Научная статья на тему 'Диалектика банковского дела в России'

Диалектика банковского дела в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектика банковского дела в России»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ДИАЛЕКТИКА БАНКОВСКОГО ДЕЛА

В РОССИИ

Л.А. Недыхалов,

аспирант Кубанского государственного университета

И. В. Шевченко, доктор экономических наук декан экономического факультета Кубанского государственного университета

Тщательное изучение исторического процесса развития банковского дела позволяет полнее понять современную организацию банковского дела, его функции и методы. Рассмотрим исторические этапы развития за последние 80 лет.

1-й этап - Национализация банков. Денежное обращение и кредит в первые годы Советской власти.

2-й этап - Развитие банков в эпоху социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1927 -1933 годы).

3-й этап - Банки в эпоху социалистической реконструкции народного хозяйства (1934 - 1941 годы).

4-й этап - Банки в период Великой Отечественной войны.

5-й этап - Банки в период восстановления и развития народного хозяйства в послевоенные (1945 - 1960 годы).

6-й этап - Банки в период проведения крупных народнохозяйственных реформ (1961 - 1986 годы).

7-й этап - Реформа банковской системы. Перестройка и распад Советского Союза.

Остановимся поподробнее на каждом из вышеперечисленных этапов.

Национализация банков.

Денежное обращение и кредит в первые годы советской власти

После свершения Октябрьской революции большевики для управления народным хозяй-

ством учреждают высший экономический орган, способный наладить планомерное регулирование всей хозяйственной жизни страны. Декретом ВЦИК и СНК 2(15) декабря 1917 года был учрежден Высший Совет Народного Хозяйства.

Введение рабочего контроля, создание ВСНХ и национализация банков явились необходимыми предпосылками экономической реорганизации страны.

Осуществление экономической программы партии большевиков в области банковской политики началось с овладения Государственным банком.

Овладев Государственным банком, Советская власть получила возможность осуществлять финансовый контроль за деятельностью частных банков, которые снабжались наличными деньгами из Государственного банка и нуждались в его кредитах.

Кредитная система России накануне революции включала Государственный банк, коммерческие банки, банки ипотечного кредита, банкирские конторы, общества взаимного кредита, городские банки, городские и губернские кредитные общества, кредитную кооперацию, куда входили кредитные и ссудо-сберегательные товарищества. В России действовали два иностранных банка - Французский Лионский кредит и американский Нейшнэл сити бэнк оф Нью-Йорк. Кроме того, иностранный капитал участвовал в русских акционерных коммерческих банках.

В середине декабря 1917 года была проведена национализация коммерческих банков. Национализировались все частные кредитные учреждения страны, вводилась государственная моно-

полия банковского дела1. Декрет предусматривал также слияние бывших частных банков с Государственным банком, который стал называться Народным банком Российской Республики.

В годы гражданской войны работа по национализации и слиянию банков проводилась в сложных условиях. На оккупированной территории страны буржуазия восстанавливала частные банки, спекулировала товарами и валютой, выкачивала из банков деньги и ценности для финансирования контрреволюции. После освобождения временно захваченной территории приходилось вновь национализировать банки в соответствии с декретом от 14 (27) декабря 1917 года.

Основным звеном капиталистической кредитной системы была кредитная кооперация. В условиях диктатуры пролетариата кредитная кооперация наряду с другими формами кооперации на селе подготовляла широкие слои крестьянства к коллективному ведению хозяйства и к социалистическому обобществлению производства.

В дореволюционной России кредитную кооперацию и другие виды кооперации обслуживал Московский народный (кооперативный) банк, держателями акций которого были кооперативы и их союзы.

Советская власть с первых месяцев своего существования стала оказывать большую финансовую поддержку кредитной кооперации, главным образом, через Московский народный банк, который вначале не был национализирован. Но руководители банка заняли резко враждебную позицию.

По декрету от 2 декабря 1918 года, Московский народный банк был национализирован, а его правление преобразовано в Кооперативный отдел центрального управления народного банка РСФСР.

Постановлением СНК от 2 декабря 1918 года были ликвидированы все иностранные банки, действовавшие в пределах РСФСР2.

Овладение Государственным банком и национализация частных банков имели важное значение для закрепления победы социалистической революции. В результате национализации банков прежняя власть лишилась центров всей хозяйственной жизни, в которых сосредоточивались и через которые перераспределялись денежные капиталы. Была подорвана внутренняя база контрреволюции. Как и аннулирование инос-

'0 национализации банков. Декрет ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 года. Опубликовано: "Декреты Советской Власти", т. 1, с. 230.

2 Декреты Советской власти, т. 4, с. 121.

транных займов, национализация акционерных банков нанесла серьезный удар по международному капиталу и навсегда пресекла возможность получения иностранными капиталистами крупных доходов путем участия в русских банках.

Национализация банков являлась одной из важнейших мер борьбы с экономической разрухой и финансовым крахом. Советская власть получила в наследство от царизма и Временного правительства совершенно расстроенное хозяйство. Перед партией встала задача вывести страну из состояния голода и разрухи. Экономическая политика новой власти предусматривала использование товарно-денежных отношений под контролем государства в интересах социалистического строительства. Проведение такой политики требовало укрепления кредитно-денежной системы, стабилизации рубля.

Анализируя документы 1918 - 1919 годов, можно видеть начало проведения в жизнь принципа демократического централизма в работе Народного банка. Так, для обеспечения строгой централизации в деятельности Народного банка его филиалы обязывались предоставлять кредит лишь в пределах, установленных учетно-ссудным комитетом при центральном управлении Народного банка, и руководствоваться принятыми этим управлением правилами и ограничениями.

Основной задачей кредитной работы банка была всемерная поддержка национализированных предприятий. Отделениям банка были даны указания обращать главное внимание на деятельность национализированных предприятий и обеспечивать им энергичную кредитную поддержку.

Наряду с кредитованием стали развиваться расчетные и кассовые функции Народного банка. Особое внимание уделялось проблеме организации безналичных расчетов. Предполагалось в первую очередь наладить через банки свободный чековый оборот и постепенно перейти к обязательному ведению текущих счетов в банке всеми предприятиями страны. В апреле - мае 1918 года в ряде филиалов Народного банка были организованы расчетные отделы, которые принимали чеки и платежные поручения о перечислении денег с текущих счетов предприятий и учреждений. Между филиалами Народного банка и фабрично-заводскими комитетами заключались соглашения об обязательном хранении на текущем счете в банке всех денежных средств. В мае 1918 года Совнарком принял декрет "О соблюдении единства кассы", который обязывал советские учреждения вносить все денежные поступления в кассу Народного банка или Государственного казначейства и производить свои

платежи только через банк или казначейство. В сентябре 1918 года этот порядок был распространен на национализированные предприятия, а несколько позже и на кооперацию.

Проводились и другие мероприятия, направленные на превращение народного банка в единый кредитный, расчетный и кассовый центр Советской Республики. Во второй половине 1918 года Народный банк стал осуществлять кассовое исполнение государственного бюджета. В 1919 году на основании декрета СНК от 10 апреля с Народным банком были слиты сберегательные кассы.

При слиянии национализированных банков в единый Народный банк в его составе был организован отдел международных расчетов. Однако отсутствие нормальных экономических связей и денежных отношений с внешним миром не дало ему возможности приступить к осуществлению валютно-расчетных операций. Незначительный по объему импорт продовольствия и других потребительских товаров, которые закупали за границей советские кооперативные организации, покрывался экспортом товаров в порядке прямого товарообмена или оплачивался путем передачи золота без участия Народного банка.

