Страницы истории
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
и функционирования национальной
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1930 г.
а. а. артемьев,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и менеджмента Тверской институт экологии и права
как отмечалось в статьях «Основные принципы создания и начала функционирования национальной банковской системы россии с середины XVIII в. до 1860 г.» и «Основные причины, обусловившие развитие принципов формирования и функционирования банковской системы россии в период с 1860 по 1917г.», ранее опубликованных в журнале «Финансы и кредит» 1*, банковская система россии в своем развитии прошла ряд этапов, которые существенно отличались друг от друга.
Цель авторского исследования — проанализировать основные причины, оказавшие влияние на развитие принципов формирования и функционирования банковской системы россии в период с 1917 по 1930 г. Это период, краткосрочный по времени, но очень емкий по содержанию. Период, когда россия была на перепутье, старая банковская система оказалась сломана, а новая, методом проб и ошибок, без четкой стратегии, только создавалась. Переходные периоды интересны еще и тем, что на основе анализа и оценки происходящих в них процессов можно выработать практические рекомендации, на основе которых можно избежать многих ошибок при последующих проводимых преобразованиях в целях избежания просчетов при очередных значительных общественных трансформациях.
Задачи авторского исследования: • выявить просчеты, допущенные руководством большевиков при проведении в стране корен-
г Финансы и кредит. 2008. № 7(295). с. 67 — 72.
ных преобразований, существенно отразившихся на национальной банковской системе;
• исследовать основные принципы деятельности банковской системы россии в обозначенный период;
• обосновать, что нарушение принципов формирования и функционирования национальной банковской системы существенно влияет на эффективность ее деятельности.
как показывают проведенные авторские исследования, еще до октябрьского переворота в «апрельских тезисах» В. и. Ленин выдвинул требование: «слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны срд» [1, с. 111].
на основании принятого в 1917 г. декрета ВЦик «О национализации банков» [2, с. 230] была провозглашена монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений, а также их слияние с Государственным банком, переименованным в народный банк рсФср и переданный в ведение наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков. В годы «военного коммунизма» фактически потеряли свое экономическое значение деньги, денежное обращение практически было разрушено. В 1920 г. один из видных вдохновителей экономической политики этой эпохи Ю. Ларин оценивал состояние денежного хозяйства страны и перспективы его развития следующими словами: «Постоянное умирание денег нарастает по мере роста органи-
зованности советского хозяйства... Деньги, как единое мерило ценности, не существуют вовсе. Деньги как средство обращения могут быть упразднены уже в значительной степени. Деньги как средство платежа прекратят свое существование, когда советское государство. избавит (рабочих) от необходимости бегать по сухаревкам. И то и другое находится в пределах нашего предвидения и практически разрешатся в ближайшие годы. А тогда деньги потеряют свое значение как сокровище и останутся только тем, что они есть в действительности: цветной бумагой» [3].
С точки зрения денежной политики существенным являлось то обстоятельство, что государство брало на себя дело снабжения всего населения всеми продуктами и то, что распределение регулировалось не спросом и предложением, а планом. Продукты выдавались по карточкам. Твердая цена, которая вначале еще назначалась и взыскивалась, постепенно утратила всякое, даже учетное, значение.
Поскольку все продукты поступали в натуре в распоряжение органов государственной власти, всякое денежное обложение производства, обмена и даже потребления становилось ненужным и по большей части даже невозможным. Отказываясь от системы денежного хозяйства, государственная власть должна была отказаться и от системы денежных налогов. из государственного бюджета, таким образом, последовательно исчезали денежные ресурсы, и эмиссия все более становилась единственным источником покрытия денежных расходов.
так, чем больше большевики проникались идеей о необходимости построения единого плана, тем больше возникало практических препятствий для этого. Бюджетной работы в точном смысле в этот период не существовало. Ее заменял особый порядок распределения бумажных денег, получивших название «расчетные знаки» (совзнаки). Этих знаков всегда не хватало.
С 1917 по 1923 г. денежная масса в обращении увеличилась в 200 раз, а цены — в 10 млн раз [4, с. 87].
В марте 1919 г. государственные предприятия переводятся исключительно на сметное финансирование. Одновременно Декретом от 4 марта 1919 г. «О ликвидации обязательств государственных предприятий» [5, с. 461] ликвидируются все обязательства госпредприятий, в том числе и обязательства по отношению друг к другу. В течение 1919 г. на местах производится объединение банковских отделений с финансовыми органами.
В условиях «военного коммунизма» возникла необходимость централизованного бюджетного финан-
сирования. На основании Декрета СНК от 19 января
1920 г «Об упразднении Народного банка» [6, с. 88] он был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. Осуществление сохранивших еще силу и значение банковских операций (в основном — организация расчетов и выдача денег с текущих счетов и вкладов) возлагалось на Центральное бюджетно-расчетное управление. В январе 1920 г. ликвидируются кредитные и ссудно-сберегательные товарищества путем слияния их с потребительскими обществами.
Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы кредитования и расчетов. Многие считали это важным этапом перехода к безденежным отношениям. Но в результате проведенных преобразований теоретические и практические наработки в области кредита оказались безвозвратно утеряны. Данный исторический период характеризуется отсутствием интереса экономистов к вопросам кредитования и принципам его осуществления, что объясняется свертыванием кредитных операций. Произошло сужение сферы частных кредитных отношений до уровня домохозяйства [7, с. 40].
Система «военного коммунизма» существовала в течение 1918 — 1920 гг. Она была продуктом военных условий, определенной идеологии, реализацией социалистического замысла.
Без центрального банка страна просуществовала 20 месяцев. Однако, как указывают О. И. Лав-рушин, Е. Ф. Жуков, А. С. Селищев, В. В. Иванов [8, 9, 10, 11], полного заката банковской системы не последовало. Переход к хозяйственному мирному строительству и введение в 1921 г. новой экономической политики, восстановление и развитие торговли и денатурализация хозяйственных отношений потребовали широкого использования денег и кредита во всех областях хозяйственной жизни страны. Необходимо было добиться устойчивых денег и организовать широкое кредитование восстанавливаемого хозяйства. Для решения этих важных задач требовалось создать центр кредитования и государственного регулирования денежного обращения. Таким органом и должен был явиться Государственный банк, созданию которого придавалось большое значение [7, с. 15]. В октябре
1921 г. вновь утверждается Государственный банк РСФСР (в 1923г. преобразован в Государственный банк СССр), которому передаются банковские операции и кассовые функции Наркомфина. Государственный банк должен был содействовать
кредитом и банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также концентрации денежных оборотов и проведению ряда мер к установлению устойчивого денежного обращения. В условиях кредитования Госбанком государственной промышленности от 22 октября 1921 г. [12, с. 124] указывалось, что кредитование государственных промышленных предприятий в Государственном банке может происходить только при соблюдении ряда условий — отчасти формальных, отчасти относящихся к существу дела. Условия эти были следующими:
• банк должен иметь точное представление о назначении обращающегося за кредитом предприятия, о его правах и обязанностях;
• банк должен быть осведомлен о лицах, стоящих во главе кредитующегося предприятия, о степени подготовленности их к руководству делом и обо всех переменах в составе персонала, управляющего предприятием;
• банку должны быть известны объем деятельности предприятия, его экономическая и финансовая мощь. Поэтому банку в обязательном порядке должны были представляться производственная программа и финансовая смета предприятия, утвержденные надлежащей властью;
• испрашивающее ссуду предприятие должно пояснить банку источники, способы и сроки погашения ссуды и иметь в виду, что ссуды Банка могут быть только краткосрочными и, по общему правилу, использоваться для приобретения оборотных средств. ссуды на капитальные цели могли предоставляться только в исключительных случаях при условии, что они могли быть погашены в течение короткого срока. Банк мог предоставлять ссуду лишь при наличии ее покрытия;
• испрашивающее ссуду предприятие должно было быть готово к тому, что Банк при предоставлении ссуды поставит одним из условий предоставление заемщиком надлежащего обеспечения и выяснит вопрос о таковом;
• банку предоставлялось право удостоверяться в том, как работает предприятие и выполняются условия, на которых ему предоставлялись ссуды. Ие признающие этого права предприятия не могли быть его заемщиками.
• работы государственных предприятий на нужды страны должны были обеспечиваться своевременной платой деньгами или натурой со стороны государственных заготовительных и распределительных организаций, так
как операции банка не предназначались для сокращения бюджетных ассигнований на выполнение заказов государства и эти работы, по общему правилу, не должны были служить поводом к выдаче банком ссуд. Из этого правила могли быть допущены исключения в случаях, например, временных задержек в исполнении казною своих обязательств по снабжению предприятий деньгами или материалом, причем в этом случае предоставлялись не промышленные ссуды, а краткосрочные кредиты под обеспечение товарами и долговыми обязательствами государственных учреждений и т. д.;
• кредит банка не мог рассматриваться как единственный источник оборотных средств промышленного предприятия. Поэтому банковский кредит всегда должен был рассматриваться как дополнение к другим оборотным средствам предприятия;
• банк не мог затрачивать очень большую часть своего капитала на одно или немногие предприятия, которые при ограниченности средств банка являлись бы монополистами по использованию банковского кредита;
• государственные промышленные предприятия, финансируемые в сметном порядке, могли получать в банке кредит только под залог товаров, предоставленных этим предприятиям для сбыта на вольном рынке;
• банк, кроме обычного процента за пользование деньгами, должен был перелагать на заемщика потери от понижения покупательной способности денег;
• условия кредитования банком отдельных промышленных предприятий не должны были подводиться под общий шаблон. Они должны были определяться в зависимости от особенностей каждого отдельного предприятия и условий его деятельности в особом договоре с банком, в котором должны были быть предусмотрены все взаимные права и обязательства сторон и который заемщик должен был исполнять в полном объеме;
• банк ни в коем случае не обязывался удовлетворять требования о кредите, даже если все упомянутые выше условия промышленным предприятием соблюдались, и имел право отклонять всяческие требования.
