Научная статья на тему 'Диалектика физической культуры и спорта как проблема здоровья нации'

Диалектика физической культуры и спорта как проблема здоровья нации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
441
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORT / БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / BIOLOGICAL AND SOCIAL FUNCTIONS / КОНФЛИКТНОСТЬ / CONFLICT / ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / DIALECTICAL CONTRADICTION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СТИМУЛЫ / РАСШИРЕНИЕ СПОРТИВНЫХ НОМИНАЦИЙ / WIDENING OF SPORTS NOMINATIONS / STIMULI

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шулика Ю. А., Схаляхо Ю. М., Тихонова И. В.

Спортивный принцип выявления одного победителя среди всей массы конкурентов изначально сужает число физкультурников, что постепенно превращает спорт в шоу, а массы людей в зрителей. Это диалектическое противоречие никогда не будет устранено полностью, но необходимы попытки его сгладить. Таким средством может стать увеличение номинаций во всех видах спорта по параметрам весоростовых кондиций и условиям соперничества, в результате чего многократно повысится число призеров и, соответственно, массовость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шулика Ю. А., Схаляхо Ю. М., Тихонова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A PROBLEM OF NATIONAL HEALTH

Sports principle of displaying one winner among plenty of competitors narrows a number of sportsmen from the very beginning. Gradually it turns sport into show, and correspondingly, people masses into spectators. Such dialectical contradiction will never be wholly eliminated. But it is necessary to find some ways to smooth it over. One of the ways to do it can become the increase of nominations in all kinds of sport according to parameters of standards dealing with the weight and growth, and also with conditions of rivalry. As a result, a number of prize winners and, accordingly, mass participation in sports events will increase multitudinously.

Текст научной работы на тему «Диалектика физической культуры и спорта как проблема здоровья нации»

ДИАЛЕКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ

Доктор педагогических наук, профессор Ю. А. Шулика, кандидат педагогических наук, доцент Ю. М. Схаляхо, кандидат педагогических наук, доцент И. В. Тихонова,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161

Спортивный принцип выявления одного победителя среди всей массы конкурентов изначально сужает число физкультурников, что постепенно превращает спорт в шоу, а массы людей - в зрителей. Это диалектическое противоречие никогда не будет устранено полностью, но необходимы попытки его сгладить. Таким средством может стать увеличение номинаций во всех видах спорта по параметрам весоростовых кондиций и условиям соперничества, в результате чего многократно повысится число призеров и, соответственно, массовость.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, биологические и социальные функции, конфликтность, диалектическое противоречие, мотивация, стимулы, расширение спортивных номинаций.

Давно известно, что спорт, в силу своей конкурентности, мотивирует к физической деятельности вообще и стимулирует к достижению более высоких показателей в различных областях физической культуры. Однако вначале физические упражнения использовались человеком для предварительной подготовки к реализации необходимой в жизни деятельности [8, 18]. Только в Древней Греции прикладная физическая культура получила статус спорта, приобретя правила соревнований с целым рядом ограничений и, главное, с выявлением одного победителя из огромной массы претендентов [1]. Именно этот феномен, незаметно «подкравшись» к физической культуре, подтачивает основы ее массовости, ее биологически целесообразную суть.

Если хорошенько подумать, то, действительно, «спорт копирует условия военно-коммерческого конфликта» [3] даже в видах с поочередной спортивной деятельностью (гимнастика и др.). Спорт - это деятельность, в которой принимают участие соперники, тренеры, судьи и зрители. В связи с этим качеством он должен воспитывать все эти категории участников.

Однако, если, например, в дзюдо, конфликт между противобор-цами регулируется этическими нормами, прописанными в правилах соревнований, что действительно воспитывает самих борцов, то поведение зрителей, а иногда и судей, ничем не регламентируется, и соревнования по единоборствам и контактным спортивным играм, как правило, развращают зрителей.

