Научная статья на тему 'Диалог и взаимодействие с общественностью как основа имиджа органов внутренних дел'

Диалог и взаимодействие с общественностью как основа имиджа органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
784
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / ИМИДЖ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / PERSONNEL / IMAGE / PUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смолева Светлана Сергеевна

В статье характеризуется нынешнее состояние органов внутренних дел России. Приведены результаты исследований общественного мнения об их деятельности, показаны основные кадровые проблемы, и предложены пути их решения на основе широкого взаимодействия с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смолева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the current state of the bodies of internal affairs of Russia. The results of researches of public opinion about their activity and the staff recruitment are showed; ways of their solution on the basis of extensive interaction with the public are proposed.

Текст научной работы на тему «Диалог и взаимодействие с общественностью как основа имиджа органов внутренних дел»

Светлана СМОЛЕВА

ДИАЛОГ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ОСНОВА ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье характеризуется нынешнее состояние органов внутренних дел России. Приведены результаты исследований общественного мнения об их деятельности, показаны основные кадровые проблемы, и предложены пути их решения на основе широкого взаимодействия с общественностью.

The article characterizes the current state of bodies of internal affairs of Russia. The results of researches of public opinion about their activity and the staff recruitment are showed; ways of their solution on the basis of extensive interaction with the public are proposed.

Ключевые слова:

органы внутренних дел, правоохранительные органы, кадровый состав, имидж, общественность; bodies of internal affairs, law enforcement agencies, personnel, image, public.

СМОЛЕВА Светлана Сергеевна — к.полит.н., старший референт группы информации и общественных связей УВД по ЯНАО

В настоящее время государство и общество предъявляют обоснованные требования к правоохранительной системе в целом и в первую очередь к сотрудникам органов внутренних дел как к самому многочисленному отряду, выполняющему задачи по охране правопорядка в стране. Анализ теории и практики деятельности кадровых подразделений МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ подтверждает, что на сегодняшний день кадровое обеспечение органов внутренних дел не отвечает предъявляемым требованиям. Не случайно президент РФ В.В. Путин, выступая перед участниками расширенного заседания коллегии МВД РФ, посвященного итогам работы министерства в 2012 г., раскритиковал работу ведомства, заявив о недостаточно эффективно выстроенной работе: «В целом по России остаются нераскрытыми почти 45% преступлений (44,4%). Практически каждое второе. Это явный, очевидный факт, свидетельствующий о недостаточно эффективно выстроенной работе органов внутренних дел»1. Согласно результатам проведенного в 2012 г. мониторинга общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел по всем субъектам РФ за 3 года, прошедших со времени первого замера в 2009 г., доля граждан, которые при ответе на вопрос: опаснее или безопаснее становится жизнь в России — выбирают первую альтернативу, выросла на 4 пункта (с 51% до 55%), а тех, кто выбирает вторую, снизилась на 6 пунктов (с 31% до 25%)2.

По словам руководителя МВД РФ генерал-лейтенанта полиции В.А. Колокольцева, результаты проведенной в 2011 г. внеочередной переаттестации не оправдали предполагаемых ожиданий и подверглись справедливой критике со стороны общества. На недостаточной эффективности функционирования органов МВД сказались организационно-штатные и структурные изменения в кадровом составе. Так, в последние годы практически отсутствовал конкурсный набор в органы охраны правопорядка. В резуль-

1 См.: Путина не устроила раскрываемость преступлений в России // http:// rapsinews.ru/incident_publication/20130208/266357611.html

2 См.: Исследование общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : отчет о НИР. Шифр темы: «Общественное мнение-2012».

тате на должности в правоохранительной службе в основном назначались лица, не соответствующие даже основным требованиям, предъявляемым к сотрудникам данной категории. Результаты анкетирования, проведенного в ходе исследования на базе правоохранительных органов Воронежской и Калужской обл. в 2009 г., показали: 62% опрошенных сотрудников кадровых подразделений считают, что на правоохранительной службе возникают проблемы с подбором кандидатов на вакантные должности. В качестве основной причины отсутствия желания у кандидатов поступать в органы правоохранительной службы 83% опрошенных видят низкий уровень денежного содержания, 8% — отсутствие возможности дополнительного заработка, 6% — отсутствие социальных гарантий и компенсаций, соответствующих уровню сложности и напряженности работ, 3% — низкий престиж правоохранительной службы. Тревожным оставался и такой факт, что 23% опрошенных сотрудников правоохранительных органов готовы были сразу же уволиться при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, хотя данная категория сотрудников является наиболее опытной и необходимой правоохранительным органам1. В профессионально-личностном плане наибольшее доверие россияне оказывают инспекторам по делам несовершеннолетних, сотрудникам дежурной части, транспортной полиции — 53%. Исключение представляют сотрудники ГИБДД — им не доверяют более половины опрошенных (54%). Среди причин недоверия полиции чаще всего респонденты называли коррупцию, взяточничество (49%), а также низкое качество отбора кадров и недостаток профессионализма (по 37%)2.

Этому во многом способствует отсутствие современного отбора и экспериментальной апробации внедрения наиболее эффективных методов и механиз-

1 См.: Разработка комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы : отчет о НИР. - Воронеж : ВИ МВД, 2009, с. 76-77.

2 См.: Россияне высказали свое мнение о полиции: Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМа. 11-12 августа 2012 г. N = 1600 чел. в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России // http://deita.ru/society/v-rossii_25.10.2012_823248_rossijane-vyskazali-svoe-mnenie-o-politsii.html

мов работы по формированию кадров органов внутренних дел, а также низкий уровень взаимодействия с общественностью. Как эффективно решить эти проблемы?

