Научная статья на тему 'Диагностика уровня сформированности у магистров управленческих ориентаций в процессе профессиональной подготовки'

Диагностика уровня сформированности у магистров управленческих ориентаций в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / LEADER / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PERSONAL ORIENTATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / LABOR COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Фролова Полина Сергеевна

В статье проводится диагностика уровня сформированности управленческих ориентаций в процессе профессиональной подготовки магистров по направлению обучения «Менеджмент». Определены методики исследования и выявлены уровни сформированности управленческих ориентаций. Показана результативность применения методик по выявлению сформированности управленческих ориентаций магистров в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF FORMATION IN MASTERS OF MANAGEMENT ORIENTATIONS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article is used to diagnose the level of formation of managerial orientations in the process of professional training of masters in the direction of training "Management". The methods of research are determined and the levels of the formation of managerial orientations are revealed. The effectiveness of the application of methods to identify the formation of managerial orientations of masters in the process of vocational training is shown.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня сформированности у магистров управленческих ориентаций в процессе профессиональной подготовки»

пространственно-временных условиях, не может существовать без умений рефлексии, сравнения прогнозируемого и реального результата, мгновенного поиска в случае их несоответствия причин, а также определения способов исправления ситуации.

Что касается частных умений контрольно-регулировочного компонента, то умения руководить процессом взаимодействия, контролировать ход общения являются условием реализации информационно-аналитических умений, в частности умений анализировать информацию, осознавать степень усвоения передаваемой информации и уровень понимания учащимися предложенного сообщения.

Выводы. Резюмируя выше сказанное, хотелось бы заметить, что выбор верной стратегии и определение тактики общения с учениками, понимание особенностей ученика, его мыслей, эмоций и мотивов, поиск оптимальных вербальных и невербальных средства для установления ежедневного контакта с учащимися, руководство этим взаимодействием возможны только в случае, когда педагог владеет не только элементарными коммуникативными умениями, но и коммуникативными умениями более высокого порядка, осуществляя обдуманный выбор в каждой конкретной ситуации. В практике подготовки будущих педагогов необходимо не только совершенствовать указанные умения, но и стимулировать студентов к дальнейшему профессиональному саморазвитию, так как степень овладения студентами коммуникативными умениями во многом зависит и от их личностной мотивации.

Литература:

1. Кочетова В.А. Дидактическое речевое общение как средство развития коммуникативных умений будущего учителя: Дис. ... к.п.н. - Оренбург, 2000. - 174 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия электронная библиотека преподавателя http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/19.php (дата обращения: 28.01.2018).

3. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя: Спец.курс. - Ярославль, 1976. - 82 с.

4. Ширшов В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: Дис. .к.п.н. - Челябинск, 1985. - 195 с.

5. Яковлева Т.В. Формирование социально-перцептивного компонента коммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей в процессе изучения педагогических дисциплин // Реализация аксиологического и компетентностного подходов в контексте ФГОС среднего и высшего образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. А.В Лексиной, А.В.Леоновой. - Коломна: ГСГУ, 2016. - С. 204-209

6. Яковлева Т.В. Формирование коммуникативных умений у студентов при изучении педагогических дисциплин: атореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01: Коломна, 2004. - 184 с.

7. Ямбург Е.А. Ищу учителя, или как нам модернизировать систему педагогического образования // Народное образование. - № 2. - 2013. - С. 100-108

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород);

магистрант факультета управления и социально-технических сервисов Фролова Полина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У МАГИСТРОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье проводится диагностика уровня сформированности управленческих ориентаций в процессе профессиональной подготовки магистров по направлению обучения «Менеджмент». Определены методики исследования и выявлены уровни сформированности управленческих ориентаций. Показана результативность применения методик по выявлению сформированности управленческих ориентаций магистров в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: руководитель, методика, личностная ориентация, управление, трудовой коллектив. Annotation. The article is used to diagnose the level of formation of managerial orientations in the process of professional training of masters in the direction of training "Management". The methods of research are determined and the levels of the formation of managerial orientations are revealed. The effectiveness of the application of methods to identify the formation of managerial orientations of masters in the process of vocational training is shown. Keywords: leader, methodology, personal orientation, management, labor collective.

