Научная статья на тему 'Диагностика творческой активности студентов художественно-графического факультета'

Диагностика творческой активности студентов художественно-графического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / КУРС / НАПРАВЛЕННОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Оксана Владимировна

В статье приводится сравнительный анализ творческой реализации студентов художественно-графического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова в период с 2003 по 2009 гг. По результатам анкетирования, наблюдения и опросов, отслеживаются не только творческие предпочтения студентов между младшими и старшими курсами, но и за данный промежуток времени, а так же причины изменения творческой активности студентов ХГФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика творческой активности студентов художественно-графического факультета»

рольной группы заметны иждивенческие мотивы. Они проявляются в стремлении возложить на государство груз создания для людей материальных условий - 47,2%. На вопрос «Можно ли в нашем обществе жить законопослушно?» 47,1% подростков экспериментальной группы считают, что в нашем обществе можно жить законопослушно, оставшиеся 17,1% утверждают, что нельзя, 35,8% сомневаются, что это возможно. Респонденты контрольной группы (24,2%) считают, что в нашем обществе можно жить законопослушно, оставшиеся 38,6% утверждают, что нельзя, 37,2% сомневаются, что это возможно.

Так же следует отметить, что после проведения уроков нравственности у экспериментальной группы наблюдается толерантное отношение к людям: когда при подростках обижают человека, который им не симпатичен - 89,9% все равно заступятся за него (41,2% контрольной группы), 10,1% пройдут мимо (58,8% контрольной группы), 0% присоединятся к обидчикам. Если им не подчиняются младшие или сверстники подростки стараются убедить их - 59,6% экспериментальной группы (56,2% контрольной), оставляют их

в покое - 40,4% экспериментальной (40% контрольной), оскорбляют их 0% (3,8% контрольной).

Таким образом система нравственного воспитания способствовала формированию у подростков таких нравственных качеств как: ответственность, доброта, справедливость, великодушие, добросердечие, сострадательность, справедливость, уважительность, эмпатичность, что в свою очередь повлияло на развитие правосознания, а именно на положительное оценочное отношение к закону и развитию познавательных процессов в плане его освоения, социальной активности.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

2. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. - СПб.: Питер, 2003. - 752 с.

3. РатиновА.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. - М., 1981. - С. 201-214.

4. Рахимов А.З. Нравология. - Уфа: Изд-во «Башгоспедуниверситет», 2007. - С. 8-10.

УДК 378

О.В. Субботина

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В статье приводится сравнительный анализ творческой реализации студентов художественно-графического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова в период с 2003 по 2009 гг. По результатам анкетирования, наблюдения и опросов, отслеживаются не только творческие предпочтения студентов между младшими и старшими курсами, но и за данный промежуток времени, а так же причины изменения творческой активности студентов ХГФ.

Ключевые слова: студент, курс, направленность, реализация, художественное творчество.

Тзорческая направленность студентов художественно-графического факультета выявлялась нами в процессе работы над диссертационным исследованием («Формирование культурного опыта студентов в условиях музейной образовательной среды») в 20032006 гг. Основными задачами при выявлении творческой активности студентов были:

1. Определить отношение к художественному творчеству.

2. Установить степень реализации в мероприятиях факультета и университета.

3. Выявить интересы, предпочтения студентов.

На начальном этапе эксперимента, используя различные методы исследования, нами анализировалась творческая реализация студентов 2 и 5 курсов. На вопрос «где вы себя реализуете», вариантами ответов были «мероприятия университета и художественное творчество», «научное творчество» не упоминалось ни на 2, ни на 5 курсах. Поскольку научные объединения студентов на факультете в привычном понимании является недостаточно развитым явлением, то данный вариант студентами не рассматривался.

Более 80% студентов 2 курса (2003 г.) считали себя личностями творческими, понимая под этим

392

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© О.В. Субботина, 2009

«личность неординарную, которая по-своему видит окружающий мир, не зависит от мнения окружающих, полностью погруженную в свою деятельность и отличающуюся талантом». По мнению большинства опрошенных творческая направленность зависит, прежде всего, от самого студента, но есть мнения, что немаловажна роль факультета, его заинтересованность в активных, талантливых и неординарных студентах.

По мнению опрошенных, нет таких препятствий, которые бы мешали творческой реализации студентов, однако, были указаны «недостаток времени» и «финансовые трудности». Картина творческой реализации студентов 2 курса выглядит следующим образом:

1) художественное творчество - 35%;

2) мероприятия университета и художественное творчество - 29%;

3) мероприятия университета - 22%;

4) нигде не участвуют - 14%.

Участие студентов в художественных выставках - это не только возможность показать свой художественный уровень, формирование изобразительной грамоты, но и развитие художественно-культурного опыта представления работы, ответственность за результаты труда. Участие в выставочной деятельности не должно стать для студентов самоцелью, это, прежде всего, выработка стремления к самостоятельной творческой деятельности, активизации уровня полезных знаний, навыков, воспитание волевых качеств, возможности оценить и почувствовать разницу самопрезентации на учебных просмотрах и в стенах музеев, научится уважать творческий труд, индивидуальность мастера, понимать художественную, культурную ценность произведений.

У студентов 1-2 курсов есть возможность участвовать в выставках художественного творчества, но, как правило, они самовыражаются на учебных просмотрах, и лишь наиболее активная часть в выставочной деятельности. Немаловажным фактором студенческой творческой активности, в частности художественной, является взаимодействие с ведущим преподавателем по специальным предметам (рисунок, живопись) и мотивация на самосовершенствование.

