Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ ЗА ПРАВА ЧЕРНОКОЖИХ В США В 60-Е ГГ. XX В. НА ПРИМЕРЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ'

ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ ЗА ПРАВА ЧЕРНОКОЖИХ В США В 60-Е ГГ. XX В. НА ПРИМЕРЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
434
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА ЧЕРНОКОЖИХ / ДВИЖЕНИЕ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА / ИНТЕГРАЦИОНИЗМ / ЧЕРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ / МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ / МАЛКОЛЬМ ИКС / ПАРТИЯ "ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА" / СТОКЛИ КАРМАЙКЛ / ХЬЮИ ПЕРСИ НЬЮТОН / РОБЕРТ СИЛ / ЭЛДРИДЖ КЛИВЕР / ДЖОРДЖ ФЛОЙД / BLACK LIVES MATTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шумаков Андрей Андреевич

В данной работе рассматриваются и подробно исследуются ключевые теоретические аспекты и ведущие идейно-политические направления Движения за права чернокожих США в 1960-е гг. В качестве основных источников автор использует работы и речи самых известных его представителей, таких как: Мартин Лютер Кинг, Малкольм Икс, Стокли Кармайкл, Хьюи Перси Ньютон, Роберт Сил, Элдридж Кливер, выделяя основные направления и доминирующие на различных этапах развития указанного явления тенденции. В качестве основного метода исследования предлагается материалистическая диалектика. Это дает возможность рассмотрения феномена Движения за права афроамериканцев непосредственно в развитии. Автор не только проводит сравнительный анализ различных течений и идейно-политических воззрений наиболее выдающихся представителей указанного движения, но и делает это в динамике, объясняя природу и механизм происходящих качественных изменений с помощью законов материалистической диалектики. В частности, в качестве основного тезиса он отмечает, что во второй половине 1960-х гг. на смену противостоящим друг другу классическим концепциям интеграционизма и черного национализма, лежащим в основе определения пресловутой амбивалентности афроамериканского сознания, приходят революционный черный национализм и революционный социализм, отрицающие два предыдущих направления и одновременно тесно связанные с ними. В качестве вывода предлагается концепция понимания качественных трансформаций в идеологии и практике Движения за права чернокожих в США. Также автором проводятся параллели с сегодняшним подъемом социально-расового движения, происходящим в рамках все того же дискурсивного поля, которое окончательно сформировалось именно в 1960-е гг. Это дает автору возможность сделать прогноз по дальнейшему развитию ситуации в США и непосредственно самого Движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF THE DEVELOPMENT OF THE BLACK RIGHTS MOVEMENT IN THE UNITED STATES IN THE 60S OF THE XX CENTURY ON THE EXAMPLE OF ITS OUTSTANDING REPRESENTATIVES

Tis paper examines and explores in detail the key theoretical aspects and leading ideological and political trends of the Movement for Black Rights in the United States in the 1960s. As the main sources, the author uses the works and speeches of its most famous representatives, such as: Martin Luther King, Malcolm X, Stokely Carmichael, Huey Percy Newton, Robert Seal, Eldridge Cleaver, highlighting the main trends that dominate at various stages of the development of this phenomenon. Materialistic dialectics is proposed as the main directions and research method. Tis makes it possible to consider the phenomenon of the Movement for the Rights of African Americans directly in development. Te author not only conducts a comparative analysis of various trends and ideological and political views of the most prominent representatives of this movement, but also does it in dynamics, with reference to a specifc historical context, explaining the nature and mechanism of qualitative changes taking place using the laws of materialistic dialectics. In particular, as the main thesis, he notes that in the second half of the 1960s. the opposing classical concepts of integrationism and black nationalism, which underlie the defnition of the notorious ambivalence of african-american consciousness, are replaced by revolutionary black nationalism and revolutionary socialism, which deny the two previous trends and are at the same time closely related to them. As a conclusion, the concept of understanding the qualitative transformations in the ideology and practice of the Black Rights Movement in the United States is proposed. Te author also draws parallels with the current rise of the socio-racial movement, which take place within the same discursive feld, which was fnally formed in the 1960s. Tis gives the author the opportunity to make a forecast for the future development of the situation in the United States and the Movement itself.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ ЗА ПРАВА ЧЕРНОКОЖИХ В США В 60-Е ГГ. XX В. НА ПРИМЕРЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2021. Т. 27. № 2

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

DOI: 10.24290/1029-3736-2021-27-2-44-64

ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ ЗА ПРАВА ЧЕРНОКОЖИХ В США В 60-е гг. XX в. НА ПРИМЕРЕ ВЫДАЮЩИХСЯ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

А. А. Шумаков, канд. ист. наук, доц. кафедры гуманитарных дисциплин Тульского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, просп. Ленина, д. 53, г. Тула, Российская Федерация, 300000*

В данной работе рассматриваются и подробно исследуются ключевые теоретические аспекты и ведущие идейно-политические направления Движения за права чернокожих США в 1960-е гг. В качестве основных источников автор использует работы и речи самых известных его представителей, таких как: Мартин Лютер Кинг, Малкольм Икс, Стокли Кармайкл, Хьюи Перси Ньютон, Роберт Сил, Элдридж Кливер, выделяя основные направления и доминирующие на различных этапах развития указанного явления тенденции. В качестве основного метода исследования предлагается материалистическая диалектика. Это дает возможность рассмотрения феномена Движения за права афроамериканцев непосредственно в развитии. Автор не только проводит сравнительный анализ различных течений и идейно-политических воззрений наиболее выдающихся представителей указанного движения, но и делает это в динамике, объясняя природу и механизм происходящих качественных изменений с помощью законов материалистической диалектики. В частности, в качестве основного тезиса он отмечает, что во второй половине 1960-х гг. на смену противостоящим друг другу классическим концепциям интеграционизма и черного национализма, лежащим в основе определения пресловутой амбивалентности афроамериканского сознания, приходят революционный черный национализм и революционный социализм, отрицающие два предыдущих направления и одновременно тесно связанные с ними. В качестве вывода предлагается концепция понимания качественных трансформаций в идеологии и практике Движения за права чернокожих в США. Также автором проводятся параллели с сегодняшним подъемом социально-расового движения, происходящим в рамках все того же дискурсивного поля, которое окончательно сформировалось именно в 1960-е гг. Это дает автору возможность сделать прогноз по дальнейшему развитию ситуации в США и непосредственно самого Движения.

Ключевые слова: Движение за права чернокожих, Движение за гражданские права, материалистическая диалектика, интеграционизм, черный национализм, Мартин Лютер Кинг, Малкольм Икс, Партия "Черная пантера", Стокли Кармайкл, Хьюи Перси Ньютон, Роберт Сил, Элдридж Кливер, Джордж Флойд, Black Lives Matter.

