ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Л.Б. Тулатова
Л.Б. Тулатова
а СИЮХОВ О ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема повышения авторитета русского языка сегодня обсуждается по. всеместно. Но в современных условиях большую остроту приобрела и проблема двуязычия. Однако внедрение концепции взаимосвязанного обучения языкам в национальной школе не получило еще повсеместного развития и требует дальнейшего теоретического обоснования технологии такого обучения применительно к современным условиям конкретного национального региона. В реформируемой России нестабильного XXI века язык, как главный признак этнической принадлежности, легко становится первопричиной конфликтных ситуаций, но он может также быть и средством их решений. В нашей стране в условиях новой языковой политики вопросы поликультурного образования являются основополагающими при реализации Федеральной госуцар-ственной и региональных программ по сохранению и развитию языков народов, населяющих Россию. Значительно повышается и роль русского языка, как языка межнационального общения.
При решении данной проблемы следует учитывать и исторический опыт образовательной системы разных народов, в том числе и С. Сиюхо-ва, выдающегося северокавказского просветителя конца XIX - первой трети XX столетий, который придавал большое значение параллельному образованию на родном и русском языках для межнациональных контактов.
Адыгский просветитель Сефербий Сиюхов (1887-1966 гг.), выходец из бедной крестьянской семьи, в дореволюционные годы работал сельским учителем, заведовал педагогическими курсами, опубликовал десятки статей, посвященных проблемам состояния и организации школьного образования [4, с. 132]. Помимо многочисленных публикаций в газетах и журналах, посвященных системе организации обучения в горских школах, им написан целый ряд учебников и методических пособий на основе параллельного образования на родном и русском языках. Просветитель придавал большое значение такому типу образования для межнациональных контактов и общения в формировании единства и взаимосвязи общих этических и эстетических ценностей.
Цель настоящей статьи - выяснить, каковы были педагогические условия, в которых могли наиболее эффективно использоваться организационные формы обучения русскому языку в поликультурной среде Северо-Кавказского региона в двадцатые годы прошлого века. Сформулируем задачи нашего небольшого исследования: 1) охарактеризовать способы реализации основных дидактических принципов в условиях обучения русскому языку в национальной школе в начале двадцатого столетия в рамках билингваль-ного образования; 2) описать способы активизации усвоения русского языка учащимися национальной школы, предложенные С. Сиюховым.
Его деятельность была направлена на разработку научно-методических основ родного языка и поиски возможностей рационального использования русского и родного языков. С. Сиюхов считал родной язык важнейшим средством развития детей и приобретения ими первоначальных знаний, в связи с чем требовал сделать его основой обучения. Он утверждал, что путь к двуязычию начинается с родного языка и что обучение и воспитание ребенка в первые дни его пребывания в школе необходимо проводить на родном языке, на котором он мыслит. Если же сразу начинать с незнакомого языка, то произойдет задержка его умственного развития. А при последующем обучении русскому языку учитель может опираться на те знания и умения, которые ребенок получает на уроках родного языка. Вместе с тем, он хорошо понимал огромное значение русского языка для прогрессивного развития народов Северо-Кавказского региона, поэтому стоял за его широкое изучение в школе. Целью преподавания русского языка национальным меньшинствам, считал он, является «не обрусение их, а достаточное усвоение этого могущественного оружия для культурного общения с большинством населения» [2].
С. Сиюхов знал, что русский язык необходим как важнейший культурно-образовательный предмет, как средство культурного и экономического общения, кроме того, он нужен для овладения средним и высшим образованием, для знакомства с богатейшей русской и мировой художественной литературой.
74
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 8, 2006
© Л.Б. Тулатова, 2006
С Сиюхов о проблемах изучения русского языка в национальной школе
В своих трудах С. Сиюхов изложил систему организации обучения в национальных школах. Учитывая национальные особенности народов окраины, он составил учебные планы, учебные программы по русскому языку для национальных школ первой ступени [1, с. 34]. При создании своих учебников С. Сиюхов умело использовал прогрессивные идеи К.Д. Ушинского, который, изучив характер образования у ряда народов Европы, пришел к выводу о существовании у каждого народа своей системы воспитания, заключающей огромные воспитательные возможности. Для С. Сиюхова характерно широкое использование устного народного творчества в образовательной и воспитательной работе, творческое осмысление народных традиций и народного опыта по воспитанию подрастающего поколения.