Таким образом, младшие курсы (1, 2, 3 курс) наиболее активны и пытаются реализоваться в мероприятиях университета, таких как: Студенческая весна, КВН, мюзиклы, спортивные меропри-

ятия. Студенты 4, 5 курсов ХГФ заявляют о себе в художественном творчестве (наиболее активные и достигшие выставочного уровня часть) занимаясь живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, фотографией, а в последние годы и все более популярной компьютерной графикой. Нужно отметить, что такая картина распределения творческих предпочтений студентов, причем очень явно выраженная, была в период исследования 2003-2006 гг., а также и в предшествующие годы. Старшекурсники были ориентированы на специальные предметы, а о некоторых из них можно было говорить как о вполне состоявшихся художниках.

К 2007/2009 уч. гг. общая картина творческой реализации студентов в целом не изменилась. Младшие курсы активны в мероприятиях университета, а для старших курсов на первом плане художественное творчество и первоначальная реализация в будущей специальности. Однако как показывает анкетирование студентов 2 курса (2008/2009 уч. г.), мероприятиям университета и даже художественному творчеству студенты предпочитают поиск заработка в свободное от учебы время. Данная тенденция все в большей степени укореняется в студенческой среде как гарант иметь уже во время учебы работу, которая в будущем может стать постоянной, причем не только по специальности. Работа для студента очной формы обучения является значительной помехой не только в общественной деятельности, творческой реализации, но и становится показателем снижения успеваемости. Картина творческой реализации студентов 2 курса (2008/ 2009 уч. г.) выглядит следующим образом:

1) художественное творчество - 33%;

2) мероприятия университета и художественное творчество - 19%;

3) мероприятия университета - 14%;

4) нигде не участвуют - 34%.

Наблюдается снижение процента творчески

направленных студентов.

Однако, несмотря на меняющиеся цифры, которые являются следствием изменения жизненных установок молодежи, нужно отметить, что профессиональная мотивация по выбранной специальности является основной в получении высшего образования студентов ХГФ. В ответах на вопрос «готовности к работе в дальнейшем по выбранной специальности» присутствуют различные варианты ответов, так же и работа в смеж-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

393

ных областях деятельности, но студенты отмеча- Библиографический список

ют использование полученных знаний и опыт 1. Субботина О.В. Формирование культурного

творческой деятельности в будущей работе. опыта студентов в музейной образовательной сре-

де: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 190 с.

УДК 37(091)

Л.Б. Тулатова, Е.Д. Бекоева

АДЫГСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ С. СИЮХОВ

КАК СОЗДАТЕЛЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ КНИГ ДЛЯ ЧЕРКЕССКИХ НАРОДОВ

Статья посвящена С. Сиюхову, видному адыгскому педагогу первой половины XX столетия, создателю адыгского алфавита на русской графической основе, а также учебных книг и пособий по изучению адыгского и русского языков в начальной школе. С. Сиюхов в течение тридцати лет вел просветительско-педагогическую работу в Северо-Кавказском регионе, занимаясь проблемами воспитания и образования северокавказских горцев.

Ключевые слова: Северо-Кавказский регион, С. Сиюхов, педагог, просвещение, национальная школа, материнский язык, двуязычие, русский язык в горской школе, адыгский алфавит, национальная письменность, национальный букварь, учебные книги.

Сегодня в сложившихся исторических условиях вопросы поликультурного образования являются основополагающими, а для их решения требуется переосмысление многих представлений об истории культуры и педагогической мысли России, учет исторического опыта образовательной системы разных народов и применение всего прогрессивного, накопленного предшествующей научной мыслью. Целостное рассмотрение развития педагогической мысли и образовательной практики требует современной оценки взглядов, теорий и концепций просветителей и педагогов, вклад которых до настоящего времени замалчивался по конъюнктурным соображениям, либо характеризовался тенденциозно или оставался невостребованным.

Изучение педагогического наследия северокавказских народов, критическое освоение просветительско-педагогических идей их выдающихся просветителей - историков, этнографов, писателей, языковедов - является важной и актуальной задачей, решение которой будет способствовать более широкому использованию прогрессивного потенциала этого наследия в современной образовательно-воспитательной практике.

Заметным вкладом в этом направлении являются педагогические воззрения крупного адыгского просветителя Сефербия Сиюхова, чьи идеи и планы созвучны современному двуязычному образованию и основным принципам его моделирования. Именно в двуязычной системе он

видел перспективу социально-экономического, политического и культурного сосуществования всего российского общества.

Решающим событием для развития и становления просветительско-педагогической мысли в Северо-Кавказском регионе стало присоединение его к России, с которой горские народы имели тесные связи, уходящие в древность. Прогрессивные последствия этого исторического акта, произошедшего в конце XVIII столетия, позитивно сказались на духовном развитии горцев (в крае начали появляться первые светские школы). Постепенно шел процесс взаимовлияния и взаимообогаще-ния культур русского и многонационального и по-ликонфессионального кавказского народов.

XIX век дал несколько поколений кавказской интеллигенции. Лидером адыгского просветительства третьего поколения стал Сефербий Сию-хов (1887-1966 годы). Он вошел в историю народов Северного Кавказа как один из выдающихся лидеров адыгского просвещения, мыслитель-гуманист, писатель и просветитель, сторонник социальной справедливости, равноправия и мира между народами Кавказа и Россией. Его деятельность составила целую эпоху в развитии и становлении системы образования не только в Адыгее, но и на Северном Кавказе [1]. С. Сиюхов публиковал статьи, очерки, писал учебники, участвовал в реализации планов и программ просвещения, однако в 1930 году он был арестован по обвинению в «буржуазном национализме» и про-

394

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© Л.Б. Тулатова, Е.Д. Бекоева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.