Одна из задач Народного банка в 1918 - 1919 годах заключалась в укреплении денежного обращения и стабилизации рубля.

Летом 1918 года удалось временно приостановить обесценение денег за счет некоторого расширения товарооборота и сокращения эмиссии. Существенное значение здесь сыграло проведение мероприятий по развитию безналичных расчетов через систему Народного банка. Но гражданская война, иностранная военная интервенция и начавшаяся натурализация экономических отношений в стране отодвинули претворение в жизнь ленинского плана денежной реформы. Советская власть вынуждена была прибегнуть к эмиссии бумажных денег для покрытия военных расходов и растущего бюджетного дефицита. Эта мера была вызвана экономической и политической обстановкой того времени и носила временный и вынужденный характер.

Вследствие того, что процесс обесценения денег обгонял темпы их эмиссии, на местах ощущался острый недостаток в денежных знаках. В силу этого, как свидетельствуют публикуемые документы, Советское правительство должно было разрешить выпуск местных денежных знаков в ряде отдаленных районов страны. В дальнейшем выпущенные местные знаки были обменены на общегосударственные. Однако эмиссия не могла обеспечить мобилизацию необходимых ресурсов в условиях войны и голода. Про-

блема взаимоотношений рабочего класса и крестьянства в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, задача снабжения армии и населения продовольствием вынудили Советское правительство перейти к политике военного коммунизма. Это подразумевало введение продразверстки в натуре и резкое обесценение денег.

Натурализация экономических отношений и жесткая централизация распределения ограниченных материальных ресурсов в годы гражданской войны привели к значительному сокращению функций кредитной системы. В марте 1919 года все государственные предприятия были переведены на бюджетное финансирование. Народный банк РСФСР в 1919 году кредитовал только национализированные предприятия и кооперацию. С 1920 года потребительская кооперация стала органом Наркомпрода и также была переведена на бюджетное финансирование. Таким образом, кредитные функции Народного банка были сведены к минимуму.

В конце 1919 года филиалы Народного банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а в январе 1920 года Народный банк РСФСР был упразднен. Сохранившиеся операции банка (эмиссия денег и распределение денежных знаков, международные расчеты, кредитование промысловой кооперации, прием вкладов и взыскание долгов, принятых на баланс б. Народного банка) перешли к специально организованному Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

Следовательно, если в 1918 году и в начале 1919 года шел процесс расширения функций советской кредитной системы и образования Народного банка РСФСР в соответствии с ленинским планом единого общегосударственного банка - кредитного, расчетного и эмиссион-но-кассового центра страны, то со второй половины 1919 года началось свертывание операций кредитной системы, которое привело к ее временной ликвидации. Этот процесс был обусловлен вынужденной политикой военного коммунизма, натурализацией хозяйственных отношений, сильным обесценением денег и резким падением их роли в экономике страны.

После окончания гражданской войны перед руководством страны встала задача восстановить народное хозяйство и перейти к строительству социалистического общества. В этой обстановке рассматривается вопрос о переходе от военного коммунизма к новой экономической политике (нэп). Съезд принимает резолюцию о замене продразверстки продналогом.

Новая экономическая политика означала широкое внедрение экономических форм руководства хозяйством. Проведение ее потребовало создания Государственного банка, который и был образован на основании декрета ВЦИК от 7 октября 1921 года. В положении о Государственном банке указывалось, что Государственный банк организовался с "целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Госбанку разрешалось открывать кредиты различным отраслям хозяйства "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности".

Важная особенность деятельности Госбанка в начале нэпа состояла в том, что он должен был непосредственно заниматься торгово-комис-сионными операциями, в частности, связанными с закупкой и сбытом хлеба.

Первоочередные задачи Госбанка в этот период заключались в том, чтобы развивать торговлю и оказывать финансовую поддержку восстанавливающейся промышленности.

Чтобы упростить денежные расчеты и улучшить денежное обращение, были проведены две деноминации денег. В результате первой деноминации (декрет от 3 ноября 1921 года3) в обращение были выпущены денежные знаки образца 1922 года, один рубль которых приравнивался к 10 ООО руб. денежных знаков всех прежних образцов. Вторая деноминация была осуществлена в соответствии с декретом СНК от 24 октября 1922 года4. Выпускаемые в обращение денежные знаки образца 1923 года достоинством в 1 руб. приравнивались к 100 руб. образца 1922 года или к 1 млн руб. денежных знаков, выпущенных до первой деноминации.

С 1922 года Государственный банк стал эмиссионным центром страны и органом регулирования денежного обращения. Эмиссионный отдел, созданный в связи с предоставлением банку права выпуска денег в обращение, с первых дней своей деятельности начал проводить работу по организации денежного обращения. Однако наряду с банковскими билетами в обращении находились и денежные знаки, выпускаемые Наркомфином в покрытие бюджетного дефицита. Существовала система параллельного обращения двух валют: червонца и совзнака,

3 СУ, 1921, № 77, ст. 643.

4 СУ 1922, № 66, ст. 867.

причем обесценение совзнака продолжалось быстрыми темпами; это отрицательно сказывалось на хозяйственном положении страны.

Декретом ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 года был прекращен выпуск обесценивающихся денежных знаков (совзнаков); они изымались из обращения путем обмена на твердую валюту по соотношению: 50 тыс. руб. денежных знаков образца 1923 года на 1 руб. в новой твердой валюте.

В это время было принято решение о создании наряду с Госбанком и при сохранении его доминирующей роли других кредитных учреждений. Некоторые из таких подсобных кредитных учреждений - кредитные кооперативы и ссудо-сберегательные товарищества были образованы в первые месяцы 1922 года. Позднее были учреждены кооперативные банки, призванные содействовать развитию потребительской кооперации в РСФСР (Покобанк), на Украине - Украинский кооперативный банк (Украинбанк). Постепенно в сферу обслуживания Покобанка были включены и другие виды кооперации (промысловая, рыболовецкая и др.), поэтому в 1923 году Покобанк был преобразован во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), обслуживающий все виды кооперации.

В эти годы были организованы отраслевые акционерные банки: Торгово-промышленный банк (Промбанк, который занимал второе место после Госбанка по объему операций), общество "Электрокредит" (преобразованное в 1924 году в Электробанк), Российский коммерческий банк - Роскомбанк (декретом СНК СССР от 16 декабря 1924 года на его основе был создан Внешторгбанк). Появился и ряд акционерных территориальных банков для кредитования местного хозяйства.

В декабре 1922 года СНК утвердил положение о государственных трудовых сберегательных кассах. 11 февраля 1923 года на Красной Пресне в Москве была открыта первая сберегательная касса.

Главным звеном кредитной системы оста-в&чся Госбанк РСФСР, который в 1923 году на основании постановления II сессии ЦИК от 6 июля был реорганизован в Государственный банк СССР.

При Правлении Госбанка был создан иностранный отдел, так как иностранные корреспондентские связи Госбанка непрерывно расширялись. В 1925 году Госбанк имел договорные отношения более чем со 100 иностранными банками.

Государственному банку принадлежала большая часть акций Коммерческого банка для

Северной Европы в Париже (Эйробанка), приобретенных в 1923 году, и Русско-Иранского банка, созданного в Тегеране в 1923 году для обслуживания товарооборота между СССР и Ираном.

В течение восстановительного периода 1921 - 1925 годов были заложены основы валютной системы СССР, установлены связи с иностранными банками-корреспондентами, сеть которых непрерывно расширялась, приобретен большой опыт в области внешних расчетов, совершения валютных операций и маневрирования валютными резервами. Все это имело большое значение в дальнейшем, когда планомерное развитие социалистической экономики пошло вперед быстрыми темпами.