* Шумаков Андрей Андреевич, e-mail: takamori@rambler.ru

DIALECTICS OF THE DEVELOPMENT OF THE BLACK RIGHTS MOVEMENT IN THE UNITED STATES IN THE 60S OF THE XX CENTURY ON THE EXAMPLE OF ITS OUTSTANDING REPRESENTATIVES

Shumakov Andrey A., candidate of historical sciences, associate professor of the Department of Humanities of the Tula branch of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: takamori@rambler.ru

This paper examines and explores in detail the key theoretical aspects and leading ideological and political trends of the Movement for Black Rights in the United States in the 1960s. As the main sources, the author uses the works and speeches of its most famous representatives, such as: Martin Luther King, Malcolm X, Stokely Carmichael, Huey Percy Newton, Robert Seal, Eldridge Cleaver, highlighting the main trends that dominate at various stages of the development of this phenomenon. Materialistic dialectics is proposed as the main directions and research method. This makes it possible to consider the phenomenon of the Movement for the Rights of African Americans directly in development. The author not only conducts a comparative analysis of various trends and ideological and political views of the most prominent representatives of this movement, but also does it in dynamics, with reference to a specific historical context, explaining the nature and mechanism of qualitative changes taking place using the laws of materialistic dialectics. In particular, as the main thesis, he notes that in the second half of the 1960s. the opposing classical concepts of integrationism and black nationalism, which underlie the definition of the notorious ambivalence of african-american consciousness, are replaced by revolutionary black nationalism and revolutionary socialism, which deny the two previous trends and are at the same time closely related to them. As a conclusion, the concept of understanding the qualitative transformations in the ideology and practice of the Black Rights Movement in the United States is proposed. The author also draws parallels with the current rise of the socio-racial movement, which take place within the same discursive field, which was finally formed in the 1960s. This gives the author the opportunity to make a forecast for the future development of the situation in the United States and the Movement itself.

Key words: Black rights movement, Civil rights Movement, materialist dialectics, integrationism, black nationalism, Martin Luther King Jr., Malcolm X, Black Panther Party, Stokely Carmichael, Huey Percy Newton, Robert George Seale, Leroy Eldridge Cleaver, George Perry Floyd Jr., Black Lives Matter.

Тема преодоления "институционального расизма"1 в США в последнее время вновь вышла на первый план. Причиной этого стал небывалый подъем протестного движения. Вспыхнувшие сразу после убийства в Миннеаполисе 25 мая 2020 г. сотрудником местной полиции темнокожего гражданина Джорджа Флойда массовые манифестации и беспорядки уже привели к существенным социально-политическим трансформациям и оказали заметное влияние как на внутреннюю американскую, так и на международную поли-

1 Сам термин был введен в употребление Стокли Кармайклом в 1967 г.

тическую повестку. Сегодня их называют самыми масштабными и продолжительными с 1960-х гг., когда Соединенные Штаты точно так же сотрясали мощнейшие социальные волнения, а расовый вопрос находился в самом центре общественного внимания.

Главным и безусловным отличием от социально-расовых волнений тех лет является то, что несмотря на масштабность и продолжительность американские протесты 2020-2021 гг. крайне трудно поддаются идентификации и, как следствие, критическому анализу. Их очень сложно отнести к какому-либо конкретному типу массовых общественно-политических выступлений, равно как и выделить доминирующую идеологию. Спустя год с момента начала уличных акций манифестанты так и не выдвинули из своих рядов более-менее заметных лидеров, способных говорить от имени всего движения или хотя бы значительной его части, не сформулировали единой программы действий, а их цели, состав и идеологическая платформа для подавляющего большинства исследователей и простых обывателей по-прежнему представляются весьма неопределенными.

Формальным лидером протестов чаще всего называется интернациональное движение Black. Lives Matter. Однако говорить о каком-либо контроле над происходящими выступлениями со стороны данного объединения не приходится. Далеко не все протестующие разделяют его идеологию, равно как и декларируемую BLM тактику ненасильственного сопротивления. Некоторые, например, лидеры другого афроамериканского объединения — NFAC, и вовсе открыто заявляют о максимальном дистанцировании от данного движения и приверженности идеологии "черного национализма" и вооруженной самообороны2, в то время как третьи, например Antifa, напротив, придерживаются в основном леворадикальной риторики, озвучивая даже призывы к свершению социалистической революции в США3.

Собственно именно этим и объясняется тот невероятный разброс мнений по поводу оценки и трактовки указанных процессов, определения социальной и идеологической природы данного явления, его значения и прогнозирования последствий развития этого конфликта. В ходе своих научных изысканий исследователи и публицисты нередко приходят к диаметрально противоположным выводам, даже опираясь на один и тот же фактический материал.

2 Leader of radical black-only militia NFAC 'believes in violence' & wants a real-life Wakanda for every black person in America. URL: https://www.rt.com/usa/495109-nfac-black- militia-blm/

3 Socialism and dignity: a job is a right! URL: https://www.struggle-la-lucha. org/2020/06/30/socialism-and-dignity-a-job-is-a-right/; Social class, capitalism and the murder of George Floyd. URL: https://www.wsws.org/en/articles/2020/06/11 /pers-j 11 .html

По мнению автора, основная проблема подобного подхода заключается в том, что происходящие сегодня "социально-расовые" волнения в США нельзя рассматривать вне исторического контекста. В этой связи представляется особенно актуальным проведение диалектического анализа эволюции Движения за права чернокожих в 60-е гг. XX в. на основе рассмотрения ключевых идеологических концепций и взглядов его ведущих представителей. Выполнив данную задачу, мы сможем не только проследить генезис и динамику внутренних изменений, но и предложить свой концептуальный взгляд на развитие указанного феномена в обозначенный период, а также провести необходимые параллели с днем сегодняшним и предложить объяснение природы текущих процессов.

Почему выбраны именно эти хронологические рамки? Руководствуясь терминологией Карла Ясперса, 60-е гг. XX в. вполне можно назвать "осевым временем" в истории Движения за права чернокожих в США. Ведь именно в этот период произошли качественные изменения в его структуре и идеологии, а само движение фактически достигло периода своего наивысшего расцвета, выдвинув из своих рядов сразу несколько ярких и харизматичных лидеров и теоретиков, таких как Мартин Лютер Кинг, Малколъм Икс, Стокли Кармайкл, Хьюи Перси Ньютон, Роберт Сил и Элдридж Кливер, каждый из которых не только внес неоценимый вклад в его развитие, но и на определенных этапах претендовал на то, чтобы стать голосом всего протестно настроенного чернокожего населения США. Кроме того, именно в 1960-е гг. произошло четкое и окончательное размежевание между основными идейно-политическими течениями внутри движения, а значит, именно тогда сформировалось дискурсивное поле, в рамках которого данный феномен продолжает развиваться и по сей день.

"Негритянская революция" Мартина Лютера Кинга

Для подавляющего большинства исследователей центральной в истории Движения за права чернокожих в США является фигура баптистского проповедника Мартина Лютера Кинга. Последний несмотря на довольно распространенное мнение не был первым афроамериканским интеграционистом и даже не был первым афроа-мериканским апологетом учения ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди, попытавшимся создать на данной основе массовое движение4, но именно этому человеку удалось сформулировать

4 К примеру, в марте 1942 г. в Чикаго был создан Конгресс расового равенства (CORE), который находился под сильнейшим влиянием идей ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди и сыграл важнейшую роль в деятельности Движения за гражданские права.