В связи с массовым образованием кооперативов 22 ноября 1921 г. ВЦИКОМ были приняты
«Правила кредитования кооперативов в Госбанке»
[13, с. 217].
Вышеуказанными правилами предусматривались следующие полномочия и условия предоставления кредитов Госбанком кооперативам:
• Госбанк имел право открывать кредиты всем кредитным организациям, однако преимущественное право на получение кредита при одинаковой кредитоспособности организаций принадлежало союзам кооперативных организаций.
• управления местными отделениями и конторами Госбанка могли открывать кооперативным организациям кредиты только в размере, установленном Правлением Госбанка. Кредиты сверх установленной нормы подлежали утверждению Правлением Госбанка;
• при предоставлении ходатайства о кредите кооперативу необходимо было представлять как можно более полные документы, характеризующие его кредитоспособность и характер деятельности. В заявлении о кредите должно было указываться, на что испрашивается кредит, а также предоставлять подробные соображения (планы, сметы и т. д.), обосновывающие испрашиваемую сумму, а также возможность погашения таковой в срок;
• кредит кооперативным организациям мог открываться только на ведение самостоятельной хозяйственной деятельности, организуемой на началах безубыточности;
• ссуда, выдаваемая кооперативу, должна была быть временным дополнением к средствам самого кооператива, собираемым им со своих членов в виде вступительных и паевых взносов, авансов, вкладов, специальных фондов и прочего;
• кредит не мог предоставляться на выполнение обязанностей государственных органов, которые финансировались в особом порядке по сметам Наркоматов; покрытие организационных расходов кооператива и культурно-просветительскую, научную, иную хозяйственную деятельность кооператива;
• при истечении срока действия ссуда обязательно должна быть погашена кооперативом. Пролонгация ссуд не допускалась;
• увеличение кредита кооперативу допускалось только в том случае, если увеличилась его кредитоспособность и объем хозяйственной деятельности;
• кредит кооперативу мог быть в любое время закрыт Правлением Госбанка в случае, если кооператив вел свою деятельность с наруше-
нием норм действующего законодательства и установленных правил или в его деятельности обнаруживалось нарушение кооперативных принципов.
Как следует из вышеизложенного, во времена НЭПа кредиты Госбанком предоставлялись государственным предприятиям и кооперативам на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, оценки кредитоспособности потенциального заемщика и способности его получать доход.
Деятельность Госбанка и его подразделений, совершение банковских операций, в том числе предоставление кредита, регламентировались Декретами ВЦИК и СНК РСФССР, циркулярными письмами и инструкциями Правления Госбанка и иными нормативными актами.
Одновременно с расширением кредитных операций, увеличением сети филиалов и укреплением связей с народным хозяйством Государственный банк накапливал фонд драгоценных металлов и иностранной валюты. Но в то же время Государственный банк не был способен обеспечивать в полном объеме развития восстанавливающейся рыночной экономики. Поэтому потребовалось создать целый ряд других кредитных учреждений. При дополнении работы Госбанка исходят из следующих обстоятельств:
• политическая стабилизация общества;
• устранение административных барьеров;
• развитие общественных настроений в пользу частного предпринимательства и рост предпринимательской активности;
• развитие восстанавливающейся рыночной экономики.
Следовательно, руководство страны начало осознавать, что национальная банковская система и принципы ее формирования и функционирования могут оказывать существенное влияние на экономику государства.
Указанные обстоятельства привели к определенному восстановлению той ниши, которую занимали банки в национальной экономике до Октябрьской революции 1917 г.
Поэтому в целях развития национальной экономики с января 1922 г. стали образовываться кредитные и ссудосберегательные товарищества. В феврале 1922 г. в форме паевого товарищества с участием Госбанка учреждается Банк потребительской кооперации (Покобанк), преобразованный в 1923 г. во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк). Первоначально он обслуживал только
своих пайщиков, организации потребительской кооперации. Одновременно с Всекобанком кредитование кооперации всех видов осуществлял Всеукраинский кооперативный банк (Украин-банк), который по характеру и содержанию работы практически ничем не отличался от Всекобанка.