Для решения стоящих перед органами внутренних дел задач необходимы совместные усилия всех правоохранительных органов, самая широкая поддержка со стороны населения страны. Сегодня готовность сотрудничать с полицейскими выражают 45% опрошенных, но столько же (46%) признаются, что постараются избежать этого даже при наличии свободного времени, причем таких респондентов становится все больше (более 40%). К сотрудничеству с полицией (в качестве понятых) готовы, прежде всего, респонденты с высоким уровнем образования, активные «интернетчики» (по 50%), а также те, кто имеет личный опыт общения с полицией (49%)3.

Согласно официальным данным МВД РФ, в настоящее время в нашей стране действуют более 43 тыс. общественных объединений правоохранительной направленности общей численностью свыше 412 тыс. чел. Только за 9 месяцев 2011 г. при их участии были задержаны свыше 18 тыс. подозреваемых в совершении преступлений и около 277 тыс. правонарушителей4. По данным ГУ МВД России по городу Москве, за 2011 г., благодаря сотрудничеству с гражданами, общественными институтами, общеобразовательными учреждениями, почти на 22% сократилось число квартирных краж, совместными усилиями удалось на 10% снизить уровень преступности среди несовершеннолетних5. Эти данные лишний раз подтверждают, что инновационная стратегия деятельности органов внутренних дел должна базироваться на современных подходах к организации прямой и обратной связи с гражданским обществом.

Именно такому расширению возможностей содействия и прямого участия граждан, общественных, творческих, религиозных организаций во многом

3 Там же.

4 См.: Булавин С. Общественный совет при МВД России обеспечит полиции поддержку граждан // РИА Новости, 29.10.2011.

5 См.: Материалы заседания Общественного совета ГУ МВД России по городу Москве // РИА Новости, 20.02.2012.

способствовали созданные в 2006 г. Общественный совет при МВД России и аналогичные советы при всех органах внутренних дел субъектов РФ. В их состав вошли представители науки, культуры, искусства, литературы, образования и духовенства1. Основная причина их создания — необходимость обеспечения согласования интересов граждан, общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов в области внутренних дел.

Принятие закона «О полиции» потребовало определенных изменений и в деятельности указанных общественных советов, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» нашло свое отражение в Указе Президента РФ «Об Общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»2. Согласно этому указу перед обновленным Общественным советом при МВД России3 и аналогичных советах при его территориальных органах, как и перед всей системой органов внутренних дел в целом, поставлены принципиально новые задачи. Главная из них — обеспечить общественное доверие и поддержку граждан, сформировать эффективную партнерскую модель взаимоотношений между полицией и обществом. В качестве одной из основных задач общественных советов обозначено привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью.

1 В состав Общественного совета при МВД Российской Федерации входило 60 чел. Возглавлял Совет народный артист России И.Р. Резник.

2 См.: Указ Президента РФ № 668 от 23.05.2011г. «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах».

3 Состав нового Общественного совета при МВД России ограничен (в отличие от состава первого Совета) 38 чел.

Согласно данному указу общественные советы не только могут, но и должны осуществлять общественный контроль деятельности органов внутренних дел. В частности, они имеют право:

а) заслушивать в порядке, установленном министром внутренних дел РФ, информацию должностных лиц МВД России и его территориальных органов внутренних дел и предложения по совершенствованию их деятельности;

б) участвовать в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел (что имеет особое значение в период реформирования МВД РФ);

в) посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, и места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

г) ходатайствовать перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами;

д) присутствовать при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан.

Сегодня уже начала складываться практика, когда реализация мер по взаимодействию общественных советов с органами внутренних дел осуществляется в рамках планов, разрабатываемых на основании предложений и общественных инициатив в сфере совершенствования правоохранительной деятельности. Главная проблема, которую предстоит здесь разрешить совместными усилиями, — недостаточная оперативность совместного обсуждения, а также организации комментирования членами общественных советов значимых событий в правоохранительной сфере, в т.ч. расследования и раскрытия резонансных преступлений, а также анализа положительного опыта работы полиции по профилактике правонарушений.

Важным направлением укрепления обратной связи органов внутренних дел с общественностью является сотрудничество со средствами массовой информации. Однако необходимо констатиро-

вать, что в реальности сотрудничество является не самой распространенной формой взаимодействия СМИ с ОВД. В самой повестке дня сложилось неадекватная картина реальности, отражающая, соответственно, неадекватное и неэффективное распределение ролей между органами власти и средствами массовой информации, в частности в сфере борьбы с преступностью. СМИ делают особый акцент на негативных сторонах работы органов внутренних дел. Безусловно, сегодня серьезный негативный отпечаток на имидж органов МВД в целом накладывают случаи «вседозволенности» людей в полицейских погонах, допускаемых ими издевательств, физического насилия во время задержания и проведения следственных действий, которые в общественном мнении обобщенно распространяются на всю систему правоохранительных органов. Освещая деятельность органов внутренних дел, средства массовой информации зачастую легковесно отражают информацию, способствуя «появлению

лишь самой кратковременной и поверхностной общественной заинтересованности в решении проблем»1. В таких условиях добиться изменения отношения к работникам правоохранительных органов в общественном сознании очень непросто. И это лишний раз выводит на повестку дня простой тезис: сформировать позитивный имидж полиции, органов внутренних дел в целом без активного содействия СМИ гораздо сложнее, чем его потерять. Тем не менее, несмотря на все негативные эффекты деятельности СМИ, и мировой опыт, и здравый смысл, и научные разработки свидетельствуют, что от конфронтации следует переходить к диалогу, а от него — к плодотворному обоюдополезному сотрудничеству, плодом которого должен стать не только правопорядок, но и открытая информационная гражданская среда его обеспечения.

1 Хеншель Р. Определение социальных проблем средствами массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. - Казань, 2000, с. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.