Научная статья на тему 'Диалектика макроэкономической устойчивости и рынка перевозок в современной России'

Диалектика макроэкономической устойчивости и рынка перевозок в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК ПЕРЕВОЗОК / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭЛЕКТРОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / РЕЧНОЙ И МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ИЗНОШЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОДЕРНИЗАЦИЯ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович

В публикации с учётом современных экономических реалий России, состояния её производительных сил и производственных отношений выявлена тесная взаимосвязь между макроэкономической устойчивостью и рынком перевозок. Опредмечены позитивные и негативные тенденции в становлении и развитии рынка перевозок, предложены практические выводы и предложения по модернизации транспортных инфраструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектика макроэкономической устойчивости и рынка перевозок в современной России»

64

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

5. Kuhn T. Structure of scientific revolutions. M. : Progress, 1975. 6. Plato. The compositions. Vol. 3. P. 1. M. : Mysl, 1971. P. 447. 7. The fragments of the early Greek philosophers. P. 1. M. : Nauka, 1989. 8. Yang Hin Shun. Materialistic thought in Ancient China. M. : Nauka. 1984. P. 98.

Literatura

1. Avrelij Avgustin. Ispoved' Blazhennogo Avgustina, episkopa gipponskogo. M. : Mysl', 1991. S. 295. 2. Akimov R. A.

Urovni poznanija idei vremeni. Vestnik Dagestanskogo nauchnogo centra. № 48, 2013. 3. Antologija mirovoj filosofii. V 4-h tomah. M. : «Mysl'»,1969. T. 1.. 4. Aristotel'. Sochinenija. T. 3. M. : Mysl', 1981. S. 149. 5. Kun T. Struktura

nauchnyh revoljucij. M. : Progress, 1975. 6. Platon. Sochinenija. T. 3. Ch. 1. M. : Mysl', 1971. S. 447. 7. Fragmenty

rannih grecheskih filosofov. Ch. 1. M. : Nauka, 1989. 8. Jan Hin-shun. Materialisticheskaja mysl' v Drevnem Kitae. M. : Nauka, 1984. S. 98.

Статья поступила в редакцию 12.06.2014 г.

УДК 130

ДИАЛЕКТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И РЫНКА ПЕРЕВОЗОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

THE DIALECTICS OF THE MACROECONOMIC STABILITY AND THE TRANSPORT MARKET IN MODERN RUSSIA

© 2014 Магаррамов М. Д., Курбанов М. А.*

Региональный центр экономических исследований ДНЦ РАН ^Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Magarramov М. D., Kurbanov М. А.*

Regional Centre of Economic Research OF DSC RAS, *Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В публикации с учётом современных экономических реалий России, состояния её производительных сил и производственных отношений выявлена тесная взаимосвязь между макроэкономической устойчивостью и рынком перевозок. Опредмечены позитивные и негативные тенденции в становлении и развитии рынка перевозок, предложены практические выводы и предложения по модернизации транспортных инфраструктур.

Abstract. The publication with current economic realities in Russia, the state of its productive forces and relations of production reveals a close relationship between macroeconomic stability and market operations. The authors objectify positive and negative trends in the development of the transport market; propose practical conclusions and proposals for the modernization of transport infrastructures.

Rezjume. V publikacii s uchjotom sovremennyh jekonomicheskih realij Rossii, sostojanija ejo proizvodi-tel'nyh sil i proizvodstvennyh otnoshenij vyjavlena tesnaja vzaimosvjaz' mezhdu makrojekonomicheskoj ustojchivost'ju i rynkom perevozok. Opredmecheny pozitivnye i negativnye tendencii v stanovlenii i razvitii rynka perevozok, pred-lozheny prakticheskie vyvody i predlozhenija po moderniza.cii trans-portnyh infrastruktur.

Ключевые слова: макроэкономическая устойчивость, валовой внутренний продукт, рыночная экономика, рынок перевозок, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, электропроводный транспорт, воздушный транспорт, речной и морской транспорт, изношенность транспортной инфраструктуры модернизация видов транспорта.

Keywords: macroeconomic stability, gross domestic product, the market economy, the market for transport, railway transport, pipeline transport, conductive transport, air transport, river and sea transport, deterioration of transport infrastructure modernization of transport.

Kljuchevye slova: makrojekonomicheskaja ustojchivost', valovoj vnutrennij produkt, rynochnaja jekono-mika, rynok perevozok, zheleznodorozhnyj transport, truboprovodnyj transport, jelektroprovodnyj transport, vozdushnyj transport, rechnoj i morskoj transport, iznoshennost' transportnoj infra-struktury modernizacija vidov transporta.

