Научная статья на тему 'Принципы функционирования социалистической банковской системы сссР в период с 1930 по 1987 год'

Принципы функционирования социалистической банковской системы сссР в период с 1930 по 1987 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1271
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемьев А.А.

Проведен анализ основных факторов, оказавших влияние на развитие принципов формирования банковской системы России в период с 1917 по 1930 г., краткосрочный по времени, но емкий по содержанию. Период, когда старая банковская система была сломана, а новая строилась без обоснованной стратегии. Переходные периоды интересны тем, что на основе оценки, происходящих процессов, можно выработать рекомендации, на базе которых можно избежать ошибок при проведении последующих общественных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы функционирования социалистической банковской системы сссР в период с 1930 по 1987 год»

Страницы истории

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ СССР В ПЕРИОД С 1930 ПО 1987 ГОД

а. а. артеиьев,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и менеджмента Тверской институт экологии и права

кредитная реформа первой половины 30-х гг. ХХ в. положила начало новому этапу в развитии национальной банковской системы. необходимость реформы была обусловлена отказом от нЭПа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой.

В соответствии с постановлением Цик и снк ссср от 30.01.1930 «О кредитной реформе» ее основное содержание заключалось [1]:

— в ликвидации коммерческого кредита и замене его прямым банковским кредитованием. Государственным предприятиям и кооперативам запрещалось отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. При отсутствии денег они обязывались обращаться за необходимыми средствами в банк;

— изменении методов кредитования. После кредитной реформы банковский кредит предоставлялся предприятиям-покупателям;

— сосредоточении краткосрочного кредитования в едином кредитном институте — Госбанке ссср с тем, чтобы усилить его роль как расчетного центра и обеспечить возможность контроля за соблюдением предприятиями установленных плановых заданий. В результате Госбанк ссср стал обслуживать основную массу предприятий, исключение составляли предприятия местного подчинения.

реформа национальной банковской системы коснулась почти всех сторон хозяйственной деятельности государства и предприятий. Она

способствовала усилению плановых начал и укреплению хозрасчета в народном хозяйстве. Были внесены изменения в договорные отношения между предприятиями, созданы органы государственного арбитража для выяснения споров и разногласий, запрещено покрытие ресурсами Госбанка убытков хозорганов, строго разграничены источники формирования оборотных средств, положено начало планированию потребностей хозяйства в средствах, определены принципы организации расчетов в стране.

начиная с 1930 г., большое внимание уделялось сберегательным кассам, которые появились в 1922 г. на них были возложены функции по привлечению средств населения во вклады, размещению государственных займов и денежно-вещевых лотерей. Вплоть до 1963 г. сберкассы находились в ведении Министерства финансов и были удобным источником финансирования государства. В 1964 г. постановлением сМ ссср от 29.03.1964 они были переданы в ведение Госбанка ссср [2, с. 37]. Постановление ВЦик и снк ссср от 08.06.1931 «О работе сберкасс и развитии сберегательного дела» предусматривало [3, с. 275]:

— необходимость довести количество сберкасс к 1932 г. до 34 тыс., в том числе 24 тыс. — в сельской местности;

— подготовку специалистов;

— развитие сети на крупных новостройках, отдельных предприятиях, совхозах, колхозах;

— улучшение обслуживания вкладчиков;

— развитие безналичных расчетов при выдаче заработной платы;

— перечисление 15 % вкладов в виде долгосрочного кредитования сельскому хозяйству, городским советам, райисполкомам, колхозам;

— пересмотр счетоводства и отчетности в сторону упрощения.

В 1934 г. был поднят вопрос о коммерческих ломбардах. В целях предоставления трудящемуся населению возможности пользоваться потребительским кредитом снк принял решение об утверждении коммерческих ломбардов. Основной задачей ломбардов являлось: выдача срочных ссуд под залог имущества; прием на хранение имущества; продажа на комиссионных началах имущества, сданного в залог и на хранение. собственные средства были определены в сумме более 100 000 руб. для развития деятельности ломбарды могли получать ссуды в коммерческих банках [2, с. 166].

