Научная статья на тему 'О ценностных ориентациях в дискурсе о современном человеке'

О ценностных ориентациях в дискурсе о современном человеке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY / ЧЕЛОВЕК / MAN / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луговой А. А., Артамонова Е. В., Куракина Е. В.

Проведен анализ процесса формирования ценностей у человека и влияние на него общественной идеологии. Рассмотрены ценностные ориентации людей в современном социуме. Выявлены важность преобладания в общественном сознании истинных ценностей, основанных на культурных традициях и общечеловеческих гуманистических идеалах, необходимых для успешного стабильного развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT VALUE ORIENTATION IN THE DISCOURSE ON MODERN MAN

In this article, an analysis of the formation of values in man and his impact on social ideology. Discusses the value orientations of people in modern society. Revealed the importance of dominance in the social consciousness of the true values based on cultural traditions and universal humanistic ideals necessary for successful sustainable development of the russian society.

Текст научной работы на тему «О ценностных ориентациях в дискурсе о современном человеке»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ В ДИСКУРСЕ О СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

А.А. Луговой, доктор философских наук, профессор; Е.В. Артамонова.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Е.В. Куракина, кандидат философских наук.

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Проведен анализ процесса формирования ценностей у человека и влияние на него общественной идеологии. Рассмотрены ценностные ориентации людей в современном социуме. Выявлены важность преобладания в общественном сознании истинных ценностей, основанных на культурных традициях и общечеловеческих гуманистических идеалах, необходимых для успешного стабильного развития российского общества.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, российское общество, человек, самореализация

ABOUT VALUE ORIENTATION IN THE DISCOURSE ON MODERN MAN A.A. Lugovoi; E.V. Artamonova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russian.

E.V. Kurakina. Baltic state technical university «VOENMECH» named after D.F. Ustinov

In this article, an analysis of the formation of values in man and his impact on social ideology. Discusses the value orientations of people in modern society. Revealed the importance of dominance in the social consciousness of the true values based on cultural traditions and universal humanistic ideals necessary for successful sustainable development of the russian society.

Keywords: values, value orientations, russian society, man, self-actualization

Существует мнение, что поступки человека напрямую зависят от того, как он определяет ситуацию. Сначала человек стремится установить, в чем состоят его собственные интересы в данной ситуации, а потом пытается подчинить себе обстоятельства с целью овладения этой ситуацией. В обществе люди находятся в постоянном взаимодействии, основанном на неоговариваемых правилах, которыми они руководствуются часто на интуитивном уровне и строят согласно им своё поведение. Эти нормы бывают настолько укоренены в культуре данного общества, что даже не осознаются его гражданами. Как правило, чем глубже укоренены эти нормы, тем меньше вероятность, что они осознаются людьми. Между тем в любой группе и обществе важно именно то, что считается само собой разумеющимся, не вызывает никаких вопросов и принимается единогласно всеми

членами. Культура группы включает в себя совокупность норм, которые лежат в основе действий данного коллектива. Согласно Редфилду, культура определяется как «совокупность конвенциальных представлений, проявляющихся в действиях и артефактах, которые характеризуют определённые группы» [1]. Людям с общим культурным прошлым легко вступить в кооперацию. Организованные группы формируются, когда участники объединённого действия создают устойчивую ассоциацию. Фиксируется определённый шаблон действия, который повторяется людьми в течение определённого времени. Даже тогда, когда у людей пропадает личная заинтересованность в этих действиях, они продолжают их выполнять, думая, что окружающие ожидают от них данных действий. Так и в изменяющихся обществах люди могут поддерживать друг друга в соблюдении обычаев в то время, когда их сохранение уже не соответствует интересам большинства участников.

Общие тенденции личностных трансформаций в переходный период в нашей стране проявляются в постепенном нивелировании коллективизма, в преобладающем развитии «эго» и рационализма над эмоциональностью, эгоизма над альтруизмом, а также в определённой стандартизации личности, опосредованной давлением формы над содержанием не только на товарном и вещевом, но и на личностном уровнях. Для современного российского общества характерен конфликт в сфере ценностей.

Образ жизни и система ценностей являются звеньями, которые связывают индивида и общество, и поэтому становятся главными механизмами его включения в систему глобальных общественных отношений. При этом образ жизни индивида выступает в качестве непосредственной реализации его социальных функций, а система ценностей, до того, как выявить себя в роли регулятора внешнего поведения индивида и его общественных связей, порождает в сознании индивида специальную личностную систему ценностных ориентаций и только посредством неё проявляет свою социально регуляторную функцию. Ценности всегда являются предметом потребностей человека. Жизнь и деятельность человека направлены на усвоение материальных и духовных ценностей. Материальные ценности представляют собой орудия и средства труда и вещи непосредственного потребления. Духовными ценностями являются идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные). При этом в пределах данного общества все индивиды должны исходить из некоторой единичной системы ценностей, затем преобразуя её в свою личную структуру ценностных ориентаций.

Существуют различные уровни ценностей - ценности связанные с выживанием человека, социальной группы, класса, социума или человечества в целом, а есть ценности, направленные на самореализацию человека.

