Научная статья на тему 'Социальные условия формирования и развития связей с общественностью в системе органов внутренних дел'

Социальные условия формирования и развития связей с общественностью в системе органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / ЦЕЛЬ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THE PURPOSE OF PUBLIC RELATIONS OF THE INTERIOR BODIES / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / SOCIAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC RELATIONS / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронина Мария Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению понятия, цели и моделей связей с общественностью органов внутренних дел, анализу социальных условий, способствующих реализации возможностей связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the examination of the concept, the purpose and public relations models of the Interior Bodies, the analysis of the social conditions contributing to the realization of the possibilities of public relations.

Текст научной работы на тему «Социальные условия формирования и развития связей с общественностью в системе органов внутренних дел»

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

УДК 316+34

В последние годы в России в результате широкого распространения технологий Р^деятельности (связи с общественностью) в государственных, политических, банковских, коммерческих, общественных структурах на возможности, содержащиеся в этих технологиях, обратили внимание и правоохранительные органы, включая органы внутренних дел. Это внимание было обусловлено тем, что под влиянием современных реалий, характеризующих состояние криминогенной обстановки и результативность правоохранительной деятельности, существенно возросла необходимость привлечения различных слоёв общественности и институтов гражданского общества к осуществлению общественной правоохранительной деятельности [4]. Осознание важности тесного взаимодействия органов внутренних дел и населения в деле обеспечения правопорядка и профилактики преступности проявилось как в общественном сознании граждан, так и в сознании руководителей и рядовых сотрудников органов внутренних дел, о чём свидетельствуют результаты социологических исследований.

Так, по данным социологического мониторинга состояния криминогенной обстановки и эффективности деятельности органов внутренних дел, проводимого по заказу администрации городского округа г. Уфа социологической лабораторией Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, начиная с 2004 года такой фактор укрепления правопорядка, как привлечение общественности к сотрудничеству с правоохранительными органами, по мнению их сотрудников, устойчиво занимает третье место в ряду других одиннадцати факторов, предложенных к оценке. А респонденты из числа горожан

М.С. ВОРОНИНА

присваивают данному фактору пятый ранговый номер [9].

Вместе с тем на сегодняшний день, как показывают практика и социологические исследования, нельзя ещё говорить о том, что в регионах страны наблюдается высокий уровень взаимодействия правоохранительных структур, включая органы внутренних дел, с населением. Этот уровень респондентами в 2008 году (45%) и в 2009 году (42%) оценивался как средний [9].

Вполне естественно, что сложившаяся ситуация не может считаться удовлетворительной. Поэтому в настоящее время приоритетным направлением в работе органов внутренних дел является установление сотрудничества с общественностью на основе взаимопонимания и доверия.

Один из механизмов решения этой приоритетной задачи видится в формировании и развитии связей с общественностью. Само понятие «связи с общественностью» или «Public Relations» вошло в отечественный научный и обыденный оборот сравнительно недавно. Не останавливаясь на анализе имеющихся в обществоведческой литературе интерпретаций этого понятия [11; с. 69], отметим, что под связями с общественностью преимущественно понимают функцию управления, направленную организацией на формирование общественности, установление и поддержание взаимовыгодных отношений с нею при помощи диалоговых коммуникативных взаимодействий, организованных в формах взаимного понимания, согласия, доверия и поддержки [5, с. 9; 3, с. 25].

В таком понимании рассматриваются и связи с общественностью органов внутренних дел в нормативных документах МВД России. Для применения технологий

Р^деятельности в органах внутренних дел всех уровней созданы специальные подразделения информации, региональных и общественных связей, обязанностью которых является осуществление информационного обеспечения и пропаганды деятельности органов внутренних дел, организация и поддержание взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, с политическими партиями, избирательными комиссиями, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации по вопросам формирования объективной общественной оценки подразделений и учреждений МВД России [7; 8].

Подобное понимание предназначения связей с общественностью органов внутренних дел обусловлено целью, которую эти органы должны достичь с помощью Р^технологий. Однако в приведённой формулировке, на наш взгляд, данная цель выглядит неполно ибо сводится только к однонаправленному информационному воздействию на общественность для формирования объективной оценки работы органов внутренних дел.

