ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Е. В. Выровцева
ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ XXI ВЕКА: ИСКУССТВО СЛОВА И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Формирование глобальной информационной среды и развитие новых медиа обусловили трансформацию профессии журналиста. Мультимедийные технологии позволяют создавать тексты без участия человека, соответственно изменились принципы коммуникативного акта: автор -текст - реципиент. Сегодня актуальным представляется исследование особенностей функционирования медиатекста, способов организации диалога с массовой аудиторией. Необходимо определить и новые требования, предъявляемые временем журналистам.
Ключевые слова: журналист, автор, коммуникация, медиатекст, мультимедийные технологии, интерактивность, язык новых медиа.
Стремительное развитие коммуникационных технологий повлияло на изменение всех сфер жизни, в том числе привело к трансформации медийного пространства и профессии журналиста. Человечество третьего тысячелетия входит в историю как информационное общество. М. Кастельс, М. Маклюэн, Э. Тоффлер охарактеризовали процесс формирования информационного общества [8; 12; 18] и выделили одну из важнейших особенностей третьего тысячелетия, которая связана с диалектикой развития отношений между масс-медиа и аудиторией. С одной стороны, жизнь современного человека немыслима без потребления информации, а с другой стороны, этот потребитель утомлен от бесконечного потока новостей и стал более требовательным к их качеству.
Социальные и технологические границы медиасреды постоянно расширяются, что обуславливает необходимость регулярного обновления и уточнения терминов, категорий, понятий, определяющих профессиональную деятельность журналиста. В первую очередь это возникновение и развитие новых медиа, при характеристике которых ключевыми оказались следующие понятия: конвергенция, интеракция, иммерсия, интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность [17]. Отечественная культура перестала быть литературоцентричной и превратилась в медиацентрич-ную. В связи с этим возникли актуальные вопросы. Остается ли текст высшей и универсальной единицей общения? Каковы требования к автору новых типов текста? Не подменяют ли технологии как набор приемов и алгоритмов журналистику как творчество, как искусство слова и мысли?
Л. Манович, исследуя язык новых медиа, указывает на их принципиальное отличие от традиционных СМИ: текст в таких изданиях программируемый; объекты реальной действительности группируются в модули, не теряя своей самостоятельности; текст создается без непосредственного участия человека - по заданному алгоритму; медиатекст можно изменять по желанию в любое время, поэтому он способен существовать в бесконечном количестве версий [20]. Обращает внимание Л. Манович и на транскодинг - возможность влияния культурного и компьютерного слоев друг на друга. Все это заставляет журналистов пересматривать подходы к созданию авторского произведения. Так, новые условия функционирования влияют на такие еще совсем недавно обязательные характеристики текста, как цельность и завершенность.
Созданный журналистом текст благодаря цифровым технологиям может расширяться неограниченным диапазоном контента. Процесс коммуникации АВТОР - ТЕКСТ - РЕЦИПИЕНТ приобретает глобальный характер и провоцирует новые отношения между создателем информации и ее потребителем: «Люди от текстового мышления и текстовых видов потребления переходят к изобразительному мышлению и визуальным видам потребления. Такая индивидуализация и визуализация СМИ является ключом для понимания современных тенденций изменения поведения медиапотребителя» [9. С. 37]. Индивидуализация при восприятии результата творческой деятельности журналиста напрямую зависит, например, от такого свойства медиатекста, как гипертекстуальность: кто-то заинтересуется гиперссылками, кто-то не обратит на них внимания, в любом случае, выбор их количества и качества будет субъективным.
Какизвестно,улюбоготекстаестьдвауровня-уровеньсодержанияиуровеньвыражения.Приэтом авториреципиентидутнавстречудругдругу:авторначинаетссодержания,ареципиент-свыражения. Ю. Хабермас разработал «нормативные требования значимости» [19], а К.-О. Апель развил эту теорию и представил концепцию модусов коммуникации: когнитивный, интеракци-онный и экспрессивный, которые соответствуют трем аспектам речи - пропозициональное содержание, интерперсональное отношение и намерение говорящего [3]. Профессор МГУ А. В. Назарчук на основе этих философских теорий выделяет критерии значимости: истинность, нормативная правильность, правдивость, понятность [13. С. 36]. Так вот в новых медиа этот путь чрезмерно усложняется за счет дополнительной информации - инфографики, аудио- и видеоиллюстраций, гиперссылок. Не менее значимо и влияние на процесс восприятия, а соответственно, и на процесс создания журналистского текста концепции трех «А», сформулированной И. Полу-эхтовой: любой контент в любом месте и в любое время [14]. Данная концепция позволяет рассматривать медиатворчество с самых разных сторон.