Актуальность опредмеченной проблемы заключается в необходимости выяснения содержания категории «макроэкономическая устойчивость» и детерминирующей связи между устойчивостью макроэкономических показателей и функционированием одного из сегментов

рыночной экономики современной России -рынка перевозок.

Наш анализ мы начнём с рассмотрения объёма и содержания категории «макроэкономическая устойчивость». Под ней следует понимать

Общественные и гуманитарные науки

• ••

65

экономический процесс, при котором основные детерминанты, обусловливающие постоянство макроэкономических показателей, не подвержены тенденции снижения как результат проведения успешной и грамотной экономической политики. Это такое положение показателей, когда они остаются либо на постоянно одинаковом уровне роста, либо имеют имманентную тенденцию к динамичному, скачкообразному росту. Конечной цифрой макроэкономической устойчивости может послужить величина ВВП страны в её сравнительном соотношении к предыдущим периодам экономического развития, скажем, прошлого или позапрошлого года. Мы не ошибёмся, если скажем, что за последние годы после кризиса 2008 г. в России имеется макроэкономическая устойчивость. В таком случае нам необходимо выявить связь между макроэкономической устойчивостью и успешной результативностью функционирования и развития у нас в стране рынка перевозок.

Подчеркнём, что на современном этапе функционирования рыночной системы хозяйствования в Российской Федерации наряду с информационным, фондовым рынками, а также рынками средств производства, рабочей силы, результатов интеллектуальной деятельности существует и развивается рынок перевозок. По сути, речь идёт о системе купли-продажи товаров и их доставки от производителей к потребителям посредством использования различных видов транспорта - железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного и электропроводного.

Если в своей совокупности дать оценку перечисленным видам транспорта нашей страны, то многие исследователи с нами согласятся в том отношении, что все вышеперечисленные виды транспорта ещё с недавних советских времён нуждаются в коренном обновлении и модернизации. Степень их изношенности такова, что в целом ряде случаев следует говорить о необходимости всё начинать с нуля. Но для этого нужны астрономические финансовые средства. В России такая работа систематически и во всех обозначенных видах перевозок проводится. Например, вводятся в строй новые газотранспортные артерии как внутри страны, так и от нашей страны к сопредельным государствам, несмотря на огромное давление конкурентов и недоброжелателей. Доказательства тому - газотранспортные проекты, как в сторону Западной Европы, так и в скором будущем - в сторону КНР.

Говоря об этом виде транспорта, следует подчеркнуть, что у нас в стране сложилась ситуация, когда при создании и реализации новых газотранспортных инфраструктурных проектов, направленных на поставку этого вида энергоносителя в сопредельные государства остаются негазифицированными более тысяч населённых пунктов нашей страны. Это при той макроэкономической стабильности, которая есть сегодня. Однако многие потребители газа и электроэнергии в России имеют значительные суммы задолженности перед постав-

щиками этого вида топлива. И такое положение дел не самым лучшим образом отражается на балансе энергоснабжающих компаний, совокупные отчисления которых в бюджеты соответствующих уровней в конечном счёте образуют часть валового внутреннего продукта -основного индикатора макроэкономической стабильности.

Электропроводный транспорт, хотя и звучит непривычно, опять-таки нуждается в реконструкции и обновлении посредством «макроэкономического патернализма». Доказательством этому являются трагические события на Саяно-Шушенском ГЭС, вызванные изношенностью деталей этого гидроагрегата. Значительная часть других ГЭС современной России, возведённых ещё в советское время, также нуждается в реконструкции и капитальном ремонте. Требуют значительных денежных ассигнований со стороны государства линии электропередач (ЛЭП), также нуждающихся в замене, введении в эксплуатацию кабельной формы поставки электроэнергии и других форм, позволяющих минимизировать потери электроэнергии от станций генерирования к конкретным потребителям. Необходимо ассигновать значительные денежные суммы на возведение и ввод в эксплуатацию новых АЭС.

Следует отметить, что для реализации указанного минимума задач необходимы гигантские финансовые средства, огромные человеческие усилия, живые связи между научными достижениями в этой сфере и практикой их реального внедрения в жизнь.