Кредитная система СССР сыграла важную роль в восстановлении экономики страны. Она широко использовалась государством для поддержки социалистических предприятий, а также для ограничения и вытеснения частного капитала из всех отраслей народного хозяйства. Государственный банк в эти годы всемерно содействовал развитию промышленности и торговли, укреплению социалистического сектора народного хозяйства.

Развитие банков в эпоху

социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1927 - 1933 годы)

Главные направления в развитии экономики страны и деятельности Госбанка в 1927 - 1933 годах диктовали необходимость претворения в жизнь планов индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства в крайне сжатые сроки, большие дополнительные затраты, связанные с ускоренными темпами хозяйственного строительства.

Для этого требовалось изыскать и мобилизовать значительные денежные ресурсы для планового, централизованного направления их на развитие всех отраслей народного хозяйства и в первую очередь тяжелой промышленности.

На Государственный банк было возложено непосредственное руководство всей кредитной системой и наблюдение за деятельностью других кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Общее регулирование деятельности кредитной системы оставалось за Нарком-фином, который осуществлял его через Комитет по делам банков.

1929 год вошел в историю страны как год решительного укрепления сил социализма. Из промышленности были вытеснены капиталистические элементы, в острой классовой борьбе разгромлено и ликвидировано кулачество. Весь товарооборот сосредоточился в руках государства, кооперации и колхозов.

К началу 30-х годов были созданы основные предпосылки для проведения кредитной реформы. Одной из них явился перевод на хозрасчет всех предприятий государственной промышленности в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 года "О реорганизации управления промышленностью". Это создавало условия для установления прямых кредитных отношений между банком и предприятием.

Начало кредитной реформе положило постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 года, в результате которого банк приступил к созданию новой системы планового, прямого, целевого, срочного и возвратного банковского кредитования.

Содержание кредитной реформы и этапы ее осуществления определяются мероприятиями, проведенными на основе постановлений от 30 января 1930 года, 14 января, 20 марта и 23 июля 1931 года и от 5 мая 1921 года. Так, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 года был ликвидирован взаимный коммерческий кредит и все прямое краткосрочное кредитование сосредоточено в Госбанке. В постановлениях правительства от 14 января и 20 марта 1931 года предусматривалось введение новых форм безналичных расчетов через Госбанк и усиление его контрольных функций. Постановлением СТО от 23 июля 1931 года были определены основные принципы краткосрочного банковского кредита, проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные. Постановление от 5 мая 1932 года "Об организации специальных банков долгосрочных вложений" способствовало улучшению организационной структуры банковской системы, разграничению функций между Госбанком и банками долгосрочных вложений.

Положительное воздействие кредитной реформы на банковскую систему и народное хозяйство сказалось далеко не сразу, что было связано с серьезными ошибками при ее подготовке и проведении. Однако, несмотря на недостатки и трудности начального этапа реформы, СНК СССР постановлением от 16 августа 1930 года подтвердил ее своевременность и правильность принципов, положенных в основу реформы.

Кредитная реформа коснулась почти всех сторон хозяйственной деятельности государства и предприятий. Она способствовала усилению плановых начал и укреплению хозрасчета в хозяйстве. Были внесены изменения в договорные отношения между предприятиями, созданы органы государственного арбитража для выяснения споров и разногласий, запрещено покрытие ресурсами Госбанка убытков хозорганов, строго разграничены источники формирования оборотных средств, положено начало планированию потребностей хозяйства в средствах, определены основные принципы организации расчетов в стране.

Кредитная реформа 1930 - 1932 годов завершила создание социалистической кредитной системы в СССР. Она явилась прочной основой установления и развития непосредственных кредитный связей банковской системы со всеми отраслями народного хозяйства. Ликвидация коммерческого кредитования обеспечила полную мобилизацию временно свободных денежных средств народного хозяйства и ресурсов государственного бюджета через банковскую систему и планомерное распределение их на нужды быстрорастущей экономики.

Реформа проводилась в соответствии с основной задачей, которая была поставлена перед Госбанком на XVI съезде партии. В результате осуществления реформы Госбанк стал единым банком краткосрочного кредитования, расчетным и кассовым центром страны.

Переход к прямому банковскому кредитованию и укрепление хозрасчета позволили повысить уровень кредитного планирования. Придавая большое значение кредитному плану как части народнохозяйственного плана, Совнарком СССР с 1931 года стал утверждать его ежеквартально.

Положительное влияние оказала реформа на укрепление и совершенствование планирования денежного обращения. До 1931 года планирование денежного обращения основывалось на данных кредитного плана. Кассовый план не был самостоятельным кассовым документом и не утверждался правительством.

В августе 1930 года Совнарком обязал Государственный банк. ежеквартально представлять правительству кассовые планы в месячном разрезе в качестве приложения к квартальным кредитным планам. С 1931 года правительство постановлением СНК СССР от 2 января обязало государственные предприятия и организации представлять в соответствующие учреждения Госбанка кассовые планы наряду с квартальными финансовыми и кредитными планами.

В период индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства Государственный банк вместе со всей страной успешно решал задачу построения фундамента социализма в СССР, способствовал долгосрочному выполнению первого пятилетнего плана, упрочению в хозяйстве социалистических производственных отношений и экономических связей. В эти годы сформировались основные функции Государственного банка - кредитование, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета, осуществление международных расчетов, которые в дальнейшем развились и укрепились.

Банки в эпоху социалистической реконструкции народного хозяйства (1934 - 1941 годы)

Деятельность Государственного банка, сосредоточившего после кредитной реформы все краткосрочное кредитование хозяйства, имела огромное значение для выполнения решений правительства того времени. Необходимо было обеспечить денежными средствами возрастающие потребности народного хозяйства, изыскать для этого кредитные ресурсы, наладить работу кредит-но-экономического и учетно-операционного аппарата учреждений банка в соответствии с принципами кредитной реформы и учетом особенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

Рассматриваемый период характеризуется расширением кредитных связей банка со всеми отраслями хозяйства, переходом к новым методам кредитования, повышением уровня кредитного планирования. Если в первые годы после реформы Госбанк предоставлял кредит под сезонные запасы и затраты производства, под товары в пути и на временные нужды, то в дальнейшем он переходит к кредитованию всего хозяйственного оборота ряда отраслей хозяйства с использованием специальных ссудных счетов.

Рост объема производства и накоплений хозяйства способствовал увеличению размеров общегосударственного фонда краткосрочного кредитования. Аккумулированные банком ресурсы направлялись на развитие всех отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли и заготовок. Следует отметить, что к кредитованию производства товаров народного потребления Госбанк приступил еще в 1932 году.

Большое развитие во второй пятилетке получило кредитование легкой и пищевой промышленности. Так, кредитные вложения в пищевую

промышленность возросли в 4,7 раза и в легкую - в 9,4 раза.

Госбанк предоставлял предприятиям пищевой и легкой промышленности кредиты на сезонные запасы сельскохозяйственного сырья и готовую продукцию, сезонные затраты производства под товары отгруженные и на временные нужды, возникавшие в ходе выполнения планов производства и реализации, на дополнительное производство товаров народного потребления.

В годы второй пятилетки государство оказывало большую финансовую поддержку развитию сельского хозяйства и укреплению его материально-технической базы. В этот период упрочились и кредитные отношения Госбанка с сельским хозяйством. Госбанк кредитовал колхозы и совхозы на сезонные затраты полеводства и животноводства, на создание сезонных запасов горючего, запасных частей и кормов.

