8. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to the management of innovative potential of industrial enterprises // Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 4-3. Pp. 123-125.
9. Loginov EL. Problems of monitoring the functioning of distributed information systems / M .: UNITI-DANA. - 2005.- 294 p.
10. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and Entrepreneurship. 2016. № 1-2 (66). Pp. 606-610.
11. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. 1986. No. 12.
P. 0.
12. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.
13. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.
14. Misakov, VS, Inalov, B.A.M., Eskarkhanov, L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. 2013. V. 11. № 2-2. Pp. 28-32.
15. Misakov V.S., Misakov A.V. The regional aspect of the transition to sustainable development // In the collection: The system crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macro-region materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. 2011. p. 193-197.
16. Petrosyants D. V. System problems of building a national innovation system // Regional problems of economic transformation. - 2010.- №1.- p. 72-79.
17. Fatkhutdinov, R. A. Innovation Management / SPb .: Peter.-2005.- 268 p.
И.А. Хасаншин - доцент кафедры цифровой экономики, к.э.н., Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, ([email protected]),
I.A. Khasanshin - The assistant professor of the Digital economics department, PhD, The Povolzhskiy State University of Telecommunication and Informatics.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ DIALECTIC PROBLEMS OF INFORMATION MANAGEMENT MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL
INNOVATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье рассматриваются основные диалектические проблемы управления информационным обеспечением развития национальной инновационной системы Российской Федерации в условиях глобализации. Выделены фундаментальный и специфический аспекты развития информационного обеспечения национальной инновационной системы в условиях цифровой экономики РФ. Для современной экономики РФ характерны некоторые специфические причины, обуславливающие повышенные риски формирования нерелеватного информационного потока, в том числе используемого в целях организации и осуществления инновационных процессов. Таким образом, определение основополагающих элементов национальной инновационной системы, обеспечивающих ее функционирование и развитие, а также разработка направлений совершенствования информационного обеспечения их деятельности является актуальной проблемой в сфере управления инновациями. В заключении представлены наиболее актуальные направления модернизации системы и механизмов управления информационными процессами в национальной инновационной системе РФ.
Annotation. The article discusses the main dialectic problems of managing information support for the development of the national innovation system of the Russian Federation in the context of globalization. The fundamental and specific aspects of the information support development of the national innovation system in the Russian Federation digital economy's conditions of are highlighted. Some specific features that cause increased risks of forming an irrelevant information flow, including those used to organize and implement innovation processes, are inherent in the modern Russian economy.
Thus, the determination of the fundamental elements of the national innovation system, ensuring its functioning and development, as well as the development of directions for improving the information support of their activities is a topical problem in the field of innovation management.
In conclusion, the most relevant areas of modernization of the system and mechanisms for information processes managing in the national innovation system of the Russian Federation are presented.
Ключевые слова: управление, информационное обеспечение, национальная инновационная система, цифровая экономика
Keywords: management, information support, national innovation system, digital economy
На основе систематизации разнообразных позиций по определению концепций и стратегий государственной инновационной политики представляется возможным дать следующий вариант авторского подхода к основным диалектическим проблемам управления информационным обеспечением развития национальной инновационной системы Российской Федерации.
1. Недостаточная подкрепленность стратегических программных документов, ориентированных на обеспечение комплексной и эффективной интеграции НИС и цифровой экономики, действенными организационно-экономическими механизмами реализации.
Так, основным стратегическим документом, регламентирующим цели и приоритеты развития информационного обеспечения управления инновационными процессами в РФ является программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная в 2017 г. [1]. Основными ориентирами реализации данной программы во временном разрезе являются 2024 г., в ряде случаев - 2020 г.
В указанном стратегическом программном документе выделены следующие основные базовые направления развития национального сегмента цифровой экономики (п. IV):
- развитие и совершенствование нормативного регулирования функционирования цифровой экономики
в РФ;
- формирование системы инновационных кадров и модернизация системы образования, в первую очередь высшего, в соответствии с текущими и перспективными потребностями развития цифровой экономики;
- формирование исследовательских компетенций и технических заделов в области цифровой экономики;
- развитие и совершенствование информационной инфраструктуры цифровой экономики;
- комплексное обеспечение информационной безопасности функционирования и развития национального сегмента цифровой экономики.