Введение. В современном конкурентном мире с законами рынка, вполне обоснованной является целевая ориентация личности руководителя на производственную деятельность. Руководитель, который основной задачей своей деятельности определяет повышение производительности труда в процессе решения производственных задач, применяет авторитарный стиль руководства и такие рычаги воздействия как административные и экономические методы управления. С одной стороны, применение такого стиля закономерно, поскольку только такой возможен в условиях жесткой конкуренции и форс-мажорных обстоятельств. С другой - возглавляя трудовой коллектив необходимо помнить о сотруднике, как о ведущем факторе производства и соответствующем отношении к нему.

Длительное воздействие только административных методов приводит к негативным последствиям в коллективе сотрудников: отсутствие инициативы, творчества, положительного психологического климата, страх потери работы и источника финансирования, отсюда возникает необходимость пересмотра управленческого воздействия на собственный персонал. Поэтому в процессе профессиональной подготовки магистрантов-будущих менеджеров необходимо выявить уровень сформированности управленческих ориентаций для дальнейшего изучения и формирования.

Формулировка цели статьи. По мнению ряда современных исследователей, эффективность руководства предполагает координацию ресурсов, определение задач, выдвигаются и поддерживаются идеи ... происходит планирование коллективной деятельности, которая позволяет открывать новые возможности и

решать проблемы совместно [3]. Объективно оценивая себя, человек получает возможность повышения эффективности управления [2]. Важной задачей является акцент на ценностное отношение к другому человеку, труд менеджера сегодня рассматривается с чисто человеческий позиций [1].

Исследователи [5, 6, 9, 10] также считают, что способность управлять другими людьми выражается не в деспотичном отношении и постоянном контроле, а в сдержанности и мудрости по отношении к подчиненным, воспринимая их как равных и является следствием высокого уровня интеллекта руководителя, способного принимать эффективные управленческие решения. В соответствии с этим и определились направления исследования по выявлению ориентаций будущих руководителей и их взаимоотношений с трудовым коллективом.

Изложение основного материала статьи. Для осуществления поставленной цели необходимо применение ряда подходов, предложенных педагогическим научным сообществом. Например, личностный подход предполагает последовательное отношение преподавателя к обучающемуся как к личности, субъекту взаимодействия и общения, ответственному и самосознательному субъекту собственного развития.

Над идеей данного подхода работали Ш.А.Амонашвили, К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, М.А.Викулина, И.С. Кон, А.Маслоу, А.В. Мудрик, К. Роджерс, В.В. Сериков и многие другие ученые, как отечественные, так и зарубежные. Согласно данного подхода по отношению к личности студента предполагается помощь:

- в выявлении и раскрытии возможностей обучающегося;

- в становлении его как личности и профессионала;

- в осознании себя личностью;

- в осуществлении личностно-значимых и социально-приемлемых норм поведения в обществе.

В процессе выявления управленческих ориентаций рассматриваемый подход предполагает отношения между преподавателем и обучающимися на паритетных началах. Равенство проявляется в выражении преподавателем чувств искренности по отношению к студенту, помощи ему в развитии личности, влиянии на развитие рефлексии и саморегуляции, а также способствует утверждению чувства собственного достоинства, ответственности и терпимости.

Под дифференцированным подходом психолого-педагогическая наука понимает способы гуманного отношения к другому человеку. Как способ эффективной педагогической помощи обучающемуся в процессе реализации дифференцированный подход является средним звеном между работой с группой магистрантов и индивидуальной работой с каждым обучающимся. Дифференцированный подход позволяет определить правильную дозировку морально-психологических нагрузок на студенческий возраст, проводить работу, в которой студенты получают возможность для осознания важности общения с другими людьми и одновременного ощущения удовлетворенности от качества этого общения.

Возрастной подход представляет собой формирование необходимой среды для развития обучающихся с учетом их возрастных особенностей, которые являются единством свойств человека (эмоциональных, познавательных, мотивационных, социальных). В рамках возрастного подхода, в процессе профессиональной подготовки формируются знания, умения, навыки и нормы, необходимые для решения социокультурных задач, разрабатываются формы и методы приобщения к ним, формирования ценностных отношений личности к другому человеку.

Индивидуальный подход предусматривает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, как на индивидуальном уровне (темперамент, задатки), так и на личностном (интересы, уровень притязаний). В рамках подхода преподаватель гибко использует различные формы, методы по отношению к обучающемуся в его профессиональной подготовке. Индивидуальный подход необходим каждому человеку, т.к. способствует осознанию своей индивидуальности, развития умения управлять своим поведением, эмоциями, оценке своих сильных и слабых сторон.

