ДИАЛЕКТИКА ТРАДИЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ XXI ВЕКА
Чжан Далей
канд. искусствоведения, доцент, заместитель декана художественного факультета финансово-экономического университета, Китайская Народная
Республика, г. Чжэнчжоу E-mail: zhang. [email protected]
DIALECTICS OF TRADITIONAL AND MODERN IN CHINA XXI
CENTURY FINE ARTS
Zhang Dalei
PhD, Associate Professor, Deputy Dean of the Faculty of Arts University of Finance
and Economics, China, Zhengzhou
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена особенностям развития изобразительного искусства Китая на современном этапе. Особое внимание уделено рассмотрению творческих работ художников традиционного (категория «смысл-образ»), концептуального (категория «образ-смысл») искусства и искусства циничного реализма (категория «понимание-смысл»).
ABSTRACT
The article is devoted to the peculiarities of fine arts development in China at present. Particular attention is paid to the creative work of artists of the traditional art (the category of "sense-image"), conceptual art (category "image-sense") and the art of critical realism (category "understanding-sense").
Ключевые слова: современное изобразительное искусство Китая; традиционный стиль; концептуальное искусство; перфоманс; циничный реализм.
Keywords: fine arts in China; traditional style; conceptual arts; performance; cynical realism.
На протяжении нескольких тысячелетий китайское изобразительное искусство следовало по традиционному пути, создавая с помощью кисти и
туши масштабные полотна в стиле «сеи» или «гунби». Каноничность образов, материалов и техники исполнения, обусловленные требованиями традиционного общества, составляли идейную основу изобразительного искусства.
Существенные изменения в ситуации произошли только в 80-е годы ХХ столетия: экономические и политические преобразования в стране стали импульсом для появления художников новой эпохи. Их задачей было «пересмотреть содержание и формы, извечно существующие в китайской живописи, взглянуть на мир «новыми глазами», уловить новые течения в современном обществе, и затем как можно скорее создать новый образ мышления, который откроет перед творчеством новые горизонты» [4, с. 162].
Поиск новых форм в искусстве стал переломным моментом для целого поколения мастеров. Экспериментируя с классическими материалами, копируя европейский стиль письма, смешивая традицию и современность, и главное, бесконечно дискутируя с искусствоведами, художники Китая 80—90-х годов смогли заложить основу современного китайского изобразительного искусства.
Классифицировать искусство современного Китая достаточно сложно. Тем не менее, китайский искусствовед — Фань Жуйхуа, проанализировав культурные традиции конфуцианства, буддизма и даосизма, лежащие в основе традиционной культуры Китая — выдвинул теорию трёх направлений развития изобразительного искусства. Он считает, что все произведения современной живописи можно разделить на категории «смысл-образ», «образ-смысл», «понимание-смысл» [2]. Придерживаясь данной теории, мы рассмотрим некоторые направления в китайском изобразительном искусстве, обозначив, насколько ярко проявляются в них традиционные либо современные идеи.
1. Творческие работы категории «Смысл-образ»
«Я верю, что в любую эпоху определённые вещи могут сохранять свою ценность в течение очень долгого времени, даже после прохождения этого периода. Китайская культура богата и глубока, и в ней есть много различных слоёв, которые могут проявляться в качестве шаблона, способа мышления или
отношения к жизни. Это то, что передавалось нам из поколения в поколение» [3] — пожалуй, эти слова гонконгского художника Кань Тай Кеунга наиболее ярко характеризуют поколение художников, создающих работы в категории «смысл-образ». Это произведения последователей классического изобразительного искусства Китая, т. н. живописи «гохуа». Обучаясь в традиционных школах живописи и каллиграфии, художники обрели глубокое понимание глубинной философии Китая, научились раскрывать суть событий и явлений с помощью традиционных выразительных средств — туши, кисти, рисовой бумаги.
Конечно, это не означает слепого поклонения традициям: современное сочетание живописи и каллиграфии позволяет создавать не просто полотна, а зрелищные произведения, интересные всему мировому сообществу. Мастерство «кисти и туши» становится вневременным, отражая лишь самобытность китайского искусства, выходящего на международный уровень.
Ярчайшим примером соединения традиционного и современного стала экспозиция "Ink ArtvsInk Art" (в рамках культурной программы Всемирной выставки Экспо-2010, Шанхай). Представленная на ней анимированная картина «Свиток» продемонстрировала оригинальный способ слияния традиционного материала и современной интерпретации.
Для создания нового произведения была использована репродукция известнейшего шедевра эпохи Сун — «Праздник Цинмин на реке Бяньхэ» (Чжан Цзэдуань, 1085—1145). На 5,5-метровом полотне были отражены традиции празднования Дня душ (Праздника чистого света) с народными гуляниями, запуском воздушных змеев и прогулками на лодках. Придворный художник трудился над полотном несколько лет, в результате чего на нём изображено огромное количество деревьев, архитектурных объектов, и более 800 человек.
За тысячу лет, формат данного праздника не изменился — в современном Китае он считается государственным и празднуется ежегодно. Именно поэтому сотрудники компании CrystalGC решили использовать древний «Свиток»,
чтобы «позволить зрителям окунуться в прошлое, используя технологии будущего» [3]. Более двух лет семьдесят художников, программистов, аниматоров под руководством Юй Чжена (Yu Zheng) создавали свою, цифровую версию шедевра. Увеличенная электронная версия демонстрирует ежедневные занятия населения того времени, технические достижения и научные открытия. Все персонажи картины выполнены в 3D и анимированы: они движутся, взаимодействуют друг с другом, создавая полную иллюзию вселенской гармонии.
