Научная статья на тему 'Диагностика ценностно-ориентационной сферы личности работника сферы сервиса и туризма как метод социального самоопределения'

Диагностика ценностно-ориентационной сферы личности работника сферы сервиса и туризма как метод социального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татаренко Инна Ивановна, Ожева Светлана Борисовна

В статье отражены наиболее значимые результаты социологического исследования ценностно-ориентационной сферы личности работника сферы сервиса и туризма. Определены оптимальные методики диагностики ценностно-ориентационных детерминант. Уточнены мотивирующие факторы и условия их наиболее эффективного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татаренко Инна Ивановна, Ожева Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика ценностно-ориентационной сферы личности работника сферы сервиса и туризма как метод социального самоопределения»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.61:379.81 ББК 60.564.0 Т 23

Татаренко И.И., Ожева С.Б. Диагностика ценностно-ориентационной сферы личности работника сферы сервиса и туризма как метод социального самоопределения

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье отражены наиболее значимые результаты социологического исследования ценностноориентационной сферы личности работника сферы сервиса и туризма. Определены оптимальные методики диагностики ценностно-ориентационных детерминант. Уточнены мотивирующие факторы и условия их наиболее эффективного воздействия.

Ключевые слова:

Ценностно-ориентационная сфера личности, самоопределение, ценностно-ориентационные детерминанты, социально-культурный сервис и туризм.

Tatarenko I.I., Ozheva S.B. Diagnostics of axiological-orientation sphere of the person working in the field of service and tourism as a method of social self-determination

Abstract:

The paper provides the most significant results of sociological research on axiological-orientation spheres of the person working in the field of service and tourism. Optimum techniques of diagnostics of axiological-orientation determinants are determined. Motivating factors and conditions of their most effective influence are specified.

Key words:

Axiological-orientation sphere of the person, self-determination, axiological-orientation determinants, social and cultural service and tourism.

Вопрос о возможности диагностики особенностей ценностно-ориентационной сферы личности предполагает анализ ряда взаимосвязанных проблем. Назовем важнейшие из них, подразумевая, что подходы к их решению могут быть в разной степени ориентированными на теоретические разработки проблем ценностно-ориентационной сферы личности работника сферы сервиса и туризма и на поиск средств методической фиксации (диагностики, измерения) эмпирических показателей. В аспекте теоретического рассмотрения это, во-первых, изучение особенностей ценностно-ориентационной сферы личности работника сферы сервиса и туризма. Во-вторых, это теоретические обоснования способов диагностики ценностных ориентаций, которые подразумеваются в качестве конкретных форм мотивационной регуляции деятельности или действий человека.

Ценностно-ориентационная сфера личности - это уникальная иерархия индивидуальных характеристик, формирующихся в течение всей жизни индивида, адаптированная к одобряемой групповым большинством системе общественных ценностей [1]. Поскольку ценностно-мотивационная сфера является центральным ядром профессиональной деятельности личности, определяющим побудительную сторону ее поведения (Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Г. Рогов), а самоотношение и каузальная атрибуция отражают причинно-следственную его интерпретацию (Е.П.Ильин, Х.Хекхаузен), изучение их участия в процессе профессионального самоопределения работников сферы сервиса и туризма позволяет составить представление об особенностях развития личности в измененных условиях жизнедеятельности.

В социологии практически не имеется данных о характере взаимосвязей составляющих ценностно-мотивационной сферы личности работника социальнокультурного сервиса и туризма и их динамике в процессе профессионального самоопределения личности. Отмеченное противоречие позволило обозначить

исследование этой взаимосвязи и динамики ее изменения в процессе профессионального самоопределения работников сферы сервиса и туризма в качестве актуальной проблемы исследовательской работы. Кроме того, тендерные особенности пронизывают все структуры личности, в связи с чем учитывалась необходимость исследования процесса социального самоопределения в зависимости от ценностно-ориентационных и мотивационных особенностей личности, что уточнило характер исследования.