Большое значение для проведения реформы имело постановление снк ссср от 20.03.1931 № 229 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечения хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах», в котором была сформулирована роль Государственного банка и его первоочередные задачи [4]. Отмечалось, что Госбанк должен стать расчетным центром для обобществленного хозяйства, общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов, обеспечивать действенный контроль рублем и укрупнение хозрасчета.

В 1931 г. практически перестали существовать частная промышленность и торговля. их место заняли государственные и кооперативные предприятия, что вызвало изменения и в банковской сфере.

Полное вытеснение частника из промышленности и торговли и сосредоточение всей работы банка на обслуживании общественного хозяйства привели к тому, что Госбанк стал не только расчетным, но и кассовым центром социалистического общества. кредитное дело сосредоточилось в руках государства, сами банки стали государственными органами, выполняющими управленческую функцию контроля рублем.

на основании Постановления снк ссср от 20.03.1931 № 229 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечения хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» [5] и 23.07.1931 «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций» [6] правлением Госбанка были разработаны положения и правила

кредитной и расчетной работы Госбанка ссср. Одновременное наделение предприятий собственными оборотными средствами позволяло более точно установить объекты и объемы банковского кредитования. краткосрочный кредит государственным предприятиям стал предоставляться лишь на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, вытекающие из хода производства и обращения товаров.

Хозяйственным организациям были открыты расчетные счета для их собственных средств и отдельные ссудные счета для использования заемных средств.

Поэтому ликвидация коммерческого кредитования обеспечивала полную мобилизацию временно свободных денежных средств народного хозяйства и ресурсов государственного бюджета через банковскую систему и планомерное распределение их на нужды растущей экономики.

Преобразования проводились в соответствии с основной задачей, которая была поставлена перед Госбанком на XVI съезде кПсс. В результате осуществления реформы Госбанк стал единым банком краткосрочного кредитования, расчетным и кассовым центром народного хозяйства.

Переход к прямому банковскому кредитованию позволил повысить уровень кредитного планирования. Придавая большое значение кредитному плану как части народнохозяйственного плана, совнарком сссР с 1931 г. стал утверждать его ежегодно [3, с. 211].

В соответствии с постановлением Правительства сссР от 05.05.1932 № 191 «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» в системе Наркомфина сссР были организованы [7]:

— Банк финансирования капитального строительства промышленности и хозяйства (Промбанк), преобразованный из Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства;

— Банк финансирования социалистического земледелия (сельхозбанк);

— Банк финансирования капитального строительства (Всекобанк), преобразованный из Всероссийского кооперативного банка;

— Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк).

Как следует из названия банков, их главной задачей становится не кредитование, а финансирование народного хозяйства.

В обязанности новых банков входило предоставление в Наркомфин и соответствующие наркоматы и ведомства оперативной и бухгалтерской отчетности об использовании планов финансирования капитального строительства соответствующих отраслей народного хозяйства.

Обобществление банков объяснялось потребностями социалистической реконструкции всего народного хозяйства и интересами быстрого развития капитального строительства, вызывающими специализацию отраслевого финансирования при обеспечении единства кредитной системы, необходимостью контроля за установленным целевым использованием отпускаемых на капитальное строительство государственных средств, внедрением хозрасчета на стройках и удешевления строительства. В 1934 г. через специальные банки было профинансировано 96,9 % государственных капитальных вложений [8, с. 380].

В соответствии с принятым постановлением были внесены изменения в законодательство страны.

Впоследствии Всекобанк переименовали в Банк финансирования и кредитования торговли (торгбанк). В 1957 г. он был упразднен.