Большую помощь колхозам государство оказывало через Госбанк в виде ссуд промышленным и заготовительным организациям на контрактацию сельскохозяйственной продукции -главным образом зерновых и технических культур. Связи банка с сельским хозяйством расширялись и укреплялись по мере развития на селе товарно-денежных отношений и подъема экономики колхозов и совхозов.

В процессе подготовки и развертывания советской торговли без карточек выявилась необходимость изменения порядка кредитования Госбанком торговых организаций. Госбанк с 1 октября 1933 года начал предоставлять торговым организациям кредит под постоянные запасы -товары в обороте, то есть применил метод кредитования, соответствующий особенностям кругооборота средств в этой отрасли хозяйства5. Наряду с этим были сохранены кредиты для удовлетворения сезонных потребностей и ссуды под расчетные документы в пути.

Новый порядок кредитования предусматривал оплату товаров за счет банковских ссуд в пределах лимита и только сверх сумм, покрываемых собственными оборотными средствами. Оплата производилась по мере поступления товаров на средний срок их оборачиваемости, установленный планом. С 1934 года кредитование товарооборота начало осуществляться по спец-ссудному счету.

В 1935 году Госбанк перевел на прямое банковское кредитование все рентабельные сельпо

5 Постановление СНК СССР от 16 августа 1933 года "О порядке кредитования торговых организаций". СЗ 1933. № 55, ст. 326.

с оборотом свыше 20 тыс. руб. в год ( до этого сельпо кредитовались банком через оптовые звенья потребкооперации).

В 1933 году были осуществлены меры по повышению уровня кредитного планирования. Госбанк перешел к составлению кредитных планов в территориальном разрезе и начал планировать не только изменение суммы кредитных вложений на предстоящий квартал, но и суммы кредитов, предоставляемых отдельным отраслям хозяйства на конец планируемого квартала. Это позволило ввести контроль за исполнением кассового плана.

Развитие экономики страны, увеличение количества предприятий и хозяйственных организаций, укрепление хозрасчета и товарных связей в хозяйстве обусловило значительное расширение платежного оборота. Количество денежно-расчетных документов за товары и услуги, ежедневно проходящих по счетам клиентов в Госбанке, составляло около 370 тысяч. Сумма платежного оборота, учитываемого Госбанком, постоянно увеличивалась. Это потребовало от Госбанка проведения ряда мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению внутрибанковского контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих целях была построена номенклатура статей баланса Госбанка. Они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Это позволило также усилить внутрибанковский контроль при проведении, учете и оформлении всех операций. Начала реорганизовываться система прохождения и обработки платежных документов.

В эти годы получают распространение специализированные расчеты через сбыты, главным образом в тяжелой промышленности (за уголь, нефтепродукты, цемент и т.д.) и по транзитным отгрузкам в легкой промышленности.

В 1934 году были введены расчеты акцептованными чеками с органами связи.

8 июня 1935 года Госбанк начал переводить на систему инкассо расчеты по иногороднему грузообороту.

В 1934 - 1937 годах Госбанк начал вводить расчеты между предприятиями, имеющими систематические и равномерные хозяйственные связи, в порядке плановых платежей, а также зачеты взаимных требований.

Получили развитие одногородние и иногородние отраслевые и межотраслевые бюро взаимных расчетов (БВР), которые начали создаваться еще в 1931 году, и, хотя объем этих расчетов был невелик, введение их имело большое

значение для совершенствования организации безналичного оборота в хозяйстве и укрепления платежной дисциплины.

Рост денежных доходов населения, увеличение товарной массы в обращении, развитие советской торговли, особенно после отмены карточной системы, способствовали расширению наличноденежных связей в хозяйстве. Это требовало в свою очередь улучшения кассового планирования, более тесной увязки его с планами развития народного хозяйства. Однако в 1934 -1937 годах кассовое планирование недооценивалось Госбанком. По мотивам упрощения порядка составления кассового плана в 1934 году номенклатура его статей по приходу и по расходу была сужена, что лишало план оперативного значения и воздействия на хозяйство, привело к отрыву кассового плана от народнохозяйственного. В 1936 году Правление Госбанка вообще отменило составление кассового плана в конторах и отделениях, что ухудшило регулирование денежного обращения.

Только в конце 1937 года были проведены меры по восстановлению и упорядочению кассового планирования в центре и на местах, расширена номенклатура статей кассового плана, однако достаточной увязки показателей кассового и народнохозяйственного планов достигнуто не было. Мероприятия по совершенствованию кассового планирования были направлены на выявление и мобилизацию денежных ресурсов в хозяйстве, ускорения оборота денежных средств, соблюдение режима экономии в их расходовании6.

В годы второй пятилетки возросла роль Госбанка СССР как центра сосредоточения валютных ресурсов государства. В 1933 году в Госбанке было организовано Управление драгоценными металлами и иностранной валютой, на которое была возложена организация скупки, приемки и хранения драгоценных металлов и иностранной валюты. Постановлением ЦИК и СНК ССР от 7 января 1937 года "О сделках с валютными ценностями и о платежах в иностранной валюте"7 было подтверждено исключительное право Госбанка СССР на совершение на территории СССР сделок с золотом, другими драгоценными металлами, с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте и с иностранными фондовыми ценностями.

6 Постановление СНК СССР от 21 февраля 1933 года "О регулировании расходования фондов заработной платы рабочих и служащих". СЗ, 1933, № 13, ст. 75.

7СЗ, 1937, № 8, ст. 25.

Индустриализация дала возможность в большей мере удовлетворять потребности в машинах и оборудовании за счет внутреннего производства, расширился экспорт советских товаров. В результате этого валютное положение СССР значительно укрепилось. Начиная с 1935 года страна имеет активный платежный баланс.

Актуальное значение в этот период приобрел вопрос о курсе рубля, который должен способствовать привлечению иностранной валюты. СНК СССР постановлением от 14 ноября 1936 года разрешил Госбанку производить обмен иностранной валюты и оплату переводов из-за границы по курсу 1 руб. за 3 франц. фр., поскольку последний в то время еще сохранял твердую связь с золотом. С 1 апреля 1936 года этот курс был распространен на все обменно-расчетные операции. В связи с девальвацией и обесценением французского франка Госбанк с 19 июля 1937 года стал устанавливать курсы иностранных валют исходя из соотношения 5 руб. 30 коп. = 1 дол. США, так как доллар США сохранял твердую связь с золотом и его положение было относительно устойчивым.

Улучшение валютного положения страны и укрепление курса рубля сделало ненужным применение такого способа мобилизации валюты, как Всесоюзное объединение "Торгсин". В 1935 году оно было ликвидировано, а его торговая сеть передана Наркомату внутренней торговли.

Для обеспечения все возрастающего объема работы Госбанк расширил сеть своих учреждений с 2199 на 1 января 1933 года до 3025 на 1 января 1938 года.

Большая работа в это время проводится по улучшению подбора, воспитанию и расстановке кадров, развитию банковского дела и повышению производительности труда.

В 1938 году Верховный Совет СССР на первой сессии (15 января) принял решение о выделении Госбанка из системы Наркомфина СССР. Председатель Правления Госбанка был введен в состав Совета Народных Комиссаров.

Изменения, произошедшие в экономике страны, организационных формах построения хозяйственного, планового и финансово-кредитного аппарата, повышение роли денег и кредита в развитии производства и обращения, совершенствование планирования, укрепление хозрасчета усилили значение Государственного банка в системе экономических органов управления страной, что было отражено в разработанном в начале 1941 года проекте нового Устава Госбанка.

В 1939 - 1941 годах расширились кредитные связи банка с местной промышленностью и про-

мысловой кооперацией, что было обусловлено необходимостью ускоренного развития производства товаров народного потребления для более полного удовлетворения покупательного спроса населения. С марта 1939 года банк расширил кредитование затрат, связанных с внедрением рационализаторских мероприятий и увеличением выпуска товаров народного потребления.