По нашему мнению, проблема профессионального самоопределения - одна из важнейших в жизни человека. Профессиональное самоопределение, являясь способом самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности, важнейшей линией ее жизненного и личностного самоопределения, вызывает большой интерес исследователей.

С точки зрения социологического подхода самоопределение рассматривается по отношению к поколению в целом и характеризует его вхождение в определенные социальные структуры и сферы жизни и его стабилизацию в этих социальных структурах и сферах. Виды самоопределения: профессиональное, личностное, семейное и т.д. соответствуют видам этих структур и сферам жизни. Критериями самоопределения являются включения в те или иные сферы жизни, а жизненные события, такие, как поступление в высшее учебное заведение, поступление на работу, вступление в брак и т.д., которые фиксируют эти включения и с социологической точки зрения, являются этапами самоопределения (М.Р. Гинзбург).

На наш взгляд, существует целый перечень ценностно-ориентационных детерминант, способствующих профессиональному и социальному самоопределению в сфере сервиса и туризма. Они являются профессионально важными для любого работника социально-культурной сферы, поэтому должны учитываться при назначении на конкретную должность и определении круга обязанностей. К ним следует отнести: мотивационно-целевую направленность; волю и чувства; познавательную сферу личности; накопленный личный опыт (знания, психомоторные умения и навыки).

Мотивационно-целевая направленность представляет собой свойство личности, которое в качестве устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций доминирующих мотивов, связанных с целями, определяет характер поступков любого человека, в том числе и работника социально-культурной сферы [2]. К мотивирующим факторам относятся: потребности как источники активности (почему человек стал проявлять активность); имеющие смысловое значение причины (собственно мотивы), определяющие выбор направленности и характера поведения (отчего и ради чего произведен выбор каких-либо действий, почему действия были направлены на данный объект); установки как способы регуляции динамики поведения (каким образом осуществляется регуляция динамики активности человека). Воля и чувства являются необходимыми условиями для развития личности работника социально-культурной сферы. А развитая познавательная сфера и накопленный социальный опыт обеспечивают качественную профессиональную деятельность.

Учитывая важность социально-культурной сферы, каждый её работник должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы возможность узнать свои особенности в сравнении с другими, более эффективно использовать свои положительные и нейтрализовать отрицательные качества. Руководитель, кроме того, заинтересован в аналогичной информации о своих подчиненных для рационального использования ресурсов -как явных, материальных, так и ценностно-ориентационных. Поэтому знание основных ценностно-ориентационных детерминант мотивационной структуры личности представляется весьма полезным, а в некоторых случаях даже необходимым для организации эффективной работы в социально-культурной сфере и туризме.

Работа в социально-культурной сфере разнопланова и успеха в этой деятельности могут достичь самые разные люди. Однако каждому человеку необходимо правильно

выбрать профессию, в зависимости от особенностей своей личности, которые хотя бы частично могут быть выявлены с помощью диагностических методов. К основным методикам диагностики личности относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа) [3].

Авторами было проведено исследование (2008-2009 гг.) среди работников учреждений досуговой сферы, в котором была предпринята попытка диагностировать ценностноориентационные детерминанты личности в социальном самоопределении респондентов на протяжении их профессионального пути. Однако наиболее детально мы попытались проанализировать соответствие выбора респондентов-работников сферы сервиса и туризма своему сегодняшнему профессиональному статусу и динамику содержания ценностно-мотивационной сферы личности респондентов в процессе их становления как работников социально-культурного сервиса и туризма.

Объектом исследования стали работники служб досуга и отделов по связям с общественностью курортного комплекса «Олимпийский-Дагомыс» города Сочи, санаторно-оздоровительного комплекса «Фрегат» г. Новороссийска, гостиницы

«Надежда» г. Краснодара, а также сети дачных отелей «Истра Холидей»

Солнечногорского района Московской области. Выборка была сплошной и включала 269 человек (мужчин - 47 %, женщин -53 %). Предмет исследования - детерминанты в ценностно-ориентационной сфере личности работников данных учреждений, а также влияние их на социальное и профессиональное самоопределение личности.

