Научная статья на тему 'О различии любви, влюбленности и любовной зависимости'

О различии любви, влюбленности и любовной зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13479
1499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВЬ / ВЛЮБЛЕННОСТЬ / ЛЮБОВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРИВЯЗАННОСТЬ / ЧУВСТВО / АФФЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кагарманов Д.И.

В статье дифференцируются эмоциональные отношения людей «любовь», «любовная зависимость» и «влюбленность», которые часто смешивают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О различии любви, влюбленности и любовной зависимости»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 177.61

Д. И. Кагарманов

студент 2 курса факультета психологии Башкирский государственный университет Научный руководитель: Б.М. Емалетдинов к. филос. н., доцент кафедры «Общая психология» Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация

О РАЗЛИЧИИ ЛЮБВИ, ВЛЮБЛЕННОСТИ И ЛЮБОВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация

В статье дифференцируются эмоциональные отношения людей - «любовь», «любовная зависимость» и «влюбленность», которые часто смешивают.

Ключевые слова

Любовь, влюбленность, любовная зависимость, привязанность, чувство, аффект.

Издавна человечество ведет неустанный разговор о любви. У историков есть тому материальные подтверждения, - начиная с древнегреческих мифов и речей Сократа и диалогов Платона, положивших основу первым теориям любви. Сама научная психология обязана своим названием мифологическому образу Эрота (Амура) - бога любви и Психеи, олицетворяющей человеческую душу.

Тема любви прослеживается различными авторами с древних времен до наших дней. Написано множество популярных книг и научных трудов, но феномен любви, его психологическая сущность является одной из непознанных сфер жизнедеятельности человека. Трудно дать определение этому понятию, не спутав с рядом других: влюбленность, страсть, эмоциональная привязанность, любовная зависимость и др. Если, как писал Э. Фромм, «любовь это единственный здравый и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования» [16], то что есть «любовь»?

В древней Греции любовь называли разными словами: эрос, филия, сторге, агапэ и т. д. С этих времен устанавливается традиция подразделять любовь на виды. Психологи практически не затрагивали тематику любви, и эта область оставалась «белым пятном» на её карте в течение длительного времени. В центре данного явления в небольшом количестве проводившихся исследований были сексуальное поведение и сексуальное развития человека (З. Фрейд, Э. Берн, Э. Фромм).

В наши дни гуманистический подход в психологии (К. Изард, Р. Мей, Л.Я. Гозман и др.) набирает все больше единомышленников. Но за множеством теоретических и практических исследований проблемы любви скрываются скудный инструментарий и бедность проработанных теорий.

Феномен любви в разное время рассматривали с различных позиций. Все понятия современной психологии любви переплетены и наполнились новым смыслом, как в науке, так и в общественном сознании в целом. Используя глагол «любить» в разнородных ситуациях, обычный человек порой имеет в виду различные понятия. Несмотря на смешение понятий в сознании обывателя, для психолога они имеют принципиальные различия и более разнообразны, чем у жителя Древней Греции. Появилась необходимость пересмотреть эти понятия и систематизировать их в ключе именно психологии, а не философии и других гуманитарных наук.

Не существует точного определения понятия «любовь», а многозначность его употребления является причиной утраты специфического содержания данного понятия и сходных с ним. В связи с этим, анализ различных психологических источников даст нам возможность подробно изучить рассматриваемые понятия. Наша конечная цель - прийти к ясности понятий «любовь», «влюбленность», «любовная зависимость».

Фундаментальные представления о любви, до оформления такого понятия непосредственно в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

психологии, разработаны в философии. Б. Спиноза [2] в XVIII в. писал, что любовь - это просто хорошее отношение к человеку, доброжелательность, которое лишь в определенных случаях может перерасти в сильное чувство. Кроме того, Спиноза продемонстрировал зависимость чувств любящего от чувств любимого человека и возникновение ответного эмоционального отношения. Д. Юм [2], в отличие от Б. Спинозы, полагал, что причина любви - это не сам человек, доставляющий радостные переживания, а его поступок. А. Шопенгауэр, представитель пессимистической философии XIX в., стремился, в свою очередь, разоблачить любовь. Он писал о том, что любовь - это ложь и иллюзия людей: в природе существует лишь половой инстинкт для продолжения человеческого рода [2].

Любовь - это высокий уровень положительного отношения к объекту в эмоциональном плане, который выделяет среди тех или иных людей этот объект и располагает его в центр интересов и потребностей субъекта (любовь к кому-то или чему-то); или любовь - это интенсивное, напряженное и устойчивое чувство субъекта, которое обусловлено сексуальными нуждами и выражается в общественно создаваемом стремлении быть полностью представленным своими чертами личности в жизнедеятельности другого человека таким образом, дабы у него появилась нужда в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости [5].