В рассматриваемые годы важное значение для развития сссР имело укрепление внешних экономических и валютно-финансовых связей. В период социалистической индустрии большая часть оборудования для строящихся предприятий ввозилась из-за границы. В связи с этим сссР изыскивал источники для мобилизации золота и иностранной валюты. Задача накопления золотовалютных резервов в те годы вытекала также из необходимости ограждения экономики страны от колебаний конъюнктуры международного рынка, переживавшего в 1928 — 1933 гг. острый валютный кризис.

В этих условиях правительство наряду с мерами по стимулированию производства товаров для экспорта проводит ряд мероприятий по ограничению валютных операций. Были отменены операции по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу. советская валюта была изъята из оборота иностранных бирж и перестала котироваться за границей. советские товарные биржи и фондовые отделы при них, определявшие курс иностранных валют в рублях в значительной мере в зависимости от спроса и предложения, были ликвидированы, и

в соответствии с постановлением сНК сссР от 06.02.1930 «Об организации при Государственном банке союза ссР котировальных комиссий» при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют [9].

существенное значение для накопления валютных резервов имело также создание в 1931 г. торговой организации «торгсин», в магазинах которой товары продавались советским гражданам и иностранцам за золото и иностранную валюту.

В рассматриваемый период получила развитие и функция Госбанка по организации международных расчетов.

Осуществляя все иностранные операции на территории сссР (на основе ранее предоставленного ему монопольного права), Госбанк добивался роста ресурсов в иностранной валюте, экономного использования золотовалютных резервов, привлечения средств на своих счетах в иностранной валюте, содействовал в процессе кредитования и расчетов развитию внешнеэкономических связей сссР с иностранными государствами. существенное значение для решения этих задач имела деятельность советских банков за границей. В 1939г. они действовали в Шанхае, Париже, Берлине, тегеране и др.

В 1938 г. Госбанком сссР была проведена работа по улучшению выполнения иностранных операций. Были разработаны правила совершения операций по переводам за границу и из-за границы, с наличной иностранной валютой, по текущим счетам и вкладам в иностранной валюте, по вывозу иностранной валюты за границу и т. п.

В 1940 г. на основании постановления Эко-номсовета при сНК сссР от 31.12.1939 была разработана инструкция о порядке кредитования импортных объединений НКВт. согласно указанной инструкции кредитование импортных объединений производилось Госбанком в форме ссуд под аккредитивы, выставленные за границу для расчетов с инофирмами за товары и услуги, а также в форме подтоварных ссуд.

ссуды импортным объединениям не лимитировались. Кредитование их производилось без норматива как в сссР, так и за границей, в пределах общих контрольных цифр по квартальному кредитному плану Госбанка, утвержденному сНК сссР.

ссуды выдавались в сумме полной фактической стоимости товаров по ценам покупки с прибавлением фактически произведенных накладных расходов [3, с. 412].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сссР в начале 1930-х гг. была создана од-нозвенная национальная банковская система, включающая: Госбанк сссР; четыре всесоюзных специализированных банка финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений — Промбанк, сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанк, имеющий широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками; сберегательные кассы, представляющие собой единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее широкие слои населения путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов.

В таком виде национальная банковская система просуществовала практически до 1959 г.

Как показывают проведенные исследования трудов российских экономистов Андрюшина с. А., Левичевой И. Н., Шенгера Ю. Е.[10, 11, 12], реорганизация банковской системы, проведенная в 1959 г., свелась к ликвидации Торгбанка, сельхозбанка и Цекомбанка. Все их функции (финансирование и долгосрочное кредитование сельского и лесного хозяйства, потребительской кооперации, банковское обслуживание населения) и сеть институтов перешли в ведение Госбанка.

Государственный банк сссР являлся эмиссионным банком и расчетным центром страны. В его составе действовали Государственные трудовые сберегательные кассы. Если после реформы 1930 г. в Госбанке было сосредоточено краткосрочное кредитование, то с 1959 г. он стал осуществлять и долгосрочное кредитование капитальных вложений. Его основные функции сводились:

— к регулированию денежного обращения;

— организации государственного фонда кредитования народного хозяйства;

— кредитованию всех отраслей кроме строительства;

— организации и осуществлению денежных расчетов;

— кассовому обслуживанию народного хозяйства;

— кассовому исполнению государственного бюджета;

— приобретению, хранению и использованию валютного фонда страны, производству расчетов с иностранными государствами.