В октябре 1922 г. был создан Торгово-промышленный банк (Промбанк), который должен был содействовать развитию промышленности, транспорта, внешней и внутренней торговли. средства банка создавались на акционерных началах, причем акционерами являлись руководящие хозяйством государственные органы (ВснХ, Промбюро), а также отдельные предприятия и отрасли промышленности. Он широко практиковал учет векселей, предоставлял кредиты под товары и товарные документы.
В конце 1924 г., наряду с Промбанком, для кредитования энергетики и электроснабжения был создан Электробанк. В отличие от Промбанка, который обслуживал главным образом эксплуатационную деятельность промышленности и соответственно развивал операции по краткосрочному кредитованию, Электробанк специализировался на капиталовложениях, на долгосрочном кредите.
Гражданская война и иностранная интервенция причинили большой ущерб жилищно-коммунальному хозяйству страны, которое пришло в полный упадок. В связи с этим были приняты меры к расширению жилищно-коммунального хозяйства. Для концентрации финансовых ресурсов на указанном направлении начали создавать коммунальные банки, задачами которых были кредитование местного коммунального хозяйства, предоставление местному населению кредитов на нужды городского строительства, обслуживание краткосрочным кредитом местных государственных, кооперативных и частных предприятий. В апреле 1923 г. открылся Московский городской банк, Харьковский и Вологодский, в мае — Петроградский и т. д. В марте 1925 г. на акционерных началах был учрежден Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк), который должен был содействовать своими кредитами и развитию коммунального хозяйства и жилищного строительства.
В конце 1923 г. создаются республиканские банки сельскохозяйственного кредита в РсФсР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье, Узбекистане и Туркменистане. В 1924г. создается Центральный сельскохозяйственный банк, на который было возложено руководство всей системой аграрного кредита.
Для содействия внешней торговле и развития кредитно-расчетных отношений с иностранными банками в конце 1922 г. в сссР создан на акционерных началах Российский коммерческий банк (Роскомбанк) с участием иностранного (шведского) капитала. В 1924 г. Роскомбанк был реорганизован в акционерный банк для внешней торговли сссР (Внешторгбанк).
Кредитование государственных предприятий и кооперативов вышеуказанные банки осуществляли на тех же принципах, что и Госбанк (срочности, платности, возвратности, обеспеченности). Данный вывод подтверждает, например, «инструкция об операциях по сельскохозяйственному кредиту» от 4 апреля 1922 г. и др. [14, 15].
например, в инструкции указывалось, что при выдаче ссуды учреждение Банка должно заключать с заемщиком договор по особой, утвержденной Правлением Госбанка, форме, в которой устанавливались условия предоставления кредита. ссуды могли выдаваться на срок не свыше 12 месяцев с тем условием, чтобы срок погашения ссуды был приурочен к реализации урожая или получению иной готовой продукции, которыми она должна быть покрыта. Проценты начислялись в размере 1 % в месяц и должны были оплачиваться банку в том же порядке, как и вся ссуда. При открытии кредита заемщиком выдавался Банку на всю сумму кредита соло-вексель, сроком по предъявлении. Кроме того, в пределах открытого кредита производителем ссуда должна была обеспечиваться заемными обязательствами, обеспечивающими поручительством на срок; залогом движимого имущества, не составляющего необходимой принадлежности хозяйству, и залогом сельскохозяйственных продуктов, которые до погашения ссуды не могли быть употреблены для удовлетворения собственных потребностей заемщиков.
Кредит посредникам оказывался в форме специального текущего счета, обеспеченного продуктами, товарами или векселями их заемщиков с бланковыми подписями посредников или обязательствами с их поручительствами.
Выданная в счет открытого кредита ссуда, вместе с начисленными процентами, подлежала возврату в срок, указанный в договоре, зерном в количестве пудов, исчисляемом исходя из средней биржевой или рыночной цены на зерно за последние 14 дней перед выдачей ссуд.
В первые годы нЭПа в мелкой промышленности и торговле имелось множество частных предприятий. Для их обслуживания создавались общества
взаимного кредита (ОВК), которые, впрочем, к 1930 г. были распущены.
В феврале 1923 г. в Москве открылась первая государственная сберегательная касса.
С 1923 г. банковское законодательство подразделяется на общесоюзное и республиканское. Важнейшие решения по развитию кредитной системы принимаются одновременно на двух уровнях [16, с. 37].
Структура банковской системы СССР по состоянию на 1 октября 1925 г. приведена в табл. 1.
Как указывает Е. Ф. Жуков [9, с. 643], целевое назначение каждого из названных банков не означало их жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.
В годы НЭПа между Госбанком и иными банками не было четкого разграничения функций, они могли самостоятельно устанавливать процентные ставки по вкладам и кредитам, конкурировать. Высокие темпы развития кредитных операций заставили заново сформировать принципы предоставления и погашения кредита, проработать теоретические основы процесса кредитования.
