Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРОГРЕССУ ЦВЕТНОГО НАСЕЛЕНИЯ И АФРОАМЕРИКАНСКОЕ ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ В США В НАЧАЛЕ XX В'

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРОГРЕССУ ЦВЕТНОГО НАСЕЛЕНИЯ И АФРОАМЕРИКАНСКОЕ ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ В США В НАЧАЛЕ XX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ США / НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРОГРЕССУ ЦВЕТНОГО НАСЕЛЕНИЯ / МЕЖРАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АФРОАМЕРИКАНСКОЕ ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРОГРЕССИВНАЯ ЭРА / УИЛЬЯМ ДЮБУА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьев Дмитрий Николаевич

Статья посвящается анализу предпосылок появления, а также процессу создания межрасовой протестной организации под названием Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (сокращенной НАСПЦН) в период Прогрессивной эры в США. Начало XX в. ознаменовалось кризисом идеологии приспособления, главенствовавшей в афроамериканском сообществе и в межрасовых отношениях страны в конце XIX в. Принятие чернокожим населением сложившихся на Юге США политических и социальных порядков было расценено местными властями, а также прочими сторонниками превосходства белой расы в других частях страны, как возможность для дальнейшего активного наступления на права афроамериканцев при попустительстве федеральных властей данному процессу. Союз белых либеральных деятелей и чернокожих активистов, вылившийся в создание НАСПЦН в 1908 г., позволило афроамериканскому протестному движению перейти к активной борьбе с расистским законодательством в США. Программа действия НАСПЦН, направленная на защиту гражданских прав чернокожего населения, гарантированных Конституцией США, подразумевала проведение регулярных протестных акций, митингов и пикетов, лоббирование законодательных инициатив в пользу афроамериканского сообщества, ведение активной агитационной деятельности в периодических изданиях, в первую очередь, через главный журнал организации «The Crisis», а также организацию судебных процессов с целью пересмотра отдельных расистских законов. За период 1910-х гг. НАСПЦН сумела превратиться в серьезную силу, сумевшую привлечь внимание американской общественности к проблеме межрасовых отношений в США. К 1920 г. афроамериканцы, составлявшие абсолютное большинство членов НАСПЦН, заняли ведущее место в руководстве организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ASSOCIATION FOR THE PROMOTION OF COLORFUL POPULATIONS AND THE AFRO-AMERICAN PROTEST MOVEMENT IN THE USA IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article is devoted to the analysis of the prerequisites for the emergence, as well as the process of establishment of the interracial protest organization the National Association for the Advancement of Colored People (abbreviated as NAACP) during the Progressive Era in the USA. The beginning of the 20th century was marked by a crisis of the ideology of accommodation, which prevailed in the African American community and in the interracial relations of the country at the end of the 19th century. The acceptance by the black population of the political and social order that prevailed in the South of the United States was seen by local authorities, as well as other supporters of white supremacy in other parts of the country, as an opportunity for a further active attack on the rights of African Americans with the connivance of the federal authorities in this process. The union of white liberal leaders and black activists, which resulted in the creation of the NAACP in 1908, allowed the African American protest movement to begin an active struggle against racist law in the United States. The NAACP program of action, aimed at protecting the civil rights of the black population guaranteed by the US Constitution, implied holding regular protests, rallies and pickets, lobbying for legislative initiatives in favor of the African American community, conducting active campaigning in periodicals, primarily through the main journal of the organization «The Crisis», as well as organizing trials to revise selected racist laws. During the 1910s the NAACP managed to turn into a serious force that managed to draw the attention of the American public to the problem of interracial relations in the USA. By 1920, African Americans, who made up the vast majority of the NAACP members, took a leading position in the organization's leadership.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРОГРЕССУ ЦВЕТНОГО НАСЕЛЕНИЯ И АФРОАМЕРИКАНСКОЕ ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ В США В НАЧАЛЕ XX В»

УДК 94 (73)

Воробьев Д.Н., кандидат исторических наук, научный сотрудник, Центр социально-политических исследований Института США и Канады РАН, Москва (Россия)

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ПРОГРЕССУ ЦВЕТНОГО НАСЕЛЕНИЯ И АФРОАМЕРИКАНСКОЕ ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В США В НАЧАЛЕ XX В.