Достоинством этих учебных пособий является яркость, образность и доступность материала, нравственно-этическая направленность включенных текстов, отсутствие излишней перегруженности ненужными фактами, понятиями. Эти учебные книги способствовали интегрированию личности учащегося в общероссийскую культурную среду и формировали у него не только языковую и коммуникативную компетенцию, но и культу-роведческую. Автор пытался научить учащегося-горца видеть в языке отражение характера народа, его представлений, симпатий и антипатий и творчески пользоваться этими знаниями и умениями в межкультурном общении.
В 1927 году С. Сиюхов совместно с З. Троицкой и Е. Урываевой издает пособие для учителей «Русский язык в горской школе» [3]. Эта книга явилась первым интересным опытом постановки вопроса о роли и месте русского языка в горской школе, стала практическим руководством по введению детей горцев в «орбиту» русского языка. В предисловии к пособию читаем: «Целесообразно и правильно поставленные первые шаги школьной работы являются, как известно, залогом дальнейшей заинтересованности детей и продуктивности работы. Приводимый в данной книге натуральный метод как метод, сообразный детской природе, нужно признать наиболее целесообразным и практичным» [3, с. III], то есть авторы используют метод природосообразности обучения.
Постановка изучения русского языка в горских школах имела в начале двадцатого столетия целый ряд существенных дефектов в процессе обучения. Это - и полное отсутствие целевой
установки и плана, случайность и хаотичность в выборе материала, и нехватка выработанных методических приемов, и полное отсутствие удачных учебников и учебных пособий.
Авторы книги надеялись, что их учебник поможет учителю работать над собой, быть в курсе всех современных требований, научно-педагогических и методических достижений. Они считали необходимым дать педагогу такие руководства, такие учебники, по которым ему будет легко заниматься.
Книга «Русский язык в горской школе» оригинальна по содержанию и стилю включенных в нее материалов. Она состоит из пяти частей - предисловия, описания задач и методов преподавания, лексических уроков, игр, программ по русскому языку в горских школах первой ступени.
На примере преподавания русского языка в национальной школе С. Сиюхов продемонстрировал, как должен осуществляться переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому. Как и К.Д. Ушинский, С. Сиюхов придавал большое значение наглядности в процессе обучения; он указывал, что реализовать принципы сознательности можно только тогда, когда все обучение пронизывает наглядность в соответствии с возрастом детей.
Обучение учащихся-горцев, считал С. Сию-хов, должно проводиться натуральным или естественным методом, главные принципы которого и сегодня используются при изучении иностранного языка, например, слова, обозначающие предметы, заучиваются при помощи этих самых предметов, их моделей или рисунков; при изучении слов должны участвовать не только зрение и слух учащихся, но в соответствующей мере и осязание, и обоняние, и вкус.
Как известно, главную трудность для учащихся национальных школ представляет не лексика русского языка, а грамматические формы речи, поэтому в первый год обучения, по мнению С. Сиюхова, грамматика должна проходиться исключительно упрощенно и практически без теоретических рассуждений и заучивания правил в соответствии с дидактическим принципом учета возрастных особенностей детей.
Для того, чтобы у детей как можно раньше возникла потребность понимать русскую речь и говорить на русском языке, Сиюхов считал важным включать их в речевую деятельность. Поэтому следующий раздел учебника «Русский язык в горской школе» представляет собой так называе-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 8, 2006
75
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
мые лексические беседы, их всего 57. Они представляют собой диалоги, на основе представленных в книге тем школьной программы. При этом участие учащихся в этой работе должно выражаться в самых активных формах: ученики рассказывают, читают, декламируют, разыгрывают сценки, задают друг другу вопросы и отвечают на них. Все беседы описаны достаточно подробно, вплоть до диалогов учителя и учеников.