В целях более эффективного развития кредитных связей с промышленностью с учетом особенностей ее отдельных отраслей СНК СССР в июне 1938 года по представлению Госбанка СССР разрешил разукрупнить три промышленных отраслевых кредитных управления в семь. Соответствующие изменения были внесены и в структуру аппарата контор Госбанка.

Продолжали расширяться и другие функции банка. Как указывалось постановлением СНК СССР от 8 января 1938 года8, на Госбанк по существу было возложено финансирование капитального ремонта большинства отраслей народного хозяйства. На основе этого постановления в мае 1938 года был разработан порядок финансирования и контроля за расходованием средств на капитальный ремонт.

В эти годы, особенно в 1938 году, проводилась большая работа по совершенствованию расчетов и укреплению платежной дисциплины в хозяйстве, в связи с чем получила значительное развитие функция банка как расчетного центра страны. Развивались расчеты по сальдо и разовые зачеты встречных требований, расчеты по чекам и по аккредитивам, расчетные операции, проводимые с расчетных и текущих счетов, акцептная форма расчетов, совершенствовалась система межфилиальных оборотов и т. д.

К концу рассматриваемого периода Госбанк представил в СНК СССР предложения о совершенствовании порядка кредитования и расчетов, предусматривающие расширение кредитных отношений банка с хозяйством, усиление гибкости и маневренности кредита, укрепление платежной дисциплины, дифференциацию кредитных отношений с хозяйством в зависимости от результатов деятельности предприятий.

Однако осложнение международной обстановки, а затем начавшаяся Великая Отечественная война отодвинули решение этих вопросов на ряд лет.

В 1938 году Госбанком СССР была проведена большая организационная работа по улучшению выполнения иностранных операций. Были

8 СП. 1938, № 1, ст. 1.

разработаны правила совершения операций по переводам за границу и из-за границы, с наличной иностранной валютой, по текущим счетам и вкладам в иностранной валюте, по вывозу иностранной валюты за границу и т.п.

Серьезные мероприятия в эти годы проводились по усилению контроля за исполнением директив партии и правительства, а также Правления Госбанка. Принимались меры по повышению уровня работы с кадрами. Совершенствовалась структура центрального аппарата Правления Госбанка и его учреждений на местах.

Государственный банк в период упрочения социалистического общества оказывал всемерное содействие подъему всех отраслей народного хозяйства. Повышение уровня кредитного и кассового планирования, расширение функций Госбанка, развитие новых форм и методов кредитования, проведение мероприятий, направленных на стабилизацию денежного обращения, способствовали укреплению экономики в предвоенные годы. Накануне войны благодаря успешному в основном решению народнохозяйственных задач пятилетки страна имела бездефицитный бюджет, налаженную кредитно-денежную систему, устойчивый рубль.

Банки в период Великой Отечественной войны

Война поставила перед советской экономикой совершенно новые задачи. Первоочередными из них стали - перестройка народного хозяйства на военный лад, всемерное увеличение выпуска военной продукции и организация прочного тыла, снабжавшего армию вооружением и продовольствием.

Деятельность Госбанка имела огромное значение для налаживания военного хозяйства. С начала войны встали исключительные по своей сложности задачи: нужно было изыскать ресурсы и расширить кредитование военной промышленности, не сокращая в то же время кредитных вложений в другие отрасли хозяйства, выполнявшие военные заказы; оказывать финансовую помощь предприятиям, эвакуированным в глубокий тыл; обеспечить четкие расчеты в народном хозяйстве между предприятиями, работающими для нужд тыла; бесперебойно удовлетворять потребности армии и страны в деньгах; проводить мероприятия по максимальному ограничению эмиссии денег, вызванной войной; обеспечивать оперативное регулирование денежного обращения и добиваться устойчивости советс-

кой валюты; содействовать соблюдению строжайшего режима экономии; укреплять финансовую и платежную дисциплину в хозяйстве.

Несмотря на все трудности первого, самого тяжелого периода войны, Госбанк, являясь единой централизованной системой краткосрочного кредита и денежного обращения, обеспечил бесперебойное кредитование и расчеты и планомерное регулирование денежного обращения.

Значительную роль в решении этих задач сыграла организация банковских учреждений непосредственно в действующей армии. С первых дней войны в войсковых частях была создана разветвленная сеть полевых учреждений Госбанка (контор, отделений, касс). Эти учреждения, укомплектованные квалифицированными банковскими специалистами, выполняли все присущие банку операции. Функции полевых учреждений банка определялись разработанными Правлением Госбанка правилами совершения операций.

Из районов, находившихся под угрозой оккупации, были эвакуированы в тыл банковские учреждения с ценностями и денежными документами.

Кредитный и кассовый планы Госбанка в этот период составлялись на основе народнохозяйственных планов военного времени и были починены главной задаче - победе над врагом. Кредитные и кассовые планы в первый период войны утверждались ежемесячно.

Кредитные ресурсы Госбанка в начальный период войны в значительных размерах направлялись в военную промышленность, на создание нормальных финансовых условий предприятиям, эвакуированным на восток и осваивающим новые виды продукции.

С начала войны Госбанк, при сохранении основных принципов банковского кредитования, выдавал средства на затраты, связанные с эвакуацией. Как свидетельствуют документы, широко предоставлялись кредиты на удовлетворение кратковременных потребностей предприятий (ссуды на временные нужды); их доля в общих кредитных вложениях в первый период войны возросла более чем в десять раз. Оказание кредитной поддержки эвакуированным предприятиям имело огромное значение для быстрого развертывания их деятельности на новом месте.

Госбанк кредитовал также у предприятий тяжелой промышленности сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей, образование которых было вызвано условиями военного времени. За счет ссуд банка частично восполнялся недостаток собственных оборотных средств этих предприятий.

Важное оборонное и народнохозяйственное значение в этот период имела деятельность местной промышленности и промкооперации. Госбанк принимал активное участие в развитии этих отраслей, всемерно содействуя кредитом выполнению планов. Меры по усилению работы учреждений банка в целях стимулирования выпуска товаров широкого потребления и сырья из местных ресурсов неоднократно обсуждались Правлением Госбанка.

В этот период значительно возросла роль Госбанка как организатора расчетов в народном хозяйстве. Затруднения в расчетах, связанные с передислокацией поставщиков и покупателей, переадресовкой грузов, увеличением неотфактурованных поставок, отказов от акцепта, преодолевались благодаря четкому выполнению Госбанком его расчетных функций. Банковский кредит имел большое значение для урегулирования расчетов по эвакуированным и переадресованным грузам. Все расчеты осуществлялись под контролем банка. По распоряжению правительства Госбанк предоставлял на более длительные сроки кредит поставщикам под грузы, отправленные покупателям, оказавшимся в районе военных действий.

Исключительно важное значение для налаживания деятельности предприятий и укрепления хозрасчета имела проводимая Госбанком работа по усилению платежной дисциплины в хозяйстве, ускорению документооборота, связанного с расчетами. Так, счета-фактуры военным грузополучателям и предприятиям оборонной промышленности стали пересылаться только через учреждения банка. Были приняты меры к усилению контроля за отказами от акцепта платежных требований. С разрешения правительства была введена новая форма разовых групповых взаимных расчетов - периодические внутринар-коматские и межнаркоматские зачеты взаимной задолженности, на завершение которых Госбанк предоставлял кредит.

Применение взаимных расчетов в оборонной промышленности способствовало укреплению финансового и хозяйственного положения предприятий, кооперированных между собой в работе для фронта.