Все вышеназванные подходы создают благоприятные условия по достижению поставленных целей: выявления уровня сформированности управленческих ориентаций в условиях профессиональной подготовки в вузе. Выявить реальный уровень развития у обучающихся данных отношений позволили исследования в ходе образовательной деятельности магистрантов 2 курса по направлению «Менеджмент». Участвовало 2 группы магистрантов очно-заочной формы обучения (в количестве 42 человек). Для выявления уровня сформированности у магистров - будущих менеджеров управленческих ориентаций, необходимо было применить комплекс методик [4,7,8], а именно: «Диагностика управленческих ориентаций Т.Санталайнена», «Тест конкретных ситуаций А.Ершова» и «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири».

Применяемая методика «Диагностика управленческих ориентаций Т. Санталайнена» представляет собой тестовый материал, состоящий из перечня вопросов, определяющих особенности управленческого поведения и ориентаций руководителя на людей и на задачу. Результатами теста является набор максимального количества баллов по шкале ориентации на людей - 15. Показатель выше 12 баллов означает, ярко-выраженную ориентацию на людей. Количество баллов, превышающих 12 по шкале ориентации на задачу, показывает степень ее выраженности, как правило, руководители такого типа, менее всего считаются с людьми. Результаты тестирования показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты ответов респондентов по методике «Диагностика управленческих

ориентаций Т. Санталайнена»

Как показывает диаграмма, наблюдается ярко-выраженная направленность обучающихся на задачу (69%), менее выражена ориентация на трудовой коллектив (31%).

Методика «Тест конкретных ситуаций А. Ершова», выявляет взаимосвязь между личностными характеристиками и эффективностью деятельности такими факторами как позиция личности в коллективе, степень соответствия ее интересов и мотивов деятельности коллектива. Выбор того или иного решения из предложенных ситуаций зависит от того, как магистрант разобрался с ситуацией, какими доминирующими интересами и мотивами руководствовался при ответе. Определялись четыре вида склонностей на личную позицию во взаимоотношениях с людьми: Д - ориентация на интересы дела; П - ориентация на психологический климат и взаимоотношения в коллективе; С - ориентация на себя; О - ориентация на официальную субординацию. В результате диагностики было выявлено: на дело ориентировано - 26 человек (62,0%); на психологический климат - 8 человек (19,0%), на себя - 5 человек (11,9%), на официальную субординацию - 3 человека (7,1%) (рисунок 1).

Рисунок 2. Результаты ответов респондентов по методике «Тест конкретных ситуаций А. Ершова»

Методика «Диагностика межличностных отношений Т.Лири» определяет преобладающий тип руководителя по отношению другому человеку в самооценке и взаимооценке. Применяется для диагностики представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в трудовых коллективах. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности (рисунок 3).

Доминирование (

16

й> О

£ VII

О

2

III

1 ■с

п> п л 5

33 =

о о н г

>

4

Подчинение

Рисунок 3. Основополагающие факторы исследования по методике «Диагностика межличностных

отношений Т. Лири»

В процессе исследования межличностных отношений выделены два основных фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность», которые явились ведущими и определили общее впечатление о магистрантах в процессе взаимодействия. Выявлены следующие типы отношений (приведены основные из них): авторитарный тип - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешен в работе, постоянно советует, требует к себе повышенного внимания и уважения (16% от общего числа магистрантов); эгоистический тип характеризуется честолюбием, эгоистичностью, расчетливостью, независимостью, отчужденно ведет себя с окружающими (21% от общего числа магистрантов); подчиняемый тип - характеризуется кроткостью, застенчивостью, склонностью к подчинению более сильному (34% от общего числа магистрантов); дружелюбный тип - склонен к сотрудничеству, проявляет гибкость и компромисс в решении проблем и в возникновении конфликтов, (17% от общего числа магистрантов); альтруистический тип - деликатен, мягок, бескорыстен, отзывчив, ответственен по отношению к другому человеку, способен эмоционально сострадать, симпатизировать, заботиться о другом человеке, умеет подбодрить и успокоить окружающих» (12% от общего числа магистрантов). Последние два типа межличностного восприятия дружелюбный и альтруистический в совокупности дали 30%, что оказалось существенно меньшим в доле остальных типов отношений. Во взаимоотношениях между магистрантами наиболее часто преобладали агрессивность и подчиняемость (рисунок 4).

■ Авторитарныйтип

■ Эгоистическийтип

■ Подчиняемыйтип

Дружелюбный тип

■ Альтруистическийтип

Рисунок 4. Результаты ответов респондентов по «Методике диагностики межличностных

отношений Т. Лири»

В результате у магистрантов превалирует доминирование и лидерство, наименьшим показателем является недоверчивость. Показатели зависимость и покорность в пределах нормы. В основной массе определена склонность к доминированию, нетерпимости к критике, переоценке собственного потенциала, что как правило, вызывает конфликты и дисбаланс в психологическом климате коллектива.