Современный автор вынужден учитывать технический аспект: его произведение должно быть доступно, интересно и удобно для восприятия. С другой стороны, вербальный способ представления информации как правило остается доминирующим, и требования к слову в мультимедийном пространстве только повышаются: «всякая неясность требует координации посредством языковой коммуникации» [13. С. 48]. Сегодня как никогда, пожалуй, слово оказывается в ситуации жесточайшей конкуренции с другими способами воздействия на аудиторию.
Е. Вартанова, анализируя природу творчества в новых медиа, указывает на их главное преимущество: представители аудитории не только выбирают те или иные СМИ, те или иные тексты, тех или иных авторов, но и активно вовлечены в процесс творчества, в процесс конструирования содержания [5. С. 38.]. Журналист сегодня хорошо понимает, что не только он, а и его аудитория участвует в формировании «повестки дня». И уже от таланта и профессионализма журналиста зависит степень его влиятельности, его статус при создании картины современной действительности.
Сложность ситуации обусловлена еще и тем, что редакциям и журналистам приходится конкурировать с информационными агентствами, с лентами новостей на различных интернет-площадках, с социальными сетями. В непростые конкурентные отношения вступают собственно новости, для чего порой хватает, по выражению главного редактора «Новой газеты» Дм. Муратова, «перепоста копипаста», и методы представления этих новостей - их анализ, интерпретация, систематизация, оценка.
Доказательством совершенно новых отношений технологий и искусства слова в творчестве журналиста следует признать и огромное количество новых терминов, появившихся в последнее время для обозначения мультимедийного продукта: лонгриды, таймланы, ньюс-фиче, фиче, журналистика дронов, Trend-Story и т. п. При характеристике этих новых форм мнения разделились: одни видят в них всего лишь технологии, другие уже готовы называть их жанрами, как, например, А. Колесниченко [11]. Рассматривать данные виды медиатекста как уже сложившиеся жанры кажется преждевременным, хотя бы потому, что требуется их апробация, необходимо время, чтобы сложилась солидная эмпирическая база, позволяющая выделить свойства нового типа текста. Однако тенденция формирования новых видов медиатекстов не вызывает сомнения. Жанр как понятие традиционное и центральное при анализе любого текста (утверждение М. Бахтина «текст не существует вне жанра» не потеряло актуальности) сегодня нуждается в уточнении.
Именно эти новообразования, способные в будущем стать самостоятельными жанрами, наиболее ярко демонстрируют диалектическое единство традиционного искусства слова и актуальных цифровых технологий. Это единство основано на противостоянии авторского творческого начала и стандартизации приемов создания информационного продукта. Об опасности «продукта, изготовленного по стандарту серийного производства», еще в начале века писал У. Эко, которого интересовала прежде всего проблема отношений между автором и читателем. Сегодня читателя потеснил пользователь, избалованный увлекательной игрой в мультимедиа, и проблема стала еще более актуальной и сложной.