Немаловажное значение имело развитие банком системы расчетов через БВР путем зачета взаимных требований по товарным операциям.

Госбанк в процессе кредитования и расчетов содействовал укреплению хозрасчета в условиях военного времени, осуществлял активный контроль за выполнением планов предприятиями государственной, кооперативной и местной промышленности, а также торговыми орга-

низациями за ускорением продвижения товаров с оптовых баз торговли в розницу.

Ввиду огромных военных расходов и неотложных затрат для перестройки мирной экономики на военный лад, эвакуации промышленности и населения в годы войны потребовалась дополнительная эмиссия денег, которая в 1941 -1943 годах покрывала дефицит государственного бюджета. За время войны денежная масса в обращении возросла в 4 раза. Однако, несмотря на это, важнейшей особенностью военной экономики СССР было сохранение относительно устойчивого обращения.

Большую роль в регулировании денежного обращения и поддержании его относительной устойчивости играли полевые банковские учреждения. С первых дней образования полевой сети начали развиваться вкладные операции, совершенствовался порядок их проведения в условиях военного времени. Так, была введена единая вкладная книжка, по которой военнослужащие - вкладчики полевых учреждений могли получить свои денежные вклады полностью или частично в любом учреждении банка по предъявлении вкладной книжки или документа, удостоверяющего личность получателя денег.

Полевые учреждения Госбанка контролировали соблюдение кассовой дисциплины в воинских частях, которые были обязаны сдавать все излишки денег в банк. Начиная с ноября 1941 года полевые конторы и отделения составляли ежемесячные кассовые планы.

Уже в ходе войны, сразу после освобождения советских территорий, Госбанк активно способствовал восстановлению народного хозяйства. Была проведена большая работа по организации и восстановлению сети контор и отделений в освобожденных районах.

Во вновь созданные учреждения банка были направлены квалифицированные банковские специалисты, что позволило в относительно короткие сроки развернуть операции по кредитованию хозяйства.

В соответствии с распоряжением правительства Госбанк предоставлял кредиты на восстановление народного хозяйства, в первую очередь для восстановления промышленности в освобожденных районах. Условия кредитования, установленные в первый период для предприятий, эвакуированных из оккупированных районов, были распространены и на предприятия, развертывающие свою деятельность на освобожденных территориях.

В 1943 году был изменен порядок кредитования торговых организаций. В соответствии с рас-

поряжением СНК СССР от 27 июля 1943 года Госбанк перешел к кредитованию торговых организаций по текущему товарообороту на средний срок оборачиваемости товаров в пределах плановых норм. В 1944 году кредитование по товарообороту было распространено на нехозрасчетные торговые организации, предприятия общественного питания, хлебопечения и т.д.

Значительная финансовая поддержка оказывалась совхозам и колхозам, возобновившим свою деятельность в освобожденных и прифронтовых районах. По распоряжению правительства Госбанк отсрочил взыскание задолженности отдельных совхозов и кредитовал их исходя из фактического наличия собственных оборотных средств. На льготных условиях предоставлялись кредиты и колхозам, пострадавшим от немецко-фашистской оккупации.

В период Великой Отечественной войны Госбанк бесперебойно осуществлял кредитование и расчеты по внешнеторговым операциям.

В годы войны работники Госбанка внесли значительный вклад в дело победы над врагом. В неимоверно трудных условиях они спасли и сохранили ценности, находившиеся на временно оккупированных территориях. Многие из них отдали свою жизнь за освобождение Родины. Патриотический подвиг банковских служащих был отмечен правительственными наградами.

В течение всего периода Отечественной войны обеспечивалось централизованное управление банковской системой, мобилизация и использование денежных ресурсов страны, планомерное регулирование кредита и денежного обращения, контроль за исполнением кредитных и кассовых планов, четкое проведение всех операций и ведение бухгалтерского учета.

Банки в период восстановления и развития народного хозяйства в послевоенные годы (1945 - 1960 годы)

Деятельность кредитной системы и ее основного звена - Государственного банка СССР - в послевоенный период и далее была непосредственно связана с восстановлением и дальнейшим развитием народного хозяйства в условиях мирной экономики. Она была направлена на обеспечение необходимого хозяйственного потенциала страны, подготовку усилий для расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, на подъем промышленности, транспорта, сельского хозяйства как основных отраслей, создающих материальные условия жизни народа.

Большое внимание в первые годы после окончания войны уделялось правильной организации кредитных отношений с хозяйством, успешному проведению расчетов, упорядочению финансового положения предприятий и организаций.

Необходимость быстрого восстановления и развития хозяйства потребовала увеличения вложений средств, в том числе предоставляемых в форме краткосрочного банковского кредита.

Возросшая роль как единого эмиссионного банка страны, центра краткосрочного кредитования и организации расчетов в хозяйстве, осуществляющего планомерное регулирование денежного обращения, аккумуляцию денежных средств и кассовое исполнение бюджета, была отражена в Уставе Государственного банка, утвержденном Советом Министров СССР 30 декабря 1949 года. Уставом были определены функции и место банка в системе органов экономического управления страной в новых, коренным образом изменившихся по сравнению с 1929 годом (когда был утвержден первый Устав Госбанка) условиях деятельности хозяйства.

В соответствии с задачами около половины кредитных вложений Госбанка направлялось в промышленность, восстановление которой было основой дальнейшего развития экономики.

Необходимо было перевести производство на выпуск продукции, удовлетворяющей потребностям мирного времени, расширить производство товаров народного потребления. Применительно к этим задачам перестраивалась и работа банка по кредитованию промышленности. Существенное значение для перевода промышленности на мирные рельсы имело предоставление Госбанком кредита по сверхнормативные запасы материалов, незавершенного производства, образовавшихся в результате прекращения выпуска военной продукции.

Получили развитие кредиты, связанные с повышением технического уровня производства: на затраты по механизации производства и улучшение технологии, а также на расширение производства товаров народного потребления.

Одной из важнейших задач этого периода было восстановление сельского хозяйства, которому война нанесла неисчислимый урон.

В 1948 году было восстановлено кредитование торговых организаций на дифференцированные сроки. Это способствовало усилению банковского контроля за оборачиваемостью отдельных товаров и ускорению их продвижения к потребителю.

Большое место в деятельности банка в четвертой пятилетке занимали вопросы укрепления

платежной дисциплины, своевременного возврата кредита, сокращения взаимной задолженности хозорганов.

В 1946 году на основе постановления Совета Министров СССР от 22 мая Госбанк был введен в состав Министерства финансов СССР.

В этот период проводилась работа по совершенствованию кредитного планирования, которое осуществлялось в увязке с мероприятиями по повышению уровня народнохозяйственного планирования в целом. Постановлением Совета Министров СССР от 29 августа 1946 года было предусмотрено ежеквартальное составление Госбанком и утверждение правительством кредитного и кассового планов Госбанка.

Одним из крупных мероприятий, осуществленных партией и Советским правительством, является проведение денежной реформы 1947 года.

Реформа была направлена на ликвидацию последствий войны и явилась результатом больших усилий партии и народа по восстановлению и развитию экономики. Проведению ее предшествовал ряд важных мер экономического порядка - повышение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, накопление товарных масс в руках государства, сближение коммерческих и пайковых цен на основе снижения коммерческих и повышения пайковых, устойчивое повышение доходов государственного бюджета над его расходами. Для дальнейшего успешного развития экономики необходимо было нормализовать денежное обращение, поднять покупательную способность рубля, повысить материальные стимулы. Эти задачи решались денежной реформой, проведение которой было возложено на Государственный банк.