Статья посвящается анализу предпосылок появления, а также процессу создания межрасовой протестной организации под названием Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (сокращенной НАСПЦН) в период Прогрессивной эры в США. Начало XX в. ознаменовалось кризисом идеологии приспособления, главенствовавшей в афроамериканском сообществе и в межрасовых отношениях страны в конце XIX в. Принятие чернокожим населением сложившихся на Юге США политических и социальных порядков было расценено местными властями, а также прочими сторонниками превосходства белой расы в других частях страны, как возможность для дальнейшего активного наступления на права афроамериканцев при попустительстве федеральных властей данному процессу. Союз белых либеральных деятелей и чернокожих активистов, вылившийся в создание НАСПЦН в 1908 г., позволило афроамериканскому протестному движению перейти к активной борьбе с расистским законодательством в США. Программа действия НАСПЦН, направленная на защиту гражданских прав чернокожего населения, гарантированных Конституцией США, подразумевала проведение регулярных протестных акций, митингов и пикетов, лоббирование законодательных инициатив в пользу афроамериканского сообщества, ведение активной агитационной деятельности в периодических изданиях, в первую очередь, через главный журнал организации «The Crisis», а также организацию судебных процессов с целью пересмотра отдельных расистских законов. За период 1910-х гг. НАСПЦН сумела превратиться в серьезную силу, сумевшую привлечь внимание американской общественности к проблеме межрасовых отношений в США. К 1920 г. афроамериканцы, составлявшие абсолютное большинство членов НАСПЦН, заняли ведущее место в руководстве организации.

Ключевые слова: история США, Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, межрасовые отношения, афроамериканское протестное движение, Прогрессивная эра, Уильям Дюбуа DOI: 10.22281/2413-9912-2021-05-04-44-51

Проблема положения афроамерикан-ского сообщества остается одним из самых насущных вопросов на протяжении всей истории США. В настоящее время многочисленные активисты различных общественных организаций и движений продолжают добиваться улучшения социально-экономического положения чернокожего населения, а также роста его влияния на политическую сферу в Соединенных Штатах. При этом сохраняется вековая преемственность в деятельности аф-роамериканского протестного движения, как в формах его активности, так и в поставленных целях и задачах несмотря на то, что их приоритетность видоизменяется в зависимости от исторической эпохи. Формирование афроаме-риканского протестного движения на прямую связано с созданием в начале XX в. общественной организации Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (сокращенно НАСПЦН). Руководство данной организации разработало тактику

борьбы с расовым притеснением афроамери-канского населения, ставшую во многом универсальной для последующих поколений про-тестных деятелей от активистов движения за гражданские права чернокожих в 1950-1960-х гг. до современного движения «Жизни черных имеют значение».

Важно отметить, что процесс создания Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения практически не был объектом специального изучения как отечественных, так и иностранных исследователей. Американские ученые рассматривали данное событие, как часть процессов эпохи Прогрессивной эры в Соединенных Штатах (1896-1920 гг.), уделяя большее внимание деятельности НАСПЦН в период активной борьбы афроамериканцев за гражданское равноправие в 1950-1960-е гг. В свою очередь советские исследователи критиковали руководство НАСПЦН за отсутствие требований глубинных социально-экономи-

© Воробьев Д.Н. © Vorobyev D.N.

ческих преобразований в США в духе социализма [1]. В этой связи, в данной статье ставится задача рассмотреть причины и особенности создания НАСПЦН, а также определить основные направления и способы борьбы данной общественной организации с расизмом в отношении афроамериканского сообщества в начале XX в.