Поднимается вопрос о целесообразности разделения теории физического воспитания и спорта [9]. Спортом занимаются в раннем возрасте, когда двигательная активность человека находится на восходящей кривой, однако, на наш взгляд, нельзя перепрыгивать через несколько ступенек, о чем много писал Б. А. Никитюк [1], поскольку это приводит не к функциональной адаптации, а к дистрессорным функциональным перегрузкам детского организма. Однако спортивные достижения возможны только на восходящем витке, что и наталкивает на эту мысль. Но не все же дети могут и должны заниматься спортом высших достижений?! Необходимо разобраться с целью спорта высших достижений, поскольку он развивается в настоящее время (во всяком случае в нашей стране) в ущерб необходимому обществу массовому спорту и, особенно, профессионально-прикладному спорту.

В СССР физическая культура основывалась на энтузиазме всего народа - строителя нового общества (кто был никем - тот станет всем!). Благодаря вкладываемым правительством средствам на организацию системы ГТО, массовых спортивных соревнований и показательных выступлений, к которым готовились огромные коллективы молодежи, в стране, несмотря на излишнюю браваду и приписки результатов, действительно функционировала массовая физическая культура. На производствах четко работала система производственной гимнастики и проводилась массовая физкультурно-оздоровительная работа. В Союзе функционировала двойная система соревнований по видам спорта с представительством по территориальному и профсоюзному признаку.

В связи с разрушительными последствиями «перестройки» и вхождением в первобытный капитализм (нельзя сразу перепрыгнуть через общественно-экономическую формацию, поскольку это наказуемо) и в связи с разрушительным воздействием, по сути, неуправляемого техногенно-информационного бума и нездоровой экологической ситуации состояние здоровья населения, в особенности детей, значительно ухудшилось. При катастрофически увеличившемся числе поступающих в среднюю школу нездоровых детей динамика их здоровья к 11-му классу ухудшается. Это свидетельствует о непродуманной методологии физического воспитания в школе, и начинать надо именно с него, а потом усердствовать в области спорта высших достижений. К сожалению, весь наш путь, в том числе и в физической культуре, состоит из ошибок, обусловленных неквалифицированными попытками попользоваться незрелым плодом. Ведь давно известно, что быстрее и больше (особенно дешевле) - это далеко не лучше.

В свое время попытка Н. С. Хрущева перенести финансовую тяжесть общественного порядка и развития физической культуры на общественность при ее нижайшей заработной плате провалилась.

На смену этой инициативе пришел обман общества путем подмены спортсменов-любителей спортсменами-профессионалами.

Похоже, что руководство страны традиционно не в полной мере осведомлено о состоянии дел в области физической культуры и о том, как это влияет на физические кондиции коренного рабочего населения. Ведь никакие чемпионские титулы в спорте высших достижений не обеспечат страну рабочим населением.

Государство не может за свой счет обеспечить функционирование всенародной физической культуры. В то же время до сих пор основная масса населения имеет такой уровень заработной платы, при котором невозможно ни обеспечить занятие их, не перспективных для спорта, детей физической культурой, ни оплачивать собственное поддержание здоровья в платных фитнес-клубах.

Кроме беспредметной болтовни о воспитании «физической культуры личности» в стране пока ничего не делается.

Что же мы видим в области организации Верховного ведомства в области физической культуры?

Создание вместо министерства (или хотя бы комитета) агентства по физической культуре и туризму продемонстрировало пренебрежительное отношение государства к проблеме физической культуры, поскольку термин «агентство» по значимости стоит ниже «министерства». Тем не менее, новый руководитель Агентства В. Фетисов в программной речи заявил о том, что спортивные результаты могут быть только следствием развития массовой физической культуры. Это было многообещающее заявление. Казалось бы, вперед, страна! Не тут-то было. Все пошло своим чередом. Агентство взялось за спорт высших достижений. Совершенно не-

понятна при этом была роль Олимпийского комитета. Еще Н. М. Карамзин писал о том, что выполнение двумя организациями одного и того же задания равносильно тому, что сажать в одну клетку двух львов.

