Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ ПАРТИИ САМООБОРОНЫ "ЧЕРНЫЕ ПАНТЕРЫ" (1966-1982 ГГ.): ОТ ИСТОКОВ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ'

ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ ПАРТИИ САМООБОРОНЫ "ЧЕРНЫЕ ПАНТЕРЫ" (1966-1982 ГГ.): ОТ ИСТОКОВ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ США / МЕЖРАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПАРТИЯ САМООБОРОНЫ "ЧЕРНЫЕ ПАНТЕРЫ" / ХЬЮИ НЬЮТОН / БОББИ СИЛ / МАОИЗМ / ЧЕРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ДВИЖЕНИЕ "ВЛАСТЬ ЧЕРНЫХ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьев Д.Н.

Статья посвящается анализу идеологии афроамериканской политической организации партия самообороны «Черные пантеры», существовавшей с 1966 по 1982 год. Основной упор делается на поиске идейных истоков мировоззрения лидеров «Черных пантер», а также рассмотрении главных элементов идеологии данной организации. Созданная в середине 1960-х гг. чернокожими студентами Хьюи Ньютоном и Бобби Силом, партия самообороны «Черные пантеры» стала самым известным представителем афроамериканского движения «Власть черных». Сторонники данного движения, придерживавшиеся идей революционного национализма, верили, что лишь радикальная перестройка социально-экономической и политической системы в США, может привести к значительному улучшению положения чернокожего населения в стране. Особенностью «Черных пантер» стало сочетание идей черного национализма, свойственного движению «Власть черных» в целом, с идеологией левого движения. Эта необычная черта организации стала следствием того, что на мировоззрение лидеров «Черных пантер» оказали влияние не только такие известные деятели черного национализма, как Малкольм Икс или Стокли Кармайкл, но и крупнейшие теоретики социализма и антиколониализма вроде философа Франца Фанона или главы КНР Мао Цзэдуна. Как следствие, необходимость проведения «культурной революции», радикальных социально-экономических и политических изменений в социалистическом направлении, сочеталась в идеологии «Черных пантер» с важностью борьбы с институциональным расизмом в США, а также продвижением принципов феминизма для ликвидации патриархального уклада в афроамериканском сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGICAL FEATURES OF THE BLACK PANTHER PARTY FOR SELF-DEFENSE (1966-1982): FROM THE ORIGINS TO ITS MAIN ELEMENTS

The article is devoted to the analysis of the ideology of the African-American political organization the Black Panther Party for Self-Defense, which was active between 1966 and 1982. The main emphasis is placed on the search for the ideological origins of the Black Panthers leaders' worldview, as well as the consideration of the main elements of the ideology of this organization. Created in the mid 1960s by black students Huey P. Newton and Bobby Seale, the Black Panther Party for Self-Defense became the most famous representative of the Black Power movement. Supporters of this movement, who adhered to the ideas of revolutionary nationalism, believed that only a radical restructuring of the socio-economic and political system in the United States could significantly improve the position of the black population in the country. The peculiarity of the Black Panthers was in combination of the ideas of black nationalism, inherent the Black Power movement in general, with the left ideology. This specific feature of the organization’s ideology was the result of the fact that the worldview of the leaders of the Black Panthers was influenced not only by such famous figures of black nationalism as Malcolm X or Stokely Carmichael, but also by the most prominent theorists of socialism and anti-colonialism, such as the philosopher Frantz Fanon or the head of the PRC Mao Zedong. As a result, the ideology of the Black Panther Party for Self-Defense combined the need for a cultural revolution or radical socio-economic and political changes in a socialist direction with the importance of fighting institutional racism in the USA, as well as of promoting the principles of feminism to eliminate the vestiges of the patriarchal way of life in the African American community.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ ПАРТИИ САМООБОРОНЫ "ЧЕРНЫЕ ПАНТЕРЫ" (1966-1982 ГГ.): ОТ ИСТОКОВ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ»

УДК 94 (73)

Воробьев Д.Н., кандидат исторических наук, научный сотрудник центра социально-политических исследований Институт США и Канады РАН (Россия)

ОСОБЕННОСТИ ИДЕОЛОГИИ ПАРТИИ САМООБОРОНЫ «ЧЕРНЫЕ ПАНТЕРЫ» (1966-1982 ГГ.): ОТ ИСТОКОВ К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ

Статья посвящается анализу идеологии афроамериканской политической организации партия самообороны «Черные пантеры», существовавшей с 1966 по 1982 год. Основной упор делается на поиске идейных истоков мировоззрения лидеров «Черных пантер», а также рассмотрении главных элементов идеологии данной организации. Созданная в середине 1960-х гг. чернокожими студентами Хьюи Ньютоном и Бобби Силом, партия самообороны «Черные пантеры» стала самым известным представителем афроамериканского движения «Власть черных». Сторонники данного движения, придерживавшиеся идей революционного национализма, верили, что лишь радикальная перестройка социально-экономической и политической системы в США, может привести к значительному улучшению положения чернокожего населения в стране. Особенностью «Черных пантер» стало сочетание идей черного национализма, свойственного движению «Власть черных» в целом, с идеологией левого движения. Эта необычная черта организации стала следствием того, что на мировоззрение лидеров «Черных пантер» оказали влияние не только такие известные деятели черного национализма, как Малкольм Икс или Стокли Кармайкл, но и крупнейшие теоретики социализма и антиколониализма вроде философа Франца Фа-нона или главы КНР Мао Цзэдуна. Как следствие, необходимость проведения «культурной революции», радикальных социально-экономических и политических изменений в социалистическом направлении, сочеталась в идеологии «Черных пантер» с важностью борьбы с институциональным расизмом в США, а также продвижением принципов феминизма для ликвидации патриархального уклада в афроамериканском сообществе. Ключевые слова: история США, межрасовые отношения, партия самообороны «Черные пантеры», Хьюи Ньютон, Бобби Сил, маоизм, черный национализм, движение «Власть черных» БО1: 10.22281/2413-9912-2022-06-03-43-50

Партия самообороны «Черные пантеры» (годы деятельности: 1966 — 1982) является одной из самых известных организаций чернокожих американцев в истории США, деятельность которой оказала огромное влияние на дальнейшую эволюцию афроамериканского движения. «Черные пантеры» с такими неотъемлемыми атрибутами их имиджа, как черные береты, кожаные куртки, солнцезащитные очки, а также поднятый вверх кулак, стали неотъемлемой частью современной американской поп-культуры. Более того, многие исследователи отмечают идейную преемственность одного из самых влиятельных современных афроаме-риканских общественных движений «Жизни черных имеют значение» не с движением за гражданские права чернокожего населения 1950-1960-х гг. во главе с Мартином Лютером Кингом, а именно с радикальной идеологией «Черных пантер» [5, P. 3; 11, P. 11; 18, P. 2]. Данная политическая организация, основанная чернокожими студентами Хьюи Ньютоном и Бобби Силом в 1966 г. в городе Окленд, штат Калифорния, объединила в своей идеологии элементы как левого, так и правого толка, что сделало ее ярчайшим представителем афроамериканского движе-

ния «Власть черных» (Black Power Movement), наибольшее влияние которого пришлось на вторую половину 1960-х гг.

Безусловно, деятельность «Черных пантер» не осталась без внимания отечественных исследователей. Например, А.П. Королева, автор одной из наиболее известных советских работ по афроамерикан-скому движению XX в. «Расовые войны и расовые компромиссы», исходя с позиций марксистско-ленинского подхода, видела причиной создания данной партии кризис американской демократии, возникший в том числе и по причине угнетения широких масс чернокожей бедноты. В свою очередь, доминирование реакционных буржуазных элементов среди «Черных пантер», по мнению исследователя, не позволила активистам данной организации добиться поставленных целей в борьбе с расизмом, капитализмом и империализмом [1, C. 141]. Известный отечественный специалист по изучению чернокожего населения США Э.Л. Нитобург также касался вопроса деятельности «Черных пантер» в своей работе «Афроамериканцы США. ХХ век: эт-ноисторический очерк», выпущенной в 2009 г. В отличие от Королевой, делавшей акцент на рассмотрении левых аспектов

© Воробьев Д.Н. © Vorobyev D.N.

идеологии данной организации, Нитобург также отмечал глубокое влияние идей черного национализма на мировоззрение членов этой партии [2, С. 382].

В то же время важно отметить, что проблема идеологии партии «Черные пантеры» продолжает требовать дальнейшего подробного изучения. В этой связи в данной статье будет сделан особый акцент на рассмотрении идейных истоков мировоззрения лидеров «Черных пантер», а также на определении корневых элементов идеологии данной организации.