Жизненно востребованным в условиях рыночной экономики стала БАМ, возведённая в советское время и обновляемая сегодня в постсоветской России. Строятся и обновляются железнодорожные пути во многих регионах страны. Вводятся в эксплуатацию современные шоссейные дороги с качественным асфальтовым покрытием, на которые ежегодно из федерального бюджета выделяются сотни мллр руб.

В стране производятся и закупаются из-за границы современные и суперсовременные авиалайнеры, значительная часть которых заняты как в сфере перевозки товаров, так и пассажиров. В этой связи подчеркнём острую необходимость модернизации взлётнопосадочных полос многих аэропортов страны, их расширения для принятия мощных и крупных авиалайнеров.

В достаточно запущенном состоянии у нас в стране находится речной и морской виды транспорта. И как результат, в стране случаются трагедии, подобные крушению теплохода «Булгария». Причина таких трагедий - неграмотность действий экипажей таких судов, но при этом следует отметить, что у нас в стране 60, а иногда и 70 % судов, занимающихся това-ро- и пассажироперевозками морально и материально устарели, изношены, нуждаются в списании и введении в строй новых. Правда такова, что у нас в стране сегодня в большей степени вводятся в строй военные суда. Тем не менее, имеющуюся в стране макроэкономическую стабильность необходимо использовать

66

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

(параллельно с выпуском судов военного назначения) для ввода в строй судов гражданского назначения, необходимых для перевозки товаров и пассажиров.

Очевидно, что транспортные перевозки нашей страны подобны артериям человеческого организма, где сердцем выступает рыночная экономика, в рамках которого все виды перевозок ориентированы на полноценное функционирование всех стадий производственных отношений: производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. И в диалектическом единстве с производительными силами предопределяют судьбу качественного скачка всего хозяйственного механизма страны, проводимых в ней реформ.

Подытоживая, отметим некоторые тенденции, суть которых сводится к следующему:

1. Гарантией функционирования и успешного развития рынка перевозок у нас в стране является макроэкономическая стабильность, которая предполагает ежегодный рост ВВП. Это необходимо для коренного обновления всех существующих в стране видов транспорта, связанных с ним инфраструктурных объектов.

2. Функционирование и развитие рынка железнодорожных перевозок у нас в стране помимо собственных средств РЖД предполагает выделение из федерального бюджета значительных финансовых средств на обновление и модернизацию железнодорожных полотен, передвижных составов и прочих их обслуживающих коммуникаций. Такой подход позволил бы работникам железнодорожного транспорта с достоинством ответить на объективные вызовы рыночной экономики, касающейся обеспечения систематической и бесперебойной перевозки товаров и пассажиров.

3. Необходим государственный финансовый патернализм для коренной модернизации сети электропроводного транспорта, замены основных конструкций ГЭС, возведённых ещё в советское время, электрических проводов высокого и обычного напряжения, парка трансформаторных подстанций. Бурно развивающаяся рыночная экономика, основные сферы производственных отношений страны объективно

требуют возведения новых генерирующих источников электрической и атомной энергии.

4. В такой же помощи из федерального бюджета нуждается речной и морской транспорт страны, также нуждающийся как в обновлении, так и в коренной реконструкции. Необходимо жёстко вывести из системы речных и морских перевозок все суда, которые и материально, и морально устарели с усилением требований к работникам системы контроля за лицензированием морских перевозок. Не допускать к осуществлению морских перевозок не только устаревшие суда, но и капитанов, не имеющих соответствующую подготовку и квалификацию. Проведение этих минимум мероприятий во многом обновило бы в лучшую сторону облик речных и морских перевозок, сделал бы их отвечающими современным требованиям и вызовам.

5. Макроэкономическая стабильность России является гарантом поддержания в соответствующем качественном состоянии всей газотранспортной инфраструктуры страны, проведения газификации в целом ряде населённых пунктов нашей страны, разведки и введения в эксплуатацию новых месторождений и путей их доставки в разные регионы России, а также к зарубежным контрагентам - потребителям.

6. Позитивная динамика макроэкономических показателей в России является залогом позитивности существования и функционирования не только рынка перевозок, но и всех других рынков, упомянутых нами, а именно: информационного, фондового, средств производства, рабочей силы, результатов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем позитивная динамика макроэкономических показателей нашей страны детерминирована качественным состоянием производительных сил и диалектически с ними связанных производственных отношений, элементов хозяйственного механизма, отношений собственности, процессов организации производства, венчурных, инновационных технологий (НИОКР, ноу-хау) и необходимым информационным сопровождением всех этих процессов.

Статья поступила в редакцию 16.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.