В настоящее время, наконец-то, создано министерство! Однако, читай внимательно! Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Куда подевалась основа основ - физическая культура? Почему именно туризм, если он тоже является частью физической культуры? Почему молодежная политика? Что, взрослым людям нечего делать в спорте? Получается министерство с ограниченным кругом деятельности, и к основной массе населения оно отношения не имеет. Думается, что для более продуктивной работы в области физической культуры и спорта необходимо два ведомства: Министерство физической культуры и Олимпийский комитет, который будет заниматься выявлением в физкультурно-спортивной массе претендентов на включение в состав олимпийских сборных команд и отвечать за их последующую подготовку.

Другая сторона вопроса. Выше было приведено негативное мнение в адрес Высшего руководства (уж коли у нас демократия). Но Ему готовят материалы (дают информацию) советники (специалисты узкого профиля - профессионалы), а они обязаны идти в ногу со временем.

Суть заключается в видении проблемы. Это видение обусловлено владением оптимальной методологией, которая не стоит на месте.

Известно, что во всех областях познавательной деятельности человека используется классифицирование, и от его качества зависит объективность формируемой методологии достижения цели [6]. К сожалению, наша теория и методика физического воспитания (и спорта) до сих пор использует субъективные классификации видов спортивных упражнений, ориентированные на виды спорта, результаты в которых фиксируются в единицах системы ССБ.

Так, в классификациях П. Ф. Лесгафта (1888) фигурируют: гимнастика, игры, естественные упражнения, ручной труд, военные упражнения, спорт!? В классификации А. Д. Новикова (1941) - гимнастика, игры, спорт, туризм [12]. Выходит, что гимнастика, игры и туризм не могут относиться к спорту? Такие классификации свидетельствует о неполном понимании и биомеханической сути произвольных движений, и социальной сути физической культуры (вместе со спортом).

Несколько позже физические упражнения были классифицированы:

- на стереотипные, оцениваемые в системе ССБ, и осуществляемые в циклическом и ациклическом режимах;

- на ациклические, оцениваемые визуально в баллах;

- ситуационные (единоборства, спортивные игры, кроссы) [17].

Однако данное построение не явилось информацией к пересмотру методологии восприятия физической

культуры как биологического и социального явления. Ориентация на ранее предложенные классификации осталась в умах спортивных работников, что повсеместно, особенно на спортивных сборах, превращается в беспредельную эксплуатацию функциональных резервов. Тренировочные нагрузки переполнены обще-развивающими упражнениями в ущерб смысловой, специфической для вида спорта, составляющей части [11]. Особенно это пагубно сказывается на здоровье и будущей дееспособности детей [15]. В этом аспекте следует процитировать заявление, сделанное свыше 40 лет назад: «Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств.

Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы» [7]. За это время мало что изменилось в методологии подготовки спортсменов высокого класса.

Желательно, чтобы руководители физической культуры и спорта всех уровней ознакомились с предлагаемой одномерной классификацией видов физкультурно-спортивной деятельности [19], основанной по принципу трехмерной классификации Г. Г. Наталова [13] (табл.). Перечень видов деятельности и их краткая функциональная характеристика позволят обобщенно уяснить невозможность единых подходов в

Таблица

Классификация видов физкультурной деятельности (в том числе видов спорта)

Сферы: мотива-ционная условий соперничества функциональной нагрузки

управленческая энергетическая

1. На преодоление Неконтактные, поочередные Программно-локомоторные Скоростно-силовые, анаэробные

Неконтактные, параллельные Программно- локомоторные Аэробные (на выносливость)

2. На демо-страцию (артистичность) Неконтактные, поочередные Программно-координационные Аэробно-анаэробные

Неконтактные, коллективные Программно-мимические Аэробные

3. На игру Неконтактные Ситуационные Аэробно-анаэробные

Неконтактные, командные Ситуационные Аэробно-анаэробные

Контактные, командные Ситуационные Аэробно-анаэробные

Жестко-контактные Ситуационные Аэробно-анаэробные

4. На единоборство Полу-контактные (ударные) Ситуационные Анаэробные (лактатно-алактатные)

Контактные (борьба) Ситуационные Анаэробные (лактатно-алактатные)

Смешанные Ситуационные Анаэробные (лактатно-алактатные)

5. На деятельность На содружество Программно-ситуационные Аэробно-анаэробные

Условно-контактные Координационно-операционные Аэробно-анаэробные

Неконтактные Координационно-операционные Аэробные

Неконтактные Интеллектуально-операционные (творческие) Без нагрузки

процессе спортивной подготовки по различным видам спортивных дисциплин.