Подчеркивается связь любви с сексуальными нуждами, но внимание акцентируется на нуждах высоконравственного, эмоционального и социального субъекта. Отмечается обусловленность любви нуждами субъекта и его стремление в ответном чувстве. Определение любви дается в контексте социального существования индивида - она, как мы можем видеть, связывается не только и не столько с потребностями организма или вида, но и с личностно значимыми чувствами, эмоционально-ценностными отношениями человека.

Фундаментальным делением любви, уходящей корнями вглубь веков, является выделение платонической и эротической любви. Чувство платонической любви носит имя одного из известных древнегреческих философов - Платона. В своем диалоге [14] на пиршестве у драматурга Агафона Платон рассуждал от лица героя Павсания о способе выражения человеческой любви. Платон признавал, что существует два Эроса, бога любви: небесный - сын Урана и пошлый - сын Зевса, т.е. два рода любви -любовь плотская, низшая, земная и любовь небесная, возвышенная, духовная. Таким образом, одной из ранних классификаций любви являлось ее деление на платоническую и эротическую.

Платон допускал наличие высоких отношений между философом и его учеником; любовь к своим ученикам, а также любовь к учителю он именовал «духовной». Позже платонической любовью стали называть такие отношения, которые имеют в своей основе близость, но не сексуальные контакты.

Эротическая любовь [16] - это отношения между взрослыми людьми, при которых один человек чувствует другого близким самому себе. Испытывая при этом потребность в сближении, человек приравнивает свои устремления и интересы к его устремлениям и интересам, и имеет сильное стремление к духовному и физическому обладанию им и полной отдаче себя ему.

Под «влюбленностью» обычно понимается чувство, в основе которого лежит страстное влечение к человеку (объекту влюбленности). Согласно З. Фрейду, влюбленность - чувство, которое основывается на сексуальных влечениях, суть которого есть перевод какой-либо доли нарциссического либидо на объект влюбленности [11].

В основе чувства влюбленности лежат разные эмоции, периодически затмевающие сознание. Они иногда делают зависимым субъект влюбленности от различных эмоциональных и надуманных мыслей и образов, порой деструктивного характера. Смешанные чувства, связанные с влюбленностью, поэтому ложно воспринимаются как любовь. Например, многие чувства как позитивного, так и негативного спектра, такие как ненависть, гнев, ребячество, разговоры о собственных нуждах, тревогах, притязаниях и многое другое ошибочно принимаются за проявления любви [16].

С точки зрения длительности чувства, влюбленность может быстро угаснуть или же перейти в более или менее устойчивое чувство полноценной любви [4]. По мнению американского психолога Элейн Хатфилд, влюбленность можно назвать особой формой эмоционального возбуждения, состоянием неудержимого желания слиться с возлюбленным человеком. Положительные эмоции вызываются только в случае обоюдности чувств, в противном же случае влюбленность опустошает человека [9]. Основным

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

различием влюбленности и любви является половая страсть. Она появляется вместе с различными эмоциями и эмоциональными состояниями.

В отличие от предыдущих понятий, понятие любовной зависимости исследовалось менее интенсивно. интенсивно. В современной психологии чувствуется большой пробел в изучении этого явления.

Явление любовной зависимости было известно еще в средневековье, когда люди благородного происхождения оставляли все нажитое добро и связи с обществом ради некоей женщины. Т. Парацельс, выдающийся врач XVI в., использовал для обозначения подобного состояния у мужчин термин "любовная болезнь". Поняв однажды, что болезнь эта совсем не любовная, он пытался установить её причину -повышение половых способностей мужчин [12]. Французский врач XVIII века, Ж. О. Ламетри, дал описание нескольких своих сексуально зависимых пациентов, оставивших свои семьи [6].

Своё понимание любовной зависимости излагали и психоаналитики. З. Фрейд считал, что младенец изначально зависим от материнской груди. Ребенок, получая сексуальное удовольствие от кормления грудью, привязывается к матери эмоционально. Фрейд считал, что для последующего нормального психосексуального развития человека, в частности, для обретения независимости и отсутствия фиксаций на инфантильных привязанностях, имеет большое значение зависимость малыша от матери и последующая замена частью собственного тела материнской груди - когда ребенок начинает сосать свой палец. Показательно, порой формирование будущих болезненных привязанностей имеет в своей основе регрессию к предшествующим зависимым отношениям, то есть регрессию к отношениям ребенок-мать [7].

Многие психоаналитики, продолжали исследования эмоциональной зависимости младенца от матери. Так, А. Фрейд рассмотрела линию развития от детской зависимости до любовной жизни взрослого [1]. Другие уделили больше внимания изучению невротической зависимости взрослого человека. К. Хорни писала, что эмоциональная зависимость обладает структурой, включающей в себя сильное чувство обиды. Она способна причинять страдания, порождает различные страхи и является частью невротической потребности в любви, в надежде на защиту от кого-то. Эта потребность и являет собой основу любовной зависимости [13].