Основы денежной реформы были определены постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 года "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары". Реформа предусматривала выпуск в обращение новых полноценных денег и изъятие из обращения фальшивых и неполноценных старых денег. В ходе ее был осуществлен обмен старых денег на новые, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах, проведена конверсия всех выпущенных государственных займов, за исключением займа 1947 года. Обмен старых денег на новые проводился с известными ограничениями, которые, не затрагивая трудовых доходов населения, позволили изъять накопления спекулятивных элементов.

Этим же постановлением была отменена карточная система снабжения продовольствен-

ными и промышленными товарами и введены единые государственные розничные цены.

Период, последовавший за победоносным окончанием Великой Отечественной войны, характеризуется широким развитием внешних экономических отношений Советского Союза как с социалистическими, так и с капиталистическими странами.

Росту внешней торговли значительно содействовало заключение более чем с 30 странами двусторонних соглашений о товарообороте и платежах, в соответствии с которыми в Госбанке открывались клиринговые счета для расчетов по взаимным поставкам товаров. Дальнейшее развитие получило кредитование Госбанком внешнеторговых операций. В 1946 году было возобновлено составление валютных планов, прекращенное во время войны, улучшена система организации валютного планирования.

Существенные изменения в начале 1958 года были внесены во взаимоотношения банка с колхозами в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций. Кредит Госбанка сыграл большую роль в создании и укреплении технической базы колхозов.

На основе постановления Совета Министров СССР от 24 сентября 1951 года и последующих решений правительства был изменен порядок кредитования торговых организаций. Так, в 1952 году в соответствии с постановлением правительства от 3 декабря кредитование их на дифференцированные сроки по группам товаров было отменено, и Госбанк начал предоставлять кредит на сроки в пределах средних норм оборачиваемости товаров в торговой сети и в пути.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Госбанк в 1954 году был выделен из состава Министерства финансов СССР, а Председатель Правления Госбанка был введен в состав Совета Министров СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 3 декабря 1954 года была установлена новая структура аппарата Госбанка.

В этот период расширились кредитные связи со всеми отраслями хозяйства, увеличился объем безналичных расчетов, осуществляемых Госбанком и охватывающих подавляющую часть платежного оборота. Вместе с тем обнаружилось некоторое отставание кредитно-расчетной работы банка, а также контроля рублем за хозяйственной деятельностью предприятий от достигнутого уровня развития социалистического хозяйства, что не отвечало необходимости дальнейшего укрепления хозрасчета.

Важным этапом в развитии Госбанка явилось постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 года "О роли и задачах Государственного банка СССР".

Это постановление определило на ряд лет задачи банка в деле усиления контроля рублем, укрепления денежного обращения, содействия развитию хозяйства на расширенной основе. В соответствии с этим постановлением Госбанк развернул большую организаторскую и экономическую работу по всемерному содействию росту производства, товарооборота и социалистических накоплений, укреплению денежного обращения в стране на основе строгого ограничения эмиссии потребностями наличноденежного оборота и усилению контроля за соблюдением кассовой и эмиссионной работы в учреждениях банка.

Был усилен дифференцированный подход при кредитовании и расчетах предприятий в зависимости от результатов их деятельности, а также приняты меры банковского воздействия на предприятия, не выполнявшие плановые задания, введен особый режим кредитования и расчетов. В целях более оперативного решения вопросов, связанных с кредитованием предприятий, в 1954 году были расширены права контор Госбанка по маневрированию лимитами кредитования.

Госбанк провел серьезные мероприятия по улучшению системы безналичных расчетов в хозяйстве. На основании постановления от 21 августа 1954 года в одногородних расчетах за товары и услуги были применены чеки из лимитированных чековых книжек. С 1 января 1955 года была ликвидирована семидневная отсрочка платежа с расчетных и текущих счетов. Чтобы сосредоточить платежный оборот предприятий на одном счете, лицевые счета по зачетам взаимных требований начали объединяться со специальными ссудными счетами.

Учитывая, что основная масса расчетных документов оплачивалась своевременно, в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 30 июня 1956 года, Госбанк с 1 января 1957 года начал вводить расчеты в порядке последующего акцепта платежных требований за товары и услуги. При этом такой порядок первоначально введен по торговым организациям.

В связи с переходом в 1957 году на территориальную систему управления промышленностью и образованием совнархозов были внесены изменения в порядок кредитования предприятий, кредитное планирование, а также структуру аппарата Госбанка.

В 1952 - 1958 годах непрерывно возрастал объем работы Госбанка, связанный с внешни-

ми операциями, повысился авторитет Советского Союза в организации международных экономических связей. Это обусловило необходимость постепенного перехода с двухсторонней формы расчетов на многостороннюю, как экономически более эффективную.

В целях совершенствования кредитования внешней торговли был введен порядок выдачи кредита внешнеторговым организациям по специальным ссудным счетам.

В эти годы значительно возросла роль Советского Союза как страны, предоставляющей кредит другим странам, в основном социалистическим и развивающимся. Кредиты выдавались на льготных условиях по более низкой процентной ставке, чем кредиты капиталистических стран. Все расчеты по внешним кредитам, объем которых непрерывно увеличивался, проходили через Госбанк СССР.

Укрепление экономики страны, расширение товарно-денежных отношений способствовали повышению роли Госбанка в народном хозяйстве и усилению его влияния на решение важнейших социальных и экономических задач, стоящих перед страной.

Банки в период проведения крупных народнохозяйственных реформ (1961 - 1986 годы)

Экономические задачи, сформулированные на съездах партии того времени, заключались в том, чтобы на основе всемерного использования достижений науки и техники, индустриального развития всего общественного производства, повышения его эффективности и производительности труда обеспечить рост промышленности, высокие темпы развития сельского хозяйства и благодаря этому добиться существенного подъема уровня жизни народа. Новые методы управления экономикой потребовали соответствующей перестройки кредитно-денежной системы, дальнейшего расширения кредитных связей банка с хозяйством. В этот период произошли важные изменения в деятельности Госбанка. Они затронули сферу кредитования и расчетов, планирования и регулирования денежного обращения, финансирования капиталовложений, организации сберегательного дела.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 года была проведена реорганизация кредитной системы. Сельскохозяйственный банк, Банк финансирования коммунального и жилищного строитель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства (Цекомбанк) и коммунальные банки были упразднены, а их операции переданы Государственному банку СССР и Промышленному банку СССР, который был преобразован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). С 1960 года Госбанк приступил к составлению годовых планов кредитования долгосрочных вложений.

Эти изменения, обусловившие дальнейшее развитие функций Госбанка и повышение его роли в системе органов экономического управления, были отражены в новом Уставе Госбанка, утвержденном Советом Министров СССР 29 октября 1960 года. В августе 1961 года Правление Госбанка приняло Положение об учреждениях Госбанка СССР.

С 1963 года по постановлению Совета Министров СССР от 4 октября 1962 года в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы, что позволило полнее сконцентрировать ресурсы кредитования и более эффективно использовать общегосударственный ссудный фонд.

Исходя из современного этапа, деятельность банка направлялась на то, чтобы: совершенствовать кредитование хозяйства, всемерно содействуя кредитному росту общественного продукта, повышению эффективности производства; укрепить денежное обращение, повысить покупательную способность рубля и его роль на международной арене; усилить действенность банковского контроля рублем за работой предприятий и организаций; улучшить организацию безналичных расчетов в хозяйстве, повысить финансовую, платежную и договорную дисциплину; обеспечить финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений в сельское хозяйство, широко внедрить счетно-вычислительную технику в работу банковских учреждений. Рост общественного производства и расширение сферы использования банковского кредита обусловили увеличение кредитных вложений во все отрасли хозяйства.