Промбанк был реорганизован в стройбанк. Его устав был утвержден постановлением сМ сссР от 01.10.1964. В эти же годы и сформировались законодательно основные функции стройбанка: предо-

ставление кредита на строительство автовокзалов и станций (постановление сМ сссР от 17.10.1964), кредитование затрат на расширение производства товаров народного потребления и улучшение бытового обслуживания (постановление сМ сссР от 13.02.1965), кредитование строительства жилых домов для колхозников (постановление сМ сссР от 19.02.1965), кредитование организаций автотранспорта (постановление сМ сссР от 13.04.1965) [2, с. 38]. В указанном банке сосредоточилось примерно 70-75 % всех капитальных вложений. стройбанк был выведен из состава Министерства финансов сссР и подчинен непосредственно правительству. Банку были предоставлены права в области финансирования, кредитования и расчетов в строительстве, которые ранее имело Министерство финансов сссР.

Банк для внешней торговли сссР (Внешторгбанк) производил валютные переводы по некоторым платежам из сссР в другие страны и из-за границы в сссР, хранил средства иностранных представительств в сссР и вел их счета в иностранной валюте, осуществлял валютно-кассовые операции неторгового характера, производил обмен валюты туристам и другие операции.

сохранявшаяся впоследствии в течение нескольких десятилетий ситуация стабильности, полной неизменности, государственной монополии на кредитном рынке породила доверие к государственной банковской системе как к самому мощному гаранту вкладов, сформировала определенную психологию у населения — самого массового вкладчика. Она выражалась в сохранявшемся длительное время устойчивом предпочтении государственных кредитных организаций коммерческим банкам.

Кредитные организации небанковского типа, такие как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита и т. п., были ликвидированы. специальных финансовых организаций — страховых компаний, инвестиционных фондов, пенсионных фондов — не существовало, так как системы страхования и пенсионного обеспечения имели государственный характер и были составной частью государственных финансов.

следовательно, национальная банковская система сссР не отвечала принципам функциональной полноты, были нарушены также принципы саморазвития, открытости, эффективности и др.

Принципы кредитования в рассматриваемый период претерпели значительные изменения. «Кредитование приобрело черты механической выдачи

ФИНАНсЫ И КРЕДИТ

73

средств при наличии определенных условий» [12, с. 276]. Кредитование предприятий было основано на утверждаемых планах и сметах, не учитывало реальных потребностей заемщика в заемных средствах и возможностей по возврату кредита. Планирование кредита на уровне Госбанка не позволяло учитывать условия экономической деятельности на местах. Невозвращенные в сроки кредиты без особых сложностей списывались на убытки. При выдаче кредитов банки руководствовались исключительно плановыми показателями, полученными сверху, реальное положение заемщика, его кредитоспособность в расчет не принимались. таким образом, отсутствие необходимости учитывать принципы кредитования заемщика, используемые на более ранних периодах построения банковской системы России, в очередной раз привело к потере теоретической базы данного понятия. Экономисты советского периода (за исключением периода НЭПа) не занимались в должной степени вопросами кредитования.

Национальная банковская система базировалась на принципах планового ведения социалистического хозяйства, сметного планирования и финансирования.

такая банковская система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 г.

Как отмечают Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. д.[13, с. 48], вместе с тем в стране происходили и негативные процессы: возрастал дефицит государственного бюджета, кредит вследствие убытка некоторых производств покрывал нерациональные затраты. Краткосрочные и долгосрочные кредитные вложения намного превышали годовые финансовые затраты из бюджета. Краткосрочная задолженность по банковским кредитам на 1 января 1987 г. составляла 325 млрд руб., в то время как расходы бюджета на эти цели в том же году составляли 57,3 млрд

руб. долгосрочные ссуды были на уровне 69,9 млрд руб.