В годы НЭПа пришло понимание целей формирования двухуровневой банковской системы. Это:
• предотвращение бесконтрольной эмиссии для покрытия дефицита государственного бюджета;
• поддержание стабильности в экономике путем контроля за денежным обращением и кредитным рынком;
• направление аккумулированных кредитных ресурсов в реальный сектор экономики.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в период проведения НЭПа в СССР были созданы условия для построения двухуровневой банковской системы.
Как показывают проведенные исследования трудов российских и зарубежных экономистов, таких как Ж. Матук,. В. Смита, Н. Б. Глушаковой, В. Э. Коливецкой, А. Г. Братко, В. М. Столяренко и др. [17, 18, 19, 20, 21, 22], в качестве целей формирования двухуровневой банковской системы всегда выступают:
• поддержание стабильного курса национальной валюты;
• предотвращение бесконтрольной денежной эмиссии для покрытия дефицита государственного бюджета;
• поддержание стабильности в экономике путем контроля за денежным обращением и кредитным рынком;
• направление аккумулированных кредитных ресурсов в реальный сектор экономики;
• регулирование и контроль за деятельностью институтов, входящих в состав национальной банковской системы, в целях предотвращения кризисных явлений при ее функционировании;
• разработка и реализация антикризисных мер, способных нормализовать деятельность институтов национальной банковской системы при наступлении кризисных проявлений.
В исследуемый период приходит понимание того, что Госбанк должен выполнять определенные, только ему присущие задачи. «Государственный банк нуждается в коренной реформе, чтобы сделаться солидным центральным эмиссионным банком, регулирующим денежное обращение в стране, руководящим политикой частных банков и надзирающим за их деятельностью. Рядом с ним необходим и центральный сельскохозяйственный банк. Необходим и центральный промышленный банк. Оба банка не могут быть организованы без помощи и содействия правительства, но здесь необходимо участие и частного элемента. Вся эта реформа довольно проста и вполне осуществи-
Таблица 1
Структура кредитной системы СССР на 1 октября 1925 г.
Наименование кредитных организаций Численность кредитных учреждений и их филиалов
Государственный банк СССР 459
Акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк и Среднеазиатский банк) 121
Кооперативные банки (Всекобанк и Украинбанк) 114
Коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки) 153
Система сельскохозяйственного кредита (Центральный сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества сельскохозяйственного кредита) 196
Кредитная кооперация 3 800
Общества взаимного кредита 173
Сберегательные кассы 9 742
ма...», — отмечал П. П. Мигулин, автор одного из самых известных исторических исследований отечественной банковской системы [23, с. 439].
Как отмечают Г. Г. Фетисов, О. и. Лаврушин, и. Д. Мамонова [24, с. 48], понимание необходимости двухуровневой банковской системы возникает при определенной политической ситуации, на определенной ступени концентрации и централизации денежных ресурсов, когда ее создание отвечает определенным задачам, стоящим перед национальной экономикой. Однако мало провозгласить ее создание, она должна и функционировать.
В. В. Масленников, Ю. А соколов, А. и. По-лищук, В. В. иванов, Б. и. соколова указывают [25, 7, 11], что к условиям, при которых может функционировать двухуровневая национальная банковская система, относятся:
• выведение государственного (центрального) банка из-под контроля исполнительной власти;
• стабильность в хозяйственной национальной системе;
• наличие многоступенчатого кредитного рынка и упорядочение долговых обязательств.
на XV съезде ВКП (б) были поставлены задачи индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства в крайне сжатые сроки. Проведение реформ требовало дополнительных затрат, связанных с ускорением темпов хозяйственного строительства. Поэтому, несмотря на достигнутые положительные результаты построения и функционирования национальной банковской системы, при достигнутых к 1927 г. укреплении рубля и сбалансированности государственного бюджета изменившиеся цели государственной политики определили и главные направления деятельности Госбанка в дальнейшем, а также тенденции реформирования кредитной системы.
Решающую роль в формировании в дальнейшем двухуровневой банковской системы страны оказало влияние принятие постановления ЦиК и снК сссР от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы» [26]. В соответствии с ним на Государственный банк, как эмиссионный центр страны, возлагалось общее руководство всеми специализированными банками, разграничивались клиенты банков. Общее регулирование деятельности кредитной системы оставалось за наркомфином, который осуществлял его через Комитет по делам банков.
В соответствии с первым разделом вышеуказанного постановления, «непосредственно руководство всей кредитной системой» было воз-
ложено на Государственный банк союза ссР. Ему предоставлялось право:
• непосредственного наблюдения за использованием банками кредитов;
• получения от всех кредитных учреждений балансовых данных, сведений об открытых кредитах и задолженности отдельных клиентов, а также текущих счетах и вкладах государственных органов;
• оказания поддержки кредитным учреждениям в периоды их кассовых затруднений. Каждому банку второго уровня открывался
контокоррентный счет. Кредитные учреждения обязывались передавать Госбанку свободные резервы в размерах, устанавливаемых Комитетом по делам банков.
