СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК740
Зайчикова М.
Студентка 1 курса филологического факультета Самарский государственный социально-педагогический университет
[email protected] г. Самара, РФ.
Научный руководитель: Любушкина Л.А.
доцент кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ МНОГОПЛАНОВОСТЬ ЛЮБВИ В ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
В данной статье, на основе анкетирования, мы рассмотрим термин «любовь» с позиций разных возрастных категорий. Конечной целью стане анализ проведённого анкетирования среди школьников.
Ключевые слова Понятие любовь, психоанализ, анкетирование школьников.
Что такое любовь? Этот вопрос издавна интересовал человечество. Люди спрашивали себя и о том, когда и как возникла любовь - вынес ли её человек из животного царства или она появилась позднее. Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. Целью нашего исследования является исследование представлений о любви в психологии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1.Изучение научной литературы по данной проблеме. 2. Анализ разных подходов в определении понятия любовь в психологии. 3. Проведение опроса в 1-х, 11-х классах МБОУ «Школа№80имени Героя Социалистического Труда В.П.Земеца» городского округа Самара» с целью определения отношения к понятию любовь.
Понятие любовь, как нравственное качество, формируется в течение жизни человека. На первых порах формируется стремление к объекту любви, а затем формируется само это чувство. Любовь к противоположному полу предусматривает не просто чувственное влечение, а глубокое восприятие всей личности объекта любви. В нравственном отношении этот человек начинает представлять высшую ценность. Его интеллект, эмоциональные и моральные качества - все воспринимается как доброе и прекрасное. В отличие от любви чувственное влечение - это лишь биологический источник ее возникновения. Любовь основана, прежде всего, на тесной духовной близости. Даже без непосредственного контакта, любящие люди склонны к внутреннему диалогу друг с другом, они сверяют свои желания, помыслы и поступки через систему ценностей объекта своей любви. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.
Любовь для Платона - двойственное чувство, она соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В ней живет тяга людей к прекрасному - и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет.
Эрот двулик, говорит Платон, он несет человеку и пользу и вред, дает ему зло и добро. Любовь таится в самой природе человека и нужна для того, чтобы исцелять изъяны этой природы, возмещать их.
Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
эти блага».
В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. Вообще в средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости. (1)
В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения. В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда.
Любовь по Фрейду — иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека. Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом.
Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм. Он выделял: - братскую любовь, которая является наиболее фундаментальным вид, составляющим основу всех других типов любви. Она основывается на чувстве, что все мы - одно, а существующие различия не в счет. - Материнскую любовь. Это безусловное утверждение жизни ребенка и его потребностей. В противоположность братской и эротической любви, являющиеся любовь между равными, связь матери и ребенка есть, по своей сути, неравенство. Из-за своего альтруистического характера она считается высшим видом любви-эротическую любовь. В противоположность вышеперечисленным, стремиться к полному слиянию с близким человеком и в ней также есть предпочтительность. - Любовь к себе, которую следует отличать от эгоизма, поскольку эгоист не любит себя, а ненавидит. Чрезмерно заботясь только о себе, эгоист, в действительности, делает безуспешные попытки компенсировать свой неуспех в деле заботы о других. - любовь к богу.
Л. Каслер выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сексуальных потребностей; 3) конформистская реакция. Любовь по Каслеру - это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви. (2)
Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характеризуется снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологическим комфортом, удовлетворенностью психологической и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений.
Нами было проведено исследование на выявление отношения людей разного возраста к любви. Была предложена анкета в 1-ых классах с вопросом «что такое любовь?». Результат: 80% детей думают что любовь-это когда люди любят друг друга и не хотят расставаться. В 11-х классах ответ на этот вопрос был разнообразен. Мальчикам было труднее ответить на этот вопрос, в отличии от девочек. Девочки очень серьезно отнеслись к этому вопросу, в то время как мальчики начали искать информацию в интернете.
В современной жизни произошел большой перекос в сторону голого прагматизма. Высокие человеческие чувства подменяются расчетом и цинизмом. Все менее значимым становится институт семьи, все больше брошенных детей, разводов, холостых, занятых работой, мужчин, незамужних деловых женщин.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
Таким образом, в истоках отечественной мысли о любви обнаруживается противостояние, связанное с двумя точками зрения на любовь. Согласно одной любовь трактуется как Эрос, согласно другой - как сострадание. Синтез этих философско-психологических направлений не завершен и в настоящее время. В определенный жизненный период термин «любовь» у разных людей воспринимается по разному. Каждый человек сам для себя определяет и понимает его по-разному, в зависимости от ситуации, накопленного жизненного опыта и в рамках моральных норм, установленных обществом. Но все же любовь, это что-то светлое, теплое. Это то что мотивирует на новые победы, свершения, желание жить и развиваться. Список использованной литературы:
1. Фромм, Аллан Азбука для родителей / Аллан Фромм. - М.: Лениздат, 2014. - 320 с
2. Бенард, Черил Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин / Черил Бенард , Эдит Шлаффер. - М.: Панорама, 2014. - 238 с.
© Любушкина Л.А., Зайчикова М.Ю., 2018
УДК 001
И.В. Круглов
Д.б.н., Институт вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова РАН
Москва, РФ [email protected]
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В НАУКЕ - ПОДЛИННЫЕ И МНИМЫЕ
Аннотация
Актуальность данной статье придаёт процесс перевода научно-исследовательских институтов на так называемый «эффективный контракт», зачастую оказывающийся весьма и весьма неэффективным.
Цель данной статьи - провести размежевание критериев эффективности в науке на подлинные и мнимые, и обосновать его.
Метод исследования проблемы - дискуссия.
Итоговый результат - обоснованы подлинные критерии эффективности в науке.
Ключевые слова:
Индекс цитируемости, индекс Хирша, финансирование.
Igor V. Kruglov
DSc in Biology, Mechnikov Research Institute of Vaccines & Sera RAS,
Moscow, Russian Federation
CRITERIA OF EFFECTIVENESS IN SCIENCE - ORIGINAL AND IMAGINARY
Annotation
The relevance. The process of transferring research institutes to the so-called "effective contract," which is often very inefficient, gives the relevance to this article.
The aim of this article is to demarcate criteria of effectiveness in science on original and imaginary, and justify it.
The method of investigation the problem is a discussion.
The final result - original criteria of efficiency in science are proved.
Keywords:
Science Citation Index, H-Index, Financing.