Ориентация на понятие «спорт», в конечном итоге, сводилась к обеспечению проявления силы, быстроты и выносливости при линейном перемещении своего собственного тела в пространстве или перемещению другого тела. Управление движением в меняющихся ситуациях, тактика использования усвоенной техники движений была «за кадром». Настоящая классификация позволяет усвоить факт того, что в обильном перечне видов деятельности должна иметь место своя, особая методология подготовки к возможности проявить максимум физических, сложнокоординационных, ситуативно-сенсомоторных и психомоторных способностей.

Биологическая адаптация общества развивается в сторону развития информационно-управленческой составляющей. Чем дальше идет этот процесс, тем больше будут развиваться виды спорта с образовательно-деятельностным содержанием, может быть, даже в ущерб циклическим видам.

Технологический и информационный прогресс значительно повысил требовательность индивидов к эмоциональной составляющей любого вида деятельности, особенно в физкультурно-спортивной, и, как правило, эта эмоциональность возникает при наличии образовательного, творческого, деятельностного компонентов.

Не секрет, что при феномене повышения спортивных рекордов, в общей массе населения снижены локомоторные задатки, и, к сожалению, значительная часть людей, вместо собственных занятий физической культурой, с удовольствием наблюдает за выступлением генетически одаренных спортсменов высокого класса, а теперь игнорирует посещение местных спортивных состязаний. Это ли не тревожный звонок руководителям физической культуры страны, которой по вывеске министерства уже нет? Таким образом, спортсмены высокого класса постепенно превращаются в «шоуменов», а вся масса населения - в зрителей, вместо всеобщего развития физических, сенсомоторных и психомоторных качеств помноженных на прикладные умения. Неужели грядет эпоха с доминирующим лозунгом - «Хлеба и зрелищ»?

В области теории физического воспитания имеются попытки оптимизировать этот, осуществляемый, в основном, государством, процесс. Ставится вопрос о его «спортизации» [1], поскольку именно состязания обеспечивают необходимую эмоциональность. Но это губит массовость, если не продумать все до конца. Чемпион один, а претендентов много, и далеко не для всех, «подвергающихся» физическому воспитанию, удобна эта форма. В ряде случаев необходима индивидуализация, о которой так много, но безрезультатно, говорилось в рубрике школьного физического воспитания [9]. По всей видимости, при групповом методе проведения занятий по физической культуре необходим индивидуальный прием физических нормативов [5]. Думается, что термин «спортизация» следует воспринимать не

в буквальном смысле, а в плане наполнения содержательной части урока более предметной, образовательной основой, вместо надоевшей ученикам (но простой для преподавателей) сдачи нормативов физической подготовленности. В этом плане имеется опыт проведения на классных занятиях в одной из четвертей года ознакомительных курсов с изучением азов видов спорта в целях вовлечения детей в секции по видам спорта [4]. Интересно отметить тот факт, что дети и молодежь старательно занимаются и общей физической подготовкой, но только в том случае, если она необходима в избранном виде спорта.

Хотелось бы высказать нашему министерству пожелание, уж коли оно будет заниматься молодежной политикой (очевидно, имеется в виду реализация лозунга: «Догоним и перегоним в спорте всех!»); если ставить повозку впереди кобылы, то все равно ее надо толкать (хотя удобнее тащить); если мы изначально хотим не оздоровить народ, а добиться на международной спортивной арене первенства, то все равно необходимо решать двуединую проблему пополнения сборных команд за счет активизации массового спорта.

В настоящее время лозунг массовости в спортивном движении не работает по ряду причин. Плоскостные сооружения, числящиеся при районных департаментах по физической культуре, не задействованы. На них, в лучшем случае, собираются поиграть с матом на всю округу, никем не управляемые люди, В худшем случае - собираются наркоманы. Детей туда пускать нельзя. Несмотря ни на что, К. Маркс был прав в том, что «если культура не управляется сверху, то она оставляет за собой пустыню» [14].

