THE DIALECTIC OF THE UNIVERSAL, CLASS AND NATIONAL VALUES IN THE SOCIOCULTURAL SPACE OF RUSSIA Brag ins Elena Anatotievna, Lecturer of General Humanitarian and SocioEconomic Disciplines, Stavropol Regional College of Art Stavropol
The article discusses the basic approaches to the definition of universal, class and national values, their common axiological foundations. The factors stimulating the shift in the spiritual orientations of modern Russian society are revealed. The differences between the national values proper, the national aspect, and the national approach to universal human values are shown and substantiated. The reasons for the shift in value approaches in relation to modem conditions are noted,
Keywords: values; value orientation; self consciousness; universal value; group values; national aspect.
УДК 141.7 ДИАЛЕКТИКА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, КЛА ССОВЫХ
ВАК РФ 09.00.11 и НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИОКУЛЬ ТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
£> Врагина Е,А,, 2019 В статье рассмотрены базисные подходы к определению общечеловеческих,
классовых и национальных ценностей, их общие аксиологические основы. Выявлены факторы, стимулирующие сдвиг в духовных ориентациях современного российского общества. Показаны различая между собственно национальными ценностями, национальным аспектом и национальным подходом к общечеловеческим ценностям. Отмечены причины сдвига в ценностных под ходах применительно к современным условиям.
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; самосознание; общечеловеческие ценности; групповые ценности; национальный аспект.
Идея общечеловеческих ценностей и норм имеет длительную историю в мировой философской мысли, 8 XX веке она обсуждалась достаточно остро, а в последнее время стала фактором массового сознания современного общества. Однако, несмотря на обсуждение на протяжении многих эпох человеческой культуры, проблеме общечеловеческих ценностей до сих пор не найдено достаточно четкого и убедительного решения.
Вопрос о том, как соотносятся универсальные моральные ценности и правила с конкретно-историческими или групповыми ценностями имеет две главные особенности. Во-первых, это стержень самосознания общества, это проблема, которая вновь и вновь будет воспроизводиться последующими поколениями людей. Другая особенность заключается в том, что знания и размышления о ценностях и ценностных ориентациях, накопленные человечеством за века, представляют сегодня, отнюдь, не экспонаты в музее истории науки, а напротив - они работают на нынешнее поколение и включены в современный духовный процесс. Суждения Аристотеля и Платона о морали, нравственных ценностях, равно как и взгляды на эту проблему Локка и Канта, Гегеля и Маркса, Рассела и многих других мыслителей, - это ценнейший материал для сегодняшних размышлений, и вряд ли можно предложить принципиально новые концепции ценностей, каких еще не было в истории философии.
Ценность зависит от свойств, как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ними. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Однако сданным подходом можно не согласиться, так как постижение субъектом некой значимости явлений внешнего мира уже можно назвать ценностью. Существуют десятки определений понятия ценности. Они различаются деталями, но суть у них следующая - "ценностью объявляется предмет некоторого интереса, желания, стремления и т. п., или, короче говоря, объект значимый для человека или группы лиц". [2,67)
БРАГИНА Елена Анатольевна, преподава тель общегумани гарных и социально-
экономических дисциплин. Ставропольский краевой колледж искусств, Ставрополь
Современный мир перевел эти вопросы в практическую плоскость. Существуют ли ценности, независимо от конкретных исторических обстоятельств, которые не связаны с конкретными социальными субъектами -личностью, классом, нацией, государством. В соответствии с какой мерой определяется ценность определенных идей, действий или, наоборот, в соответствии с какой идей,действия могут быть осуждены.