Автор учебника считал, что успех усвоения русского языка находится в прямой зависимости от количества целесообразных, сознательных, устных и письменных упражнений, поэтому настоятельно рекомендовал систематически и неуклонно повторять через известные промежутки времени пройденный материал для того, чтобы, заучивая новые слова, новые фразы, новые сведения, еще крепче закреплять старый материал. Для создания интереса к предмету обучения педагог считал необходимым классные занятия чередовать с играми, пением и музыкой.
Большое внимание, по мнению Сиюхова, должно уделяться и работе с родителями, а также внеклассной работе. Он считал обязательным проводить родительские собрания, как и внеклассные чтения, занятия, экскурсии. А также рекомендовал проводить лекции для родителей и учащихся с использованием наглядных материалов, приглашать их на литературные и музыкальные спектакли, выставки, справедливо считая, что все это будет содействовать уважению к учителю и доверию к школе.
Просветитель предлагал проводить на уроках и выразительное чтение, то есть таким образом создавать эмоциональный фон обучения. При этом в книге даются конкретные рекомендации, которым нужно следовать учителю для достижения лучшего результата.
Особо автор указывал на необходимость знания детьми этических норм, правил, традиций и следования им на практике. При коммуникативном общении большое внимание на уроках рекомендовалось уделять развитию речевых умений учащихся в стереотипных ситуациях. В процессе уроков-бесед дети учились соблюдать чистоту в общественных местах, достойно вести себя с учителями и учащимися, правильно общаться дома и в школе, получали навыки социального общения, то есть обучение носило воспитательный характер.
Важное место в горской школе, по мнению С. Сиюхова, должны были занимать игры, которые,
с одной стороны, доставляют удовольствие, с другой - развивают физически и умственно, обогащают запасом новых представлений, слов, образов. Выбор типа ролевой игры зависит от уровня развития ребенка, степени овладения им устной речью, поэтому, учитывая, что русский язык для горских детей являлся иностранным, С. Сиюхов детально разрабатывал сценарий с учетом принципа доступности обучения. Целью игр являлось формирование способности обучаемого ребенка правильно использовать язык в простейших бытовых.
Кроме воспитывающего и развивающего значения для ребенка, считал педагог, игра очень важна и для воспитателя. Игра сближает детей с педагогом, открывает педагогу доступ во внутренний мир ребенка и дает возможность подметить все основные особенности характера, как всей группы, так и каждого в отдельности, определяя пути подхода к ребенку.
Итак, книга «Русский язык в горской школе» является первой удачной попыткой составления учебников по русскому языку для национальных школ. Книга содержит богатые материалы по развитию устной речи учащихся. Таким образом, на наш взгляд, работа Сиюхова, незаслуженно забытая исследователями, представляет особую ценность и научно-практическую значимость в современных реалиях Кавказа и России.
В заключении хочется еще раз отметить, что работа С. Сиюхова, направленная на создание национальных школ с параллельным образованием на двух языках и высокая оценка им роли родного языка в просвещении народных масс свидетельствуют о дальновидности и прогрессивном характере его научной и практической деятельности.
Библиографический список
1. Бузаров К.И., Бузаров Аз.К. Сефербий Си-юхов // Сефербий Сиюхов - адыгский просветитель. - Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1991. - С. 5-44.
2. Крыжановский Г.Я. К вопросу о месте русского языка в Адыгейской школе (В порядке обсуждения) // Адыгейская жизнь. - 1927. - 11 января.
3. Сиюхов С., Троицкая З., Урываева Е. Русский язык в горской школе.- Ростов-на-Дону: Крайнациздат, 1927. - 139 с.
4. Хашхожева Р.Х. Сефербий Сиюхов // Адыгские просветители XIX - начала XX века. -Нальчик: Эльбрус, 1993. - С. 132-141.
76
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 8, 2006