Одна из причин обострения данной проблемы - трансформация принципов медиапотребле-ния: на смену массовому пришло индивидуализированное. Эта тенденция обусловлена персо-нализацией новых медиа, их доступностью в любом месте в любое время и возможностью «на-
строить» их под себя. Компьютер, смартфон, планшет в современных условиях превращаются в индивидуальное медийное пространство, а журналисты при создании текстов не могут не учитывать этот новый фактор: «Интернет в силу своих технологических особенностей способен «запоминать» интересы пользователя и в дальнейшем «подсказывать» то, что ему могло бы понравиться. Например, в социальных сетях сегодня есть собственные рекомендательные сервисы, которые на основе предыдущих запросов пользователя «советуют» ему аналогичный контент. Рекомендации и ссылки на релевантный контент есть на большинстве сайтов СМИ и т. д., что существенно расширяет опыт их посетителей» [14. С. 93]. Так, Facebook позволяет самостоятельно формировать контент, лента новостей «подстраивается» под интересы владельца страницы, а ссылки френдов структурируют информацию в индивидуальное, персональное СМИ. Это ставит новую задачу перед журналистом - стать постоянным автором таких персональных изданий. При этом одинаково значимы и талант автора, и его умение использовать технологии для повышения собственного рейтинга.
Качественно новые отношения системы АВТОР - ТЕКСТ - РЕЦИПИЕНТ определено в литературе термином «нелинейное» потребление [15. С. 65], характерное в первую очередь для вещательных медиа - интернет, телевидение, радио. Однако сейчас это и свойство прессы, т. к. сайты печатных СМИ обеспечивают возможность одномоментно прочитать сегодняшний материал и материал годовой давности: «Вместо диктата со стороны медиаиндустрии, что и когда потреблять, у потребителя появился свободный доступ к медиапродуктам (песенные синглы, конкретные статьи, видео по запросу и т.п.), а не к пакетным предложениям (вроде CD-альбомов, газет, телеканалов и пр.)» [1. С. 54]. Свобода выбора повлияла не только на развлекательную, но и на новостную индустрию. А. Качкаева говорит о новых свойствах медиатехнологий, которые позволяют доставлять видео на экран телевизора из любого источника, вырезать фрагменты, создавать свой канал, включая собственную трансляцию, интегрируя людей и девайсы [10]. Создается иллюзия того, что каждый продвинутый пользователь легко может стать и журналистом, и редактором.
На противоречивость и актуальность трансформации отношений между журналистом и аудиторией указывает Е. Вартанова: «Власть аудитории - классический признак постмодерна - в наше время более ощутима. При этом активность аудитории становится фактором депрофессионализации новостной журналистики, что уводит медиасистему от прежней централизации. Медиакультура сегодня порождается креативной молодежью с не самым высоким уровнем доходов, фактически не являющейся носителями ценностей старой центростремительной культуры» [6]. Однако требует специального обсуждения вопрос о том, насколько пользователь способен формировать повестку дня самостоятельно.
Специфика творческой деятельности журналиста в новых медиа трансформируется и в связи с тем, что они объединяют в одном пространстве несколько типов коммуникаций - межличностную («один-одному»), вещательную («один-многим»), межгрупповую («многие-многим»). Вс. Пуля справедливо характеризует аудиторию новых медиа как мультизадачную: все больше людей хотят объяснений, а не просто быстрой информации; рекламные бюджеты перемещаются на мобильные платформы; требуются «большие данные» о людях в реальном времени [14. С. 40-42]. Таким образом, виртуальная реальность становится новой платформой журналистики, а соответственно требует от авторов специальных навыков, чтобы отвечать на запросы этой мультизадачной аудитории и каждого активного ее представителя: «Новая среда тотально настроена на участие каждого. Люди априори активны, потому что, если ты в Интернете ведешь себя, как зритель телевизора, ты не сделаешь ни одного шага. Ты должен ввести запрос, зарегистрироваться, куда-то войти» [7].
Изменение требований к творческой деятельности журналиста напрямую связано с эволюцией новых медиа. В этом процессе можно выделить несколько этапов: дигитализация, когда содержание СМИ преобразовалось в цифровой формат; конвергенция - слияние СМИ в сети, слияние традиционных и новых медиа, смена мономедийного формата на мультимедийный; персонификация и интерактивность, т. е. наличие мгновенной обратной связи. В результате в современных масс-медиа успешно функционируют гибридные формы, содержащие элементы, характерные черты, приемы разных типов и видов публикаций. Именно технология создания мультимедийных текстов позволяет объединить жанровые формы. В этой ситуации возрастает роль «игровой интерпретации действительности» [2. С. 112], при которой не исключена игра с жанрами.