Партию самообороны «Черные пантеры» часто именуют леворадикальной политической организацией [22, Р. 2], что с одной стороны подчеркивает высокую степень влияния социалистических идей на ее программу, но с другой игнорирует важную роль идеологии черного национализма в мировоззрении ее членов. Несмотря на то, что 1960-е гг. ознаменовались достижением чернокожим населением долгожданного гражданского равноправия в США, невозможность быстрого улучшения его социально-экономического положения привело к росту разочарования в афроаме-риканском сообществе в стратегии либеральных сил под руководством Мартина Лютера Кинга, делавших ставку на интеграцию «цветных» американцев в существующую систему общественных институтов в стране. Как следствие значительная часть афроамериканского сообщества вновь обратила свой взор в сторону идеологии черного национализма, находившейся в кризисе со времен упадка движения «Назад — в Африку» во главе с Маркусом Гарви в конце 1920-х гг. Период 1960-х гг. стал поистине эпохой рассвета черного национализма в США, когда данная идеология проявилась сразу в нескольких направлениях [10, Р. 164]:

1. Образовательного национализма (его представители считали, что существующая система образования оказывает деструктивное воздействие на афроамери-канское сообщество, для противодействия которому следует создавать независимые учебные заведения, в которых бы делался упор на изучение «настоящей» черной истории и культурологии);

2. Религиозного национализма (его суть заключалась в отрицании традиционного христианства, как религии белых

угнетателей в пользу ислама, народных африканских верований, а также собственной «черной» церкви с верой в черного Христа и черную Богоматерь);

3. Культурного национализма (упор на уникальность культуры афроамерикан-цев, обособленной от культуры белого населения США);

4. Революционного национализма (представители данного направления считали, что улучшение положения чернокожего населения невозможно в рамках существовавшей в США политической и социально-экономической системы, для чего все общественные институты, пронизанные расизмом, должны быть радикально трансформированы).

Ярче всего направление революционного национализма проявилось в лице движения «Власть черных», получившего название в честь одноименного лозунга, который был впервые озвучен лидером Студенческого координационного комитета ненасильственных действий Стокли Кармайклом на марше за право голоса в штате Миссисипи в июне 1966 г. Воинственный клич Кармайкла «мы хотим власть черных!» резко контрастировал с такими традиционно мирными лозунгами митингов сторонников Мартина Лютера Кинга, как «мы хотим свободу!». В ответ на убийство Кинга белым супрематистом в 1968 г., приведшего к массовым беспорядкам в более чем ста городах США, Кар-майкл громогласно заявил о несостоятельности ненасильственного сопротивления расизму, так как лишь ведение партизанской войны могло позволить чернокожему населению добиться реальной политической власти в стране [20, Р. 24].

В том же году чернокожий деятель становится почетным президентом основанной в 1966 г. афроамериканской партии самообороны «Черные пантеры». Благодаря известности Кармайкла в афроамери-канском сообществе на молодых активистов обратили внимание, однако пути «Черных пантер» и афроамериканского активиста быстро разошлись: в том же 1968 г. Кармайкл, увлекавшийся идеями панафриканизма, переехал в Гвинею, где принял новое имя Кваме Туре. Несмотря на это обстоятельство, идеи Кармайкла сумели оказать существенное влияние на деятельность «Черных пантер». Одно из центральных мест в идеологии данной организации

заняла выдвинутая Кармайклом концепция институционального расизма, который определялся афроамериканским деятелем как коллективная неспособность общественных институтов предоставлять надлежащие услуги в равном порядке вне зависимости от цвета кожи, культурных особенностей или этнического происхождения. Кармайкл был уверен в том, что институциональный расизм пронизывал все до единого общественные институты США, но при этом имея тонкий и не сразу бросающийся в глаза характер, в следствие чего меньше осуждался обществом в сравнении с открытыми формами проявления расизма [20, P. 63].

Другим афроамериканским деятелем, оказавшим огромное влияние на идеологию «Черных пантер», был Малкольм Икс. Фактически являясь голосом популярной в первой половине 1960-х гг. религиозной и политической организации «Нация ислама», он был одним из самых популярных борцов за права чернокожего населения, а также известным критиком ненасильственной тактики Кинга в борьбе с расизмом в США. Выдвинутая Малкольмом Иксом, погибшим от рук своих противников в 1965 г., концепция самозащиты, как необходимости ответного насилия, была поддержана Кармайклом, а затем доработана лидерами «Черных пантер» Бобби Силом и Хьюи Ньютоном. Для противостояния насилию со стороны полиции, которую «Черные пантеры» считали общественным институтом наиболее подверженным расизму в США, члены организации создавали группы вооруженной самообороны в «черных» кварталах. По словам Ньютона, данная идея заключалась в том, что вооруженные «Черные пантеры» должны были следить за тем, чтобы органы правопорядка не превышали свои законные полномочия [13]. «Черные пантеры» использовали и другую программную установку Мал-кольма Икса о требовании выплаты репараций афроамериканскому сообществу за приобретенное ранее за счет рабского труда чернокожих рабов экономическое благополучие белого населения [12, P. 67]