ключевые положения идейной доктрины интеграции негров в американское общество и, что более важно, на ее основе объединить широкие слои населения. Его идеи и предложенную стратегию ненасильственного сопротивления в разное время называли революционными, оппортунистскими и даже предательскими по отношению все к тому же афроамериканскому населению, тем не менее, нельзя не признать, что именно они оказали ключевое влияние на развитие Движения за права чернокожих. Именно поэтому логично было бы начать основную часть данного исследования именно с рассмотрения идейно-политических воззрений данного общественного деятеля.

Стоит отметить, что Кинг не сразу пришел к пониманию необходимости и эффективности применения тактики ненасильственного сопротивления и соответствующей философии. По словам самого Мартина, поворотным моментом его жизни стало знакомство с идеями Генри Торо, изучение опыта индийской революции Махатмы Ганди и отчасти раннехристианской теологии. «В студенческие годы в Мурхаузе я в первый раз прочитал "Очерки по социальному неповиновению" Торо, — писал Кинг в своей первой книге. — Очарованный его идеей отказа от сотрудничества с этой несправедливой системой, я был настолько потрясен, что несколько раз перечитал эту работу. Это был мой первый духовный контакт с теорией ненасильственного сопротивления»5. «Однажды в воскресенье днем я поехал в Филадельфию, чтобы услышать проповедь доктора М. Джонсона, президента Хоувордского университета, — продолжал Мартин. — Доктор Джонсон накануне вернулся из поездки в Индию и, что меня особенно заинтересовало, говорил о жизни и учении Махатмы Ганди. Его сообщение было настолько глубоким и зажигательным, что, покинув собрание, я купил полдюжины книг о жизни Ганди и его собственные труды. Как и большинство, я слышал про Ганди, но серьезно его никогда не изучал. Во время чтения я был совершенно покорен его кампаниями в поддержку ненасильственного сопротивления. Особенно поразил меня Соляной Марш к морю и огромное число его сторонников. <...> Когда я углубился в изучение философии Ганди, мой скептицизм относительно силы любви значительно ослабел, и я впервые увидел ее реальную способность действовать в сфере социальных реформ. До чтения Ганди я пришел к выводу, что мораль Иисуса является эффективной только для личных отношений. Мне представлялось, что принципы "подставьте другую щеку", "возлюбите врагов ваших" имели практическую

5 King МХ. Stride toward freedom: the Montgomery story (King legacy). Boston, 2010. P. 78.

ценность и там, где индивиды конфликтовали друг с другом; там же, где быш конфликт между расовыми группами или нациями, быш необходим другой, более реалистичным подход. Но после прочтения Ганди я осознал, что ошибался»6.

Безусловно, одним из основополагающих факторов взлета популярности Кинга стал успех бойкота автобусных линий в Монтгомери в 1955-1956 гг., закончившийся признанием практики расовой сегрегации в общественных автобусах Монтгомери неконституционной и фактически сделавший Кинга общепризнанным лидером Движения за гражданские права, а также без какого-либо преувеличения — фигурой национального масштаба. Именно тогда Кинг окончательно утвердился в правильности своих взглядов и чрезвычайной эффективности выбранной тактики. Вот что он писал в той же работе: "Когда протесты1 начались, мой разум, сознательно или неосознанно, быш возвращен к Нагорной проповеди с ее возвышенным учением о любви и методу ненасильственного сопротивления Ганди. По мере того, как проходили дни, я видел силу ненасилия все больше и больше. Переживание фактического опыта протеста ненасилия стало большим, чем метод, на который я дал интеллектуальное согласие; это стало образом жизни. Многие из вещей, которые у меня быши не вы1яснены1 интеллектуально относительно ненасилия, сейчас быши решены1 в сфере практических действий"7.

Примечательно, что в то время Кинг старался сознательно избегать употребления слова "революция", в крайнем случае, заявляя лишь о предпосылках некой социальной революции, которая, как он напишет позднее, уже тогда медленно развивалась в колыбели Конфедерации8. В то время Мартин Лютер рассказывал об эволюционном пути развития и методе социальных реформ, как о единственно верном. Впрочем, в самом начале 1960-х гг. взгляды Кинга заметно радикализируются, и он начинает говорить о "негритянской революции" и необходимости решительных действий. По словам самого Мартина, именно Монтгомери стал психологически поворотным моментом для американских негров в их борьбе с сегрегацией и местом рождения той самой революции9.

В 1964 г. выходит работа Кинга с говорящим названием "Почему мы не можем ждать", где он заявляет о начале бескровной "негритянской революции". При этом Мартин Лютер остался верен тактике

6 King M.L. Op. cit. P. 83-84.

7 Ibid. P. 89.

8 Ibid. P. 26.

9 King M.L. The autobiography of Martin Luther King Jr. / Ed. by C. Carson. N.Y., 1998. P. 107.

проведения ненасильственных акций прямого действия, принципу интернационализма и идее необходимости интеграции чернокожего населения в американское общество. "Когда мы говорим, что негр хочет абсолютной и немедленной свободы1 и равенства, — писал Мартин, — не в Африке или в каком-то воображаемом государстве, но прямо здесь, сегодня на этой земле, ответ тревожно лаконичен для людей, которые не уверены1, что хотят в это верить. И все же это факт"10. Как видим, Кинг категорически отвергал панафриканизм, стремительно набиравший популярность в то время.

В 1965 г. Движение за гражданские права переживает очевидный кризис, вызванный кровавыми событиями в Сельме и последующим принятием закона об избирательных правах, который многие долгое время воспринимали как главную цель движения. Последнее теряет поддержку со стороны значительной части белого населения и американского истеблишмента, посчитавшей "негритянскую революцию" завершенной. Сам же Кинг, констатируя кризис, попытался найти выход из сложившейся ситуации, сформулировав новую цель движения — осуществление равенства11. Однако его идеи уже не были восприняты не только белыми, но и большей частью чернокожих активистов, посчитавших их слишком утопичными и неопределенными. Ну а после "Марша против страха" в июне 1966 г., начатого Джеймсом Мередитом, происходит радикализация Движения за гражданские права. На первый план выходит лозунг "Власть черным!" (Black Power) бывшего сподвижника Кинга Стокли Кармайкла, возглавлявшего на тот момент одно из самых влиятельных объединений — Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC).