Второй раздел постановления определял разграничение функций и согласование операций кредитных учреждений. За каждым общесоюзным банком (Торгово-промышленный, Акционерный по электрификации, Центральный сельскохозяйственный, Центральный коммунального хозяйства и жилищного строительства, Внешней торговли) закреплялась своя совокупность потенциальных объектов и субъектов кредитования. следовательно, в указанный период получили развитие принципы разграничения полномочий между банками, относящимися к различным уровням банковской системы, а также контроля и надзора со стороны Госбанка за деятельностью иных банков.
Указанным постановлением решались не только проблемы создания двухуровневой банковской системы, но и иные. В частности, осуществлялась максимальная централизация кредитных ресурсов, для того чтобы их направлять на новое строительство, проведение индустриализации страны. Поэтому кредитование крупнейших предприятий закреплялось за Госбанком. Кредитование предприятий Госбанком осуществлялось на основе утверждаемых планов и смет. Оно не учитывало реальных потребностей заемщика в заемных средствах и реальных возможностей по возврату кредита, т. е. принципы срочности, возвратности, платности стали носить формальный характер.
на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проводимые реформы носили двойственный характер. По указанным причинам, а также в связи с отказом от принципа конкуренции в банковской среде в целом в 1927 — 1929 гг. были ликвидированы специфические кредитные функции банков, что превратило банковское кредитование в разновидность планового финансирования.
В соответствии с третьим разделом постановления утверждались Комитет (при Народном комиссариате финансов Союза ССР) и совещания (в союзных республиках) по делам банков. Они наделялись властными полномочиями. Так, в соответствии с п. 25, «принятые Комитетом по делам банков и не приостановленные Народным комиссариатом финансов Союза ССР в течение недели решения, не требующие санкции законодательных органов, являются обязательными к исполнению для всех кредитных учреждений».
В соответствии с сутью данного акта можно утверждать, что он законодательно закрепил образование в стране двухуровневой банковской системы: первый уровень представлял Госбанк СССР, он стал банком банков; второй уровень составили иные кредитные учреждения. В связи с разграничением субъектов и объектов кредитования между Государственным банком и иными кредитными организациями Госбанк СССР перестал конкурировать с иными банками за предоставление кредитов. Но в то же время в связи с законодательным закреплением предприятий различных отраслей за отдельными банками в полной мере не могли функционировать принципы конкуренции и оперативного перераспределения между предприятиями различных отраслей народного хозяйства кредитных ресурсов, т. е. основные принципы функционирования кредитных отношений.
Отличительными особенностями на данном этапе при осуществлении кредитования являются следующие:
• Госбанк СССР осуществлял кредитование крупнейших предприятий на основе утверждаемых планов и смет без учета реальных потребностей заемщика в заемных средствах и реальных возможностей по возврату кредита, но на основе реализации принципа плановости ведения социалистического хозяйства;
• банки второго уровня и иные кредитные организации предоставляли кредиты своим клиентам при соблюдении принципов возвратности, срочности, платности, а также при наличии кредитоспособности у потенциального заемщика. При использовании перечисленных принципов у государства, несомненно, возникают трудности при ведении планового хозяйства.
Как следует из вышеизложенного, мероприятия, осуществленные на основании обозначенного выше постановления, способствовали централизации кредитной системы, усилению планового начала ее
деятельности. Однако на этом этапе перестройки национальной банковской системы, в условиях сохранения коммерческого кредита, не удалось полностью ликвидировать параллелизма в работе банков и довести до конца размежевание функций между ними. Государственный банк, как показывают проведенные исследования, не являлся представителем чистой формы эмиссионного учреждения.
На основании постановления ЦИК и СНК от 27 июня 1928 г. «Основные положения о банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства Союза ССР» [27] было проведено дальнейшее разграничение функций между банками. Промбанк был объединен с Электробанком и на их базе создали Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК). Краткосрочные кредитные операции реорганизуемых банков были переданы Госбанку, который принял на баланс 29 млн руб. краткосрочных кредитов и одновременно передал на баланс БДК 36,4 млн руб. долгосрочных ссуд. В результате накануне кредитной реформы на долю Госбанка приходилось 75 % всех краткосрочных кредитных вложений в народное хозяйство и 66 % средств на текущие счета и вклады.
Сосредоточение большей части краткосрочного банковского кредитования в Госбанке позволило расширить его операции. Получила развитие система внутрисиндикатских расчетов, при которой одна часть расчетов производилась перечислениями через Госбанк, а другая — путем зачетов встречных требований. В 1927 — 1929 гг. значительно расширилось чековое обращение.