Последнее столетие было свидетелем многих мировоззренческих переворотов, зачастую менявших вектор ценностных ориентаций целых сообществ на противоположный. 8 со-временнуюэпоху невозможно прожить жизнь не испытав борьбы ценностей и в индивидуальном сознании, не пережив определенного ценностного кризиса. Очевидно, поиск ценностных ориентиров и составляет развертывание самосознания личности. Действия человека в большей степени определяются обстоятельствами и прагматическими установками, и в значительно меньшей степени -убеждениями и идеалами. Поиск новых ценностей в изменяющемся мире - это неизбежный процесс развития самосознания общества, народа, личности.
Проникновение в массовое сознание современного российского общества идеи о приоритете общечеловеческих ценностей над конкретно-историческими или групповыми -объективный и закономерный процесс. Причем порожден этот процесс не только и не столько интересами преодоления военной и экономической конфронтации в мире и необходимости сотрудничества различных стран в целях разрешения или, по крайней мере, снятия остроты глобальных проблем современности. Среди важнейших факторов, стимулирующих столь существенный сдвиг в духовных ориентациях современного общества - это неудовлетворенность официальными ценностями, это осознание огромных расхождений между реальными ценностными ориентациями людей и ценностями, декларируемыми официальной пропагандой, это поиск личностью надежных и устойчивых ценностных идеалов.
Особенностью российской культуры ценностей является стремление найти определенные социально значимые ценностные ориентиры, Для российской интеллектуальной жизни всегда был характерен поиск общественно значимых ценностных ориентиров, таких целей деятельности, которые выходили бы за рамки интересов "социальной ниши" отдельной личности. В последние годы цен-
ностные ориентации среднего класса в сильно препарированном виде стали проникать в массовое сознание российского общества, заняв в нем совсем не то место, которое они занимают в общественном сознании западного общества. В самих ценностях "среднего класса", а это ценностные установки большей части населения стран Запада нет ничего плохого, более того, в подавляющем большинстве это вполне приемлемые взгляды - ценность семьи, дома, хорошего достатка, качества и уровня жизни, подобные ценностные ориентации являются важным элементом духовной культуры западного образа жизни. Однако эти ориентиры не сформировались в устойчивое социально-психологическое образование, но они ускорили отказ общества от доминировавших в его массовом сознании ценностей, которые исходили из "интересов пролетариата". Общество оказалось в определенном ценное-; тном провале, личность лишилась мощного ' регулятивного инструмента, образовался мировоззренческий кризис.
В общественном сознании в данной атмосфере укоренилась идея об отказе от классовых ценностей как узкогрупповых в пользу вечных, абсолютных,общечеловеческих ценностей. Характерным в этом отношении является следующее определение ценности - &,. ценности суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, целей или идеала" [6, 68].
Подобный взгляд является аксиологическим релятивизмом, В то же время не следует доводить идею наличия в ценностях относительной стороны до полного отрицания в них элемента абсолютности, всезначимости, самоценности как это делают другие, считающие, что "содержание и значение духовных ценностей того или иного общества обусловлены формой собственности. Исходя из этого каждый класс в соответствии со своими интересами, потребностями и целями создает собственную систему духовных ценностей имеет свой, только ей присущий критерий духовных ценностей" [8, 123].
Основание для научного взгляда на ценности и ценностные отношения дает теория стоимости К. Маркса - "Ценность в ее предметном выражении - это такой общественный предмет, в который вложен общественно необходимый труд, причем не вообще а в определенной пропорции по всему совокупному социально целостному содержанию общественного труда"[4, 48],
ОУ
т—I
о
СИ _р
X 2
си
ел 2
к^ Г Ё
181
Вопрос о том существуют ли хотя бы некоторые общечеловеческие ценности в абсолютном виде, будет актуален столько, сколько будет существовать мыслящий человек. Объективность ценности не значит ее абсолютности. Исследуя механизм формирования ценностей, необходимо отметить непосредственную взаимосвязь ценностей с интересами и потребностями социальных субъектов. "В процессе развития духовного производства происходит некоторое обособление ценностей от непосредственных потребностей и интересов людей и превращение ценностей в источник мотивации деятельности людей наряду с потребностями и интересами"[1, 176]. Это понимание позвопяет проникнуть в двойственную природу ценностей, вскрыть в этом духовном феномене момент относительного и абсолютного, объективного и субъективного.