Рубеж XIX и XX вв. был временем господства идеологии приспособления в афро-американском сообществе. Главным выразителем данной идеологии был чернокожий деятель Букер Вашингтон, являвшийся директором педагогического училища для «цветных» в городке Таскиги, штат Алабама. На международной выставке в Атланте 1895 г. Вашингтон предложил «расовый компромисс»: взамен на приспособление афроаме-риканцев к существовавшим на Юге США политическим и социальным порядкам, связанным с ограничением избирательных прав чернокожего населения и введением расовой сегрегации, они должны были получить равные возможности с белыми американцами в сфере образования, при трудоустройстве и для экономического развития [19, Р. 182]. По задумке Вашингтона социально-экономический прогресс чернокожего населения должен был со временем позволить ему обойти любые политические ограничения, связанные с имущественными и образовательными цензами. Атлантская речь превратила Вашингтона в общепризнанного лидера афро-американского сообщества, благодаря чему он пользовался благосклонностью крупнейших меценатов США, а также стал личным советников президента Теодора Рузвельта по межрасовым вопросам.

На деле «расовый компромисс» Вашингтона был расценен политическими элитами Юга как фактическая капитуляция аф-роамериканского сообщества. В конце XIX в. на территории южных штатов стали повсеместно приниматься так называемые «дедушкины статьи», лишавшие избирательных прав тех лиц, чьи предки не имели права голоса в довоенное время, что в первую очередь ударяло по чернокожему населению. Новый век встретил афроамериканцев волной расовых погромов, ростом линчеваний, а также стремлениями дальнейшего законода-

тельного распространения расовой сегрегации, в том числе и на территории штатов Севера [10, Р. 37]. В свою очередь, бурные преобразования эпохи Прогрессивной эры, сопровождавшейся масштабными социальными и политическими реформами, не коснулись проблем афроамериканского сообщества, как на федеральном, так и региональном уровне. Более того, при демократе Вудро Вильсоне, ставшем президентом в 1913 г., расовая сегрегация была впервые распространена на федеральные учреждения американской столицы: в военно-морском департаменте, казначействе и почтовом ведомстве ввели разделение по расовому признаку буфетов, рабочих кабинетов и даже туалетов [20, Р. 132]. Обещанный Вильсоном в ходе предвыборной гонки курс на «новую свободу», на деле не сулил никакого улучшения положения афроамериканского сообщества.

Неспособность политики приспособления остановить дальнейшее наступление расизма на права чернокожего населения, привела к формированию мощной оппозиции Букеру Вашингтону среди афроамерикан-ских деятелей, большинство из которых представляли «цветную» интеллигенцию Севера. Лидером оппозиции стал профессор университета Атланты Уильям Дюбуа, призывавший к активной борьбе с расовыми притеснениями афроамериканского сообщества, в первую очередь, с помощью различных форм протеста. В 1905 г. противники Вашингтона основали протестное движение «Ниагара», ставившего перед собой задачу бороться за «свободу мнений; создание независимой и неподкупной прессы; введение реального избирательного права для чернокожих мужчин; ликвидацию всех социальных различий, основанных на расовой принадлежности и цвете кожи» [5, Р. 53]. Молодая организация сразу же попала под мощную волну критики «машины Таскиги», как называли подконтрольную Вашингтону афроаме-риканскую прессу, изображавшую противников идеологии приспособления радикалами и социалистами, подрывавшими межрасовый мир на Юге. В условиях отсутствия значимой общественной поддержки, деятели «Ниагары» столкнулись с серьезными финансовыми проблемами, что не позволяло про-

тестным активистам успешно вести судебные тяжбы против расистских законов, а также продолжать издательство протестного журнала «Horizon», редактором которого был Дюбуа. К 1908 г. организация «Ниагара» прекратила свою активную деятельность.

Огромной поддержкой для афроамери-канского протестного движения стала возможность союза между чернокожими и белыми активистами. Начало XX в. ознаменовалось появлением либерально настроенных белых американцев, считавших, что реформы «Прогрессивной эры» должны непременно затронуть гражданское равноправие всех американцев. В ответ на расовый погром, произошедший 14 августа 1908 г. в городе Спрингфилд, штат Иллинойс, где родился Авраам Линкольн, либеральный журналист Уильям Уоллинг в своей статье «Расовая война на Севере» призвал к созданию единого фронта «честных белых и образованных негров», чтобы помочь афроамерикан-цам в борьбе с расизмом, распространявшимся по всей территории страны [18]. Проблема межрасовых отношений, по мнению Уоллинга, становилась дилеммой общенационального масштаба.