Помимо идеологии черного национализма, продвигаемой Малкольмом Иксом и Стокли Кармайклом, на мировоззрение основателей «Черных пантер» оказали значительное воздействие левые взгляды другого

известного чернокожего деятеля — социального философа и революционера Франца Фанона, выходца с заморского департамента Франции остров Мартиника, расположенного в Карибском море. Будучи одним из вдохновителей движения новых левых в 1960-е гг., он заявлял о важности радикального изменения менталитета «цветного» населения колоний, как шаг к его внутреннему освобождению, который должен был предшествовать началу повстанческой борьбы. Более того Фанон считал, что революционная борьба с колониализмом в регионах Третьего мира должна сопровождаться ответным насилием в отношении угнетателей, так как лишь через подобный «коллективный катарсис» угнетенные могли полностью освободиться от собственной неполноценности [8, P. 47].

По приказу Ньютона и Сила абсолютно каждый член «Черных пантер» был обязан ознакомиться с главной работой Фа-нона «Проклятые земли», законченной незадолго до смерти революционера в 1961 г. «Черные пантеры», рассматривавшие афро-американцев, как подобие колонизированного населения внутри США, верили в необходимость достижения радикальных изменений в сознании чернокожего населения, в первую очередь, через систему образования, чтобы раскрыть «истинную природу упадка американского общества» [16, P. 25]. Подобного рода «культурная революция» должна была предшествовать началу повстанческой борьбы афроамериканского сообщества против власти белого населения в стране.

Несмотря на то, что Фанона часто обвиняли в проявлении излишней маскулинности, философ в своих работах отмечал важность вовлеченности «цветных» женщин в антиколониальную борьбу наравне с мужчинами, без чего нельзя было добиться глобальных изменений в психологии и поведении колонизированного общества в целом [7, P. 55]. «Черные пантеры» также учитывали важность привлечения женщин в свои ряды, став первой афроамериканской организацией, поставившей борьбу с сек-сизмом среди чернокожего населения, воспринимавшимся как результат белой гегемонии, в число своих приоритетных задач. С точки зрения лидеров организации, аф-роамериканское сообщество должно было покончить не только с капиталистической, но и патриархальной эксплуатацией, без чего полное освобождение черной расы

было невозможным. Признавая право чернокожих женщин «быть свободными» Хьюи Ньютон в своем эссе «Ева, мать всех живых» отмечал: «Первая вещь, которую необходимо понимать — черные мужчины порабощены белым человеком, в той же степени, как и белые и черные женщины. В этой связи тщетно делать черного мужчину врагом черной женщины. Тщетно и контрпродуктивно!» [14, P. 316]. Другой лидер «Черных пантер» Бобби Сил заявлял о наличии взаимосвязи между сексизмом и расизмом, считая, что если человек заражается одним проявлением шовинизма, то он безусловно подвержен и его другим формам и проявлениям: «От фразы держите женщину на ее месте лишь небольшой шаг до держите ниггера на его месте» [9, P. 86], — предостерегал он.

В момент своего появления в 1966 г. молодая организация «Черные пантеры» испытывала серьезные проблемы с финансами, в следствие чего ее члены занимались продажей различного рода радикальной политической литературы, преимущественно левой направленности. Одной из таких продаваемых чернокожими активистами книг был цитатник лидера Китайской Народной Республики Мао Цзэдуна, известный как «Маленькая красная книжечка». Эта работа лидера коммунистического Китая стала своего рода «настольной книгой» членов «Черных пантер», а сама идеология маоизма, отличавшегося от классического марксизма-ленинизма возможностью лучшей адаптации к условиям времени и разных регионов мира, оказала существенное влияние на программу чернокожих активистов.

Мао Цзэдун был уверен, что гибкость маоизма должна была способствовать успеху международного революционного движения в самых разных частях света [19, P. 35]. Согласно «теории трех миров» председателя КНР мир времен «Холодной войны» был разделен на три части: империалистический Первый мир сверхдержав США и СССР, промежуточный Второй мир, куда, например, входили Западная Европа, Канада и Япония, а также Третий мир, к которому относились ранее колонизированные народы, включая и сам Китай [6]. Тем самым, КНР должна была взять на себя роль покровителя левых революционных сил «цветных» народов Третьего мира в их борьбе с белыми угнетателями.