Партия и правительство уделяли большое внимание развитию кредитных отношений Госбанка с хозяйством. Важное значение для деятельности Госбанка имели принятые в этот период постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства", постановление Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 года "О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита

в стимулировании производства", постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1968 года "О мерах по улучшению практики применения новой системы планирования и экономического стимулирования производства", постановление ЦК КПСС и Совета Министров от 28 мая 1969 года "О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства", направленные на повышение уровня планирования, совершенствование экономических методов руководства хозяйством и более полное использование стоимостных категорий в интересах дальнейшего роста эффективности производства, пропорционального развития народного хозяйства.

В соответствии с этими постановлениями Госбанк внес важные изменения в организацию кредитования и расчетов, а также банковского контроля рублем. Ресурсы банка в большей мере стали направляться на развитие прогрессивных производств, максимальное увеличение выпуска продукции, нужной народному хозяйству и пользующейся спросом населения, расширение платных услуг. Усилилось воздействие банка на повышение доходности предприятий, улучшение их коммерческой деятельности, укрепление платежной дисциплины в хозяйстве.

В целях более эффективного использования оборотных средств предприятия несезонных отраслей промышленности стали кредитоваться Госбанком преимущественно по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату.

Были проведены мероприятия по дальнейшему улучшению порядка кредитования затрат на внедрение новой техники, механизацию и улучшение технологии производства, автоматизацию производственных процессов, модернизацию оборудования и других мероприятий, связанных с техническим совершенствованием и улучшением организации производства, а также затрат на расширение и организацию производства товаров народного потребления, выпуск новой продукции и изделий повышенного качества.

В соответствии с принципами экономической реформы был увеличен удельный вес капитальных вложений, осуществляемых за счет кредита.

Ряд мер был предусмотрен в области повышения роли процента за кредит - одного из экономических инструментов воздействия на предприятия в целях рационального использования оборотных средств, укрепления хозяйственного расчета. Начал взыскиваться повышенный по сравнению с платой за фонды процент за пользование отдельными видами кредита.

В соответствии с задачами по укреплению материально-технической базы сельского хозяйства и повышению его продуктивности Госбанк расширил кредитные связи с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями.

Деятельность банка в области совершенствования кредитования и расчетов колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий осуществлялась на основе постановлений партии и правительства: от 24 марта 1959 года "О порядке выдачи денежных средств и кредитования колхозов на производственные нужды", от 12 марта 1960 года "О кредитовании колхозов на производственные нужды", от 20 апреля 1961 года "О порядке выдачи денежных авансов и кредитов Госбанка СССР колхозам и совхозам", от 16 января 1964 года "О долгосрочном кредитовании межколхозных строительных организаций", от 12 марта 1964 года "О мерах подъема экономики отстающих колхозов", от 17 декабря 1965 года "Об улучшении кредитования колхозов" и ряда других. Осуществление предусмотренных в этих решениях мер позволило расширить область применения прямого банковского кредитования и укрепить кредитные отношения Госбанка с колхозами и совхозами, что способствовало дальнейшему подъему сельскохозяйственного производства.

В эти годы была введена гарантированная оплата труда колхозников и ежемесячные расчеты с ними за выполненные работы. С 1966 года колхозы стали получать на эту цель долгосрочные кредиты.

В принятом 11 марта 1971 года Советом Министров СССР постановлении "Об улучшении кредитования Госбанком СССР организаций (предприятий) государственной и кооперативной торговли" предусматривается дальнейшее совершенствование кредитных отношений Госбанка с торговлей на основе широкого проведения экономической реформы и укрепления хозяйственного расчета. В соответствии с этим постановлением основным показателем планирования и оценки хозяйственной деятельности предприятий, а также центральным показателем во взаимоотношениях банков с торговыми организациями стал объем товарооборота.

Постановлением отменен порядок кредитования торговли исходя из норм оборачиваемости товаров. Возврат кредита поставлен в прямую зависимость от утвержденного планового задания по товарообороту.

В эти годы получило развитие кредитование торговых организаций на затраты по укреплению их материально-технической базы. Торговым организациям выдаются ссуды на расширение и

реконструкцию магазинов, строительство мелкорозничной сети, а также приобретение оборудования для предприятий общественного питания, погрузочно-разгрузочных механизмов, их установку и монтаж.

На основе постановления Совета Министров СССР от 8 октября 1965 года, которым были утверждены новые Правила финансирования строительства. Госбанк осуществил в целях повышения эффективности капиталовложений меры по усилению контроля при финансировании и кредитовании капитального строительства.

4 мая 1960 года Совет Министров СССР принял постановление "Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами", на основании которого была проведена большая работа по изменению масштаба цен и обмену старых денег на новые. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В соответствии с Соглашением между правительствами стран-членов СЭВ в 1963 года был организован Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС), который осуществляет краткосрочное кредитование и расчеты по внешнеторговым операциям этих стран. Расчеты по торговым и другим платежам переведены с двухсторонней на многостороннюю основу и производятся в коллективной валюте социалистических стран - переводных рублях. В 1970 году создан Международный инвестиционный банк, призванный осуществлять долгосрочное и среднесрочное кредитование капитальных вложений социалистических стран. Организация этих международных кредитных институтов способствовала укреплению делового сотрудничества между социалистическими странами.

В течение рассматриваемого периода с участием советского капитала были открыты два банка за границей - Восход Хандельсбанк в Цюрихе (Швейцария) и отделение Моснарбанка в Бейруте (Ливан).

Правительством всесторонне разработаны конкретные направления осуществления главных задач, которые состоят в том, чтобы обеспечить дальнейший значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда. XXIV съезд указал источники роста и ресурсы, которые необходимо мобилизовать для дальнейшего ускорен-

ного развития общественного производства, а также методы совершенствования механизма хозяйствования, призванного обеспечить успешное развитие экономики.

Перед кредитной системой страны того времени была поставлена задача усилить экономическое воздействие с целью более полной мобилизации резервов производства, шире использовать экономические инструменты в интересах ускорения технического прогресса и интенсификации производства.

В 1965 - 1969 годах в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

Реформа банковской системы. Перестройка и распад Советского Союза

Как известно, принятые правительством решения, не способствовали разрешению острых проблем, стоявших перед российским финансовым рынком, банковской системой. Более того, оценивая развитие экономики в последнее десятилетие, можно сказать, что они оказали отрицательное воздействие почти на все сферы народного хозяйства и уровень жизни населения. К главным отрицательным результатам этих решений можно отнести потерю доверия к регулирующим органам со стороны участников финансового рынка, других хозяйственных субъектов и населения, системный банковский кризис, ухудшение репутации России в международных финансовых кругах.

Однако обратимся к истории. В деятельности банковской системы страны этого периода следует отметить следующие моменты.

В 1987 году была проведена реорганизация кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Государственный банк СССР стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 года был утвержден четвертый Устав Государственного банка СССР, в со-

ответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 года в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 года Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.

13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 года были приняты Законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

В июне 1991 года был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования

экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 года принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991 - 1992 годов под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. Огромное развитие получили самостоятельные коммерческие банки. После упразднения Государственного банка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 года начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Подводя итоги сказанному, необходимо помнить, что тщательное изучение исторического процесса развития банковского дела позволяет яснее понять современную структуру и методологию банковского процесса и его функций. Проводившаяся последние годы политика делает комплекс задач, связанных с формированием здоровой банковской системы, очень актуальным. С учетом глобальных изменений банковская система страны развивается во всех направлениях, используя доступный международный и национальный опыт, адаптируя его, соответственно, к особенностям российского банковского и финансового дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.