Вскоре к обсуждению проблемы присоединились такие прогрессивные деятели как журналистка Мэри Уайт Овингтон, видный деятель суфражистского движения США, социальный работник Генри Московиц, занимавшийся проблемами мигрантов, известная медсестра Лиллиан Уолд, основавшая американское общество сестринского дела, а также журналист и редактор газеты «New York Evening Post» Освальд Гаррисон Виллард, являвшийся племянником знаменитого американского аболициониста. По мнению Вилларда, следовало создать эффективную протестную организацию - «блюстительницу прав негров, используя протест и прочие формы легального давления на власть для достижения своих целей» [17, P. 163]. По предложению редактора «New York Evening Post», с 31 мая по 1 июня 1909 г. в Нью-Йорке состоялась «Национальная негритянская конференция», в которой приняли участие около 60 известных белых и чернокожих деятелей, включая Дюбуа и ряда прочих членов организации «Ниагара». Делегаты конференции приняли подготовленную Виллардом резолюцию «о

важности соблюдения гражданских и политических прав негров, гарантированных Конституцией, а также достижения равных возможностей в образовании для всех американцев» [8, Р. 14]. По мнению собравшихся, угнетение чернокожего населения должно было считаться такой же обсуждаемой проблемой, как вопросы социального неравенства, права голоса для женщин, распределения национального дохода и так далее.

12 мая 1910 г. на второй «Национальной негритянской конференции» было официально объявлено о создании межрасовой про-тестной организации под названием «Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения» (НАСПЦН). Ее задачей объявлялось «достижение равноправия для всех», а в самом названии слово «афроамери-канцы», по предложению Дюбуа, было заменено на более широкое понятие «цветные». Мурфилд Стори, известный адвокат и борец за гражданские права, был назначен президентом новоиспеченной организации. Белым членам НАСПЦН, как инициаторам ее создания, изначально достались практически все руководящие должности в организации, что вызывало негативную реакцию у многих представителей афроамериканской общественности. Тем не менее, важно отметить, что впервые со времен отмены рабства широкие круги либерально мыслящих белых американцев и черной интеллигенции объединились для ведения общей борьбы с расовой дискриминацией.

Следом за решением основных организационных вопросов, члены НАСПЦН приступили к созданию региональных отделений. Местные филиалы должны были «оказывать юридическую помощь неграм, подвергшимся несправедливому преследованию, собирать на местах информацию, проводить собрания и митинги, исследовать степень межрасовой напряженности, оказывать влияние на прессу, бороться за ослабление расовой дискриминации и возвращение полных гражданских и политических прав неграм» [8, Р. 17]. Несмотря на то, что многие отделения НАСПЦН испытывали серьезные организационные проблемы, деятельность некоторых из них была достаточно активной, например, бостонский и нью-йорк-

ский филиалы успешно боролись с попытками ввести расовую сегрегацию на Севере. В 1916 г. у организации появились филиалы в крупнейших городах Северо-Запада, а год спустя и на Юге США.

Для пропаганды своей деятельности руководство НАСПЦН объявило о создании собственного журнала «The Crisis», главным редактором которого стал Дюбуа, уволившийся из университета Атланты. Журнал первоначально состоял из шести рубрик, озаглавленных «Вдоль цветной линии», «Мнение», «Редакторский раздел», «НАСПЦН» (новостная сводка событий, связанных с ассоциацией), «Бремя» (описание вопиющих событий, основанных на расовой дискриминации), а также «Что почитать», где рассказывалось о новых книгах по межрасовой проблематике. Практически сразу добавилась и рубрика «Разговоры о женщинах», что свидетельствовало об изменении статуса женщин в политической и социально-экономической жизни страны [15]. «The Crisis» стал первым «цветным» периодическим изданием широкого информационного профиля, совместившим политическую, экономическую, общекультурную и развлекательную повестку.