В действительности, исходя из всего комплекса задач, решаемых сегодня органами внутренних дел, и большой социальной значимости этих задач, цель связей с общественностью шире, на что было указано специалистами Академии управления МВД РФ. По их, разделяемому нами мнению, цель связей с общественностью органов внутренних дел должна включать в себя двухсторонний информационный обмен, развитую систему доверительных отношений с общественностью, взаимодействие с нею и как следствие - создание благоприятного контекста деятельности этих органов [2; с. 31-32].

Более того, цель эта ещё шире и включает, помимо перечисленного, достижение посредством Р^деятельности, с использованием и других средств, тесного сотрудничества с населением, стимулирование готовности и активности граждан к оказанию содействия органам внутренних дел в обеспечении правопорядка на основе взаимопонимания и доверия.

Для достижения этой цели, а значит и для реализации самой возможности

формирования механизма связей с общественностью органов внутренних дел, необходимы благоприятные социально-экономические, политико-правовые и духовно-нравственные условия, складывающиеся и проявляющиеся на всех уровнях организации современного российского общества. Кроме того, необходим целый ряд условий ведомственного (системы МВД) характера. Степень сформирован-ности их и масштаб определяют тип модели Р^деятельности, преобладающей в работе всех государственных органов. Эти же условия детерминируют модель Р^де-ятельности, реализуемую правоохранительными органами государства.

Набор этих условий достаточно велик. К тому же очень немного публикаций, в которых они все были бы хотя бы обозначены применительно к Р^деятельности органов внутренних дел [6]. Поэтому перечислим сначала наиболее общие условия, влияющие на развитие, содержание и интенсивность связей с общественностью государственных органов в целом, а далее остановимся на тех условиях, которые способствуют в последние годы становлению нового механизма связей с общественностью органов внутренних дел.

Так, в обществоведческой литературе называются такие общие условия, как рыночный характер общественных отношений, конкуренция в экономике и политике, демократизация политической системы, формирование правового государства и институтов гражданского общества, возрастание роли и активности общественности во всех сферах общественной жизни и в принятии управленческих решений, существование общественности как самостоятельного субъекта, наличие развитой системы массовой коммуникации и т.п. В этих обстоятельствах, как подчёркивает С.М. Тучков, востребованность связей с общественностью как механизма построения равноправного диалога очевидна [10, с. 17].

Несомненно, что указанные и другие условия обусловили появление и развитие Р^деятельности в различных сферах общественной жизни современной России. Но в силу их несформированности, а также особенностей сложившейся отечественной практики государственного управления,

специфики менталитета общественности под связями с общественностью всё ещё понимается использование любых средств для привлечения внимания общественности посредством вербального воздействия преимущественно через средства массовой информации. Поэтому из тех моделей связей с общественностью, предложенных в своё время американскими специалистами Дж. Грюнигом и Т. Хантом [13], у нас преобладающими остаются две самые простые - паблисити и информирование общественности, представляющие собой однонаправленное коммуникативное воздействие, нацеленное на распространение и чаще не на разъяснение, а на интерпретацию информации. Используя эти модели, субъект Р^деятельности, как справедливо отмечает М.А. Шишкина, добивается своей прагматической цели, его интересы стоят выше, чем интересы общественности [12, с. 200].

Эти же модели характерны и для связей с общественностью органов внутренних дел.

Среди социальных условий формирования и развития связей с общественностью органов внутренних дел необходимо отметить всё большую их информационную открытость, стремление более широкого использования в своей управленческой деятельности обратной связи, результатов мониторингов общественного мнения [1, с. 3-4], становление общественных формирований правоохранительной направленности, реформирование органов внутренних дел в сторону усиления социальной направленности выполняемых ими функций.

Одним из важнейших условий выступает доверие населения правоохранительным органам. Повышение уровня доверия является составляющей цели связей с общественностью органов внутренних дел.

Следует отметить невысокий на сегодняшний день уровень доверия граждан органам охраны правопорядка. Вполне естественно, что показатели этого уровня имеют различные региональные значения. Так, например, уже упоминавшийся социологический мониторинг, проводимый в г. Уфе, позволил установить тенденцию роста уровня доверия граждан органам внутренних дел в 2005-2008 годах (в 2005 г. 21% респондентов выразили им подде-

ржку, в 2007 г. - 28% и в 2008 г. - 33%). Однако серия негативных явлений, имевших место среди личного состава в 2009 году отразились на заметном (-10%) снижении этого уровня.