Возросла роль Госбанка в кассовом обслуживании народного хозяйства. ЦИК и СНК СССР постановлением от 22 августа 1928 г. «О кассовом исполнении единого государственного бюджета Союза ССР и местных бюджетов» [28] возложили кассовое исполнение государственного бюджета на учреждения Государственного банка, в связи с чем приходно-расходные кассы Наркомфина были упразднены. Расширение кассовых функций Госбанка способствовало сосредоточению в нем кассовых операций народного хозяйства.
Перестройка национальной банковской системы, начавшаяся в 1927 — 1929 гг., явилась, по существу, подготовительным этапом к ее реформированию в 1930 — 1932 гг. Поэтому можно сделать вывод о том, что это был процесс постепенного создания центрального единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и эмиссионного центра обобществленного хозяйства.
Основные аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с 1917 по 1930 г. представлены в табл. 2.
Проведенные исследования принципов деятельности национальной банковской системы в период с 1917 по 1930 г. показывают, что по времени данный период был небольшим, но очень емким и противоречивым.
В начале обозначенного периода наблюдались подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства. система «военного коммунизма» существовала в течение 1918 — 1920 гг. и была продуктом военных условий, определенной идеологии, реализацией социалистического замысла. Это привело к значительной инфляции, резкому сужению сферы кредитования и расчетов, а также к разрушению национальной банковской системы. Теоретические и практические наработки в области кредита оказались невостребованы. Поэтому данный исторический временной отрезок рассматриваемого периода характеризуется отсутствием интереса экономистов к вопросам кредитования и принципам его осуществления. Произошло сужение сферы частных кредитных отношений до уровня домохозяйства.
Однако полного заката банковской системы не последовало. Переход к мирному хозяйство-
ванию и введение в 1921 г. новой экономической политики потребовали широкого использования денег и кредита во всех областях хозяйственной жизни страны. В октябре 1921 г. вновь утверждается Государственный банк РсФсР (в 1923 г. преобразован в Государственный банк сссР). с января 1922 г. стали образовываться кооперативные банки с участием государства, кредитные и ссудосберега-тельные товарищества.
Кредиты во времена нЭПа Госбанком и иными кредитными учреждениями предоставлялись государственным предприятиям и кооперативам на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, оценки кредитоспособности потенциального заемщика и способности его получать доход. Предоставление кредитов на основе вышеуказанных принципов осуществлялось до момента проведения кредитной реформы 1927 — 1930 гг.
К 1927 г. произошло восстановление той ниши, которую занимали банки в национальной экономике до революции 1917 г.
В период проведения нЭПа в сссР были созданы условия для построения двухуровневой банковской системы и достигнуты положительные результаты в построении и функционировании национальной банковской системы.
Таблица 2
Аспекты и принципы деятельности национальной банковской системы в период с 1917 по 1930 г.
Основной тип заемщика Аспекты и принципы деятельности Государственная политика Характеристика законодательной базы
В период нЭП (1920-е гг.) государственные предприятия и кооперативы не полностью разграничены полномочия между Государственным банком, специализированными банками и небанковскими кредитными организациями; эволюционность и адекватность развития экономической среде; использование критериев кредитоспособности; руководство при кредитовании принципами возвратности, срочности, платности, обеспеченности; при предоставлении кредита учитывалось финансовое положение потенциального заемщика, способность получать доход и ликвидность построение двухуровневой банковской системы; концентрация эмиссионного дела в руках Государственного банка наличие законодательства регламентирующего деятельность кредитных институтов всех видов
с 1927 г. Государственные предприятия не полностью разграничены полномочия между Государственным банком, специализированными банками и небанковскими кредитными организациями; планирование кредита; руководство при кредитовании принципами возвратности, срочности, платности, обеспеченности; кредитоспособности; учет финансового положения. законодательное закрепление двухуровневой банковской системы; централизация банковской системы и соответственно полномочий в руках Госбанка; внедрение плановых начал деятельности народного хозяйства наличие законодательства регламентирующего деятельность кредитных институтов всех видов
В 1927 г. в связи с провозглашением на XV съезде ВКП (б) новых задач (индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства в крайне сжатые сроки) потребовались дополнительные затраты, связанные с ускорением темпов хозяйственного строительства. Это определило главные направления деятельности Госбанка, а также реформирование всей кредитной системы. Решающую роль на формирование двухуровневой банковской системы страны оказало влияние принятие постановления ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы». В соответствии с ним на Государственный банк как эмиссионный центр страны возлагалось общее руководство всеми специализированными банками, разграничивались клиенты банков.