Журналист, создающий авторское произведение как «реализованный, воплощенный дискурс, сложное коммуникативное явление, включающее кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста» [4. С. 12], сегодня находится в процессе постоянного поиска наиболее интересного, наиболее оригинального, наиболее убедительного жанрового воплощения. И добиться этого в современных условиях способен журналист, одинаково талантливо владеющий и искусством слова, и мультимедийными технологиями.
Список литературы
1. Айрис, М. Управление медиа-компаниями: реализация творческого потенциала [Текст] / М. Айрис, Ж. Бюген. - М., 2010. - 560 с.
2. Анненкова, И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ [Текст] / И. В. Анненкова. - М.:, 2011. - 392 с.
3. Апель, К.-О. Трансформация философии [Текст] / К.-О. Апель; пер. с нем. В. Куренного, Б. Скуратова. - М.: Логос, 2001. - 339 с.
4. Богуславская, В. В. Журналистский текст: лингвосоциокультурное моделирование [Текст]: дис. ... докт. филол. наук / В. В. Богуславская. - Воронеж, 2004. - 40 с.
5. Вартанова, Е. Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя [Текст] / Е. Л. Вартанова. - М., 2015. - 136 с.
6. Вартанова, Е.Л. От модерна к постмодерну в медиа [Электронный ресурс] / Е. В. Вартанова. - URL: http://www.journ.msu.ru/blog/blog_vartanovoy/.
7. Засурский, Иван: «Все знают всё про всех» [Электронный ресурс] / И. Засурский // Искусство кино. - URL: http://kinoart.ru/archive/2013/07/ivan-zasurskij-vse-znayut-vsjo-pro-vsekh.
8. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М., 2000. - 606 с.
9. Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные [Текст] / А. Г. Качкаева. - М., 2010. - 200 с.
10. Качкаева, А. Г. Образ медиа будущего [Электронный ресурс] / А. Г. Качкаева. - URL: https:// www.youtube.com/watch?v=gRRUsOx-Cxs.
11. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика [Текст] / А. В. Колесниченко. - М., 2008. -180 с.
12. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека [Текст] / М. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. - М.; Жуковский, 2003. - 464 с.
13. Назарчук, А. В. Теория коммуникации в современной философии [Текст] / А. В. Назар-чук. - М.. 2009. - 320 с.
14. Полуэхтова, И.А. Медиасреда и медиабизнес в цифровую эпоху [Текст] / И. А. Полуэхто-ва // Теория и практика медиарекламных исследований: сб. ст. - М., 2011. - С. 83-108.
15. Полуэхтова, И. А. Телевидение глазами телезрителей [Текст] / И. А. Полуэхтова. - М., 2012. - 364 с.
16. Пуля, В. 7 трендов новых медиа в 2015 году [Текст] / В. Пуля // Журналист. - 2015. - № 1. -С. 40-42.
17. Соколова, Н. Л. Популярная культура Web 2.0: к картографии современного медиаланд-шафта: монография [Текст] / Н. Л. Соколова. - Самара, 2009. - 204 с.
18. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер. - М., 2002. - 557 с.
19. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас; пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. - СПб., 2000. - 380 с.
20. Manovich, L. The Language of New Media [Electronic resource] / L. Manovich. - URL: http:// manovich.net/LNM/Manovich.pdf.
E. V Vyrovtseva
DIALECTICS OF DEVELOPMENT OF JOURNALISM OF THE XXI CENTURY: THE ART OF SPEECH AND MULTIMEDIA TECHNOLOGIES
The formation of the global information environment and development ofnew media led to the transformation of the profession ofjournalism. Multimedia technologies allow to create texts without human intervention, consequently changed the principles of a communicative act: author - text - recipient. Relevant today is the study ofpeculiarities of functioning of media texts, ways of organizing the dialogue with a mass audience. You must define new requirements time journalists.
Keywords: journalist, author communication, media text, media technology, interactivity, the language of new media.
References
1. Ayris, M. and Bugen G. (2010) Upravlenije media-kompaniyami: realicaziya tvorcheskogo potenziala [=Managing media companies: realization of creative potential], Moscow, 560 p. (In Russ.).