Сам Мартин оставался верен своим взглядам и критиковал новую доктрину, призывая вернуться к прежней тактике ненасильственного сопротивления. Вот что он писал по этому поводу: «В прошлом году тактика прямы1х ненасильственные действий — в который уж раз — объявлялась похороненной. Предлагалось заменить ее новой тактикой. Лозунг "власть черныш!" представлялся доктриной, столь притягательной для негров, что с ней не могла соперничать никакая другая. Мятежи и беспорядки бы1ли провозглашены новой формой борьбы , в результате чего всякая организованная демонстрация оплевышалась и превозносилось необузданное сопротивление. Однако оказалось, что лозунг "власть черныш" не имеет ни программы1, ни реального будущего. И если очевидно, что спор о

10 KingM.L. Why we can't wait (King legacy). Boston, 2010. P. 114.

11 Ibid. P. 3.

тактике борьбы еще не решен, то столь же очевидно и то, что еще не найдена никакая другая форма борьбы1, которая могла бы1 с успехом соперничать с тактикой прямые ненасильственные действий»12.

Во второй половине 1960-х гг. риторика Кинга приобретает все большую остросоциальную окраску, а главной целью движения объявляется преодоление экономического неравенства и борьба с бедностью. "Негритянское движение непоправимо подорвало сами устои сегрегации на Юге, — писал он в 1967. — Объединяясь в различные организации и союзы1, негры1 сплотили силы1 для того, чтобы1 вынести свои требования на повестку дня. Более того, они накопили силу, достаточную, чтобы изменить и характер, и существо этих требований. От отдельные вопросов, касающихся человеческого достоинства, они ушли далеко вперед — к программе, затрагивающей основы1 социальной и экономической жизни. На данном этапе развития негритянского движения его программа затрагивает вопрош экономического неравенства, в чем бы1 оно ни выражалось, далеко выь ходя за рамки чисто расовые отношений. В эту борьбу включаются и белы1е бедняки, создавая возможность организации нового мощного союза белые и черные американцев""13.

Тем не менее, как показали дальнейшие события, интеграцио-нистская концепция Кинга, его остросоциальная риторика, равно как и тактика ненасильственного сопротивления, больше не находили большого отклика у протестно настроенной части негритянского населения, посчитавшего ее исчерпанной и даже вредной на данном этапе. Вследствие подобных количественных изменений в Движении за права чернокожих в США происходят существенные качественные практические и идеологические изменения: интеграционизм отходит на второй план, уступая место "черному национализму".

"Черная революция" Малкольма Икс

Пример Стокли Кармайкла в этом отношении весьма показателен, так как дает ключ к пониманию механизма данной диалектической трансформации. Изначально сторонник Мартина Лютера Кинга, активный член, а после — председатель SNCC, в 1966 г. он полностью разочаровывается в Движении за гражданские права и выдвигает новую доктрину "Власть черным!" ("Черная власть"). Вот, как Кармайкл описал подобные метаморфозы: «Сторонники Black Power отвергают старые лозунги и бессмысленную риторику прошлых лет борьбы1 за гражданские права. Вчерашний язы1к действительно

12 KingM.L. Where do we go from here: chaos or community? P. 18.

13 King M.L. Where do we go from here: chaos or community? P. 17.

не имеет значения: прогресс, ненасилие, интеграция, боязнь "белой реакции", коалиция14. Давайте посмотрим на риторику и увидим, почему эти условия должны быть отменены или переопределены»15. Идея интеграции отбрасывалась Стокли полностью. "Мы отвергаем цель ассимиляции в американский средний класс, — писал он в своей совместной работе с Чарльзом Гамильтоном, — потому что ценности этого класса сами по себе антигуманистичны, и потому что этот класс как социальная сила только закрепит расизм"16.

Теперь доминирующей концепцией среди активной части афроамериканской молодежи становится "черный национализм". Кармайкл описывал эти метаморфозы следующим образом: "Революционный путь говорит, что мы ведем освободительную войну. Для того чтобы вести освободительную войну, вам нужна идеология национализма. У нас нет страны, а значит, не может быть никакого национализма, кроме черного. Безумно думать о чем-то еще. Черный национализм должен быть нашей идеологией"17.

Концепцию "черного национализма" Кармайкл, как он сам неоднократно признавался, по большей части почерпнул у другого лидера Движения за права чернокожих Малкольма Икс, трагически погибшего в феврале 1965 г. Собственно его гибель во многом способствовала подъему радикальных настроений среди активной части афроамериканского населения.

Вообще Малкольма Икс на всех этапах его активной общественной деятельности отличал чрезвычайный радикализм суждений и максимализм. В своем обосновании "черного национализма" почти всегда он доходил до крайности. К примеру, заявлял о невозможности сосуществования черного и белого человека, называл последнего "библейским дьяволом"18 и предрекал Белой Америке божий суд и скорую погибель19. В своих рассуждениях до марта 1964 г. Малкольм опирался на ультраправую политическую риторику и радикальную теологию лидеров "Нации Ислама" Уоллеса Фарда Мухаммада и Элайджи Мухаммеда, но при этом сама религия играла лишь вспомогательную роль в его политико-философских построениях. "Ни-

14 Имеется в виду коалиция с белыми, активно принимавшими участие в акциях Движения за гражданские права.

15 Ture K., Hamilton C. Black power: the politics of liberation. N.Y., 1992. P. 47.

16 Ture К., Hamilton C. Op. cit. P. 40.

17 Carmichael S. Stokely speaks: black power back to Pan-Africanism. Chicago, 2007. P. 119.

18 Malcolm X. The end of white world supremacy: four speeches by Malcolm X / Ed. by B. Karim. N.Y., 2001. P. 81.

19 Ibid. P. 179.

какая религия никогда, — говорил он, — не заставит меня забыть о положении наших людей в этой стране. Никакая религия никогда не заставит меня забыть о продолжающейся борьбе с собаками против наших людей в этой стране. Никакая религия не заставит меня забыть о полицейских дубинках, которые проходятся по нашей голове. Никакой Бог, никакая религия, никакое ничто не заставит меня забыть все это"20.

Взгляды Мартина Лютера Кинга и Малкольма Икс как нельзя лучше подходят для проведения сравнительного диалектического анализа в качестве конкретного примера единства и борьбы противоположностей. Первый выступал за интеграцию темнокожего населения в американский социум и боролся против сегрегации, второй — за полное отделение21. Мартин верил в возможность преобразования американского общества, Малкольм долгое время находил это совершенно невозможным в силу хищнической природы белого человека22. Кинг проповедовал ненасильственное сопротивление, Малкольм же открыто высмеивал последнего и других лидеров Движения за гражданские права за такой подход. "Революции никогда не бышают мирными, никогда не бышают во имя любви к врагу, никогда не бышают ненасильственными", — говорил он23. Даже самую успешную акцию движения — "Марш на Вашингтон" в августе 1963 г. — Малкольм Икс назвал "цирком", а его участников — "клоунами"24. В отличие от ярко выраженного пацифиста Мартина Лютера Кинга Малкольм постоянно заявлял о праве афроамериканцев на самооборону любыми доступными средствами и праве на максимальное возмездие "расистским агрессорам"25. Кинг был сторонником классического просвещения чернокожего населения и черпал примеры успешной социально-освободительной борьбы непосредственно из американской истории, нередко ссылаясь на авторитет отцов-основателей и основополагающие законодательные акты. Малкольм же, напротив, полностью отрицал "расистское" законодательство и историю США как историю рабства, дискриминации и угнетения, которое началось с прибытием пилигримов на корабле "Мэйфлауэр"26, и вообще категорически отказывался идентифицировать себя со