Основные аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с 1930 по 1987 г. представлены в таблице.

Можно сделать вывод о том, что национальную банковскую систему в рассматриваемом периоде можно охарактеризовать как одноуровневую. Она базировалась на трех государственных банках-монополистах: Госбанке сссР, Огройбанке сссР и Внешторгбанке сссР. За границей действовали совзагранбанки. Кроме того, существовала система территориальных сберегательных касс, а также ломбарды.

сформировавшаяся национальная банковская система представляла собой систему государственных учреждений. Их деятельность регулировалась инструкциями и распоряжениями государственных органов и Госбанка сссР, который, по существу, сам функционировал как министерство банков, управляя банковской системой в основном административными методами, неся формальную ответственность совместно с центральными и местными органами власти по обязательствам всех подчиненных ему кредитных учреждений. Данный вывод также подтверждают положения Устава Госбанка сссР [14].

В обозначенном периоде национальная банковская система сссР не отвечала принципам функциональной полноты, были нарушены также принципы саморазвития, открытости, эффективности и др.

Принципы кредитования в рассматриваемый период претерпели значительные изменения. Кредитование предприятий было основано на утверждаемых планах и сметах, не учитывало реальных потребностей заемщика в заемных средствах и возможностей по возврату кредита.

ЛИТЕРАТУРА

Аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с 1930 по 1987г.

Основной тип заемщика Аспекты и принципы деятельности Государственная политика Характеристика законодательной базы

Государственные предприятия и колхозы Национальная банковская система сссР не отвечала принципам функциональной полноты, были нарушены принципы саморазвития, открытости, эффективности и др. Кредитование предприятий было основано на утверждаемых планах и сметах, не учитывало реальных потребностей заемщика в заемных средствах и возможностей по возврату кредита Полная мобилизация временно свободных денежных средств народного хозяйства и государственного бюджета через банковскую систему. Централизация банковских операций в Госбанке. Кредитование по строгому плану Жесткое регулирование со стороны государства проведения всех банковских операций постановлениями правительства и инструкциями Госбанка

1. Постановление ЦИК и сНК сссР от 30.01.1930 «О кредитной реформе» // сЗ, 1930, № 8, ст. 98.

2. Банковское законодательство: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова. — М.: Вузовский учебник, 2007. — 317 с.

3. История Государственного банка сссР в документах. — М.: Финансы, 1971. — 879 с.

4. Постановление ЦИК и сНК сссР от 20.03.1931 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечения хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» // сЗ, 1931, № 18, ст. 166.

5. Постановление сНК сссР от 20.03.1931 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечения хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» // сЗ, 1931, № 18, ст. 166.

6. Постановление сНК сссР от 23.07.1931 «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций» // сЗ, 1931, № 46, ст. 316.

7. Постановление сНК сссР от 05.05.1932

№ 191 «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» // собрание законов и распоряжений Правительства союза ссР. 1932. № 31, с.298 — 300.

8. СелищевА. С. Деньги. Кредит. Банки. — сПб.: Питер, 2007. — 467 с.

9. Постановление сНК сссР от 06.02.1930 «Об организации при Государственном банке союза ссР котировальных комиссий» // сЗ, 1930, № 10, ст. 125.

10. Андрюшин С. А. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития.

— М., 1998. - 321 с.

11. Левичева И. Н. История создания государственного банка в России. — М., 1995. с. 137.

12. Шенгер Ю. Е. Очерк советского кредита.

— М., 1961. — с. 79, 267.

13. Организация деятельности Центрального банка: Учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова; под общ. ред. Г. Г. Фетисова. — М.: КНОРУс, 2006. — 438 с.

14. Устав Госбанка сссР // сЗ ссР, № 48, ст. 1215.

Подписка eUBRARy.RU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.