Создатели цифрового ремейка традиционного полотна утверждают, что с помощью современных образов они стремились передать традиционные убеждения о перерождении душ, одновременно обыгрывая название праздника.
Данный пример ярко иллюстрирует стремление художников традиционной школы преодолеть эстетику академической живописи и каллиграфии, актуализировать возможность воспринимать искусство создания изображений и письменных знаков в качестве игры.
2. Творческие работы категории «образ-смысл»
Создание ярких провокационных образов и наполнение их особым смыслом стало основополагающим у китайских художников, приверженцев концептуального искусства. Используя необычные для изобразительного искусства материалы — фотографии, промышленные изделия или собственные тела, перечёркивая понятия «красоты» и внешней привлекательности художники концептуального искусства пытались донести своё миропонимание до зрителей с помощью инсталляции, видео-арта или перфоманса. В качестве идей некоторых перфомансов китайские мастера выбирают категории, лежащие в основе традиционной философии: действие-бездействие, свобода — подчинение и пр.
Из множества известных мастеров концептуального искусства Поднебесной, наиболее любопытен творческий путь Чжана Хуаня — художника, чьи творческие эксперименты стали символом современного китайского искусства. С конца 80-х годов Хуань создаёт различные
перфомансы, основным средством выразительности в которых выступает его тело, используемое в качестве своеобразной точки отсчёта. Художник отмечает: «Тело — единственный настоящий способ узнать общество, и продемонстрировать себя обществу. Оно — доказательство моей идентичности, мой язык...» [8]. В 1993 г. Чжан Хуань создаёт общество единомышленников -East village, с помощью которых проводит различные акции: обливается мёдом и несколько часов сидит перед общественным туалетом («12 м2»), подвешивает себя к потолку, сдавая при этом кровь («65 кг.»), обнажённый, вместе с товарищами образует пирамиду на вершине горы («Добавить 1 метр к неизвестной горе»). Своими творческими работами художник привлекает внимание к авторитарности политической власти в Китае, бесчеловечным законам, пренебрежению властей интересами бедных, цензуре и репрессиям. Стоит, однако, отметить, что Чжан Хуань не занимает активной позиции «борца» за общественные интересы (как это делают европейские художники-концептуалисты), не взывает с трибун к изменению существующего порядка в стране. Он познаёт действительность и делится своими переживаниями со зрителем, трансформируя свой опыт и впечатления в яркие образы, предоставляя зрителю возможность пережить аналогичные чувства.
Работы Чжана Хуаня порой, вызывают недоумение, отвращение или брезгливость у зрителей, но ведь «сущность искусства состоит не в том, чтобы преподносить красивые вещи, которые можно беззаботно разглядывать сквозь розовые очки. Художник должен что-то отдавать.» [8]
Анализируя творчество Чжана Хуаня, искусствоведы затрудняются сказать, к западным либо восточным традициям тяготеет художник. В его работах смешиваются ритуалы буддизма и христианства, традиционная китайская культура тесно переплетается с историей искусств Европы, а используемые средства выразительности включают как ритуалы и церемонии, так и хореографию, и акробатику. Одно бесспорно: творчество Чжан Хуаня столь необычно по своему содержанию и способу выражения, что принесло художнику всемирную славу и звание крупнейшего концептуалиста мира.
3. Творческие работы категории «Понимание-смысл»
Донести своё понимание действительности до зрителя, показать ему истинный смысл происходящих в стране и мире событий — такова основная миссия художников, создающих произведения политического поп-арта и циничного реализма. Зародившиеся в конце ХХ века, эти течения были невероятно популярны в Китае в течение первого десятилетия XXI века и до настоящего времени не потеряли своей актуальности. Картины, созданные в пику существующему в Китае политическому режиму и устою традиционного общества, стали невероятно востребованными на западных художественных аукционах. В миллионы долларов коллекционеры оценивают произведения Чжана Сяогана («Площадь Тяньаньмэнь»), Ю Минчжуна (серия автопортретов), Фан Лицзюнь («Gold Head 10»; «Вода») и др. Их работы выполнены в европейской живописной манере, открыто кричат о проблемах в обществе (что не свойственно для национального менталитета), и в то же время содержат детали восточного миропонимания и мироощущения.
Современное искусство Китая насчитывает немногим более 30 лет, однако за это время оно не только освоило европейские формы и методы взаимодействия со зрителями, но и смогло сохранить свою верность традиционному стилю живописи. Классическая эстетика и философия китайской культуры как выражение этнического своеобразия воплощаются в произведениях современных китайских художников, делая изобразительное искусство Китая востребованным продуктом на национальном и мировом рынке.
Список литературы:
1. Ван Фэй Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Ван Фэй; [Место защиты: Рос. акад. художеств] — 212 с. Ил
2. Ван Шоучжи История мирового современного искусства. Пекин, 2005 г.
3. Иванова Ю.В., Яковлева Н.Ф. Традиционная живопись в современной культуре Китая // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. — 2013. — №4 (51). — С. 228—237.
4. Люй Пэн. Вопросы истории искусства: направления исследования истории искусства в ХХ в. (1950—1999 гг.). Сычуань, 2006. — 420 с. (кит. яз.)
5. Мерекина О. Чжан Хуань: концептуальное искусство в Китае/ZSmo АГ;[Искусство в Поднебесной]. — 19.01.2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://merekina-olga.livejournal.com/4910.html (дата обращения 10.08.2014).
6. Неглинская М.А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения //Общество и государство в Китае: XL научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010. — 470 с. — (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 2 / редколл. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). — С. 403—414.
7. Неглинская М.А. Современная живопись го-хуа /Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. 2010. — 1031 с. С. 201—221.
8. Zhang Huan, Official web site [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.zhanghuan.com (дата обращения 10.08.2014).