Следующим условием можно назвать осознание различными категориями общественности и сотрудниками органов охраны правопорядка необходимости этого сотрудничества. Это также одна из составляющих цели связей с общественностью.

Результаты социологического мониторинга показали, что безусловно готовы помогать органам внутренних дел в их работе были в 2002 г. - 28,9%, в 2006 г. -35,0%, в 2008 г. - 46,7% и в 2009 г. -43,1% опрошенных. Среди респондентов заметно больше тех, кто готов лично помочь сотрудникам органов внутренних дел, но в определённых обстоятельствах и на определённых условиях, преимущественно связанных с вознаграждением за помощь. Это половина всех опрошенных (в 2002 г. - 49,9%, в 2006 г. - 49,3%, в 2008 г. - 46,7% и в 2009 г. - 52,5%). Что же касается сотрудников внутренних дел, то у трети из них (в 2004 г. - 35,2%, в 2006 г. - 32,1%, в 2008 г. - 33,8% и в 2009 г. - 30,5%), сформировалось убеждение в необходимости сотрудничества с населением.

Всё большее число респондентов (в 2006 г. - 30,7%, в 2007 г. - 33,1%, в 2008 г. - 39,5% и в 2009 г. - 37,9%) одобряет идею возрождения общественных правоохранительных формирований типа добровольных народных дружин [9].

К социальным условиям следует отнести готовность самих граждан осуществлять этот вид деятельности. И это тоже составляющая цели связей с общественностью органов внутренних дел.

Как собираются поступить респонденты, если сами окажутся свидетелями преступления или правонарушения? В 2009 году 13,7% ответили, что сами придут на помощь (в 2008 году - 17,6%); 34,4% - постараются помочь после оценки обстановки (в 2008 - 22,3%); 36,0% -вызовут милицию (в 2008 году - 29,2%); 2,5% - останутся безучастными (в 2008 году - 6,6%); 3,6% - позовут на помощь окружающих (в 2008 году - 7,2%).

Вполне естественно, что уровень доверия граждан как основы сотрудничества органов внутренних дел с населением определяется мерой его осведомлённости о результатах правоохранительной деятельности.

Социологические исследования фиксируют лишь «средний» уровень подобной осведомлённости. Несмотря на то, что проблема преступности вызывает беспокойство у 31,1% опрошенных в 2009 году респондентов, только 43,8% так или иначе информированы о состоянии преступности в городе и 33, 4% - о результатах работы органов внутренних дел; 73,9% опрошенных не знают своего участкового уполномоченного милиции, а 23,3% знают, но встречаются с ним редко. В целом же в 2009 году 54,8% респондентов оценили уровень своей правовой грамотности как средний. Такая же оценка уровня правовой грамотности граждан была дана сотрудниками органов внутренних дел (50,5%).

На низком уровне остаётся виктимо-логическая грамотность населения, поэтому 58,1% опрошенных в 2009 году приветствуют публикации в печати и передачи на телевидении на виктимологическую тематику.

Что же касается источников правовой информации, то преобладающим среди них являются электронные (62,6%) и печатные (25,6%) средства массовой информации федерального уровня. Региональные и местные средства массовой информации заметно отстают, не говоря уже о ведомственных источниках информации. Лишь 9,8% опрошенных в 2009 году указали на встречи с сотрудниками правоохранительных органов как на источник информации [9].

Недостаточность информированности граждан по вопросам охраны правопорядка отражается в оценках общественным мнением эффективности работы органов внутренних дел. Эти оценки зачастую бывают некомпетентными, что нередко ставит под сомнение саму возможность использования общественного мнения в качестве инструмента социального аудита правоохранительной деятельности как канала обратной связи в управлении правоохранительными органами и как инфор-

мационно-аналитической основы самих связей с общественностью.

Подчёркивая ведущую роль средств массовой информации в формировании правовой культуры населения и указывая на преобладание в структуре механизма связей с общественностью органов внутренних дел взаимодействия именно со средствами массовой информации, необходимо вместе с тем указать на то, что их позитивный пропагандисткий эффект по отношению органов внутренних дел заметно слабее нежели эффект негативный, связанный с дискредитацией правоохранительных органов.