Таким образом, в результате применения комплекса методик нами были выделены уровни сформированности, выявляющие факторы когнитивного интереса (к себе и другому человеку), особенностей управленческого поведения, взаимодействия с другими людьми (таблица).

Таблица

Диагностика сформированности управленческих ориентаций у магистрантов (в %%)

Уровни Ответы магистрантов (%)

низкий 37, 3

средний 33, 7

выше среднего 20, 2

высокий 8, 8

Для низкого уровня характерной особенностью явилась высокая степень ориентации «на эгоизм» и «на процесс», нежелание взаимодействовать в коллективе, наблюдается мотив избегания неудачи. Средний уровень характеризовался снижением степени ориентации «на эгоизм» и «на процесс», появлением ориентации на «альтруизм» и «результат», прослеживалась необходимость во взаимодействии в коллективе, наблюдалось снижение мотива избегания неудачи. Для уровня «выше среднего» показательно отсутствие ориентации «на эгоизм» и «на процесс», повышение ориентации на «альтруизм» и «результат», стремление к взаимодействию в коллективе, присутствие мотива стремления к успеху. Высокий уровень показан присутствием ориентации на «альтруизм» и «результат», выраженным стремлением к взаимодействию в коллективе, наличием мотива стремления к успеху.

Выводы. Полученные в ходе диагностики результаты позволили определить, что предлагаемые методики способствовали выявлению уровня сформированности управленческих ориентаций у магистрантов. Основная масса обучающихся знает об установке педагогических подходов на управленческую деятельность, но слабо ориентируется в технологиях для эффективной организации данного процесса. С нашей точки зрения, большой процент магистрантов не видят в перспективе желаний понимать трудовой коллектив, поддерживать его в их проблемных ситуациях и не считают это значимым.

Вместе с тем проведенный анализ представляет собой лишь один определенный аспект сложных проблемных отношений у обучающихся -будущих менеджеров с потенциальными сотрудниками. В соответствии с этим, определился ряд задач, способствующих в перспективе решению использования дополнительного комплекса методик по формированию управленческих ориентаций и качеств будущего менеджера.

Литература:

1. Викулина М.А., Яшкова Е.В. Профессиональная подготовка менеджера образования в вузе (аксиологический аспект) / Нижний Новгород, 2005.

2. Николаенко Е.Д., Морозова О.А. Методы развития управленческих способностей и навыков руководителя [Электронный ресурс] - URL: http://www. scienceforum.ru/2015/817/7290 (дата обращения: 31.01.2018).

3. Огарков А. Организаторские способности современного руководителя [Электронный ресурс] - URL: http://www.klerk.ru/boss/articles/450384/ (дата обращения: 11.02.2018).

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара, 2011. 672 с.

5. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7-4. С. 648-651.

6. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально-креативной деятельности персонала современной организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 90.

7. Управление персоналом. Практикум: упражнения, тесты/ Ю.Г.Одегов, Т.В.Никонова, Д.К.Балахонова; под. ред. М.Н.Кулапова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - 256 с.

8. Чикер В.А. Методология и методы социально-психологических исследований: учеб. пособие. СПб., 2010. 135 с.

9. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Опыт разработки профориентационного курса в электронной образовательной среде Moodle в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С. 306-313.

10. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Профессиональная подготовка менеджера по управлению человеческими ресурсами: аксиологический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 502-508.

Психология

УДК:159.9

старший преподаватель Богатырева Асият Сагитовна

ФГБОУ ВО "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск) ТРАДИЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Аннотация. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире. Прогресс терпимости становится индикатором зрелости политической, психологической и экономической культуры, показателем нравственной высоты нации. И по тому этнические группы на Северном Кавказе играют очень важную роль в сохранении и развитии культурной целостности и сохранении уникальности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан.

Ключевые слова: толерантность, этнос, межэтническая толерантность, отношения между народами Северного Кавказа, межкультурная коммуникация, мотивация этнической терпимости, личность.

Anmtation. Tolerance of another person, nation or culture, which differ in their values and lifestyle, is one of the prerequisites for harmony in the modern world. Progress of tolerance becomes an indicator of the maturity of the political, psychological and economic culture, the measure of the moral elevation of the nation. Because ethnic groups in the North Caucasus play a very important role in the preservation and development of cultural integrity and preservation of the uniqueness of large and small Nations, in the growth of socio-political activity of citizens.