Не оспаривая значимости указанных направлений стратегического развития цифровой экономики РФ как таковых, принимая их значимость для дальнейшей активизации инновационных процессов в различных сегментах как НИС, так и национальной экономики в целом, хотелось бы отметить, что в рамках указанной программы данные направления представлены достаточно декларативно, в наиболее общем виде, без необходимого уровня детализации. Кроме того, на начало 2019 г. практически все указанные актуальные направления развития и совершенствования структуры и инфраструктуры цифровой экономики РФ не получили развитие в рамках нормативно-правовых актов непосредственной юридической силы, таких, например, как указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и т.п.
Наконец, вызывает определенные сомнения обоснованность ключевых показателей эффективности реализации основных положений данной программы, тем более что ее разработчики не приводят экономико-математический инструментарий их планирования. В частности, такого рода показателями эффективности, по нашему мнению, являются:
а) количество инновационных компаний РФ - технологических лидеров, конкурентоспособных на глобальных рынках цифровых технологий - 2019 г. - 3, 2024 г. - 10 ед. (с.51 программы) (данный показатель представляется достаточно субъективистским и, вероятно, заниженным);
б) количество реализованных проектов в области цифровой экономики общим объемом финансирования не менее 100 млн.руб. - (2020 г. - 5 ед., 2024 г. - 30 ед.) (данный критерий сам по себе представляется крайне спорным: для проектов развития цифровой экономики принципиальное значение имеет не объем освоенных средств, а относительные параметры фактической эффективности, такие как рентабельность, доля инновационных услуг, сформированных в рамках проекта, на отраслевых рынках сбыта и т.п. - использование же критерия стоимости финансирования проектов является показателем типичного государственно-центричного подхода, в рамках которого одним из ключевых показателей является объем "освоения" финансово-инвестиционных ресурсов, преимущественно бюджетных);
в) удельный вес затрат на информационное обеспечение инновационного характера в структуре затрат на НИОКР организаций РФ (4,0% в 2020 г., 4,3% - в 2024 г.) (вызывает сомнения как обоснованность собственно данного количественного критерия, так и планируемая инерционность темпа его изменения за 2020 - 2024 г.г., не вполне согласующаяся с интенсивными темпами развития мировой цифровой экономики, которые, вероятно, как минимум, сохранятся в указанный период) и т.п.
2. Отставание легальных институтов национального регулирования цифровой экономики от динамично развивающейся практики хозяйствования в данной области.
Национальные институты гражданско-правового регулирования в целом и регламентации процессов информатизации развития НИС в частности являются достаточно консервативными в принципе. Подобная консервативность, в принципе, оправдана ввиду того, что она обеспечивает устойчивость системы гражданского права и гражданского процесса, которые и не могут модифицироваться постоянно, в соответствии с любыми новыми тенденциями развития хозяйственных отношений.
Вместе с тем, степень отставания системы национального регулирования процессов развития цифровой экономики РФ в 2017 - 2019 г.г. является крайне существенной, почти катастрофической. Основные направления такого рода законодательной инерции, препятствующей активизации процессов модернизации информационного обеспечения развития НИС РФ, заключаются в следующем:
а) в системе гражданского права России не прописаны такие понятия, как "блокчейн", "криптовалюта", "ICO", являющиеся крайне существенными для современной цифровой экономики, что, соответственно, порождает неопределенность регулирования данных процессов в национальном правовом поле;
б) термин "блокчейн" ни разу не упоминается даже в стратегической программе "Цифровая экономика Российской Федерации";
в) фактически правоохранительными органами РФ зачастую финансовые и иные операции на мировом виртуальном рынке криптоактивов, в т.ч. опосредующие процессы формирования, трансферта и распространения
информационно-коммуникационных технологий, рассматриваются как нарушение действующего законодательства, в первую очередь норм, регламентирующих ввоз капитала, и даже являются основаниями для возбуждения уголовных дел [2, с.54];
г) в правоприменительном поле РФ не развита практика транспарентных и эффективных гражданских споров по поводу идентификации прав собственности на инновационные информационно-коммуникационные технологии, информационные стартапы и результаты их использования и т.п.;
д) правовая практика лицензирования объектов эффективных информационных стартапов, потенциально востребованных различными сегментами НИС, является достаточно инертной, чреватой рисками несанкционированного присвоения прав собственности.
3. Существенные массивы нерелеватной информации в виртуальном пространстве, отставание темпов развития специальных технологий и ПО проверки релевантности информационного потока, в том числе используемого в рамках НИС.