Членом редакции журнала также являлся Виллард, видевший целью журнала предоставление читателям всеобъемлющего обзора расовых проблем, освещение внутренних и зарубежных событий, важных для чернокожего населения, соблюдение принципа беспартийности, а также избегание проявления личной неприязни по отношению к деятелям иных политических взглядов. В результате, желание Дюбуа полностью контролировать повестку «The Crisis» натолкнулось на ожесточенное сопротивление Вилларда, обвинявшего главного редактора в использовании журнала в качестве площадки для критики своих противников из числа сторонников идеологии приспособления и навязывании собственной точки зрения, выходящей за рамки официальной повестки НАСПЦН. Сложность ситуации заключалась в том, что в первые годы основную финансовую помощь протестная организация получала от филантропов, считавших взгляды Дюбуа, симпатизировавшего социалистическому движению в США, излишне радикальными. Для многих из них являлись неприемлемыми

требования чернокожего деятеля по социальному равенству белой и черной расы, включая отмену запрета на межрасовые браки [6, P. 187]. В свою очередь, Виллард считал, что НАСПЦН должна сосредоточиться на борьбе за избирательные права афроамериканцев, нежели на различных проблемах социально-экономического характера.

Несмотря на протест Вилларда, покинувшего редакторский отдел, руководство НАСПЦН поддержало Дюбуа, умелая редакторская работа которого сделала «The Crisis» успешным журналом, издательство которого стало одним из главных источников пополнения казны организации. В ноябре 1910 г. тираж журнала составлял 1 тыс. экземпляров, а спустя год - 24 тыс. экземпляров с прибылью в 17 тыс. долл. Это был самый крупный рост в тираже издания за столь короткое время за всю историю афроамериканской прессы. К ноябрю 1912 г. было продано 350 тыс. экземпляров [16]. К 1914 г. журнал «The Crisis» имел 40 тыс. подписчиков, предоставляя каждые заработанные полдоллара в казну НАСПЦН [9, P. 491]. В то же время с 1914 г. деятельность Дюбуа была ограничена редакцией журнала «The Crisis», куда входил председатель НАСПЦН и два его помощника. Однако в 1919 г. при поддержке чернокожих членов пост главы организации заняла Овингтон, благоволившая Дюбуа [3]. В этих условиях Виллард принял решение покинуть пост казначея и выйти из совета директоров, заняв в октябре 1919 г. почетный пост вице-президента, тем самым отойдя от активных дел в организации.

Образованная протестная организация быстро осознала, что не может рассчитывать на поддержку центральных властей в своих начинаниях. После безрезультатных переговоров с президентом Вильсоном об отмене политики расового разделения в федеральных органах столицы, члены филиалов стали заваливать письмами своих сенаторов и конгрессменов с требованием выступить против сегрегации [2]. Несмотря на протесты либеральной общественности, полной ревизии сегрегационных порядков в Вашингтоне не произошло: власти ограничились лишь отменой раздельных туалетов.

Другим серьезным вызовом для НАСПЦН стал выход на киноэкраны фильма

«Рождение нации», основанного на расистской пьесе «Клансмен». После неудачной попытки добиться от «Национального совета по цензуре» изъятия кинокартины из проката, НАСПЦН приступила к организации протестных акций. Активисты устраивали протестные марши и пикеты, обращались в местные суды с требованием дать адекватную оценку данного творения, призывали владельцев кинотеатров к бойкоту фильма, раздавая зрителям листовки, в которых картина обвинялась в пропаганде идей Ку-Клукс-Клана [14, Р. 130]. В результате организация добилась запрета показа фильма в ряде городов, таких как Пасадена (штат Калифорния), Уилмингтон (штат Делавэр) и даже Чикаго, где протестующих поддержал мэр республиканец Уильям Томпсон.