Исследование проходило в четыре этапа. На первом этапе изучена теория и практика формирования ценностно-ориентационной сферы личности. Второй этап -определение исходных теоретических подходов к разработке инструментария и общей гипотезе исследования; изучение теоретического и фактического материала, касающегося исследования особенностей ценностно-ориентационной сферы личности. Одновременно происходил отбор методов для диагностической и формирующей работы, собирался первичный материал о проявлении компонентов и механизмов ценностно-

ориентационной сферы личности с использованием метода включенного наблюдения и метода экспертной оценки. Проводилась подготовка экспериментального материала. Третий этап - непосредственное проведение эксперимента. Исследовалось влияние основных ценностно-ориентационных детерминант на формирование социального и профессионального самоопределения личности. Четвертый этап - заключительный. На этом этапе обобщались, обрабатывались и систематизировались результаты поставленной проблемы исследования.

Для диагностики типа личности респондентов авторами была использована теория Дж. Холланда, согласно которой существует шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный),

предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Работа в социально-культурном сервисе и туризме разнопланова. Для нее характерны кратковременность, разнообразие, фрагментарность действий при постоянстве цели. Достичь успеха в этой деятельности могут самые разные люди, однако каждому человеку необходимо правильно выбрать индивидуальный стиль, в зависимости от типа (особенностей) своей личности.

Для выявления типа личности нами была использована специальная методика -опросник Дж. Холланда. По результатам этого опроса можно наиболее эффективно организовать работу в рабочих группах и распределить обязанности, согласно

склонностям каждого. Так, результаты диагностики личностных характеристик и профессиональных качеств работников службы досуга и отдела по связям с общественностью курортного комплекса «Олимпийский-Дагомыс» показали, что только в службе досуга 25 % занимают должности, не соответствующие их личностным характеристикам и профессиональным качествам. А в отделе по связям с общественностью таких - 21 % сотрудников. Это можно объяснить тем, что при трудоустройстве человек не всегда имеет возможность выбора и занимается тем, что ему поручили, а не тем, что у него лучше всего получается. Итог такого распределения работников - низкий результат при высоких интеллектуально-физических и материальных затратах. В этой связи можно порекомендовать кадровой службе тестировать сотрудников еще при приеме на работу, а руководителям отделов использовать эту информацию для эффективной организации деятельности в рабочих группах и распределения обязанностей, согласно склонностям каждого.

Методику Холланда, на наш взгляд, эффективно дополняет методика О.Ф. Потемкиной, в которой она предположила, что в ценностно-ориентационной сфере человека можно выделить четыре альтернативные пары ценностных ориентаций: альтруизм - эгоизм, процесс - результат, свобода - власть, труд - деньги. Преобладание тех или других установок во многом определяет поведение человека как в работе, так и в частной жизни. Кроме того, от соотношения ценностных ориентации в значительной степени зависит успешность совместной деятельности людей: эффективно и

бесконфликтно легче работать людям со сходными приоритетами мотиваций. Данные методики, по нашему мнению, взаимодополняют друг друга, дают агрегированный эффект, который помогает работнику социально-культурного сервиса и туризма в социальном и профессиональном самоопределении.

Результаты диагностики ценностно-ориентационных детерминант работников позволили нам выделить следующие три группы:

Первая группа - это гармонично высокомотивированные. Обычно это наиболее эффективные работники при всех условиях. Однако такие люди встречаются довольно редко. Среди респондентов службы досуга таковых только двое, а в отделе по связям с общественностью таких работников нет вообще.

Вторая группа - это низкомотивированные. Обычно такие люди ведут себя пассивно, но в целом их поведение непредсказуемо. Среди работников службы досуга таковых 40 %, а в отделе по связям с общественностью - 50 %.

Третья группа - это люди с дисгармоничной ориентацией, у которых одни ориентации выражены слабо, другие - сильно. Очень редко доминирует одна какая-нибудь установка, обычно их 2 - 3. Такой человек работает эффективно только тогда, когда работа удовлетворяет его ведущую мотивацию. Это наиболее распространенный случай. Служба досуга насчитывает 83 %, а отдел по связям с общественностью - 92 %.