Данная проблема развития информационного обеспечения НИС в условиях цифровой экономики РФ имеет два основных аспекта: фундаментальный и специфический для современной отечественной экономики. С фундаментальной точки зрения, как утверждает, в частности М. Дибб (рис.1), для современной цифровой экономики, в отличие от индустриальной экономики, типичной для середины ХХв, характерна возрастающая эластичная функция влияния общей интенсивности информационного потока на его нерелевантную часть, т.е. рост массивов информации порождает ускоренный рост объемов недостоверной, неточной или явно искаженной информации, что, естественно, затрудняет процесс обоснования корректных управленческих решений, в том числе инновационного характера.
Рис.1. Общий вид взаимосвязи интенсивности информационного потока и его нерелевантной доли в традиционной (индустриальной) и современной (цифровой экономике) (эмпирическая зависимость М.Дибба [3,
Эластичная возрастающая зависимость между интенсивностью информационного потока и его нерелевантной долей в цифровой экономике, по нашему мнению, обуславливается совместным влиянием следующих основных факторов:
- резкий рост количества генераторов информации, в том числе недостаточно достоверной, в цифровой экономике по сравнению с "доцифровой" системой социально-экономических отношений;
- неразвитость и недостаточная распространенность систем верификации информации в современном интернет-пространстве;
- существенная распространенность процессов целенаправленного искажения информации, в том числе имеющей значение для НИС, в виртуальном экономическом пространстве, как правило осуществляемых с мошенническими целями.
Вместе с тем, для современной экономики РФ характерны некоторые специфические причины, обуславливающие повышенные риски формирования нерелеватного информационного потока, в том числе используемого в целях организации и осуществления инновационных процессов. Так, в таблице 1 приведены среднестатистические характеристики использования отдельных элементов потенциала цифровой экономики в организациях РФ.
Р.17]
Таблица 1
Среднестатистические характеристики использования отдельных элементов потенциала цифровой экономики в
организациях РФ [4, с.562
2010 2014 2015 2017 2018
Организации, использовавшие:
персональные компьютеры 93,8 93,8 92,3 92,4 93,8
серверы 18,2 26,6 47,7 50,8 51,4
локальные вычислительные сети 68,4 67,2 63,5 62,3 68,9
электронную почту 81,9 84,2 84,0 87,6 88,7
глобальные информационные сети 83,4 89,8 89,0 89,6 90,1
Организации, имевшие веб-сайт 28,5 40,3 42,6 47,9 48,1
в сети Интернет
Как показано в таблице 1, в 2018 г. лишь 68,9% отечественных субъектов предпринимательской активности использовали в своей деятельности локальные вычислительные сети - определенный механизм проверки информационного потока на достоверность.
Однако, на наш взгляд, крайне негативной является фиксируемая органами официальной статистики тенденция, в соответствии с которой менее половины субъектов предпринимательства РФ имеют сайт в сети Интернет (48,1% по итогам 2018 г.). По всей видимости, собственного ресурса в сети Интернет лишены многие мелкие и средние предприятия сферы торговли, бытовых услуг, мелкие производственные организации и т.п. Указанные субъекты хозяйствования тем самым существенно ограничивают как возможности интеграции в структуру современной цифровой экономики, так и инновационного развития в целом. Для сравнения: по данным 2017 г. в государствах ЕС собственный сайт в сети Интернет имели 95,8% субъектов предпринимательства [5, р.75]
О высоких рисках развития нерелевантных информационных потоков и непосредственно связанных с этим ограничениях роста инновационной активности в отечественной экономике свидетельствует и информация, приведенная в таблице 2.
Таблица 2
Основные направления использования программных средств в субъектах предпринимательства РФ [4, _с.564]_
1.1.1.1.1.1.1 2010 2016 2017 2018
Организации, использовавшие специальные программные средства - всего 89,1 86,3 84,8 86,7
из них:
для решения организационных, управленческих и экономических задач 59,7 56,2 52,3 52,9
для осуществления финансовых расчетов в электронном виде 59,7 57,0 55,1 55,3
электронные справочно-правовые системы 53,7 53,7 52,3 51,8
для управления закупками товаров (работ, услуг) 36,3 38,4 37,8
для управления продажами товаров (работ, услуг) - 20,3 21,9 21,8
для предоставления доступа к базам данных через глобальные информационные сети 27,8 30,9 31,5 31,0
обучающие программы 19,1 14,8 14,3 14,2
для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими средствами и технологическими процессами 18,1 15,5 15,1 14,9
дляпроектирования 11,8 11,9 11,0 10,8
редакционно-издательскиесистемы 9,2 7,1 5,3 5,1
CRM, ERP, SCM - системы 7,6 13,5 15,4 15,9
для научных исследований 3,3 4,2 3,9 3,4
прочие 42,2 32,4 32,7 30,3
Как показано в таблице 2, крайне незначительным является удельный вес таких элементов программного обеспечения, как ERP-системы и CRM-системы, обучающие программы, специальные элементы ПО, предназначенные для целей НИОКР, что и обуславливает дополнительные факторы интенсификации нерелеватного информационного потока в отечественной экономике в целом и НИС, в частности.