Помимо проведения протестных митингов, пикетов, а также написания петиций в органы власти НАСПЦН успешно использовала тактику судебных разбирательств для пересмотра существовавшего расистского законодательства, доходящих до главного судебного арбитра в стране - Верховного суда США. В 1915 г. НАСПЦН одержала победу в деле «Гу-инн и Бил против Соединенных Штатов», в результате которого Верховный суд США постановил, что ««дедушкины статьи», ограничивавшие избирательные права чернокожего населения, противоречили XV поправке Конституции и, следовательно, являлись незаконными [7]. Другим большим успехом про-тестной организации стало решение Верховного суда США в деле «Бьюкенен против Уо-рли» 1917 г., в результате которого была официально запрещена расовая сегрегация в жилищной сфере [4]. В то же время попытки НАСПЦН в 1910-е гг. добиться запрета расовой сегрегации на транспорте, в первую очередь на железных дорогах, посредством судебных исков и лоббирования необходимых законопроектов закончилась неудачей.

Не оставалась в стороне от НАСПЦН и проблема афроамериканского образования. По инициативе организации в 1917 г. был принят «закон Смита-Хьюза» о федеральной финансовой поддержке профессионально-технического образования, включая подготовку преподавателей аграрных и технических дисциплин в средних школах, в том числе и учеб-

ных заведениях для «цветных». Успех наблюдался и на региональном уровне: в Атланте при поддержке местной ячейки НАСПЦН чернокожая община сумела отстоять седьмой класс для учащихся «цветных» средних школ, который хотели отменить власти города, чтобы перенаправить финансовые потоки в систему образования для белых [12].

Особую известность НАСПЦН получила благодаря противодействию практике линчевания. В ответ на расовый погром 2 июля 1917 г. в городе Ист-Сент-Луис организация выступила с призывом к губернатору штата Иллинойс об отставке местного шерифа, организовала специальный фонд для оказания помощи чернокожим жителям города, оставшимся без крова, а также провела так называемый «молчаливый протестный парад» в Нью-Йорке с участием 10 тыс. аф-роамериканцев [13]. Рост общественного недовольства привел к тому, что Конгресс США был вынужден провести собственное расследование происшествия, а президент Вильсон призвал власти и общественность содействовать прекращению практики самосуда. В то же время, несмотря на старания НАСПЦН, законопроект республиканца Лео-нидаса Дайера о признании линчеваний преступлением федерального уровня так и не был принят Конгрессом США несмотря на множество попыток с 1918 по 1934 гг.

В 1920-е гг. НАСПЦН также стала прибегать к персональным кампаниям против политиков, оказывавшим поддержку расистскому законодательству, чтобы помешать их переизбранию на должность. С этой целью организация писала многочисленные петиции конгрессменам, организовывала митинги, тиражировала информацию во множестве либеральных и афроамериканских газетах, а также агитировала в поддержку иных кандидатов, тем самым воздействуя на общественное мнение [21, Р. 104].

Со смертью Букера Вашингтона в 1915 г. идеология приспособления стремительно утратила свои позиции, в то время как про-тестное движение во главе с НАСПЦН стало самой влиятельной силой в афроамерикан-ском сообществе. К декабрю 1918 г. организация имела 165 филиалов не только в 38 штатах, но и в Канаде и Панаме, а количество ее членов возросло до 44 тыс. чел., при этом

почти половина из них (18 тыс.) проживала на Юге США, где в каждом штате имелся свой филиал. Если в начале деятельности половина бюджета НАСПЦН состояла из пожертвований 18 крупных филантропов, то к 1918 г. большую часть денег давали именно взносы членов [11]. В 1920 г. исполнительным секретарем НАСПЦН был выбран чернокожий деятель организации Джеймс Уэл-дон Джонсон, в то время как его близкие соратники из афроамериканцев также получили высокие посты, что позволило им получить контроль над советом директоров. Все это свидетельствовало о том, что афроамери-канцы, составлявшие абсолютное большинство членов НАСПЦН, взяли в свои руки организационную работу по борьбе с расизмом.