Кроме того, результаты включенного наблюдения показали, что в коллективе наиболее хорошо работают люди, у которых совпадают предпочтительные мотивации. Людям с противоположными мотивационными установками трудно не только работать вместе, но даже просто понимать друг друга. Каждый человек считает естественной именно свою ценностную ориентацию и бессознательно приписывает другим людям сходную мотивацию. Следует помнить, что любой человек (начальник, подчиненный, клиент) может иметь другую, нежели у него, систему мотивационных установок. Представление о ней можно получить не только посредством тестирования, но и с помощью наблюдений.

Результаты исследований подтвердили необходимость использования диагностических методов в оценке персонала социально-культурной сферы для грамотного распределения обязанностей в рабочих группах, а также для оказания помощи сотруднику в социальном самоопределении. В этой связи можно порекомендовать метод комплексной социально-психологической оценки персонала, основанный на

использовании системы взаимодополняющих методик для изучения реального рабочего поведения и потенциала сотрудников фирмы с учетом особенностей требований конкретных должностей.

Так, анализ работы сотрудников санаторно-оздоровительного комплекса «Фрегат» г. Новороссийска показывает, что персонал обладает всеми необходимыми навыками работы с гостями, что позволяет создать идеальные психологические условия отдыха. Для обслуживающего персонала характерны следующие особенности, которые обеспечивают хорошее обслуживание:

- эффективная невербальная и вербальная коммуникативность;

- чувствительность к специализированным нуждам и способность распознавать невысказанные потребности;

- предоставление обходительного обслуживания, советов и информации;

- реклама заведения, его продукции и видов сервиса;

- пропаганда местных достопримечательностей и особенностей;

- стремление узнать насколько возможно больше о потребностях их клиентов и в итоге получить отзывы об уровне их удовлетворенности.

Проведенная нами диагностика подтвердила, что основные личностные факторы, способствующие деловому успеху, таковы:

- преобладание мотивации достижения, четкое представление о своих целях, желание добиться успеха;

- определенный уровень интеллекта, адекватная самооценка, предприимчивость, умение анализировать ситуацию и предвидеть ее развитие;

- сочетание противоположных морально-нравственных качеств: отсутствие морально сдерживающих стереотипов и умение подчиняться правилам;

- саморегуляция поведения в различных ситуациях, способность выбрать

адекватную линию поведения, в том числе быстрота реакции и находчивость;

- хорошо развитые коммуникативные способности - умение общаться,

нравиться, убеждать;

- соответствующие профессиональные навыки и знания, умение и желание

постоянно учиться, профессиональное творчество, коммерческая хватка;

- творческая инициатива, креативность.

Эти группы личностных качеств являются профессионально важными для любого работника социально-культурной сферы.

Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать, что работа в социальнокультурной сфере такова, что в ней может «найти себя» практически любой человек с самыми разными интересами. Но это, прежде всего, творческая работа и работа с людьми. Можно работать в искусстве, в шоу-бизнесе. Но можно выбрать работу бухгалтера и иметь дело не с клиентами, а с их финансовыми документами. При других склонностях можно найти место в управлении производством, технологическими процессами или в экологических и природоохранных организациях и фондах. Важно найти именно свое место в социуме.

В нашей стране социально-психологические методы в оценке персонала социально-культурной сферы и туризма еще не получили широкого применения, но в будущем, наверняка, станут весьма популярными. Все это будет способствовать эффективной социальной адаптации работника в трудовом коллективе, совершенствованию его профессиональной деятельности и развитию общества в целом.

Примечания:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. С. 137-303.

2. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности. М., 1990. 158 с.

3. Соколова Е.Т. Проектированные методы исследования личности. М., 1980.

References:

1. Andreeva G.M. Social psychology. M., 1998. P. 137 - 303.

2. Petrova Z.A. Methodology and a technique of sociological researches of cultural - rest time

activity. M., 1990. 158 pp.

3. Sokolova E.T. Design methods of research of the person. M., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.