Ценность как духовное явление коренится не только в самом человеке, его экзистенции, ной вменяющихся объективных условиях жизнедеятельности общества, и поэтому она неизбежно будет иметь характер или оттенок, преломление, связанные с деятельностью исторического субъекта, С другой стороны, объективизация ценностей, их некоторое обособление от материальной и социально политической сфер жизни общества позволяет им приобрести универсальный характер, определенную историческую транссубъективность.
Однако, для того чтобы ценности смогли играть сколько-нибудь значительную роль в мотивации действий крупных социальных субъектов - наций, профессиональных и других социальных групп и образований, требуется высокий уровень культуры и интеллектуализации общества. "Подлинная ориентация на общечеловеческие ценности в своей деятельности в современном мире характерна, как правило, не для крупных социально-политических общностей, таких как партии, общественные организации, а лишь для отдельных личностей, которых с полным основанием можно назвать гуманистами"[7, 358], Вместе с тем, можно предположить, что в перспективе ценностные ориентиры будут занимать все более значимое место в мотивационной сфере человеческой деятельности. Можно также предположить, что именно изменения в ценностных системах смогут изменить характер и направленность потребностей и интересов человека, которые в современном мире ориентированы преимущественно на материальные блага, тем более что становится очеред-
ной возможностью удовлетворения до бесконечности возрастающих материальных потребностей даже в самых благоприятных условиях. Объективно усложняющееся взаимодействие природы и общества уже сейчас ставит вопрос о границах разумных материальных потребностей. В подобных условиях переключение потребностей и интересов человека с материальной сферы на духовную, нравственную сферу, может быть лишь в той степени, в какой осуществлен сдвиг в ценностной сфере, в какой классические общечеловеческие ценности станут фактом массового сознания,
В современном обществе характерен не столько сдвиг в сторону универсальных общечеловеческих ценностей, сколько изменение в структуре групповых ценностей, переключение "энергий" классовых ценностных ориентации на другие групповые ценности и ориентации, имеющие выраженное "национальное" преломление [9,52]. Такие общечеловеческие ценности как демократия, свобода личности, свобода слова воспринимаются зачастую как расширение демократических основ, прежде всего для своего народа, своей нации.
Следует различать национальный аспект, национальный подход к общечеловеческим ценностям и собственно национальные ценности, при всем том, что в реальной действительности это тесно взаимосвязанные и переплетающиеся явления. Национальный подход к ценностям - это рассмотрение общечеловеческих ценностей через призму истории, традиций, культуры нации или народа, через призму национальных интересов, в этом смысле национальный подход к общечеловеческим ценностям выступает как альтернатива и как дополнение классового подхода к ценностям. Национальный подход к общечеловеческим ценностям - это один из конкретно-социоло-гических подходов к этой проблеме, наряду не только с классовыми, но и профессиональными, конфессиональными, половозрастными и другими подходами и ценностями, основанными на многообразии социальных взаимодействий человека.
Национальные ценности - это материальные и духовные ценности, созданные в процессе исторического развития народа. К наци-ональным ценностям относятся предметы материальной культуры, выработанные тем или иным народом, национальные традиции, обычаи, другие явления духовной культуры. Важнейшими национальными ценностями являются национальное государство, национальный язык. Функционирование нацио-
нальных ценностей как объектов национального сознания и самосознания народа придает особое эмоциональное влияние, и борьба за сохранение этих ценностей зачастую становится консолидирующим фактором, приводящим е действие огромные массы людей.
Тенденция отказа от национальных ценностей, ориентация на ценности американского образа жизни уступила место возрождению интереса к национальной культуре, национальным ценностям. В нашей стране этот процесс накладывается на общий экономический, социально-политический и духовный кризис на глубинные изменения в ценностных ориен-тациях людей. Применительно к современным условиям этот сдвиг в ценностных подходах объясняется следующими причинами.