В рассматриваемый период получил дальнейшее развитие принцип эволюционности и адекватности развития экономической среды национальной банковской системы, но в то же время не в полном объеме был реализован принцип разграничения полномочий между Государственным банком, специализированными банками и небанковскими кредитными организациями.
Получило развитие национальное законодательство, которое регламентировало развитие и функционирование национальной банковской системы согласно тем целям и задачам, которые определялись политическим руководством страны.
На основании вышеизложенного также можно сделать вывод и о том, что наличие двухуровневой банковской системы не является признаком господства системы капиталистических или социалистических отношений, это следствие определенного уровня развития национальной экономики и ее кредитного сектора, политической обстановки и принимаемых политических решений, уровня развития техники и технологий в реализации банковских операций, достижения определенного уровня специализации. Следовательно, двухуровневая банковская система может функционировать в разных хозяйственных системах — капиталистических и некапиталистических.
Проведенные авторские исследования явно свидетельствуют и о том, что политические и экономические решения, принимаемые руководством государства, существенно влияют на формирование и функционирование национальной банковской системы, которая, в свою очередь, оказывает большое влияние на эффективность экономики государства. Осуществлять политические и экономические реформы необходимо только при наличии
разработанной стратегии и тактики, опирающихся на принципы, заложенные в объективных экономических законах и закрепленных в национальном законодательстве.
Литература
1. Шнегер Ю. Е. Очерк советского кредита. — М.: 1961. — 212 с.
2. Декреты советской власти, т. I, 1957. — 540 с.
3. Ларин Ю. Деньги // Экономическая жизнь. 1920. 7 ноября. № 250.
4. Юровский Л. Н. Денежная политика советской власти (1917 — 1927). — М: 1996. — 187 с.
5. Декреты Советской власти, т. IV, 1957. — 547 с.
6. История Государственного банка СССР в документах. — М.: Финансы, 1971. — 879 с.
7. Полищук А. И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 216 с.
8. Банковское дело: современная система кредитования: Учебное пособие / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко / Под ред. засл. деят. науки РФ, д. э. н., проф. О. И. Лаврушина. — 2-е изд. — М.: КНОРУС, 2006. — 256 с.
9. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Н. М. Зеленкова, Л. Т. Литвиненко / Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 703 с.
10. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. — СПб.: Питер, 2007. — 467 с.
11. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г. Е. Ал-батов, Ю. В. Базулин и др.; Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 624 с.
12. Сборник декретов и распоряжений по финансам, т. V, 1922. 278 с.
13. Сборник декретов и распоряжений по финансам, т. IV, 1921. 317 с.
14. Инструкция об операциях по сельскохозяйственному кредиту. Сборник декретов и распоряжений по финансам, т. V, 1922. 210 с.
15. О порядке банковского кредитования операций сельскохозяйственной кооперации. Постановление СТО. СЗ РФ, 1927, № 60, ст. 612.
16. Банковское законодательство: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жукова — М.: Вузовский учебник, 2007. — 317 с.
17. Матук Ж. Финансовые системы Франции. — М., Финстатинформ, 1994. 213 с.
18. Смит В. Происхождение центральных банков. — М.: Институт национальной модели экономики, 1996. 435 с.
19. Глушакова Н. Б. Банковское дело. — М.: Академический проект; Альма Матер. 2005. 347 с.
20. Кроливицкая В. Э. сбалансированность спроса и предложения денег — условие подъема национальной экономики — сПб.: 2005. 367 с.
21. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. — М.: спартак, 2002, кн. 1. 347 с.
22. Столяренко В. М. Центральный банк: проблемы правового статуса. — сПб.: Лимбус пресс, 2001. 312 с.
23. Мигулин П. П. наша банковская политика (1729 — 1903). Харьков, 1903. 501 с.
24. Организация деятельности центрального банка: Учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова/Под общ. ред. Г. Г. Фетисова. — М.: КнОРУс, 2006. 438 с.
25. Масленников В. В., Соколов Ю. А. национальная банковская система: научное издание: — М.: ТД «Элит 2000», 2002. 324 с.
26. Постановление ЦиК и снК сссР от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы» // сЗ сссР. 1927. № 35.
27. Постановление ЦиК и снК сссР от 27 июня 1928г. «Основные положения о банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства союза ссР» // сЗ, 1928, № 42, ст. 377, № 54, ст. 481.
28. Постановление иК и снК сссР от 22 августа 1928г. «О кассовом исполнении единого государственного бюджета союза ссР и местных бюджетов» // сЗ, 1928, № 42, ст. 377, № 54, ст. 481.
и полиграфические работы
ф
Тел.:8-499-166-61-80
Издания любой сложности
• книги • журналы
• проспекты • буклеты
• рекламная продукция
Товаросопроводительная, деловая и представительская документация
Оперативность Высокое качество