По-видимому, «серьезные проблемы, которые мы имеем, нельзя решить на том уровне мышления, на котором мы их создали» [2].

Необходимо поставить физическую культуру с головы на ноги, а для этого придется тратить средства на строительство спортивных залов и площадок на местах (при домоуправлениях), на организацию физкультурно-спортивного движения с эффективным контролем его состояния методом общественного опроса. Ведь это так легко в наше время Интернета.

На местах власти предпринимают попытки обозначить работу в этом направлении путем строительства небольшого количества величественных спортивных комплексов, которые ждут таких же величественных соревнований. Однако, в первую очередь, нам нужны спортивные помещения на местах, в каждом домоуправлении [16] с тем, чтобы дети не ездили «за семь верст киселя хлебать». Необходимо разработать глубоко продуманную систему мотивации к занятиям массовым спортом, поскольку число людей, непосредственно занимающихся массовым спортом, предопределяет интерес общества и к спортивным успехам на олимпийском уровне (да не с кружкой пива в руке).

На наш взгляд, целесообразно продумать свою национальную систему в массовом спорте, позволяющую увеличить число претендентов в видах спорта за счет

увеличения числа соревновательных номинаций. Имеется в виду дифференцировка квалификационных нормативов в видах спорта в целях предоставления возможно большего числа равных возможностей.

Сколько времени прошло с момента возникновения спортивной квалификационной регламентации, а до сих пор представители легкой атлетики при оценке результатов ориентируются на возрастные категории, при давно известном факторе неравномерного уровня соматического развития. Почему бы не установить, например, квалификационные нормативы в беге на какую-либо дистанцию, прыжках и т. д. для представителей различных весоростовых категорий? То же самое можно использовать и в тяжелой атлетике, добавив квалификационные категории с учетом длины тела. В спортивных играх также можно ввести нормативы по комплектованию команд с различными весоростовыми данными. В единоборствах необходимо ввести предваряющую получение спортивного разряда сдачу нормативов на технические категории, как это имеет место во всех восточных единоборствах, педагогическую суть которых мы до сих пор не хотим понять.

Ведь неспроста существуют паралимпийские игры для людей со значительными отклонениями в здоровье. Современные требования в спорте копируют «прокрустово ложе». Почему бы не увеличить число промежуточных весоростовых категорий в видах спорта, что позволило бы вовлечь в спортивное движение большее число людей?

Создание условий для возможности проявить себя во многовариантных условиях деятельности, не боясь остаться за бортом, может обеспечить значительный подъем молодежного общественного движения. Конечно, все это возможно только при активной работе физкультурно-спортивных комитетов (департаментов) и при активном участии федераций спортсменов-любителей, а не профессионалов.

Только постепенное вхождение каждого гражданина в физическую культуру, а затем в спорт позволит нам в дальнейшем находить претендентов на золотые медали. Но нам всегда надо помнить о том, что золотые медали свидетельствуют о социально-экономическом благоденствии в стране. Все остальное - «от лукавого».

Итак, чтобы, хотя бы временно, создать условия для развития физической культуры и спорта высших достижений необходимо, в первую очередь, предпринять усилия в области развития физической культуры и массового спорта. В этом аспекте необходимо обеспечить максимальное присутствие соревновательности, но мера ее жесткости должна наращиваться постепенно, как можно с большим числом номинаций:

- по соматическому составу соперников;

- по классификационному составу соперников (с определенной форой);

- по разновидностям технических заданий;

- по разновидностям тактических заданий и т. п.

Может быть, будет целесообразно учитывать и генетическую кривую двигательной активности, особенно

при организации массового спорта и соревнований с самим собой, в области физической культуры для лиц, требующих длительного курса перестройки функциональных систем.

Конечно, это работа серьезная и объемная, но что может быть серьезней здоровья народа для руководителя - Гаранта этого здоровья?