В то же время поддержка Китая распространялась и на левых радикалов западных стран, заявлявших о революционной борьбе против империализма и капитализма, что позволяло лидерам «Черных пантер» надеяться на прямой контакт с китайскими властями. Первым чернокожим общественным деятелем, пытавшимся соединить идеи маоизма и черного национализма, был Максвелл Стэнфорд-младший, известный как Мухаммад Ахмад. Покинув движение «Нация ислама», он основал собственную организацию «Движение революционных сил» в 1963 г., которая активно сотрудничала с «Черными пантерами». Ахмад заявлял, что в случае США расовая эксплуатация превалировала над классовой, по причине чего именно расизм являлся главной проблемой XX века. Для освобождения «черной колонизированной Америки» от «белой американской империи» активисты, по мнению Ахмада, должны были принять участие в международной революционной борьбе «цветных народов» под руководством Китая [21, P. 93]. Таким образом, противостояние рас заменяло собой классовую борьбу в США. Более того, исходя из права народов на самоопределение, «Черные пантеры» считали возможным создание собственного афро-американского государства после победы мировой революции, если так решит чернокожее население [15, P. 13].

Вдохновившись призывами Мао Цзэдуна «служить людям», руководство «Черных пантер» обратило пристальное внимание на социально-экономические проблемы афроамериканского сообщества, требуя введения системы бесплатного образования и медицинского обслуживания, решения жилищной проблемы чернокожего населения, а также освобождения черных мужчин от военной службы, чтобы прекратить их гибель «в войнах белого человека». С конца 1960-х гг. организация принялась за реализацию собственных социальных программ в бедных «черных» районах на бесплатной основе, включая оказание таких услуг, как медицинская помощь, реабилитация алко- и наркозависимых, юридическая консультация, организация поездок родственников заключенных в места лишения свободы, а также предоставление бесплатных завтраков для чернокожих детей из малообеспеченных семей в более чем 10 городах в разных частях страны [4, P. 315]. В

свою очередь, идея важности начала революционной борьбы безустанно продвигалась в афроамериканском сообществе посредством соответствующей агитации на митингах и собраниях, на страницах партийной газеты «Черная пантера» (The Black Panther), а также путем раздачи «Маленькой красной книжечки» Мао Цзэдуна для личного ознакомления.

Таким образом, в идеологии партии самообороны «Черные пантеры», представлявшей собой сплав различных аспектов черного национализма и левого движения, в особенности маоизма, можно выделить следующие основополагающие элементы, на которые опиралась принятая в 1966 г. «Программа десяти пунктов» организации [19]:

1. Вера в существование в США системы институционального расизма. По мнению членов организации, чернокожее население страны находилось в положении повсеместно дискриминируемой расы, что закреплялось существовавшей системой общественных институтов в стране. Данный статус-кво, позволявший белым людям оставаться в качестве «эксплуататорского класса», сохранялся благодаря репрессивной машине во главе с полицией. Фактически, борьба с полицией воспринималась «черными пантерами», как борьба с истэблишментом. В свою очередь, все аф-роамериканцы должны были быть освобождены из мест заключения, так как они воспринимались как жертвы заведомо несправедливой расистской системы;

2. Необходимость проведения «культурной революции» в афроамериканском сообществе, с целью радикальной перестройки мировоззрения чернокожего населения в США. Находясь под большим впечатлением теорий Франца Фанона, а также социокультурных перемен в маоистском Китае, лидеры «Черных пантер», лично посещавшие КНР, верили, что посредством работы членов организации с широкими народными массами, афроамериканцы поддержат идею о глубинных преобразованиях, а также необходимости начала партизанской войны для их достижения;

3. Черный феминизм, выражающий необходимость чернокожих женщин бороться не только с институциональным расизмом в целом, но и с сексизмом в афро-американском сообществе, в частности. Для изменения тендерного восприятия женщины среди афроамериканцев, «Черные

пантеры» продвигали образ защитницы дома, семьи и общины равного по своей важности мужчине [17, P. 92]. В качестве доказательства того, что организация приветствовала вступление в ее ряды представителей обоих полов, женщины, становившиеся членами партии, обучались самозащите, включая умению пользоваться огнестрельным оружием, а также занимали важные посты в руководстве. Например, секретарем по связям с общественностью «Черных пантер» была Кэтлин Кливер, а Элейн Браун с 1974 по 1977 гг. занимала пост председателя партии, в условиях, когда мужское руководство организации оказалось в местах лишения свободы. Однако несмотря на то, что руководство «Черных пантер» стремилось демонстрировать прагматичный подход в отношении женщин, проявление сексизма в организации на низовом уровне оставалось обыденностью [3, P. 60];

4. Антиколониализм и участие в мировом революционном левом движении «цветных» народов Третьего мира в их общей борьбе против белых колонизаторов. В этой связи также придавалось большое значение идее панафриканизма, как единству черных народов в противостоянии расовому угнетению;

5. Улучшение положения афроамери-канского сообщества возможно лишь посредством радикальных левых преобразований в социально-экономической и политической сферах, что должно привести к отказу от капиталистической системы, перераспределению богатств и утверждению реального общественного контроля над властью. Более того, репарации за узурпацию белым населением богатств страны, было важным условием для прекращения межрасовой вражды и достижения социальной справедливости.