Keywords: tolerance, ethnicity, inter-ethnic tolerance, the relations between the peoples of the North Caucasus, intercultural communication, motivation, ethnic tolerance, personality.

Введение. Россия-страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Она исторически сформировалась как многонациональная держава, в которую в свое время вошли сотни народов, составившие ее этническую мозаику, созидающие ее общий социально-духовный потенциал. Полиэтничность и многоконфессиональность России-это ее богатство, огромное историческое достояние, которым важно разумно распорядиться. Поэтому как для этносов, так и для отдельных граждан многонациональной России существенное значение имеет состояние этнических отношений в стране. В настоящее время, когда проблема толерантности стала актуальной и глобальной проблемой, важно изучить сосуществование тенденций толерантности и нетерпимости в конкретных обществах и регионах. Любое общество, характеризующееся культурной, этнической, религиозной гетерогенностью, может стабильно существовать только в том случае, если существует определенная степень терпимости. По мнению исследователей, толерантность повышает способность этничности адаптироваться в окружающем мире.

Формулировка цели статьи. Создание необходимых условий для восстановления стабильности, мира и дружбы в Северо-Кавказском регионе, процветание всех народов является одним из важнейших национальных приоритетов для российского общества в настоящее время. Для решения этих проблем необходим комплексный системный подход, который позволяет координировать и интегрировать соответствующие усилия на федеральном, региональном и местном уровнях для привлечения широких научных и образовательных усилий и ресурсов, которые способствуют формированию культуры и этики межэтнического толерантного взаимодействия народов Северного Кавказа.

Изложение основного материала статьи. Анализ имеющейся литературы показывает, что проблема межэтнической толерантности как фактора мира и безопасности на Северном Кавказе становится предметом специального научного исследования. Существует значительное число научных исследований, посвященных конкретным аспектам темы исследования. Так, в истории научной мысли, анализ взаимодействия религиозной толерантности, этнической принадлежности и политики в целях обеспечения безопасности государства и общества, реализовано в работах как российских, так и зарубежных представителей науки. Понимание этнического, религиозного, политического и правового существования, посвящена работа российских ученых, таких как Н. Бердяев, И. А. Ильин, В. И. Ленин, И. А. Новгородцева, В. С. Соловьев.и др. Среди работ современных зарубежных авторов, известных и широко уважаемых в области исследования: Г. Миндаля, Дж. Андерсона, М. Гектора и Р. Даля, S. Mill, T. Nairn, K. Popper, D. Rothschild, и других авторов. Работа этих исследователей в качестве сравнительного анализа реализации принципа толерантности в различных типах этнических систем, а также особенностей и пределов толерантности имеет важное значение для поддержания демократической системы. Особое методологическое значение в условиях реформирования России имеют эти современные этнополитические теории как доктрина «сообщества демократии» А. Лифхарта, «общественные структуры характера политики» Л. Пай и др. Авторы наряду с теоретическим развитием этнополитические, социологические проблемы, анализ специфики этнических, религиозных, миграционных и других процессов в бывшем Советском Союзе, предлагают субъекту политики собственное видение путей формирования толерантного сознания в российском обществе, достижение стабильности и безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Толерантность-терпимость, дружеское отношение к другим, стремление к достойному компромиссу и преодоление существующих разногласий и конфликтов, стремление решать проблемы мирными средствами,-все чаще становятся предметом внимания исследователей. И это не случайно. Только на пути терпимости человечество могло избежать опасности взаимного истребления. Толерантность (терпимость) и нетерпимость-качество, одинаково присущее каждой личности, каждому социальному сообществу. Толерантность позволяет устанавливать связи и контакты с другими людьми и обществами, в то же время, нетерпимость к другому, чуждому, чуждому, способствующему некоторой раздробленности, помогает избежать чрезмерного внешнего влияния, сохранять свою собственную идентичность [2].

Толерантное отношение представителей некоторых этнических групп к другим является одним из компонентов культуры межэтнических отношений. Но следует отметить, что нетерпимость способствует формированию межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Учитывая свободу совести и религию в нашей стране, толерантность может быть в большей степени целью образования. Культура межэтнических отношений формируется и выражается в отношениях между людьми разных национальностей в процессе совместной деятельности, включая их общение между собой. Межэтническое общение само по себе является образовательной деятельностью, мотивированной взаимной заинтересованностью представителей разных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.