В этом случае мы сможем обеспечить формирование спортивного климата для всех, что явится базисом возрождения массового спорта как базиса для спорта высших достижений. Ориентировка на организационное «изобретение» ГДР, заключавшееся в изначальном отборе перспективных детей для их подготовки в спортивных интернатах, по сути, антинародна и стратегически проигрышна, если параллельно не вести физкультурно-спортивную работу со всем населением.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бальсевич, В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-23.

2. Батмангхелидж, Ф. Вы не больны, у вас жажда [Текст] / Ф. Батмангхелидж: пер. с английского О. Г. Бе-лошеев. - 3-е изд. - Минск: Попурри, 2008. - 320 с.

3. Воронин, Ю. А. О математизации исследований в спорте на примере борьбы САМБО [Текст] / Ю. А. Воронин, С. В. Магеровский, О. М. Сердюк, А. Б. Калядин, Ю. Я. Киселев, М. Т. Данилин // Вопросы физического воспитания студентов. - Л.: ЛГУ, 1964. - С. 61-105.

4. Гайдук, Т. А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Гайдук Т. А. - Краснодар: КГАФК, 2001. - 165 с.

5. Дзюдо (система и борьба): учебник [Текст] / под общ. ред. Ю. А. Шулики и Я. К. Коблева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 800 с.

6. Жизнь животных [Текст] / под. общ. ред. Л. А. Зенкевича. - М.: Просвещение, 1968. Т. 1. - С. 8-14.

7. Колмановский, А. А. Некоторые вопросы подготовки юношей [Текст] / А. А. Колмановский // Пути совершенствования в спортивной борьбе. - М.: Физкультура и спорт, 1963. - С. 66-75.

8. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры [Текст] / Л. Кун. - М.: Радуга, 1982. - 398 с.

9. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязь и диссоциации [Текст] / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-14.

10. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1990. - № 9. - С. 10-14.

11. Матвеев, Л. П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1969. - № 4. - 49-53.

12. Наталов, Г. Г. Историко-логический анализ предмета и структуры теории физического воспитания [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Наталов Г. Г. - М., 1975. - 180 с.

13. Наталов, Г. Г. Теория физического воспитания (УМП для слушателей ФПК) [Текст] / Г. Г. Наталов. - Алма-Ата: Казахский ИФК. 1976. - 62 с.

14. Наталов, Г. Г. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации: хрестоматия. - Том. 2. [Текст] / Г. Г. Наталов. - Краснодар, 2005. - 221 с.

15. Никитюк Б. А. Интегративная антропология и социальная практика [Текст] / Б. А. Никитюк // Гипнология и интегративная антропология на службе педагогической, спортивной, медицинской и психотерапевтиче-

ской практики: материалы междунар. конфер. - Майкоп, 1994. - С. 195-203.

16. Силин, В. Коней на переправе не меняют [Текст] / В. Силин // Дзюдо. - 2003. - № 8-10. - С. 32-33.

17. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте [Текст] / В. С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 205 с.

18. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

19. Шулика, Ю. А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни [Текст] / Ю. А. Шулика // М-лы научно-практич. конфер.: «Проблемы теории и практики интегративной антропологии». - Майкоп: Адыг. гос. унив., 1996. - С. 270-276.

DIALECTICS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A PROBLEM OF NATIONAL HEALTH

Yu. Shu^, Doctor of Pedagogics, Professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yu. Skhalyaho, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

I. Tikhonova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Contact information for correspondence: 3500015, g. Krasnodar, ul. Budennogo, 161

Sports principle of displaying one winner among plenty of competitors narrows a number of sportsmen from the very beginning. Gradually it turns sport into show, and correspondingly, people masses into spectators. Such dialectical contradiction will never be wholly eliminated. But it is necessary to find some ways to smooth it over. One of the ways to do it can become the increase of nominations in all kinds of sport

according to parameters of standards dealing with the weight and growth, and also with conditions of rivalry. As a result, a number of prize winners and, accordingly, mass participation in sports events will increase multitudinously.

Key words: physical culture, sport, biological and social functions, conflict, dialectical contradiction, motivation, stimuli, widening of sports nominations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.