20 Malcolm X. Malcolm X speaks: selected speeches and statements / Ed. by G. Breit-man. N.Y., 1990. P. 70.

21 Malcolm X. The end of white world supremacy... P. 99.

22 Ibid.

23 Ibid. P. 202.

24 Malcolm X. Malcolm X speaks: selected speeches and statements. P. 16.

25 Ibid. P. 75-76.

26 Ibid. P. 4-5.

страной рождения. Мартин был убежденным интернационалистом, Малкольм позиционировал себя как ярко выраженного черного националиста, что впрочем, никогда не мешало ему обвинять своего оппонента в узости взглядов и исключительной зацикленности на внутренней американской повестке. Кинг опирался на просвещенный средний класс, Малкольм апеллировал к низам негритянского общества, презрительно называя представителей среднего класса "домашними неграми"27. И наконец, социальной "негритянской революции" Кинга, Малкольм открыто противопоставлял национально-освободительную "черную революцию". «Негритянская "революция" контролируется этим белым правительством, — утверждал он. — Лидеры1 негритянской "революции" (лидеры1 Движения за гражданские права) субсидируются, находятся под влиянием и контролем белы1х либералов. И все демонстрации, которые проходят в этой стране для десегрегации обеденные прилавков, театров, общественные туалетов и т.д., являются всего лишь искусственными пожарами, зажженными и раздутыми белыми либералами в их отчаянной надежде, что они смогут использовать эту искусственную революцию для борьбы1 с настоящей черной революцией, которая уже вытеснила белое превосходство из Африки, Азии, и выметает его из Латинской Америки, и также сейчас проявляет себя здесь, среди черные масс в

^ 28 тт « »

этой стране» . При этом сами определения черного национализма и соответственно "черной революции" у него постоянно менялись — от борьбы против белых угнетателей29 до борьбы с капитализмом и последним его оплотом — Соединенными Штатами30. Малкольм позднее даже увязывал все это в одной формуле: "Для белого человека невозможно верить в капитализм и не верить в расизм. Вы не можете иметь капитализм без расизма"31.

Исследователи довольно часто фокусируются на рассмотрении еще одного важного и, казалось бы, вполне очевидного противоречия между христианским мировоззрением Мартина Лютера Кинга и мусульманским Малкольма Икс. Данную интерпретацию можно принять лишь с существенной оговоркой, что речь идет исключительно о теологии "Нации ислама", которая неотделима от "черного национализма", на чем, к слову, и сам Икс постоянно акцентировал внимание в своих выступлениях. Согласно его видению, христианство представляет собой белый национализм, а

27 Malcolm X. Malcolm X speaks: selected speeches and statements. P. 11.

28 Malcolm X. The end of white world supremacy: four speeches by Malcolm X. P. 202.

29 Ibid.

30 Malcolm X. Malcolm X speaks: selected speeches and statements. P. 69.

31 Ibid.

ислам — черный. Христианство порабощает негров, в то время как ислам освобождает их. Христианство разделяет негров, ислам объединяет их. Христианство учит, что черное — это проклятие, ислам учит, что "быть черным — это счастье". Христианство призывает черных любить белых и быть ненасильственными по отношению к ним. Ислам побуждает черных любить себя, не подставлять другую щеку друг к другу, но защищать их. Христианство учит, что "ад находится в земле, куда мы идем после нашей смерти". Ислам учит, что "ад здесь, в Северной Америке". Христианство — это западная религия, приверженцы которой в основном встречаются в Европе, Северной и Южной Америке. Ислам — это восточная, небелая религия, чей "обширный мир простирается от китайских морей до солнечных берегов Западной Африки"32. Таким образом, и здесь мы видим продолжение той самой диалектической логики развития.

После того как Малкольм вышел из "Нации ислама" в марте 1964 г., его взгляды претерпевают существенную трансформацию. Он заявляет о том, что США все же могут избежать насильственной революции и Божьего суда, отказывается от своих слов и обвинений в адрес лидеров Движения за гражданские права и даже делает ряд очевидных шагов, направленных на сближение. Например, призывает своих оппонентов выйти из-под "юрисдикции Дяди Сэма" и начать совместную борьбу за права человека вместо гражданских прав33. Данное сближение стало возможно не только благодаря смягчению риторики Малкольма, но и сосредоточению обоих лидеров на критике капитализма, милитаризма (войны во Вьетнаме) и социального неравенства, позволившему Кингу и Икс найти общую идеологическую базу. Незадолго до своей трагической кончины Малкольм был близок к тому, чтобы сделать следующий шаг и отказаться и от черного национализма, но преждевременная кончина не позволила ему сделать этого. Примечательно, что спустя некоторое время к аналогичным выводам придет и Стокли Кармайкл, когда объявит свое "наступление на американский капитализм".

В итоге в очередной раз накопление внутренних противоречий привело к качественным изменениям внутри движения за права чернокожих, которые мы можем видеть на примере изменения риторики его самых выдающихся представителей. Ряд исследователей рассматривает интеграционизм и национализм как этапы развития указанного феномена. В их представлении картина выглядит следующим образом: до 1965 г. преобладала идеологическая концепция

32 Malcolm X. Malcolm X speaks: selected speeches and statements; Cone J.H. Martin & Malcolm & America: a dream or a nightmare. N.Y., 1991. P. 232-233.

33 Malcolm X. Malcolm X speaks: selected speeches and statements. P. 83.

и стратегия Мартина Лютера, а после событий в Сельме, убийства Малкольма Икс, принятия закона об избирательных правах среди протестно настроенной части афроамериканского населения начали доминировать идеи черного национализма. На взгляд автора такая трактовка в принципе отражает происходящее, но лишь с оговоркой о долгосрочном параллельном развитии обоих направлений. Все-таки нужно учитывать, что концепции черного национализма и интеграционизма оформились еще в середине XIX в., что связано с деятельностью двух других известных лидеров Движения за права афроамериканцев и признанных антагонистов Мартина Робинсона Делани34 и Фредерика Дугласа35, и долгое время развивались параллельно, активно конкурируя между собой и взаимодополняя друг друга36. В 1960-е гг. их антагонизм достиг пика, что мы могли видеть на вышеприведенных примерах, и был преодолен.

Кризис интеграционизма был связан с достижением ряда поставленных задач и, как следствие, с началом борьбы за углубление достигнутых преобразований. Естественно, в этой связи радикальный черный национализм на первых этапах казался более подходящей и привлекательной идеологией для протестно настроенной части чернокожего населения. Но проблема состоит в том, что носил он исключительно реакционный характер и не предлагал реальной альтернативы, позитивной программы и стратегии ее реализации, а главное — напрямую был связан с тем же интеграционизмом. Кризис последнего вполне очевидным и вполне логичным образом повлек за собой и кризис "черного национализма". В итоге во второй половине 1960-х гг. оба направления теряют популярность среди протестно настроенной афроамериканской молодежи, в то время как на первый план выходят революционный социализм и революционный национализм, отрицавшие обе указанные концепции и одновременно с этим являвшиеся их полноправными преемниками.