Человек как личность осознанно или неосознанно считает ценным всё, что помогает его самореализации. Ценности же групповые, классовые и общечеловеческие принимаются им только в том случае, если он осознаёт себя членом коллектива, группы, класса или человечества. Такие ценности усваиваются человеком посредствам освоения культуры, национальной и религиозной традиции и в процессе воспитания и образования. Самосохранение и самореализация являются системообразующими факторами в процессе формирования ценностного мира человека. Человеком наиболее ценится та социальная среда, которая предоставляет ему возможность для реализации себя, раскрытия и развития собственных способностей (развивающая среда). Но самореализация всегда связана с проявлением его внутренней активности. В контексте самореализации индивида ценности представляют собой сложные многоуровневые образования. Они состоят как из рациональных, так из и эмоционально-образных компонентов и проявляются в сфере сознательного и в бессознательном (в виде юнговских архетипов) [2]. В истории выделены два пути самореализации человека: в рамках традиционного восточного и либерального западного общества. Для восточной традиции характерен акцент на такие ценности, как терпеливость, выдержка, спокойствие, недеяние и т.д. В российском обществе, которое изначально формировалось как общинное, также преобладает подобная ценностная

ориентация, дополненная такими нравственными феноменами, как совестливость, добротолюбие и добротоделание, нестяжательство.

Механизм самореализации, характерный для либерального западного общества, который усиленно внедряется сейчас в общественное сознание, ориентирует главным образом на такие ценности, как индивидуализм, достижение материального успеха, первенство, эффективность, человеческое достоинство и т.п. В России, которая находится на стыке Европы и Азии, сформированы свои собственные, такие как соборность, космизм, всеединство, русская идея и т.д. [3]. Идеология в настоящее время стремится выразить ценности и ценностные ориентации в присущей западному миру рациональной форме. Подобные ценности внедрялись в России со времен Петра I, хотя полностью не были приняты.

Следствием процессов западнизации общественного сознания является то, что ценностный мир человека оказывается ограниченным. Идеология в известной мере формирует личность с унифицированной системой ценностей. Под её воздействием формируется тип личности «среднего», «одномерного» человека, согласно Г. Маркузе [3]. Человека, потребности и индивидуальные влечения которого сформированы обществом в предварительно заданном максимально выгодном для данного общества ключе. Они просты, немногослойны, необходимы и вместе с тем могут быть легко удовлетворены в рамках существующей общественной системы. Соответственно, в сознании подобного человека отсутствуют какие-либо противоречия, способные подтолкнуть его к рефлексии о возможном несовершенстве данного общества и в последствии к активным действиям преодоления существующей несправедливости общественного устройства, то есть борьбе. Существуя в подобном безмятежном состоянии так называемого «счастливого сознания», человек готов согласиться с любым преступлением данного общества, воспринимая его как само собой разумеющиеся. Он полностью обезличивается и становится средством манипуляции, даже не сознавая этого. Он становится неспособным отличить ложные потребности от истинных. Под «ложными» потребностями понимаются такие потребности, которые навязываются индивиду социальными интересами государства с целью подавления личности. Это такие потребности, которые закрепляют тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. В результате чего человек способен испытывать чувство эйфории от их удовлетворения даже в условиях несчастья. Значительное число преобладающих потребностей, такие, как расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя, ориентируясь на образцы, предлагаемые рекламой, любить и ненавидеть так же, как окружающие, относятся именно к категории «ложных», независимо от того, как человек оценивает их влияние на собственное сознание. Данные потребности имеют общественное содержание и функции, которые не могут контролироваться индивидуально. Они являются продуктами общественного организма, преобладающие интересы которого направлены на подавление [4]. В настоящей действительности можно наблюдать активное внедрение подобных «ложных» потребностей в общественное сознание наших граждан.

Ценности и ценностные ориентации человека и, прежде всего, молодёжи формируются в процессе воспитания и образования. При этом образование призвано осуществлять такую трактовку знаний, которая служила бы впоследствии самореализации личности.

Специфика русского мышления выражается в преодолении крайностей путём совмещения, интеграции в рамках одной системы. Отсюда удивительная терпимость русского человека к разнообразным ценностным ориентациям (этическим, эстетическим, политическим). Остаётся надеяться, что западные ценности будут усвоены лишь в необходимой для русского человека мере, не противоречащей основным его духовным ценностям. Ориентация ценностей на динамизм, синтетичность и глобальность в определённых условиях может представлять опасность для общества. В этом случае может быть легко осуществим переход к экстремистским установкам. Невозможность реализации в обществе ряда глобальных ценностей часто способствует порождению утопий, попытки,

осуществления которых любыми средствами могут привести к катастрофическим последствиям. Такая опасность резко возрастает при распространении в обществе нереализуемых ценностей.

Ценности выступают в качестве системообразующего звена в сфере процессов самореализации [5]. Только в процессе усвоения культурной традиции у человека формируются ценности и ценностные ориентации, позволяющие раскрыться его внутренней сущности. Таким образом, может быть достигнута гармония человека с природой, обществом и самим собой. Только культурная традиция может служить защитой самореализации личности от иллюзорности и подверженности внешним влияниям, придать системе ценностей устойчивость. Неустойчивость и неопределённость системы ценностей у личности может сделать её жертвой манипуляции в процессе формирования ценностных ориентаций, особенно в области идеологии. Поэтому правомерно в российском обществе в настоящий момент говорить о необходимости выработки определённой национальной стратегии, которая способствовала бы сохранению традиционных, исконно русских ценностей.

Литература

1. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 128 с.

2. Структура психики и архетипы: сб. работ / К.Г. Юнг. М.: Академический проект, 2007. 303 с.

3. Русская идея: сб. произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев. М.: Айрис-Пресс, 2004. 512 с.

4. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 331 с.

5. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Астрель, 2011. 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.