4. Недостаточная защищенность прав собственности, контрактов, стартапов в виртуальном сегменте цифровой экономики, в определенной степени усиливающая уровень институциональной неопределенности и риски взаимодействия субъектов НИС с процессами цифровой экономики.
Содержание данной проблемы в значительной степени обуславливается сравнительно низкой интенсивностью патентной активности в части регистрации прав на инновационные информационно-коммуникационные технологии, имеющей место в РФ (рис. 2).
1 11111 0
2000 2005 2010 2015 2018
Рис. 2. Динамика доли патентования информационно-коммуникационных технологий в общем объеме патентной активности в РФ, % [6., с.181]
Кроме того, недостаточная защищенность прав собственности на объекты информационного обеспечения развития НИС обуславливается общей неэффективность системы судебного производства в Российской Федерации, сравнительно высоким уровнем ее коррумпированности. Как отмечает по данному поводу, в частности, А.В. Якимов в подавляющем большинстве судебных разбирательств в РФ между инициаторами информационных стартапов (физическими лицами) и крупными соинвесторами (т.н. "бизнес-ангелами" или, тем более, государственными органами поддержки инновационной деятельности различного уровня) по вопросам идентификации прав собственности и последующих доходов на ИКТ выигрывают крупные компании. Тем самым, фактическая защита прав и законных интересов инициаторов информационно-коммуникационных стартапов в отечественном правовом пространстве является в настоящее время достаточно низкой.
5. Недостаточная экономико-математическая обоснованность направлений и приоритетов стратегической модернизации системы информационного обеспечения развития НИС. Высокие риски развития интернет-пространства РФ по т.н. "китайскому сценарию" (значительные риски экономически необоснованных решений по блокировке части информационного контента в национальном сегменте цифровой экономики).
Как было отмечено ранее, количественные ориентиры развития системы информационного обеспечения НИС РФ и национального сегмента цифровой экономики в целом представляются недостаточно проработанными, обоснованными. В частности, разработчики стратегической программы "Цифровая экономика Российской Федерации" не раскрывают содержание использованного ими экономико-математического инструментария планирования и прогнозирования желательных параметров и пропорций развития отечественной цифровой экономики, что вызывает определенные сомнения в уровне его репрезентативности.
В подобных условиях, соответственно, высоки риски формирования недостаточно обоснованных, в т.ч. выраженно субъективистских решений по поводу развития, в частности, сети Интернет в отечественном информационном пространстве, вплоть до ограничения доступа как физических, так и юридических лиц к отдельным его ресурсам (т.н. "китайский сценарий" развития национального информационного пространства, который представляется крайне негативным с точки зрения обеспечения стратегической эффективности функционирования НИС РФ).
6. Не вполне оправданная государственно-центричность развития ряда масштабных национальных инновационных проектов в области цифровой экономики, недостаточная проработанность взаимовыгодных схем государственно-частного партнерства в данной области.
Такого рода государственно-центричность в РФ проявляется, в частности, в следующих недостаточно эффективных или явно нереализуемых, но достаточно капиталоемких государственных проектах в области информационно-коммуникационного обеспечения инновационных и иных хозяйственных процессов:
- сравнительно низкая эффективность национальной платежной системы "Мир" по сравнению с ведущими мировыми аналогами Visaи MasterCard(относительно более высокие риски сбоев системы, сравнительно более низкая скорость финансовых трансферов, что принципиально для современной, динамично развивающейся мировой финансово-экономической системы и т.п.);
- активная, но нерезультативная деятельность структур государственного холдинга"Ростех" в 2013 -2108 г.г. по формированию национального, максимально защищенного мессенджера для государственных служащих;
- существенная финансовая неэффективность АО "Роснано", фактически также являющейся государственной корпорацией, в 2013 - 2016 г.г. (в т.ч. в рамках инновационных проектов развития системы информационного обеспечения управления проектами в рамках сферы нанотехнологий).