Союз чернокожих активистов с белой прогрессивной общественностью позволил афроамериканскому протестному движению в лице Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения остановить дальнейшее распространение расизма в США в 1910-е гг. Программа НАСПЦН предполагала использование всех возможных легальных средств для защиты прав чернокожего

Список литературы

1. Нитобург Э.Л. Негры США: XVII - начало XX в. М., 1979. 292 с.

2. Board Minutes, NAACP. 1913. November 6 // Manuscript Division, Library of Congress, Washington D.C. National Association for the Advancement of Colored People records, 1842-1999. MSS34140.

3. Board Minutes, NAACP. 1919. January 6 // Manuscript Division, Library of Congress, Washington D.C. National Association for the Advancement of Colored People records, 1842-1999. MSS34140.

4. Buchanan v. Warley. Decided November 5, 1917 // U.S. Supreme Court. URL: http://www.supreme.justia.com

5. Du Bois W.E.B. Pamphlets and Leaflets (W.E.B. Du Bois Works). Millwood, 1985. 372 pp.

6. Du Bois W.E.B. The Correspondence of W.E.B. Du Bois: Selections, 1877-1934. Amherst, 1997. 507 pp.

7. Guinn & Beal v. United States. Decided June 21, 1915 // U.S. Supreme Court. URL: http://www.supreme.justia.com

8. Kellogg C.F. NAACP: A History of the National Association for the Advancement of Colored People, 1909-1920, Vol. I. Baltimore, 1973. 368 pp.

9. Lewis D.L. W.E.B. Du Bois: Biography of the Race 1868-1919. N.Y., 1993. 752 pp.

10. Marable M. Black Leadership. N.Y., 1998. 288 pp.

11. NAACP, Tenth Annual Report 1919, N.Y., 1920 // Manuscript Division, Library of Congress, Washington D.C. National Association for the Advancement of Colored People records, 18421999. MSS34140.

12. New York Age. 1917. March 29.

13. New York Times. 1917. July 29.

14. Ovington M.W. The Walls Came Tumbling Down. N.Y., 1947. 307 pp.

15. The Crisis. Vol. 1. 1910. December.

населения: широкое освещение межрасовых отношений в прессе, проведение протестных митингов, лоббирование законопроектов в легислатурах штатов и Конгрессе США, обращение в судебные инстанции. Следуя принципам градуализма, протестная организация стремилась шаг за шагом отвоевывать гражданские права афроамериканцев, превратившись за десять лет своей работы в серьезную общественную силу, деятельность которой не могли игнорировать власти. И хотя основные успехи в борьбе с расовым притеснением чернокожего населения на Юге США были еще впереди, уже на начальном этапе своей деятельности НАСПЦН сумела внушить афро-американскому сообществу уверенность в том, что оно может стать влиятельной политической силой. В свою очередь стратегия, разработанная НАСПЦН для борьбы с законодательным расизмом, была в дальнейшем также успешно применена последующими поколениями активистов афроамериканского про-тестного движения.

16. The Crisis. Vol. 5. 1912. November.

17. Villard O.G. Fighting Years: Memoirs of a Liberal Editor. N.Y., 1939. 543 pp.

18. Walling W.E. The Race War in the North // Independent. 1908. September 3.

19. Washington T.B. Up from Slavery. N.Y., 1901. 330 pp.

20. Weiss N.J. The Negro and the New Freedom: Fighting Wilsonian Segregation // The Segregation Era, 1863-1965: A Modern Reader. N.Y., 1970. 309 pp.