Подобная дискредитация существенно снижает возможности технологий Р^деятельности, затрудняя работу по взаимодействию органов внутренних дел с населением на основе доверия между ними, взаимопонимания и сотрудничества. Конечно же, часть критических замечаний в адрес органов внутренних дел, распространяемых средствами массовой информации, вполне справедлива и об этом в ходе опроса в 2009 году высказались 21,0% респондентов из числа сотрудников органов внутренних дел. И эта критика связана с серьёзными проблемами, имеющими место в работе этих органов и их сотрудников. На решение этих проблем в принципе и направлена реформа системы МВД России. Но 50,0% опрошенных сотрудников органов внутренних дел указывают, что только небольшая часть критических материалов может считаться справедливыми, и только 14,8% оценивают всю критику несправедливой. Это говорит о том, что сами сотрудники органов внутренних дел в той или иной мере критично оценивают себя и результаты своей работы и стараются реагировать на замечания и упрёки в свой адрес. Тем не менее, в обстановке чрезмерной критичности в адрес органов внутренних дел, их связи с общественностью, реализуя свою коммуникативную функцию, должны исходить из принципов наступательности, опережающего контрпропагандисткого влияния. В противном случае доверия, понимания, удовлетворённости достичь не удастся.

Не умаляя проблем, которые существенно отражаются на снижении эффектив-

ности работы органов внутренних дел и соответственно на оценке этой эффективности общественным мнением,необходимо отметить, что связи с общественностью органов внутренних дел при условии превращения их в системный механизм, будут способствовать установлению общественного контроля за работой правоохранительных органов. О необходимости подобного контроля, например, говорит состояние служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел, что не проходит незамеченным мимо общественности. Так, в ходе социологического опроса, проведённого в г. Уфе в 2009 году, 37,8% респондентов показали, что

были свидетелями того, как сотрудники органов внутренних дел превышали свои полномочия. Поэтому 72,9% опрошенных считают общественный контроль необходимым и только 26,1% полагают, что подобный контроль имеет место, но носит часто декларативный характер. Укрепление и действенность общественного контроля за работой органов внутренних дел наряду с вызреванием других указанных условий будет способствовать связям с общественностью органов внутренних дел, а через них укреплению взаимодействия этих органов с населением в деле обеспечения правопорядка.

1. Аккучуков У.С. Общественное мнение в управлении органами внутренних дел. - Уфа: Восточный ун-т,

2008.

2. Благоразумный А.А. Организация общественных связей органов внутренних дел. - М.: Академия управления МВД РФ, 2003.

3. Джефкинс Ф. Паблик рилейшнз / пер. с англ. Под ред. Б.Л. Ерёмина. - М.: ЮНИТИ, 2003.

4. Егорышев С.В. Общественная правоохранительная деятельность и её роль в обеспечении правопорядка // Российский следователь.- 2009.- № 5.

5. Катлип С.М. Паблик рилейшинз. Теория и практика / пер. с англ.: учебное пособие. 8-е изд. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.

6. Линкевич А.Е. Проблемы укрепления взаимодействия органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью в условиях формирования в современной России гражданского общества. - Уфа: Восточный ун-т, 2006.

7. Приказ МВД РФ № 324 от 5.04.2002 г. «Об организации работы подразделений информации, региональных и общественных связей главных управлений МВД России по федеральным округам, подразделений информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД, органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах, горрайорганов внутренних дел. Приказ МВД РФ № 504 от 27.06.2005 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 5 апреля 2002 г. № 324»

8. Приказ Административного департамента МВД России № 19 от 14.01.2005 г. «Об утверждении Положения об Управлении общественных связей Министерства внутренних дел Российской Федерации».

9. Результаты мониторинга общественного мнения о состоянии криминогенной обстановки в г. Уфе и эффективности деятельности органов внутренних дел за 2008 и 2009 гг. / Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. - Уфа, 2008, 2009.

10. Тучков С.М. Связи с общественностью в политических, государственных и муниципальных организациях. - М.: МАКС Пресс, 2001.

11. Управление общественными отношениями: учебник / под общ. ред. В.С. Комаровского. - М.: Изд-во РАГС,

2005.

12. Шишкина М.А. Паблик рилейшинз в системе социального управления. - СПб.: Изд-во «Паллада-медиа» СЗРЦ «Русич», 2002.

13. Grunig I., Hunt T. Managing Public Relations. - NY.: Hoyt, Penehart and Winston, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.