В целом, выделенные нами проблемы развития информационного обеспечения управления НИС РФ носят диалектический характер, в целом стимулируют как процессы совершенствования отечественного 1Т-менеджмента, так и его институционального обеспечения. Так, в данном контексте наиболее актуальными представляются такие основные направления модернизации системы и механизмов управления информационными
процессами в НИС РФ, как активизация совершенствования специального законодательства в области цифровой экономики, реформирование отечественного института патентной защиты ИКТ, развитие методического инструментария оценки эффективности информационного обеспечения инновационных процессов на макроуровне управления.
Источники:
1. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" // Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р
2. Якимов А.В. Некоторые аспекты развития рынка криптовалют // Инвестиции в России. - 2019. - №2. - С.51 - 54.
3. Dibb M. The Beginners Guide to Investing in ICOs: 11 steps to successfully investing in Initial Coin Offerings. - NY,2017.
- 38 p.
4. Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2019. - 680 с.
5. Bell A. The Problems of Cryptoeconomy // Vanderbilt University Department of Economics Working. - 2019. - №.2. - P.74 -78.
6. Российская экономика: проблемы и перспективы. - М.:Из-во ИЭПП, 2019. Sources:
1. The program "Digital Economy of the Russian Federation" // Approved by the Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 №1632-r
2. Yakimov A.V. Some aspects of the cryptocurrency market development // Investments in Russia. - 2019. - №2. - P.51 - 54.
3. Dibb M. The Beginners Guide to Investing in ICOs: 11 steps to successfully investing in Initial Coin Offerings. - NY,2017.
- 38 p.
4. Russian statistical yearbook. - Moscow: Publishing House of the Federal State Statistics Service, 2019. - 680 p.
5. Bell A. The Problems of Cryptoeconomy // Vanderbilt University Department of Economics Working. - 2019. - №.2. - P.74 -78.
6. Russian economy: problems and prospects. - Moscow: IEPP Publishing House, 2019. УДК 338
О.С. Хлусова - к.э.н., доцент кафедры Информатики и математики Филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Новороссийске, ( [email protected], 89883226180),
0.5. Khlusova - Ph.D., associate professor of the Department of Informatics and Mathematics Branch of the «KubGU» in Novorossiysk;
И.Г. Рзун - кандидат физ-мат. наук, доцент кафедры Информатики и математики и общегуманитарные науки, ФГБОУ ВО «Финансовый университет» филиал в г. Новороссийске, ( [email protected], 89883226180),
1.G. Rzun - Ph.D. Mat. Sc., Associate Professor of the Department of Informatics and Mathematics and Humanities, FGBOU VO «Financial University» branch in the city of Novorossiysk;
А.А.Карицкий - магистрант кафедры экономики, финансов и менеджмента ФГБОУ ВО «Финансовый университет» филиал в г.Новороссийске, ( [email protected], 89883226180),
A.A. Karitsky, - Master's student of the Department of Economics, Finance and management of FINANCIAL University branch in Novorossiysk.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ К БРЕНДУ КАК ОРИЕНТИР ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ
АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ BEHAVIORAL BRAND BEHAVIOR AS AN ORIENTATION OF THE EFFICIENCY OF USING REVERSIBLE ASSETS
Аннотация. Концепция управления оборотными активами, вероятно, менее известна менеджерам, чем управление рентабельностью с продаж. Тем не менее, следует особо подчеркнуть, что каждый рубль вложенных в дело активов необходимо заставить работать, ради достижения максимально возможного уровня продаж. В статье изложены актуальные проблемы, связанные с потребностями усовершенствования практики эффективного и рационального использования оборотных активов конкретной организации. В ходе оценки актуальности проблемы, направленные на усовершенствования оборачиваемости оборотных активов предприятия на современном этапе хозяйствования, авторы статьи делают заключение о необходимости широкого применения инструментов эффективности использования оборотных активов предприятия, а также выбора обоснованных мероприятий.
Annotation. The concept of asset management is probably less well known to managers than sales profitability management. Nevertheless, it should be emphasized that every ruble of assets invested in the business must be made to work in order to achieve the highest possible level of sales. The article describes the current problems associated with the needs of improving the practice of effective and efficient use of current assets of a particular organization. In assessing the relevance of the problem, aimed at improving the turnover of current assets of an enterprise at the present stage of management, the authors conclude that it is necessary to widely use tools for efficient use of current assets of an enterprise, as well as the choice of reasonable measures.