21. White W.F. A Man Called White: The Autobiography of Walter White. Atlanta, 1948. 382 pp.

NATIONAL ASSOCIATION FOR THE PROMOTION OF COLORFUL POPULATIONS AND THE AFRO-AMERICAN PROTEST MOVEMENT IN THE USA IN THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article is devoted to the analysis of the prerequisites for the emergence, as well as the process of establishment of the interracial protest organization the National Association for the Advancement of Colored People (abbreviated as NAACP) during the Progressive Era in the USA. The beginning of the 20th century was marked by a crisis of the ideology of accommodation, which prevailed in the African American community and in the interracial relations of the country at the end of the 19th century. The acceptance by the black population of the political and social order that prevailed in the South of the United States was seen by local authorities, as well as other supporters of white supremacy in other parts of the country, as an opportunity for a further active attack on the rights of African Americans with the connivance of the federal authorities in this process. The union of white liberal leaders and black activists, which resulted in the creation of the NAACP in 1908, allowed the African American protest movement to begin an active struggle against racist law in the United States. The NAACP program of action, aimed at protecting the civil rights of the black population guaranteed by the US Constitution, implied holding regular protests, rallies and pickets, lobbying for legislative initiatives in favor of the African American community, conducting active campaigning in periodicals, primarily through the main journal of the organization «The Crisis», as well as organizing trials to revise selected racist laws. During the 1910s the NAACP managed to turn into a serious force that managed to draw the attention of the American public to the problem of interracial relations in the USA. By 1920, African Americans, who made up the vast majority of the NAACP members, took a leading position in the organization's leadership.

Keywords: the US history, National Association for the Advancement of Colored People, Race Relations, African American Protest Movement, Progressive Era, W.E.B. Dubois

References

1. Nitoburg E.L. (1979) Negry SShA: XVII - nachalo XX v [The US Negroes: 17th - early 20th centuries]. M., 292 s.

2. Board Minutes, NAACP. (1913) November 6 // Manuscript Division, Library of Congress, Washington D.C. National Association for the Advancement of Colored People records, 1842-1999. MSS34140.

3. Board Minutes, NAACP. (1919) January 6 // Manuscript Division, Library of Congress, Washington D.C. National Association for the Advancement of Colored People records, 1842-1999. MSS34140.

4. Buchanan v. Warley. Decided November 5, 1917 // U.S. Supreme Court. URL: http://www.supreme.justia.com

5. Du Bois W.E.B. Pamphlets and Leaflets (W.E.B. Du Bois Works). Millwood, 1985. 372 pp.

6. Du Bois W.E.B. The Correspondence of W.E.B. Du Bois: Selections, 1877-1934. Amherst, 1997. 507 pp.

7. Guinn & Beal v. United States. Decided June 21, 1915 // U.S. Supreme Court. URL: http://www.supreme.justia.com

8. Kellogg C.F. NAACP: A History of the National Association for the Advancement of Colored People, 1909-1920, Vol. I. Baltimore, 1973. 368 pp.

9. Lewis D.L. W.E.B. Du Bois: Biography of the Race 1868-1919. N.Y., 1993. 752 pp.

10. Marable M. Black Leadership. N.Y., 1998. 288 pp.

11. NAACP, Tenth Annual Report 1919, N.Y., 1920 // Manuscript Division, Library of Congress, Washington D.C. National Association for the Advancement of Colored People records, 18421999. MSS34140.

12. New York Age. 1917. March 29.

13. New York Times. 1917. July 29.

14. Ovington M.W. The Walls Came Tumbling Down. N.Y., 1947. 307 pp.

15. The Crisis. Vol. 1. 1910. December.

16. The Crisis. Vol. 5. 1912. November.

17. Villard O.G. Fighting Years: Memoirs of a Liberal Editor. N.Y., 1939. 543 pp.

18. Walling W.E. The Race War in the North // Independent. 1908. September 3.

19. Washington T.B. Up from Slavery. N.Y., 1901. 330 pp.

20. Weiss N.J. The Negro and the New Freedom: Fighting Wilsonian Segregation // The Segregation Era, 1863-1965: A Modern Reader. N.Y., 1970. 309 pp.

21. White W.F. A Man Called White: The Autobiography of Walter White. Atlanta, 1948. 382 pp.

Об авторе

Воробьев Дмитрий Николаевич - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра социально-политических исследований Институт США и Канады РАН (Россия), E-mail: worobjowdmitrij @gmail. com

Vorobyev Dmitry Nikolayevich - Candidate of Historical Sciences, Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences (Russia), E-mail: worobjowdmitrij@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.