От понятия любовной зависимости, которое скорее обозначает сексуальное расстройство [3, с. 75], следует отличать позитивное понятие «эмоциональной привязанности». Эмоциональная привязанность - это чувство близости, которое основано на симпатии к кому-либо или чему-либо и не обязательно являет собой чувство влюбленности или любви. Близость, согласно Г. С. Салливану [11] - это такой тип ситуации, которая включает в себя двух человек и дает им возможности для утверждения эмоционально-личностных ценностей на основе достижения возрастающего взаимного удовлетворения и чувства собственной безопасности. Близость достигается сотрудничеством, которое создается поведением, направленным на приспособление друг к другу. В этом контексте мы можем говорить о ситуации любовной зависимости как о гиперболической ситуации близости.

Явления любви, влюбленности и любовной зависимости входят в эмоциональную сферу. Существуют разные эмоциональные явления, классифицирующиеся по разным признакам.

«Любовь» имеет предметную направленность и появилась в результате комбинации, обобщения эмоциональных состояний. Она входит в класс чувств, но не является простым набором нескольких эмоций, это сложное чувство, которое может быть и в потенциальном, и в актуальном состоянии [7; 5].

Влюбленность, в свою очередь, более всего подходит под категорию «аффекты», поскольку протекает она бурно. Будучи сильно внешне выраженным эмоциональным процессом, влюбленность затрачивает много энергии, протекает мало времени и имеет взрывной характер [8; 10].

Существует точка зрения, что влюбленность - это не самостоятельное эмоциональное состояние, а первый этап любви [15]. Эта точка зрения достаточно обоснованна, поскольку любовь может появляться без влюбленности.

«Любовную зависимость» можно определить как частный случай зависимости из класса расстройств личности, при которых человек чересчур опирается на других людей. Делегируя им свою волю, в крайних случаях, человек становится не способен вынести разлуку с объектом своей зависимости [2, с. 212-224].

Таким образом, любовь - это длительное и глубокое чувство субъекта, выражаемое в стремлении находиться в центре деятельности объекта чувств. Она может быть платонической (в основе - стремление к духовному обладанию) и эротической (имеет в основе - стремление к физическому обладанию).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Влюбленность же - это сильно выраженное непродолжительное эмоциональное состояние аффективного характера, которое делает субъект зависимым от объекта своего отношения. Любовная зависимость - это расстройство личности сексуального характера, имеющее в своей основе и невротическую потребность в любви и защите.

Список использованной литературы:

1. Век В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография. - Пермь: Издат. дом «Типография купца Тарасова», 2010. - 332 с.

2. Галяутдинова С.И., Емалетдинов Б.М. Расстройства личности: Спецкурс по клинической психологии / Уч. пос. В 2-х кн. - Уфа: Башкирский институт развития образования, 2005. - 362 с.

3. Егоров А. Ю. Любовные аддикции // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. № 2. - С. 64-81.

4. Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. - М.: Дрофа, 2007. - 112 с.

5. Краткий психологический словарь / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.

6. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения - М.: Мысль, 1976. - 244 с.

7. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу - М.: АСТ, 2010. - 960 с.

8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / Под ред.В.К. Вилюнаса, Ю.П. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - с. 162-171.

9. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПБ., 1998. - С. 561.

Ю.Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. - 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1993. - с. 152-161.

11.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. 1998. - 800 с.

12.Теофраст Парацельс. Магический Архидокс. - М.: Сфера, 2002. - 400 с.

13.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - СПб: Академический проект, 2009. - 208 с.

14.Шичалин Ю. А. Пир // Новая философская энциклопедия - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - Т. 3 - с 232.

15.Шнейдер Л. Основы семейной психологии. - Воронеж: МОДЭК, 2010. - 928 с.

16. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты. - Минск: Поппури, 2010. - 448 с.

17.Фромм Э. Искусство любить исследование природы любви. Пер. Л.А.Чернышевой. - М: Педагогика, 1990. - 157 с.

© Кагарманов Д.И., Емалетдинов Б.М., 2016

УДК 159.9.072.43.

О. И. Кузьмина, канд. пед. наук., доцент кафедра физической культуры Иркутский национальный исследовательский технический университет

г. Иркутск, Российская Федерация А.В. Дружинина, студент институт кибернетики, информационные системы и технологии Иркутский национальный исследовательский технический университет

г. Иркутск, Российская Федерация

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В IV ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ

(спецмедгруппа Б)

Аннотация

В данной статье представлены оценки психоэмоционального состояния студентов ИРНИТУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.