Во-первых, объективным повышением роли национально-этнической структуры в системе социального взаимодействия человека и структуре личности.
Вторая причина - это недопустимые искажения в национально-государственном строительстве, вызвавшие естественные чувства униженности национальных чувств, национального достоинства. Как следствие этого, национальную окраску приобретают такие, казалось бы, нейтральные в этом смысле вещи, как чистый воздух, плодородная земля, незагрязненные реки и как следствие природная среда обитания воспринимается как национальная ценность. Основные общедемократические, экономические, экологические движения приобретают такой вид движения, как борьба за выживание этноса, за сохранение его традиций и обычаев, что, безусловно, свидетельствует о достаточно развитом национальном самосознании.
Третья причина - отсутствие у большинства народов классического демократического опыта, выкристаллизовавшего в ходе многовековой истории идею самоценности человека, демократии, гуманности, свободы личности. Сформированная ориентация на классовые или групповые ценности породила в массовом сознании определенную парадигму восприятия ценностей, поэтому закономерно интенсивное изменение ценностной системы именно в рамкахэтой парадигмы, т.е. переключение ценностных ориентиров с одного вида групповых ценностей на другой.
Таким образом, ценностная система современного российского общества представляет собой совокупность разноуровневых образований - это групповой подход к ценностям и ценностным ориентирам - классовый, нацио-
нальный, формационный, исторический подход и формирование общечеловеческого подхода к ценностям, борьба за ценностные ориентиры является одним из важнейших элементов политической жизни. Нередко происходит резкое противопоставление групповых и в первую очередь классовых ценностей общечеловеческим или другим групповым ценностям, например национальным. В этом случае мы наблюдаем "эффект маятника", когда слишком долго общественное мнение задерживалось на понятии "классовые ценности" и слишком большой оказалась амплитуда колебаний[3,1812],
Определенные существенные сдвиги в ценностных ориентациях общества объективно неизбежны, но вряд ли лучшей мерой этого сдвига является противопоставление групповых других конкретно-социологических ценностей общечеловеческим. Всякая конкретная ; ценность несет в себе элемент универсальности, в противном случае употребление понятия "ценность" не является подлинным. И в то же время нет такой универсальной ценности, которая не претерпевала бы изменений в истории человечества. История как духовного, так и нравственного процесса - это постоянное наполнение конкретным и все более богатым содержанием общечеловеческих ценностей, превращение их через исторические и групповые ценности, а иногда и вопреки им, в элемент массового сознания, в мощный нравственный стимул человеческой деятельности.
Примечания:
1. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, цен ности. - М. : Политиздат, 1986 - 223 с.
2. Ивин A.A. Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы //Философский журнал. -2010.- №1(4). - С, 67-69
3. Камбарова К. У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Молодой ученый. •■■ 2016. №11,-С. 1810-1812.
4. Маркс К.,ЭнгельсФ, Избранные произведения. Т.2. - М.: Политиздат, 1985, - С.48-50
5. Сабекия Р.Б., Аскарова Г.Б. Национальные и общечеловеческие ценности в образовательном пространстве России // Международный журнал экспериментального образования.-2015, - N° 12 3. - С. 436-436
6.Тугариное 6. П, Теория ценностей в марксизме // В. П. Тугаринов - Ленинград : Иэд-ео Ленинградского университета. - 1968. ■■ 252 с.
7. Хлебодарова О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности//Молод ой ученый. -2012. ■ №6. С.357-361
8. Юнусое A.M. Национальное и интернациональное в развитии духовных ценностей советского народа. - Ташкент: Издательство "ФАН". - 1987. -208 с.