2. Annenkova, I. V. (2011) Mediadiskurs XXI veka. Lingvofilosofskiji aspect jazyka SMI [=The media discourse of the XXI century. Linguo-philosophical aspect of the language media], Moscow, 392 p. (In Russ.).
3. Apel, K-O. Transformaciya filosofii [=The transformation of philosophy], Moscow, 339 p. (In Russ.).
4. Boguslavskaja, V. V. (2004) Zhurnalistskij tekst: lingvosociokulturnoe modelirovanie: diss. ...doct. filol. nauk [=Journalistic text: lingual, social and cultural modeling: thesis of doctor of filol. sciences], Voronezh, 40 p. (In Russ.).
5. Vartanova, E. L. (2015) O sovremennych media i zhurnalistike. Zametki issledovatelja [=About modern media and journalism. Notes of the researcher], Moscow, 136 p. (In Russ.).
6. Vartanova, E. L. Ot moderna kpostmodernu v media [=From modernism to postmodernism in media], available at: http://www.journ.msu.ru/blog/blog_vartanovoy/, accessed 15.10.2015. (In Russ.).
7. Zasurskij, Ivan Vse znajut vsjo pro vsech [=Everyone knows everything about everyone], in: Iskusstvo kino [=The art of cinema], available at: http://kinoart.ru/archive/2013/07/ivan-zasurskij-vse-znayut-vsjo-pro-vsekh, accessed 15.10.2015. (In Russ.).
8. Kastels, M. Informacionnaya epocha: ekonomika, obsh'estvo I kultura [=The information age: economy, society and culture], Moscow, 606 p. (In Russ.).
9. Kachkajeva, A. G. (2010) Zhurnalistika i konvergenciya: pochemu i kak tradizionnyje SMI prevrash'ajutsja v multimediynyje [=Journalism and convergence: why and how traditional media was placed in multimedia], Moscow, 200 p. (In Russ.).
10. Kachkajeva, A. G. Obraz media budush'ego [=Image media of the future], available at: https:// www.youtube.com/watch?v=gRRUsOx-Cxs, accessed 15.10.2015. (In Russ.).
11. Kolesnichenko, A. V. (2008) Prakticheskaya zhurnalistika [=Practical journalism], Moscow, 180 p. (In Russ.).
12. McLuhan, M. (2003) Ponimanije media: Vneshnije rasshireniya cheloveka [=Understanding media: the extensions of man], Moscow, Zhukovskij, 180 p. (In Russ.).
13. Nazarchuk, A. V. (2009) Teoria kommunikacii v sovremennoj filosofii [=Communication theory in modern philosophy], Moscow, 320 p. (In Russ.).
14. Poluechtova, I. A. (2011) Mediasreda i mediabicnes v cifrovuju epochu [=The media and the media business in the digital age], in: Teoriya i praktika mediareklamnych issledovanij [=Theory and practice of media advertising research], pp. 83-108 (In Russ.).
15. Poluechtova, I. A. (2012) Televidenije glazami telezritelej [=TV through the eyes of the viewers], Moscow, 364 p. (In Russ.).
16. Pulja, V. (2015) 7 trendov novych media v 2015 godu [=7 new media trends in 2015], in: Zhurnalist [=Journalist], no. 1, pp. 40-42 (In Russ.).
17. Sokolova, N. L. (2009) Populjarnayakultura Web 2.0: kkartografiisovremennogomedialandshafta [=Popular culture Web 2.0: mapping modern media landscape], Samara, 204 p. (In Russ.).
18. Toffler, A. Shok budush'ego [=The shock of the future], Moscow, 557 p. (In Russ.).
19. Habermas, Ju. (2000) Moralnoje socnanije i kommunikativnoje dejstvije [=Moral consciousness and communicative action], Sankt-Petrburg, 380 p. (In Russ.).
20. Manovich, L. The "Language of New Media", http://manovich.net/LNM/Manovich.pdf, accessed 15.10.2015. (In Russ.).
Выровцева Екатерина Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории журналистики Самарского государственного аэрокосмического университета им. Академика С.П. Королева.