Революционный социализм и национализм

Здесь вновь в качестве примера развития и внутренней диалектики движения можно привести эволюцию политико-философских взглядов все того же Кармайкла, который еще будучи председателем БЫСС (с мая 1966 г.), начал сотрудничать с леворадикальной органи-

34 Мартина Робинсона Делани обычно называют "отцом черного национализма".

35 Шумаков A.A. Жизнь Мартина Робинсона Делани и эволюция его идейно-политических взглядов // Вестник БГУ 2021. №1 (47). С. 141-153.

36 Шумаков A.A. Проблема появления "черного национализма" в США // Приднепровский научный вестник. 2020. Т. 3. № 8. С. 53-64.

зацией «Партия "Черная пантера"», а после ухода с указанного поста в мае 1967 г. стал ее "почетным" премьер-министром. Так же как в свое время международное турне заставило отчасти пересмотреть свои взгляды Малкольма Икс, так и Стокли Кармайкл пришел к противоположным выводам после своего "80-дневного кругосветного путешествия"37, вот только роль Мекки исполнила Гавана, где он принял участие в конференции. «Это быт невероятный момент, больше, чем просто захватышающий, — напишет он позднее. — Это бышо открытие, вдохновляющее и умопомрачительное. Я имею в виду, здесь бы1ли братья и сестры1 со всего мира, особенно из "третьего мира", которые борются за освобождение человечества от колониализма, экономической эксплуатации и абсурдного и пагубного принципа, что корпоративная прибыть, индивидуальный эгоизм и жадность могут быть эффективной основой для социальной организации и достойного человеческого взаимодействия. Я чувствовал, мы1 чувствовали, мы были среди друзей и союзников общей приверженности, многие из которых, как ожидалось, будут арестованыI, когда они вернулся домой. Так много разные групп и лиц, все это в некотором роде быто борьбой с несправедливостью и неравенством, а также во имя улучшения человечества»38. Также как и в случае с Малкольмом Икс и Мартином Лютером Кингом, во второй половине у Кармайкла можно видеть нарастание антикапиталистической риторики. Еще в сентябре 1966 г. в статье "Чего мы хотим" он напишет: "Таким образом, общество, которое мы стремимся построить среди чернокожих людей, не является капиталистическим. Это общество, в котором преобладает дух общности и гуманистической любви"39. В дальнейшем в работах Кармайкла можно видеть постоянные отсылки к работам классиков марксизма-ленинизма, теорию которого, по его собственным словам, Стокли изучил досконально. При этом в отличие от других лидеров «Партии "Черная пантера"», Кармайкл так и не стал последовательным марксистом и социалистом, а главное — не отказался от своих революционно-националистических взглядов, что послужит главной причиной их дальнейшего идейного расхождения.

Организация «Партия "Черная пантера" за самооборону» появилась в мае-июне 1966 г. благодаря усилиям студентов Оклендского колледжа Хьюи Перси Ньютона и Роберта Сила, находившихся,

37 Carmichael S., Thelwell M. Ready for revolution: the life and struggles of Stokely Carmichael (Kwame Ture). N.Y., 2005. P. 564.

38 Carmichael S., ThelwellM. Ready for revolution... P. 582.

39 Carmichael S. "What we want" // The New York Review of Books. 1966. 22 Sept. Vol. 7. P. 5-6, 8. URL: https://web.mit.edu/21h.102/www/Primary source collections/Civil Rights/Carmichael.htm

по их словам, под "всепроникающим влиянием" Малкольма Икс и его идеи о необходимости вооружения40. Эволюция идейно-политических воззрений "Черных пантер" в этом отношении также весьма показательна. Сам Ньютон в своей знаменитой речи в Бостонском колледже 18 ноября 1970 г. опишет ее следующим образом: «В 1966 году мы называли нашу партию партией черных националистов. Мы называли себя черными националистами, потому что полагали, что все наши проблемы решит национальная независимость. Вскоре после этого мы решили, что на самом деле то, что нужно, — это революционный национализм, то есть национализм плюс социализм. Когда мы проанализировали реальные условия несколько глубже, то обнаружили, что эта идея неосуществима и даже противоречит сама себе. Тогда мы поднялись на более высокий уровень осознания. Мы поняли, что для того, чтобы стать свободными, нам нужно сокрушить правящую элиту, а для этого надо объединиться с различными народами мира. И мы стали называть себя интернационалистами. <...> Но поскольку не существует ни одной нации, и поскольку Соединенные Штаты на самом деле являются империей, мы не можем быть интернационалистами. Все эти преобразования и новые явления заставляют нас теперь называть себя "интеркоммуналистами", потому что нации трансформировались в сообщества (communities). И теперь Партия черных пантер отказывается от интернационализма и выступает за интеркоммунализм»41. Последний термин был придуман и веден в оборот непосредственно Ньютоном.

Несмотря на громкие заявления лидеров, идеологию "Черных пантер" c полным основанием можно рассматривать как своеобразный синтез интеграционизма Мартина Лютера Кинга и "черного национализма" Малкольма Икс. Это стало понятно уже в октябре 1966 г. после выхода их главного документа — Платформы и программы «Партии "Черная пантера"» "Чего мы хотим. Во что мы верим". Данная программа отвергала тактику ненасильственных акций Движения за гражданские права, но при этом содержала требования расширения и обеспечения соблюдения тех самых социально-политических и экономических прав. Сюда входило: предоставление автономии негритянской общине, обеспечение полной занятости чернокожему населению, обеспечение его "приличным" жильем и одеждой, получение образования, создание справедливой и беспристрастной судебной системы, проведение судебной реформы,

40 Ньютон Х.П. Революционное самоубийство. М., 2003. C. 69.

41 Newton H.P. To die for the people. N.Y., 1972. P. 31-32.

освобождение от военной службы, а главной политической целью объявлялось проведение плебисцита по вопросу определения дальнейшей судьбы "негритянской колонии"42. Как и Мартин Лютер Кинг, Ньютон и Сил ссылались на Конституцию и законодательство США. Даже, очевидно, заимствованное у Малкольма требование компенсации содержало отсылку к специальному полевому приказу № 15 1865 г. Уильяма Шермана, по словам Ньютона, предполагавшему предоставление 40 акров земли и двух мулов43 каждому освобожден -ному как возмещение за рабский труд и массовые убийства негров44. Тактика вооруженного патрулирования улиц "черных" кварталов и призыв к всеобщему вооружению обосновывались действием второй поправки к Конституции США. Помимо этого, основными направлениями деятельности были оказание юридической помощи, организация бесплатных завтраков, создание школ освобождения, медицинских центров и распределения одежды, помощь заключенным и распространение агитационных материалов, что вполне можно отнести к методам ненасильственного сопротивления.