В реальности практическая деятельность «Черных пантер», несмотря на наличие безусловно полезных для афроамери-канского сообщества социальных программ, имела довольно противоречивый характер. Важно отметить, что мировоззрение членов организации было пропитано ненавистью в отношении к полицейским, которых «Черные пантеры» именовали не иначе как «свиньи», что приводило лишь к эскалации взаимоотношений с органами правопорядка. Более того, на заглавных страницах газеты «Черная пантера» допус-

кались рисунки с явными насильственными призывами в отношении правоохранительных органов, как, например, изображение чернокожего мужчины, перерезающего горло свиньи в полицейской форме. Белая общественность США преимущественно отрицательно относилась к «Черным пантерам», считая их деятельность агрессивной и антиправительственной. Как и прочие представители афроамери-канского радикального движения «Власть черных», организация Хьюи Ньютона и Боба Сила стала целью контрразведывательной программы ФБР (COINTELPRO). Партия, которую разъедали внутренние противоречия, доходившие до кровавых столкновений, чему безусловно способствовала и ФБР, значительно ослабла в результате постоянных полицейских рейдов против ее членов.

В условиях, когда более ста членов организации оказались в местах заключения, включая Ньютона и Сила, многие члены партии приняли решение эмигрировать, а среди оставшихся сторонников произошел раскол в середине 1970-х гг. В то время как нью-йоркская ячейка «Черных пантер», имевшая среди своих членов значительное число деклассированных и безработных элементов и возглавляемая радикалом Эл-дриджом Кливером, продолжала ратовать за начало партизанской борьбы в американских городах, калифорнийская ячейка выбрала путь выживания путем приспособления к существовавшей в США социально-экономической и политической системе, веря, что афроамериканское сообщество постепенно поддержит выдвигаемую организацией программу [2, С 382]. Большинство лидеров «Черных пантер» со временем отошло от непримиримой позиции противопоставления себя американскому истэблишменту: Бобби Сил баллотировался в мэры, а Элейн Браун — в городской совет Окленда, но оба проиграли, в то время как Элдридж Кливер и вовсе совершил неожиданный поворот в своей политической карьере, вступив в ряды Республиканской партии в 1980-е гг. Активная деятельность

«Черных пантер», чья партия формально продолжала существовать до 1982 г., закончилась уже в середине 1970-х гг., ознаменовавших закат и всего движения «Власть черных». Отказываясь от идей революционной борьбы, большинство афроамериканских общественных деятелей ставило задачу мирного прихода к власти посредством выборов в духе социал-демократии.

Партия самообороны «Черные пантеры», являвшаяся частью афроамерикан-ского радикального движения «Власть черных», объединила в своей идеологии принципы черного национализма и левого движения. На формирование идеологии организации непосредственно повлияло мировоззрение не только ряда крупных афроаме-риканских деятелей 1960-х гг., таких как Малкольм Икс или Стокли Кармайкл, являвшихся сторонниками черного национализма, но и важнейших теоретиков левого революционного движения, в первую очередь, Франца Фанона и Мао Цзэдуна. Идеология «Черных пантер» основывалась на повсеместной борьбе с различными проявлениями расизма, сексизма, капитализма и колониализма, наличие которых не позволяло улучшить положение афроамери-канского сообщества. Как результат, основополагающие идейные установки «Черных пантер» можно выложить в логическую цепочку: члены организации должны были провести «культурную революцию» в афро-американском сообществе, в том числе через продвижение принципов черного феминизма, убедив чернокожее население США стать частью мирового революционного движения, с целью успешной борьбы с институциональным расизмом и проведения радикальных социально-экономических и политических изменений в стране. Невозможность достижения поставленных целей ввиду так и несостоявшейся массовой партизанской войны в США, привела к упадку «Черных пантер» уже в 1970-е гг., а также необходимости очередной идейной эволюции афроамериканского сообщества в поисках решения стоящих перед чернокожим населением проблем и задач мирным путем.

Список литературы

1. Королева А.П. Расовые войны и расовые компромиссы. М., 1987. 168 с.

