознательности и желания познавать.

Иногда во время занятий ученики могут давать неожиданные ответы, возможно, даже такие, которые покажутся неправильными. Как должен реагировать учитель? Учитель должен уделять первостепенное внимание учебным потребностям и

исследовательскому процессу учеников, вместо того, чтобы жестко вести к достижению своих заранее намеченных целей. Суть такого диалога заключается в том, что он опирается на любознательность учеников, желание исследовать и рефлексию и поддерживает их в учениках. Вместо того, чтобы подводить учеников к определенным ответам или точкам зрения, учитель побуждает их вести осознанный диалог, активно слушать, применять критическое мышление, навыки критики или принятия чужой точки зрения, чтобы выработать собственное понимание. Учебные занятия, принесут ученикам намного больше пользы, если они будут использовать собственные навыки, задавая вопросы, наблюдая, выдвигая гипотезы и анализируя. Так ученики придут к собственным прозрениям, озарениям и так называемым «моментам эврики», что позволит им установить более естественную связь с изучаемым материалом.

В младшем возрасте учеников учителю необходимо установить определенные правила ведения диалога, чтобы все ученики чувствовали, что могут высказаться искренне, не опасаясь нападок, или негативной реакции. Таким образом, в классе будет создана атмосфера, позволяющая продуктивно взаимодействовать. Для этого очень важно развивать у учеников навыки осознанного диалога, способствующего созданию

доверительной атмосферы среди учеников, развивать способность слушания собеседника, прививать навыки принятия чужого мнения, толерантность и постоянную осознанность [6,с.2].

Роль учителя - организовать этот процесс таким образом, чтобы дать ученику максимальные шансы научиться чему-либо или получить озарение. Нравоучительно навязывая какую-либо точку зрения, учитель может помешать этому процессу. Когда учеников посещает озарение, необходимо их в этом поддерживать, даже если эти озарения изначально не соответствуют нашим собственным убеждениям, взглядам или опыту, поскольку это поддержит дух и атмосферу исследования и вопрошающего отношения.

Для того, чтобы учебный материал лучше способствовал диалогу с учениками можно:

- изменить примеры, иллюстрирующие ключевые пункты учебного материала, чтобы они соответствовали ежедневному опыту учеников.

- использовать собственные истории, если это поможет ученикам лучше понять и принять учебный материал.

-предлагать ученикам приводить примеры из их собственного, пусть небольшого опыта (но не заставлять их это делать).

-постараться узнать интересы учеников и, если возможно, учитывать их в организации уроков.

Делать это необходимо так, чтобы ученики чувствовали открытость учителя и атмосферу

безопасности, без которых трудно было бы ожидать их доверия.

Опираясь на реалии и условия организации образовательного процесса современного класса, учитель в течение урока может выстраивать диалог только с несколькими учениками, то есть при наличии 20 учеников в классе построение диалога, который будет способствовать формированию доверия этого ученика к учителю, уже не может носить узконаправленный формат. Так, остальные ученики, присутствующие при диалоге учителя с их одноклассником, являются пассивными слушателями. Поэтому учителю необходимо сфокусировать внимание всех учеников класса на диалоге с одним из учеников. Вопрос, также заключается во времени, отведенном на коммуницирование с тем, или иным учеником. Тем не менее пассивные участники диалога слышат интонацию учителя, видят мимику лица, жесты, чувствуют то доброжелательное отношение учителя, которое он испытывает к ученику, внимают его словам, наблюдают за разговором, неосознанно ставя себя на место того ученика, с кем учитель ведет диалог.

Итак, сколько бы участников, то есть свидетелей диалога не было, он в любом случае должен выстраиваться таким образом, чтобы возникало доверие между учителем и учеником, которые ведут диалог друг с другом. Рассмотрев возможности диалога, приходим к выводу о том, что общение, основанное на диалоге, является главным условием для формирования доверительных отношений ученика с учителем.

Список литературы:

1.Аметов И.Ф. Педагогическое обеспечение доверительных отношений педагога и учащегося в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Ильяс Фазылович Аметов. - Шуя, 2004.

2.Костенчук И.А. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов [Электронный ресурс] / И.А. Костенчук // - 2002. Режим доступа: http://dksnev.chat.ru/chitalka.htm

3.Скрябина Л.С. Педагогические условия формирования между учителем и учащимися: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Лидия Сергеевна Скрябина. - Уфа, 2006.

4. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов.- Москва: - М.: Издательский центр "Академия", 2013.

5.Тарантей Л.М. Педагогика доверия / Л.М. Тарантей. - Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы", 2014.

6.Шомшекова Т.К. Методы формирования готовности школьников к диалогу / Шомшекова Т.К., Байжанова А.Т. // Наука и образование сегодня.- 2018. - №12(39).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.