Идеология "Черных пантер" отвергала одновременно и панафриканизм, и черный расизм, и отделение, что служило еще одним важным показателем размежевания с взглядами Стокли Кармайкла и Малкольма Икс. Впоследствии Ньютон и Сил приходят и к отрицанию вооруженного восстания как действенного метода сопротивления, о котором они так много говорили в 1967 г. Собственно это и послужило причиной их идейных разногласий и окончательного разрыва не только с Кармайклом, но и Элдриджем Кливером, еще одним лидером и видным идеологом "Черных пантер". В своей главной работе "Революционное самоубийство" Ньютон напишет: «Имя Элдриджа Кливера связано и с другими отрицательными явлениями в жизни партии. <...> Его привлекала сила, мощь оружия и тот звенящий от напряжения момент, когда бойцы1 стоят на краю гибели. Для него это и бышо революцией. Идеология Элдриджа основывалась на риторике, превозносящей насилие; его речь изобиловала бескомпромиссными вы1сказы1ваниями в духе "либо-либо", например: "Или взять в руки оружие, или остаться сопливым трусом". Он не поддерживал программы1 по выживанию, отказышаясь рассматривать их как необходимую составляющую революционного процесса, в качестве средства, с помощью которого можно подготовить людей к общественной трансформации. Кливер быт уверен в том, что эта трансформация может осуществиться лишь через насилие, для чего,

42 Ньютон Х.П. Революционное самоубийство. С. 71-72.

43 На самом деле одного мула.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Ньютон Х.П. Революционное самоубийство. С. 72.

по его мнению, требовалось вооружиться и штурмовать баррикады . Его одержимость насилием все больше и больше отдаляла его от общины1. Не захотев отказаться от позиции, пропагандировавшей разрушение и отчаяние, Кливер недооценил врага и вступил на путь реакционного самоубийства»45. Как можно видеть, здесь просматриваются те же посылы, что и у Кинга с его отрицанием насилия. Подготовка населения гетто к неизбежной общественной трансформации скорее роднила "Черных пантер" с "народниками" конца XIX — начала XX в. в Российской империи, чем с революционно-повстанческими движениями Африки, Азии и Латинской Америки. И Сил, и Ньютон открыто заявляли, что черные общины не готовы к вооруженным столкновениям с полицией.

"Черные пантеры" категорически отвергали любые проявления расизма, в том числе и черного. "Расизм и этнические различия, — писал Бобби Сил, — позволяют властной структуре эксплуатировать масш рабочих в этой стране, потому что это ключ, с помощью которого они сохраняют свой контроль. Разделять и побеждать масш является целью структуры1 любой власти. Это правящий класс, очень небольшое меньшинство, несколько скупых, демагогических свиней и кры1с, которые контролируют и заражают правительство. Правящий класс и их бегающие собачонки, их лакеи, их подхалимы1, их Дяди Томы1 и их черныш расисты1, их культурные националисты1 — они все бегающие собачонки правящего класса. Это те, кто поддерживает и помогает структуре власти путем увековечивания их расистских взглядов и использует расизм в качестве средства разделения людей"46.

Как видим, несмотря на алармистскую риторику и призывы к осуществлению пролетарской революции, идеологию "Черных пантер" очень сложно охарактеризовать как экстремистскую. Напротив, прослеживая динамику заявлений, можно отчетливо видеть, как риторика "партии" последовательно смягчалась. Если в июле 1967 г. Ньютон рассуждал о преимуществах партизанских приемов ведения войны47, то после выхода из тюрьмы в 1971 г. осуждал радикализм и безответственность воинственных заявлений Кливера, исключенного на этом основании из партии, и даже призывал к "тактическому" отказу от насилия и авангардной роли.

Собственно дальнейшего развития линия на вооруженную борьбу в форме "городской герильи" не получила, что свидетельствует

45 Ньютон Х.П. Революционное самоубийство. С. 198.

46 Seale R. Seize the time: the story of the Black Panther Party and Huey P. Newton. Baltimore, 1991. P. 45.

47 Newton H.P. To die for the people. 1972. P. 16-20.

о крайней непопулярности подобного подхода среди протестно настроенной части афроамериканской молодежи. Организация Кливера, находившегося в вынужденной эмиграции, просуществовала недолго и особого влияния на развитие Движения за права чернокожих в США не оказала, а сам он в 1975 г. отрекся от своих убеждений. В начале 1970-х гг. в качестве основных оппонентов Ньютона и Сила справа выступали все те же Кармайкл и Элайджа Мухаммед, хотя и их популярность также заметно снижается к указанному периоду, что обусловлено теми же причинами, что и снижение популярности "черного национализма". Антагонизм черного революционного национализма и революционного социализма постепенно сходит на нет. Наступает очередной кризис движения, который продлится до начала 1990-х гг.

В заключение, также как и в случае с предыдущими героями повествования, необходимо констатировать, что «Партия "Черная пантера"» не была первой революционной марксистской организацией в США, а Хьюи Ньютон и Роберт Сил не были первыми афроамериканскими идеологами марксизма. Тем не менее, именно они одними из первых попытались на основе критического переосмысления теоретического наследия идеологов марксизма-ленинизма разработать новую тактику активного гражданского сопротивления. Собственно в этом и заключается их основная заслуга и вклад в развитие движения.

Что же касается революционного национализма, основоположником которого по праву можно назвать Малкольма Икс48, а с конца 1960-х гг. его главным выразителем становится Стокли Кармайкл, то с кризисом революционного социализма в начале 1970-х гг. данное направление постепенно теряет актуальность и популярность среди протестно настроенной части афроамериканской молодежи. Сам Кармайкл к тому моменту уже иммигрировал в Гвинею, а в его политической философии наблюдается отчетливый дрейф в сторону панафриканизма, главным выразителем идей которого он собственно и становится на долгие годы.

Вынужденные параллели

К каким выводам может подтолкнуть нас проведенный анализ? Исходя из диалектического понимания истории развития Движения за права чернокожих в США и принимая во внимание ее спиралевидный характер, автор склонен видеть в сегодняшних протестах

48 Bloom J., Martin W.E. Black against Empire. The history and politics of the Black Panther Party. Berkeley; Los Angeles; L., 2013. P. 26.

во многом повторение тех процессов шестидесятилетней давности на качественно новом уровне.

Так, идеология движения Black Lives Matter, ставшего основным инициатором организации массовых протестов в мае 2020 г., во многом сочетает в себе черты идеологии Движения за гражданские права и революционных афроамериканских организаций наподобие «Партии "Черная пантера"». Оно декларирует все тот же интернационалистский (а в ряде случаев и интеркоммуналистский) подход, а в качестве главного метода — проведение ненасильственных акций прямого действия, выступает за преобразование американского общества, а также борется за расширение социальных прав с любыми формами дискриминации, особенно расовой, гендерной и по признаку сексуальной ориентации. Движение BLM представляет собой децентрализованную сеть активистов и поддерживается рядом видных представителей американского культурного и политического истеблишмента. Леволиберальная риторика во многом повторяет идеологические постулаты Мартина Лютера Кинга и "Черных пантер". Причем в американской прессе можно видеть постоянные сравнения BLM именно с последними. И нужно признать, что они не лишены оснований. Так две из трех основательниц указанного объединения даже заявили о своем марксистском прошлом, а члены движения постоянно прибегают к соответствующей риторике, критикующей и даже отрицающей капиталистический путь развития.