2. Нитобург Э.Л. Афроамериканцы США. ХХ век: этноисторический очерк. М., 2009. 583 с.

3. Alameen-Shavers A. The Woman Question: Gender Dynamics within the Black Panther Party // Spectrum: A Journal on Black Men. Vol. 5, No. 1, Fall 2016. Pp. 33-62.

4. Bloom J., Waldo M.E. Jr. Black against Empire: The History and Politics of the Black Panther Party. N.Y., 2013. 568 pp.

5. Celestine A., Martin-Breteau N., Recoquillon C. Introduction - Black Lives Matter: a transnational movement? // Slaveries & Post-Slaveries. Vol. 6, 2022. 1-19 pp.

6. Editorial Department of Renmin Ribao (People's Daily). Chairman Mao's Theory of the Differentiation of the Three Worlds is a Major Contribution to Marxism-Leninism // People's Daily. 1 November 1977. URL: https://www.marxists.org/history/erol/ncm-5/theory-3-worlds/index.htm

7. Fanon F. Decolonization Perspectives from Now and Then. London, 2004. 312 pp.

8. Fanon F. The Wretched of the Earth. Translated By Constance Farrington. N.Y., 1966. 320 pp.

9. Foner P.S. The Black Panthers Speak. Philadelphia, 1970. 318 pp.

10. Harris J.C. Revolutionary Black Nationalism: The Black Panther Party // The Journal of Negro History. Vol. 85, No. 3, Summer 2000. Pp. 162-174.

11. Lewis R. From the Black Panther Party to Black Lives Matter: Lessons from the Arab Spring and the Prospects for Social and Political Change in the Post-Ideological World. N.Y., 2021. 61 pp.

12. Malcolm X. By Any Means Necessary: Speeches, Interviews, and a Letter by Malcolm X. N.Y., 1970. 184 pp.

13. Newton H.P. Panthers. August 1969 // Ebony Magazine.

14. Newton H.P. The Huey P. Newton reader. N.Y., 2002. 368 pp.

15. Pickney A. Red, Black, and Green: Black Nationalism in the United States. N.Y., 1979. 272 pp.

16. Seale B. Seize the Time: The Story of the Black Panther Party and Huey P. Newton. N.Y., 1970. 429 pp.

17. Spencer R. C. Engendering the Black Freedom Struggle: Revolutionary Black Womanhood and the Black Panther Party in the Bay Area, California // Journal of Women's History. Vol. 20, No. 1, 2008. Pp. 90-113.

18. Srishti D. Parallels and Tangents between the Black Panthers Party and the Black Lives Matter Movement // Asian Journal of Language, Literature and Culture Studies. Vol. 1, 2021. Pp. 43-48.

19. The Black Panther Party Ten-Point Program, 1966 // Blackpast. URL: https://www.blackpast.org/african-american-history/primary-documents-african-american-his-tory/black-panther-party-ten-point-program-1966/

20. Ture K. Black Power: The Politics of Liberation in America. N.Y., 1992. 256 pp.

21. Van Deburg W.L. Modern Black Nationalism: From Marcus Garvey to Louis Farra-khan. N.Y., 1996. 396 pp.

22. Williams D. M. Black Panther Radical Factionalization and the Development of Black Anarchism // Journal of Black Studies. Vol. 46, No. 7, October 2015. Pp. 678-703.

23. Zedong M. Problems of Strategy in China's Revolutionary War. Beijing, 1968. 107 pp.

THE IDEOLOGICAL FEATURES OF THE BLACK PANTHER PARTY FOR SELF-DEFENSE (1966-1982): FROM THE ORIGINS TO ITS MAIN ELEMENTS

The article is devoted to the analysis of the ideology of the African-American political organization the Black Panther Party for Self-Defense, which was active between 1966 and 1982. The main emphasis is placed on the search for the ideological origins of the Black Panthers leaders' worldview, as well as the consideration of the main elements of the ideology of this organization. Created in the mid 1960s by black students Huey P. Newton and Bobby Seale, the Black Panther Party for Self-Defense became the most famous representative of the Black Power movement. Supporters of this movement, who adhered to the ideas of revolutionary nationalism, believed that only a radical restructuring of the socioeconomic and political system in the United States could significantly improve the position of the black population in the country. The peculiarity of the Black Panthers was in combination of the ideas of black nationalism, inherent the Black Power movement in general, with the left ideology. This specific feature of the organization's ideology was the result of the fact that the worldview of the leaders of the Black Panthers was influenced not only by such famous figures of black nationalism as Malcolm X or Stokely Carmichael, but also by the most prominent theorists of socialism and anti-colonialism, such as the philosopher Frantz Fanon or the head of the PRC Mao Zedong. As a result, the ideology of the Black Panther Party for Self-Defense combined the need for a cultural revolution or radical socio-economic and political changes in a socialist direction with the importance of fighting institutional racism in the USA, as well as of promoting the principles of feminism to eliminate the vestiges of the patriarchal way of life in the African American community. Keywords: the US history, Race Relations, the Black Panther Party for Self-Defense, Huey P. Newton, Bobby Seal,