ОУ
т—I
о
СИ _р
X 2
CU
ел 2
s
183
Э.Якимова Е. Г., Мартьянов Е. Ю. Марксис- философии: материалы Международной натекая аксиология В, П. Тугаринова как крип- учной конференции - Пермь; Зебра. - 2015, тосистема советской этики // Новые идеи в -С.51-62.
PRECONDITIONS OF OCCURRENCE OF PHILOSOPHY AND ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS
Va flu/Una Zaynab Rakhimyano vna, PhD of Philosophical science, Associate Р/ ofessot; Depart men t offthies, Cultural
Studies and Public Relations
Lukjatmv Arkadiy Viktomvich, DSc of Philosophical science, Professor, Department of Philosophy and Political Science,
Pmhkareva Marina Ahkseevna, DSc of Philosophical science, Professor, Department of Ethics, Cultural Studies and Public Relations
Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan
The article studies the formation of the human mind as "abstract thinking", the "trick" of the mind, the mind of practical and theoretical. The authors propose their approach to the definition of ecological consciousness as something accidental, as potency, the power of choice. The article deals with the randomness and moral will of man, finally, consciousness itself, its definition and forms, abstract and concrete, direct and ordinary, speculative as reasonable. The analysis of ecological consciousness as the ability of man to resist the pressure of technical reason is given.
Keywords; prerequisites for the emergence of philosophy; environmental awareness; thinking; the substantive aspect of environmental awareness; mind cunning; the mind is theoretical and practical; ecological consciousness as something random; power or choice, inner human nature; chance and moral will of man; ecological consciousness; philosophy as an activity of the spirit; life wisdom; "thing in yourself"; Kantian and Fichte philosophy; the purpose of the "spirit"; transcendental; transcendental; ecology as a science about a man's house.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
В статье исследован пласт разума человека как "абстрактное мышление", "хитрость "разума, разум практический и теоретический. Авторы предлагают свой подход к определению экологического сознания, как нечто случайного, как потенции, силы выбора, В статье рассматривается случайность и моральная воля человека, наконец, само сознание, его определение и формы, абстракт ное и конкретное, непосредственное и обыденное, спекулятивное как разумное. Дан анализ экологического сознания как способности человека противо стоять давлению технического разума.
Ключевые слова; предпосылки возникновения философии; экологическое сознание; мышление; содержа тельный аспект экологического сознания;хи трос ть разума; разум теоретический и практический; экологическое сознание как нечто случайное; сила или возможность выбора; внутренняя природа человека; случайность и моральная воля человека; экологическое сознание; философия как деятельность духа; жизненная мудрость; "вещь в себе"; кантовская и фихтевская философии; цель "духа"; трансцендентное; трансцендентальное; экология как наука о доме человека.
Мышление человека на его высочайшей вершине остаётся всё-же чем-то внешним, мышление остаётся целиком "абстрактным ыыш лением", которое именуется "разумом" [1, с.175]. Сознание человека, особенно экологическое, сторонится всякого рода формальных упрощений. Содержательный аспект экологического сознания вполне может дать нам не саму "доктрину бесконечного, а лишь критику познания" [1, с, 175]. В данном случае мысль человека есть лишь "неопределённое единство", поскольку неопределённое оказывается сопрежённым с самой "хитростью" разума, с разумом практическим и теоретическим. При этом практический и теоретический разум оказывается устремлённым к таким основаниям бытия, которые сопряжены со свободой человека как силы нравственного выбора.
УДК 141.7 ВАК РФ 09.00.11
© Ватутина 3,Р„ 2019 ©Лукьянов А,В„ 2019 © Пушкарёва М.А., 2019
ВАЛИУЛЛИНА Зайнаб Рахимьяновна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Этики, культурологии и связей с общее твеннос тью
ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии и политологии
ПУШКАРЁВА Марина Алексеевна, доктор философских наук, профессор, кафедра Этики, культурологии и связей с общее твенностью
Башкирский государе г венный университет, Уфа, Республика Башкортостан