Помимо обвинений в симпатиях к марксизму, BLM также довольно часто обвиняют в симпатиях к черному национализму. Действительно, в программе данного движения присутствует ряд положений, сильно напоминающих ключевые тезисы данного направления. К примеру, один из принципов объединения гласит: "Мы непримиримо позиционируем себя как черные. Утверждая, что Черная жизны имеет значение, мы1 не обязаны1 уточняты нашу позицию"49. Также в идеологии BLM можно найти и черты пан-африканизма. "Мы1 рассматриваем себя как часты глобалыной Черной семыи"50, — говорится в той же программе. Таким образом, BLM вполне можно рассматривать как идеологического преемника всех четырех указанных направлений. Однако не стоит отождествлять это объединение с современным Движением за права чернокожих, которое гораздо шире и представлено огромным спектром объединений.

На противоположном фланге находятся праворадикальные организации, такие как Not Fucking Around Coalition, выступающие за вооруженную самооборону общин. В отличие от BLM, данное

49 What we believe. URL: https://blacklivesmatter.com/what-we-believe/

50 Ibid.

движение имеет жесткую централизованную структуру. Основной идейной концепцией выступает радикальный черный национализм и панафриканизм. Лидеры данного объединения считают себя идейными последователями Малкольма Икс и выступают с радикальными ультраправыми лозунгами. Например, заявляют об отделении с созданием собственного государства на территории США, допускают возможность массовой репатриации в Африку, критикуют ненасильственные методы сопротивления, отрицают общеамериканскую историю. При этом NFAC остается глубоко законспирированной организацией, что существенно затрудняет проведение анализа.

Таким образом, расклад сил и общетеоретический дискурс внутри движения остается примерно тем же, что и 60 лет назад. Это дает повод предполагать, что по мере развития ситуации движение будет и дальше радикализироваться и выдвигать все большее количество социальных требований, что собственно мы уже можем наблюдать. Последнее обстоятельство продиктовано не только ухудшающейся социально-экономической ситуацией, но и необходимостью создания более широкой идеологической платформы для консолидации со всеми протестно настроенными группами населения. Данная цель недостижима при использовании радикально националистических или откровенно расистских лозунгов, которые ведут лишь к углублению раскола. Но к ним будут постоянно возвращаться в случае затормаживания требуемых преобразований или даже достижения поставленных целей, как это было после принятия закона об избирательных правах в 1965 г. и как это происходит сегодня после кардинальной смены правительственной риторики и принятия целого ряда законопроектов, направленных на преодоление "институционального расизма" и "тяжелого наследия прошлого"51. Как можем видеть, активность Движения за права афроамерикан-цев и уровень его радикализации не только не снижаются, но и стремительно нарастают. В этом и заключается главный парадокс и принцип развития рассматриваемого феномена и социальных движений в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ньютон Х.П. Революционное самоубийство. М., 2003.

Шумаков A.A. Проблема появления "черного национализма" в США // Приднепровский научный вестник. 2020. Т. 3. № 8.

Шумаков A.A. Жизнь Мартина Робинсона Делани и эволюция его идейно-политических взглядов // Вестник БГУ 2021. № 1 (47). С. 141-153.

51 В ряде случаев речь уже идет о так называемой позитивной дискриминации.

Шумаков А.А. От изгоя до пророка: эволюция религиозно-политической философии Малкольма Икс // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Том 7. № 2 (26). С. 191-207.

REFERENCES

Bloom J., Martin W.E. Black against Empire. The history and politics of the Black Panther Party. Berkeley; Los Angeles; L., 2013.

Carmichael S. Stokely speaks: black power back to Pan-Africanism. Chicago, 2007. Carmichael S. What we want // The New York Review of Books. 1966. 22 Sept. Vol. 7. P. 5-6, 8. URL: https://web.mit.edu/21h.102/www/Primary source collections/ Civil Rights/Carmichael.htm (accessed: 05.11.2020).

Carmichael S., Thelwell M. Ready for revolution: the life and struggles of Stokely Carmichael (Kwame Ture). N.Y., 2005.

Cone J.H. Martin & Malcolm & America: a dream or a nightmare. N.Y., 1991. KingM.L. The autobiography of Martin Luther King Jr. / Ed. by C. Carson. N.Y.,

1998.

King M.L. Stride toward freedom: the Montgomery story (King legacy). Boston,

2010.

King M.L. Where do we go from here: chaos or community? (King legacy). Boston, 2010.

King M.L. Why we can't wait (King legacy). Boston, 2010. Malcolm X. Malcolm X speaks: selected speeches and statements / Ed. by G. Breitman. N.Y., 1990.

Malcolm X. The end of white world supremacy: four speeches by Malcolm X / Ed. by B. Karim. N.Y., 2001.

Millies S. Socialism and dignity: a job is a right! URL: https://www.struggle-la-lucha.org/2020/06/30/socialism-and-dignity-a-job-is-a-right/ (accessed: 05.11.2020).

N'juton H. Revoljucionnoe samoubijstvo [Revolutionary suicide]. M., 2003 (in Russian).

Newton H.P. To die for the people. N.Y., 1972.

Niemuth N. Social class, capitalism and the murder of George Floyd. URL: https:// www.wsws.org/en/articles/2020/06/11/pers-j11.html (accessed: 05.11.2020).

Seale R. Seize the time: the story of the Black Panther Party and Huey P. Newton. Baltimore, 1991.

Shumakov A.A. Problema pojavlenija "chernogo nacionalizma" v SShA [The problem of the emergence of "black nationalism" in the United States] // Pridneprovskij nauchnyj vestnik. 2020. T. 3. N 8 (in Russian).

Shumakov A.A. Zhizn' Martina Robinsona Delani i evolyuciya ego idejno-politicheskih vzglyadov // Vestnik BGU. 2021. № 1 (47). S. 141-153.

Shumakov A.A. Ot izgoya do proroka: evolyuciya religiozno-politicheskoj filosofii Malkol'ma Iks // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2021. T. 7. № 2 (26). S. 191-207.

Sweeney C. Leader of radical black-only militia NFAC 'believes in violence' & wants a real-life Wakanda for every black person in America. URL: https://www.rt.com/ usa/495109-nfac-black-militia-blm/ (accessed: 05.11.2020).

Ture K., Hamilton C. Black power: the politics of liberation. N.Y., 1992. What we believe. URL: https://blacklivesmatter.com/what-we-believe/ (accessed: 05.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.