Maoism, Black Nationalism, Black Power movement

References

1. Korolyova A.P. (1987) Rasovye voyny I rasovye kompromissy [Race Wars and Race Compromises]. M. 168 s.

2. Nitoburg E.L. (2009) Afroamerikantsy SShA. XX vek: etnoistoricheskiy ocherk [African Americans of the USA: 20th Century: Etnohistorical Essay]. M. 583 s.

3. Alameen-Shavers A. (2016) The Woman Question: Gender Dynamics within the Black Panther Party // Spectrum: A Journal on Black Men. Vol. 5, No. 1. Pp. 33-62.

4. Bloom J., Waldo M.E. Jr. (2013) Black against Empire: The History and Politics of the Black Panther Party. N.Y. 568 pp.

5. Celestine A., Martin-Breteau N., Recoquillon C. (2022) Introduction - Black Lives Matter: a transnational movement? // Slaveries & Post-Slaveries. Vol. 6, 2022. 1-19 pp.

6. Editorial Department of Renmin Ribao (People's Daily). (1977) Chairman Mao's Theory of the Differentiation of the Three Worlds is a Major Contribution to Marxism-Leninism // People's Daily. 1 November. URL: https://www. marxists. org/history/erol/ncm-5/theory-3-worlds/index.htm

7. Fanon F. (2004) Decolonization Perspectives from Now and Then. London. 312 pp.

8. Fanon F. (1966) The Wretched of the Earth. Translated By Constance Farrington. N.Y. 320 pp.

9. Foner P.S. (1970) The Black Panthers Speak. Philadelphia. 318 pp.

10. Harris J.C. (2000) Revolutionary Black Nationalism: The Black Panther Party // The Journal of Negro History. Vol. 85, No. 3, Summer. Pp. 162-174.

11. Lewis R. (2021) From the Black Panther Party to Black Lives Matter: Lessons from the Arab Spring and the Prospects for Social and Political Change in the Post-Ideological World. N.Y.. 61 pp.

12. Malcolm X. (1970) By Any Means Necessary: Speeches, Interviews, and a Letter by Malcolm X. N.Y. 184 pp.

13. Newton H.P. (1969) Panthers. August // Ebony Magazine.

14. Newton H.P. (2002) The Huey P. Newton reader. N.Y. 368 pp.

15. Pickney A. (1979) Red, Black, and Green: Black Nationalism in the United States. N.Y.. 272 pp.

16. Seale B. (1970) Seize the Time: The Story of the Black Panther Party and Huey P. Newton. N.Y. 429 pp.

17. Spencer R. C. (2008) Engendering the Black Freedom Struggle: Revolutionary Black Womanhood and the Black Panther Party in the Bay Area, California // Journal of Women's History. Vol. 20, No. 1. Pp. 90-113.

18. Srishti D. (2021) Parallels and Tangents between the Black Panthers Party and the Black Lives Matter Movement // Asian Journal of Language, Literature and Culture Studies. Vol. 1. Pp. 43-48.

19. The Black Panther Party Ten-Point Program (1966) // Blackpast. URL: https://www.blackpast.org/african-american-history/primary-documents-african-american-his-tory/black-panther-party-ten-point-program-1966/

20. Ture K. (1992) Black Power: The Politics of Liberation in America. N.Y. 256 pp.

21. Van Deburg W.L. (1996) Modern Black Nationalism: From Marcus Garvey to Louis Farrakhan. N.Y. 396 pp.

22. Williams D. M. (2015) Black Panther Radical Factionalization and the Development of Black Anarchism // Journal of Black Studies. Vol. 46, No. 7, October. Pp. 678-703.

23. Zedong M. (1968) Problems of Strategy in China's Revolutionary War. Beijing. 107 pp.

Об авторе

Воробьев Дмитрий Николаевич — кандидат исторических наук, научный сотрудник центра социально-политических исследований Институт США и Канады РАН (Россия), E-mail: worobjowdmitrij @gmail .com

Vorobyev Dmitry Nikolayevich — candidate of historical sciences, Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences (Russia), E-mail: worobjowdmitrij@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.